Школа на дому задержка психического развития

ᐉШколы для детей с ЗПР в России. Инклюзивные классы

Школа на дому задержка психического развития

Нельзя переоценить важность грамотного выбора учебного заведения для ребенка с задержкой психического развития. На школьное время припадает тот период, когда детей можно вытянуть, обучить, скорректировать отставание и социализировать.

Многие эти функции должны выполнять не только родители, но и подготовленные специалисты в рамках учебного процесса. Осуществить это можно в специальных школах для детей с ЗПР. Они относятся к коррекционным заведениям, которых бывает всего 8 видов.

Заведения для младших школьников

Для обучения и коррекции детей с ЗПР созданы детские сады, которые охватывают и несколько школьных классов. Цель такого заведения в том, чтобы ученик дольше находился в кругу знакомых педагогов, с которыми уже налажен контакт.

Дополнительное время отводится для того, чтобы успеть преодолеть трудности, связанные со здоровьем и закрепить базовые навыки. Параллельно с этой работой осваивается школьная программа, поэтому ученик будет полностью подготовлен, когда родители решат перевести его во второй или третий класс.

Делается переход без резких стрессов, что положительно сказывается на эмоциональном фоне.

Статья в тему: Подготовка к школе детей с ЗПР. Выбор школы

Коррекционные школы разных видов

Даже если рассматривать только задержку в психическом развитии, можно увидеть, что нет четких границ, показывающих заболевание. Симптомы могут проявляться сильнее или слабее, а то и вовсе не быть симптомами. Помимо этого есть множество заболеваний похожего типа, требующих специальных учебных заведений.

Дети с ЗПР идут на обучение в 7-ой вид школ. Здесь занимаются восстановлением высших психических функций, обучают читать и говорить, борются с дислексией и алексией. В 8 виде школ обучаются умственно-отсталые дети, где заодно получают навыки  какой-либо профессии, так как они не могут обучаться в высшем учебном заведении.

В целом, коррекционные школы России не выглядят так плохо, потому что ориентированы на детей с проблемами. Но в обществе есть устоявшийся стереотип о закрытых интернатах, где дети только получают вред от такого обучения и времяпровождения.

[attention type=yellow]

При принятии решения о месте обучения необходимо учитывать индивидуальные параметры. Например, ученик может быть необучаем, а может просто плохо говорить из-за дефектов речи, но быть очень смышленым.

[/attention]

Помочь в выборе могут логопеды, дефектологи, педиатры и родители детей с аналогичными проблемами, которые через это уже проходили.

Совместное решение, к которому в итоге придут родители и врачи, покажет, насколько будущему школьнику необходимо общество детей с болезнями и готов ли он к социальной адаптации, школьной рутине и другим сложностям.

Не следует пренебрегать помощью ПМПК – психико-медико-педагогической комиссии. Ее назначают врачи, и именно там подыскивается ближайшее подходящее учебное заведение.

После того как на руках будет список школ, необходимо выполнить ряд действий, прежде чем подавать документы. Необходимую информацию о подготовке школы к обучению особенных детей можно узнать, позвонив администрации. Далее рекомендуется почитать отзывы в интернете и узнать мнение других родителей на соответствующих форумах.

Необходимо узнать качество образования, подход учителей, успехи детей и отношение других школьников. Обязательно личное знакомство с классным руководителем и одноклассниками. От окружения многое зависит. Личное посещение даст представление о школе в целом. Это чистота коридоров, классов, столовой и других помещений, порядок и дисциплина на перерывах.

В России достаточно школ для детей с ЗПР, то есть школ 7-го типа. Гораздо реже можно встретить другие коррекционные заведения. Однако тем, кто живет не в крупных городах, а в провинции, может не повезти. В таком случае остается только переезд и съем квартиры в другом городе.

Несмотря на трудности, любой человек в итоге может получить образование. Это подтверждается рядом законов РФ, в частности, Конституцией. В ней сказано, что каждый имеет право на образование, вне зависимости от диагноза. Поэтому государство должно обеспечить общедоступность и адаптивность системы образования.

После того как будет выбрана организация, необходимо собрать пакет документов. Родители оставляют за собой право не сообщать о диагнозе ученика.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

ГородНазваниеКоординатор по инклюзииАдресКонтактный телефон
МоскваСредняя образовательная «Школа здоровья» №50Самокиш Татьяна ХасановнаКропоткинский переулок, д.10(499) 246-43-13
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. ГоголяБорисевич Надежда АнатольевнаСтароконюшенный пер., д. 18(499) 241-56-62
Центр образования № 2030Колодяжная Нина Афанасьевна2-ая Звенигородская ул., д. 8(499) 795-19-20
Средняя образовательная школа №1060Алхазова Анна АндреевнаСтремянный переулок, д. 33/35(499) 236-52-14
Средняя образовательная школа №661Потапова Таисия НиколаевнаУл. Покровка, д. 10(495) 624-98-27
НовосибирскКоррекционная школа-интернат №12_Искитим, Центральный микрорайон, 17а+7 (38343) 2‒49‒05
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116_Новосибирск, Александра Невского, 40+7 (383) 271‒35‒22+7 (383) 271‒35‒55+7 (383) 271‒35‒53
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37_Прибрежная, 2+7 (383) 209‒39‒51
Ростов-на-ДонуКоррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья_Днепровский переулок, 119+7 (863) 223‒42‒55
Ростовская специальная школа-интернат №42_Леваневского, 34+7 (863) 252‒97‒56+7 (863) 254‒89‒33
Санкт-ПетербургШкола-интернат №28_Герасимовская, 5 — 1-4 этаж+7 (812) 417‒53‒18+7 (812) 543‒50‒26
Школа-интернат №9_Старцева, 7+7 (812) 417‒64‒71
ОмскАдаптивная школа-детский сад №76_50 лет ВЛКСМ, 4г+7 (3812) 55‒33‒15
Адаптивная школа-интернат №7_Амурская 18-я, 1+7 (3812) 61‒12‒07+7 (3812) 61‒30‒81

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Статья в тему: Школы для детей с ЗПР в Украине

Выводы

Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз этому не проблема. Есть несколько вариантов мест обучения, которые зависят от типа школы.

Также доступно домашнее обучение, однако оно противопоказано в тех случаях, когда дети в состоянии посещать школу. Это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию.

В это же время работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки психического развития.

Источник: https://autizmy-net.ru/kakie-v-rossii-est-shkolyi-dlya-detey-s-zpr/

Выбор типа коррекционной школы

Школа на дому задержка психического развития

Тысячи и тысячи семей могли бы помочь своему ребенку правильно социализироваться, догнать обычную школьную программу. К сожалению, они просто не знали (и не знают), как это сделать. Вопрос отставания детей в развитии вызывает массу споров. Они не могут учиться и сами о себе позаботиться? Если речь идет лишь об отставании, то это не так.

Таким детям необходима коррекционная педагогика и помощь родителей. Очень часто им удается полностью нагнать обычную школьную программу всего за несколько лет. После этого малыш может продолжить обучение в обычной школе с другими детьми.

Таким образом, без отрыва от образования он сможет преодолеть все возникшие трудности. После школы у него будет такой же выбор, как у других: пойти учиться дальше, получить профессию, работать.

Коррекционная школа поможет вам дать ему нормальное будущее.

Выбор типа школы

Про специальные школы родители узнают, если у их малыша есть одна или несколько из следующих проблем:

  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • серьезное отставание в развитии речи;
  • проблемы с моторно-двигательными функциями;
  • снижение интеллекта;
  • психологические проблемы;
  • процесс обучения в обычной школе затруднен.

Очень часто ребенок с инвалидностью обладает совершенно нормальным интеллектом, способен и хочет учиться. Однако общеобразовательная школа не может предоставить ему всех условий для нормальной учебы. Что же делать родителям, если это произошло? Оставить все мечты об образовании и карьере ребенка, забыть про работу и нормальную жизнь? На самом деле, не стоит впадать в панику.

Для детей с самыми разными отклонениями существуют коррекционные школы. Они принимают малышей с разными проблемами, но главное — здесь учат, как и в обычной общеобразовательной школе. Несмотря на нарушения в развитии, ребенку дается шанс закончить школу, как и любому обычному малышу.

Для тех, кому обычная программа дается очень тяжело, предусмотрены «классы выравнивания». Иногда детей сразу же определяют сюда, прямо в первый класс, или же проходит 1-2 года, прежде чем делается такой вывод.

[attention type=red]

Конечно, родители могут просить рассмотреть вопрос перевода ученика и раньше, по собственному желанию. Это не значит, что класс выравнивания посещают дети с нарушениями развития.

[/attention]

Возможно, они не получили достаточной подготовки перед школой или у них существует некий психологический барьер.

Задержка в развитии

Диагноз «задержка психического развития» не ставит обычный терапевт – для этого необходимо пройти обследование у психоневролога. Это медицинский диагноз, так что поставить его может исключительно специалист.

Очень редко бывает так, что это выясняется случайно. Ведь детей не так часто водят к этому специалисту просто для проверки. Обычно для этого есть предпосылки. Некоторое опасение малыш может вызвать у воспитателей детского сада.

Они могут порекомендовать родителям посетить для начала детского психолога.

Часто мамы и папы отмахиваются от таких предложений. Но следующая ступень — поход в школу, и тут проблема может проявиться более серьезно. В общеобразовательной школе педагог самый обычный, он редко знаком с дефектологией.

Обычный учитель не может, да и не должен работать с дефектами психического развития, отставанием, серьезными проблемами ребенка. В классе 20-30 человек, и уделить внимание каждому за 40 минут урока просто невозможно.

А уж тем более уделить 20 минут одному ученику.

Часто первые «звоночки» были еще в детстве:

  • малыш поздно начал сидеть самостоятельно;
  • все дети уже давно ходят, а он все еще ползает;
  • нечеткая речь, проблемы с речью;
  • явные проблемы логического мышления;
  • снижение коммуникативных навыков;
  • проблемы с концентрацией даже на игре или творчестве.

Это диагноз совершенно не означает приговор для ребенка. Он не является ограничением, барьером для нормального школьного образования, обучения в ВУЗе, училище. Через несколько лет диагноз может быть снят при следующем посещении психоневролога.

задача обучения детей с задержкой в развитии

Родители часто не понимают, что же происходит. Малыш нормально разговаривает, у него есть интересы, друзья. Он совершенно не выглядит умственно отсталым или неполноценным.

Но в школе они вдруг сталкиваются сразу с невероятными трудностями. Их совершенно нормальный сынок или дочка не могут запомнить таблицу умножения даже после месяца каждодневных тренировок.

Родители ищут причины где угодно: лень, нежелание, глупость, слишком много свободного времени для игр, телевизор…

[attention type=green]

А сам малыш уже сломлен от постоянной ругани учителей, родительских запретов, наказаний. Он совершенно не верит, что может чего-то добиться сам.

[/attention]

Ситуация, когда мама день за днем говорит ученику, что он «бездарен, неспособен учиться», дает мозгу быстро запомнить эту установку.

Если раньше были небольшие проблемы в развитии, лишь отставание от нормального уровня, то теперь вы получаете у ребенка огромный комплекс неполноценности.

Как результат, в 8-10 лет малыш уже посещает невропатолога, а иногда и психиатра. Появляются непонятные ночные и дневные страхи, панические атаки, проблемы с речью. Дети находятся в постоянном угнетенном состоянии сознания. Ребенку явно плохо, но это не мешает родителям день за днем отводить его в обычную школу.

Перевод в класс коррекции решает почти все проблемы. Задача школы — научить детей учиться, пользоваться полученными знаниями, искать информацию. Задача коррекционного класса — подтянуть ребенка, помочь ему, устранить самые уязвимые места.

Оптимальные условия для обучения

Для детей с отставанием в развитии необходимы особые условия обучения. На новом месте данные условия соблюдаются. Это позволяет детям чувствовать себя свободно, сосредоточиться на учебе, а не думать о том, что они хуже других. Часто после полугода-года в такой школе пропадает большая часть неврологических и психологических проблем. Дети начинают делать успехи.

Какие же условия считаются необходимыми для малышей с отставанием в развитии?

  • маленькая группа детей (до 7 человек);
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • педагог правильно понимает состояние каждого малыша в классе;
  • нет ругани, обидных слов, унижения ребенка;
  • гибкий школьный режим.

Тут важно понимать, что такой класс или даже особая школа не является учреждением для лечения дефектов развития. Здесь, например, находятся дети, умеющие говорить. Педагог в этой школе не может и не обязан исправлять дефекты речи, слуха. Для этого существуют особые школы с дефектологическим уклоном.

Здесь же, в классе выравнивания, педагоги учат детей учиться по-новому. Многие родители не видят отличия класса выравнивания от дефектологической школы для детей с инвалидностью, умственной отсталостью.

[attention type=yellow]

Это важный момент, ведь именно родители принимают решение перевести малыша в другой класс или школу. Если они ошибочно считают, что это класс «для одних дураков», и не переводят туда ребенка, несмотря на необходимость, то это огромная проблема.

[/attention]

Чем дальше, тем тяжелее такому ученику в обычной школе. Дальнейшую программу он может не освоить.

Перевод в коррекционный класс

Многие родители считают, что перевод в коррекционный класс или школу — нечто унизительное. И вообще, это «всегда успеется». С одной стороны, родители правы.

Всегда успеется перевести, ведь эти учебные учреждения готовы принять ребенка или подростка практически в любом возрасте. Другое дело, что ваш эксперимент с ребенком, отстающим в развитии, дорого обойдется именно ученику.

Пройдет всего 1 год, пока мама поймет, что необходимо коррекционное образование, или это будет 3-4 года постоянных мучений?

Кроме того, после нескольких лет обучения в обычном классе малыш приходит на коррекционные школьные занятия, уже заранее зная, что он «не такой, как все». Это серьезно усугубляет ситуацию с дальнейшим обучением. Отставание психического развития можно поправить, но чем дольше вы ждете, тем сложнее будет это сделать.

Если психолог в 1-2 классе советует перевод, то не стоит ждать еще несколько лет. Лучше сделать это вовремя. Тогда всего через несколько лет ребенка можно будет вернуть в обычную школу.

Или же он может успешно закончить обучение в коррекционной школе, не испытывая больших психологических проблем и комплекса неполноценности.

Роль семьи в обучении

Ребенка направили в коррекционную школу. Теперь многое зависит не только от школы, но и от семьи. Родителям необходимо перестроить общение с малышом, выбрать другую тактику для того, чтобы помочь ему в социализации. Для детей этот момент особенно важен.

Задачи и задания

Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый.

Этот диагноз является более серьезным, но проявляется гораздо раньше — еще в раннем детстве.

А термин «отставание» означает, что ребенок развит нормально, просто ему требуется больше времени, усилий, концентрации для учебной деятельности. Возможно, страдает логическое мышление.

[attention type=red]

Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.

[/attention]

Не стоит ограничивать детей в домашних обязанностях. Необходимо комбинировать обучение, отдых, обязанности, тогда гармоничное развитие психики достигнет нужно уровня. Ограничивая ребенка, вы лишаете его важной части жизни.

Стоит помнить, что речь идет о детях, мало отличающихся от остальных. Если вы сейчас оставите его исключительно на уровне «сделал уроки — поиграй», то выравнивания в развитии не произойдет. Такими действиями мамы и папы лишь усиливают разницу между детьми.

Особенно если в семье несколько детей.

Общение в семье

Общение дома должно оставаться нормальным. Жизнь родителей и ребенка не поменялась как-то по-особенному. Он ходит в школу, учится, у него все те же предметы, что и у других детей. Просто его школа особая — для малышей и подростков с отставанием в психическом развитии.

Не нужно делать из этого какую-то запретную тему. Очень возможно, что пройдет всего 1-3 года, и ребенка можно будет вернуть в общеобразовательное учреждение.

Зачем же пугать его мыслями о своей неполноценности дома? Общайтесь, проверяйте уроки, помогайте учиться. Развлекайтесь и отдыхайте вместе с детьми.

Чем больше эмоций, новых впечатлений, чем интереснее станет жизнь малыша, тем проще ему адаптироваться.

Иногда бывает так, что отставание развития спровоцировано семейными проблемами. Родители слишком мало времени уделяли своим детям, оставляли их одних, лишали возможности общаться с другими малышами. Нет общения, впечатлений — нет стимула для развития. Даже простая ролевая игра нескольких детей обладает огромным потенциалом.

Помощь ребенку

Параллельно со специализированным учебным заведением могут быть рекомендованы занятия с детским психологом или дефектологом. Не игнорируйте эту возможность.

Квалифицированный специалист поможет ребенку разобраться в себе, выяснить, что же мешает ему учиться. Проблема может быть очень просто решена с помощью терапии.

Школа даст малышу возможность, а помощь психолога — правильный взгляд на свои проблемы.

[attention type=green]

Комплексный подход к решению данной проблемы поможет выровнять уровень развития. Чем ребенок младше, тем проще это сделать. Если ему всего 8-10 лет, то прогресс у таких детей огромный за короткое время.

[/attention]

Но чем старше он становится, тем глубже уходит в свою беду. Учиться тяжело, его зачислили в «вечные двоечники», а мыслей о продолжении обучения нет вообще. Школа воспринимается как наказание.

В таком случае педагогам коррекционного класса придется очень нелегко.

Главное — помощь родителей. Многие проблемы этих детей не зависят от них самих, ведь их корень может лежать глубоко. Например, патологии развития плода, болезнь матери во время беременности, сложные роды. Не нужно ругать ребенка, стыдиться его. Не произошло ничего страшного. Если малыш болеет, то его лечат, водят к врачу. Так и отставание психического развития тоже поддается «лечению».

Источник: https://rebenkoved.ru/otkloneniya-v-razvitii/zpr/vybor-tipa-korrektsionnoj-shkoly.html

Воспитание ребенка с ЗПР

Школа на дому задержка психического развития

Своевременное выявление задержки психического развития – это 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.

  1. ребенок в возрасте до 1 года не держит головку сам;
  2. поздно начинает переворачиваться;
  3. не садится;
  4. к 6 мес. не проявляется лепет, а в 1 год, 1 год 2 мес., 1 год 3 мес. не произносит даже самые простые слова («мама», «папа», «дай», «да») или хотя бы слоги («ма», «па», «на»);
  5. хождение «на цыпочках».

ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте в качестве:

  1. недостаточной сформированности познаний об окружающем мире;
  2. повышенной утомляемости;
  3. отсутствии концентрации на каком-либо задании;
  4. предпочтении игры интеллектуальным нагрузкам;
  5. незрелость в поведении (игры не по возрасту, неуместные капризы, частые слезы, истерики).

Наличие всех или нескольких является причиной обращения к специалистам. Важно – не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не паниковать.

Если вам знакомы люди, которые начали говорить в 5 лет, выросли и в дальнейшем вели нормальную жизнь, это не значит, что на задержку развития своего ребенка тоже можно не обращать внимания.

Такая реакция родителей часто приводит к уже более серьезному течению диагноза.

Поставили диагноз ЗПР, что делать?

Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам.

Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно.

В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.

Чувство стыда за «неполноценное» дитя, особенно если есть другие, нормально развивающиеся дети, формирует у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативного отношения к себе.

Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом.

Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии.

Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с врачом исправлять признаки ЗПР.

Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры). Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой.

Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.

Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?

Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

  1. Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому. Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
  2. Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
  3. Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
  4. Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
  5. Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?

Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.

Источник: https://psychologyc.ru/vospitanie-rebenka-s-zpr/

У ребёнка зпр?

Школа на дому задержка психического развития

Подробности Галина Категория: Особый ребенок

:  5 / 5

 Плохо учиться ученик может по разным причинам. Частой причиной неуспеваемости в современной школе становится задержка психического развития (ЗПР). Рост количества детей с ЗПР наблюдается не только у нас, но во всём мире.

Сразу следует заметить: диагноз ЗПР (он же ЗПРР у дошкольников, он же – темповая задержка психического развития) ставится, если ученик слабо усваивает программу, но есть предпосылки для исправления ситуации, выравнивания.

То есть ученик отстаёт от самой низкой границы нормы, но при этом он не умственно отсталый. Чаще всего ЗПР проявляется как замедленное мышление. Хотя там присутствует нарушение внимания, памяти, моторики и других способностей.

Зпр бывает

  1. в “чистом” виде (1/3),
  2. осложняется другими проблемами (2/3).

Осложнённые формы ЗПР

Дефект может осложняться наличием другого психологического или неврологического расстройства. Таковыми могут быть следующие синдромы

  1. гиперактивность,
  2. психическая атония – грозное заболевание (смотрите видео ниже),
  3. неврозоподобные состояния (тики, любые другие навязчивости, энурез, энкопрез и др.),
  4. эмоциональная лабильность (вспыльчивость) (вспышки гнева по любому поводу сто раз на дню),
  5. аутистический синдром,
  6. различные варианты алалии (моторная, сенсорная, сенсомоторная),
  7. неврологические синдромы: судорожный и др.

Это основные осложнения, но не все. Их гораздо больше. Здесь требуется комплексная терапия и психотерапевтическая коррекция.

Эффективно лечить и учить такого ученика, можно только зная причину возникновения дефекта и его развития. Для её выявления применяют медицинскую классификацию К.С. Лебединской.

ЗПР конституционального происхождения

Встречается редко. Ребята с ЗПР такого типа отстают от своих сверстников и психологически, и физиологически. Причина: замедленное созревание коры головного мозга, нарушение обменных процессов, особенности генотипа.

Пример. Серёжа А. (7 лет). Щупленький, невысокого роста, улыбчивый. Пошёл в первый класс по паспортному возрасту. С ребятами в классе ладит. Добродушный, обиды быстро забывает. Учёба не интересна. Заинтересовать учебными заданиями очень сложно. Оценка значения не имеет.

Нет, мальчик радуется похвале, но на интерес к учёбе она не влияет. Волевое усилие Серёже не свойственно: хочу – делаю задания, хочу – нет. Требует постоянного контроля. Без него ничего сделано до конца не будет. На уроках играет принесёнными из дома мелкими игрушками.

Понятно, что с программой ученик не справляется.

Выделим особенности:

  1. физически отстаёт от сверстников;
  2. запаздывают в развитии статодинамические психомоторные функции (с запоздание сел, пополз, пошёл…)
  3. интереса к учёбе не проявляет;
  4. личностные качества на уровне ребят 5-6 лет;
  5. интеллектуальное развитие – сниженная норма.

Как помочь?

Прогноз благоприятный. Обычно выявляется при поступлении в начальную школу и компенсируется в эти же годы при правильном подходе.

Что делать родителям?

  1. Обычно школа предлагает родителям дублировать обучение ребёнка уже по окончании 1 класса. Родители возражают и делают это совершенно напрасно. Во втором классе ситуация не изменится, только ухудшится. А за год повторного обучения есть большой шанс, что слабые психические качества получат дополнительное развитие, и у ребёнка появится возможность продолжить обучаться по обычной программе.
  2. Обратитесь к школьному или медицинскому психологу. Вам необходимо выяснить уровень развития интеллектуальных способностей (памяти/внимания/мышления…) на данный момент. Это важно не только для гармонического инфантилизма, а для ЗПР вообще, поскольку позволит отделить таких учеников от ребят с умственной отсталостью.
  3. Не ограничивайтесь занятиями по программе. Ученику требуется дополнительная работа по развитию интеллекта (внимание/память/речь/мышление и пр.) и личности (произвольность, самоконтроль…) даже в большей степени. Занятия строить в игровой форме.

ЗПР соматогенного происхождения 

(Сома – тело) Развивается в случае продолжительной соматической недостаточности, например, врождённых пороков, хронических заболеваний, возникающих в раннем детстве. Ребёнок много времени проводит в лечебных учреждениях, круг общения ограничен.

Работоспособность истощаемая (астеническое состояние): ребёнок быстро утомляется, жалуется на головные боли, плохое самочувствие (неважно себя чувствует). Так он начинает отставать в развитии интеллекта, а потом в учёбе.

Ученик надолго выпадает из класса, поэтому приходится привыкать к одноклассникам снова, что может привести к социальной дезадаптации. Часто развиваются неуверенность, боязливость.

Как помочь?

В соматогенной ЗПР доминирующим фактором выступает соматическое заболевание. Оно тормозит всё остальное развитие ребёнка. Ребятам требуется понимание и помощь семьи, учителей и одноклассников.

ЗПР психогенного происхождения

Как правило, ребята здоровы и физически развиты в соответствии с возрастом. Причина этого типа задержки – неблагоприятные условия воспитания. Чаще характерна для ребят, воспитывающихся в детских домах. Но может возникнуть у «домашних» детей, потребностями которых родители пренебрегают. Детям не хватает тепла близких людей. Это приводит к:

  1. повышенной тревожности, страхам, иногда агрессивности;
  2. поверхностным эмоциям;
  3. интеллектуальному снижению.

Как помочь?

Психогенная ЗПР также преодолима, если ребёнком искренне заинтересоваться. Индивидуальный подход особенно полезен в работе с имеющими психогенную ЗПР детьми.

ЗПР церебрально–органического генеза

Абсолютное большинство детей с ЗПР относятся именно к этому типу. Именно эту группу часто путают с лёгкой степенью умственной отсталости. Причина – минимальное органическое нарушение функций мозга остаточного характера вследствие травм (в т. ч. родовых), тяжёлых заболеваний до 3 лет, алкоголизма и/или наркозависимости матери…

Учиться по общеобразовательной программе им затруднительно из-за низкого уровня интеллекта и сниженной работоспособности. Дети быстро устают, не успевают за темпом работы класса. Это их расстраивает. Практически каждый имеет нарушения письма и чтения.

Как помочь?

  1. «Вытащить» ребёнка можно, но трудно. Работать придётся долго и постоянно.
  2. Для обучения учащихся с органогенной ЗПР существует адаптированная программа VII вида. Она не очень сильно отличается от обычной, но имеет свои особенности. Например, на одну и ту же оценку, скажем, четвёрку, по диктанту программа VII позволяет сделать больше ошибок.
  3. В каждой школе имеется логопед, который поможет при наличии ошибок письма и чтения.
  4. Кроме того практикующееся инклюзивное образование позволяет ребятам с ЗПР учиться в одном классе со сверстниками, обучающимися по обычной программе.

Подведём итог

1. Диагноз «ЗПР» выставляется врачом-психиатром. Он не вечен: при успешной коррекции он снимается. Как и когда выставляются психиатрические диагнозы смотрите на виде ниже.

2. Чтобы получить возможность обучать ребёнка по адаптированной к его проблеме программе VII вида, родителям (или лицам, их юридически заменяющим) следует обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. Таковая есть в каждом городе или районном центре. ТПМПК определит подходящую форму обучения и даст рекомендации администрации школы.

3. Не стоит считать ребят с ЗПР ущербными, неполноценными. Пишу об этом, так как на практике часто сталкиваюсь с такой не только учительской, но и родительской позицией.

[attention type=yellow]

Особенно печально видеть, как родители сравнивают их со своими более успешными детьми, делая это в обидной форме в присутствии ребёнка. Не всем выпало быть гениями (там другие печали).

[/attention]

Дети вырастают, получают профессию, трудятся, создают семьи… Достойный человек – тоже дорогого стоит. особенно в рамках семьи.

Сайт Нестандартные дети желает им всем успехов!

Источник: https://mama-pomogi.ru/o-detyakh/osobyj-rebjonok/u-rebjonka-zpr

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: