Психологическое насилие со стороны учителя.

Содержание
  1. Профилактика насилия в школе — понимание психологии детей
  2. Человек может существовать только среди других людей
  3. Дети разные нужны, дети разные важны
  4. Как не вырастить в школе вора, наказывая за воровство
  5. Потенциальная жертва насилия в школе — кто он?
  6. От жертвы до массового убийцы
  7. Насилие в школах: что делать
  8. Воспитание счастливого человека
  9. Наше право на защиту от насилия
  10. Для чего проводится это занятие?
  11. Вам понадобятся:
  12. Что делать:
  13. Следующие шаги:
  14. Для чего проводится это занятие?
  15. Вам понадобятся:
  16. Когда терпеть нельзя. Признаки жестокого отношения к ребенку со стороны учителя
  17. «Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия
  18. Больше всех страдают отличники
  19. «Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания
  20. Что будет, если ребенку не помогать
  21. Бежать или выгонять. Что еще можно сделать
  22. «Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?
  23. Насилие – это не уважение к предмету, а власть
  24. Насилие в школе. Причины и способы преодоления
  25. Почему дети жестокие?
  26. Насилие со стороны учителей
  27. Последствия насилия над детьми
  28. Как защитить детей от насилия
  29. Как вырастить счастливого ребенка

Профилактика насилия в школе — понимание психологии детей

Психологическое насилие со стороны учителя.

Профилактика насилия в школе — это не изоляция агрессивных детей и не увольнение учителей, которые применяют насилие. Проблема психологическая, но, несмотря на масштабность, она решаема. Избавиться от нее можно элементарным пониманием психологии детей, решив психологические проблемы таких учеников и учителей.

В настоящее время есть ответ на вопрос, как бороться с насилием в школах. Раскроем основные причины и, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, покажем, что необходимо делать, чтобы в школах не было насилия.

Человек может существовать только среди других людей

Человек — социальная форма жизни. Ребенок может вырасти в развитого и реализованного человека только среди людей. Если младенец по стечению обстоятельств остается вне контакта с людьми, у него не будут появляться мыслеформы, он не сможет говорить, не сможет общаться.

Ребенок рождается неразвитым, он еще только должен стать человеком — то есть получить определенный уровень развития и воспитания. Поэтому дети без целенаправленного руководства взрослых могут сформировать только асоциальные группы, совершающие насилие в школах над одноклассниками и даже учителями.

Очень важно понимать, что значит — развивать ребенка. Неправильная интерпретация приводит к психологическим проблемам у детей, последствием которых и является насилие в школах. Развитие ребенка — это привитие ему качеств, часто противоположных тем, с которыми он рождается, противоположных тому, что есть.

Дети разные нужны, дети разные важны

А что «есть», когда рождается младенец? Возможны варианты.

Существует восемь векторов психики человека, свойства которых не пересекаются между собой — они все различны. И условия для развития им требуются различные. Чтобы правильно развить психику ребенка в соответствии с его врожденными свойствами, необходимо суметь увидеть, с каким набором векторов родился конкретный ребенок.

Психика не передается по наследству, она не материальна — у нее другие законы. Профилактика насилия в школе начинается с понимания, что большим заблуждением является убеждение — «Как меня воспитывали, так и я буду воспитывать детей». У родителей и детей может быть различная психика — различные желания, различные возможности и врожденные таланты.

Профилактика и решение проблемы насилия в школе — правильное развитие ребенка, который родился с системным аналитическим мышлением

[attention type=yellow]

Из детей, родившихся с аналитическим мышлением (с анальным вектором), вырастают лучшие сыновья/дочери, лучшие ученики, заботливые папы/мамы, верные мужья/жены, лучшие учителя, мастера своего дела. Это происходит при правильном развитии.

[/attention]

У них золотые руки, они любят чистоту и порядок — все по полочкам, стопочками, ровненько.

Перфекционисты. Но от природы они медлительны — качество не терпит суеты. Если их в детстве торопить, перебивать в разговоре, не давать достаточно долго посидеть на горшке, чтобы полностью завершить процесс очищения, — их психика приобретает обратные свойства.

Именно из этих детей при неправильном развитии вырастают садисты, которые угрожают и всегда приводят свою угрозу физического насилия в действие. В школьные годы они издеваются над детьми помладше, а когда вырастают и становятся учителями — над учениками. Это они виновники большинства случаев насилия в школе.

Психологическое насилие — это тоже они. Ученики и учителя, которые обесценивают всех и вся, «пачкают грязью». Мстительные, злопамятные, обидчивые.

Правильное развитие ребенка с логическим мышлением — предупреждение и профилактика насилия в школе

Дети с логическим мышлением (с кожным вектором) рождены, чтобы в будущем формировать и «держать хребет» государства — организованного кожными людьми устройства общества. Их суть — ограничение себя и других, приоритет жизненного принципа «польза-выгода» в целях сохранения государства. При нормальном развитии это будущие законотворцы и блюстители закона, инженеры, менеджеры, военные.

Это дети с гибким телом и психикой, очень чувствительной кожей.

Если их бить и унижать, то их психика переучивается на обратное и начинает получать удовольствие не от приятных прикосновений и поглаживаний, не от достижения высот в иерархии социальной лестницы, а от боли и унижения.

Так формируются мазохистские наклонности, такие дети неосознанно своим поведением провоцируют более старших учеников или учителей на побои и унижения, чтобы получить свою порцию удовольствия. Такие дети в школах нередко становятся жертвами насилия.

Как не вырастить в школе вора, наказывая за воровство

Есть еще одна особенность детей с кожным вектором, которая также может их делать потенциальными жертвами насилия со стороны учеников и учителей. У них врожденный «хаптильный рефлекс» — брать себе все, что хочется, даже если это чужое. Это поведение первобытного добытчика, его видовая роль.

Когда ребенок берет чужое, он еще не вор — он находится в процессе развития. При адекватной реакции на такое поведение и дальнейшем правильном воспитании он разовьется в законопослушного человека.

Но в реальной жизни, когда учителя и ученики не понимают истинных причин воровства, кожный ребенок может стать жертвой насилия — как физического, так и психологического.

[attention type=red]

И запускается сценарий, описанный выше: ворует, чтобы спровоцировать получение удовлетворения от боли и унижения. Жертва насилия сформирована.

[/attention]

Как помочь такому ребенку, системно-векторной психологии уже известно. Не надо спешить определять ученика в детскую колонию или спецшколу.

Чувство защищенности и безопасности, отсутствие которого и запускает этот «хаптильный рефлекс», наиболее эффективно может обеспечить только мама.

Поэтому ребенка необходимо оставить в привычных домашних условиях, где нужно создать здоровую психологическую обстановку. Заниматься развитием его природных свойств и уделить особое внимание культурному воспитанию.

Такое поведение — сигнал, что ребенку необходимо дополнительное внимание. Если неадекватно наказывать в школе, требовать наказания от родителей, сдавать в специальные учреждения или проводить показательные репрессивные мероприятия — вырастет вор. Ребенок получит повреждение психики и не сможет развиться в соответствии со своим предназначением.

Потенциальная жертва насилия в школе — кто он?

Особого внимания заслуживает насилие в школе над мальчиками со специфической внешностью — похожих на девочек. Это мальчики с кожно-зрительной связкой векторов. Эволюционно им была отведена роль жертв. Они добрые, красивые, стройные, с выразительными, чувственными глазами.

Эмоциональны, впечатлительны, жалеют птичек и кошечек, любуются цветочками и могут заплакать от сильных впечатлений и эмоций. Такими их делает образный интеллект (зрительный вектор).

[attention type=green]

Чтобы кожно-зрительные мальчики не становились жертвами, необходимо с раннего детства развивать их природные таланты — артиста или танцора, музыканта или певца — в коллективе девочек. Только рядом с девочками они чувствуют себя полноценными мальчиками и вырастают людьми с чувством собственного достоинства и без комплексов.

[/attention]

Вырастить правильно таких мальчиков — это действенная профилактика насилия в школе, так как уменьшается количество потенциальных жертв насилия.

От жертвы до массового убийцы

Обладатель абстрактного интеллекта (звукового вектора) — при высокой степени нарушения его психики и задержки развития (от криков родителей и учителей, громких звуков, оскорблений в его адрес) — может стать в школе или одиночкой, изгоем и жертвой, или убийцей. Вовремя распознать такого ученика или учителя — это не только профилактика насилия в школе, это спасение десятков жизней.

Те же подростки со звуковым вектором становятся первыми в употреблении и распространении наркотиков в школах. Ими движет поиск смысла жизни, желание «выйти за пределы». Не зная иного, они ошибочно пробуют такой путь. Это может оказаться еще одним фактором, вызывающим разного рода насилие.

При нормальном же развитии ребенок со звуковым вектором может восприниматься одноклассниками и учителями немного странным, чуть более замкнутым, отстраненным, рассеянным. Но жертвой он не станет.

Врожденный интеллектуальный потенциал позволяет ему хорошо учиться. К тому же звуковые дети нередко увлечены компьютерами, хорошо разбираются в программировании, компьютерных играх, что делает их привлекательными для сверстников.

Насилие в школах: что делать

Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет решить все психологические проблемы. В том числе те, что приводят к насилию в школах. Как было показано выше, базовой причиной насилия в школах является всеобщая психологическая безграмотность — незнание своей психики, психики своих детей, психики учителей.

Ложные установки последних десятилетий: «надо любить себя», «самое важное в жизни — уметь расслабляться», — привели к массовой дезориентации в вопросах социализации, в умении общаться и жить среди других людей. К развитию всевозможных психопатологий. К развитию лености ума: нежеланию изменять жизнь — свою, своих детей, общества.

Профилактика психопатологий в обществе — личная ответственность каждого человека.

  1. Ребенок должен получать от мамы чувство защищенности и безопасности. Только это позволит развиться в достаточной мере его природным свойствам. Профилактика насилия и агрессии — личная ответственность родителей, в их силах создание условий для гармоничного воспитания детей.
  2. Чем раньше ребенок начнет получать опыт общения в детском коллективе, тем более приспособленным к общению с людьми он вырастет. В профилактике насилия и агрессии ранняя социализация является одним из важнейших и необходимых условий развития. Когда дети попадают в детский коллектив — садик, школу, спортивную секцию, детский оздоровительный лагерь — они начинают ранжироваться в соответствии с природными свойствами, учатся взаимодействовать, отстаивать свое место в коллективе, считаться друг с другом. Возникает непроизвольное внутреннее ощущение: человек «чует», как позволительно вести себя с другими без ущерба для себя. Чует, кто слабее, а от кого лучше держаться подальше.
  3. Важным условием формирования любого детского коллектива является соблюдение природной иерархии — когда в классе присутствуют дети с различными типами психики, находящимися в определенном природном соотношении. Идеально, когда в классе есть ученик с уретральным вектором — природный вождь, который способен объединить детский коллектив вокруг себя, а не на базе неприязни к жертве.
  4. Каждый ребенок с детства должен иметь опыт ощущения радости жизни, опыт получения наслаждения от прикладываемых усилий при достижении желаемого. Каждый стремится делать то, что приносит ему чувство удовлетворения, чувство наслаждения. Только тогда он будет способен реализовать себя в обществе.
  5. Соблюдение принципа «не выделяться». Обычно жертвами насилия становятся дети, которые чем-либо выделяются среди других — одеждой, именем, социальным положением, внешним видом. Родителям надо осознанно относиться к выбору имени для своего ребенка. Профилактика насилия — это осознанное отношение ко всему, что может провоцировать насилие.

Воспитание счастливого человека

В период с 6 до 16 лет у ребенка при обязательном участии взрослых формируется культурная надстройка — способность чувствовать другого человека, сопереживать.

  1. Привитие навыка чтения книг на сопереживание поможет детям вырасти внимательными к людям, им будет легко общаться в любом коллективе. Это самая эффективная профилактика любого вида насилия!
  2. Важно отдать ребенка в правильные виды спорта — те, которые не провоцируют агрессию: плавание, легкая атлетика, футбол. Не нужно ребенка отдавать на борьбу. Чем владеет человек, тем неизбежно стремится воспользоваться. Ребенок будет искать повод применить полученные навыки и провоцировать конфликтные ситуации. Лучшая профилактика агрессии — не учить агрессии и не популяризировать ее.
  3. Навык делиться едой сделает вашего ребенка приятным и притягательным в общении. Эта сила отдачи чувствуется окружающими, вызывает к такому человеку доверительное отношение.

«…В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети — это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только не делала (посещения психолога, книги, и т.д. и т.п.), но дочь все с меня «снимала»….

И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться.

) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую — это только начало!!!»

Галина Д., педагог-психолог, Могилев

Более подробную информацию о воспитании и профилактике насилия в школе можно получить на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Автор Галина Кузьменко

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Раздел: Системно-векторная психология

9 Мар, 2021 Комментариев: 2 1333
Всё о детях психология

Источник: https://svp.expert/sistemno-vektornaya-psixologiya/profilaktika-nasiliya-v-shkole/

Наше право на защиту от насилия

Психологическое насилие со стороны учителя.

  • Физическое насилие со стороны учителей: Учителя могут наносить побои детям и подросткам в качестве наказания, к примеру за плохо выполненное задание.
  • Жестокое обращение и унижение со стороны учителей: Учителя могут кричать на детей или обзывать их.
  • Физическое и психологическое насилие со стороны других учеников: Ученики могут избивать ребенка или издеваться над ним.
  • Насилие со стороны школьных банд: Во многих школах дети и подростки входят в состав банд, которые враждуют между собой.
  • Сексуальное и гендерное насилие: В школе или по дороге из школы девочки могут подвергаться устным домогательствам, оскорблениям или даже сексуальному насилию. Также насилие часто проявляется в отношении молодых людей, являющихся гомосексуалистами, лесбиянками, бисексуалами или транссексуалами.

Для получения дополнительной информации см. Исследование ООН о насилии над детьми.

Дети своими словами

«Мой учитель преподает на языке ория, который я не понимаю. Когда он задает мне вопросы, я не могу ответить, потому что не улавливаю, о чем он говорит. Каждый день он унижает меня за это и бьет тряпкой для вытирания доски».

Девочка-туземка, 9 лет, Южная Азия.

«Я взял папку и записал даты и время тех случаев, когда меня притесняли.  Я отнес эту папку директору школы. Он сказал: «Сынок, у тебя слишком много свободного времени, если ты успеваешь писать в этих папках.

У меня есть более важные дела, чем заниматься тем, что произошло две недели назад». Я ответил ему: «Я просто хотел, чтобы у вас было представление о том, что происходит каждый день, обо всех притеснениях и оскорблениях».

Он взял папку и выбросил ее в мусор».

Мальчик, Северная Америка.

«Учитель обижает старших девочек, закрывает их в туалете и пытается изнасиловать их, пугая  тем, что если они не согласятся, то он снизит им оценки».

Группа девочек, Латинская Америка.

«В нашей школе на окнах весят решетки, в коридорах развешаны видеокамеры, а центральный вход оборудован металлической дверью. Я чувствую себя заключенной и совсем не защищенной. Учителя слишком сильно сгущают краски».

Ученица 11 класса, Европа и Центральная Азия

«Однажды мой отец не смог забрать мою сестру из школы, и ей пришлось возвращаться домой одной. По пути четверо мальчиков приставали к ней, но она не смогла сказать об этом отцу. Она рассказала обо всем мне, но сказать о случившемся отцу не могу даже я».

Ребенок, Южная Азия.

Занятие 6: Согласен — не согласен

Для чего проводится это занятие?

  • Оно всех вовлекает в мыслительный, речевой и двигательный процессы.
  • Оно помогает группе научиться слушать друг друга и уважать различные идеи.

Вам понадобятся:

  • Свободное место
  • Три знака, которые можно повесить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Один знак с надписью «СОГЛАСЕН», другой с надписью «НЕ СОГЛАСЕН» и третий с надписью «НЕ УВЕРЕН»
  • Время: 45 минут

Что делать:

  1. Объясните, что вы зачитаете высказывание о насилии в школах. Каждый участник должен решить, что он думает по поводу этого высказывания. Согласен, не согласен или не уверен? Участникам следует встать возле знака, отражающего их мнение.
  2. Зачитайте первое высказывание (используйте высказывания, размещенные в рамке, или придумайте такие высказывания, которые подойдут для работы с этой группой). Дайте участникам время, чтобы они могли подумать, какое место занять.
  3. Предложите нескольким участникам каждой группы объяснить свое мнение.

    Остальные  имеют право занять другое место, если они услышат нечто, вынуждающее их изменить свою точку зрения.

  4. Прочитайте второе высказывание; повторите пункт 3.
  5. Прочитайте третье высказывание; повторите пункт 3.

  6. Задайте следующие вопросы группе:
    • Как вы восприняли это занятие?
    • Чему вы научились за это время?
    • Если вы изменили свою точку зрения, что повлияло на это?

Следующие шаги:

  • Если бы разговаривали с человеком, который считает, что насилие в школе не является проблемой, что бы вы сказали с целью заставить его изменить свою точку зрения? Инсценируйте данную ситуацию. Ознакомьтесь также с идеями для ролевых игр.
  • Посоветуйте группе прочитать Исследование  ООН о насилии над детьми, чтобы узнать больше о насилии в школе, или приведите основные положения из введения к данной главе. Используйте цитаты для того, чтобы обсудить разные типы насилия в школе.
  • Выясните мнение Комиссии по гражданским правам относительно насилия в школе.

Используйте данные высказывания или придумайте свои.

Физическое наказание (подзатыльники, шлепки) могут быть использованы, если они помогают детям учиться.

Словесное наказание (брань, унижение) не обижают детей так сильно, как физическое наказание.

Детям, которых дразнят, нужно учиться защищать себя.

Занятие 7: Составление карты

Для чего проводится это занятие?

  • Оно помогает подросткам начать разговор о жизненных ситуациях.
  • Каждый получает возможность принять участие в рисовании.

Вам понадобятся:

  • Большие листы бумаги (по одному на группу)
  • Маркеры, цветные мелки или карандаши
  • Скотч для развешивания карт
  • Время: 45–60 минут

Когда терпеть нельзя. Признаки жестокого отношения к ребенку со стороны учителя

Психологическое насилие со стороны учителя.

Как отличить сильного учителя от профнепригодного? Не перепутать требовательность с привычкой унижать детей? И почему от таких учителей больше всего страдают отличники, рассказывает психолог Юлия Василькина. 
 

«Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия

Насилие не так просто отличить от того, что мы привыкли называть строгостью. Особенно если судить только по рассказам ребенка. Перечислю признаки жестокого отношения к ребенку. Когда учитель строг, но не жесток, вы не найдете этих признаков. Они не обязательно проявляются все вместе. Но даже одного на постоянной основе хватает, чтобы травмировать детей.

1. Физическое насилие: побои, шлепки, подзатыльники, щипки, нажатие на болевые точки и т. д. Да, это также и психологическое насилие, потому что деформирует личность.

Есть и те, кто не видит беды в том, чтобы взять ученика за ухо, стукнуть линейкой по руке или голове, грубо схватить за руку, толкнуть. Нет, не одноклассники – учителя.

Даже если это (условно) не больно – это насилие.

2. Вербальная агрессия. 

  • Частый крик (ребенок жалуется: “Она на нас все время кричит”). 
  • Обидные ярлыки, слова, фразы: “Ты кретин, что ли?”, “Да на папу посмотреть, все ясно будет”. 
  • Сравнения менее успешных учеников с более успешными, или наоборот: “Ну, Петров-то нам ответит получше Сидорова”.
  • Обесценивающие высказывания: “Хорошо, что ты попробовал подумать. Попробуй как-нибудь еще”; “Можешь, когда хочешь”.
  • «Пророчества» негативного характера: “Экзамен не сдашь, в армию пойдешь, там тебя научат жизни”; “Свободная касса?” (которая сменила “дворника”), “Тюрьма плачет”.

3. Доминирование и сверх-контроль: тема власти.  

  • Учитель может потребовать открыть портфель (без серьезных оснований).
  • Забирает личные вещи.
  • «Вы сюда не думать пришли, делайте, как говорят», “Здесь правила устанавливаю я” (без объяснений).

4. Запугивание, угрозы. Частный случай вербальной агрессии.

  • Прямые: «Будешь так себя вести, к директору, завучу отведу», «Выброшу твой телефон, если еще достанешь», «Не поедешь с классом в поездку».
  • Неясные угрозы: “Будет хуже”. Порой эта фраза даже не произносится, но ребенок твердо знает, что учителя лучше “не злить”. Понимание того, что “будет хуже”, сформировано. 

5. Игнорирование, невнимание.

  • Ребенку трудно получить внимание учителя. Эту характеристику сложно “пощупать”, она все время про “а может, тебе кажется?” (потому что внимание учителя должно быть распределено между 30-35 учениками). Ребенок может описывать это так: “Я для нее, кажется, вообще не существую”. Помните, что игнорирование – это форма травли. 
  • Ученика стабильно не берут в какие-то школьные активности. 
  • Игнорирование может сменяться агрессивным вниманием, если происходит что-то, за что можно поругать.

6. Газлайтинг – форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. «Нет, я такого не говорила», «Ничего я вам не обещала», «Нет, на самом деле это легкая тема». Посыл такой – ты не можешь себе доверять, не опирайся на свое восприятие, опирайся на то, что говорю я.
 

7. Токсичная критика. Конечно, критика интегрирована в школьный процесс, ведь кто-то не доучил, не проявил в чем-то старания, забыл нужное. Но она становится токсичной в следующих случаях:

  • Постоянная критика, «придирчивость». Даже если в целом задание выполнено хорошо, будут отмечены мелкие недочеты. Тут внимательно: учитель может быть представителем педантичного типа, но в этом случае требования едины для всех, независимы от ситуации. Если это единственное, что “напрягает”, то речь не про насилие. 
  • Похвала через «но»…: успех отмечается, а далее всегда следует критическое замечание. 
  • «Пушкой по воробьям»: значительная критика по небольшим поводам. Например, отличница получает четверку и учитель отпускает замечание: «Что-то ты начинаешь съезжать». 
  • Публичные высказывания, при классе или других учителях. Логика такая: человек же не захочет повторения, значит, будет учить, стараться. Будет управляемым. А вообще-то это публичное унижение, построенное на страхе, ломающее позитивный образ себя, укрепляющее неуверенность и много еще чего.

8. Невербальная агрессия.

  • Бросить или порвать тетрадь. Пнуть портфель или другую личную вещь. 
  • Стучать линейкой или учебником по своему столу или парте ученика. По учительскому столу – не так страшно, потому что для всех. Ситуация общая, и страх делится. Подошла и долбит не тебя, а твой стол или тетрадь. В 10 см от твоей руки. Линейка ходит туда-сюда перед твоим лицом. Переход границы не социальной, даже не личной зоны, а прямо в интимной, куда допущены только самые близкие.

9. Разделение на «любимчиков» и «козлов отпущения». Получается, что учитель применяет разные критерии для разных учеников. Учитель занижает оценки. Несправедливость в том, что «любимчикам» нужно тратить меньше сил на тот же результат, по сравнению с «обычными» учениками.

Прошу подойти к этому списку через понятие баланса. Все это (или почти все) встречается в мягких формах, иных формулировках или иногда в обычных отношениях с учителем. Все мы люди, мы можем устать или быть погруженными в свои проблемы, реагируя не так удачно, как хотелось бы. 

Но все это можно считать насилием, если оно употребляется часто, интегрируется в учебный процесс на постоянной основе. Строгость таких симптомов не имеет. 

Больше всех страдают отличники

Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе.

Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители.

Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи. 

Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такой сильный педагог орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее.

Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это “мы” сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали “схему распределения крика”.

Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.
 

Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь. 

[attention type=yellow]

Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе. 

[/attention]

А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего. 

«Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания

Меня нередко спрашивают, что сказать ребенку, чтобы он мог справляться с такой ситуацией. Мой ответ – ребенок не должен справляться, позиции неравны. Детей в принципе нельзя оставлять в ней, слишком велика цена. Вот стратегии, которыми дети пытаются адаптироваться к ситуации. Найдете ли вы среди них «достаточно хорошую»?

Стратегия 1: активное избегание. Попытка минимизировать контакты с абьюзером. Нежелание ходить в школу в принципе или на конкретный урок. Прогулы. Жалобы родителю на учителя. Может быть желание бросить школу, вообще туда не ходить. 

Стратегия 2: пассивное избегание. Болезненность, частые ОРВИ, рвота и боли в животе, особенно по утрам, но не обязательно. Заболел – в школу можно не идти. Депрессия как обессиливание. 

Стратегия 3: попытка адаптироваться: делать все, чтобы избежать насилия, учиться и вести себя “идеально”. Получают развитие эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные, фобические, панические расстройства. Или стойкие состояния, например эмоциональная тупость – невозможность сопереживать другим людям. 

Стратегия 4: присоединение к насильнику («стокгольмский синдром»). Считать, что учитель поступает правильно, справедливо, “так ему и надо”. Ведет к тому, что ученика-мишень, выбранного учителем, начинают травить дети. Ситуация “легитимизированной” травли.

Стратегия 5: открытая конфронтация. Ученик открыто выражает свои мысли и чувства по поводу отношения к учителю. Он – маленький борец за справедливость. Надо сказать, дети довольно точно подмечают токсичные проявления у учителя. Скорее всего, гнев учителя будет направлен на ученика. Ожидаем буллинг от части класса (которые в стратегии 4).

Стратегии могут встречаться вместе и/или попеременно, но какая-то будет ведущей. 

Что будет, если ребенку не помогать

  • Понизится самооценка. Ребенок чувствует себя малозначимым, сомневается в своих силах и способностях. Иногда теряет свое мнение совсем. 
  • Учиться становится все сложнее, а результат хуже. Факт, доказанный исследованиями – чем больше стресс-факторов, тем хуже усваивается информация и меньше креативность. 
  • «Плохое поведение» не преодолевается, а становится “стойким”: особенно если внимание можно получить только таким образом. Или же как месть взрослому за постоянные атаки с его стороны.
  • Ситуация не дает полезных стратегий коммуникации, а лишь стратегии выживания. Нужно ли выживать там, куда пришел учиться?
  • Возникают суицидальные мысли (не у всех, но иногда неожиданно, например, у отличницы, которая не является мишенью, а применяет стратегию 3).  

Бежать или выгонять. Что еще можно сделать

Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант. 

Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.

Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить. 

Вариант «бежать»: здесь разных путей больше:

  • попросить перевести именно вашего ребенка в другой класс внутри школы или школьного комплекса;
  • уйти в другую школу;
  • уйти на домашнее обучение;
  • использовать возможности очно-заочного обучения.

«Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?

Речь сейчас про токсичных учителей. Я вижу три основные причины: расстройство личности, болезненные изменения и профессиональное выгорание. 

Расстройство личности (ранее употреблялся термин «психопатия») – стойкая характеристика личности. Прекрасно умеют маскироваться перед родителями – особо ласковы, могут хвалить ребенка.

Обращайте внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в речи, довольно верный признак. Нужно понимать, что человек – не «сумасшедший», что это крайний вариант нормы. Но убедить учителя “так себя не вести” будет крайне затруднительно, увы.

Именно они «мстят» ученикам, если родители поднимают шум. 

Болезненные изменения. Они могут быть связаны с возрастными изменениями или травмой мозга. Был «нормальный» учитель, а стал вот таким. Возможно, имели место заостренные (акцентуированные) черты, которые с возрастом развились. 

Если поднимать шум, надежда на то, что учитель сможет себя лучше держать в руках, есть. Особенно если начнет получать адекватную лекарственную терапию. 
 

Профессиональное выгорание. Связано с хронической усталостью, внесено в международную классификацию болезней МКБ-10 и новую версию МКБ-11.

Где-то внутри «прячется» прошлый педагог, а на поверхности – раздраженная фурия, смотрящая на детей и родителей как на неодушевленные предметы, которые только мешают.

В этом случае жаловаться – верный шаг, так как с профессиональным выгоранием вполне возможно справиться, если признать проблему и работать над ней. Так что обратная связь от родителей о том, что происходит недопустимое, очень важна. 

Насилие – это не уважение к предмету, а власть

Друзья, такие учителя не “сильные”. Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно). 

Не путайте строгость с жестокостью.  Не путайте требовательность с унижением.  Не нужно говорить: “Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет”. Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.

Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.

Помните, если такой монстр выбирает себе “мишень”, то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты. Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания». Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.

[attention type=red]

Я очень верю, что придет время, и в понятии “сильный учитель” прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься. Неплохо было бы создать некий “протокол действий” родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.

[/attention]

Источник: pravmir.ru

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/27005-uchit-nado-luchshe-ne-budet-orat-kak-otlichit-strogost-ot-nasiliya-i-protivostoyat-uchitelyu-tiranu.html

Насилие в школе. Причины и способы преодоления

Психологическое насилие со стороны учителя.
?

psikhologiya (psikhologiya) wrote,
2015-10-24 20:43:00 psikhologiya
psikhologiya
2015-10-24 20:43:00 Categories:
Какой сюрприз принесет сегодня мой ребенок, когда придет из школы? Вчера пришел весь в слезах, сказал, что дети его обзывали, толкали, хотели побить. Убежал. Как-то не складываются у него отношения с классом. Очень переживает, страдает, не хочет идти в школу.

Да и не со всеми учителями ладит. Учитель географии любит покричать. Если плохо отвечаешь, может и подзатыльник дать. А указкой так лупит по столу, что уши закладывает. Не любят его дети и на уроки к нему боятся ходить. Многие родители жалуются, что насилие над детьми процветает в школах. Издевательства, вербальный садизм, даже избиения участились. А вдруг однажды утром мой сын скажет: «Не пойду в школу и точка»? Он ведь говорит, что ничего плохого не делает. За что же он страдает?


Как родителям справиться с этой ситуацией? Пойти к классному руководителю? Защита детей от насилия – это ведь и забота школы тоже. Пусть подключают психолога. Но решит ли это проблему? Попробуем разобраться с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, в чем причина насилия в школе и как его избежать.

Почему дети жестокие?

СВП объясняет, что ребенок рождается с определенным набором векторов. Вектор – это совокупность способностей, свойств и желаний, которые обуславливают приоритеты, характер и социальную реализацию человека.Школьный класс – это маленькая первобытная стая. Дети еще не развились, ими руководят инстинкты. Культурная надстройка в сознании еще до конца не сформировалась.

В этом причина жестокости детей.Взаимодействуя друг с другом, дети учатся ранжироваться, находить свое место, учитывать других. Не у всех это получается. Почти в каждом классе есть дети-изгои. Над ними издеваются, обзывают, бьют, унижают, устраивают травлю.

Жертвой насилия в классе может стать ребенок почти с любым набором векторов, но чаще всего ею становится кожно-зрительный мальчик.

Это красивый, милый мальчик, похожий на девочку. В древней человеческой стае у него не было видовой роли. Из-за мягкости своего характера, обусловленной зрительным вектором, он не способен к убийству, то есть добыче, поэтому он не охотился и не воевал.

Он до сих пор имеет проблемы с социальной адаптацией, и, следуя коллективной памяти, чаще всего именно над ним издеваются одноклассники.

Очень сложно бывает влиться в класс новеньким детям, которых перевели из другой школы. И от того, насколько ребенок научился адаптироваться и находить свое место в коллективе детского сада, зависит, сможет ли он успешно влиться в класс или нет. Очень важно и внутреннее состояние ребенка.

Чем более благоприятные условия складываются для развития его свойств дома, где он испытывает чувство защищенности и безопасности, тем легче ему адаптироваться.

И наоборот, если ребенок подавлен, боится, напряжен, не уверен в себе, испытывает стресс и незащищенность, тем чаще он становится мишенью для насмешек.

Насилие со стороны учителей

Учителя тоже могут совершать насилие над детьми в школе, если они находятся в плохих состояниях. Например, преподаватель с анальным вектором, когда он накапливает обиды или находится в стрессе, может проявлять вербальный садизм – крики, оскорбления, неадекватные наказания. Может использовать рукоприкладство.

Учителя не обладают знаниями Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, поэтому видят учеников через свои свойства. А значит, могут быть несправедливыми, возводя некоторых учеников в любимчиков, а других подвергая незаслуженным наказаниям.

Например, учитель с анальным вектором будет ценить по равенству свойств учеников прилежных, аккуратных, склонных к качественному выполнению домашних заданий. То есть также обладающих анальным вектором, причем в работоспособном состоянии. Бывает и наоборот. А вот кожного непоседу будет все время наказывать за то, что он не способен проявлять такие же качества.

Но это просто другой ребенок, который требует другого похода к себе. Не имея системных знаний, легко навредить ребенку, а вот последствия этого будут очень печальными.

Последствия насилия над детьми

Ребенок, став жертвой насилия в школе, получает психологическую травму, которая оставляет в его душе глубокую незаживающую рану.

Физические наказания не приемлемы для всех детей.

Когда ребенка бьют, он теряет ощущение защищенности и безопасности. При этом реакция ребенка будет зависеть от его векторов.

Если дети с анальным вектором отреагируют обидой и упрямством, возможно, даже местью, то дети с кожным вектором начнут воровать – битье только закрепит такое их поведение.

У кожных детей очень чувствительная кожа, а психика быстро адаптируется к любой ситуации. Привыкая к боли, они научаются получать удовольствие от нее и становятся мазохистами.

Если бить ребенка с уретральным вектором, он убежит из дома или ответит насилием.

Ребенок с анальным вектором от крика и поторапливания войдет в ступор.

Крики губительны для ребенка со звуковым вектором, обладающего очень чувствительным слухом. От громких звуков и унизительных смыслов, вкладываемых в слова, он испытывает стресс и закрывается от внешнего мира. Последствием может стать плохая учеба в школе, потому что он перестает воспринимать информацию.Ощущение, что его не любят, может способствовать возникновению страхов и фобий у ребенка со зрительным вектором, который особенно сильно нуждается во внимании и выражении любви от окружающих. Ведь создание эмоциональных связей является жизненно необходимым для этого чувствительного ребенка.Дети не любят отличаться от других. Они хотят быть такими, как все, предпочитают не высовываться. По этой причине дети с потенциально высоким интеллектом иногда начинают учиться хуже. Это тоже одно из негативных последствий насилия в школе.

Как защитить детей от насилия

Проблемы социализации возникают, в первую очередь, из-за неправильного воспитания в семье. Прежде всего, родители должны заложить базу для развития свойств ребенка, которые затем он будет продолжать развивать в школе. Имея такую базу, ребенок хорошо вписывается в коллектив, а не имея, становится мальчиком для битья.

Родителям нужно понимать важность построения отношений ребенка со сверстниками. Не стоит слишком опекать ребенка, – это не даст ему возможности адаптироваться в коллективе. При этом детский сад является обязательным этапом в подготовке ребенка к школе. Чтобы помочь ребенку развить его лучшие качества, важно понимать его психические особенности.

Эти знания дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, помогая предотвратить возникновение сложных ситуаций.

Как вырастить счастливого ребенка

Если вы хотите, чтобы адаптация в коллективе у вашего ребенка проходила легко и комфортно, вы должны знать его векторальные особенности. Только тогда вы сможете по-настоящему понять своего ребенка, а также других детей в классе, мотивы их поступков, а значит, сможете помочь своему ребенку найти общий язык со сверстниками.

Обладая системными знаниями, вы сможете видеть насквозь состояние учителей и степень их развитости, а значит, сможете выбрать лучшего учителя. И тогда ваши страхи за безопасность ребенка просто исчезнут. А школьные годы не будут наказанием ни для вас, ни для него. Ребенок будет с удовольствием ходить в школу.

На портале Системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть сотни отзывов родителей, которые после тренинга смогли глубже понять своего ребенка, найти с ним общий язык, помочь ему лучше адаптироваться в этом мире. Вот один из них:«В большинстве ситуаций уходит раздражение, там, где оно обычно появлялось.

Вместо этого действительно (как и предупреждал Юрий) появляется улыбка. …. я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться.

) И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало!!!»

Галина Д., педагог-психолог

Узнать больше о воспитании детей и их особенностях можно, зарегистрировавшись на бесплатные лекции по системно-векторной психологии по ссылке: http://www.yburlan.ru/training/registration-deti

Автор Анна Колеснева

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: https://psikhologiya.livejournal.com/108408.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: