Мальчик не хочет идти в школу.

Содержание
  1. Мальчикам трудно в школе. Рассказываем о причинах и способах сделать учебу радостнее
  2. Мальчики злятся от неудач
  3. Мальчик доказывает свою ценность
  4. Причина в биологии?
  5. В каких случаях мальчики страдают в школе
  6. Подмигнуть и улыбнуться — прекрасный знак поддержки
  7. Что делать родителям?
  8. Если ребёнок не хочет идти в школу
  9. Мой опыт
  10. 6-7 лет
  11. 7-10 лет
  12. 11-16 лет
  13. Советы родителям
  14. Ребенок не хочет идти в школу: что делать?
  15. Первый шаг
  16. Дайте позитивный сигнал
  17. Найдите тихое место
  18. Нужно ли переводить ребенка в другую школу?
  19. Что делать в случае травли (буллинга)?
  20. Примеры из жизни: что делают родители, когда ребенок совсем не хочет учиться
  21. Выясните причину отказа от учебы
  22. Отсутствие мотивации
  23. Конфликты с одноклассниками
  24. Неблагоприятная ситуация в семье
  25. Чрезмерный родительский контроль
  26. Неуверенность в себе и низкая самооценка
  27. Чрезмерная загруженность после школы
  28. Сочетание причин
  29. Правильный подход родителей
  30. Как помочь ребенку?
  31. Когда ребенок не хочет в школу
  32. Невыполнимые советы
  33. Красочный план
  34. Травля или конфликт?
  35. Заступайтесь за своих

Мальчикам трудно в школе. Рассказываем о причинах и способах сделать учебу радостнее

Мальчик не хочет идти в школу.

У мальчиков всегда больше проблем в школе, чем у девочек. Они не хотят учиться, плохо себя ведут, огрызаются и устраивают разные неприятности. Но всему есть объяснение. Мы нашли перевод статьи известного психолога и рассказываем вам о некоторых особенностях мальчишек, а потом даем рекомендации, как жить без проблем, если ваш мальчик немного хулиган. 

Мальчики злятся от неудач

Существует ошибочное представление о том, что мальчики и мужчины не так эмоциональны, как женщины. Они лишь по-другому обрабатывают эти эмоции и выражают их иначе.

Несколько обобщая, можно сказать, что мальчикам просто нужно больше времени, чтобы понять, о чем их так называемые «плохие» эмоции, в то время как девочки быстрее переходят от самой эмоции к ее интерпретации.

Когда мальчики чувствуют себя эмоционально уязвимыми — а они именно так себя чувствуют, когда видят, что не соответствуют академическим требованиям первого года обучения в школе — у них возникает и крепнет чувство злости. Злость — вполне себе приемлемая эмоция в чрезвычайной ситуации, но она плохо сочетается с повседневной жизнью, особенно школьной.

Когда мальчик чувствует себя уязвимым и смущенным, когда ему грустно, скучно или плохо, когда он не понимает, чего от него хотят, или у него что-то не получается, он злится, и эта злость часто выражается через агрессивное поведение.

[attention type=yellow]

Чем более прочную привязанность мальчик ощущает по отношению к своим значимым взрослым, тем более безопасным становится его эмоциональный мир и тем лучше будет его поведение.

[/attention]

Грустно, что из-за постоянных внутренних битв наши мальчики делают больше ошибок, чаще ломают вещи, чаще забывают о чем-то и страдают от тягот дисциплины больше, чем девочки.

Многие педагоги начальной школы говорят о синдроме грустного/сердитого мальчика — когда маленький мальчик, ощущающий чувство брошенности или тревоги, быстро переводит эту эмоцию в агрессивное поведение.

Мальчик доказывает свою ценность

Философ и писатель Майкл Гуриан считает, что невидимый двигатель мужественности — это стремление доказать собственную ценность, обрести самоуважение.

Никто не может дать мужчине ощущение собственной ценности — он должен дать его себе сам. Для того чтобы достигнуть этого, мальчики и мужчины ищут внешних путей для демонстрации своих способностей, побед и независимости, и это помогает им понять, где они смогут найти значимые цели и смысл в жизни с очень раннего возраста.  

Это битва, которая разворачивается внутри них самих.

Мальчики кажутся в целом конкурирующими, активными, они пребывают в постоянном поиске ситуаций, где они могут доказать свою ценность и значимость.

Если маленькие мальчики не достигают успеха — у них не получается построить башню, забраться на дерево, выиграть в игре или правильно ответить на вопрос, — они избегают этих мест неудач.

Все чаще в последние годы мы сталкиваемся с нежеланием мальчиков ходить в школу.

Причина в биологии?

Предполагают, что естественная импульсивность мальчиков кроется в биологии. Некоторые исследователи считают, что для них характерен более низкий уровень серотонина, нейромедиатора, оказывающего успокаивающее действие, и поэтому им сложнее управлять собственными импульсами.

Соединим эту гипотезу с возможным влиянием гормонов, а также культурным и социальным давлением, и нам станет понятно, почему мальчики столь невероятно физически активны, конкурируют, идут на риск и постоянно ищут способы утвердить формирующуюся в них мужественность.

В каких случаях мальчики страдают в школе

Мальчикам полезны занятия с четко выстроенными правилами и границами, но при этом их не должно быть слишком много. Мальчикам может быть сложно в ситуации, когда учитель дает чересчур много указаний — и им нужно запомнить слишком много вещей, в том числе школьные правила и ожидания.

Большинство мальчиков так сильно стараются порадовать учителя, все запомнить и все сделать правильно, что очень устают, если у них не остается времени на то, чтобы развлечься и отдохнуть от интенсивных занятий.

Перемены и обеденное время крайне важны для пополнения энергетического баланса.

Для многих маленьких мальчиков (и, конечно же, девочек) важно немного пройтись перед школой или поиграть на переменках — это поможет им набраться сил для решения учебных задач.

Многим мальчикам нужна помощь взрослого для того, чтобы справиться с разочарованием и неудачами. Поскольку их установка — быть победителями, то они воспринимают неудачи крайне негативно.

Помочь мальчикам сохранить бодрость духа в моменты поражений очень важно.

Когда мальчик не может справиться с заданием в классе — написать предложение или правильно произнести по слогам сложное слово, он внутри уже чувствует себя побежденным, поэтому если он сталкивается с карательными мерами или равнодушием, он справится со своим чувством уязвимости через агрессию.

Подмигнуть и улыбнуться — прекрасный знак поддержки

Многие мальчики в школе молча страдают от стресса, вызванного сепарацией от родителей. Во время адаптации к новым школьным условиям они могут чувствовать себя брошенными и нелюбимыми, и поэтому им необходимы особые внимание и забота.

Помните, любовь для мальчиков выражается не только в словах — попробуйте обнять своего сына, дружески похлопать по спине, погладить по голове, сказать «дай пять» и хлопнуть по ладошке, подмигнуть, улыбнуться.

Все это — знаки любви и привязанности для наших маленьких чувствительных ребят.

Если мы будем отзываться на их нужды и работать рука об руку с их первыми учителями, наши мальчики смогут почувствовать, что мы с ними на одной стороне.

Что делать родителям?

1. Не стоит слишком приукрашивать школу и рассказывать ребенку, как весело, интересно и здорово там будет и как он ее полюбит.

2. Не говорите им, что они научатся читать. Многие мальчики расстраиваются уже в конце первой недели, что так и не научились этому.

3. Наличие или скорейшее появление хорошего друга критично для успешной адаптации к школе.

4. Сделайте акцент на переменках и играх — это отличная причина пойти в школу!

5. Надейтесь и молитесь (а на самом деле ищите), что в школе будет хорошая игровая площадка, на которой можно свободно играть — детям это нравится и нужно как воздух!

6. Помните, что дети не любят ходить в школе в туалет, и после школы не ходите в места, где нет быстрого доступа к туалету.

7. Как только они вас увидят, начнут умирать с голоду — подготовьтесь к этому заранее.

8. Истерика в машине — способ показать, как они по вам скучали!

9. Подготовьтесь к этим истерикам заранее — возите с собой разные забавные вещицы, которые могут поднять настроение, — крылья, фальшивые зубы, маски и прочие веселые безобразия.

[attention type=red]

10. Не приставайте с вопросами: «Как школа? Что вы узнали нового? С кем ты играл?». Он, скорее всего, вообще ничего не вспомнит до самого вечера, пока не придет время купаться и ложиться спать.

[/attention]

11. Прежде чем говорить страшное слово «домашнее задание», постарайтесь восполнить у сына недостаток энергии.

12. Спокойная телевизионная передача или 20 минут на гаджеты, если ребенок не хочет выходить на улицу, помогут ему забыть о школе. Ему нужно небольшое затишье.

13. Почаще читайте смешные истории, шутки и загадки, чтобы поддерживать в ребенке желание научиться читать (именно для мальчиков это бывает особенно трудным).

14. Не забывайте про невербальные знаки любви и привязанности.

15. Не нагнетайте обстановку — не твердите ему, как важна школа и как важно заслужить доверие учителя. Это лишнее.

16. Разговаривайте побольше о планах на выходные, чтобы ему было чего ждать и к чему стремиться в школьные будни.

17. Помогите ему собрать сумку с вечера.

18. Не ждите многого от утренних школьных сборов, пока ребенок маленький. Трех дел вполне достаточно для маленького мальчика (разумеется, не 14-летнего). Встать, поесть, одеться. И тихонько напомните ему почистить зубы. Не приставайте с уборкой кровати и игрушек с утра — и так слишком много стресса.

19. Повесьте для него список дел (с картинками, если он еще не умеет читать) в детской и на холодильнике — что делать утром. Мальчики на самом деле могут забыть о чем-то, особенно если устали и не очень хотят идти в школу. Так они смогут сами себя проверить, не спрашивая вас …и не надоедая вам.

[attention type=green]

20. Поощряйте, уговаривайте и обеспечивайте положительный настрой на школу и особенно учителя. Никогда не говорите при ребенке плохо об учителе.

[/attention]

21. Не забывайте сами передохнуть и сбросить напряжение от школьной адаптации в компании супруга или близких друзей. Кофе и шоколад вам в помощь!

Помните, что мальчики — такие же эмоционально чувствительные существа, как и девочки, и многие из этих советов помогут вам и с девочками.

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/study/24933-malchiki-ne-khotyat-uchitsya.html

Если ребёнок не хочет идти в школу

Мальчик не хочет идти в школу.

Каждое утро – пытка. Ребёнок всё делает, чтобы не идти в школу.

Ему может быть и 7 лет, и 11, и 16… А что родители? Даже не выслушав и не приводя аргументы, гонят на уроки. Что же случилось? Почему ребёнок не хочет идти в школу?

Давайте разбираться, что надо знать и что учесть. Ведь, не зная ответа на эти вопросы, вы ничего не добьётесь.

Из этой статьи вы узнаете

  • Мой опыт
  • Возраст ребёнка
  • Советы родителям

Мой опыт

У меня трое детей. Они уже давно закончили школу. Состоялись уже и в семье, и в профессии. Но у каждого было разное отношение к школе.

Старшая.

Самая терпеливая оказалась. Школьные годы вспоминает с ностальгией. Только кто-то из одноклассников на горизонте, она счастлива – как будто родных встретила. Почему такое отношение? Есть несколько подозрений.

  1. Во-первых, школа раньше была другая. Детьми прилежно и со всей ответственностью занимались учителя, для многих из которых педагогика была призванием, и бесплатные кружки-секции разные, где детвора училась многим премудростям, дружбе, патриотизму.
  2. Во-вторых, приоритеты у общества были другие. Дети того поколения росли на хороших примерах. Они видели жизнь, где созидали, а не разрушали.
  3. В-третьих, у меня старшая — очень компанейский человек. Хоть и были нестроения в классе, она умела обойти их.

Думаю, что и наше с мужем отношение к школе, преподавателю и к урокам сыграло свою роль. Да, спрашивали строго с неё. Но уже с четвёртого класса ребёнок учился на пятерки, и сам готовил уроки.

Но! Если дочь с утра просилась полежать, причём не врала – то голова болит, то урок не выучила или просто хочет поваляться, я позволяла.

Средний.

Сын шёл с опаской в школу, нехотя. Любимчик. Плюс ко всему, бука-тихоня. Отрывался тяжело. Я не требовала с него, как с дочери. Поэтому закончил школу не в отличниках. А вот школу вспоминает тепло, и прямо расплывается в улыбке, встречая своих однокашников.

  1. Думаю, что одной из причин такого отношения была школа, где учителя всё ещё дорожили репутацией. Даже если не все на своём месте были.
  2. Примеры для подражания были те же, т.е. позитивные. Детвора этого возраста тоже занималась в кружках, читала добрую литературу и т.д.
  3. Хотя сын не был компанейским, как старшая сестра, умудрился не возненавидеть школьные пенаты.

Думаю, что причины такого тёплого отношения те же. Как и желание не ходить в школу иногда, и моё нормальное отношение к его просьбам, если он не шёл на первый урок. Бывает, знаю и по себе, и по старшему ребёнку.

Младшая.

Небо и земля. Ребёнок не хотел идти в школу с первого дня. В саду она была мало. К коллективу не привыкла. Домашний ребёнок, одним словом. И тут отдельная история.

Младшую дочь мы сдали в лучшую школу. Всё было терпимо.  Малышка без удовольствия, но шла в школу.

И вдруг… Слёзы. Истерики. Вплоть до повышения температуры на ровном месте… Что случилось?

Учитель пения вызвала к доске малышку, чтобы она спела заданную на дом песню. Остановив ребёнка на второй фразе, она заявила презрительно, мол, лучше бы ты не пела. Ребёнок не просто перестал петь. Она стала ненавидеть музыку. Искала каждое утро повод, чтобы не пойти в школу.

Мы с мужем решили переехать в другой район. Всё бы ничего, но и в новой школе нашлась «педагог», которая напрочь отбила охоту учиться.

До выпуска мы чуть ли не часы считали. Школу младшая закончила почти отлично. Но только благодаря своей светлой голове и нашим с мужем стараниям. Даже сейчас, спустя почти 10 лет, она с содроганием вспоминает школу…

Без комментариев…

Какие советы можно дать на разные возраста.

6-7 лет

Семилетки – народ проблематичный. Мало того, что малышня переживает очередной кризис, они при этом поступают в первый класс. Адаптация болезненна даже у самых общительных. Не у каждого семилетки психика готова к школе. Чего уж говорить, если его раньше туда отдали.

Что делать?

  • Занимайтесь с малышом подготовкой к школе — ненавязчиво, терпеливо и старательно.
  • Не пугайте школой.
  • Убедитесь в том, что его психика готова выдержать переход к новой деятельности. Понятно, что надо развивать всесторонне ребёнка.
  • Хорошо бы подружиться семьями с будущими одноклассниками и организовывать совместные праздники.
  • Сводите малыша в школу, куда он, возможно, будет ходить. Пусть у него сложится положительное отношение.

Возможно, тогда на вопрос «хочешь ли ты пойти в школу» вы получите в ответ радостное — «да!».

А если это – уже первоклассник? И наотрез отказывается идти на уроки.

  1. Надо спокойно обговорить ситуацию, может, не одну. Если есть доверие к вам, ребёнок обязательно расскажет, почему с ним это происходит.

    Может, он чем-то напуган, не умеет общаться с детьми, ему не даются науки.

  2. Можно сходить в школу, поговорить с классным руководителем.
  3. И тут не получается? Идите к директору, наконец, к психологу.
  4. Возможно, надо сократить нагрузки, вплоть до того, что освободить от каких-то уроков или прекратить посещение кружков или секций, а побольше с ним играть.

Только не напугайте малыша таким вниманием к нему.

7-10 лет

Не менее опасный период. Уроки сейчас — самое важное, ведь дети развиваются, самореализовываются и с помощью школьного обучения. Что-то может им мешать.

Например, конфликт или школьная травля. Как правило, второй стороной, обижающей, унижающей, давящей, могут стать и учителя, и ученики (более сильные или старше возрастом).

Причиной может стать и перегруз с уроками и кружками, страх ошибиться у доски или наказания за низкие баллы и плохое поведение, неумение найти общий язык, насмешки, упрёки, придирки, заниженные оценки, слабость и незащищённость, ощущение себя изгоем и пр. Гаджеты, наконец!

Что делать?

  • Оговорите с ребёнком все моменты, выясните, что и как.
  • Пересмотрите распорядок дня, выделив больше времени на отдых и сон. Ведь часто ребёнок, долго делая задание, утром не хочет прощаться с тёплым одеяльцем.
  • Расставьте правильно приоритеты, оставляя в жизни ребёнка место для игр, походов на природу и пр.

11-16 лет

Да уж, возраст очень опасный. Подростки только и норовят пропустить уроки. Если родители не дают поспать утром, тинейджеры прогуливают.

Какие там синусы! На первом плане – общение. Общаясь, ссорясь и мирясь, влюбляясь и переживая первые драмы, примеряя постоянно на себя разные роли и экспериментируя с отношениями, подростки развиваются.

Что делать?

  1. Включить дипломатию. Нахрапом не получится ровным счётом ничего.
  2. Не стремиться откровенно замотивировать ходить в школу. Ребёнок сам поймёт, что именно тут есть всё для коммуникации с ровесниками. А там, глядишь, охотнее будет посещать уроки.
  3. Не возбуждать в ребёнке неприязнь к школе, постоянно упрекая, что он без неё ничего не достигнет.
  4. Не давить. Не переживайте, если мотивом посещения школы станет не получение знаний, а общение, самовыражение. Но не напрягайте, а то уйдёт далеко. Не вернёте.
  5. Оставаться другом. Помогайте подростку адаптироваться и к ситуации, уделяя ему внимание, и к его новому статусу, тинейджера.
  6. Разрешить проспать урок, если ребёнок заболел, грустен и пр. Ну, что, бывает — он не выучил урок, поссорился с кем-то, мало ли. Если он поймёт, что вы его понимаете, ему не придётся вызывать воспаление хитрости, чтобы оправдать пропуск урока.

Учтите! На нежелание ходить в школу может повлиять и болезнь, которую, ребёнку сложно рассмотреть, и ситуация в семье, и желание выглядеть по-взрослому, а не стоять у доски с опущенной головой.

Советы родителям

В каком бы возрасте ваш ребёнок ни начал проявлять нежелание идти в школу, постарайтесь первым узнать о причинах, принять меры, продумать систему мотивации и поощрений, научиться понимать разницу между наказанием ребёнка и последствиями.

Итак…

  • Не оставляйте ребёнка с проблемой наедине. Интересуйтесь, чем он живёт, о чём думает, что чувствует, чего боится. Пусть учится об этом рассказывать.
  • Интересуйтесь не только отметками. Узнайте, за что они поставлены, как ребёнок относится к ним – радуется, злится или стыдится (в этот момент он будет учиться понимать, что это за эмоции). Вы должны знать, что из уроков он любит и за что.
  • Донесите до него мысль, что, если он чего-то не успевает или не знает, это не смертельно. Научите делиться своими ощущениями. Только при этом надо адекватно и деликатно реагировать на откровения. Ваше вмешательство может или принести пользу, или ещё больше усугубить ситуацию.
  • Если есть конфликт в школе, выслушайте сначала ребёнка. Если нет необходимости, можете даже не звонить в школу. Или, если вмешаетесь, сделайте это незаметно для ребёнка. Он привыкнет к самостоятельности. Но покажите, что защитите его интересы в школе в любой ситуации.
  • Научите анализировать плохую оценку, конфликты. Так он избежит ещё больших проблем.
  • Вы должны стать для сына или дочери примером. Учите откровенничать, делясь с ними своими проблемами, тем, как вы их решаете, а также расслабляться и выражать негатив.
  • Объясняйте простым языком, какие обязанности есть у взрослых и какие — у детей.
  • Не учит уроки, а играет в компьютерные игры? Можно аккуратно ограничить доступ к ним, а потом использовать как поощрение за то, что он идёт в школу. Для детей постарше нужно выбирать индивидуально.
  • Не начинайте выяснять утром, зачем вставать вовремя. Он не воспримет это, а будет или спорить, или злиться, или закроется в себе. Выберите другое время. Расскажите, что, если вы будете просыпать, вас с работы попросят и тогда в доме не будет такого достатка.
  • Давать ли поспать ребёнку утром? Это ваше решение. С одной стороны, можно, но это не должно стать системой.
  • Наконец, мотивация. Это очень индивидуально. Изучите проблему. Сделайте несколько подходов. Терпеливо и не давя. Ведь это ваше чадо. И от того, как он будет учиться, зависеть будет не только содержимое аттестата, а и будущее.

В крайнем случае, меняйте школу (можно на домашнее обучение перевести), учителя, программу, секции и т.д. И постарайтесь сделать это вовремя! Знайте! Если вы бессильны и не можете разобраться в ситуации, не затягивайте и обратитесь к хорошему психологу.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/esli-rebyonok-ne-hochet-idti-v-shkolu.html

Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник: https://razvitie-vospitanie.ru/blogi/esli-rebyonok-ne-hochet-idti-v-shkolu.html

Ребенок не хочет идти в школу: что делать?

Мальчик не хочет идти в школу.

Психология

Ребенок не хочет идти в школу: что делать?

18 августа 1 274 просмотра

Екатерина Ушахина

Дети часто нервничают из-за похода в школу, а иногда и вовсе не хотят туда идти. Первое, что вам нужно сделать, если ребенок отказывается ходить в школу или очень нервничает перед этим, ― попытаться выяснить, что именно заставляет его беспокоится.

Как это сделать расскажем в нашей статье.

Первый шаг

Школа для многих детей ― пугающее место. Мы видим прямые последствия этого — например, дети могут вести себя отстраненно, часто плакать или демонстрировать эмоциональные всплески. Но иногда им удается держать себя в руках в течение школьного дня, а реакция наступает, когда они приходят домой.

Спокойные

Первый шаг — задать ребенку простые вопросы и попытаться понять его тревожные ожидания. Например: «Что тебя беспокоит, когда ты идешь в школу?», «Как думаешь, что произойдет, если ты пойдешь в школу?» Или даже: «Что самое худшее может случиться, если ты пойдешь в школу?»

Ребенок может и не сказать вам, почему переживает: а вдруг вы побежите в школу решать проблему, поднимете шум, и остальные дети подумают, что он ябеда? Вероятно, вам потребуется настойчивость, чтобы расспросить ребенка о страхах и тревогах. Дайте ему обещание, что не предпримете никаких действий без его согласия.

[attention type=yellow]

Расспросите ребенка, чем он тревожится. Источник

[/attention]

Если ребенок не может описать, что беспокоит его в школе, вам необходимо поговорить с учителем или с кем-то, кто хорошо его знает. Важно быть откровенным с ребенком, если вы собираетесь так поступить. Он должен также знать, что вы сделаете это максимально аккуратно. Иначе его страх усугубится из-за опасений, что его начнут травить еще агрессивнее.

Дайте позитивный сигнал

Объясните ребенку, что ему нужно ходить в школу и в этом есть плюсы — например, возможность узнавать новое, встречаться с друзьями, заниматься спортом или музыкой, и так далее.

Иногда сложно излучать такие сигналы: вас могут беспокоить успехи ребенка в школе или разочаровывать то, как учителя относятся к его тревогам, к социальным и учебным потребностям.

Помогите ребенку изменить отношение к своим тревогам. Важно, чтобы он понял, что:

1. Все может произойти не так, как он опасается.

2. Даже если все закончится плохо, он сможет что-то с этим сделать.

3. Сопротивляясь страхам, мы узнаем что-то новое, чтобы преодолеть их.

Помогите ребенку изменить отношение к своим тревогам. Источник

Найдите тихое место

Полезно найти такое место на территории школы, куда ребенок может пойти, чтобы успокоиться и снять стресс (где он будет чувствовать себя в большей безопасности). Отличный вариант — библиотека.

Если в вашей школе ее нет, спросите учителя о других вариантах. Также важно определиться, к кому можно обратиться в случае приступа тревоги.

Кроме того, необходимо решить, как ребенок будет попадать в это место или к этому человеку, если почувствует себя подавленным во время урока и не может сказать об этом при классе.

У тревожного ребенка в школе должен быть уголок, где он в любое время сможет успокоится. Источник

Нужно ли переводить ребенка в другую школу?

Часто родители, столкнувшиеся с такой проблемой, размышляют, будет ли смена школы хорошей идеей. Дети верят, что в новой школе они не будут волноваться и заведут много друзей. К сожалению, это не всегда работает; возможно, в новой школе проблемы повторятся.

Дети часто испытывают трудности, потому что им приходится разлучаться с вами или другим взрослым, отвечать на уроках, сдавать тесты, работать в группах, общаться с другими детьми и справляться с конфликтами. В новом коллективе их ждет то же самое.

Новая школа не всегда помогает решить проблемы. Источник

С другой стороны, тревоги ребенка по поводу школы могут быть связаны и со здравыми причинами: ему не нравится сам подход к обучению; его травят; у него мало близких по духу друзей или он не вписывается в шумную, многолюдную, оживленную среду. Тогда школу лучше действительно сменить.

Что делать в случае травли (буллинга)?

С травлей нужно бороться. Она может подразумевать обзывание, другие язвительные замечания или физическую агрессию вроде толчков, ударов или драк. Все школы обязаны бороться с этим явлением. Если вашего ребенка обижают, обязательно поговорите с директором и завучем, чтобы они разобрались с этим.

Важно, чтобы ребенок чувствовал, что у него есть выход из этой ситуации. С ним нужно откровенно обсуждать то, как будет решаться проблема, и у него должна быть возможность поделиться любыми опасениями по этому поводу, чтобы можно было принять соответствующие меры.

С травлей необходимо бороться при любых обстоятельствах. Источник

Первое — школа обладает средствами и возможностями, чтобы заботиться об интересах вашего ребенка и нести за него ответственность. Ребенок должен получить четкий сигнал, что издевательства недопустимы и что будут предприняты определенные действия. Кроме того, ему будет полезно составить четкий план, как следует реагировать на любые дальнейшие инциденты с травлей.

По материалам книги «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой».

Обложка статьи: pexels.com

До 1 сентября в МИФе проходит большая распродажа. Большие скидки для тех, кто хочет изучать новое→

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2021/08/18/rebenok-ne-xochet-idti-v-shkolu-chto-delat/

Примеры из жизни: что делают родители, когда ребенок совсем не хочет учиться

Мальчик не хочет идти в школу.

Прошел только месяц с начала нового учебного года, но многие родители обеспокоены тем, что ребенок не хочет учиться. Бесспорно, подавляющее число мам и пап мечтают видеть своего сына или дочь прилежным учеником, который охотно идет в школу, аккуратно выполняет домашние задания и получает за это хорошие оценки.

Однако так бывает далеко не всегда. Необходимо ли заставлять детей учиться или существуют какие-то альтернативные варианты? Об этом мы расскажем в этом материале.

Выясните причину отказа от учебы

Такой отказ не возникает спонтанно, на голом месте. Этому предшествует ряд причин. задача родителей в этой ситуации – выявить их и по возможности устранить.

Отсутствие мотивации

Дети, особенно младшие школьники, зачастую не понимает важности обучения. После детского сада в классе им становится скучно, они не слушают преподавателя и предпочитают общаться с одноклассниками или заниматься своими делами. Ребенок не понимает, почему он должен неподвижно сидеть на уроке, дома выполнять домашние задания вместо того, чтобы заняться любимым делом.

Родителям очень важно не ругать их за это, а больше разговаривать, приводить примеры известных людей, добившихся в жизни успеха благодаря тяге к знаниям. Не скупитесь на похвалу, когда ребенок добивается успеха.

Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере. Лена всегда была прилежной ученицей, она с удовольствием шла в школу, получала хорошие оценки, родители не могли нарадоваться, глядя на успехи дочери.

Поведение девушки изменилась в одночасье: она стала замкнутой, раздраженной, перестала уделять время домашним заданиям. Однажды она заявила родителям, что больше не пойдет в школу. Мама и папа не смогли добиться от нее ответа на вопрос, почему так изменилось ее поведение и отношение к школе.

За помощью они обратились к психологу. Позднее выяснилось, что незадолго до этого учительница показала тетрадь Лены всему классу и сказала, что та отлично выполняет задания, но у нее отвратительный почерк. смеялись над ней.

Этот пример наглядно иллюстрирует, что даже одно неосторожное слово педагога может обидеть ученика, изменить его отношение к учебе.

Конфликты с одноклассниками

Родители Степана переехали в другой район, и мальчику пришлось перейти в новую школу. Вначале ему нравились и учителя, и одноклассники, но вскоре родители узнали, что ребенок стал пропускать занятия. Все их попытки выяснить причину пропусков не дали результатов. Мальчик продолжал врать родителям, что идет в школу, а на самом деле он гулял по городу.

После того как директор сообщил, что Степану грозит отчисление за пропуски, мама связалась с одноклассником сына. Михаил объяснил ей, что над Степаном издеваются в классе из-за того, что он не курит, как большинство мальчиков, и одет он немодно.

Родители были потрясены услышанным: их поразило, что сын не захотел им рассказать о своих проблемах. Необходимо обращать внимание на любые внезапные изменения в поведении сына или дочери, чтобы вовремя оказать им моральную поддержку.

Неблагоприятная ситуация в семье

Не стоит ждать, что школьник сможет сосредоточиться на учебе, когда родители постоянно ссорятся. Как можно решить сложную задачу по математике, когда отец кричит, что он уйдет из семьи, а мама заявляет, что зря потратила лучшие годы на никчемного человека?

Чрезмерный родительский контроль

Есть категория родителей, преимущественно мамы, которым необходимо контролировать все, что происходит в семье, включая школьную жизнь ребенка. Этот чрезмерный контроль распространяется даже на школьные рюкзаки и подарки на день рождения для одноклассников.

Прекратите проявлять такую “заботу”, дайте развивающейся личности глоток свободы. Не беспокойтесь о своем ребенке: благодаря последним технологическим достижениям вы сможете отследить его местонахождение с помощью приложения на смартфоне. Важно понимать, что цель его не в подчинении ребенка глобальному контролю, а обращение к нему при чрезвычайной ситуации.

Неуверенность в себе и низкая самооценка

Таким детям трудно проявить себя в школе. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и спросить его о домашнем задании оказывается для них очень проблематичным. Если при этом родители также возлагают на ребенка чрезмерные надежды и критикуют его за малейшие ошибки, то сын или дочь начинают вести себя антисоциально.

Ребенок начинает пропускать уроки, перестает делать домашние задания и начинает получать плохие оценки. Зачем беспокоиться, если любые усилия все равно не будут оценены по достоинству?

Чрезмерная загруженность после школы

Посещение бассейна по понедельникам и четвергам, танцевального кружка по средам и вторникам, художественной школы в оставшиеся дни недели. Вам знакома такая ситуация? Многие родители стремятся по максимуму забить график ребенка. В результате психика включает защитные механизмы, защищая мозг от чрезмерных нагрузок.

Сочетание причин

Следующий пример как раз об этом. С раннего возраста Михаил страдал избыточным весом и чувствовал себя очень некомфортно. Для него превратились в пытку уроки физкультуры. Учитель ругал его, одноклассники смеялись. Нелегко приходилось ему и на других уроках.

Родители мальчика находились на стадии развода и не обращали внимания на проблемы сына. Подросток уверенно себя чувствовал только в компьютерных играх. В один прекрасный день его жизнь резко изменилась.

Через онлайн-игру Михаил познакомился со сверстниками, которые обманывали пожилых людей и крали их деньги. Вскоре мошенники втянули компьютерного гения в свою схему.

[attention type=red]

Вначале ему было страшно, но постепенно он преуспел в этом деле, никто над ним не смеялся и не унижал.

[/attention]

Как видите, у ребенка может быть несколько причин нежелания посещать школу и получать знания. Как правило, это целый набор причин, с которым родителям необходимо разобраться.

Правильный подход родителей

Дорогие родители! Если вы будете заставлять ребенка учиться, из этого вряд ли выйдет что-то хорошее. Все, что делается под принуждением, не приносит пользы. Не заставлять детей учиться, а мотивируйте их к этому. Если это возможно, установите правила обучения с первого класса.

В этом возрасте еще нет необходимости делать с первоклассником домашнее задание. Задача родителей состоит в том, чтобы научить его не отвлекаться от этого занятия. Со старшими школьниками этот вопрос должен решаться с помощью мотивации и поощрения.

Оставьте крики, оскорбления и наказание. Они ничем не помогут. Страшные истории о том, что дядя Петя стал дворником потому, что не учился, тоже не эффективны. Родителям важно понять, что за нежеланием ребенка учиться всегда стоит одна или несколько причин.

Как помочь ребенку?

Психологи советуют позитивно отзываться о школе и учителях. Чаще говорите, что школа – это основа всей будущей жизни ребенка. Поощряйте желание детей делиться с вами своими тревогами и страхами, даже если они кажутся вам несущественными. Больше слушайте и меньше осуждайте, и тогда дети захотят делиться с вами своими проблемами.

Ваше желание вырастить из сына или дочери гения с отличными оценками по всем дисциплинам часто приводит к заниженной самооценке и нервным срывам, поскольку дети не всегда могут достичь того стандарта, который установили родители.

Еще одна серьезная ошибка родителей заключается в том, что они сравнивают своих детей со сверстниками. «Видишь, Андрей получает только отличные оценки, в отличие от тебя, Саша выполняет домашние задания самостоятельно, а ты просишь меня о помощи».

Ребенок начинает тихо ненавидеть Андрея и других детей, считая себя неудачником.

Если уж вы сравниваете с кем-то своего ребенка, сравните его только с ним самим: «Видишь, в прошлом году тебе было трудно выучить таблицу умножения, а в этом году ты с этой задачей справился».

Если в этом есть необходимость, выделите определенное время для выполнения домашних заданий вместе с ребенком, к примеру, с 17.00 до 19.00. Помогите детям организовать свое рабочее место. Никогда не отказывайтесь помочь, когда ребенок просит об этом.

Дорогие родители, помните, что ваша основная цель заключается не в том, чтобы заставить сына или дочь учиться, а в том, чтобы создать в семье такую атмосферу, где ребенок будет иметь возможность поделиться с вами любыми своими проблемами и совместно решить их.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/parenting/2021/10/6/251213

Когда ребенок не хочет в школу

Мальчик не хочет идти в школу.

Что сказать и как помочь ребенку, который первого сентября заявляет: «Ненавижу вашу школу, не хочу в нее идти!»

Я знаю одного мальчика, который идет в третий класс самой обычной, даже, пожалуй, неплохой школы. К учительнице Светлане Анатольевне — тоже неплохой, нормальной учительнице, как считают родители мальчика.

Она не садистка, просто всегда немного нервная (а как не быть нервной, если у тебя в классе 37 человек и нужно бесконечно писать планы и отчеты). Но каждый раз, когда мальчик вспоминает о 1 сентября, у него начинают дрожать губы и катиться слезы. Ему там очень плохо.

Его не бьют, не издеваются, но все равно плохо очень. Он в изоляции, ему в классе досталась роль «какого-то странного», «не как все».

Я видела подростков, у которых слезы уже не катятся, они только шипят сквозь зубы: «Будь она проклята, эта школа». И убегают в свою комнату. Они уже не рассказывают нам, что одноклассники пишут о них в соцсетях презрительные гадости.

Видела даже девочек-отличниц, которые, старательно отводя глаза, могут сказать, что «с ребятами в классе как-то дружить не получается» и «учительница немножко строгая». Эти слова не звучат, как вой тревожной сигнализации.

[attention type=green]

И родители годами могут не догадываться, не замечать, насколько мучительно отличнице в школе.

[/attention]

Потому что догадался — а дальше?..

Может, так и должно быть? Наверное, им всем сейчас в школе противно? Или ребенок сам виноват, не умеет дружить?

И что делать? Забирать ребенка из школы? Бред. Разговаривать с учительницей? С очень большой вероятностью услышишь вариацию на тему «вас много, а я одна» или «дети сами должны разобраться». Активно вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками? Большинство родителей на это не идут, а те, что все-таки идут, часто приносят больше вреда, чем пользы.

Невыполнимые советы

Многие растерянно советуют:

«Ну ты это… просто не обращай внимания, и все. Ты в школу ходишь учиться, а на остальное тебе наплевать».

характеристика этого совета — его абсолютная невыполнимость. Нет, не только учиться ходит ребенок в школу. Нет, ему не наплевать на «остальное». В первую очередь он ходит туда, чтобы учиться выстраивать отношения с особями своего вида.

В современном мире, где дети не играют во дворах, не приобщаются с четырех лет к ремеслу и не встают к станку, — это главная функция школы. Она становится тренингом общения и взаимодействия длиной в 11 лет. Тренингом поведения в конфликтах.

И уже только в третью-четвертую-пятую очередь — местом, где ребенок выучит таблицу умножения, законы Ньютона и грамматику местоимений (их, кстати, можно и в интернете выучить).

И если в главной задаче — в выстраивании отношений — ребенок заходит в тупик, ощущает себя ничтожным и униженным, в каком-то смысле провал переживает вся семья.

Тут у родителей есть два пути. Игнорировать его трудности в надежде, что они со временем разрешатся сами (представьте, так тоже бывает). Или пытаться вывести школьника из тупика. Особенно если он пребывает в хроническом напряжении и тревоге — не может сосредоточиться, забывчив, плохо спит или каждые полчаса бегает в туалет. Что вообще можно сделать?

Красочный план

Для начала нужно собрать данные.

Иногда бывает очень полезно (и интересно для ребенка) нарисовать на бумаге план класса и провести разноцветные линии — с кем у ребенка хорошие отношения, с кем вежливый нейтралитет, кого он боится, кого бы предпочел из класса убрать.

С подростками, как правило, такая игра и такой уровень откровенности уже невозможны — лучше сделать это раньше. Ребенок может описать тех, кого не любит и боится. Часто детям, да что там, и взрослым бывает сложно описывать людей в терминах «какой он».

И проще продвигаться вперед через сюжеты «однажды он сказал… обычно он делает так… мне не нравится, когда он… я боюсь, что он…»

Школьники Николай Дудукин/PhotoXPress.ru

Отдельно любопытно бывает обсудить учительницу. Или учителей.

Если старшеклассники уже могут сказать что-то вроде: «Учительница меня не любит/он ко мне придирается», то дети во втором-третьем классе часто не способны даже сформулировать это.

Они, конечно, скажут, если учитель кричит на них или бьет, но презрительную гримасу учителя или обидные замечания примут как должное.

[attention type=yellow]

Так что более тонкие вещи приходится ловить на более тонкую удочку (А как вы обычно здороваетесь? А что она говорит, когда у тебя что-то не получается? А как учительница обычно ведет себя, когда вы ссоритесь? Вы ей жалуетесь? А кто ей жалуется? А кого она хвалит? А как это делает?)

[/attention]

Важно иметь в виду: карта, которую мы получаем, не равна реальности стопроцентно. Это то, как картинку видит наш ребенок. Какие-то вещи он может воспринимать слишком болезненно, а каких-то, наоборот, не замечать. Так что все рассказы можно принять к сведению, но проверить на достоверность.

Травля или конфликт?

Ох, а вдруг это травля, спрашивают встревоженные родители?

Мне кажется, популярность терминов «травля» и «буллинг» несколько запутывает нас, говорящих. И часто, увы, провоцирует охоту на ведьм. Поиски того, кого можно назначить злодеем и садистом, обвинить и наказать.

Он же мучает бедную жертву! Это огромное упрощение, и большинство специалистов об этом знают. Не потому, что жертва — не жертва, а потому, что мы концентрируемся на мести обидчику, который иногда вовсе не причина болезни, а ее симптом.

Пытаемся наказать ботинок, игнорируя ногу.

Поэтому лично я предпочитаю слово «конфликт».

Конфликт в школе, как правило, всегда имеет иерархическую природу, какими бы словами ни объясняли участники свои мотивы. То есть сводится к борьбе за власть.

Конфликт в школе, как правило, всегда имеет иерархическую природу, то есть сводится к борьбе за власть

Если мы думаем, что «учитель и так главный, это очевидно, ему-то зачем бороться за власть?», то очень заблуждаемся. Иногда учитель действительно сам развязывает войну с ребенком (или с группой детей). Иногда, наоборот, он настолько явно «хромая утка», что разворачивается борьба за нового лидера. Трясет в любом случае весь класс.

Силы участников в конфликте неравны. Учитель, как ферзь на шахматной доске, вообще бьет всех одной левой.

И если он выбирает жертвой конкретного ребенка (тут обычно начинаются большие и мелкие издевки, заниженные оценки, унижения при всем классе), то самое время включаться родителям.

[attention type=red]

Потому что Давид победил Голиафа всего раз за всю историю человечества, да и то чудом. И потому что опыт объединения с большими и сильными помощниками гораздо больше пригодится ребенку в жизни, чем опыт одиночества и унижения.

[/attention]

Кстати, часто учитель сам и «втаскивает» родителей в свой конфликт с учеником. На уровне сознания он ослеплен чувством собственной правоты, а бессознательно надеется, что родители встанут на его сторону, и таким образом жертва лишится последнего островка поддержки. И тогда уж точно будет раздавлена и уничтожена.
Ни в коем случае не поддавайтесь. Заступайтесь за своих.

Заступайтесь за своих

С этим ребенком вам еще много лет жить, а с учителем вы видитесь четыре раза в год. Учитель — сменная деталь, ребенок — незаменяемая.

И это то, что вполне можно говорить ребенку: «Я могу считать, что ты неправ, что ты ленивый идиот, я могу ругать тебя и беситься дома, но выступать мы, черт возьми, будем единым фронтом».

Первоклассник на уроке Владимир Веленгурин/Комсомольская правда/PhotoXPress.ru

Потому что для ребенка это неочевидно, и даже самые благополучные дети подозревают, что из-за учительских обвинений, замечаний или плохих оценок родитель может «разлюбить».

Вообще, выбирая, что говорить ребенку в таких ситуациях, важно не врать. Не пытаться утешать и подбадривать там, где подбодрить, собственно, нечем.

Не говорить «Да это все вообще ерунда» (не ерунда), «да ты об этом потом и не вспомнишь» (вспомнит). Можно говорить: «Жаль, что я не могу защитить тебя в школе». Или: «Паршиво, что ситуация так сложилась.

Но иногда кто-то нас просто не любит, вот такие дела». Или любые другие слова, в которых не будет обвинений в адрес ребенка.

Источник: https://takiedela.ru/2021/09/kogda-rebenok-ne-khochet-v-shkolu/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: