Что нужно для того, чтобы открыть частый музей? В какой ОПФ его регистрировать?

Содержание
  1. Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами
  2. Преимущества и недостатки открытия музея
  3. Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение
  4. Как открыть музей с нуля?
  5. Месторасположение и помещение для музея
  6. Персонал музея
  7. Топ 5 интересных музеев мира
  8. Затраты частного музея
  9. Финансовые показатели бизнеса
  10. Оценка привлекательности бизнеса журналом Finzz.ru
  11. Бизнес-идея открытия частного музея
  12. Какие документы нужны для открытия частного музея
  13. Выбор помещения для музея
  14. Какое оборудование выбрать для частного музея
  15. Формы работы с посетителями в музее
  16. Сколько можно заработать на частном музее
  17. Сколько нужно денег для старта бизнеса
  18. Какой ОКВЭД указать при регистрации
  19. Какие документы нужны для открытия музея
  20. Какую систему налогообложения выбрать при регистрации деятельности
  21. Нужно ли разрешение на деятельность
  22. Технология открытия музея
  23. Новичку в открытии частного музея
  24. Как открыть собственный музей
  25. Пройдите регистрацию
  26. Найдите помещение
  27. Сделайте ремонт
  28. Соберите команду
  29. Сделайте максимум при открытии
  30. Зарабатывайте
  31. Бизнес-план частного музея
  32. Преимущества и недостатки открытия музея
  33. Определение тематики
  34. Регистрация
  35. Расположение и поиск помещения
  36. Экспонаты
  37. Подбор персонала
  38. Вложения на старте и текущие расходы
  39. Доходы
  40. Подсчёт прибыли
  41. Заказать бизнес план
  42. Почему частные музеи не спешат становиться на государственный учет
  43. В тени теплее?
  44. Вписан – значит защищен

Как открыть музей с нуля: бизнес план с расчетами

Что нужно для того, чтобы открыть частый музей? В какой ОПФ его регистрировать?

Музей является одним из видов развлекательного бизнеса и для его открытия необходим тоже подход. Рассмотрим основные преимущества и недостатки открытия бизнеса, ключевые факторы успеха, а также финансовые показатели бизнеса (структуру расходов и доходность). Разберем выбор формы организации юридического лица для открытия музея. В статье рассмотрим как открыть музей с нуля.

Преимущества и недостатки открытия музея

Основная целевая аудитория музея: дети, студенты и молодежь до 30 лет. Существует множество подвидов музея, ориентированные на своих посетителей. Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки создания бизнеса.

Преимущества Недостатки
Простота открытияВысокие арендные платежи за помещение в центре города
Не требует наличия большого количества персоналаНаличие экспертных знаний при составлении коллекции
Уникальная коллекция повышает конкурентоспособность и привлекательность для целевой аудиторииНеравномерность распределения посетителей, большинство посетителей приходится в выходные, в будни с 19:00-22:00

Многие известные музеи начинали свои существование с частных коллекций, к примеру: Третьяковская картинная галерея, музей советских игровых автоматов в Москве, музей ретро автомобилей и т.д.

Музей может создаваться как коммерческая организация с целью извлечения прибыли и собственное финансовое обеспечение.

Если музей предполагает свое функционирование за счет внешнего финансирования, пожертвований и вкладов участников, то музей регистрируется как НКО (некоммерческое объединение).

★ Инвестиционная оценка для бизнес-плана в Excel. Расчет NPV, IRR, DPP, PI за 5 минут

Скачать 100% уникальный бизнес-план музея (33 стр. в word)

Как открыть частный музей с нуля: регистрация бизнеса, налогообложение

Для регистрации в налоговой инспекции частного создается: ИП или ООО. В таблице ниже анализируются основные преимущества, а также необходимый перечень документов для каждой из форм бизнеса. При регистрации по ОКВЭД выбирайте основную деятельность:

92.52- “Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий”

Форма организации бизнесаПреимущества использованияДокументы для регистрации
ИП (индивидуальный предприниматель)Используется для открытия небольшого узкотематического музея (80-100м²). Количество персонала 1-2
  •  квитанция об оплате госпошлины (800 руб.);
  • заверенное заявление у нотариуса  по форме №Р21001;
  • заявление о переходе на  УСН (иначе будет по умолчанию ОСНО);
  • копия всех страниц паспорта.
ООО (общество с ограниченной ответственностью)Используется для открытия крупного музея (>100м²), привлечения дополнительного финансирования, масштабировании, капитальном строительстве
  • заявление по форме №Р11001;
  • устав ООО;
  • решение об открытии ООО или протокол при наличии нескольких учредителей (партнеров);
  • квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей;
  • заявление о переходе на УСН.

По закону уставной капитал ООО не может быть меньше 10 000 руб.!

Оптимальным выбором системы налогообложения для музея будет упрощенная система налогообложения (УСН) с начислением налога от доходов с процентной ставкой 6% (при условии, что более 70% доходов формируются за счет музейной деятельности!).

Кроме того деятельность музеев относится к льготитуемым видам и для них применяются пониженные процентные ставки по страховым взносам в ПФР, ФСС и ФОМС  26%, тогда как для других видов деятельности 34%.

Как открыть музей с нуля?

В данном видео подробно рассказывается как открыть частный музей на примере опыта соучредителя музея занимательных наук “Экспериментаниум” Натальи Потаповой: какие основные сложности возникают в процессе открытия, как это сделать без поддержки государства и т.д.

Месторасположение и помещение для музея

Для музея часто требуется большие пространства и помещения от 300 и до 1000 м². Крупные помещения увеличивают арендную плату и постоянные затраты бизнеса. Особенно издержки по аренде отражаются в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, где в центре города стоимость 1м² начинается от 10000 руб.

Сложность открытия музея в центре заставляет конкурировать с бизнес объектами, офисами с высокой арендной платой. Поэтому часто музеи открываются в бывших промышленных объектах: электростанциях (галерея Тейт Модерн в Лондоне), винзаводе (музей “Винзавод” в Москве).

Если помещение небольшое до 300м², то экономически выгоднее будет купить помещение, при больших площадях выгоднее аренда. 

Так как музеи относятся к развлекательным заведениям расположение должно быть в места отдыха жителей или посещений туристов.

[attention type=yellow]

Важной особенностью при выборе месторасположения музея является его пешая доступность, чем ближе он располагается к местам отдыха и оживленного скопления людей тем сможет привлечь большее количество посетителей.

[/attention]

Отлично подходят парковые зоны, к примеру, Парк Горького в Москве, где рядом располагается мужей современно искусства “Гараж” и Центральный Дом Художника (ЦДХ), рядом с ВДНХ располагается музей “Космонавтики”, а рядом с зоопарком “Московский планетарий”.

Большинство культурных объектов располагается в центре города (более 80% музеев в Москве располагаются в пределах бульварного кольца) и в непосредственной близости между собой, что создает культурно-развлекательный кластер.

Если вы не располагаете первоначально помещением, то можно делать выставки экспонатов в помещениях других музеев. Для этого необходимо договориться о представлении своей коллекции и ее рекламе.

Персонал музея

Основной персонал музея: эксперт, осуществляющий учет вновь поступающих экспонатов, экскурсовод, бухгалтер, контент-менеджер, осуществляющий поддержку и наполнение сайта.

Если коллекция направлена на иностранных туристов, то важна роль экскурсовода владеющим английским, немецким или китайским.

 Следует заметить, что экспонаты музея в бухгалтерии учитываются как основные средства и не подлежат амортизации.

Топ 5 интересных музеев мира

Существует множество интересных музеев и коллекций, мы привели 5 интересных музеев.

  1. “Международный музей и исследовательский центр НЛО” (Розуэлле штат Нью-Мексико, США) – был основан в 1991 году и представляет собой коллекцию фотографий и наблюдений НЛО. Ориентирован на фанатов, фантастов и любителей эзотерики.
  2. “Музей Star Wars” – музей любителей и поклонников культового фильма “Звездные войны”.
  3. “Музей Советских игровых автоматов” – для всех родившихся в СССР и ощущающих ностальгию по тому времени.
  4. “Музей плохого искусства” (США, штат Массачусетс) – собраны из экспонатов, которые не запрещены к показу в других музеях.
  5. “Музей бокса” – ориентирован на любителей и профессионалов бокса, открыт во дворце спорта Жан-Клода Бутьера в Саннуа.

Можно заметить, что успех музея был обусловлен узкой направленностью на конкретную целевую группу: фантасты, любители фильма Star Wars, спортсмены, жители СССР и т.д. Важно брать достаточно большую целевую группу при создании своего музея, это обеспечит постоянный приток посетителей.

Затраты частного музея

Первоначальные инвестиционные затраты на открытие частного музея ~1200 000 руб. (мебель ~200 000 руб., ~стеллажи 100 000 руб., витрины ~100 000 руб., отделка и ремонт помещения ~400 000 руб., приточно-вытяжная вентиляция ~500 000 руб.).

Самые большие затраты музея на составление/покупку экземпляров коллекции!

Ключевые постоянные затраты после открытия музея: аренда помещения, включая коммунальные платежи, заработная плата, издержки по содержанию коллекции, продвижению и рекламе в интернете, текущие затраты на типографию и прочие страховые расходы с ПФР, ФСС и ФОМС.

Основные затраты приходятся на аренду помещения, поэтому для снижения издержек рекомендуется задействовать: промышленные объекты, цокольные этажи, полуподвальные помещения в центре города.

Так же рекомендуется создать резервный фонд на оплату ключевых затрат (аренда и заработная плата сотрудникам) на один год вперед, это позволит функционировать даже при неблагоприятных изменений рынка и убытках.

Финансовые показатели бизнеса

Основное время посещения музея – это вечерние часы (19:00-22:00) в рабочие дни и выходные. Это создает неравномерность поступления денежного потока. Средний чек в музеи составляет 300-700 руб.

, можно привлекать различными скидками, акциями и бонусами студентов и молодежь в дневное время. Окупаемость частного музея составляет 1.5-3 года. Ежемесячная выручка музея составляет ~500 000 руб.

, чистая прибыль за вычетом постоянных затрат ~100 000 руб.

★ Инвестиционная оценка для бизнес-плана в Excel. Расчет NPV, IRR, DPP, PI за 5 минут

⊕ Скачать 100% уникальный бизнес-план музея (33 стр. в word)

Оценка привлекательности бизнеса журналом Finzz.ru

Рентабельность бизнеса (3.0 из 5)Привлекательность бизнеса3.3
Окупаемость проекта (3.0 из 5)
Простота создания бизнеса(3.8 из 5)
Открытие частного музей как бизнес будет успешно только при ориентации на конкретную целевую аудиторию (поклонники Star Wars, спортсмены боксеры, рожденные в СССР и т.д.) и четкое понимание, что им может быть интересно и что волновать в создаваемой коллекции. Второй важный аспект это месторасположение музея, рекомендуется его располагаться в центре города в местах скопления отдыхающих людей и туристов. Срок окупаемости первоначальных затрат ~1.5-3 года в зависимости от размера целевой аудитории.Оценка журнала finzz.ru

Источник: https://finzz.ru/kak-otkryt-muzej-s-biznes-plan.html

Бизнес-идея открытия частного музея

Что нужно для того, чтобы открыть частый музей? В какой ОПФ его регистрировать?

  • 1 Какие документы нужны для открытия частного музея
  • 2 Выбор помещения для музея
  • 3 Какое оборудование выбрать для частного музея
  • 4 Формы работы с посетителями в музее
  • 5 Сколько можно заработать на частном музее
  • 6 Сколько нужно денег для старта бизнеса
  • 7 Какой ОКВЭД указать при регистрации
  • 8 Какие документы нужны для открытия музея
  • 9 Какую систему налогообложения выбрать при регистрации деятельности
  • 10 Нужно ли разрешение на деятельность
  • 11 Технология открытия музея
  • 12 Новичку в открытии частного музея

Если Вы увлекаетесь коллекционированием, то бизнес-идея организации частного музея — один из лучших вариантов извлечь из собственного хобби финансовую выгоду.

В нашей стране деятельность музеев не лицензируется, поэтому задачи, которые необходимо будет решить для открытия частного музея, будут немногим отличаться от задач, стоящих перед будущим владельцем магазина.

Какие документы нужны для открытия частного музея

Необходимо выбрать юридическую форму, в которой будет существовать музей, для небольшого учреждения можно обойтись и ИП.

Часто регистрируют ООО. Известны случаи создания музеев в форме некоммерческой организации.

Это не лишает владельца возможности вести коммерческую лояльность, но повышает шансы при получении финансовой помощи от государства.

Выбор помещения для музея

Желательно чтобы оно находилось в собственности владельца.

Переезд для музея равноценен даже не пожару, а извержению вулкана.

И сложности возникают не только из-за транспортировки хрупких экспонатов и оборудования.

Музей не может себе позволить кочевать, так как посетители привязываются именно к месту. И с переездом можно большую часть их потерять.

Другими важными требованиями к помещению являются:

  • отсутствие соседей в здании или сведение их к минимуму (это убережет от затоплений и других коммунальных приключений);
  • подходящие условия для приема больших групп посетителей (должны быть соответствия пожарным требованиям и т.д.);
  • наличие охраны и сигнализации (слово «музей» привлекает мошенников);
  • расположение в доступном месте, где музей с легкостью найдут и местные жители и туристы (наличие удобной парковки обязательно).

Какое оборудование выбрать для частного музея

Большинство музеев демонстрируют экспонаты в витринах.

Они защитят коллекцию от грязи пыли и солнечного света, от прикосновений посетителей. Витрины бывают напольные, настенные, снабженные зеркалами и так далее.

Обязательно приобретайте оборудование, которое можно запереть на замок.

Не менее важно освещение. Придется позаботиться о точечной подсветке экспонатов и общем освещении зала. Это необходимый минимум.

Кроме этого в музейной деятельности используют:

  • голограммы;
  • диорамы;
  • проекторы;
  • плазмы;
  • звуковое оборудование;
  • информационные киоски.

Все это позволит сделать экспозицию яркой и запоминающейся.

Если возникнет желание стереть грань между посетителем и экспонатом, конечно можно сделать открытую демонстрацию и разрешить трогать музейные предметы, но при большом потоке посетителей они долго не продержаться.

Лучше организовать отдельную интерактивную зону, где посетители смогут вдоволь фотографироваться со специальными экспонатами, отданными в жертву.

Формы работы с посетителями в музее

Не стоит думать, что найдя помещение и красиво разложив вещи по витринам можно сесть и ждать посетителей.

Вряд ли кто-то придёт. Посетителя нужно привлекать и предлагать ему разные формы досуга.

Обязательно организуйте сайт, вложитесь в рекламу. Заранее придумайте, как Вы будете принимать посетителей.

Особенно важно проработать маршрут и содержание экскурсии. В штате должен быть специалист, отвечающий только за это направление работы.

[attention type=red]

Решите, будут ли у Вас экскурсии проходить постоянно по графику или их можно будет заказать на удобное время.

[/attention]

Кроме этого музеи проводят и разные другие мероприятия:

  • свадьбы;
  • дни рождения;
  • мастер-классы;
  • новогодние елки;
  • тематические вечера;
  • публичные лекции.

Необходимо постоянно создавать информационные поводы, говорить о себе.

Активно участвовать в городских событиях, посещать туристические выставки, музейные фестивали и конференции.

В экспозиции обязательно должен быть выставочный зал, в котором хотя бы 3 – 4 раза в год нужно открывать новую выставку.

Например, если музей посвящен утюгам, открыть вставку самых маленьких утюгов или показать предметы, которые заменяли утюг нашим предкам.

Новая выставка всегда привлекает в музей даже тех, кто в нем уже не раз бывал.

Музей может приносить своему владельцу солидный доход.

Однако в отличие от многих других видов бизнеса он первое время может приносить только дополнительные расходы.

Прежде чем посетители узнают о нем и полюбят его.

Прежде чем туристические фирмы начнут доверять и заключать договора и включать новый музей в свои маршруты, может пройти не один год. Музей — дело для терпеливых.

Пошаговый план открытия частного музея

  • Поиск и аренда просторного помещения.
  • Выполнение ремонтных работ.
  • Покупка мебели.
  • Поиск выставочных экземпляров.
  • Регистрация.
  • Открытие.

Сколько можно заработать на частном музее

На частном музее можно заработать свыше 100 тыс. Руб. Чистой прибыли. Средний чек составляет 500 руб. Привлекать клиентов можно скидками для школьников и студентов, индивидуальными предложениями в выходные дни. Окупаемость бизнеса – до 2-х лет.

Сколько нужно денег для старта бизнеса

Первоначальные капиталовложения составляют порядка 1 млн. руб.:

  • Мебель и инвентарь – 200 тыс. Руб.;
  • Стеллажи для размещения экспонатов – 100 тыс. Руб.;
  • Выполнение ремонтных работ в помещении, организация вытяжки, отопления – 200 тыс. Руб.;
  • Покупка экспонатов – 500 тыс. Руб.

Какой ОКВЭД указать при регистрации

Деятельность музеев регулируется ОКВЭД 92.52.

Какие документы нужны для открытия музея

Для музея, площадью не более 100 кв. м оптимальным вариантом выбора организационной формы является ИП. Для открытия крупного частного музей регистрируют ООО.

Какую систему налогообложения выбрать при регистрации деятельности

При подаче документов в налоговой инспекции необходимо написать заявление на переход на упрощенную систему налогообложения: подходит для обеих организационно-правовых форм. УСН является самой простой в учете. Музейная деятельность – льготный вид, и для нее предусмотрено снижение процентной ставки по страховым взносам ПФР, ФСС и ФОМС.

Нужно ли разрешение на деятельность

Для получения статуса музея необходимо получить специальную оценку представленной коллекции: она должна иметь культурную/историческую ценность.

Технология открытия музея

Частный музей может стать интересным коммерческим проектом при условиях:

  • Выбора интересной темы;
  • Грамотного расположения в туристической зоне города;
  • Постоянного привлечения клиентов: проведение тематических недель, показ новых коллекций.

Существует огромное количество незаезженных тем для заведения: представление сказочных персонажей, народных промыслов, мыла ручного изготовления, шоколада, частных картин и т. д. Проявив креативность и индивидуальный подход к бизнесу можно создать предприятие, которое длительный период будет успешным.

Новичку в открытии частного музея

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://realybiz.ru/idei/biznes-ideya-otkrytiya-chastnogo-muzeya

Как открыть собственный музей

Что нужно для того, чтобы открыть частый музей? В какой ОПФ его регистрировать?

Для того, чтобы открыть свой музей вам в первую очередь необходимо определиться с тем, что вы будете в нем выставлять. Закона, в котором бы четко прописывалось что может быть музейным экспонатом, а что нет – не существует. Поэтому вы можете выбрать все что угодно.

Ольга Костерина, менеджер Музея кукол и куратор социальных проектов :Создание любого частного музея – это история страсти, искренняя и, как правило, продолжительная. Конечно, к этому может добавиться хорошая бизнес-идея, но она всегда будет на втором плане. Идея создания нашего музея появилась 30 лет назад. Директор Галина Варенюк долгое время коллекционировала кукол. Когда коллекция стала уже весьма внушительных размеров, знакомые работники музеев посоветовали создать условия для ее показа не только близким и знакомым, но и обыкновенным людям».
 Александр Ругаев, один из основателей Санкт-Петербургского музея эротики:В Санкт-Петербурге на момент создания нашего проекта работали музеи мирового уровня почти по всем тематикам— кроме эротики. Учитывая богатую эротическую историю нашего города и увлечение эротикой многих русских императоров, мы решили исправить эту ситуацию. Исторические экспонаты в основном собирались по частным коллекциям. Многие современные экспонаты были изготовлены специально к открытию».

Музей «Эрарта»

Пройдите регистрацию

Частный музей должен получить статус юридического лица. Для этого лучше всего зарегистрировать некоммерческую организацию, но можно и общество с ограниченной ответственностью.

Налогообложение частного музея будет зависеть от вида избранного юридического лица, наличия в собственности имущества и многих других моментов. Чтобы получить официальный статус музея, необходимо иметь свидетельство о том, что ваши экспонаты обладают культурной или исторической ценностью.

Для этого сначала нужно провести соответствующую экспертизу, затем подать заявку на регистрацию экспонатов в Государственном каталоге музейного фонда РФ.

Ольга Костерина: Музей кукол – это некоммерческая организация, если быть точнее – некоммерческое учреждение. Чтобы называться музеем официально, организация обязана быть некоммерческой, иначе имя ей – «галерея» «культурный центр» и т.д. Регистрация проходит в специальном отделе Министерства юстиции (обратите внимание – не в налоговой инспекции)»
Александр Ругаев:Наш музей для простоты процесса мы зарегистрировали как ООО, чтобы успеть с открытием ко Дню Святого Валентина» 

«Музей власти»

Найдите помещение

Удобство расположения для музея – довольно значимое условие его успешности. Конечно, если вы уверены, что за вашими экспонатами поедут и на окраину, можно сэкономить на аренде пространства в центральных районах города.

Но учтите, что по законодательству музеи должны располагаться в помещениях, специально приспособленных для экспонирования и хранения музейных предметов и коллекций, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (бензоколонок, автостоянок и т.п.), фабрик и заводов, загрязняющих воздух.

Пригодность музейного локейшена определяется с учетом заключения службы пожарной охраны и санэпидемстанции. Специальных требований к размеру помещений нет.

 Ольга Костерина:Особенных скидок и форм поддержки для частных музеев не существует, однако есть существенные государственные скидки для всех некоммерческих организаций. Коммунальные услуги вы будете оплачивать по общей ставке»
Александр Ругаев:Помещение у нас уникальное, с дворцовыми интерьерами. На поиски ушло около года»

Музей «Эрарта»

Сделайте ремонт

Оформить найденное пространство вы можете собственными силами или обратиться за помощью к профессионалам. Привлекать дизайнера или нет – зависит от концепции музея и от ваших собственных талантов.

 Ольга Костерина:Если вы не претендуете на звание уникального с точки зрения оформления пространства, то дизайнера звать не обязательно. Если средства позволяют, то конечно лучше посоветоваться с профессионалами»
Александр Ругаев:Ремонт занимает не менее 2-3 месяцев, желательно чтобы дизайнеры как минимум консультировали»

 Петербургский Музей Кукол 

Соберите команду

Необходимый минимум — это хранитель, который будет курироватьсостояние экспонатов, экскурсовод, ИТ-специалист, следящий за техникой и сайтом музея. Бухгалтера необязательно брать в штат, оформление финансовой документации можно отдать на аутсорсинг. И самое главное, формируя команду, ищите увлеченных людей с горящими глазами.

Ольга Костерина:Музею нужны энтузиасты. Сейчас отмирает однобокое понимание музея как исключительно «храма муз». Современный музей – это пространство для диалога культур, времен, людей. Помимо хранителей, экспозиционеров и искусствоведов музей сейчас остро нуждается в специалистах разных профилей: художниках, психологах, маркетологах, специалистах в области управления, актерах, филологах. Людях увлеченных, знающих, которые сумеют внести новое в традиционное понимание. Чтобы музей не сгинул как институт, ему необходимо развиваться так же динамично, как и миру вокруг. Значительно проще и перспективнее набирать молодых сотрудников, которые все современные тенденции ощущают «на собственной шкуре» и осознают необходимость постоянных изменений. На данный момент в Музее кукол работают в основном люди до 25 лет, есть уже и постоянные волонтеры. Коллегам не следует бояться, что музей превратится в «не пойми что». Поколения могут и должны сотрудничать».
 Александр Ругаев: Самое важное — хорошие экскурсоводы, желательно со знанием английского языка. Главное — чтобы умели интересно рассказать о музее».

Сделайте максимум при открытии

Придумайте оригинальную концепцию, например, сочините какую-нибудь красивую легенду о вашем проекте. Желательно месяца за 2-3 до официального старта начните рассказывать о грядущем открытии журналистам. Если событие действительно интересное, внимание прессы вам обеспечено. Вообще старайтесь задействовать как можно больше каналов, исходя из своего бюджета.

Ольга Костерина:Обязательно надо знать портрет своего потенциального посетителя. Если обращаться ко всем и сразу – ничего хорошего из этого не выйдет. Придумайте яркую акцию в партнерстве с кем-то уже известным или в одиночку. Подарки, перформансы, концерты, квесты. Ошибочно мнение, что за все нужно платить. Не нужно, если у вас интересный проект. Журналисты ищут хороший информационный повод – так что мешает быть обоюдно полезными? Говорю как человек с нулевым бюджетом на рекламу (при этом каждое наше событие освещается в интернете, по телевидению и радио). Многие музеи не используют эту возможность, но это, вероятно, от незнания».
Александр Ругаев:Обязательно нужна интересная тема музея, плюс хорошие PR-специалисты»

Музей Анны Ахматовой

Зарабатывайте

Конечно, большинство музеев – не очень выгодное вложение денег. Но есть примеры того, как подобный проект может стать коммерчески выгодным мероприятием. Главное – вызывать интерес публики. Помимо постоянной экспозиции организовывайте временные выставки, привлекайте к сотрудничеству другие проекты, проводите мероприятия.

Ольга Костерина:Любому музею реально заработать. Более того – это необходимо для его развития. Да, это очень сложно, но возможно. Самое простое, что можно посоветовать, – сувенирный магазин. Вы можете открыть его вместе с музеем. Продавать экспонаты не нужно. Лучше создать при музее галерею (как сделала «Эрарта») и продавать там то, на чем вы специализируетесь. У нас, например, есть демонстрационные мастерские по созданию сувенирных кукол, где посетители через стекло могут наблюдать, как работают наши мастера, а внизу в магазинчике – приобрести плоды их трудов по вполне доступным ценам.Необычные услуги, возможность проведения праздников, особенных экскурсий для детей и взрослых, игр, мастер-классов – это все приносит прибыль. Справиться с проблемой доступности и привлечения дополнительных посетителей поможет пресловутый день льготного посещения».
 Александр Ругаев: Большинство музеев мира живут за счет помощи государства, но существуют десятки примеров коммерчески успешных частных проектов. Самое главное в успехе частного музея – положительные отзывы первых посетителей. Только при этом условии их знакомые и друзья тоже захотят посетить музей. В этом плане мы чем-то схожи с театром и кино.  Кроме как на входных билетах можно заработать на продаже сувенирной продукции, например с символикой музея, или уменьшенными копиями экспонатов. А вот экспонаты на продажу в музее выставлять не очень эффективно – туда приходят за новыми эмоциями, а не дорогими покупками».

Источник: https://www.sobaka.ru/city/city/18866

Бизнес-план частного музея

Что нужно для того, чтобы открыть частый музей? В какой ОПФ его регистрировать?

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

  1. Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
  2. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
  3. Наличие специальных знаний. Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
  4. Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

  • закрытые;
  • под открытым небом.

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

ВНИМАНИЕ: предпринимателям-новичкам рекомендуется использовать упрощенную систему налогообложения (УСН).

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.

Минусы:

  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Вложения на старте и текущие расходы

Начальные вложения:

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

Заказать бизнес план

Источник: https://xn----8sbebdgd0blkrk1oe.xn--p1ai/biznes-plan/razvlechenie/kak-otkryt-muzej.html

Почему частные музеи не спешат становиться на государственный учет

Что нужно для того, чтобы открыть частый музей? В какой ОПФ его регистрировать?

С нынешнего года фонды музеев всех форм собственности будут вноситься в единый государственный реестр. В Санкт-Петербурге, городе, где музеев, в том числе и частных, больше, чем в любом другом регионе России, к нововведению относятся без энтузиазма.

Местные власти, которым новые поправки в закон вменяют в обязанность брать на учет экспонаты частных коллекций, не торопятся исполнять порученное. А сами владельцы частных музеев пребывают в некоторой растерянности: ведь учет их сокровищ наложит на них понятные ограничения.

Любопытно, что среди всех учреждений культуры, имеющихся в Петербурге, больше всего именно музеев (201). И посещают их чаще всего (свыше 8 миллионов зрителей в год, у театров, например, в четыре раза меньше). А вот на содержание музеев бюджет тратит не так много – около полутора миллиардов в год. На театры – почти 4 миллиарда.

Росимущество выставит памятники старины на продажу

Неудивительно, что до частных музеев бюджетная помощь почти не доходит, если не считать гранты и (иногда!) льготную аренду.

В большинстве же своем выживать частные музеи пытаются почти исключительно за счет продажи билетов.

– А это сегодня практически невозможно, – говорит преподаватель кафедры музеологии Юлия Дементьева. – В структуре музейного дохода, если он успешен, продажа билетов составляет обычно от 10 до 30 процентов.

Не будем брать случаи, когда “музеями” их владельцы называют аттрактивные заведения вроде “музея эмоций” или “музея иллюзий”.

[attention type=green]

В таких заведениях “музейная составляющая” – только часть рекламной кампании, маркетинговый ход для привлечения зрителя (читай: покупателя).

[/attention]

Франшизу на подобные “музеи”, действующие во многих крупных городах, можно купить за 250-300 тысяч рублей, а в праздничные и выходные дни там бывает до тысячи посетителей. 500 рублей за билет окупит затраты почти мгновенно.

Но и попадание в единый общероссийский реестр их экспонатам не грозит. Сложнее – настоящим частным музеям, с фондом действительно ценных предметов.

Например, Музей игрушки, созданный в 1997 году и позиционирующий себя как первый частный музей Петербурга, недавно продал часть своей коллекции Новгородскому музею-заповеднику. Причина? Финансовые проблемы.

Оплата аренды помещения на Петроградской стороне, а также коммунальные услуги, обходятся недешево. И хотя Музей игрушки в полном соответствии со своим названием занимает небольшое помещение, ему есть чем удивить посетителей.

Среди 17 тысяч единиц хранения есть, например, уникальная коллекция игр Африки, древние игрушки Китая, коллекция авторских елочных украшений Е. Н. Топорниной, созданных художницей в 30-е годы прошлого века…

Но продажа билетов едва-едва покрывает расходы на содержание.

Эти проблемы хорошо знакомы и частному музею граммофонов Владимира Дерябкина, которому через год исполнится 20 лет. И хотя ничего из своих экспонатов Дерябкин продавать не собирается, вносить их в общероссийский реестр владелец не торопится. Говорит откровенно:

– Посмотрю, какие выгоды мне это принесет. Если никаких, – то просто не пущу переписчиков в свой музей, и все. Уйду в тень.

В тени теплее?

Как распорядятся своими сокровищами, если наступит “черный день”? Владельцы музея утверждают, что ” уж точно вывозить за границу не будем”.

Как охраняют музеи в российских регионах

Хотя цену своему фонду владелец знает:

– Ко мне как-то кореец приезжал, у него – лучший музей граммофонов в мире, более 6000 аппаратов. – Сказал: таких, как вы, у нас охраняют.

– Монетизировать сегодня можно все, – замечает Юлия Дементьева, – от кирпичей до пивных бутылок.

К сожаленью, очень часто коллекции умирают вместе с коллекционером: наследники не дорожат собранием, а многие частные музеи держатся именно увлеченно-стью, харизмой создателя.

С точки зрения социума, может, экспонаты того или иного необычного музея, музея “с изюминкой”, не представляют особой ценности. Уходит человек, стоявший у истоков, – и музей “вянет”.

[attention type=yellow]

А ведь сколько сил и средств было в него вложено! Тот же Владимир Дерябкин, к примеру, признается, что потратил на создание своего музея порядка 250-300 тысяч долларов.

[/attention]

В свое время Дерябкины расселили коммуналку на Петроградке, превратив свою квартиру в основное здание музея. Помог и бывший губернатор Санкт-Петербурга: льготная аренда на 15 лет позволила музею прирасти небольшим помещением по сосед-ству.

Однако благодарности к властям Дерябкины сегодня не испытывают:

– Закуток рядом с нашим входом “пивные прохожие” превратили в туалет. Мы, чтобы обезопасить музей от такого безобразия, огородили его красивой решеткой (специально заказывали, чтобы в стиле нашего города была). Так что вы думаете? Нам власти района тут же выкатили счет: огородили землю – платите за ее аренду.

Кстати, срок льготной аренды помещения для Дерябкиных истекает через год. Что станет с коллекцией дальше?

– Бум создания частных музеев проходит, – подтверждает Юлия Дементьева. – Неофиты, наигравшись, поняли, что дело это очень непростое.

Но в таком случае создание единого общероссийского реестра музейного фонда происходит очень вовремя. Хотя бы потому, что ценные экспонаты, собранные частниками, не затеряются в этой ситуации.

– Это так, – соглашается заместитель директора Санкт-Петербургского НИУ ВШЭ профессор Валерий Гордин. – Но для владельцев частных музеев коллекция – это инвестиции.

И если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, можно понять владельца коллекции, который не торопится внести ее в общероссийский реестр, справедливо опасаясь, что впоследствии могут возникнуть сложности с продажей. Чтобы владелец захотел вписаться в реестр, надо его стимулировать.

Льготами, помощью в рекламных кампаниях, в пиаре. Ведь любой необычный музей – это как минимум выгодная туристическая приманка, а значит, город в нем заинтересован.

Вписан – значит защищен

Однако есть среди частных музеев такие, чьи коллекции и впрямь представляют большую ценность. И если создание единого реестра создаст им дополнительные финансовые проблемы, это не поспособ-ствует ни процветанию музейного бизнеса, ни развитию арт-рынка, ни увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты.

Собянин: Частные музеи – хороший пример социального предпринимательства

К примеру, “Новый музей” на Васильевском острове, основу которого составляют произведения художников-нонконформистов, обладает очень неплохим фондом.

Здесь есть произведения Целкова, Рабина, Немухина, Комара и Меламида – словом самых знаковых фигур художественного авангарда второй половины ХХ века. Его основатель Аслан Чехоев, к сожалению, недавно ушел из жизни.

Однако со смертью его деятельность музея не прекратилась.

– Создания единого реестра мы не опасаемся, – говорит хранитель музея Фатима Кочиева. – Мы ведь юридически, по документам, считаемся не музеем, а галереей. Хотя и в названии у нас есть слово “музей”, и по сути мы выполняем именно музейные функции: хранение, изучение, экспонирование, научная работа.

Примерно так существует и музей современного искусства “Эрарта”, который вообще юридически числится закрытым акционерным обществом. Его руководитель, искусствовед Владимир Назанский, замечает:

– Само по себе создание единого реестра музейных фондов России – дело правильное. Но оно не сумеет охватить частные коллекции. По ряду причин.

Первая из них: с тех пор, как в России возник и начал функционировать арт-рынок, музеи перестали быть игроками на этом рынке. А частного коллекционера никто не сможет заставить войти в публичное пространство, если он сам этого не захочет.

Мне, например, доводилось сталкиваться с тем, что ведомственные музеи не спешили поставить на учет наиболее ценные свои экспонаты.

К тому же слово “музей” в названии многих частных коллекций всего лишь формальная вывеска: зачастую учреждения, которые де-факто являются музеями, де-юре таковыми вовсе не числятся. Сделано это сознательно: во многом это ограждает владельцев частных коллекций от потенциальных проблем.

[attention type=red]

Но если владелец коллекции хочет войти в публичное пространство, выставляет свою коллекцию на всеобщее обозрение, рекламирует себя как музей (а это рано или поздно происходит со многими коллекционерами), то внесение его фондов в единый реестр, на мой взгляд, полезно и оправдано.

[/attention]

Для элементарного учета.

Наличие единого информационного ресурса (возможно, он должен быть закрытым, доступным только профессиональному сообществу) поможет специалистам хотя бы ориентироваться, где что есть.

С точки зрения других экспертов, создание единого общероссийского реестра – это еще и защита наиболее ценных экспонатов от всевозможных форс-мажоров.

– Уже несколько лет, – говорит Юлия Дементьева, – наиболее продвинутые музейщики включают часть своих коллекций в негосударственную часть общероссий-ского музейного фонда. Это такой каталог, где содержится подробное описание предмета.

Не надо путать его с реестром, каталог – это другое, сугубо добровольное для частных музейщиков дело. Но существование в этом каталоге помогает раритету хранить свою историю.

И если, не дай бог, случится кража, он не сможет впоследствии безнаказанно всплыть на аукционе.

А еще, по мнению эксперта, это способ понять, что происходит сегодня на музейном рынке и выработать в конечном итоге справедливые правила игры.

Источник: https://rg.ru/2021/03/21/reg-szfo/pochemu-chastnye-muzei-ne-speshat-stanovitsia-na-gosudarstvennyj-uchet.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: