Размер ответственности при коносаменте и при экспедиторской расписке

Содержание
  1. Обязательна ли экспедиторская расписка: разъяснение
  2. Экспедиторские документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA)
  3. 1. Универсальность
  4. 3. Соответствие международным правилам, регулирующим смешанные перевозки грузов
  5. 4. Единая ответственность
  6. 5. Высокое качество услуг
  7. 6. Налоговое облегчение
  8. 7. Ускорение оборота денежных средств
  9. 8. Повышение конкурентоспособности экспедитора
  10. Документы ФИАТА их назначение и функции при перевозке – Лейкс
  11. С какой целью была организована фиата?
  12. Назначение и функции документов ФИАТА
  13. Для чего они нужны?
  14. Преимущества
  15. Поручение экспедитору – FFI
  16. Интермодальное весовое свидетельство отправителя – SIC
  17. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов – SDT
  18. Складская расписка – FWR
  19. Экспедиторская расписка – FCR
  20. Экспедиторский сертификат перевозки – FCT
  21. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА – L
  22. Необоротная мультимодальная транспортная накладная – FWB
  23. Нейтральная воздушная накладная – AIR
  24. Коносаменты FIATA: L, FCT, FCR, FWR
  25. FIATA L (Negotiable FIATA Multimod al Transport Bill of Landing) – Экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении
  26. FIATA FCT (Forwarder’s Certificate of Transport) – Экспедиторский сертификат перевозки грузов
  27. FIATA FCR (Forwarder’s Certificate of Recipient) – Экспедиторский сертификат получения груза
  28. FIATA FWR (Forwarder’s Warehouse of Recipient) – Экспедиторская складская расписка

Обязательна ли экспедиторская расписка: разъяснение

Размер ответственности при коносаменте и при экспедиторской расписке

Экспедиторская расписка – это документ, который подтверждает факт получения экспедитором груза от клиента либо указанного им грузоотправителя для осуществления перевозки.

Экспедиторская расписка предоставляет право экспедитору на владение грузом до момента его передачи клиенту либо указанному им грузополучателю.

Заполнением бланка экспедиторской расписки занимается экспедитор.

В отличие от других видов расписок, экспедиторская расписка имеет типовой бланк (утвержден приказом Минтранса РФ № 23 от 11.02.2008 г.). Прилагаем инструкцию по его заполнению:

  • в строке 1 указывается дата составления экспедиторской расписки;
  • в строке 2 проставляется номер документа;
  • в строке 3 указывается информация о грузоотправителе: полное наименование и местонахождение юридического лица либо ФИО и место регистрации индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
  • в строке 4 указываются сведения о клиенте: полное наименование и местонахождение юридического лица либо ФИО и место регистрации индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
  • в строке 5 указываются данные об экспедиторе: полное наименование и местонахождение юридического лица или ФИО и местожительство индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
  • в строке 6 пишется название страны, в которой был произведен груз;
  • в строке 7 прописывается опознавательный номер груза, предназначенный для транспортных, таможенных и статистических целей;
  • в строке 8 пишется погрузочная разметка (маркировка груза) в соответствии с законодательством РФ;
  • в строке 9 указывается количество грузовых мест, а также вид упаковки;
  • в строке указывается вес груза с упаковкой (брутто) и без нее (нетто);
  • в строке 11 пишется объем груза;
  • в строке 12 указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;
  • в строке 13 прописываются габариты и вес каждой упаковки;
  • в строке 14 указываются условия приема груза экспедитором и обязательства экспедитора;
  • в строке 15 содержатся особые отметки: к примеру, информация об особом способе транспортировки, сохранности перевозимого груза и об обеспечении безопасности окружающей среды;
  • в строке 16 экспедитор либо уполномоченное лицо ставит личную подпись и указывает свою фамилию, имя и отчество.

Бланк экспедиторской расписки заполняется в двух экземплярах (оригинал предназначен для клиента либо указанного им грузоотправителя, второй экземпляр остается у экспедитора).

Заполняется данный документ от руки либо набирается на компьютере. Любые помарки, исправления в нем не допускаются.

Скачать бланк экспедиторской расписки в формате doc

Бланк / образец экспедиторской расписки проверен на актуальность 15.10.13

Экспедиторские документы представляют собой обязательную часть контракта экспедиции. Они формируются в бумажном виде. Их бланки и порядок оформления установлены на законодательном уровне, Приказом Минтранса №23. А обязательна или нет экспедиторская расписка?

[attention type=yellow]

По правилам действующего законодательства, экспедиторская расписка является обязательной к формированию бумагой. Без нее нельзя учесть транспортно-экспедиционные издержки в составе затрат по налогу на выручку фирм.

[/attention]

Однако в рамках контракта транспортно-экспедиционных услуг может использоваться и другая документация, в зависимости от особенностей осуществляемых услуг. То есть, экспедиторской бумагой, которая подтверждает, что перевозчик получил груз, может быть не экспедиторская расписка, а иная бумага. Главное, чтобы это предусматривал контракт, оформленный между сторонами.

Транспортно-экспедиционная деятельность – понятие более широкое, нежели просто транспортировка груза. Кроме доставки материальных ценностей от одной точки до другой, ТЭД подразумевает организацию перевозки. В перечень транспортно-экспедиторских услуг могут входить:

● разработка маршрута поставки;

● заключение договоров с другими экспедиторами, перевозчиками и участниками логистического процесса для фрахтования морских и речных судов, самолетов, вагонов и автомобилей;

● оформление транспортных накладных, коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;

● оплата тарифов на перевозку и других платежей, и сборов;

● страхование грузов;

● выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозке экспортно-импортного товара;

● информирование отправителей о продвижении грузов и их розыск в случае потери;

● организация переадресовки в пути следования;

● получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

● другие услуги по поручению клиентов.

Представим, что ваша компания занимается производством ваты и вам необходимо доставлять продукцию – из фабрики до точек продаж.

Воспользовавшись услугами 2-PL провайдера или транспортной организации, управлять цепочкой поставки придется собственными силами. Перевозчик лишь доставит груз из одного места в другое.

В случае, если вы наймете экспедиторскую компанию, организация перевозки ляжет на ее плечи.

Бланк расписки изготовляется типографским способом или с использованием компьютера. Форма документа содержит наименование, расположенное по центру и иные реквизиты. Бланк может содержать следующие достоверные и развернутые данные о грузе в соответствующих строках:

  • дата выдачи;
  • номер экспедиторской расписки, присвоенный документу экспедитором в соответствии с документооборотом компании. Этот реквизит очень важен: например, если вы знаете номер экспедиторской расписки КИТ, это поможет отследить груз на сайте этой транспортной организации. Сходным образом действуют системы отслеживаня и других перевозчиков;
  • в строке «грузоотправитель» указываются данные о юридическом или физическом лице, включая полное наименование юрлица, фамилию, имя и отчество ИП, место, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юрлица или местонахождение ИП;
  • строки «Клиент» и «Экспедитор» заполняются аналогичным образом;
  • в соответствующей строке указывается страна, где груз был произведен;
  • строка «Товарный код» предназначена для внесения в нее опознавательного номера груза, который может потребоваться при взаимодействии с таможенными органами и для целей статистики или обозначения, идентификации транспорта;
  • маркировка проставляется в соответствии с действующим законодательством;
  • «количество мест, вид упаковки» — в этой строке указываются не только названные сведения, но и способ доставки (в коробках, навалом и т.д.);
  • вес указывается как с упаковкой, так и без нее;
  • проставляются объем и стоимость в соответствующих графах;
  • стоит прописать дополнительно особые условия приемки на транспортно-экспедиционное обслуживание, обязанности экспедитора и сведения о товаре, даже если они есть в договоре;
  • под размерами упаковки подразумеваются ее габариты и вес (каждой в отдельности);
  • подпись экспедитора является обязательны реквизитом.

В зависимости от особенностей перевозимого товара заполняются отдельные строки; данные о сторонах должны быть указаны в расписке в обязательном порядке.

Поскольку в рамках договора транспортной экспедиции не составляются транспортные накладные, то расходы для целей налогообложения по такому контракту организация, выступающая заказчиком услуг, вправе учесть только при наличии этой бумаги

В совокупности с другими документами (поручение экспедитору и товарной накладной, подписанной покупателем) она является документом согласно Закону о бухгалтерском учете , по которому поставщик отражает реализацию товаров (признание доходов и списание стоимости товаров).

Кроме того, ее наличие очень важно при разрешении возможных споров: например, если возникнет ситуация, когда нужно будет потребовать возмещения ущерба по причине порчи или утраты груза.

[attention type=red]

Поэтому у заказчика услуг не должен возникать вопрос о том, экспедиторская расписка обязательна или нет

[/attention]

При условии ее наличия рассмотрение спора в судебном порядке пройдет значительно быстрее и эффективнее.

Для чего нужна экспедиторская расписка

Экспедиторская расписка является одним из экспедиторских документов, составляемых в соответствии с порядком оформления и формами экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 (далее — порядок № 23).

Согласно п. 5 порядка № 23 в число таких документов, помимо экспедиторской расписки, входят поручение экспедитору и складская расписка.

Экспедиторская расписка нужна для того, чтобы подтвердить сам факт приемки груза экспедитором от грузоотправителя (от самого клиента или указанного им лица).

Остальные экспедиторские документы предусмотрены для следующего:

  • поручение экспедитору — для определения перечня и условий оказания экспедитором заказчику услуг по перевозке;
  • складская расписка — для установления факта принятия груза экспедитором на складское хранение.

ВАЖНО! Экспедиторская расписка не является единственным документом, подтверждающим факт передачи груза экспедитору. Ее несоставление по каким-либо причинам еще не означает, что экспедитор будет освобожден от ответственности за утрату груза (определение ВС РФ от 20.04.2021 № 309-ЭС17-3184 по делу № А71-2378/2021).

  1. Вначале указывается дата написания расписки (она должна соответствовать непосредственно дате приема груза).
  2. Далее документу присваивается номер (по внутреннему документообороту транспортной компании).
  3. После этого в бланк вписываются сведения о грузоотправителе:
    • его полное наименование,
    • точный фактический адрес (по которому должен быть доставлен товар),
    • телефон.
  4. Затем аналогичным образом вносятся сведения о грузополучателе.

Персональная информация об экспедиторе может включать в себя только его фамилию и инициалы, но при необходимости в документ можно вписать и его паспортные данные.

Следующее, что нужно внести в бланк:

  • страну происхождения груза,
  • его опознавательный номер или многозначный товарный код (в целях предъявления при различного рода транспортных досмотрах),
  • сведения о маркировке (проще говоря, правилах и условиях перевозки товара – обычно указывается в виде символов, голографических значков и иных коротких обозначений прямо на упаковке).

Ниже следует указать вид упаковки (картонная коробка, мешок, бочка, банки и т.п.), а также количество занимаемых мест.
Затем в расписке пишется вес груза брутто и нетто (т.е. с упаковкой и без) и вносятся сведения об объеме, размере груза и его полной стоимости (в соответствии с платежками).

В «Условиях» прописываются обязательства экспедитора по обеспечению сохранности груза в момент транспортировки. В случае каких-либо дополнительных данных они вносятся в последнюю строку «Особые условия», но только при взаимном согласии сторон.

В завершение расписка должна быть подписана экспедитором (обязательно с расшифровкой автографа). Заверять печатью расписку не обязательно.

Широко распространенное мнение о том, что экспедиторская расписка нужна только грузоотправителю, как клиенту компании-транспортировщика, является не совсем точным и не таким однозначным.

Документ, при условии, что он составлен по всем правилам и содержит в себе всю необходимую информацию, нужен и самому экспедитору, поскольку он служит доказательством того, что груз был принят в заявленном весе, объеме, упаковке, определенном качестве количестве и т.п.

[attention type=green]

Расписка свидетельствует и о том, что выполнение обязательств по доставке груза перешло к экспедитору и никаких нареканий, замечаний и особых условий по поводу доставки у него нет.

[/attention]

Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.

Кроме того, данная расписка вкупе с другими бумагами (например, товарно-транспортной накладной) служит основанием для принятия груза на учет фирмы-получателя.

Следует отметить, что экспедиторская расписка не содержит сведений о стоимости перевозки и прочих сопутствующих расходах и параметрах, но обязательно включает в себя информацию о цене перевозимых товарно-материальных ценностях.

Обязательна или нет экспедиторская расписка? Ответ на этот вопрос содержится в сути транспортно-экспедиционного договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ), предполагающего оказание услуг по:

  • организации перевозки;
  • заключению договора (или договоров) перевозки;
  • обеспечению отправки и получения груза;
  • иным вопросам, относящимся к процессу перевозки.

Источник: https://znatokprava.ru/obazatelna-li-ekspeditorskaa-raspiska.html

Экспедиторские документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA)

Размер ответственности при коносаменте и при экспедиторской расписке

Отношения экспедитора с перевозчиками регулируются соответствующими транспортными документами, предусмотренными национальными и международными транспортными конвенциями, законами, уставами и правилами. Авторское право на экспедиторские документы ФИАТА принадлежит Секретариату этой федерации.

Это право Секретариат ФИАТА может предоставлять своим национальным членам по лицензионному соглашению. Ассоциация российских экспедиторов в качестве национальной ассоциации – члена ФИАТА получила от этой федерации разрешение на печатание и распространение среди своих членов документов ФИАТА.

Первый экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было

разработано и принято восемь таких документов.

Это:

  • экспедиторская расписка,
  • экспедиторский сертификат перевозки,
  • оборотный мультимодальный транспортный коносамент,
  • складская расписка,
  • поручение экспедитору,
  • декларация отправителя о перевозке опасных грузов,
  • необоротная мультимодальная транспортная накладная,
  • интермодальное весовое свидетельство отправителя.

Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную. Упомянутые выше девять

документов условно можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнестиипоручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель

отвечает за правильность и точность содержания этих документов.

Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может

выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.

И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент, необоротная мультимодальная
транспортная накладная и нейтральная воздушная накладная.

Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет

установленные пределы.

Функции перечисленных экспедиторских документов можно
кратко характеризовать следующим образом:

[attention type=yellow]

1. Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instructions — FFI) Предусматривает выдачу экспедитору задания на любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по стандартизации и унификации документов международной торговли и международных перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского

[/attention]

договора.

2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certification — SIC) Заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах.

Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя.

При этом свое весовое свидетельство он заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от

отправителей мелких партий грузов.

3.

Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT) Применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным и морским транспортом. Может также использоваться при заполнении международной железнодорожной накладной «ЦИМ». При перевозках опасных грузов воздушным транспортом применяется отправительская декларация о

перевозке опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.

4. Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt — FWR) Выступает в качестве унифицированного складского документа и является доказательством исполнения контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение

банковского кредита.

5.

Экспедиторская расписка (Forwarders Certificate of Receipt — FIATA FCR) Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя. В основном применяется при поставках товаров на условиях «франко-завод» при организации сборных отправок. Является необоротным документом, служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия

денег с аккредитива.

6. Экспедиторский сертификат перевозки (Forwarders Certificate of Transport — FIATA FCT) Оборотный документ, ценная бумага. Выдав этот документ, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по

аккредитиву и на инкассо.

[attention type=red]

7. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — L) Является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках.

[/attention]

Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя, при этом он возлагает на себя ответственность и за груз, и за его перевозку, и за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность ограничена установленной правилами коносамента суммой.

Коносамент является свидетельством исполнения сделки и служит

документом для получения платежей за товар.

8. Необоротная мультимодальная транспортная накладная ФИАТА (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — FWB) Накладная является дополнением к коносаменту ФИАТА, обладает всеми свойствами и преимуществами коносамента, кроме товаро-распорядительности. При получении товара нет необходимости предъявлять накладную. Применяется при поставках товаров в кредит, на дочерние

предприятия, с отсрочкой платежей и т.д.

9. Нейтральная воздушная накладная (Not Negotiable Air Waybill) Это обычная воздушная накладная без наименования перевозчика.

Наименование перевозчика вносится в накладную только после того, когда становится известным, кто выступает в качестве перевозчика: авиакомпания, экспедитор, выступающий в качестве воздушного агента авиакомпании, или экспедитор – договорный перевозчик.

Нейтральная воздушная накладная является свидетельством исполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара и служит документом для предъявления в

банк для снятия с аккредитива сумм, причитающихся за поставленный товар.

Экспедиторские документы ФИАТА были внедрены в практику с целью:

  • повышения конкурентоспособности и улучшения экспортных возможностей;
  • внедрения новых транспортных технологий и более полного использованиянациональной инфраструктуры, улучшения национального контроля за транспортнойсистемой и движением грузовых потоков;
  • упрощения прохождения таможенных формальностей, сокращения объемадокументации и документооборота;
  • повышения контроля за рынками сбыта и распределением товаров, улучшениякачества планирования товарных запасов, сокращения товарных запасов и складскихпотребностей;
  • повышения контроля за общими транспортными и экспедиторскими расходами иоблегчения их расчетов;
  • экономии валютных расходов и улучшения платежного баланса, уменьшениязависимости от изменений ставок и тарифов на погрузочно-разгрузочные работы,портовые сборы;
  • упрощения процедуры предъявления исков и сокращения расходов, связанных спредъявлением исков, страховыми премиями, процентами по платежам;
  • ускорения перевозок и поставки товаров и обеспечения большей надежностисделки.

Выполнение перечисленных целей дает пользователю экспедиторских
документов ФИАТА следующие преимущества:

1. Универсальность

Применение документов ФИАТА создает единое правовое поле для перевозки и поставки товаров. Документы ФИАТА выступают в качестве универсальных экспедиторских документов, которые могут содержать в себе разумно обоснованные и приемлемые для участников

их применения единообразные условия экспедирования и перевозки грузов.

2. Признание мировой банковской системой

Экспедиторские документы ФИАТА признаны мировой банковской системой в качестве доказательства исполнения сделки.

Коносамент, накладная и нейтральная воздушная накладная признаны Унифицированными обычаями и практикой применения документарных аккредитивов в качестве платежных документов за поставляемые товары.

[attention type=green]

Складская расписка, экспедиторская расписка, сертификат перевозки, коносамент, накладная ФИАТА и нейтральная воздушная накладная в случае указания на них в транспортных условиях контрактов купли-продажи могут быть предъявлены в банк для получения

[/attention]

платежей за проданный товар.

3. Соответствие международным правилам, регулирующим смешанные перевозки грузов

Коносамент и накладная ФИАТА отвечают требованиям Конференции ООН по торговле и развитию и Международной торговой палаты. В силу этого эти два документа несут на своей лицевой стороне эмблему Международной торговой палаты, что свидетельствует о высокой надежности этих

документов и ответственности экспедиторов, их выписывающих.

4. Единая ответственность

Применение документов ФИАТА может создать для грузоотправителя систему единой ответственности.

Грузоотправитель имеет в лице экспедитора единого ответчика за повреждение, утрату и другой ущерб, нанесенный грузу в результате экспедирования и перевозки.

При этом на экспедитора возлагается ответственность за сбор всех документов и предъявление исков к многочисленным участникам экспедирования и перевозки. Экспедитор выступает перед

грузоотправителем в качестве единой стороны.

5. Высокое качество услуг

Выдавгрузоотправителю документ ФИАТА, экспедитор, в зависимости от поручения (его размеров и содержания) освобождает грузоотправителя от действий, связанных с доставкой груза получателю.

Грузоотправитель, заказавший документ ФИАТА, может заранее оценить все свои расходы, связанные с производством и доставкой товара получателю, и включить их в стоимость товара.

Поручив экспедитору выполнение экспедиторских функций, организацию перевозки и перевозку, заказчик получает от него единый экспедиторский документ, и ему нет необходимости собирать все

документы, требуемые для поставки товара получателю.

6. Налоговое облегчение

Налоговым Кодексом Российской Федерации, пунктами 29 и 30 статьи 264 предусмотрено отнесение взносов, уплачиваемых некоммерческим и международным организациям, если уплата таких взносов является условием осуществления их деятельности, на себестоимость услуг. Документы ФИАТА могут быть предоставлены

только членам ассоциации.

7. Ускорение оборота денежных средств

Грузоотправитель, получивший документ ФИАТА, считается выполнившим свои обязательства по поставке товара и может предъявить в банк этот документ для получения причитающихся ему за товар платежей. Ему нет необходимости ожидать прибытие товара получателю и возвращения отмеченных получателем транспортных документов. Таким образом, платежи поступают задолго до поступления товара

получателю.

8. Повышение конкурентоспособности экспедитора

Выдав отправителю документ ФИАТА, экспедитор может обеспечить поставку товара от места его получения до места назначения, предоставив этому грузоотправителю уникальный вид услуг: единая ставка, единый перевозчик, единый документ, ответственность. Таким образом, при использовании экспедиторских документов ФИАТА экспедитор

предоставляет клиенту на порядок высшую конкурентную форму экспедиторских услуг.

Источник: https://logists.by/library/ekspeditorskie-dokumenty-mezhdunarodnoi-federatsii-ekspeditorskikh-assotsiatsii-fiata

Документы ФИАТА их назначение и функции при перевозке – Лейкс

Размер ответственности при коносаменте и при экспедиторской расписке

Наша компания организует грузоперевозки между Россией и всем миром 12 лет. Наш опыт в таможенной логистике и ВЭД позволяет выполнять задачи любой сложности, а отзывы наших клиентов подтверждают качество предоставляемых услуг.

Стандартизированные документы FIATA, действующие в 150 странах, являются показателем самого высокого уровня работы экспедиторской фирмы. ООО «Лейкс» полностью соответствует международным требованиям отрасли грузоперевозок.

Стоимость оформления документации рассчитывается индивидуально в зависимости от особенностей сделки. Минимальная цена услуги составляет 1000 рублей. Срок оформления документов ФИАТА составляет 2 дня.

Мы также предоставляем услуги таможенного оформления, организуя все этапы прохождения товаром границы. Внешнеторговый оператор ООО «Лейкс» гарантирует грамотное юридическое сопровождение вашей сделки.

FIATA – крупнейшая неправительственная организация в мире. Она была создана в 1926 году. На тот момент ее участниками стали 16 европейских экспедиторских ассоциаций Европы.

Название FIATA – французская аббревиатура от слов Federation Internationale des Associations de Transitaires et Assimiles. В русском варианте полное название звучит так: Международная Федерация Экспедиторских Ассоциаций. На данный момент в организацию входят более 40 000 предприятий транспортной отрасли.

С какой целью была организована фиата?

Доставка грузов – услуга, популярность которой постоянно набирает обороты. В наш век глобализации товарообмен между странами происходит постоянно, а все эти товары нужно как-то перевозить. Однако политические и другие сложности создают некоторые барьеры в процессе грузоперевозки. Чтобы преодолеть их сообща, была создана организация FIATA.

ФИАТА объединяет компании-экспедиторы 150 стран и ставит перед собой несколько конкретных целей:

  • Представление интересов своих участников на рынке экспедиторских услуг;
  • Участие экспедиторов в различных организациях. Все они имеют международный статус, что позволяет FIATA оказывать влияние на мировую ситуацию в области грузоперевозок;
  • Информирование общественности и представителей бизнеса о роли участников Федерации в мировом товарообороте;
  • Помощь в подготовке новых кадров в экспедиторской отрасли, что определяет ее благополучное развитие;
  • Непрерывное повышение качества работы компаний-экспедиторов. С этой целью, в частности, ФИАТА учредила 8 унифицированных документов. Они используются до сих пор и существенно облегчают работу представителей отрасли, а также являются гарантом оказания качественных услуг.

Назначение и функции документов ФИАТА

Перемещение товаров из одной страны в другую всегда сопряжено с некоторыми сложностями. Их создают, например, на политическом уровне, что сильно подрывает работу экспедиторской отрасли. Другая сложность – различия в таможенном законодательстве разных стран. Языковой барьер, разница в юридическом, налоговом регулировании также создают препятствия на пути оказания экспедиторских услуг.

Документы ФИАТА были разработаны для создания единой правовой основы, которая распространяется на все страны, являющиеся участниками Федерации.

Для чего они нужны?

  • Унифицированные документы, согласованные Конференцией ООН по торговле и развитию, определяют высокий уровень услуг экспедиторской фирмы, ее надежность. При наличии у компании таких документов ее клиенты получают дополнительную гарантию благополучной организации грузоперевозки;
  • Новые транспортные технологии внедряются более активно, улучшается контроль за грузооборотом и транспортной отраслью в целом;
  • Благодаря единой документации таможенное оформление проходит проще, сокращается время прохождения границы, а значит, и сроки доставки товара. Грузоотправитель в этом случае значительно выигрывает;
  • Расчеты транспортных расходов упрощаются, следовательно, улучшается качество их контроля;
  • Зависимость от изменений тарифов на сборы и погрузо-разгрузочные работы уменьшается, за счет этого снижаются валютные расходы;
  • При предъявлении исков процедура также упрощается, что в свою очередь существенно сокращает расходы клиента.

Преимущества

  • Универсальность документов ФИАТА создает единые условия экспедирования и перевозки грузов. Поскольку они одинаково действуют во всех странах-участниках, это упрощает документацию и весь процесс организации грузоперевозки;
  • Мировая банковская система признает унифицированные документы, учрежденные Федерацией, в качестве доказательства исполнения сделки. Следовательно, они могут быть предъявлены для получения в банке платежей за проданный товар;
  • Коносамент и накладная FIATA имеют эмблему Международной торговой палаты. Это является символом надежности и ответственности экспедитора перед грузоотправителем;
  • Экспедитор становится главным ответчиком за повреждения, которым может быть подвергнут груз в ходе транспортировки. В этом случае на него возлагается ответственность за сбор нужных бумаг и составление иска;
  • Когда грузоотправитель заказывает документ ФИАТА, он может заранее рассчитать все транспортные расходы и включить их в стоимость товара;
  • Использование унифицированных документов – показатель предоставления экспедиторских услуг мирового уровня.

Поручение экспедитору – FFI

Этот документ был принят Федерацией в 1984 году. Поручение экспедитору имеет 21 раздел, каждому из которых присвоен код и номер. Это сделано для его удобного применения в электронных информационных системах.

Форму заполняет клиент экспедиторской фирмы. Затем она должна быть подтверждена экспедитором.

Интермодальное весовое свидетельство отправителя – SIC

Свидетельство вступило в силу в 1997 году. Оно является подтверждением веса отправленного груза. Организуя сборную грузоперевозку, экспедитор выписывает единое весовое свидетельство и передает его перевозчику. Этот бланк исключает вероятность перегрузки транспортного средства.

Декларация отправителя о перевозке опасных грузов – SDT

Обычно используется в грузоперевозках морскими судами, а также грузовыми автомобилями. В декларации указана классификация опасных грузов, которая соответствует мировым стандартам, а также правилам транспортировки этой категории товаров, учрежденным ИАТА.

Декларация является дополнением к поручению и передается экспедитору грузоотправителем.

Складская расписка – FWR

Расписка гарантирует клиенту нужные условия хранения и обработки груза. Она подтверждает получение товара экспедитором, а также дает право на частичную выдачу товарной партии.

Экспедиторская расписка – FCR

Один из первых документов, учрежденных FIATA, действующий с 1955 года. Суть расписки сводится к тому, что экспедитор подтверждает получение груза и свое обязательство хранить его или отправить получателю.

Расписка оформляется в одном экземпляре, свидетельствует об оформлении сделки.

Экспедиторский сертификат перевозки – FCT

Документ, действующий с 1959 года, определяет обязанность экспедитора выбрать надежного перевозчика и нести ответственность за свои и его ошибки. Сертификат является ценной бумагой. Для выдачи товара на его основании необходимо предъявить подлинный экземпляр.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА – L

Последняя обновленная версия была утверждена в 1994 году. Выдача коносамента означает, что экспедиторская компания обязана от своего имени организовать и выполнить транспортировку груза в пункт назначения, указанный в документе.

Стандартизированные условия перечислены на оборотной стороне коносамента. Они едины для всех участников ФИАТА. В соответствии с ними экспедиторская фирма несет полную ответственность за все ошибки, упущения своих сотрудников и третьих лиц, привлеченных ей для грузоперевозки.

Дата выдачи этой бумаги должна совпадать с датой получения груза от отправителя. Условия коносамента позволяют экспедитору самостоятельно и без согласования с отправителем формировать, изменять маршрут перевозки и условия хранения товара. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент ФИАТА – документ, который может быть передан от одного владельца другому.

Необоротная мультимодальная транспортная накладная – FWB

Дополнение к коносаменту FIATA. Накладная утверждена для применения в смешанных и прямых грузоперевозках. Ответственность, которую она налагает на экспедитора, соответствует коносаменту.

Нейтральная воздушная накладная – AIR

Стандартная накладная для авиаперевозок. Изначально бланк не содержит информации о перевозчике, она вносится при заполнении накладной. Документ определяет право экспедитора выступать договорным перевозчиком. Это особенно актуально в организации сборных грузоперевозок.

Накладная была разработана ИАТА – Международной ассоциацией воздушного транспорта – и рекомендована для применения экспедиторскими компаниями.

Оставьте заявку на нашем сайте – наши специалисты свяжутся с вами, чтобы ответить на все интересующие вопросы.

Источник: https://lakes24.ru/vidy-deyatelnosti/dokumenty-fiata

Коносаменты FIATA: L, FCT, FCR, FWR

Размер ответственности при коносаменте и при экспедиторской расписке

Под коносаментами ФИАТА (FIATA) подразумевают сертификаты FIATA L, FIATA FCT, FIATA FCR, FIATA FWR. Коносаментами ФИАТА не являются:

  • экспедиторская накладная перевозки грузов в смешанном сообщении (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill – FWB) – не является ценной бумагой, служит доказательством приема груза и условий заключенного договора перевозки, индоссамент не применим;
  • декларация грузоотправителя на перевозку опасного груза (Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods – FIATA SDT) – заполняется и предоставляется клиентом, не может быть подписана экспедитором даже в качестве одолжения (as a favour) своему клиенту, не накладывает ответственности на экспедитора;
  • поручение на экспедирование (FIATA Forwarding Instruction – FFI) – проформа, унифицирующая основные виды инструкций и поручений клиента экспедитору.

В целом, документы, выданные экспедиторами, не являются коносаментами, хотя к понятию товарораспорядительного документа в практике международных перевозок начинают относиться менее строго, особенно если формуляры выдаются международными ассоциациями, такими как ФИАТА, ИНСА или БИМКО.

FIATA L (Negotiable FIATA Multimod al Transport Bill of Landing) – Экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении

Мультимодальный коносамент FIATA L является развитием практики выдачи экспедиторами внутренних коносаментов (house b/l) и сертификатов экспедитора (certificate of transport), первый из которых подтверждал группировку партии груза в контейнере, а второй – что контейнер находится в пути к месту назначения. Оба документа были неприемлемы для банков при осуществлении документарных аккредитивов, и в 1968 году ФИАТА предложила оборотный коносамент ФИАТА для смешанных перевозок.

Коносамент смешанной перевозки ФИАТА L сначала учитывал требования унифицированных правил к документу на смешанную перевозку Международной торговой палаты (публикация МТП №298), впоследствии – правил для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП (публикация МТП №481). Проформа Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading предпочтителен в использовании перед коносаментами Ассоциации швейцарских экспедиторов.

Мультимодальный коносамент ФИАТА обладает свойствам ценной бумаги (товарораспорядительного документа), получил признание у банковского сообщества (ст. 30 УОП-500). На лицевой стороне документа проставлен логотип МТП.

С точки зрения банковского сообщества коносамент ФИАТА L аналогичен конвенциональному морскому коносаменту.

Противоположная точка зрения у банков относительно FCT, FWR, FCR – они не приемлемы при расчетах в форме аккредитива, если только иное специально не будет указано.

При использовании FIATA L местом получения экспедитором груза (place of receipt) является место происхождения груза (place of origin), для доставки в место назначения экспедитор пользуется услугами фактического перевозчика.

Экспедитор перед владельцем коносамента L остается «договорным» перевозчиком на всем пути движения груза от места получения до места выдачи.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом, если фактический перевозчик повредит груз.

L является сквозным коносаментом, выдается оператором мультимодальной перевозки (экспедитором) и может использоваться и при доставке груза одним видом транспорта. Согласной основным условиям коносамента ФИАТА, экспедитор имеет право размещать груз на палубе или под палубой, выбирать и изменять маршрут движения, порядок перегрузки, укладки груза, не извещая обо всем этом клиента.

FIATA FCT (Forwarder’s Certificate of Transport) – Экспедиторский сертификат перевозки грузов

FIATA FCT составляется в качестве документа экспедитора, выступающего только в качестве агента перевозчика. Документ не может считаться транспортным, т.к. экспедитор не является перевозчиком, но FCT – товарораспорядительный документ: выдача груза возможно только при предъявлении индоссированного сертификата.

Существуют разные точки зрения относительно того, может ли сертификат FCT функционировать как товарораспорядительный документ в отношениях между продавцом и покупателем. Банковское сообщество пока склонно рассматривать как FIATA FCT, так и FCR и FWR неприемлемыми документами при расчетах в форме аккредитива, если только условиями аккредитива специально не будет указано иное.

Сторонники другого мнения ссылаются на Incoterms и Унифицированные банковские правила о документарном аккредитиве и инкассо – в этом случае толкование товарораспорядительного документа рассматривается шире значения в каком-либо одном национальном законодательстве, соотносится с потребностями продавца и покупателя.

[attention type=yellow]

Лицевая сторона FCT содержит терминологию ценных (товарораспорядительных) бумаг, в том числе «держатель документа», «отправлено приказу…». Сертификат выдается комплектом, все одного содержания и даты. При получении груза по одному из сертификатов, все остальные из комплекта теряют силу.

[/attention]

Экспедитор, будучи агентом перевозчика, отвечает лишь за внимательный выбор третьей стороны (фактического перевозчика), не отвечает за ошибки и действия третьей стороны в процессе доставки груза. На оборотной стороне сертификата публикуются условия ответственности экспедитора, соответствующие стандартам национальной ассоциации экспедиторов.

FCT не рекомендуется использовать в качестве технического заменителя товара в производстве расчетов по документарному аккредитиву. Российское законодательство не рассматривает сертификат в качестве товарораспорядительного документа. У представителей общего права (common law) противоположный взгляд: FCT считается оборотным документом.

FIATA FCR (Forwarder’s Certificate of Recipient) – Экспедиторский сертификат получения груза

Документ FIATA FCR может использоваться при исполнении международных договоров купли-продажи товаров и договорах строительства промышленных объектов.

В таких договорах указывается место и дата поставки товаров (оборудования и материалов), с которыми связывают переход риска гибели или повреждения груза, переход права собственности, оплату поставки и т.д.

Срок и место поставки зависит от того, кто и как должен принять поставку: путем составления акта приема-передачи или путем предоставления одной стороной другой расписки экспедитора.

Экспедитор может принять товар, скомпоновать сборную отправку, а в подтверждении исполнения данного ему поручения предоставить сертификат FIATA FCR.

Что такое FIATA FCR? FCR является одним из доказательств в правоотношениях между импортером и экспортером или заказчиком и подрядчиком.

Сертификат не является ценной бумагой, может использоваться в сфере банковских операций, договоров перевозки и при совершении коммерческих сделок.

Экспедитор, выдавая FCR, подтверждает факт прием груза и факт его нахождения «в хорошем по внешнему виду состоянии» (in external apparent good order and condition). С получением сертификата продавец теряет контроль над грузом, передавая его экспедитору. Покупатель может оплатить товар в обмен на FCR, т.к. товар находится уже вне контроля продавца.

На лицевой стороне FCR указывается, что экспедитор получил контроль над грузом с безотзывной инструкцией доставить его иностранному покупателю, обозначенному в сертификате получателем (consignee). Продавец может отменить инструкции экспедитору только путем возвращения ему FCR. В России отношения сторон FCR регулируются общими положениями гражданского права.

FIATA FWR (Forwarder’s Warehouse of Recipient) – Экспедиторская складская расписка

Складская расписка экспедитора FIATA FWR gподтверждает размещение груза на складе экспедитора. В инструкции ФИАТА по применению FWR предупреждается, что ее расписка FWR не относится к числу документов, именуемых «складское свидетельство – варрант» (recepisse – warrant). Если национальным законодательством предусмотрена выдача варранта, использование FWR неприемлемо.

Благодарности

Администрация SouthLog.ru выражает благодарность компании «ICF Group» за предоставление материалов для подготовки статьи, контейнерного перевозчика «Форум Брокер» – за спонсорскую поддержку при подготовке текста. Если Вам требуется доставка груза через Новороссийск, рекомендуем нашего партнера – компанию «Петра», если Вы планируете ввозить грузы через новый терминал Бронка, рекомендуем присмотреться к экспедитору bronka.biz – как раз на этом они специализируются.

Источник: https://southlog.ru/konosament/fiata.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: