Считается ли факультатив по предмету как урок для назначения пед.

Содержание
  1. Новые требования к расписанию занятий, которые мог упустить ваш завуч
  2. Изменения, которые надо отразить в расписании
  3. Деление на группы
  4. Внеурочная деятельность
  5. Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание
  6. Начало занятий
  7. Смены
  8. Нагрузка
  9. Облегченные дни
  10. Физкультура
  11. Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей
  12. Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса
  13. Как вести конспект: идеи оформления конспектов, 6 способов конспектирования
  14. Что такое конспект
  15. Виды конспектов
  16. Методы конспектирования
  17. Метод Корнелла
  18. Когда полезен
  19. Предметы
  20. Как использовать этот метод конспектирования:
  21. Метод боксов
  22. Когда полезен:
  23. Предметы:
  24. Как использовать:
  25. Метод нумерации
  26. Когда полезен метод
  27. Метод таблиц
  28. Как использовать этот метод написания конспекта:
  29. Метод индексов
  30. Как конспектировать методом индексов:
  31. Метод ментальных карт
  32. Как использовать этот метод ведения конспектов:
  33. Какие бывают факультативные предметы и почему они важны?
  34. Какие факультативные занятия мне выбрать?
  35. Почему факультативная деятельность дает преимущество?
  36. Что факультативные занятия могут рассказать о вас, как о личности, и как о студенте?
  37. Как найти дело по душе и составить резюме?
  38. Факультативные занятия 2021 – платно или бесплатно, предметы по выбору
  39. Цель факультатива
  40. Обязательные факультативные занятия
  41. Как выбрать предмет
  42. Альтернатива факультативам
  43. Планирование дополнительных занятий
  44. Платные или бесплатные факультативные уроки
  45. Факультативное занятие – это что такое?
  46. Определение
  47. Определение предметов
  48. Обязательные уроки
  49. Варианты выбора факультативов
  50. Платить или нет
  51. Особенности разработки
  52. Алгоритм планирования
  53. Советы по назначению факультативов
  54. Конфликтные ситуации
  55. Пример факультатива 1 класса

Новые требования к расписанию занятий, которые мог упустить ваш завуч

Считается ли факультатив по предмету как урок для назначения пед.

Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.

Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК).

Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей.

А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.

Изменения, которые надо отразить в расписании

Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.

Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке.

На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании.

[attention type=yellow]

Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.

[/attention]

Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь.  Сентябрь – осенняя пора, когда все приступают к учёбе!

Деление на группы

Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.

Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Внеурочная деятельность

Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.

Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Обратите внимание, что 2021/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2021/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.

Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание

Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.

Начало занятий

Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.

Расписание звонков

Смены

Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.

На заметку

СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)

Нагрузка

Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>.

На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах.

Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Облегченные дни

Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.

СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.

Физкультура

Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.

Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей

Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.

Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование.

Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений.

Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.

 ! На заметку !

Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса

Чтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;– ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;– январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.

Публикация

Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию

Источник-e.rukobr.ru

Источник: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/rebenok-ne-kushaet-v-detskom-sadu-kak-reshit-problemu-2

Как вести конспект: идеи оформления конспектов, 6 способов конспектирования

Считается ли факультатив по предмету как урок для назначения пед.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование — это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Елены Янышиной

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

‍Скачайте шаблон и пользуйтесь на уроках

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность.

В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Конспект, созданный по этому методу, будет выглядеть примерно так

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.  

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Метод таблиц

Конспект ученицы «Домашней школы Фоксфорда» Варвары Онохиной

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать.

Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

В конспектах могут быть свои «эмодзи»

Как конспектировать методом индексов:

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

Метод ментальных карт

Ментальная карта по истории

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья.

Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам.

Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики).

А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

[attention type=red]

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

[/attention]

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/6-way-summary

Какие бывают факультативные предметы и почему они важны?

Считается ли факультатив по предмету как урок для назначения пед.

По мнению американского университета, в идеале, в вашей жизни (и вашем образовании) должна присутствовать не только работа в школе. Американские университеты хотят видеть у себя студентов увлекающихся и общительных.

Так, американские университеты приветствуют активную жизнь студентов после того, как прозвенел звонок. Если это действительно так, то нужно как следует подумать, чем вы хотите заняться, когда не находитесь в школьном классе.

Участие в факультативных (или дополнительных) мероприятиях – это один из способов составить резюме для колледжа. Давайте поговорим о том, что такое факультативные занятия, какое преимущество они дают, и как на них попасть (или создать что-то новое для себя).

Какие факультативные занятия мне выбрать?

Вы можете указать в своем резюме любые свои занятия вне школы, начиная от участия в школьных клубах и заканчивая не относящимися к школе индивидуальными или групповыми хобби. Соответственно, имеются два вида факультативных занятий: те, которые проводятся в школе, и те, которые проводятся вне школы. Вам, вероятно, известны занятия, которые организует школа, например:

  • Спортивные секции
  • Ораторские и дискуссионные кружки
  • Шахматные клубы
  • Академические клубы (например, математический клуб, научный клуб, клуб изобразительных искусств, команда участников научных викторин)
  • Музыкальная группа, оркестр, хор (иногда данные занятия проводятся в школе в рамках курсов. Однако учитывая, сколько времени вы проводите на выступлениях и репетициях за пределами класса, они считаются к факультативным занятиям).

Вот несколько примеров того, чем вы можете заниматься вне школы:

  • Музыкальные уроки
  • Дополнительные курсы
  • Практика
  • Волонтерская работа и сбор средств

Это лишь общий перечень возможностей. Ваша школа может предлагать более или менее доступные возможности в зависимости от того, где она находится.

Почему факультативная деятельность дает преимущество?

Сейчас вы можете подумать, что мы скажем «факультативные занятия дают преимущество при подаче вступительных заявлений для колледжа». Неважно, так ли это, но давайте ненадолго забудем об этом. Ваше резюме не должно быть основной причиной, чтобы вы что-то делали. Так почему еще можно ходить на такие занятия?

Занятия, указанные в резюме вашей внешкольной деятельности, включают два важных элемента:

  • сами занятия и
  • ваши достижения на этих занятиях.

Одной из причин может быть, что в этом заключается ваш интерес (например, помощь детям, обучающимся в средней школе, в качестве репетитора). В этом случае вы не только можете получить опыт и социальные навыки в качестве стажера или волонтера, но и можете установить контакты с людьми, имеющими такие же интересы, что и вы.

Имеются в виду не только наставники или иные лица, которые могут дать рекомендации по данному вопросу. Речь идет также о друзьях.

Еще одна причина заключается в том, что вам просто интересно получить навык. Возможно, вы с детства занимаетесь фортепиано, и вам это очень нравится.

А может быть, вы фотографируете и создали фото-блог или небольшое дело по продаже фотографий, представляющих художественную ценность. Вероятно, вы любите снимать видео и создали канал на .

А может быть, вы ходите на дополнительные внешкольные курсы по математике, потому что в университете хотите изучать теорию чисел.

Все эти примеры, конечно же, условны, но каждый из них засчитывается как факультативная деятельность. Также учитываются любые награды, полученные вами во время занятий (например, победа на национальном конкурсе).

Что факультативные занятия могут рассказать о вас, как о личности, и как о студенте?

Можно поспорить, но наиболее важной причиной ходить на занятия и в клубы вне школы является возможность закрепить полученные навыки. Безусловно, учебные заведения ищут трудолюбивых абитуриентов. Но в долгосрочной перспективе самой главной причиной заниматься чем-либо является ваш личностный, интеллектуальный и профессиональный рост.

Работа над групповыми проектами и участие в командных спортивных соревнованиях может способствовать приобретению навыков межличностного общения и показать, что вы можете работать в коллективе.

[attention type=green]

Развитие артистических навыков может не только показать, что вы можете заострить внимание  на чем-либо, но и дать преимущество при подаче профессионального резюме, если вы продаете местным компаниям свою работу или предоставляете оплачиваемые услуги.

[/attention]

В университете атмосфера и рабочее окружение существенно отличаются от тех, что были в средней школе. Если вы проделали большой объем работы в одной или двух областях, которые планируете изучать или продолжать изучать по личным соображениям, вы найдете, что в колледже  — легче, и в дальнейшем у вас будет более чем одна возможность строить карьеру.

Как найти дело по душе и составить резюме?

На этот вопрос есть два достаточно простых ответа. Самый легкий способ – это подумать о том, что вы хотите делать, и узнать, есть ли такие занятия в вашей школе или местности, где вы живете. А если вы не нашли того, чем хотите заниматься больше всего?

Создайте это сами!

То, чем в свободное время может заниматься любой – это обучение кодированию. Информационные технологии (ИТ) – мастерство, востребованное в каждой сфере деятельности. Планируете ли вы заниматься гуманитарными науками, искусством, наукой или бизнесом, всем нужны веб-дизайнеры и люди, знающие, как усовершенствовать цифровые технологии.

Существует множество бесплатных открытых источников в сети, которыми вы можете воспользоваться для самостоятельного обучения написанию программ. Например, движение «Час кода» объединяет по всему миру тысячи компаний, проводящих уроки программирования. Неважно, сколько вам лет, и какие у вас интересы, вы можете научиться программировать все, начиная от видеоигр до приложений смартфона.

Что касается раздела вашего резюме о достижениях, университеты, как правило, хотят знать, насколько глубоко вы исследуете выбранную вами тему. Нужны еще идеи? Ответьте на следующие вопросы:

Вы занимались в балетной студии? Участвовали в театральных или музыкальных представлениях? Выигрывали награды на национальных или региональных конкурсах, выступали в известном концертном зале? Занимаетесь ли вы каким-нибудь спортом или помогаете растить братьев или сестер? Получили черный пояс по боевым искусствам типа каратэ или тхэквондо? Вы или ваша команда завоевали какие-нибудь звания? Были избраны президентом школьной организации или назначены казначеем экологической группы?

Составление резюме о внешкольных занятиях мы обсудим позже, а сейчас не забывайте, что то, что вы делаете, имеет большое значение, равно как и то, насколько силен ваш интерес к этому увлечению.

Источник: https://occameducation.com/ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82/

Факультативные занятия 2021 – платно или бесплатно, предметы по выбору

Считается ли факультатив по предмету как урок для назначения пед.

Факультативные занятия – это дополнительное обучение, которое организовывает руководство школы с целью улучшить качество знаний школьников. Подразумевается, что это необязательные предметы, ходить на которые можно по желанию. Факультатив бывает платным и бесплатным – это зависит от того, какой предмет преподают – относится он к школьной программе, или нет.

Цель факультатива

В зависимости от направления деятельности школы определяется цель факультативных занятий.

В школе с углубленным изучением какого-либо предмета дополнительные часы организованы с целью поднять общий уровень знаний. Скорее всего, они будут относиться к школьной программе.

В некоторых учебных заведениях есть обязательные дополнительные уроки, на которые обязаны ходить все, без исключения, ученики.

[attention type=yellow]

Занятия, которые проводятся с целью расширить кругозор школьников, почти всегда не обязательны к посещению. Дети могут ходить туда, если им интересно.

[/attention]

Например, психология. Если кто-то планирует поступать на такой факультет, то он имеет возможность глубже узнать о своей будущей специальности. Или, к примеру, робототехника – популярная на данный момент отрасль. Чтобы иметь «зеленое» понятие, что это такое, как разрабатываются электронные схемы управления, есть возможность еще в школе оценить себя в данной профессии.

Темы факультативов могут быть самыми разными. При ограниченном финансировании они касаются только школьной программы, если занятия платные или школа хорошо финансируется, учителя ведут какие-то свои дополнительные уроки, студии, школы.

Обязательные факультативные занятия

Чаще всего детей обязывают ходить на дополнительные занятия в специализированных школах, где углубленно изучается одна или несколько дисциплин.

Программы в таких образовательных учреждениях обычно усиленные, поэтому обычной нагрузки учителя не хватает, чтобы пройти все темы.

Для этого организовываются факультативы, куда нужно обязательно ходить, чтобы получить  глубокие и полные знания.

Обязательные факультативы не могут быть платными, так как являются частью школьной программы.

При возникновении спорных ситуаций, например, когда учитель требует посещения необязательных факультативов, родители вправе обратиться к руководству школы и выяснить, почему нужно тратить на них время. Учитель может попробовать убедить ребенка посещать дополнительные занятия, но не требовать и угрожать плохими оценками.

Если ребенок записался на занятия, то должен их посещать, поэтому вопрос о факультативах необходимо решать серьезно. Возможно, даже подключать родителей.

Заочное обучение в школе – это относительно новая форма занятий, при которых дети прикреплены к данному учебному заведению, но посещают его в оговоренные дни или выбирают предметы по желанию. Факультативные занятия входят в число разрешенных к посещению предметов, если школьнику подходит стиль преподавания и качество информации.

Как выбрать предмет

Предметы выбирают, исходя из двух принципов:

  • Интерес к науке, даже если она напрямую не относится к школьным предметам.
  • Целенаправленная подготовка к поступлению в вуз или колледж, где необходимо более глубоко знать предметы.

По новым законам в некоторых экспериментальных школах введены новые правила. Ученики могут выбирать несколько предметов для углубленного изучения, остальные проходить на базовом уровне.

Парадокс заключается в том, что выбирать будущую специальность приходится уже в школе, а психологически человек созревает к выбору гораздо позже – в 21-22 года. Этим можно оправдать длительное обучение в школе в некоторых странах, где дети учатся 12 – 13 лет.

В России необходимо очень ответственно подходить к выбору профессии, учитывая все нюансы – финансовое положение семьи, склонности ребенка и его мнение, ситуацию на рынке труда, уровень заработной платы в определенной отрасли.

[attention type=red]

Сколько предметов по выбору можно посещать, зависит от той школы, где ребенок учится. Если факультативы бесплатные, можно ходить на все, лишь бы хватило времени и сил.

[/attention]

Самое неприятное, что может произойти при выборе обязательных предметов – это изменение планов абитуриента в последний момент перед поступлением.

Если окажется, что он передумал идти в технический вуз, куда усиленно готовился последние два года, а для поступления в гуманитарный ему не хватает знаний, придется в срочном порядке искать репетиторов и наверстывать школьную программу по предметам.

Альтернатива факультативам

Альтернативой бесплатным школьным факультативам может быть заочное обучение в виртуальной школе или на заочных курсах. В большинстве случаев такие организации берут деньги за свои услуги, но хорошо контролируют процесс учебы и дают больше материала для изучения.

Занятия с репетитором дома при семейной форме обучения также считается хорошим способом получения знаний. Иногда даже лучшим, чем традиционный. Индивидуальный подход и хороший педагог способны вызвать неподдельный интерес ученика и даже направить его абсолютно в другую сферу деятельности.

Планирование дополнительных занятий

Учитывая то, что дополнительные занятия требуют больше времени и сил, особенно, если ребенок отстает в данном предмете и его необходимо подтянуть в короткие сроки, следует правильно планировать подборку факультативных занятий.

Нагрузка у детей в общеобразовательной школе на данный момент крайне велика. Стать отличником можно лишь в том случае, если все свободное время посвящать учебе – в школе или за ее пределами.

В Министерстве образования уже обсуждают разные формы получения знаний, в том числе такие, при которых дети имеют право выбирать уровень программ. Понятно, что для этого формируются разные группы, учителей должно быть больше, не каждая школа может себе позволить такое финансирование.

При изучении углубленно какого-либо предмета можно дополнительно подключать факультативы, но если все школьные предметы будут изучаться на высоком уровне, ученик не будет иметь времени на отдых. С такими нагрузками нужно быть осторожными, так как дети иногда не замечают, что теряют силы, а вместе с ними и здоровье.

Платные или бесплатные факультативные уроки

В качестве факультативных занятий на базе общеобразовательной школы могут функционировать отдельные учебные заведения. Руководство арендует помещения в классах, оплачивает их, чтобы детям было удобнее посещать кружки. Поэтому такие занятия будут платными. То же самое касается спортивных секций – гимнастика, единоборства.

Если школьные учителя имеют дополнительное образование в какой-либо сфере, они могут получить разрешение организовать платный кружок на базе школы, заключить договор аренды и брать деньги за свои услуги.

Если часы официально оплачиваются Министерством образования и входят в школьную программу, то такие факультативы являются бесплатными – учителя не имеют права требовать оплаты занятий.

Дистанционные курсы по общеобразовательным предметам – это полноценный бизнес, открывают его педагоги, платят налоги государству, поэтому рассчитывать на бесплатное обучение не стоит. Хотя такие удаленные лекции могут стоить намного дешевле, чем занятия с репетитором.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Институт Психоанализа

Государственный Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова

Современная научно-технологическая академия

Академия кадрового резерва

Источник: https://ecvdo.ru/states/fakultativnye-zanyatiya-2021-platno-ili-besplatno-predmety-po-vyboru

Факультативное занятие – это что такое?

Считается ли факультатив по предмету как урок для назначения пед.

Факультативное занятие – это то, что интересует многих родителей современных школьников. Причем еще с начальных классов. Дело все в том, что все больше и больше родителей хотят, чтобы их дети в школе изучали как можно больше и получали максимально полное образование.

Именно для этой цели были придуманы факультативы. Но о чем стоит знать учителям и родителям перед тем, как связываться с подобными занятиями? Обо всех особенностях процесса далее. На самом деле нет ничего трудного, во всяком случае для родителей в понимании факультативов.

Это давно известный термин, который применяется в школах и университетах.

Определение

Факультативное занятие – это необязательный урок в образовательных учреждениях. Обычно используется в отношении дополнительных, необязательных предметов. Например, если в школе есть предмет “психология”, то он является факультативом.

Также факультативное занятие – это дополнительные часы для тех или иных предметов в школе. Что-то вроде уроков репетиторства. Основное их преимущество – это необязательный характер. Обычно дети и их родители сами выбирают тот или иной факультатив (или несколько) из предложенных образовательным учреждением.

То есть факультативное занятие собой представляет дополнительные, развивающие часы или отдельные предметы в школах и университетах, посещаемые по желанию. Своеобразный аналог репетиторству. В отличие от указанного термина, факультативы проходят в групповой форме, точно так же, как и обычные школьные занятия. Проводятся во внеурочное время.

Определение предметов

Теперь понятно, что факультативное занятие – это дополнительные возможности для развития учеников в школах и университетах. Родители и дети, как уже было сказано, сами способны выбрать то или иное направление обучения.

Основной особенностью является то, что факультативы школы определяют самостоятельно. Речь идет о спектре дополнительных занятий и часов по общеобразовательным предметам.

Все зависит от конкретного учреждения. Никаких точных указаний относительно разнообразия факультативов нет.

Гланое, чтобы это были или дополнительные уроки, выходящие за пределы школьной программы, или вообще новые, внешкольные предметы.

Обязательные уроки

Первым делом стоит понять, какие занятия входят в школьную программу по умолчанию. Уже этот факт поможет осознать, есть ли в том или ином учебном заведении какие-нибудь факультативы.

На данный момент за все 11 лет обучения в школе ученики обязательно посещают следующие занятия:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика (в средней и старшей школе – алгебра и геометрия);
  • иностранный язык;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • труд (обычно для мальчиков и девочек отдельно);
  • окружающий мир/природоведение;
  • география;
  • физическая культура;
  • ОБЖ (1 час в неделю);
  • МХК (1 школьный час в неделю);
  • история;
  • обществознание;
  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • информатика.

В зависимости от того, в какой школе обучается ребенок, на каждый предмет отводится определенное количество часов. Также стоит обратить внимание, что некоторые уроки предназначаются только для средней и старшей школ, а что-то исключительно для начальных классов.

Варианты выбора факультативов

Факультативное занятие – это, как уже было сказано, дополнительные возможности для развития и обучения. Оно может поводиться как относительно общеобразовательных предметов, так в в качестве абсолютно новых предметов. Как предлагается выбирать факультативы в тех или иных случаях?

Вообще в России активно продвигаются следующие способы:

  1. Личный выбор родителя/ребенка. Составляется заявление в письменной форме, где дети и родители выбирают определенные факультативные занятия, которые будет посещать ребенок. Из параллели классов набирается группа, с которой преподаватель занимается в специально отведенное время. Например, сразу после окончания уроков. Так факультатив напоминает развивающий кружок.
  2. Поступление в школу/класс с определенным уклоном. В таком случае детям “по умолчанию” полагаются факультативы, которые они будут посещать. Причем в обязательном порядке. На данный момент в России распространены классы с математическим, медицинским, лингвистическим или экономическим уклоном. В то же время никто не запрещает дополнительно писать заявление на посещение определенных факультативных занятий.

Иногда родительский комитет в той или иной школе предлагает организацию факультативов. Но на практике подобный расклад встречается редко. Поэтому его почти не рассматривают.

Платить или нет

Факультативные занятия (РБ, РФ и ряд других стран активно продвигают данную систему обучения) – это, как уже стало понятно, то, что выходит за пределы общеобразовательной программы. По установленным законам обучение в школах бесплатное. То есть среднее образование гарантировано всем. Но как быть с факультативами? Они ведь выходят за пределы программы!

В данном случае, как правило, родители оплачивают дополнительные часы учебы ребенка. Вполне нормальная практика. Ведь учителя будут обучать школьников во внеурочное время. Фактически после окончания рабочего дня. Поэтому факультативные занятия по математике, русскому языку и прочим предметам (как школьным, так и дополнительным) оплачиваются.

[attention type=green]

Если речь идет о школе с классами определенного направления (математического, медицинского, экономического, юридического типа), то возможно, что как раз те факультативы, что выходят в расширенную программу обучения, не оплачиваются. А вот если еще сверх занятий посещать те или иные предметы, то за них платить придется.

[/attention]

В любом случае факультативные занятия по русскому языку, психологии и другим предметам – это не бесплатная возможность. Вполне справедливо, что за дополнительные занятия с детьми требуется платить. Ведь факультативы это что-то вроде группового репетиторства.

Особенности разработки

Отдельное внимание требуется уделить разработке факультативных занятий. Ведь они проводятся вместе с обычным обучением. Только во внеурочное время. Поэтому приходится учитывать множество особенностей.

Учебные программы факультативных занятий содержат в себе то, чего нет в школьной программе. Обычно учителя пользуются в таких случаях специальными готовыми поурочными разработками для тех или иных дополнительных занятий. Они помогают с учетом особенностей конкретных детей подготавливать максимально полезные и интересные занятия.

Довольно часто преподаватели выясняют, что интересно было бы узнать детям в отношении того или иного предмета. И с учетом полученных сведений готовится к следующему дополнительному занятию. Главное, чтобы факультатив был направлен на развитие и совершенствование навыков.

Алгоритм планирования

Планирование факультативных занятий – процесс не такой уж и простой. Требуется учитывать множество факторов. Важно, чтобы все занятия развивали детей, заинтересовывали их. Иначе не получится успешного дополнительного обучения.

Планирование можно разделить на несколько этапов. Независимо от предмета, учитель должен:

  1. Изучить школьную программу по тому или иному предмету. Если речь идет об абсолютно новом уроке, шаг можно пропустить.
  2. Собрать сведения о желаниях учеников относительно того, что изучать на факультативе.
  3. Изучить дидактические материалы по тем или иным факультативным предметам. Такие разработки можно отыскать в книжных магазинах. Для каждого класса – свои примеры.
  4. Составить план уроков, который был бы интересен детям, а также выходил за пределы изучаемого в школе. Можно опираться на купленные готовые дидактические материалы для преподавателей. Они очень часто помогают.

Если задуматься, то составить конспект факультативного занятия довольно легко. Особенно если учитель прекрасно разбирается в том или ином предмете, а также сам знает много интересного, что не входит в общеобразовательную программу обучения.

Советы по назначению факультативов

Стоит обратить внимание, что факультативные занятия – это дополнительная нагрузка для школьников. Даже если им интересно заниматься. Поэтому существует несколько советов, которые помогут школам и учителям максимально удобно организовать дополнительное обучение.

Среди наиболее распространенных рекомендаций выделяют:

  • дополнительные занятия стоит назначать сразу после основных уроков, не разрывая день;
  • факультативы лучше ставить тогда, когда нагрузка на детей меньше всего;
  • не назначать в один день много дополнительных занятий;
  • домашние задания выдаются, но плохие отметки за них не ставятся, вместо этого разбираются все возникшие вопросы;
  • между факультативом и основными занятиями обязателен перерыв в 45 минут.

Конфликтные ситуации

Программы факультативных занятий, как уже было сказано, – это дополнительное образование. Именно поэтому в школах часто возникают спорные ситуации. Как действовать родителям и детям в тех или иных случаях?

Вот наиболее распространенные проблемы и ответы, решающие те или иные ситуации:

  1. Имеет ли право учитель принуждать детей к посещениям факультативов? Нет. Это, как уже было сказано, форма дополнительного образования. Она не входит в обязательное посещение, осуществляется на добровольной основе. Угрозы и принуждения учителя незаконны.
  2. Могут ли от ребенка требовать обязательной явки на факультатив, если ученик записался для посещения? Да. Несмотря на то, что дополнительные занятия – дело добровольное, после записи придется посещать их точно так же, как и обычные школьные уроки.
  3. Требуют ли оплаты факультативы? Это зависит от того, когда и как проводятся занятия. Если они организованы за счет общеобразовательных часов, то процедура бесплатна. В противном случае платить придется.

Пожалуй, никаких иных проблем не встречается. Все проблемы решаются в кратчайшие сроки.

Пример факультатива 1 класса

Как может выглядеть дополнительное занятие? Все зависит от школы и класса обучения. Например, факультативные занятия (1 класс) выстраиваются по некоторому простому алгоритму.

Например, проводится дополнительное занятие на развитие логики. На нем учитель должен в игровой форме задавать логические задачи и решать их с детьми. Например, при помощи слайдов. На каждом – отдельная задача и иллюстрация. В конце – скрытый ответ. Каждая задачка разбирается преподавателем. В 1 классе логические вопросы могут выглядеть как:

  1. У Пети 3 кубика, у Маши – 2. На столе стоит коробка, в которой помещаются 8 кубиков. Поместятся ли игрушки детей в коробочку? Почему?
  2. У паучка 4 пары ног. Сколько всего ножек у насекомого?
  3. В коробке сидят щенки. У них 4 пары ушек. Сколько всего щенков в коробке?
  4. По двору прыгают воробьи. Таня насчитала у всех воробьев 6 пар ног. Сколько птиц на улице?
  5. У Кристины 5 пар перчаток. Сколько у девочки перчаток на правую руку?

В таком ключе организовываются факультативы начальных классов. Игровая форма – вот лучший вариант дополнительных занятий. В средней и старшей школе требуется разбор трудных задач за пределами школьной программы с полным разъяснением решений.

Источник: https://FB.ru/article/272987/fakultativnoe-zanyatie---eto-chto-takoe

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: