Как разделить приказы по личному составу и основной деятельности,если они идут под одной нумерацией?

Содержание
  1. Оформление приказов: как оформить приказ в 2021 году?
  2. Какие бывают виды приказов, порядок оформления
  3. Приказы по личному составу
  4. Приказы по административно хозяйственным вопросам
  5. Приказы по основной деятельности
  6. Реквизиты приказа
  7. Особенности оформления текстов приказов
  8. Как оформить и утвердить приказ
  9. приказов, касающихся сотрудников
  10. Ошибки при оформлении приказов
  11. Нумерация приказов
  12. Разновидности образцов
  13. Заключение
  14. Как составляется нумерация приказов в кадровом делопроизводстве
  15. Виды приказов и необходимость их регистрации
  16. Правила ведения
  17. Каждый год новая или нет
  18. Журнал регистрации приказов
  19. Что делать, если ошибка
  20. Образец приказа о нумерации приказов
  21. Как правильно нумеровать приказы по кадрам и основной деятельности
  22. Как должны нумероваться приказы по кадрам
  23. Правильная нумерация приказов в кадровом делопроизводстве
  24. Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве
  25. Правила нумерации приказов в кадровом делопроизводстве
  26. Классификатор приказов вам поможет
  27. Зачем все это нужно?
  28. классификатора

Оформление приказов: как оформить приказ в 2021 году?

Как разделить приказы по личному составу и основной деятельности,если они идут под одной нумерацией?

— Организация бизнеса — Кадры — Документы — Приказы: виды и оформление

Представить работу организации без распорядительных документов, то есть приказов, невозможно. Они регламентируют все аспекты деятельности — от трудоустройства сотрудников до внедрения новых производственных линий. Их принято делить на три большие группы, речь о которых пойдет далее.

Какие бывают виды приказов, порядок оформления

Прежде чем говорить о классификации приказов, следует разобрать само понятие. Приказом считается правовой акт, издаваемый руководством субъекта предпринимательства для разрешения имеющихся задач и регуляции бизнес-процессов.

Приказы организации принято делить на три обширные группы:

Рассмотрим каждую детально.

Приказы по личному составу

Этими распорядительными документами регулируются все трудовые отношения, возникающие у работодателя с подчиненными (согласно нормам ТК РФ). Речь идет о трудоустройстве, назначении заработка, переводе, командировании, повышении, премировании, привлечении к ответственности, увольнении и так далее.

Различают такие приказы по личному составу:

Если на работу устраиваются управленцы, их замы, начальники финансового и контрольного отделов, то есть менеджеры высшего и среднего звена, приказы по ним регулируют основную деятельность, а не личный состав.

Также различают следующие классификационные виды приказов по личному составу:

  • организационные;
  • регламентные;
  • зарплатные;
  • дисциплинарные;
  • корректирующие и отменяющие.

Приказы по административно хозяйственным вопросам

Прежде чем рассматривать эту группу, следует обратить внимание, что такого понятия, как административно-хозяйственные вопросы (далее – АХВ), ни один действующий нормативный акт не содержит. С практической точки зрения, они касаются внутреннего распорядка, эксплуатации имущества, транспортного обеспечения, внутренней связи и безопасности.

Понятия приказ и распоряжение синонимичны.

Если кадровые приказы из общего массива выделить легко, то распоряжения по АХВ – нет.

Многие кадровики этого и не делают, игнорируя данную группу и относя документы к приказам, регламентирующим основную деятельность. Такой подход имеет право на существование, но только в случае малого документооборота и установленных сроков хранения бумаг менее 10 лет.

В противном случае нужно разбираться, регламентирует ли приказ АХВ. Вот чек-лист для облегчения анализа:

  • распоряжением не утверждаются и не корректируются иные нормативные акты компании;
  • в нем отсутствуют положения, регулирующих трудовые отношения с коллективом;
  • в нем не приведены персональные данные сотрудников.

Таким образом, к этой группе можно отнести:

  • приказы о допуске работников/техники на объекты;
  • об определении места для курения;
  • о переходе на электронную пропускную систему;
  • о проведении инструктажа по ГО и ЧС;
  • об охране объектов и т.д.

Исчерпывающий список, как и в случае с приказами по личному составу, привести сложно.

Приказы по основной деятельности

К ним относятся приказы, не вошедшие в предыдущие две группы.

Ответственными за их приготовление назначаются руководители отделов. Если случай неординарный, допускается привлечение сторонних экспертов либо коллегиальный поиск решения (специально созванной комиссией).

Данная группа приказов – самая обширная и разнообразная. Но и ее можно классифицировать. Различают такие приказы по основной деятельности:

  1. структурные (возникают в момент создания бизнес-субъекта и сопровождают ее в будущем. Отвечают на вопросы «какая структура компании», «как и с помощью чего она формируется», «будет ли расширяться», «планируются ли слияние с конкурентами» и так далее);
  2. нормативные (издаются с целью упорядочения деятельности компании; ими утверждаются локальные нормативные акты типа положений, правил и распорядков, а также разнообразные методические разработки, инструкции и т. д.);
  3. организационные (посредством них утверждается штатное расписание, создаются отделы, созываются комиссии и так далее);
  4. надзорные (подразумеваются приказы, чье содержание связано с соответствующими задачами компании; они издаются, когда нужно провести инвентаризацию активов, провести контрольные мероприятия по ОТ, протестировать коллектив и так далее);
  5. отчетные (привычны для крупных холдингов, в которых формируется множество отчетной документации, отличной от бухгалтерской, например статистической, управленческой, финансовой, аналитической. Определяют периодичность их сдачи, ответственных лиц, обязательные сведения и так далее);
  6. финансовые (сопровождают финансовую деятельность компании, позволяют судить о ее финансовой стратегии, управлении финансовыми потоками, инвестировании);
  7. обеспечительные (регулируют материально-техническое обеспечение);
  8. информационные (регламентируют работу архива, ведение графиков, информационных баз и так далее).

В небольших компаниях со стабильной структурой превалирует первая подгруппа приказов.

Реквизиты приказа

Различают реквизиты обязательные и необязательные. Если вторые зависят от вида приказа, то первые одинаковы для всех трех. Речь идет о:

  • наименовании бизнес-субъекта;
  • наименовании распоряжения;
  • дате и месте его составления;
  • регистрационном номере;
  • заголовке и основном тексте;
  • отметке об ознакомлении сотрудника.

К слову, о последнем реквизите. Отметка может писаться от руки либо набираться на компьютере (во втором случае работник просто расписывается). В случае с электронным документооборотом с приказами по основной деятельности и АХД работников не ознакамливают.

Факультативно можно указать:

  • ответственное за исполнение приказа лицо;
  • визу согласования;
  • отметку о прикреплении к делу.

Особенности оформления текстов приказов

Головная боль кадровиков – оформление приказов. Многие из них не унифицируются законодательством. Их составление отдано в распоряжение организации. В таком случае особенности бывают следующие:

  • Текст приказа излагается от первого лица;
  • Он должен быть четко структурирован и разбит на две части: констатирующую и распорядительную;
  • управленческие решения нумеруются.

Рассмотрим каждую особенность детальнее.

Часто необходимость формулировать управленческое решение от первого лица смущает ответственных за составление приказа. Впрочем, при условии вынесения решения от единственного лица это – обычная практика оформления распорядительного документа.

Что касается частей, констатирующая содержит обоснование тех или иных действий, к которым относятся заявления подчиненных, а также другие документы (от начальника отдела, комиссии по расследованию дисциплинарных нарушений, судебной инстанции и так далее). Завершается она словом «Приказываю». После этого приводится распорядительная часть, содержащая различные действия, ответственных за них лиц и сроки исполнения.

Для облегчения восприятия управленческие решения лучше нумеровать (а не систематизировать маркерами, поскольку сослаться на них в дальнейшем невозможно).

Что касается унифицированной формы, ее имеют лишь некоторые приказы, в основном кадровые:

  • Т-1 (Т-1а) – приказ о приеме работника(ов) на работу;
  • Т-5 (Т-5а) – приказ о его(их) переводе на другую работу;
  • Т-6 (Т-6а) – о его (их) отправлении в отпуск;
  • Т-8 (Т-8а) – о расторжении с ним(ними) трудовых отношений;
  • и так далее.

Несмотря на это, пользоваться ими не обязательно.

Как оформить и утвердить приказ

Организацию работы с любым приказом можно представить, как алгоритм, включающий такие шаги:

  • Назначение ответственного.
  • Получение ответственным документа-основания.
  • Создание проекта распоряжения.
  • Его согласование.
  • Визирование распоряжения руководителем.
  • Ознакомление работника с приказом.
  • Регистрация и хранение бумаги.

Если иное не указано во внутренних нормативно-правовых актах, проставлять штампы или печати на документе уже необязательно.

В небольших компаниях приказы оформляет сам руководитель.  Что касается ответственного лица, чаще всего им выступает секретарь или кадровик. Но задача может быть делегирована и другому подчиненному.

Приказ всегда издается в одном экземпляре. При необходимости делается копия.

В процессе согласование проекта приказа его изучают все руководители отделов и подразделений, связанные с его реализацией, и подписываются. На эту процедуру может уйти нескольких часов до нескольких дней.

Визировать приказ может управленец или назначенное им лицо (в приказном порядке) в случае его отсутствия на рабочем месте.

приказов, касающихся сотрудников

Поскольку трудовые отношения регламентируются жестче других, важно досконально изучить содержание кадровых приказов. Оно включает 3 компонента:

  • заглавную часть (наименование компании, название приказа, дату и номер);
  • содержательный раздел (описание ситуации и распоряжение руководства);
  • завершающую часть (подписи руководителя и иных лиц — ознакомительного и согласовательного характера).

Ошибки при оформлении приказов

Любой приказ составляется человеком. И никто не застрахован от ошибок. Их можно разделить на две категории:

  1. процедурные,
  2. технические.

Происхождение первых связано с нарушением процедуры издания документа. Речь идет об:

  • игнорировании требований ;
  • несоблюдение требований к форме;
  • издании приказа с учетом неправильно оформленных документов;
  • издание приказа неуполномоченными сотрудниками.

Несоблюдение требований проявляется в несоответствии приведенных условий информации из других документов (трудоустройства или увольнения – положениям трудового договора и так далее).

Формальные ошибки заключаются в использовании неподходящего бланка, отсутствии обязательных реквизитов и так далее.

Далее. Грубейшим упущением считается издание приказов на основании ненадлежащих документов, нарушающих положения нормативно-правовых актов. В таком случае они просто не имеют юридической силы (недействительны).

Издание приказа неуполномоченными лицами вообще под запретом.

Ошибки технического характера при издании приказа аналогичны техническим ошибкам (опечаткам) в трудовом договоре. До издания распоряжения этот документ надо проверить и вычитать.

Нумерация приказов

Алгоритм нумерации приказов не регламентирован. Его разработка ложится на плечи организации. Каждая по-своему подходит к процессу. Общее заключается в разделении видов приказов и начале отсчета с нового календарного периода.

Нумерация не только упорядочивает регистрацию распоряжений, но и позволяет быстро отыскать нужное.

Гиганты бизнеса самостоятельно разрабатывают нумерологическую систему, фиксируя ее локальном акте. Для нее характерны сложносоставные номера с индексами после разделительной черты или дефиса (№ 238/о или № 698-у). Встречаются и другие варианты.  Значение каждого из них должно расшифровываться в отдельной инструкции или локальном акте.

Разновидности образцов

Скачать образец кадрового приказа. Скачать образец распоряжения по административно-хозяйственным вопросам. Скачать образец указания по основной деятельности.

Заключение

Подытоживая написанное, следует отметить, что приказ – это локальный распорядительный акт, регламентирующий стороны деятельности субъекта хозяйствования. Поскольку она многогранна, распоряжения делятся на три вида (хотя многие кадровики считают, что на два). (14 голос., 4,90 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/prikazy-vidy-i-oformlenie.html

Как составляется нумерация приказов в кадровом делопроизводстве

Как разделить приказы по личному составу и основной деятельности,если они идут под одной нумерацией?

Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве играет весомое значение в функционировании фирмы, вне зависимости от ее размера, структуры и сферы деятельности.

Кадровое делопроизводство – это отрасль организации, ответственная за ведение документов, связанная с трудовыми отношениями. А именно:

  • Внесение записей в трудовые книжки;
  • Оформление личных дел;
  • Создание приказов по личному составу;
  • Оформление графика отпусков и штатного расписания;
  • Составление и преобразование должностных инструкций;
  • Хранение и своевременная сдача документов в архив;
  • Грамотное внесение изменений в документы;

Виды приказов и необходимость их регистрации

Бланк приказа о приеме на работу

Особое внимание в отрасли кадрового документооборота уделяется созданию приказов. Распорядительные документы делят на 2 группы:

По личному составу. Этот вид приказов подразделяется  на 2 группы:

  • Срок хранения 75 лет для приказов, формирующих трудовые отношения и значительные изменения в жизни сотрудников. (Прием на работу, увольнение, смена фамилии);
  • Срок хранения 5 лет для краткосрочных распоряжений. (Отпуск, командировка, выговор).

По основной деятельности:

  • Общие приказы по всему предприятию;
  • По отделам;
  • По административно-хозяйственной деятельности;

Распорядительные документы без утвержденной формы оформляют в текстовом варианте на официальном бланке организации.

Для того, чтобы приказы обладали законной силой, они должны содержать необходимые реквизиты, подписи ответственных лиц и номер документа.

Грамотно организованная система регистрации приказов позволяет:

  • Ускорить поиск понадобившегося документа;
  • Систематизировать распорядительные документы по назначению;
  • Усилить контроль за исполнением приказов начальства.

Специфика применения нумерации заключается в следующих моментах:

  • Разделение распорядительных документов с разным сроком хранения;
  • Присвоение сложных номеров приказам при значительном документообороте.

Правила ведения

Пример приказа об увольнении

Регистрационный номер приказа складывается из его порядкового номера и индекса.

Индексация приказа определяется индивидуальной номенклатурой дел и правилами регистрации распоряжений на предприятии.

Несмотря на то, что каждая организация прописывает свой порядок нумерации распорядительных документов, существует определенный ряд общих правил, которых фирмы стараются придерживаться. А именно:

В фирмах с небольшим документооборотом не требуется разделять приказы по многочисленным разновидностям. Но объединить их нельзя из-за разных сроков хранения документов. В этом случае к порядковому номеру приказа через дефис или наклонную черту добавляют буквенный индекс:

  • «лс»- личный состав (Приказы по личному составу со сроком хранения 75 лет);
  • «к»- кадры (Приказы кратковременных сроков хранения).

В организациях с большим штатом сотрудников и распорядительных документов разработана целая система индексов на каждую разновидность приказа:

  • «п»- прием на работу;
  • «у»- увольнение;
  • «пр» — прием на работу рабочих;
  • «к» — командировки;
  • «вк»- внутренние командировки;
  • «зк»- командировки заграницу;
  • «отд»- отпуска без сохранения зарплаты, по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • «отк»- очередные отпуска, учебные отпуска;

Вариантов нумерации и индексных обозначений может быть много. Их разнообразие зависит не только от размера организации, но в том числе от специфики деятельности конкретной фирмы.

Каждый год новая или нет

Нумерацию приказов рекомендовано вести с ежегодным обновлением порядка исчисления. С первого рабочего дня нового календарного года приказу будет присвоен № 1. За исключением учреждений культуры и образования, где делопроизводительный год начинается с 1 сентября.

Такая система поможет не только упорядочить распорядительные документы, но и подготовить их для дальнейшей сдачи в архив.

Журнал регистрации приказов

Страница журнала регистрации приказов по личному составу

Так как порядок присвоения номеров приказам не установлен на законодательном уровне, работники-кадровики ведут журналы для регистрации приказов. Процесс регистрации — это копирование реквизитов с документа и занесение этих данных в специальную регистрационную форму.

Приказы по основной деятельности ведутся на предприятии отдельно от распоряжений по личному составу. Это обусловлено разными направлениями деятельности и сроками хранения. Нумерация этих распорядительных документов должна вестись отдельно. Журналы регистрации приказов будут разные.

Трудовое законодательство не обязывает предприятия вести журналы учета приказов. Журналы регистрации разрабатываются каждой фирмой самостоятельно. Но они должны содержать не только нумерацию, но и дату исполнения документа, реквизиты, краткое содержание и подписи ответственных лиц.

Таким образом, строгих указаний по внедрению системы учета нумерации приказов нет. Каждая фирма выбирает свою схему, исходя из целесообразности и удобства.

Что делать, если ошибка

Внесение изменений в ранее изданный приказ допускается при условии веской необходимости, прежде всего правовой. Поправки к приказу требуются при возникновении обстоятельств, которые делают распорядительный документ или отдельный его пункт фактически или юридически неточными.

К самым распространенным обстоятельствам можно отнести:

  1. Изменения в законодательстве, в нормативных актах или локальных актах самой организации
  2. Изменения личных данных сотрудников, в отношении которых были созданы распорядительные документы
  3. Изменения в обстоятельствах конкретного времени и места, если эти пункты являются существенными для ранее изданного приказа

Требуется составить приказ о внесении изменений в ранее изданный приказ. Он включает в себя:

  • Причины изменений.
  • Основание для внесения изменений.
  • Указание действий должностным лицам или структурному подразделению фирмы, которые они должны выполнить в связи с изменением приказа.
  • Ссылку на изменяемый приказ или положение в нем, его дату, номер и название.
  • Указание сотрудника, на которого возложен контроль за исполнением документа.

Оформление приказа о внесении изменений в ранее изданный приказ оформляется в бумажном варианте. А к желательным реквизитам можно отнести:

  • Наименование фирмы;
  • Наименование и дата документа;
  • Регистрационный номер;
  • Место составления приказа;
  • Текст документа;
  • Подписи ответственных лиц;
  • Отметка об исполнителе;
  • Визы согласования приказа (при необходимости).

Образец приказа о нумерации приказов

Предприятие самостоятельно разрабатывает приказ о порядке нумерации приказов, где устанавливает удобный ей порядок проставления номеров в приказах, индексные значения и другие положения, исходя из деятельности организации.

Общество с ограниченной ответственностью «АСТ»

ИНН/КПП 7804491337/780401001

195198, г. Санкт – Петербург,
Ленина пр., д.21, кор.1, пом. 309

ПРИКАЗ №1

г. Санкт-Петербург

01.01.

2021 г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Ввести с 2021 года буквенно-цифровую индексацию распорядительных документов по личному составу ООО «АСТ» с применением следующих регистрационных буквенных индексов:приказы о приеме работника на работу – П (прием); 2. приказы о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником – У (увольнение); 3. приказы о переводе работника на другую работу – ПР (перевод работника); 4. приказы о предоставлении отпуска работнику – О (отпуск); 5. приказы о нарушении трудовой и производственной дисциплины – Н;

    6. остальные приказы – К (кадры).

  2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Финансового директора Иванова Олега Дмитриевича.

Генеральный директор А.С. Шапкин

С приказом ознакомлены:

Финансовый директор

ООО «АСТ»

01.01.

2021г.                                                                                                                                                       О.Д. Иванов

Источник: http://MirBlankov.ru/numeraciya-prikazov/

Как правильно нумеровать приказы по кадрам и основной деятельности

Как разделить приказы по личному составу и основной деятельности,если они идут под одной нумерацией?

› Административное право

17.11.2021

Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве играет весомое значение в функционировании фирмы, вне зависимости от ее размера, структуры и сферы деятельности.

Кадровое делопроизводство – это отрасль организации, ответственная за ведение документов, связанная с трудовыми отношениями. А именно:

  • Внесение записей в трудовые книжки;
  • Оформление личных дел;
  • Создание приказов по личному составу;
  • Оформление графика отпусков и штатного расписания;
  • Составление и преобразование должностных инструкций;
  • Хранение и своевременная сдача документов в архив;
  • Грамотное внесение изменений в документы;

Как должны нумероваться приказы по кадрам

Порядок нумерации документов установлен Приказом Главархива СССР от 25.05.1988 № 3 «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения».

Конкретно правилам регистрации и индексирования документов, в том числе, приказов уделено внимание в разделе 3.2.1 Основных положений. В Основных положениях также приведены все основные термины, которые используются в работе с документами.

Читайте по теме в электронном журнале Основные правила нумерации приказов Итак, каждый документ, создаваемый в организации, должен быть соответствующим образом зарегистрирован.

Правильная нумерация приказов в кадровом делопроизводстве

  • по оформлению личных дел сотрудников;
  • внесению записей в трудовые книжки;
  • формированию должностных инструкций;
  • подготовке приказов по личному составу (увольнению, приему, перемещению сотрудников и т.

Нумерация приказов в кадровом делопроизводстве

Кроме того, шифр в номере приказа может указывать на структурное подразделение предприятия, в отношении которого издан приказ. К примеру, буквами «об» обозначается распоряжение по всей организации, а буквами «эк» — по экономическому отделу и т. д.Журнал учета приказов Порядок присвоения приказам номеров законодательно также не установлен.

Однако, исходя из практики кадрового делопроизводства, можно говорить о регистрации приказов в специальном журнале.
Журналов может быть несколько, если это отвечает принятой на предприятии системе документооборота. Журналы регистрации приказов каждая организации разрабатывает самостоятельно.

В приказе Минкультуры № 558 лишь перечисляются книги и журналы, которые может вести кадровая служба.

Правила нумерации приказов в кадровом делопроизводстве

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию. При обнаружении ошибок в приказе в момент подписания необходимо переписать приказ в исправленном виде.

При выявлении существенных ошибок (не грамматических, если грамматическая ошибка не привела к искажению смысла текста) приказ должен быть отменен или заменен путем издания нового приказа.
Изменить приказ может только лицо, подписавшее этот приказ.

Категорически не допускается зачеркивание, какое-либо исправление или дополнение на подлиннике приказа. Применение подобных приемов может быть признано судом подделкой документа и лишит приказ юридической силы.

Нумерация приказов Порядок нумерации приказов по личному составу не регламентирован.

  • «лс» — приказы по личному составу;
  • «п» — о приеме на работу;
  • «у» — о расторжении трудового договора;
  • «к» — о назначении командировки и т.д.

Приказы, касающиеся основной деятельности предприятия, обычно нумеруются при помощи только цифр, индексы не используются, однако организация может использовать и буквенный код, и никто не может ей это запретить.

Источник: https://Inspectrum.su/administrativnoe-pravo/kak-pravilno-numerovat-prikazy-po-kadram-i-osnovnoj-deyatelnosti.html

Классификатор приказов вам поможет

Как разделить приказы по личному составу и основной деятельности,если они идут под одной нумерацией?

Классификатор приказов – это систематизированный перечень правильно сформулированных заголовков приказов, которые издаются в организации. Для каждого приказа здесь закрепляется индекс, кто его подписывает, регистрирует и сколько его следует хранить.

Мы опубликовали пример такого классификатора.

Он существенно сократит количество допускаемых ошибок; на его основе можно создать справочник в СЭД, из которого работники смогут просто выбирать нужный заголовок; кроме того, упорядочение работы позволит избежать ошибок при дальнейшей экспертизе ценности документов.

В небольших организациях, как правило, выделяют приказы по основной деятельности и по личному составу, порой забывая про еще одну группу – приказы по административно-хозяйственным вопросам. В крупных же организациях даже этих трех разновидностей маловато будет.

Кроме того, там часто разные подразделения готовят разные группы приказов, и порой у отдельных специалистов возникает желание доказать, что приказ по вновь возникшему вопросу – вовсе не его головная боль, а вотчина коллеги из другого отдела.

Чтобы примирить всех, нужно навести порядок.

Зачем все это нужно?

Практика показывает, что крупные организации, вне зависимости от сферы деятельности и организационно-правовой формы, издают достаточно большое количество распорядительных документов, прежде всего приказов.

Вместе с тем при проведении экспертизы ценности документов этого вида возникают определенные сложности, связанные со спецификой деятельности крупной организации.

[attention type=yellow]

Дело в том, что небольшая организация может ограничиться изданием приказов двух видов: по основной деятельности и по личному составу (дополняемых изданием распоряжений), оформление которых в этом случае возлагается на одного человека.

[/attention]

Чем больше масштаб деятельности организации, значительнее штат работников и сложнее структура руководства, тем меньше вышеописанный алгоритм издания распорядительных актов подходит для организации.

Как быть? Ответ на этот вопрос найден довольно давно: приказы делят на отдельные разновидности, а их оформление поручают отдельным работникам или различным подразделениям.

В результате возникает стандартная для современного отечественного делопроизводства ситуация, когда часть приказов оформляется (соответственно, регистрируется и хранится до передачи в архив) делопроизводственной службой, а часть — службой кадров.

При этом порой сотрудники делопроизводственной службы и службы кадров испытывают затруднения при решении вопроса о том, приказом какой разновидности оформлять те или иные решения – приказом по основной деятельности или приказом по личному составу.

К сказанному стоит добавить, что разделение приказов на две разновидности – по основной деятельности и по личному составу – не может удовлетворить крупные организации, имеющие значительный круг решаемых вопросов.

В итоге количество разновидностей приказов увеличивается (появляются приказы по административно-хозяйственным вопросам, о направлении работников в командировку и др.

), а подготовка приказов по отдельным вопросам может поручаться отдельным работникам или подразделениям как в порядке разового поручения, так и на постоянной основе, что, естественно, добавляет сложностей.

Действующие в настоящее время государственные стандарты содержат общие указания относительно оформления приказов и не позволяют решить данные вопросы.

Не добавляют ясности и не так давно утвержденные «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»1.

[attention type=red]

Единственным выходом остается детальная проработка классификации приказов локальным актом, издаваемым самой организацией.

[/attention]

Прежде всего необходимо определить количество видов приказов, которые могут издаваться.

Вполне вероятно, что целесообразно будет раздробить приказы по основной деятельности и по личному составу на более мелкие группы для облегчения дальнейшей справочной работы и для обеспечения возможности специализации деятельности сотрудников, их оформляющих.

Выделенные группы следует зафиксировать в табеле унифицированных форм документов.

Однако даже использование табеля унифицированных форм не позволяет полноценно организовать работу по отнесению приказов к конкретному виду, поэтому необходимо или оговорить вопрос классификации приказов в инструкции по делопроизводству, или оформить отдельный классификатор. В последнем случае классификатор может быть утвержден приказом и использоваться в качестве приложения к номенклатуре дел. Такой вариант удобен, если действующая инструкция по делопроизводству в целом соответствует современным требованиям и нет острой необходимости в ее немедленной переработке.

классификатора

классификатора будет индивидуальным для каждой организации. При его составлении можно руководствоваться положениями Унифицированной системы организационно-распорядительной документации2.

При этом, учитывая то обстоятельство, что хотя УСОРД и входит в число действующих УСД, она фактически не применяется в деятельности организаций, поскольку первая очередь УСОРД, утвержденная Главархивом СССР еще в 1979 году, в настоящее время в значительной части устарела, а вторая очередь УСОРД, утвержденная Росархивом в 1993 году, не была внедрена в практику.

Раздел ОКУД, посвященный организационно-распорядительной документации, с 1993 года не ведется, поэтому в ОКУД не включены многие формы документов, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации3.

Гораздо более полезным будет «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»4, т.к. только на его основе можно классифицировать приказы по срокам хранения (далее по тексту – Перечень).

Ниже приведен пример классификатора приказов. В данном примере приказы разделены на три группы (согласно 19 статье Перечня):

  • по основной деятельности – срок хранения постоянно;
  • по личному составу – большинство хранится 75 лет, но отдельные виды можно хранить 5 лет;
  • по административно-хозяйственным вопросам – 5 лет.

Группировка произведена по содержанию и по срокам хранения в соответствии со статьей 19 нового Перечня.

Далее делим каждую группу на отдельные подгруппы, т.к. оформление различных групп (разновидностей) приказов может быть возложено на разные отделы или на разных сотрудников службы кадров. Такое разделение в дальнейшем облегчит проведение справочной работы. Можно, например, выделить приказы о поощрении и материальной помощи, т.к.

они связаны с выделением и расходованием дополнительных финансовых ресурсов и существует необходимость особого контроля руководства за данным направлением работы. И, наконец, логично выделить в качестве отдельных разновидностей приказы об отпусках, дежурствах, взысканиях, а также о направлении работников в командировку, т.к.

они имеют срок хранения 5 лет.

[attention type=green]

Каждой разновидности приказа присваивается свой делопроизводственный индекс, каждая разновидность подшивается и хранится отдельно в соответствии с установленными сроками хранения.

[/attention]

Мы предлагаем использовать индексацию на основе двух букв, которые могут вызывать определенные ассоциации, что облегчает запоминание и усвоение работниками предложенной группировки:

  • ОДОсновная Деятельность,
  • ЛСЛичный Состав,
  • МПМатериальная Помощь / Материальное Поощрение,
  • ОКО`К — все хорошо, отпуск,
  • КМКоМандировка (обычная),
  • КС — Командировка на Север (или Командировка Серьезная),
  • АХАдминистративно-Хозяйственые вопросы и т.д.

Классификатор может быть оформлен в виде таблицы.

В нее можно внести графу, в которой будет указано, кто из руководителей преимущественно подписывает приказ определенного вида (в том случае если такое распределение полномочий предусмотрено соответствующим приказом). При этом, разумеется, руководитель, являющийся первым лицом организации, может подписывать любой приказ.

В пятой графе содержатся типовые заголовки, которые можно использовать при оформлении приказов.

Это сократит количество ошибок, совершаемых при оформлении приказов, и существенно облегчит ввод информации в информационно-поисковые системы (ведь большинство из них позволяет создавать справочник стандартных заголовков, из которого пользователь потом сможет выбирать нужный). Такой классификатор позволит избежать проблем при проведении экспертизы ценности документов.

Пример . Классификатор приказов организации

Источник: https://delo-press.ru/journals/documents/sovremennoe-deloproizvodstvo/37237-klassifikator-prikazov-vam-pomozhet/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: