Предметное обучение начальных классов.

Программы для детей начальной школы: обучающие программы для развития первоклассников

Предметное обучение начальных классов.

Немного терминологии — важно не путать систему и программу. И то и другое используется в педагогике. 

Системы: 

  • Традиционная. Обучение по схеме «изучаем — закрепляем — проверяем на контрольной — наслаждаемся результатами». Используется как в началке, так и последующих классах. 
  • Развивающая. Как правило, направлена исключительно на начальные классы и не используется в средней и старшей школе. 

Учебных программ для детей первого класса много, мы рассмотрим самые популярные, которые относятся и к традиционной, и к развивающей системе. 

Программа Занкова

Основы теории — труды Л.С. Выготского. Согласно программе, ошибок нельзя бояться — на них учатся. Недостатком системы можно выделить быстрый темп обучения — достаточно высокий уровень трудности подходит далеко не каждому ребёнку, хотя предполагается, что «трудности» адаптируются под каждого ученика. То есть школьник прыгает выше головы, но выше своей собственной, а не чьей-то ещё.

Система противоречива. В 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию. 

Система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Даниил Эльконин и Василий Давыдов — советские учёные. По их программе учащимся не выставляются оценки — они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.

Большинство родителей в этой развивающей программе для детей первого класса пугает перспектива обучения без оценок — есть опасения, что так уровень знаний окажется низким. Но Эльконин и Давыдов уверяют, что обучение проходит эффективнее, если ученика не демотивируют субъективными баллами. Кстати, похожей методики придерживаются начальные вальдорфские школы. Там детям тоже не ставят оценки. 

Учебники, которые входят в программу развития детей первого класса по Эльконину и Давыдову, включены в федеральный перечень.

«Школа России»

Пожалуй, самая популярная программа обучения детей первого класса. Соответствует ФГОС и применяется в большинстве школ. В учебно-методический комплекс (УМК) включена математика, литературное чтение, окружающий мир, грамота и чтение, изо.

Обучение направлено на адаптацию в коллективе, накопление знаний и умений для дальнейшего обучения. Но отзывы родителей не всегда позитивные. Многие отмечают, что окружающий мир можно сильно сократить, ничего не потеряв. А некоторые утверждают, что программа растянута на четыре года, хотя освоить её можно за два.

«Начальная школа XXI века» (система Виноградовой)

Н.Ф. Виноградова — доктор педагогических наук и создатель обучающей программы для детей первого класса.

Основа — теория Л.С.Выготского, а также идеи Эльконина и Давыдова. УМК включён в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы министерством образования и науки.

Считается, что цель педагога, работающего по этому УМК, — научить ребёнка учиться. Но программа ориентирована на сильных школьников. Чтобы пройти её успешно, в первый класс нужно прийти с определённым уровнем подготовки. 

«Перспектива»

Автор программы — Людмила Петерсон, российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Помимо «Перспективы», она разработала популярный в России курс математики для дошкольного и школьного возраста.

Особенность УМК Петерсон — воспитание личности и духовно-нравственное развитие. Предполагается, что учебные материалы построены так, чтобы любопытство ребёнка не утрачивалось, а постоянно подпитывалось и превращалось в потребность узнавать новое. 

«Планета знаний»

УМК состоит из двух частей — базового уровня, который должны знать все школьники, и сложного уровня, где встречаются менее стандартные задания разного объёма.

Согласно программе, ученик должен сам стремиться к новым знаниям и получать удовольствие от обучения. Для этого необходимо создать комфортные условия. Ещё по «Планете знаний» первый год обучения считается адаптационным — юных школьников не перегружают и позволяют плавно влиться в процесс. 

Источник: freepik.com

«Перспективная начальная школа»

Программа разрабатывалась в 2006 году — вместе с первыми ФГОСами. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно. 

В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией.

Звучит здорово, но отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами.

Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа.

Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации. 

Программа «Фоксфорда» для 1–4 классов 

Обучение в начальной школе «Фоксфорда» проходит по авторским программам. Однако при их составлении преподаватели ориентировались на действующие ФГОС и базовые школьные программы. Так, математику ребята изучают по Петерсон. 

Учебная нагрузка сбалансирована таким образом, чтобы юный ученик мог осваивать положенную программу без стресса, и у него останется время для игр и дополнительных занятий. В начальных классах занимаются русским языком, чтением (в 1-2 классе эти предметы объединены в один — обучение грамоте), математикой, окружающим миром. 

К базовым предметам в начальной школе «Фоксфорда» добавили алгоритмику и английский язык. А ещё можно изучать дополнительные модули по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Каждый курс содержит развивающие занятия, чтобы привить детям больший интерес к учёбе и сделать обучение увлекательным. 

Какую программу выбрать

Для тех, кто колеблется и никак не может решить, какой программе отдать предпочтение, мы составили наглядную таблицу. Здесь вы увидите плюсы и минусы каждой образовательной программы. Надеемся, это поможет вам сделать правильный выбор.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/programma-obucheniya-detej-1-klassa

Учебные программы для начальной школы: разбираемся вместе

Предметное обучение начальных классов.

Все государственные школы нашей страны обучают детей по учебно-методическим программам, которые должны соответствовать ФГОС — Федеральным государственным образовательным стандартам.

Однако само их содержание, впрочем, как и методики преподавания могут значительно отличаться.

«Литтлван» попытался разобраться, как же происходит формирование тех или иных учебных программ для начальных классов, какие из них официально разрешены для применения, и чем они отличаются друг от друга.

Учебные программы: общие положения

Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос, по какой программе будут учиться их дети, и могут ли они как-то повлиять на ее выбор. Согласно действующему законодательству и образовательным стандартам каждая школа вправе создавать собственную.

Однако в ее основе может быть только учебная литература, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253 (с последующими изменениями, последнее — от 21 апреля 2021 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Так называемый «федеральный перечень» представляет собой не разрозненный набор учебников, а несколько завершенных предметных линий, которые, в свою очередь, являются составной частью определенных программ — учебно-методических комплексов (УМК). У каждого из них свои принципы и особенности. Создается УМК одним коллективом авторов с конкретным научным руководителем.

Таким образом, выбрать определенную учебную программу родитель может лишь косвенно — заранее узнав, в какой школе обучают по учебникам понравившегося УМК, и, при возможности, записав туда своего ребенка (о правилах приема в 1 класс — мы писали здесь и здесь). Некоторые школы, в которых в параллельных классах обучение идет по разным УМК, проводят тестирование детей для определения более подходящей для них программы.

Какие УМК разрешены сегодня?

На сегодня в федеральном перечне перечислены учебники, которые входят в следующие учебно-методические комплексы:

  • «Школа России»,
  • «РИТМ»,
  • «Перспектива»,
  • «Начальная школа XXI века»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова,
  • «Начальная инновационная школа».

Перечень должен обновляться один раз в три года или чаще. Так, с 2014 года, в том числе и на основании отрицательных заключений экспертов, из него были убраны учебники распространенных ранее во многих школах УМК: «Школа 2000», «Школа 2100», «Диалог», «Гармония». А в развивающей системе обучения Л. В. Занкова сейчас рекомендованы только пособия по изобразительному искусству!

Однако стоит иметь в виду, что все книги и тетради, которые перестают входить в федеральный список, могут быть использованы для обучения еще в течение 5 лет после вступления в силу соответствующих актов.

[attention type=yellow]

Кроме того, с течением времени некоторые завершенные предметные линии учебников в рамках одной УМК могут исключаться и заменяться в перечне рекомендованных на новые (издается соответствующий приказ Минобрнауки РФ).

[/attention]

Еще один нюанс. Сами преподаватели начальной школы имеют законное право выбирать, по каким учебникам строить образовательный процесс (и следовать этому выбору все 4 года обучения). При этом они необязательно относятся к одной определенной УМК. Главное, повторимся, чтобы все учебники были перечислены в федеральном перечне.

«РИТМ»

«РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление», что весьма четко определяет особенность этого УМК. Программа интегрирует все предметы начальной школы и строится на принципах раскрытия индивидуальности каждого ученика, привития ему способности мыслить творчески и самостоятельно.

Ее основой является переработанная, дополненная и приведенная в соответствие с ФГОС УМК «Классическая начальная школа» (ранее весьма распространенный, сейчас его учебники исключены из списка рекомендованных). Эта УМК встречается в начальной школе довольно редко сейчас, отзывов по ней немного. Учебники выпускает издательство «Дрофа».

Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5.

«Начальная школа XXI века»

Согласно методике этого УМК каждый ребенок выступает в роли исследователя и является равноправным субъектом процесса обучения (а не «выслушал-запомнил-повторил»). В программе предполагается много заданий на фантазию и смекалку.

Систему учебников выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она является частью системы УМК «Алгоритм успеха». Родители детей, обучающихся по программе, отмечают в качестве минусов ее запутанность и непоследовательность подачи материала.

Другие относят к плюсам продолжительный период адаптации ребенка к школе, отличие от «советской школы», сильную филологическую составляющую и называют УМК «вполне адекватным и интересным».

Большинство сходятся во мнении, что легче обучаться по программе будет тем детям, кто поступил в 1 класс, уже умея читать, но при этом, не умея писать. Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Освоение учебного материала по предметам в этой развивающей системе начинается с изучения общих способов действия, которые при этом не просто сообщаются ученику в виде какой-то информации, а выстраивается как предметно-практическое действие.

Кроме того, ребенок должен искать самостоятельно способ решения задачи (в любой дисциплине). И если его суждение отличается от привычного (верного), то это считается не совсем ошибкой, а «пробой мысли». Учебники комплекса издаются «ВИТА-ПРЕСС».

[attention type=red]

Мнения об этом УМК диаметрально противоположны: от восторженных до крайне негативных.

[/attention]

Однако все сходятся в том, что данная программа трудна для восприятия взрослыми, учившимися в свое время по традиционной системе (помощь детям во время обучения со стороны родителей затруднительна), и успешность ее освоения зависит от того, насколько хорошо в ней разбирается сам учитель. Также отмечают, что система подходит детям с хорошо развитым логическим мышлением. Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

«Начальная инновационная школа»

В федеральный перечень на данный момент входит лишь небольшая часть завершенных предметных линий учебников этого УМК: «Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Английский язык (2 класс)». Сегодня эта программа (в рекомендованной части) редко встречается в школах. Комплекты учебников «Начальная инновационная школа» выпускаются издательством «Русское слово». Об авторах и учебниках здесь.

Отзывы форумчан об УМК. 1, 2, 3.

Вообще, говорить, какой УМК лучше или хуже, легче или сложнее, интересней или скучнее неправильно! Все программы разные, со своими достоинствами и недостатками, равно как и сами дети, которые по ним учатся, и учителя, которые по ним работают.

В любом случае, они разрешены Министерством образования, а это значит, что отучившись по любой из описанной выше системе учебников, к окончанию 4 класса ребенок будет иметь обязательный минимум знаний, предусмотренный государственным стандартом.

Благодарим за помощь в написании материала форумчанку Милашка Ольга.

6

0

39625

Источник: https://littleone.com/publication/1739-uchebnye-programmy-dlya-nachalnoy-shkoly-razbiraemsya-vmeste

Логические задачи, английский язык, дециметры, упражнения по математике – оптом… Школа для одаренных? Частный пансион? Нет. Так выглядит первый класс в обычной московской школе, которая участвует в проекте “Эффективная начальная школа”.

Сразу подчеркнем: проект чисто столичный. Однако за тем, как школы уже четвертый год живут по принципу “год за два” и как программу первых четырех классов ребята проходят за три года, с интересом наблюдает вся страна.

В чем изюм такого экспресс-метода и зачем он нужен?

Главное отличие: первый год обучения включает в себя два класса. С сентября по декабрь ты первоклассник, а после новогодних каникул – уже ученик второго класса. Конечно, если перед началом учебного года пройдешь собеседование, а потом, в декабре, справишься с заданиями независимой диагностики. Проще говоря, сдашь мини-экзамен.

Ребенку, может, и легкотня, а вот у меня от скорости обработки учебного материала уже глаз дергается, – признается мама

– По уровню знаний нас определили в класс, который учится по программе “1-3”, – рассказывает Анастасия, мама Сережи, которому этим летом исполнится 7 лет.

– В нашей школе можно учиться и по обычной четырехлетней программе: выбор за родителями. Вся нужная информация есть на школьном сайте. Я не против. Сын уже прошел собеседование.

Проверяли умение читать, писать, считать, английский язык, а еще дали несколько логических задач.

Вот что говорят официальные сайты школ: “Эффективная начальная школа позволяет освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников”.

Эффект – не за счет увеличения учебных часов, а за счет интенсификации учебного процесса. То есть если в обычном первом классе за урок походят две страницы учебника, то в классе “1-3” – четыре, а то и шесть. Правда, учебных часов больше.

Если в обычной началке предельная учебная нагрузка на ученика в неделю – от 19 до 21 часа, то в эффективной может доходить и до 23. Кому подходит такой темп?

– Есть дети, которых, образно говоря, нельзя держать на манной каше, – говорит заслуженный учитель РФ, директор школы N 109 Евгений Ямбург. – У таких ребят прекрасная память, великолепное развитие, с ними сидеть на одном букваре бесполезно – заскучают, потеряют интерес к учебе. У них уже есть “мускулы”, если их не тренировать – ослабнут.

Домашка для мамы

Но как понять, насколько “накачан” ребенок? Кто-то ходит на подготовишки и к детсадовскому выпускному уже вовсю читает, кто-то занимается с родителями. Кто-то вовсе в сад не ходит, но играет с папой в шахматы. Кому будет легко? И нужно ли делить детей на условно одаренных и обычных?

Учитель начальных классов Ирина Королева предупреждает: эффективная началка может вернуть нас к делению детей на сильных и слабых, причем в самом начале школы.

– Мы забываем, что ребенок не всегда раскрывается сразу. Вроде и не читал, не писал до школы, а вместе со всеми научился и даже обогнал в развитии, – комментирует Ирина Николаевна.

Бывает так, что ребенок от уроков в восторге, а вот родители еле дышат: как ни крути, а домашку приходится делать вместе.

– Моя семилетка после новогодних каникул как раз пошла во второй класс, – делится Елена Скобеева. С дочкой они до школы занимались дома самостоятельно. – На мои вопросы Аня только отмахивается: “Легкотня, мам!”.

[attention type=green]

Ей, может, и легкотня, а вот у меня от скорости обработки учебного материала уже глаз дергается.

[/attention]

Еще бы: к началу февраля маме вместе с Аней пришлось изучить распространенные и нераспространенные предложения, метры-дециметры, решать математические задачи на 2-3 действия и искать в стихах средства изобразительной речи.

– У нас по пять уроков в день, а в пятницу – четыре.

На дом задают: одно упражнение по русскому, одно – по математике, по литературе – сказку прочитать или выучить стих, – у мамы второклассника Саши голос бодрый, настрой боевой.

– Окружайка (предмет “Окружающий мир”) – без всяких проектов и дневников о погоде. Английский ребенок делает сам – на выходные учитель практически ничего не задает. Все тридцать учеников с удовольствием бегут в школу.

А вот в другой школе, где тоже работают по трехлетней программе, дети учат уроки до ночи. “Задают писать по пять страниц, упражнения по математике – оптом. В день 6-7 уроков – это в первом-то классе! А учитель говорит: иначе не успеем освоить программу”, – возмущаются родители на форуме. По словам этих пап и мам, дети не всегда выдерживают такую нагрузку.

Главное – учитель

Для некоторых педагогов, работающих по программе “1-3”, действительно проблема – вовремя переключить скорость.

Это понятно: по официальным данным, учителя работают 40 часов в неделю, а тут еще надо ускоряться, чтобы программу четырех лет упаковать в три года.

Ведь до последнего времени специальных учебников для эффективной начальной школы не было: как хочешь, а за второе полугодие 1-го класса нужно дать уже и таблицу умножения, и сочинение с изложениями.

Приравняют ли стипендии к прожиточному минимуму

Все родители, и сторонники, и противники эффективной началки, сходятся в одном: главное – учитель. Если он сильный, то и дети спокойно освоят программу в ускоренном темпе.

– Дочке было тяжело в первый год, я даже хотела перевести ее на четырехлетку, но она отказалась. Не хочу, говорит, к другому учителю! Сейчас учимся уже второй год – все в порядке, – рассказывает Ольга, мама третьеклассницы.

В любом случае выбор за родителями. Эксперты уверены: отдавать ребенка в эффективную началку просто ради экономии времени – неразумно и негуманно по отношению к ребенку.

Важно: все дети, которым предлагают пойти по программе “1-3” после тестирования, должны пройти также собеседование с психологом. И только после этого можно принимать решение. Кроме того, надо помнить две вещи. Первая: у мальчишек, поступивших в эффективную началку и успешно ее прошедших, будет запас по времени между окончанием школы и призывным возрастом.

Второе: если вдруг малыш не потянет школьный экспресс, не пройдет диагностическую работу, то его могут перевести в обычную четырехлетку, где он будет на год младше одноклассников. Психологи считают, что в этом возрасте такая разница существенна, и об этом нужно помнить.

Мнения

Наталья Виноградова, завлабораторией начального общего образования РАО:

– Ребенок младшего школьного возраста может все. В нем можно сформировать любое знание и умение. Но каких нервно-психических затрат это ему будет стоить? И когда настанет “расплата”? Дело не в скорости обучения, а в том, чтобы ребенок “созрел”. Поэтому я категорически против массовой трехлетней началки, какой бы эффективной ее ни называли. Все трудности вылезут классе в 6-7-м. Это доказано.

Отменен приказ о контактах российских ученых с иностранцами[attention type=yellow]

Ведь был у нас уже период, когда в начальной школе учились три года. И было большое исследование на эту тему с участием физиологов, психологов, дефектологов, логопедов. Оно показало: для ребенка более успешна и комфортна именно четырехлетняя началка. Можно ли открыть отдельные ускоренные классы для одаренных? Безусловно.

[/attention]

Некоторые дети и правда очень бегут вперед. Не надо их искусственно тормозить. Но, на мой взгляд, даже здесь ускорение лучше отложить на несколько лет. И еще момент. Как только ребенок попадает в особые условия, пропадает так называемый интеллектуальный фон. Когда неуспевающий ученик тянется за отличником, а отличник помогает условному двоечнику.

Так у детей развивается критическое мышление. Это важно.

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы N 548 “Царицыно”:

– Хорошо, что есть такая опция – получить начальное образование за три года. У нас были такие случаи в школе, при том, что у нас четырехлетка. А был случай, когда девятиклассник сдал полный курс средней школы по математике. Все индивидуально.

И, конечно, в идеале, каждому ученику желательно держать свой персональный темп. Есть 7-летние дети, которые успешно решают задачи для 6-го класса. Бывает, паспортный возраст не совпадает с возрастом биологическим и психосоматическим.

Появление подобных программ позволит сделать более комфортным и более эффективным образовательный процесс для тех, кто несколько опережает сверстников. Время – это ресурс, и жалко его терять.

Ведь когда мы говорим про учебный план школы, забываем, что он в первую очередь адресован детям. Это их временной ресурс мы расходуем на уроках.

Сегодня между ребенком и школой появился мощный и могущественный посредник – интернет. Я недавно подарил своему другу – третьекласснику Севе книжку Даниеля Дефо “Робинзон Крузо” в переводе Чуковского.

Потом спрашиваю: а ты знаешь, что автор был английским разведчиком? “Конечно, – отвечает Сева. – Я в Википедии посмотрел”. И в начальной школе, тем более эффективной, учителям нужно об этом помнить.

Официально

“По закону школы автономны и самостоятельны в определении содержания образования, – сообщили “РГ” в пресс-службе московского департамента образования и науки.

– Школы сами разрабатывают и утверждают образовательные программы и выбирают образовательные технологии.

При этом они несут ответственность за качество образования и обязаны обеспечивать реализацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами”.

Источник: https://rg.ru/2021/02/24/reg-cfo/nuzhno-li-delit-detej-na-odarennyh-i-obychnyh.html

Насколько эффективна «эффективная начальная школа»?

Предметное обучение начальных классов.

Когда-то так и было – советские дети сначала учились четыре года в начальной школе, а потом – три. В 80-90-е годы из третьего класса сразу переходили в пятый, четвертый существовал как рудимент – где-то в памяти.

Современные школьники снова учатся четыре года в начальной школе. Но вот уже несколько лет как в ряде российских школ идет не особо афишируемый эксперимент по возвращению начального обучения по трехлетней программе.

Проект называется «Эффективная начальная школа».

В классы с трехлетним обучением набирают детей из числа тех, кто демонстрирует академические успехи еще в старшей группе детского сада и на «предшколе» (курсах подготовки к школе при школах).

Родителям сообщают, что дети могут пойти в такие классы, если пройдут предварительные тесты и собеседования как в присутствии родителей, так и без них, и после одобрения педагогической комиссии дети зачисляются в экспериментальный класс.

Обучение в этом классе идет не по специальной программе, разработанной на три года, а по той же самой четырехлетней программе обучения, только в первом классе она ужимается сразу до двух лет: в первом полугодии проходят программу 1 класса, во втором – 2-го класса. Иностранный язык начинается в первый же год обучения, после новогодних каникул.

Первые экспериментальные классы официально начали набирать в 2021 году, первые выпуски «сокращенцев» уже состоялись. Так что уже можно говорить о результатах ускоренного обучения. Есть что сказать как учителям, так и родителям.

Что говорят родители:

«Мы пожалели, что согласились на эту программу. Все галопом по Европам, проскакивают главы, не отрабатывают до автоматизма навыки, например, математические. В итоге к концу третьего года знания рыхлые, по-моему, не лучше, чем знания тех, кто спокойно учится по программе 1-4».

«Мы не пожалели, ребенок просто сильный, дома много сами занимаемся. Но в школе по 5-6 уроков с первого класса. Английский не всем дается легко, только тем, с кем дома занимаются дополнительно. Мы – занимаемся. Успеваем еще и внешколу тянуть, правда, только одну художку».

«Если заболел, считай, сошел с дистанции. При плохом самочувствии дома учиться не получается, а нагонять приходится много, азарт падает и в итоге к концу первого года обучения мы пришли измотанными, сильно уставшими и сейчас в школу не особо-то рвемся. В общем, надо очень стараться не болеть».

«Понятно, что проекты по окружающему миру до ночи делаем мы с мужем. Ну а что, в классах 1-4 их дети сами разве готовят? Да, домашка есть, но по силам. Моя быстро пишет. На самом деле не сказать, что сложно. Иногда очень легко наоборот».

«Мы вернулись на программу 1-4 после того, как завалили тесты. Но после того, насколько тяжелым для нас оказался первый класс, мы даже не расстроились, что второй класс будет в нашей жизни не 1 год, а 1.5. С учетом второго полугодия первого года обучения».

«Просто не представляю, как моя сидела бы год в первом классе и до марта выписывала буквы, которые она еще в 5 лет все узнала. Праздник прощания с азбукой для ребенка со скоростью чтения в 150 слов в минуту это борщ, товарищи! Мы в программе 1-3, и ни дня не пожалели об этом. Даже с учетом болезней она учится без проблем».

Учебный план одной из школ, в которой реализуется проект “Эффективная начальная школа”

Что говорят учителя:

«Успешное обучение по программе 1-3 зависит от налаженного тандема учитель-родитель.

В классы с сокращенным обучением приходят, в основном, сильные ученики, которые уже умеют читать и писать, их этому научили дома, родители.

Да и на протяжении всего времени обучения родители принимают активное участие в образовании ребенка. Тогда получается. Если помощи со стороны родителей ждать не приходится – детям тяжело».

«Программу мы успешно проходим не за счет того, что увеличиваем количество часов, а за счет более интенсивного процесса обучения, к которому дети привыкают с первых дней.

За один год они в интенсивном режиме проходят два класса, и на следующий год, став уже третьеклассниками, снова готовы интенсивно учиться, потому что так привыкли.

[attention type=red]

Высокий темп учебной работы, который не снижается и в конце учебного года, настраивает детей в начале третьего класса (и по сути второго года обучения) не снижать обороты. Такая работоспособность есть, конечно, не у каждого, но у большинства учеников».

[/attention]

«Ребенку должно исполнится 7 лет, младше 7 лет в классы по программе 1-3 не берут. И умение читать-писать, как думают многие родители, это не главное при отборе в ускоренные классы.

Главное – психологическая готовность ребенка к школе, готовность учиться, нести нагрузки, осознание ответственности за свое поведение на уроках, за свои результаты. С родителями мы тоже беседуем – а они готовы помогать ребенку, уделять довольно большое количество времени на занятия с ним? Домашние задания начинаются в первый год.

Если не готовы, если напряженный рабочий график, если некому заниматься дома с ребенком, то в классы по программе 1-3 идти не стоит. Ребенку будет тяжело».

***

Вот ЗДЕСЬ можно посмотреть пример диагностической работы для первоклассников по программе 1-3, то есть, примерные знания и умения детей к концу первого (!) полугодия, не к концу года.

Отзывы о программе мы выслушивали от своих знакомых. Уважаемые родители и педагоги, поделитесь и вы своим опытом по программе 1-3, если он у вас есть. Наверняка ваши мнения помогут родителям будущих первоклассников (теперь уже следующего 2021 года) определиться, сколько лет потратить их детям на начальную школу – 3 или 4.

(О том, есть ли в вашей школе набор в трехлетний класс, нужно узнавать у руководства школы. О том, какие школы в вашем городе набирают классы по трехлетней программе, лучше узнавать в местном комитете по образованию).

– Оля Иванова

Источник: https://zen.yandex.ru/media/detidoma/naskolko-effektivna-effektivnaia-nachalnaia-shkola-5d566e5e03bdd4b79577a723

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: