Какая ответственность за нарушение законодательства о денежной системе установлена в законодательстве Российской Федерации?

Содержание
  1. Уголовная и административная ответственность сторон за нарушение норм Федерального закона № 44-ФЗ
  2. Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок
  3. Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц
  4. Уголовная ответственность исполнителя
  5. Административная ответственность за типичные нарушения
  6. Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту
  7. Персональные данные: что грозит за нарушение закона
  8. Можно ли номер телефона отнести к персональным данным?
  9. Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных
  10. Дисциплинарная ответственность
  11. Материальная ответственность
  12. Административная ответственность
  13. Уголовная ответственность
  14. Подведем итоги
  15. Нарушения валютного законодательства: как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?
  16. Ответственность за нарушение валютного законодательства
  17. Административная ответственность за валютные правонарушения
  18. Штрафы за нарушение валютного законодательства
  19. Уголовная ответственность за валютные нарушения
  20. Как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?
  21. Рекомендации по снижению рисков 
  22. Какие виды ответственности за различные нарушения существуют в РФ
  23. Какие виды ответственности предусмотрены законодательством России
  24. Дисциплинарная
  25. Материальная
  26. Гражданско-правовая
  27. Административная
  28. Налоговая
  29. Уголовная
  30. Множественные правонарушения или сложное событие одного нарушения: как отстоять свои интересы в споре с органами валютного контроля?
  31. Квалификация преступлений
  32. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
  33. Органы контроля
  34. Уголовная ответственность за отступление от требований валютного законодательства
  35. Крупный ущерб от незаконных операций с валютой
  36. Гражданско-правовые меры ответственности за нарушения в сфере валютного законодательства

Уголовная и административная ответственность сторон за нарушение норм Федерального закона № 44-ФЗ

Какая ответственность за нарушение законодательства о денежной системе установлена в законодательстве Российской Федерации?

Государство активно предпринимает действия, направленные на то, чтобы сократить возможные преступления, которые совершаются в сфере государственных закупок.

Одним из таких нововведений становится активное использование различных мероприятий, направленных на привлечение к ответственности ответственных должностных лиц госзаказчиков, если такие лица были замечены в совершении административных или уголовных правонарушений при проведении различных мероприятий в сфере государственных закупок.

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере госзакупок

С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года активно стали предприниматься также и действия, которые повышают меры ответственности за совершение различных правонарушений.

Все правонарушения, совершаемые в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок, до 4 мая 2021 года относились к ведению Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках этого нормативного акта.

[attention type=yellow]

Таким образом, с мая 2021 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все совершаемые правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, действуют два вида ответственности – уголовная и административная.

[/attention]

Конкретный вид, к которой будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести совершенного нарушения законодательства, а также из того ущерба, который был причинен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя.

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как уже говорилось выше, назначение мер уголовной ответственности для лиц, которые совершили нарушение действующего законодательства в сфере закупок, было введено относительно недавно.

Использование данного спектра мер направлено, в первую очередь, на то, чтобы минимизировать количество такого рода нарушений, которые имеют своей целью получение конкретного результата при осуществлении различного рода закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части проведения мероприятий, направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, следует выделить:

  • действия, направленные на нецелевое расходование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении неоправданно завышенной начальной максимальной цены контракта, которая будет снижаться в конкурентной процедуре, но окажется выше, чем у других возможных участников);
  • необоснованное использование систем преференций и льгот, которое также ставит итоговой целью неправомерное и нецелевое расходование средств, выделенных из федерального или регионального уровней бюджета;
  • проведение закупочной процедуры с получением «нужного» итогового результата, если такие действия имеют под своей основой личную корыстную и другую заинтересованность тех лиц, которые принимают участие в той или иной закупке либо могут оказать влияние на итоговые результаты.

Применение мер ответственности уголовного характера в случае выявления такого рода нарушений могут быть осуществлены в отношении не только контрактных управляющих или сотрудников контрактной службы, которые принимают непосредственное участие в проведении закупочных процедур, но и в отношении других лиц, выступающих от имени государственного или муниципального заказчика, а именно:

  • члены закупочных комиссий (в том числе те, кто проводит рассмотрение различного рода заявок и других документов, подаваемых потенциальными участниками закупочной процедуры);
  • члены экспертных и приемочных комиссий либо лица, которые осуществляют единоличный прием результатов исполненных контрактов;
  • уполномоченные должностные лица, которые не осуществляют непосредственное участие в государственных или муниципальных закупках, но имеют документально подтвержденное право на представление интересов заказчика при осуществлении различного вида закупок.

В том случае, если наличие злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица будет установлено, независимо от того, по каким причинам в его действиях такой умысел возник (из-за шантажа и угроз, из-за получения взятки либо по причине собственной заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к установленным в рамках статьи 200.4 УК РФ мерам ответственности, а именно:

  • штраф с максимальным значением до одного миллиона рублей (диапазон от двухсот тысяч до одного миллиона рублей назначается в тех случаях, когда речь идет о совершении преступления группой лиц по предварительному сговору, либо если был причинен особо крупный ущерб государству);
  • штраф с возможностью установления его в размере дохода осужденного за период до трех лет (если нет возможности взыскать размер штрафа в конкретной финансовой величине);
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет (в качестве дополнительной меры наказания может быть использован запрет на занятие определенных должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок до трех лет, однако, такой запрет устанавливается только по решению суда и на его усмотрение);
  • лишение свободы с максимальным сроком действия наказания до семи лет (к данному наказанию также может быть присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако привлечь к уголовной ответственности по современному законодательству могут не только представителя заказчика, но и потенциального или действующего исполнителя по контракту, если выяснится, что он тоже нарушил действующие нормы права.

Уголовная ответственность исполнителя

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего исполнителя по государственному или муниципальному контракту является реальной в случаях, если будет установлен факт осуществления подкупа или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или принятия их результатов.

Чаще всего в качестве воздействия на то или иное должностное лицо государственного или муниципального заказчика или приравненного к нему юридического лица рассматривается передача взятки в виде денежных средств, ценных бумаг или иных предметов или оказание какого-либо рода услуг имущественного характера, а также предоставление различного рода прав имущественного характера.

Именно в этом случае представитель исполнителя, который был уличен в совершении такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 Уголовного Кодекса Российской Федерации), будет привлечен к ответственности.

Законодатель в указанной статье формирует возможные применяемые меры ответственности для наказания тех лиц, которые совершили те или иные преступления в части различных вариантов подкупа должностных лиц государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, которые совершаются в такой сфере в зависимости от размера ущерба, на крупный, особо крупный, а также на преступления, которые совершены единолично или группой лиц по предварительному сговору.

Если было установлено, что подкуп был совершен, то к ответственности будут привлекаться лица, чья вина доказана. К ним в зависимости от тяжести преступления могут быть применены следующие виды мер ответственности:

  • штраф в диапазоне от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • если в качестве штрафной санкции не может быть установлена конкретная сумма, то штраф назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • ограничение свободы с максимальным сроком до двух лет;
  • исправительные работы с максимальным сроком действия наказания до двух лет;
  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет;
  • лишение свободы на срок до двенадцати лет.

На решение суда выставляется также определение того, будут ли назначены дополнительные меры наказания в виде штрафа (размер устанавливается в кратном варианте сумме подкупа, но не менее десятикратного и не более пятидесятикратного размера), а также запрет заниматься определенными видами деятельности или занимать определенные виды должностей на срок до семи лет.

Однако в том случае, если лицо, которое виновно в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность за типичные нарушения

Административная ответственность за совершение нарушений в сфере государственных и муниципальных закупок была сформирована еще в момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в январе 2014 года. Однако на тот момент все меры ответственности не были полностью проработаны, и некоторые нарушения не оставались охвачены, а назначение наказания осуществлялось по аналогии.

На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении госзакупок полностью охвачены мерами административного воздействия. Так, в частности, установлены меры воздействия за следующее:

  1. Нарушения в части планирования госзакупок, которые выливаются в неправильное формирование плана закупок и плана-графика. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения общественного обсуждения (если проведение такого обсуждения предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание информации, которая должна быть отражена в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафные санкции за такие наказания находятся в диапазоне от пяти до пятидесяти тысяч рублей (устанавливаются меры ответственности в соответствии с положениями статьи 7.29 Кодекса об административных правонарушений). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, если речь идет о неправомерном дроблении проводимой закупочной процедуры, например, для того, чтобы установленная НМЦК была меньше ста тысяч рублей для проведения закупки у единственного поставщика.
  2. Нарушения в части выбора способа проведения закупки наказываются штрафными санкциями в размере тридцати тысяч рублей для ответственного должностного лица, а в отношении самого заказчика сумма штрафа равняется пятидесяти тысячам рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ).
  3. Нарушения в сфере собственно проведения закупок, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет находиться в диапазоне от трех до тридцати тысяч рублей (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  4. Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимой закупке в ЕИС. Штраф в этом случае равняется пятидесяти тысячам рублей на должностное лицо и 500 тысячам рублей на заказчика (назначение наказания осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  5. Нарушение процедуры при заключении контракта и внесении изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые нередко совершаются в сфере государственных закупок. Штрафные санкции в этом случае находятся в диапазоне от пяти до тридцати тысяч, но в процентном соотношении должны рассчитываться в размере одного процента от начальной максимальной цены контракта.
  6. Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием добились того, что контракт не был исполнен, то на них может быть наложен штраф в диапазоне от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, которая осталась в части неисполненных обязательств, но не менее тридцати тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица – в размере не менее трехсот тысяч рублей и в диапазоне от однократного до трехкратного размера стоимости итоговых невыполненных обязательств.
  7. Нарушение правил и порядка ведения реестра контрактов, в том числе в части размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок также относится к типичным административным правонарушениям. Караются такие правонарушения штрафами в размере двадцати тысяч рублей на должностное лицо.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Участие в некоторых видах процедур по определению исполнителя по государственным или муниципальным контрактам требует внести средства в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по каким-либо причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю контракта в указанные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 Кодекса об административных правонарушениях.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/pravonarushenia.html

Персональные данные: что грозит за нарушение закона

Какая ответственность за нарушение законодательства о денежной системе установлена в законодательстве Российской Федерации?

Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.

Персональные данные — это любая информация, прямо или косвенно относящаяся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

К персональным данным могут быть отнесены:

  • фамилия, имя, отчество;
  • пол, возраст;
  • образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
  • место жительства;
  • семейное положение, наличие детей, родственные связи;
  • факты биографии и предыдущая трудовая деятельность (место работы, судимость, служба в армии, работа на выборных должностях, на государственной службе и др.);

Кстати, сведения о заработной плате относятся к персональным данным.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Можно ли номер телефона отнести к персональным данным?

Абонентский номер (номер телефона) это выделяемый абоненту номер, (совокупность цифровых знаков) при заключении с абонентом договора об оказании услуг телефонной связи. Данный номер служит для обозначения и возможности идентификации конечного оборудования абонента в сети связи при соединении с ним абонентских устройств.

Из чего следует, что номер телефона без указания на его владельца не является информацией, на основании которой это лицо (субъекта персональных данных) можно однозначно идентифицировать и его использование не может подразумевать обработку персональных данных его владельца.

Поэтому номер телефона сам по себе не относится к персональным данным.

А вот фотография относится к биометрическим персональным данным.

Так как это изображение человека (фотография и видеозапись), которое позволяет установить личность и с этой целью используется оператором (См.

Разъяснения Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»).

Персональные данные, набор которых не позволяет идентифицировать субъект, являются обезличенными. К защите обезличенных персональных данных требования законодательства минимальны.

Ответственность работодателя за нарушение норм, регулирующих защиту персональных данных

С 1 июля 2021 года органом, осуществляющим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям Закона о персональных данных и нормативных правовых актов, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (ст.

23 Закона о персональных данных). Есть плановые проверки, которые Роскомнадзор совершает раз в три года, а есть внеплановые ревизии, и о них не стоит забывать. Они могут быть проведены, к примеру, с целью выяснить, устранила ли компания нарушения, допущенные и выявленные ранее.

Кроме того, проверку также стоит ждать, если компания претендует на выполнение госзаказа.

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Разберем каждый вид ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Неправомерное разглашение персональных данных лицом, в чьи обязанности входит соблюдение правил хранения, обработки и использования такой информации, является основанием для привлечения этого лица к дисциплинарной ответственности (ст. 90 ТК РФ). Трудовой договор с работником может быть, расторгнут по причине разглашения охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Материальная ответственность

Eсли вред работнику был причинен по вине лица, которое было ответственно за неразглашение персональных данных, то работодатель может привлечь последнего к материальной ответственности за ущерб, который был нанесен работнику такими действиями. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Административная ответственность

С 1 июля статья 13.11 КоАП РФ претерпела значительные изменения и теперь применяется в новой редакции.

Был детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Теперь новая формулировка статьи 13.

11 содержит семь составов правонарушений (вместо одного). Проверяющ ие могут составить отдельный протокол за каждое нарушение и назначить отдельный штраф.

[attention type=red]

То есть, если до 1 июля 2021 года максимальный штраф по статье 13.11 КоАП РФ составлял 10 тыс. руб. и состав нарушения был одним, то на данный момент размер штрафа увеличен до 75 тыс. руб., и составов преступлений стало семь. Соответственно, за разные нарушения на одну компанию могут наложить несколько разных штрафов.

[/attention]

Кроме того, должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 3 000 до 20 000 руб., индивидуальных предпринимателей — на сумму от 5 000 до 20 000 руб., организации — на сумму от 15 000 до 75 000 руб.

Практическая ситуация

В коллективном договоре закреплено, что одним из видов поощрения работников является размещение фотографии работника на Доске почета. Работник обратился к работодателю с требованием не размещать его фотографию для всеобщего обозрения. Какие риски несет работодатель, если разместит фотографию без согласия работника?

Согласно Закону о персональных данных фотографию работника можно отнести к персональным данным. Доска почета, размещенная публично, является общедоступным источником персональных данных.

Статья 8 Закона о персональных данных устанавливает, что в общедоступные источники персональных данных сведения о персональных данных могут включаться только с письменного согласия субъекта персональных данных.

То есть работодатель должен перед размещением фотографии на доске почета запросить письменное разрешение работника. Если фотография работника размещена без его согласия, работодатель может быть привлечен к административной ответственности с наложением штрафа до 75 тыс. руб., при этом работник может также потребовать компенсации морального вреда за нарушение его прав.

Если будет установлено, что разглашение персональных данных произошло по вине работника, ответственного за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, то его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа (ст. 13.14 КоАП РФ) (за исключением случаев, если такое разглашение влечет уголовную ответственность):

  • на граждан — от 500 до 1 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 руб.

С работником, допущенным к обработке персональных данных, подписывается обязательство о неразглашении персональных данных.

Можно ли условие о неразглашении персональных данных включать в трудовой договор с работником? Только в отношении тех работников, которые непосредственно работают с персональными данными: кадровиков, бухгалтеров, секретарей и т.п. (ст. 57 ТК РФ). В этом случае при приеме на работу ознакомьте работника с Положением о работе с персональными данными.

Уголовная ответственность

Если работник, ответственный за хранение, обработку и использование персональных данных других работников, злоупотреблял своими служебными полномочиями, распространял сведения о частной жизни других работников без их согласия, он может быть привлечен и к уголовной ответственности. Наказывается такое деяние (ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов;
  • либо исправительными работами на срок до одного года;
  • либо арестом на срок до четырех месяцев.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются (ч. 2 ст. 137 УК РФ):

  • штрафом в сумме от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы, либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Подведем итоги

Что можно порекомендовать работодателям во избежание привлечения к ответственности, а также дополнительных затрат в случае проведения проверок? Обязательно проверьте:

  • от всех ли работников получено согласие на обработку персональных данных;
  • ознакомлены ли работники с локальными актами, устанавливающими порядок обработки таких данных, и с их правами и обязанностями в этой области;
  • должным ли образом осуществляется хранение и защита персональных данных;
  • соответствует ли документация об их обработке требованиям законодательства и т.д.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1624

Нарушения валютного законодательства: как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?

Какая ответственность за нарушение законодательства о денежной системе установлена в законодательстве Российской Федерации?

Привлечение участника ВЭД к административной ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства – достаточно распространенная проблема, с которой обращаются к нашим юристам.

В большинстве случае речь идет о возбуждении дел об административных правонарушениях по частям 4, 5, 6 статьи 15.25 КоАП РФ:

  • нарушение сроков получения валютной выручки;
  • нарушение сроков возврата денежных средств (репатриации валютной выручки) в случае непоставки товара;
  • нарушение сроков предоставления в банк подтверждающих документов.

За допущенные правонарушения законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Ключевыми актами, регулирующими валютное законодательство, являются Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, а также соответствующие Письма ЦБ РФ. 

Действующее валютное регулирование не просто имеет недостатки, по сути, оно зачастую не отвечает современным реалиям ведения бизнеса. Этот факт признают как предприниматели, так и регуляторы.

[attention type=green]

В связи с чем в последнее время идет активная работа по внесению изменений в валютное законодательство.

[/attention]

 На данный момент законодателем установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований валютного контроля.

Административная ответственность за валютные правонарушения

Административная ответственность определена ст. 15.25 КоАП РФ. Основной мерой наказания за совершенные нарушения в сфере валютного контроля предусмотрен штраф. В настоящее время идет активная работа по либерализации валютного контроля.

В частности, проектом нового КоАП РФ помимо значительного сокращения штрафов за валютные правонарушения предусмотрена фактическое снятие ответственности за отдельные нарушения.

Например, предусмотрен минимальный порог – сумма 200 тысяч рублей, при невозврате (не репатриации) которой у резидента будет отсутствовать ответственность. 

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрены следующие штрафы для юридических лиц за правонарушения в сфере валютного контроля:

  • При неисполнении обязанности по поступлению денежных средств в рамках исполнения внешнеторгового контракта в установленный срок – ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф в размере от 75% до 100% от суммы непоступивших денежных средств;
  • При нарушении сроков репатриации валютной выручки (обязанности по возврату денежных средств в случае непоставки товара) – ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф от 75% до 100% от суммы невозвращенной оплаты;
  • При неисполнении обязанности по представлению подтверждающих банковских документов, отчетности – ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – от 40 до 50 тысяч рублей

В настоящее время широко обсуждаются поправки в КоАП РФ, согласно которым размер штрафа, например, за не репатриацию денежных средств будет снижен с нынешних 75%-100% до 5%-30% для валютных контрактов и 3%-10% – для рублевых.

Вместе с сокращением размера штрафа предусмотрены и другие послабления, такие как введение 30-дневного периода для зачисления средств после истечения срока действия контракта, 90-дневного моратория за непредоставление отчетности о валютных операциях и прочее.

В основном либерализация направлена на поддержку экспортных контрактов, однако и импортеры должны получить значительные послабления.

Внимание! Рекомендуем ознакомиться: “Федеральный закон от 20 июля 2021 г. №218-ФЗ смягчил валютное законодательство”.

Однако, данные поправки в КоАП, в том числе и за административные таможенные правонарушения, пока находятся в стадии обсуждения и согласования.

Уголовная ответственность за валютные нарушения

На данный момент в уголовном кодексе РФ предусмотрена одна статья, устанавливающая ответственность за валютные нарушения – ст. 193 УК РФ.

В ней речь идет о неисполнении обязанности резидента по возврату денежных средств (репатриации), пороговой суммой привлечения к уголовной ответственности является крупный размер – сумма от 9 миллионов рублей, непоступивших или невозвращенных на банковский счёт, особо крупный – от 45 миллионов рублей. На текущий момент идет дискуссия об упразднении ст. 193 УК РФ, при этом её состав будет отнесен к квалифицирующим признакам преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 159, 171, 174, 196 УК РФ. 

Как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?

Возможность избежать штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ есть, при этом универсального порядка действий для достижения данной цели не существует, поскольку формальное привлечение к административной ответственности за валютные правонарушения без штрафа главным образом зависит не от действий резидента после нарушения сроков валютного контроля, а ДО такового. 

Залог освобождения от штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ – в содержании внешнеторгового контракта. В частности, наши юристы уже давали общие рекомендации, как составить импортный контракт, с тем чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства. 

Для контролирующих органов при определении вины в составе административного правонарушения ключевым фактором является какие действия участник ВЭД мог предпринять на стадии предконтрактной подготовки, исполнения контракта, для предупреждения риска нарушения сроков валютного контроля и какие действия он фактически предпринял после нарушения сроков?

[attention type=yellow]

Если резидент не прописал во внешнеторговом контракте четкие сроки поставки товара, отправления и зачисления денежных средств, ответственность сторон за нарушение сроков, компенсационные меры за нарушение своих обязательств по соблюдении сроков, срок возврата денежных средств при непоставке товара (репатриацию валюты) и прочее, то говорить об освобождении от штрафа по 15.25 КоАП РФ не приходится. 

[/attention]

Зачастую единственным шансом на отсутствие штрафа является заключение грамотного дополнительного соглашения к внешнеторговому контракту, в рамках которого фиксируется не только изменение сроков (если такое ещё возможно), но и прописываются необходимые положения, которые позволят подтвердить регуляторам, что участник внешнеторговой сделки добросовестно предпринял все возможные и достаточные меры для устранения рисков нарушения сроков валютного контроля.

Рекомендации по снижению рисков 

Минимизировать риски привлечения к ответственности за валютные правонарушения можно за счёт грамотной работы на этапе ДО нарушения сроков валютного контроля, например, при пропуске срока возврата авансового платежа в случае непоставки товара. 

Юристы нашей компании рекомендуют предпринять следующий комплекс мер:

  1. Проявить осмотрительность при выборе иностранного контрагента и сохранить доказательства предпринятых вами мер по проверке его благонадежности до заключения внешнеторгового контракта. Ранее мы писали о том, как проверить поставщика из Китая.
  2. Прописать во внешнеторговом контракте сроки не только сроки, например, возврата авансового платежа при непоставке товара, но и сроки отправления и сроки получения денежных средств, предусмотрев при этом временной период на техническое проведение межбанковских операций.
  3. При составлении внешнеторгового контракта необходимо прописать не только санкции за нарушение срока исполнения обязательств, но и предусмотреть компенсацию возможных издержек.
  4. При определении применимого права и арбитража для урегулирования возможных споров по внешнеторговому контракту учитывать реальную возможность и соответствующие расходы на ведение такого судебного процесса.
  5. В ходе исполнения внешнеторгового контракта письменно уведомлять сторону о приближающихся сроках исполнения обязательств и сохранять соответствующие уведомления.
  6. В случае фактического нарушения сроков инициировать и активно вести претензионную и/или судебную работу в отношении контрагента.

Данные рекомендации являются действенными как для снижения рисков привлечения к ответственности за валютные нарушения, так и для освобождения от штрафа при формальном привлечении к административной ответственности. 

Источник: https://xn--80aeai2cdh2i.xn--p1ai/articles/narusheniya-valyutnogo-zakonodatelstva-kak-izbezhat-shtrafa-po-15-25-koap-rf/

Какие виды ответственности за различные нарушения существуют в РФ

Какая ответственность за нарушение законодательства о денежной системе установлена в законодательстве Российской Федерации?

Каждый гражданин Российской Федерации должен знать, какиевиды ответственности за нарушения (совершение противоправных действий)предусмотрены законом.

Обычный человек каждый день, совершая те или иные поступки,действует в рамках законодательства. Но, иногда, по своей воле, незнанию или всилу сложившихся обстоятельств выходит за дозволенные рамки, нарушая закон.Поэтому знать, какие виды ответственности могут быть к нему применены крайневажно.

Какие виды ответственности предусмотрены законодательством России

В законодательстве РФ предусмотрены виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • налоговая;
  • уголовная.

Все эти виды распространяются и могут быть применены к физическим лицам.

К предприятиям и организациям – юридическим лицам, применяется только три из них: материальная, гражданская и административная.

Дисциплинарная

Этот вид ответственности может быть применен к работникупредприятия или организации за невыполнение или ненадлежащее выполнениетрудовых обязательств. Назначает его руководитель за совершение дисциплинарныхпоступков. Наказанием человеку в этом случае может быть:

  • предупреждение;
  • выговор;
  • увольнение.

Примеры нарушений, за которые может быть назначенодисциплинарное взыскание:

  • отсутствие на рабочем месте более 3 часов без уважительной причины;
  • отказ или уклонение от сдачи экзаменов, прохождения обучения, медицинского осмотра и пр.

Материальная

Материальная ответственность – это вид наказания занарушение законодательства, которое может применяться как к работникупредприятия, так и к администрации. Регулируется оно Трудовым кодексом РФ.

Материальный ущерб, нанесенный предприятию работником илигруппой работников (бригадой, отделом и т. д.) может удерживаться как с одноговиновного, так и со всей бригады в виде процентов из заработной платы.

Но, обычные люди часто не знают, что работодатель такжеобязан возместить материальный ущерб работникам за такие действия, как:

  • незаконное отстранение от работы;
  • несвоевременную выдачу трудовой книжки после увольнения;
  • причинение вреда личному имуществу работника;
  • несвоевременную выдача заработной платы.

Гражданско-правовая

Этот вид ответственности связан с нарушением имущественныхили денежных обязательств. Наказание назначает в этом случае суд или другойадминистративный орган. Под эту категорию подпадает причинение моральногоущерба, а также экологического и пр.

Административная

Административный вид ответственности предусматриваетнаказание в виде штрафа, конфискации предметов-орудий преступления илиадминистративного ареста правонарушителя. Также наказанием может стать лишениеправ, например, на охоту или вождение транспорта. Решение выносят специальныеадминистративные комиссии.

Под административные правонарушения часто подпадают нарушения Правил дорожного движения водителями при совершении ими ДТП. Узнать подробнее о классификации нарушений ПДД можно здесь.

Административная ответственность предусмотрена в России за нарушение карантина и режима самоизоляции во время эпидемии коронавируса.

Налоговая

Приведем примеры, какие правонарушения приводят к налоговомувиду ответственности. Это:

  • уклонение или несвоевременная постановка на учет в налоговом органе;
  • несвоевременная подача деклараций;
  • уклонение от подачи сведений об открытии или закрытии счетов в банке;
  • неуплата или несвоевременная уплата налогов;
  • нарушения в системе учета объектов налогообложения;
  • отказ от предоставления сведений, документов и пр.

Правила Налогового кодекса распространяются на всехналогоплательщиков, независимо от формы собственности.

Уголовная

Уголовная ответственность в случае установления вины и вынесения приговора судом лицу, совершившему преступление, предусматривает ограничение прав и свобод виновного. Перечень правонарушений, подлежащих уголовной ответственности содержится в Уголовном кодексе РФ.

Источник: https://def4onki.ru/2021/11/07/vidi-otvetstvennosti/

Множественные правонарушения или сложное событие одного нарушения: как отстоять свои интересы в споре с органами валютного контроля?

Какая ответственность за нарушение законодательства о денежной системе установлена в законодательстве Российской Федерации?

За несоблюдение требований валютного законодательства применяются такие категории ответственности виновных лиц:

  1. Административная;
  2. Уголовная;
  3. Гражданско-правовая.

Отталкиваясь от того, какое правонарушение было допущено, органами регулирования будут определены меры воздействия на участников. Для того чтобы рассмотреть какие виды ответственности могут быть применены, рассмотрим, что является, а что не является нарушением валютного законодательства.

Вывоз валюты за границу без декларации 2021

Квалификация преступлений

  1. Не зачисление в уполномоченные банковские организации иностранной валюты, а также несоблюдение сроков исполнения такой обязанности.
  2. Юридическое бездействие — отказ от выполнения обязательств, установленных на законодательном уровне.

    Такому правонарушению, как правило, сопутствует использование валюты до ее зачисления на банковский счет.

  3. Не зачисление иностранных валютных средств на банковский счет на территории Российской Федерации, или нарушение специальных сроков.

  4. Нарушение норм валютного законодательства, касающегося зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации в больших размерах от одного или сразу нескольких резидентов в уполномоченном для этого иностранном банке.
  5. Нарушение требований закона о возврате валютных средств на счет резидента в РФ или за рубежом за неполученные товары, невыполнение работ, не оказание услуг или не передачу информацию.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Установление административной ответственности в отношении виновных лиц определяется положениями Кодекса об административных правонарушения РФ. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства может быть назначена за совершение следующих правонарушений:

  • Осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без наличия соответствующей лицензии;
  • Нарушение основных требований, указанных в выданной лицензии;
  • Преднамеренное использование незаконно открытых счетов, владельцами которых являются валютные резиденты.

Такого рода нарушения КоАП предусматривают штраф в сумме 10 % от величины неправомерной операции с валютой.

  • Отступление от требований при сдаче валютной выручки от экспортных операций. При этом на участников валютных отношений могут быть наложены штрафные санкции равные по величине стоимости предмета правонарушения.
  • Отклонение от утвержденных правил организации учета операций с применением валюты и формирования соответствующей отчетности. Данное нарушение влечет за собой штрафы по валютному законодательству в сумме 50-100 МРОТ (для ответственных лиц), 400-500 МРОТ (для организаций).

Органы контроля

В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

  • система регулирования;
  • система контроля.

Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  1. Органы валютного контроля:
      Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
  2. Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
  3. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
      уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
  4. Внешэкономбанк.

Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

Уголовная ответственность за отступление от требований валютного законодательства

Более суровые методы воздействия в виде уголовной ответственности ждут тех участников валютных отношений, которые совершили следующие правонарушения в сфере валютного обращения:

  • отмывание доходов, которые получены незаконным способом;
  • неправомерное получение кредитных денег (подготовка подложных документов, сговор и иное);
  • намеренное уклонение от расчетов по имеющейся задолженности с контрагентами;
  • злоупотребления, выявленные при выпуске ценных бумаг организацией;
  • выпуск и реализация фальсифицированных ценных бумаг и банкнот;
  • выпуск и реализация фальсифицированных банковских карт (расчетных и кредитных), а также иных аналогичных документов;
  • неправомерные операции с драгметаллами и камнями;
  • нарушения, выявленные при сдаче в пользу государственной казны драгметаллов и камней;
  • невозвращение капитала из-за рубежа, который в обязательном порядке должен быть зачислен на счета российских банков.

Для всех этих преступлений, которые в значительной степени наносят ущерб экономической безопасности страны, предусмотрена уголовная ответственность виновных лиц. Реальные меры воздействия определяются в зависимости от наличия умысла в действиях или отсутствии такового только на основании положений Уголовного права.

Валютные сделки

Крупный ущерб от незаконных операций с валютой

Нормами российского законодательства, предусмотрены более суровые меры уголовной ответственности за совершение противоправного деяния в области валютного закона в большом размере.
В частности, статьей 193 Уголовного кодекса, установлены более суровые меры наказания за совершение преступлений со следующими отягчающими обстоятельствами:

  1. Особо крупный размер.
  2. Группа, действующая по сговору.
  3. Совершение противоправного деяния с использованием подложных документов.
  4. Использование специального юридического лица, целью создания которого было совершение одного или сразу нескольких преступных деяний с валютой.

Действия, которые были совершены в рамках этого нормативного акта, считаются совершенными в крупном размере, если общая сумма неучтенных средств в течение одного календарного года превышает 9 000 000 руб.

Аналогичное преступление может быть признано противоправным деянием, совершенным в особо крупном размере, в том случае, если общий размер денежных средств, которые не были зачислены в законном порядке в течение одного года, превышает 45 000 000 руб.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 193 Уголовного кодекса РФ

Гражданско-правовые меры ответственности за нарушения в сфере валютного законодательства

Для всех участников операций с иностранной валютой, и резидентов, и нерезидентов, предусматривается также гражданско-правовая ответственность. При этом документом, который определяет степень виновности лиц и методы воздействия на них, является Гражданский кодекс РФ.

Сущность гражданско-правовой ответственности заключается в признании сделок, совершенных с нарушениями в области валютного законодательства, недействительными.

Помимо этого, в отношении нарушителя также применяются последствия неправомерных операций, в частности реституция, что подразумевает возврат полученных по договору ценностей, если сделка признается недействительной. При этом если будет доказано, что одна или обе стороны сделки допустили нарушение осознанно, государство может взыскать полученный в ходе совершения этой сделки доход в свою пользу.

Таким образом, нарушение валютного законодательства предусматривает штрафы и иные методы воздействия на виновных, которые определяется на основании уголовного, административного, гражданского и таможенного права.

Источник: https://kvest-text.ru/programmy/administrativnaya-otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: