Обоснование закупки по 44 ФЗ.

Содержание
  1. Обоснование закупок по 44-ФЗ – что это, примеры и образцы, критерии оценки
  2. Что такое обоснование закупки по 44-ФЗ и зачем это нужно?
  3. Какие существенные условия закупки подлежат обоснованию?
  4. Сроки подготовки
  5. Соответствие объекта закупки — что писать?
  6. Дата утверждения обоснования закупок — какую дату ставить?
  7. При формировании плана закупок
  8. При формировании плана-графика
  9. Пример обоснования закупки у единственного поставщика
  10. Обоснование годового объема
  11. Для закупки лабораторного оборудования
  12. Иностранного программного обеспечения
  13. По microsoft office
  14. Обоснование закупки компьютерной техники
  15. Как производится оценка обоснованности осуществления закупок: критерии
  16. Обоснование закупок при формировании плана по 44-ФЗ
  17. Что такое обоснование закупок и в какие сроки оно оформляется
  18. Обоснование при формировании плана закупок
  19. Обоснование при составлении план-графика
  20. Примеры обоснования закупок
  21. Обоснование закупки у единственного поставщика | Контур.Закупки
  22. Когда обоснование не понадобится
  23. Что следует включить в обоснование
  24. Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования
  25. Когда нужно составить и разместить отчет
  26. Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения
  27. Что такое обоснование закупок
  28. Как осуществляется обоснование закупки после 2021 года
  29. Как происходило обоснование до 2021 года
  30. Обоснование закупки у единственного поставщика
  31. Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика
  32. Что включить в обоснование закупки у ЕП
  33. 5 причин обоснования закупки у ЕП
  34. Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика
  35. Как разместить отчет в ЕИС

Обоснование закупок по 44-ФЗ – что это, примеры и образцы, критерии оценки

Обоснование закупки по 44 ФЗ.
Время чтения: 5 минут(ы)

Согласно действующему федеральному законодательству о контрактной системе заказчики обязаны при планировании собственных закупок осуществлять их документальное обоснование.

Соответствующее Постановление Правительства регламентирует порядок обоснования приобретения товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд и форм такого обоснования.

О том, как именно должно осуществляться обоснование закупок по 44-ФЗ, мы сегодня и поговорим.

Что такое обоснование закупки по 44-ФЗ и зачем это нужно?

Обоснование закупки – это официальный документ, являющийся неотъемлемым приложением к плану и плану-графику закупок.

Осуществляется обоснование закупки Заказчиком на этапе планирования и представляет собой установление соответствия планируемой закупки действительным целям осуществления закупок.

Внимание: При внесении изменений в план или план-график закупок соответствующие изменения должны вноситься и в соответствующие формы обоснования закупок.

Какие существенные условия закупки подлежат обоснованию?

При составлении и формировании плана предполагаемых закупок обоснованию подлежит непосредственно объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели данной закупки.

В таблице самого плана содержится колонка под названием «Цель осуществления закупки», в которой и должно указываться мероприятие муниципальной или государственной программы, в рамках которое учреждение делает закупку, а также предполагаемый результат проведения данного мероприятия.

При формировании плана графику обосновывать необходимо начальную стоимость контракта и метод определения поставщика/исполнителя/подрядчика.

Сроки подготовки

Сроки подготовки обоснования закупок устанавливаются следующим образом:

  • Правительством Российской Федерации — для федеральных Заказчиков;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта — для Заказчиков субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией — для муниципальных Заказчиков .

Соответствие объекта закупки — что писать?

Графы форм обоснования планов и планов-графиков закупок заполняются заказчиком в свободной форме, но в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.

При этом в качестве обязательного приложения к плану закупок будет выступать отдельный документ-обоснование в отношении каждого объекта закупок.

Обоснование закупок представляет собой таблицу, в которую по каждой отдельной закупке вносят:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование объекта закупки;
  • наименование программы (государственное/субъекта РФ/муниципальной);
  • наименование мероприятия программы;
  • обоснование соответствия объекта закупки мероприятию, полномочиям, функциям и международному договору РФ;
  • полное наименование, дату принятия и номер утвержденных нормативно-правовых актов.

При составлении плана-графика необходимо внести данные по каждому объекту закупки в отдельное приложение к данному документу:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование и описание конкретного объекта закупки;
  • дополнительные требования (и их обоснование) к участникам закупки;
  • метод определения подрядчика/исполнителя/поставщика и обоснование выбора;
  • дату начала закупки;
  • сведения о размере предоставляемого обеспечения заявки участника и обеспечения исполнения контракта;
  • информацию о банковском сопровождении контракта.

Дата утверждения обоснования закупок — какую дату ставить?

Дату утверждения обоснования закупок необходимо ставить ту же, что и дату утверждения плана закупок.

Важно: Утверждается план закупок в течение десяти рабочих дней с момента доведения до муниципального/государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие/исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

При формировании плана закупок

При формировании плана закупок обосновывать необходимо каждый объект закупки, включенный в план. В обосновании Заказчику следует указать цель осуществления закупки: наименование мероприятия, функции, полномочия и реквизиты акта о нормировании или указание на его отсутствие.

Согласно Закону №44-ФЗ цели осуществления закупок могут заключаться в:

  • обеспечении реализации мероприятий муниципальных и государственных программ;
  • обеспечении исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных программ;
  • обеспечении выполнения иных функций и полномочий органов власти/местного самоуправления.

Скачать форму обоснования закупок при формировании плана можно по ссылке: https://yadi.sk/i/jeX6FNBd3KmfZZ.

Примеры обоснования закупок при формировании плана закупок размещены здесь https://yadi.sk/i/1VymNR9I3KmfeE и здесь https://yadi.sk/i/GW-fTfD03KmffK.

При формировании плана-графика

Согласно действующему законодательству при создании плана-графика обоснованию подлежит начальная/максимальная стоимость контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки.

Скачать форму обоснования для плана-графика можно по адресу https://yadi.sk/i/gUpe7Uc-3KmfjT.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

В случае осуществления закупки у единственного поставщика заказчику необходимо в соответствующем отчете объяснить причину, по которой конкурентные способы закупки не использовались, например:

  • срочность закупки (необходимо подтверждение нецелесообразности торгов из-за ограниченного количества времени);
  • отсутствие конкуренции (если поставщик является монополистом в данном регионе, а привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно или невозможно);
  • нерентабельность доставки из другого региона (при отсутствии других поставщиков в регионе);
  • отсутствие заинтересованности участников рынка (необходимо документальное подтверждение);
  • распродажа (цены данного поставщика существенно ниже рыночных в течение ограниченного промежутка времени);
  • дополнительная закупка (при необходимости обеспечения полной совместимости ранее купленных товаров с товарами из новой закупки).

Отчет необходимо составить и утвердить до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована, однако обоснование закупки у единственного поставщика должно включать следующие сведения:

  • цель и необходимость закупки;
  • описание товара и преимуществ поставщика;
  • объяснение причин невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов закупки;
  • вывод о необходимости закупки у данного поставщика.

При необходимости следует указать ссылки на нормы, установленные на законодательном уровне.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/s99XVqj83Kmfpk.

Обоснование годового объема

При составлении обоснования закупок у единственного поставщика необходимо помнить о том, что закон разрешает приобретать у единственного поставщика товары на сумму не более ста тысяч рублей, однако совокупный годовой объем таких покупок (кроме закупок для нужд сельского поселения) не должен превышать 5 процентов от всех закупок и 50 миллионов рублей.

При этом для закупок в сфере науки, культуры, спорта и образования действует ограничение в 50% и 20 миллионов рублей соответственно.

Для закупки лабораторного оборудования

С примером обоснования для закупки лабораторного оборудования можно ознакомиться здесь https://yadi.sk/i/mcWePlsk3Kmftv.

Иностранного программного обеспечения

С начала прошлого года в России введены определенные ограничения на закупку иностранного ПО (Постановление Правительства №1236 от 16.11.2015). Иными словами, муниципальные и государственные заказчики должны ограничить закупки программного обеспечения утвержденным перечнем. Приобретение иностранного софта допускается только в случае веского обоснования необходимости его закупки.

Важно: Перед принятием окончательного решения о приобретении иностранного ПО Заказчик должен провести работу с реестром российского программного обеспечения.

Таким образом, Заказчик обязан сначала:

  • изучить реестр и определить к какому классу относится нужное ему ПО;
  • найти на официальном сайте госреестра сведения об имеющемся софте данного класса;
  • при наличии подходящего ПО сверить продукт с требуемыми характеристиками.

Если имеющийся продукт по каким-то причинам не подходит, Заказчику предстоит составить обоснование необходимости приобретения иностранного софта, в котором необходимо указать:

  • причины невозможности соблюдения запрета;
  • класс необходимого программного обеспечения;
  • требования к характеристикам закупаемого ПО, которым не соответствует российский продукт.

Пример обоснования закупки иностранного ПО размещен по ссылке https://yadi.sk/i/BJSspLNT3KmfxX.

По microsoft office

Пример обоснования закупки Microsoft Office можно найти в этом документе: https://yadi.sk/i/NTWEiiGb3Kmfz4.

Обоснование закупки компьютерной техники

Согласно действующему законодательству, в государственных закупках установлены запреты и ограничения на приобретения иностранных товаров. Иными словами, если товар зарубежного производства не входит в ограничительный или запретный перечень, то заказчик имеет право на его приобретение.

Необходимо отметить, что в отношении компьютерной и организационной техники участникам не запрещено в своих заявках предлагать к закупкам товары зарубежного производства, однако имеется ряд условий, при которых они могут быть допущены к процедуре.

К примеру, продукции из стран Евросоюза предусмотрена пятнадцатипроцентная преференция в отношении стоимости контракта.

[attention type=yellow]

[/attention]В прошлом году было введено новое ограничение на приобретение отдельных видов радиоэлектронной техники иностранного происхождения, согласно которому заказчик обязан отклонить заявки по радиоэлектронике зарубежного производства, если на конкурс поступило хотя бы две заявки с предложением российских товаров разных производителей. Однако данного рода ограничения не распространяются на товары производства стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Важный момент заключается в том, что в один и тот же контракт заказчик не имеет права включать продукцию, входящую и не входящую в перечень, прилагаемый к постановлению. Также в ходе исполнения контракта заменить товары российского производства и производства Евразийского экономического союза на импортные аналоги нельзя.

Как производится оценка обоснованности осуществления закупок: критерии

Согласно Закону №44-ФЗ оценка обоснованности закупок производится в ходе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок.

Важно: По результатам контроля и аудита закупка может быть признана необоснованной.

В такой ситуации органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля выдают соответствующие предписания о ликвидации выявленных нарушений законодательства и привлекают виновных лиц к соответствующей административной ответственности.

Таким образом, обоснование закупок не обычная формальность, а полноценный документ, которой дает возможность приобрести товары, работы или услуги в необходимом качестве и количестве. Именно поэтому к составлению обоснования необходимо подойти со всей внимательностью и ответственностью.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/obosnovanie-zakupok-po-44-fz.html

Обоснование закупок при формировании плана по 44-ФЗ

Обоснование закупки по 44 ФЗ.

Согласно статье 18 44-ФЗ все закупки государственных и муниципальных организаций должны быть обоснованы. На стадии формирования плана и план-графика заказчики обязаны привести аргументы в пользу необходимости приобретения тех или иных товаров и услуг. При нарушении установленных правил оформления такого обоснования заказчик привлекается к ответственности.

Что такое обоснование закупок и в какие сроки оно оформляется

Под обоснованием закупки понимается документ, составленный на официальном бланке организации. Он становится неотъемлемой частью плана и план-графика.

В этом документе приводятся аргументы, подтверждающие целесообразность выбранного способа приобретения товаров и услуг.

Все изменения, которые в последующем будут вноситься в план или план-график должны в обязательном порядке отображаться в обосновании.   

Обоснование должно быть сформировано совместно с планом закупок. Конкретные сроки зависят от заказчика:

  • Для государственных организаций федерального значения сроки определяются Правительством России. Документы должны быть оформлены в течение 10 дней с момента выделения бюджетных средств.
  • Заказчикам, которые находятся в ведомстве отдельных субъектов РФ, сроки устанавливает высший исполнительный орган власти региона. Составить план и обоснование необходимо в течение 10 дней с момента визирования плана финансово-хозяйственной деятельности. 

Законодательно не устанавливается перечень конкретных аргументов, которыми можно обосновать выбранный способ проведения закупки. Считается, что все их просто невозможно предусмотреть заранее, так как жизненные обстоятельства и экономические условия в стране часто меняются.

Обоснование при формировании плана закупок

Во время составления плана закупок на последующий финансовый период заказчик обязан привести обоснование приобретения каждого товара или услуги. Указывается цель, которую преследует закупка.

Возможны следующие варианты: приобретение товаров и услуг для обеспечения реализации государственных и муниципальных программ, исполнение международных обязательств, обеспечение функционирования органов власти и так далее.

Обоснование составляется в форме таблицы. В нее обязательно должна быть включена следующая информация:

  1. Идентификационный код закупки.
  2. Наименование объекта приобретения.
  3. Наименование программы, в рамках которой проводится закупка.
  4. Аргументы в пользу соответствия объекта закупки требованиям международного договора (при необходимости).    
  5. Наименование, дата принятия и номер соответствующего нормативно-правового акта, который устанавливает требования к отдельным видам товаров или услуг. 

Необходимость формирования обоснования закупки объясняется стремлением правительства исключить факт приобретения предметов роскоши. С этой же целью вводятся ограничения покупок отдельных видов товаров, по ценам выше установленных.

Обоснование при составлении план-графика

При составлении план-графика заказчик обязан обосновать следующую информацию:

  1. Начальную стоимость контракта. Заказчик приводит методику, при помощи которой производился расчет НМЦК и непосредственно сами подсчеты.  
  2. Способ выбора поставщика или подрядчика.
  3. Дополнительные  требования, которые выдвигаются к потенциальным поставщикам.

В документе необходимо прописывать идентификационный код закупки, параметры объекта закупки, требования к участникам, дату начала проведения закупочной процедуры, данные о размере обеспечения контракта, а также о банковском сопровождении сделки.   

Примеры обоснования закупок

Одним из самых сложных и ответственных считается обоснование приобретения товаров или услуг у единственного поставщика. Среди основных аргументов, которыми можно объяснить выбор этого способа закупки выделяют:

  1. Необходимость срочно получить товар или услугу. При этом придется пояснить, почему именно нет возможности ждать, пока пройдут конкурентные процедуры.
  2. Отсутствие конкуренции. Это актуально для продукции монополий или в ситуации, когда привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно.
  3. Отсутствие интереса к заключению сделки у потенциальных поставщиков.
  4. Проведение выбранным поставщиком распродажи, что дает возможность заказчику получить товары или услуги по ценам ниже минимальных.
  5. Реализация дополнительной закупки.   

При формировании обоснования закупки важно помнить, что общий объем товаров и услуг, закупаемых у единственных поставщиков не должен превышать 5% от годового объема или 50 миллионов рублей. 

Сложности при составлении обоснования нередко вызывает и приобретение программного обеспечения, иностранного производства.

Согласно действующему постановлению правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 государственным и муниципальным учреждениям приказано проводить импортозамещение и при закупках отдавать предпочтение продукции отечественных производителей.

[attention type=red]

Покупка иностранного ПО допускается только в исключительных случаях, когда российских аналогов не существует. При этом заказчику придется обосновать необходимость приобретения именно этих программ. Придется провести следующие мероприятия:

[/attention]
  1. Анализ существующего реестра программ и определить, к какой категории относится необходимое ПО.
  2. Получить информацию из госреестра о наличии российских аналогов.
  3. При обнаружении аналогов провести их анализ на предмет соответствия требуемым характеристикам. 

Если подобранные аналоги не удовлетворяют потребностям заказчика, необходимо внести эти сведения в обоснование закупки иностранного ПО. При этом указываются причины невозможности соблюдения требований законодательства об импортозамещении и технические характеристики приобретаемого софта.      

Обоснование закупок – важная часть планирования. В ходе регулярного мониторинга и аудита в сфере закупок контролирующие органы проводят проверку всех составленных заказчиком документов. При выявлении нарушений выдается предписание на их устранение. Заказчик привлекается к административной ответственности в установленном законе порядке.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/183-obosnovanie-plana

Обоснование закупки у единственного поставщика | Контур.Закупки

Обоснование закупки по 44 ФЗ.

В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.

Когда обоснование не понадобится

Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

  • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
  • услуг по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
  • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
  • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
  • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.

Что следует включить в обоснование

Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • цель, для осуществления которой производится закупка;
  • описание объекта и его цена;
  • условия заключения контракта;
  • плюсы конкретного поставщика;
  • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
  • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.

В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:

  1. Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
  2. На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
  3. Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
  4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
  5. Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

Когда нужно составить и разместить отчет

Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.

Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты».

Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей.

После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

Скачайте Образец отчета!

Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/obosnovanie-zakupki-u-edinstvennogo-postavshhika/

Обоснование закупок по нормам 44-ФЗ: порядок осуществления и образец заполнения

Обоснование закупки по 44 ФЗ.

Последние изменения в 44-ФЗ о контрактной системе были приняты в целях упрощения процедуры закупки по данному закону. Затронули нововведения и сложившуюся процедуру обоснования закупочных мероприятий.

Что такое обоснование закупок

Обоснование закупок происходит по правилам, которые указаны в ст. 18 44-ФЗ. В 2021 году в нее были внесены масштабные изменения, в результате чего порядок обоснования закупок существенно поменялся. Так, пункты 2, 3, 7 указанной статьи утратили силу, а п. 1, 4 были изменены.

В рамках 44-ФЗ под обоснованной понимается такая закупка, которая соответствует нормам ст. 19, 22 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 18 44-ФЗ). Ст. 19 44-ФЗ посвящена нормированию в закупочной отрасли, ст.

22 – определению НМЦК. Ранее под обоснованием понималась обязанность заказчика подтвердить соответствие закупки установленным целям в виде отдельного приложения. Данное требование отменено с 2021 года.

На основании ч. 1 ст. 19 44-ФЗ под нормированием в закупочной отрасли понимается установление требований к товарам, работам и услугам или нормативных затрат на их закупку. Под требованиями к объекту закупки в данном случае понимаются требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам.

НМЦК – это начальная максимальная цена контракта, выше которой заказчик не вправе подписывать госконтракт. В ходе проведения конкурентных торгов цена контрактов снижается.

Оценка обоснованности закупок установленным нормам производится в ходе аудита в закупочной сфере. По результатам аудита в сфере закупок или контрольных мероприятий определенная закупка может быть признана необоснованной.

В случае признания закупки необоснованной контролирующие инстанции могут выдать предписание об устранении замечаний (по ч. 6 ст. 18 44-ФЗ).

Виновное лицо при этом будет привлечено к административной ответственности по нормам КоАП.

Как осуществляется обоснование закупки после 2021 года

После вступления в юридическую силу ФЗ-71 от 2021 года были утверждены новые правила на 2021 год. С заказчика сняли обязанности по обоснованию:

  1. Объекта закупки.
  2. Способа закупки.
  3. НМЦК в документах по планированию (в закупочной документации обоснование НМЦК по-прежнему обязательно).

Заполнение плана закупок не требуется с 2021 года (то есть уже в 2021 году данный документ готовить не нужно), так как план отменили, как отдельный документ. Заказчики обязаны разработать только план-график. Но последний документ также имеет ряд отличительных черт, в частности, в нем отсутствуют графы об обосновании НМЦК, целей закупки (по ч. 2 ст. 16 44-ФЗ).

Сегодня обоснованность закупки проверяется через аудит, контроль и мониторинг. С октября 2021 года проверку обоснованности проводят при аудите и контроле в области госзакупок.

Как происходило обоснование до 2021 года

Заказчику нужно было обосновывать два документа: план заказов и график. Правила, по которым заказчик подтверждал свои потребности в товарах, работах и услугах, были установлены Правительством.

Они были указаны в Постановлении Правительства №555 от 2015 года. Для обоснования заказчик заполнял определенные табличные формы. При обосновании ему необходимо было связать объект заказа с целями, согласно ст.

13 44-ФЗ и ст. 19 44-ФЗ.

Обоснование соответствия объекта в закупочном плане (по графе 6) заказчику нужно было связать с определенным мероприятием госпрограммы, муниципальной программы или с международным соглашением. В документе-обосновании указывалось конкретное мероприятие программы и обоснование соответствия объекта закупки программе.

При формировании плана-графика заказчику нужно было согласовать НМЦК и способ выбора процедуры.

Обоснование закупки у единственного поставщика

С 31 июля 2021 года с заказчиков сняли ответственность обосновывать невозможность применения конкурентных способов закупки и выбор закупки у единственного поставщика. Но в ч. 4 ст. 93 44-ФЗ перечислены случаи, когда заказчик должен обосновывать НМЦК – цену контракта, подписываемую с единственным поставщиком.

Такую цену нужно обосновать, если заказчик закупается у единственного поставщика в случаях, которые предусмотрены по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22-23, 30-32, 34-35, 37-41, 46, 49.

При обосновании цены контракта, который подписывается с единственным поставщиком, заказчик должен опираться на один из методов, указанных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

В число указанных методик могут входить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный и тарифный методы, проектно-сметный и затратный методы. Приоритетом обладает первый способ.

[attention type=green]

В рамках метода рыночного анализа заказчик запрашивает цены на аналогичные или идентичные товары у поставщиков и вычисляет среднее взвешенное значение. Таких цен должно быть не менее трех, а отклонение между ними не должно превышать 33%.

[/attention] При обосновании цены заказчик может использовать открытые источники для получения нужной ему ценовой информации: статистические данные, базы данных, ценовые мониторинги, цены на аналогичные контракты из ЕИС и пр. Пример обоснования НМЦК можно посмотреть здесь.

Только при невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать другие методы. Например, нормативный метод применяется, если Правительство определило нормативы при определении предельной цены.

Тарифные методы применяются, если товары, работы и услуги отпускаются по регулируемой стоимости.

Проектно-сметный метод предполагает расчет стоимости на основании локального сметного расчета и чаще всего применяется при заказе строительных работ и услуг.

Пояснению НМЦК нужно уделить отдельное внимание. Заказчику нужно не только привести НМЦК, но и указать на выбранный им метод ее расчета.

Последствия за некорректно составленную форму пояснения НМЦК – штраф размером 10 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП.

Таким образом, с октября 2021 года были упразднены планы закупок и внесены изменения в форму плана-графика. В результате требования к обоснованию контракта существенно поменялись.

Теперь обоснованным считается контракт, соответствующий нормам статей 19, 22 44-ФЗ в области нормирования и корректной НМЦК.

[attention type=yellow]

До октября 2021 года при формировании плана и плана-графика обоснованию подлежали НМЦК и способ отбора поставщика.

[/attention]

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/obosnovanie-zakupok.html

Как составить отчет об обосновании закупки у единственного поставщика

Обоснование закупки по 44 ФЗ.

Когда заказчик проводит закупку у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет цены и обоснование необходимости такой закупки. В статье рассмотрим, как правильно составить обоснование и какие могут быть причины

К договорам, заключенным с единственным поставщиком, заказчик обязан приложить отчет. Такое правило установлено частями 3 и 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Но есть исключения для следующих закупок:

  • работы, связанные с мобилизационной подготовкой;
  • услуги по ликвидации последствий техногенных аварий, стихийных бедствий в том случае, если возникает необходимость оказания экстренной врачебной помощи;
  • закупка объектов культурного наследия;
  • поставка товаров или услуг, которые могут предоставить исключительно организации, имеющие отношение к уголовно-исполнительной системе;
  • приобретение объектов литературы или искусств отдельных авторов;
  • поставка электронных или печатных изданий;
  • заключение контракта с компанией, которая предоставляет услуги по организации концертов или театральных спектаклей;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтные работы и услуги по содержанию нежилых помещений.

Полный перечень таких ситуаций содержится в статье 93 Федерального закона № 44-ФЗ. В остальных случаях нужно сформировать отчет, который становится неотъемлемой частью контракта.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Закон не устанавливает четких требований к форме и содержанию обоснования закупки у единственного поставщика (подробнее про закупку у ЕП читайте в статье). Однако в документе необходимо отразить:

  • цель закупки товара, работы, услуги;
  • описание объекта закупки;
  • цену контракта;
  • условия контракта и преимущества поставщика;
  • причины, по которым невозможно провести конкурентную закупку;
  • вывод о том, что нужно заключить контракт с конкретным единственным поставщиком.

К отчету можно приложить расчет, который подтвердит, что конкурентная закупка не сэкономит деньги заказчика.

Рекомендуем вебинар «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации». Закупки малого объема, способы закупок у единственного поставщика с учетом изменений в законодательстве, отчеты и экспертиза по итогам исполнения контракта.

5 причин обоснования закупки у ЕП

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.

Оксана Шипунова, руководитель отдела обучения по направлению закупок в Корпоративной Академии Росатома:
«Составьте, утвердите и разместите отчет в ЕИС после того, как включите закупку в план-график, но до того, как опубликуете извещение или подпишете контракт.

Федеральный закон № 44-ФЗ не предусматривает срок, в течение которого заказчик должен опубликовать отчет. Однако в ч. 3 ст. 93 сказано, что для того, чтобы заключить контракт, заказчик обязан обосновать закупку в отчете. Кроме того, в Федеральном законе № 44-ФЗ не определено, какой день считать датой составления отчета.

Поэтому даты составления отчета и публикации в ЕИС могут совпадать».

Образец отчета об обосновании закупки у единственного поставщика

Отчет №______

Обоснование закупки у единственного поставщика
в соответствие с ч.3 ст.93 44-ФЗ

Наименование заказчика

Место нахождения

Почтовый адрес

Адрес электронной почты

Номер контактного телефона

Ответственное должностное лицо заказчика

Предмет контракта

Способ закупки

Цена контракта

1. Обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика)

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

2. Обоснование цены

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

3. Обоснование иных существенных условий контракта

(ч.3 ст.93 44-ФЗ)

Компьютерная программа для поиска, расчета и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствие с требованиями нормативных актов «Калькулятор НМЦК»

Закупка у единственного поставщика

17 340 (Семнадцать тысяч триста сорок рублей)

Результатом использования программы является реализация заказчиком требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к порядку определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.

Применение программного продукта обеспечивает выполнение Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Проведение расчета и обоснования начальных (максимальных) цен согласно пп.4) ст.11 Типового регламента контрактной службы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631, с 01.01.2014 является обязанностью контрактной службы.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует затрат времени, а итоги могут быть отрицательными.

Заказчиком проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных товаров с аналогичными потребительскими свойствами. Поиск ценовой информации проведен в реестре контрактов официального сайта www.zakupki.

gov.ru с использованием функции «Расширенный поиск» по поисковым словам «Программа для расчета начальных (максимальных) цен», «Расчет начальных (максимальных цен)». Результатов поисковой системой не найдено.

Проведен также поиск продукции с аналогичными свойствами в сети «Интернет», в т.ч. в официальном реестре программ для ЭВМ www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/soft/ Федерального института промышленной собственности (ФИПС).

Идентичные или однородные товары не найдены.

Вывод: Выполнение требований законодательства и осуществление заказчиком уставной деятельности не может быть поставлено в зависимость от рыночной конъюктуры и отсутствия на рынке аналогичных продуктов.

[attention type=red]

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. (ч.2 ст.22 44-ФЗ).

[/attention]

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Данные получены на сайте поставщика http://www…….

Вывод: Идентичные или однородные товары по результатам поиска (п.1) на рынке отсутствуют. На этом основании цена товара обоснована затратным методом на основании ч.10 ст.22 44-ФЗ по форме Приложения 4 к Приказу Минэкономразвития от 02.10.2014 № 567

Срок поставки программного продукта составляет 3 дня, поставка осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что не ставит ввод продукта в эксплуатацию в зависимость от работы организаций-перевозчиков и почтовых операторов.

Лицом, передающим заказчику права на продукт, является разработчик. Предоставляемая в соответствие с договором гарантия исключает возможность нарушения работы или утрату им правовой актуальности.

Вывод: Иные существенные условия контракта отвечают интересам заказчика

«_____» ________________2021 г.

Руководитель контрактной службы/контрактный управляющий

________________________________ /___________________/

Расчет цены контракта на приобретение программы Калькулятор НМЦК затратным методом

 

работ (услуг)

Трудоемкость, чел./мес.

Стоимость единицы рабочего времени специалистов, руб./мес.

Стоимость работ, руб.

Вид работ № 1: Анализ законодательства Российской Федерации в сфере закупок

5

41 000,00

205 000,00

Вид работ № 2: Программная реализация процедуры расчета и обоснования НМЦК

12

32 000,00

384 000,00

Вид работ № 3. Веб-визуализация  системы поиска на ОС

8

36 000,00

288 000,00

Вид работ № 4 Тестирование, контроль

5

38 000,00

190 000,00

Вид работ № 5 Техническая поддержка и обслуживание, в т.ч. обновления

15

27 000,00

405 000,00

Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием программного продукта (ФОТ), руб.

1 472 000

Отчисления в ПФ и внебюджетные фонды, 27% от ФОТ

397 440

Материалы и программное обеспечение, руб.

567 200

Оборудование и спецтехника, руб.

428 360

Прочие прямые расходы, руб.

514 000

Накладные расходы (40%)

1 351 600

Себестоимость работ, руб.

4 730 600

Прибыль (5%), руб.

236 530

Общая стоимость, руб.

4 967 130

Общая стоимость, скорректированная с учетом среднегодового индекса потребительских цен (1,061), руб.

5 271 360

Расчетное количество экземпляров программы для внедрения заказчиками, шт.

304

Стоимость экземпляра программы с обслуживанием на 2014 год

17 340

Как разместить отчет в ЕИС

Чтобы разместить отчет об обосновании закупки в ЕИС, войдите в личный кабинет на сайте zakupki.gov.ru.

В пункте меню «Отчеты заказчика» выберите блок «Отчеты», тип отчета — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Заполните поля, которые предлагает система.

Подпишите отчет электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и опубликуйте. 

[attention type=green]

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

[/attention]

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/403

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: