Дайте определение правового акта и чем он отличается от нормативного и нормативно-правового.

Содержание
  1. Нормативно-правовой договор и акт
  2. Понятие и особенности нормативно-правового акта
  3. Основания для классификации нормативно-правовых актов
  4. Закон: определение, виды и признаки
  5. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов
  6. Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды
  7. «Нормативный» и «правовой» − не одно и то же
  8. Виды актов
  9. Закон и акт: соотношение терминов
  10. Систематизация и уровни
  11. Западная и восточная традиции законотворчества
  12. Основные проблемы российской системы права
  13. Законотворчество
  14. Юридическая техника как часть правовой системы
  15. Как действуют законы
  16. Каковы отличия нормативно-правовых актов?
  17. Что представляет собой НПА
  18. Признаки нормативно-правового акта
  19. Разновидности нормативно-правовых актов
  20. Особенности НПА в РФ
  21. Отличие НПА от актов применения права
  22. Главный нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой договор и акт

Дайте определение правового акта и чем он отличается от нормативного и нормативно-правового.
Определение 1

В качестве нормативно-правового договора выступает соглашение ряда субъектов права, в котором отражены общеобязательные правила и юридические нормы.

Существует несколько свойственных нормативно-правовому договору в качестве источника права черт:

  • он выступает в виде соглашения нескольких субъектов права;
  • его можно воспринимать в качестве акта волеизъявления людей, акта их сознательного поведения;
  • для сторон свойственно иметь равное правовое положение;
  • выступает в качестве добровольного волеизъявления сторон;
  • в него входит ряд юридических норм;
  • он схож с нормативными юридическими актами в своих юридических особенностях.

Одно из важнейших свойств нормативно-правового договора в виде источника права – он выступает в качестве добровольного волеизъявления сторон. Нормативно-правовой акт, напротив, выступает в качестве акта одностороннего волеизъявления законодательных органов.

Но важно отметить, что после заключения договора сторонами, для них важно следовать правовым нормам, которые содержит данный договор.

В ситуации одностороннего невыполнения обязательств наступают негативные юридические последствия для стороны, которая нарушила договоренности.

Все правовые системы признают нормоустанавливающее значение договоров.

Но важно видеть разницу между договором в виде источника права (речь идет о нормативном договоре) и правовым договором, который выступает в качестве индивидуального юридического акта (речь идет, к примеру, о договоре купли-продажи в гражданском праве), для которого свойственно устанавливать ряд не юридических правил, а конкретных юридических прав и обязанностей определенных субъектов. В качестве нормативного договора примером выступает такой вид соглашения субъектов права, в состав которого входит ряд новых юридических правил.

Замечание 1

Важно знать, что для нормативно-правового договора свойственно отличаться от договора, который выступает в качестве индивидуального акта, тем, что его предписания имеют неперсонифицированный характер, их действие неоднократно и долговременно.

Важно помнить о нормативном договоре, примерами которого могут служить ряд договоров относительно разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами власти республик в составе РФ.

Особую важность договор в качестве источника права представляет для конституционного и международного права. Для международного права свойственно воспринимать нормативно-правовые договоры как ключевые источники права.

[attention type=yellow]

Во время развития рыночных отношений данный вид договора получил распространение в области гражданского и трудового права.

[/attention]

И в общем допустимо предположить то, что нормативно-правовые договоры будут выступать в качестве источников юридических норм.

Замечание 2

Примером нормативного договора можно считать контракты, соглашения, договоренности и т.д. Важно помнить о том, что для него как источника права важно включать в себя ряд юридических норм (правил).

Понятие и особенности нормативно-правового акта

Для нормативно-правового акта свойственно использоваться в качестве основной формы права в государствах с писаным правом. Россия относится к ряду таких стран. Среди его характерных черт выделяют то, что он выступает в качестве одного из источников юридических норм, а также в виде разновидности правового акта.

Если рассматривать понятие «акт» в области права, то для него характерно иметь два значения.

С одной стороны, это правомерные действия, сюда же относятся действия относительно правотворчества, в ситуациях, когда для законодательного органа свойственно совершать ряд действий относительно издания, изменения или отмены законов.

А с другой стороны, это официальный документ, который служит отражением и закреплением результатов определенных действий, которые имеют юридическое значение.

Когда мы говорим о нормативно-правовом акте, то «акт» в данном контексте важно понимать во втором значении.

Как результат двойственной природы нормативно-правовых актов они содержат ряд юридических норм, выступают в качестве официального письменного акта-документа и предстают в качестве результата особой деятельности страны, которую называют правотворческой.

Для нормативно-правового акта также свойственно приниматься в порядке делегированного законодательства или референдума. Но в любой ситуации при участии государства и выражении его воли.

Учитывая названные признаки, можно дать следующее определение нормативно-правового акта.

Определение 2

Под нормативным правовым актом понимается официальный акт-документ в письменной форме, в состав которого входит ряд юридических норм, а также который принимают в особых процедурных формах рядом компетентных органов страны, и в порядке делегированного законодательства или при помощи референдума.

Важно видеть разницу между нормативно-правовыми актами и иными видами правовых актов. Речь идет об индивидуальных юридических актах. А главное видеть разницу между рассматриваемыми актами и таким видом индивидуальных актов, как актами применения права.

Объединяющим признаком для двух данных видов актов служит общая юридическая направленность.

Так, и для тех и для других свойственно содержать государственно-властные предписания, но в правоприменительных актах данные предписания имеют конкретную, индивидуальную направленность, а в нормативно-правовых актах ряд государственно-властных предписаний имеют общий характер, речь идет о юридических нормах.

[attention type=red]

К примеру, в области уголовного права под нормативно-правовыми актами принято понимать уголовный кодекс, а в качестве акта применения права выступает приговор суда относительно конкретного уголовного дела. И тут, важно отметить, что в данной ситуации и приговор суда, и уголовный кодекс можно воспринимать в качестве правовых актов.

[/attention]

Замечание 3

В качестве основной задачи нормативно-правового акта, как и любой формы права, выступает сохранение правовой информации и оптимальное доведение ее до сведения адресата. В данной ситуации нормативно-правовые акты выступают как самая удобная и совершенная форма права, причем как для «обычных» субъекта права, так и для страны.

Первое, это то, что для нормативных актов свойственно обладать качеством оперативности. Иными словами, их можно быстро издать, изменить в любом объеме и отменить. Это дает возможность гарантировать динамизм права, своевременное реагирование на потребности общественного развития.

Второе, для нормативных актов свойственно исходить в конце концов из единого центра. Речь идет о нормотворческих органах государства. Это позволяет качественно контролировать правовую структуру в границах государства, в полном объеме осуществлять ряд требований правовых норм.

Третье, для нормативных актов характерно давать возможность определенно и точно закреплять в документации содержание юридических норм. Это дает возможность обеспечить корректную формальную определенность права, а это является преградой для произвольного толкования и применения его норм.

Четвертое, для нормативных актов свойственно выражаться в письменном виде, в документах. Это дает возможность оперативно доводить суть новых нормативных положений до сведения всего населения.

Основания для классификации нормативно-правовых актов

Существует большое разнообразие правовых актов, у них есть множество наименований. Среди нормативно-правовых актов, которые издаются рядом государственных органов, выделяют множество видов.

Национальная (индивидуальная) правовая система любого государства есть строгая иерархия, иными словами, жесткая система градации, соподчиненности нормативно-правовых актов.

[attention type=green]

При классификации нормативно-правовых актов используются различные основания. Ключевое – градация по юридической силе.

[/attention]

Беря во внимание юридическую силу, нормативные правовые акты можно градировать на законы и подзаконные нормативные акты.

Опиши задание

Закон: определение, виды и признаки

Существует несколько признаков закона:

  1. Он выступает в качестве нормативного правового акта, который допустимо принимать исключительно высшими представительными и законодательными органами государственной власти, которые представляют весь народ. Ряд важных законов допустимо принимать при помощи референдума, иными словами, непосредственно самим обществом.
  2. Для него свойственно обладать высшей юридической силой и иметь верховенство по отношению к иным источникам права, занимать главную позицию в иерархии нормативно-правовых актов.
  3. Для него важно выражать общую волю, то есть быть отражением воли и интересов не конкретного социального слоя, в всего общества определенного государства, народа в общем.
  4. Как правило, его издают по самым значимым вопросам общественной и государственной жизни. Он необходим для контроля самых важных социальных сфер, закрепления наиболее важных общественных связей, отправных начал правового регулирования. В данном ключе для закона свойственно иметь первичную направленность.
  5. Для него свойственно приниматься, изменяться и дополняться в особом, более трудоемком, чем иные нормативно-правовые акты, процедурном порядке.
  6. Для него характерно быть исключительно нормативным, то есть содержать исключительно нормы права. В то время как иные нормативно-правовые акты могут иметь элементы индивидуально-властных предписаний.

Исходя из этого, закон можно определить следующим образом.

Определение 3

Под законом понимается нормативно-правовой акт, который принимает высший представительный орган государства или непосредственно народ в особом процедурном порядке при помощи референдума. Помимо этого для него свойственно обладать высшей юридической силой, а также он призван контролировать особо значимые направления общественной жизни в интересах народа.

Законы можно разделить на ряд групп:

  1. Конституция в виде ключевого политико-правового акта государства.
  2. Конституционный закон (органический закон).
  3. Обыкновенный закон.

Если рассматривать конституцию в качестве ключевого учредительного юридического акта государства, то ее можно понимать как ключевой, главный закон, который определяет правовой базис страны, ряд принципов, структуру, ряд ключевых характеристик государственного строя, права и свобод граждан, форму государственного правления, устройства, структуру правосудия и ряд иных основных устоев социума.

Замечание 4

Сегодня в России действует Конституция, которую приняли на референдуме 12 декабря 1993 г.

На основании конституции могут быть изданы конституционные законы, которые также посвящены правовым основам страны, основам государственного строя.

Существует несколько видов конституционных законов:

  1. Те, что необходимы для внесения изменений и дополнений в текст конституции.
  2. Те, важность издания которых предусмотрена самой конституцией.

К примеру, Конституция РФ 1993 г. предусматривает издание 14 конституционных законов. Для конституционных законов свойственно иметь процедуру принятия более сложного, чем для обыкновенных законов, особого характера. К примеру, в России недопустимо накладывать вето Президента РФ на принятый конституционный закон.

Определение 4

Под обыкновенными законами понимается ряд актов нынешнего законодательства, которые принимаются в обычном законодательном регламенте и регулируют разного рода аспекты политической, экономической, социальной жизни социума.

Для них, как и для всех законов, свойственно иметь высшую юридическую силу. Но для них важно следовать конституции, ряду конституционных законов.

Законы данного вида можно разделить на две группы. Речь идет о кодификационных и текущих законах. Для федеративного государства свойственно разделять законы на федеральные и законы субъектов федерации.

Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов

Определение 5

Под подзаконным нормативным правовым актом понимаются такие нормативно-правовые акты, принятые государственными органами или должностными лицами в рамках своей компетенции, базируясь на действующих законах и в первую очередь на конституции государства.

Для актов данного типа важно основываться на законах. Для них недопустимо противоречить закону.

Подзаконность нормативных актов не говорит о их меньшей юридической обязательности. В рамках своего действия они являются обязательными, имеют необходимую юридическую силу и занимают особое место в структуре нормативно-првового контроля.

Акты такого типа разнообразны и складываются в достаточно трудную иерархическую систему. Расклад разного типа данных актов выстраивается на основании принципа иерархии, то есть учитывая различную юридическую силу разных типов подзаконных актов.

Для акта каждой нижестоящей государственной инстанции свойственно не только быть «под законом», но и соотноситься с нормативными актами всех государственных органов, занимающих более высокую ступень в государственной иерархии.

К примеру, в России для актов Министерства культуры РФ важно соотноситься не только с законом, но и с рядом нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и рядом актов ведомств, имеющих в силу своего статуса межведомственное значение, к примеру, этом могут быть акты Министерства финансов РФ.

На область действия акта такого типа оказывает влияние место государственных органов, которые издали акт, в государственном аппарате, его компетенции.

Важно отметить, что и в данной ситуации необходимо видеть разницу между нормативными актами и индивидуальными управленческими актами, в состав которых входят не общие правила, а ряд индивидуальных предписаний (относительно назначения на должность, выделения бюджетных средств и т.д.).

[attention type=yellow]

Существует несколько видов данных актов. Одна из разновидностей это локальные нормативные правовые акты. Под актами такого типа понимаются внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты, которые издает организация в рамках своей компетенции и исключительного для того, чтобы регулировать внутренние вопросы. К примеру, правила внутреннего трудового распорядка.

[/attention]

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/normativno-pravovoj-dogovor-i-akt/

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Дайте определение правового акта и чем он отличается от нормативного и нормативно-правового.

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное ание − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества.

Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже.

Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса.

Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию.

Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

Источник: https://prostopozvonite.com/realty/document/pravovoj-akt.html

Каковы отличия нормативно-правовых актов?

Дайте определение правового акта и чем он отличается от нормативного и нормативно-правового.

Правила поведения социума во всех сферах социальной жизни всегда регулируются документами, имеющими юридическую силу, обладающими властными полномочиями и указывающими на последовательность действий, которым должен следовать индивид в отношении конкретного явления или события.

Законодательство любой страны не может существовать без нормативно-правовых актов (НПА), упорядочивающих социальные, экономические и политические процессы в стране, так как отсутствие правовой документации приведет к хаосу в социуме и полной анархии.

Что представляет собой НПА

Официальный документ, соответствующий определенной форме, который принимается и издается по имеющимся компетенциям уполномоченного органа или специальной законодательной процедуры, называется нормативно-правовым актом.

К данному понятию относятся законы (все виды), кодексы (существующие в настоящее время), подзаконные акты (инструкции, уставы, положения, своды правил, приказы, распоряжения).

Главным нормативно-правовым актом любой страны является Конституция.

https://www.youtube.com/watch?v=Cpdu6rqq_co

НПА может приниматься не только органами, имеющими правомочие в отношении документов, регулирующих социальные отношения (в РФ – Государственной Думой, Федеральными Собраниями депутатов), но и социальными структурами:

  • муниципалитетами;
  • профсоюзами;
  • обществами акционеров.

НПА может быть принят также на всенародном референдуме, путем соблюдения всей юридической процедуры, закрепленной в конституционном законодательстве государства. Данный документ появляется только в результате правотворчества, и содержит правовые нормы. Совокупность всех НПА, находящихся на территории страны, образует единую систему, которая формирует юридические отрасли.

Разработанный и принятый субъектами, нормативно-правовой акт представлен разработанной формой, содержит необходимую правовую информацию и относится к элементам писаного права.

На любом НПА всегда указывается ведомство, к которому оно относится, дата принятия и вступления в силу, название, и обязательно ставится виза вышестоящего органа, утверждающего момент (календарные сроки) вступления в силу.

Признаки нормативно-правового акта

Документы имеют властный, общеобязательный характер. В регулировании правоотношений между индивидами использует императивный метод (неукоснительных предписаний и обязательного выполнения). Нормативно-правовые акты, являясь официальной документацией, всегда рассчитаны на неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют существующие правоотношения между сторонами.

К особенностям НПА относятся следующие характерные признаки:

  1. Общеобязательность.
  2. Результат правового творчества.
  3. Нормативность.
  4. Правоприменение.
  5. Документационная форма.
  6. Слаженная последовательность группирования норм права.

Чтобы нормативный акт имел силу, он должен:

  • отражать существующую реальность;
  • иметь четкую структуру (реквизиты, оглавление, вводную часть (преамбула), общие положения, выводы и заключения, приложения);
  • быть доступными (для ознакомления и восприятия).

Нормативно-правовые акты, являясь официальными документами, подразумевают их неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют действующие правоотношения между сторонами.

Разновидности нормативно-правовых актов

Система НПА имеет в России иерархическую структуру:

  1. Основной Закон и международные соглашения (в том числе, директивы, постановления).
  2. Все виды законов: конституционные, отраслевые (административные, трудовые, семейные, уголовные, земельные, налоговые и т. д.), кодексы, Федеральные законы.
  3. Документы в виде актов: министерств, ведомств, служб.
  4. Уставы субъектов РФ.
  5. Акты в виде законов и постановлений властных государственных субъектов, а также органов муниципалитета.
  6. Локальные НПА (нормативные договоры для сторон социального партнерства некоторых видов законодательства – трудового, финансового, налогового).
  7. Подзаконные акты (указы, постановления, распоряжения).

Законы обладают высшей правовой силой и составляют основу законодательства, наряду с правовыми нормами, которые вытекают из них. Данные документы имеют право разрабатывать, принимать, дополнять и отменять лишь высший аппарат государственного управления – в РФ это Государственная Дума.

Все Законы одобряет и визирует Президент. Если документ составлен неверно, имеет юридические ошибки, нарушает права и свободы граждан, согласно установленным конституционным правовым нормам, Президент может наложить на них «Вето» (запрет на опубликование). И тогда, в соответствии с его пожеланиями, документ либо дорабатывают, либо отменяют.

К особенностям всех законов относится то, что они могут быть изданы либо на постоянной основе, либо на временной или чрезвычайной. Распределяясь по отраслям права, они относятся к определенной области.

Кодифицированные положения законов, с указанными в них нормами, объединяют в Кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой и т.д.). Сфера законодательства постоянно дорабатывается. Благодаря современным инновациям, начал разрабатываться цифровой формат всех видов нормативно-правовых актов.

Особенности НПА в РФ

Россия, как правопреемник СССР, в основе законодательства использует большинство принципов, которые были в советском социалистическом праве.

Это относится, как к нормативно-правовым положениям Основного Закона, так и к кодексам.

Например, основы Административного, Трудового и Семейного Кодексов полностью составлены и скопированы с документов одноименных названий, с небольшими обновлениями и редакцией, начиная с 2001 г.

Потребность в новых НПА стала толчком для создания новых отраслей и определяющих их документов. Например, для налогового и финансового права был разработан Налоговый Кодекс, для корпоративного – Корпоративный Кодекс и т.д.

Вся правовая информация по актам закрепляется в письменной форме, и имеет текстовый вид. Данные документы имеют главы, параграфы, разбиты на пункты и статьи.

Для России нормативно-правовые акты считаются основными правовыми источниками. Главным НПА в РФ считается Конституция. Опираясь на данный документ, создаются положения всех нижестоящих законодательных документов.

Нормы Конституции изменить или отменить имеет право только Конституционный Суд, который считается Высшим Судебным Органом, а также всенародный государственный референдум, если его положения будут признаны социумом антинародными, и нарушающими основные права гражданина.

Публикация в СМИ и официальных властных источниках нормативно-правового акта говорит о том, что он вступил в силу. Текст документа находится в свободном доступе для прочтения всеми людьми.

[attention type=red]

На лицевой части документа всегда указывается его название, дата принятия и число, месяц и год вступления в силу.

[/attention]

Документы государственного уровня публикует «Российская газета», а также официальный сайт «Госуслуги», в разделах, к которому относится конкретный изданный закон.

Публикует его также и страница органа, принявшего НПА. В печатных изданиях тексты документов всегда составлены в порядке хронологии, то есть, в определенной последовательности, по разделам.

Удобное разделение актов на законы и акты в иерархии под ними, помогает узнать место НПА в иерархии законодательства и определить его в конкретную отрасль. Благодаря данным документам, субъекты права в РФ могут понимать и осознавать правомерность своих действий, государственную защиту и правоотношения между лицами во всех сферах жизни.

Особенностью современных НПА в РФ является также то, что они нуждаются в улучшении редакции, логической связи, точного указания решаемой проблемы, уточнений основных понятий, которые приняты во внимание правовыми институтами, и активно дорабатываются данными образованиями.

Отличие НПА от актов применения права

Некоторые исследователи юридической науки считают, что приговоры, решения, распоряжения, приказы относятся к только к актам применения, используемых для исполнения воли некоторых ведомств, предприятий, местных аппаратов управлений, имеющих небольшой масштаб, и лишь в некоторой степени исполняющих волю государства.

Например, человек решил уволиться по собственному желанию, написал заявление, проработал 2 недели, которые положено отработать каждому гражданину по Трудовому Кодексу, пока на его место подыщут работника.

В связи с увольнением по предприятию, в котором лицо работало, выпускают приказ. Он обязательно имеет номер, реквизиты предприятия и визу руководителя компании. Номер приказа внесут в трудовую книгу, при осуществлении записи при увольнении. Он (номер) будет иметь значение только для самого предприятия, при выдаче справки в Пенсионный фонд, когда придет время оформлять пенсию.

[attention type=green]

В самой трудовой книжке укажут лишь статьи закона действующего трудового законодательства, на основании которых происходит увольнение работника. Сам приказ не является НПА, имеющим государственное значение, поэтому его относят к акту применения права, считающийся подзаконным.

[/attention]

Различия между НПА и актами заключаются в виде таких моментов, которые можно представить в виде таблицы.

НПА – это основа для составления акта применения права, разработанная на его принципах и нормах, поэтому второе понятие считают подзаконным документом. В иерархии юридических понятий правоприменительный акт занимает низшую степень.

Также стоит указать, что он издается в пределах небольшого учреждения, и действует строго определенное время, устанавливаясь специальным государственным органом. Подзаконные акты могут прилагаться к НПА, в виде приложений (дополнения, схемы, статистика, и т.д.).

Главный нормативно-правовой акт

Основным, главным и высшим НПА России является Конституция. На ее основе строится вся система права, распределяются отрасли и ветви власти, намечаются пути развития государства и социума. Данный документ содержит конституционные нормы, которые определяют все сферы жизни гражданина, в пределах действия российского законодательства.

Высшая юридическая сила Конституции подчиняет себе все действующее законодательство, которое строится, согласно ее основным положениям. Документ полностью отвечающий нуждам страны и народа, закрепляющий основные права и обязанности гражданина и государства, в лице уполномоченных органов, провозглашает конституционные ценности, и основан на принципах демократии.

Основной Закон был принят 12.12.1993 года. Днем вступления его в силу считается 25 декабря того же года. Он провозглашает и регламентирует:

  • строй и государственное устройство страны;
  • понятия человека и гражданина;
  • подтверждает ее неизменность и влияние на все сферы жизни социума;
  • деятельность субъектов власти и законодательной инициативы (Государственной Думы, Президента, Правительства, Совета Федерации).

Основной документ состоит из 9 основных глав, и, помимо введения, имеет заключительные и переходные положения. Документ стремится упорядочить жизнь социума и государства, определить роль уполномоченных органов, осветить ветви власти, существующую правовую систему и подробно раскрыть права, свободы, которые имеются у индивидов.

В отличие от закона (как понятия), Конституция закрепляет строй, систему и форму государства, обладает властной юридической силой, подчиняющей себе любые вопросы повседневной жизни, отличается стабильностью, сложной последовательностью принятия и внесения изменений, является юридической базой и имеет прямое действие.

Голосование по поправкам, вносимым в Конституцию, всегда выносится на всеобщий народный референдум. Права и свободы индивида Основной документ признает высшей ценностью.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/kakovy-otlichiya-normativno-pravovyh-aktov/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: