У меня такая проблема возникла в жизни. Жена загуляла с православным священником-психологом,

Содержание
  1. Замуж за священника: как живут современные матушки и какие они
  2. Хотела стать актрисой
  3. Послан Богом
  4. Священник Владимир Сухих: «Брак — это шанс научиться любить»
  5. Почему распадаются семьи? Кто виноват в том, что мужу и жене вдруг становится не по пути? Как спасти брак, если он дал трещину, и как не допустить охлаждения в отношениях? О духовном взгляде на эту проблему мы решили поговорить с молодым священником, клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла  Владимиром Сухих
  6. Отголосок рая
  7. Зачем жене бояться мужа?
  8. Формула любви
  9. Проблемы семейных отношений: советы православных психологов
  10. Всем недовольна, все не так…
  11. Муж мусульманин – жена христианка
  12. Авантюрные и несбыточные планы мужа
  13. Помощь ближним: забота или опека?
  14. Как помочь больному мужу, пребывающему в унынии?
  15. Родители не видят во мне взрослого человека и решают за меня
  16. Жить будущими перспективами

Замуж за священника: как живут современные матушки и какие они

У меня такая проблема возникла в жизни. Жена загуляла с православным священником-психологом,

Всегда в платочке, смиренная и не имеющая права голоса – такой представляют себе православную матушку люди, далекие от церкви. Между тем это всего лишь стереотип. Как на самом деле живут жены священников, рассказывают сами матушки.

Наталья Букреева, жена настоятеля храма святого благоверного князя Александра Невского (с. Игнатьево) священника Андрея Букреева.

Положение православной матушки, пожалуй, самый не-ожиданный оборот, который приняла судьба Натальи Букреевой. Со своим будущим мужем она познакомилась, когда устроилась на работу в рекламную компанию, которой руководил Андрей.

Если говорить о ее отношении к вере на тот момент, то проще сказать, что никакого отношения не было. Наталья была крещеной, но церковь не посещала (крестилась в 17 лет за компанию с соседкой).

У Андрея все было сложнее – несколько лет он посещал одну из религиозных организаций, однако разочаровался.

Жизнь сложилась так, что оба остались без работы, Наталья вскоре устроилась секретарем на кондитерскую фабрику, а Андрей… сторожем в церковь. «Познакомилась с директором, встречалась со сторожем, а стала женой священника», – впоследствии такие «сюрпризы» судьбы стали поводом для семейных шуток. Впрочем, процесс воцерковления Андрея и Натальи был не таким уж и быстрым.

– Муж начал проникаться православием, ходить на службы, а я за компанию. Мы все больше укреплялись в вере, стали исповедоваться и причащаться, потом Андрея ввели в алтарь, затем рукоположили в диаконы.

Ко всему этому я относилась спокойно, но когда речь зашла о том, что он может стать священником, я запаниковала. Я прекрасно понимала, что значит быть священником: принадлежать не себе, не семье, а Богу.

Признаюсь, я боялась ответственности, а еще мне было немного страшно за мужа, ведь ему предстояло отречься от мира и «прилепиться» к Богу, – рассказывает матушка Наталья.

[attention type=yellow]

Однако Андрей сделал свой выбор, и ей, как это заведено в православных семьях, не оставалось ничего иного, как идти за мужем. Батюшку отправили служить в Прогресс, затем в Талакан. Именно в Талакане Наталья по-настоящему ощутила себя матушкой – прихожане стали ее так называть.

[/attention]

– Сначала мне было непривычно слышать обращение «матушка», но потом это стало естественным. В Талакане я почти постоянно ходила в платке, с удивлением убедилась, что длинные юбки по удобству не уступают брюкам.

В Благовещенске, где мы сейчас живем, поскольку в селе Игнатьево, куда перевели батюшку, пока нет жилья, платки я ношу реже. Как и многие женщины, люблю красивую одежду, но стараюсь выбирать строгие фасоны.

В косметике, парфюмерии не испытываю потребности, это все отошло как ненужная шелуха, – делится Наталья.

Кстати, отношение к своему статусу у Натальи своеобразное.

– Я думаю, что статус матушки не выше и не ниже, чем у обычной женщины. Я не считаю нужным акцентировать внимание на своем положении. Меня смущает то, что благоговейное отношение к батюшке проецируется и на меня. Я одинаково ровно отношусь к обращению «матушка» и по имени, но когда слово «матушка» пишут с большой буквы, прошу так не делать, – выражает свою позицию Наталья Букреева.

Как признается матушка, самое сложное – во всем слушаться мужа, борьба с гордыней – процесс очень длительный. 

– Конечно, как и в обычных семьях, мы можем поспорить, но конфликт не доходит до точки возгорания, ссора не бурлит, а быстро затухает.

Выходных в привычном понимании у священника не бывает: суббота и воскресенье – самые напряженные дни: литургии, крещения и т.д. Нередко поесть в первый раз за день священник может только в четыре часа дня.

В приходских храмах обычно по понедельникам устраивают сандень, но отец Андрей приверженец мнения, что храм должен быть открыт всегда, и поэтому работает семь дней в неделю.

За десять лет семья Букреевых была в отпуске только два раза: один раз в Новосибирске и один раз за границей (любопытно, что и там батюшка посетил православный храм и служил службу).

Задумываясь о будущем своей дочери, Наталья склоняется к мысли, что ребенок сам выберет свой путь, когда повзрослеет.

– Когда дочь пошла в школу, я переживала, как будут реагировать одноклассники на то, что она из семьи священника. К счастью, проблем не возникло.

[attention type=red]

Дочь, как маленький миссионер, всем подружкам рассказывает о Боге, делает это убедительно, видимо, у нее есть дар рассказчика.

[/attention]

Примерно в семь лет она стала соблюдать пост вместе с нами, и это было ее осознанное решение, мы никоим образом к нему не подталкивали, – рассказывает Наталья Букреева.

Хотела стать актрисой

Анна Семерня, жена иерея кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы Евгения Семерни.
 

Задорная и энергичная Анна меньше всего соответствует существующим стереотипам.

«Стаж» в качестве жены священника у нее совсем небольшой – всего полтора месяца, но за это время она привыкла и мужа называть «батюшкой», и откликаться на обращение «матушка».

Трудно поверить, но всего несколько лет назад Анна была совершенно далека от церкви, она училась в Хабаровском колледже искусств, увлекалась танцами и мечтала стать актрисой музыкального театра.

– В церкви я оказалась случайно, пришла послушать, как мой преподаватель поет в церковном хоре, и захотела попробовать сама, – вспоминает Анна.

Стоя на клиросе, девушка думала только о нотах, в тонкости происходящего не вникала. И лишь спустя два-три года Анна начала воцерковляться. Любовь к пению привела ее не только к вере, но и к замужеству: со своим будущим мужем она познакомилась на клиросе.

– Как-то раз хор остался без тенора, и Евгений, тогда еще семинарист, предложил помочь. Руководящий хором заметил: «Вы смотритесь как муж и жена». Мы тогда даже не были знакомы и лишь улыбнулись в ответ, – описывает молодая матушка.

Будущих супругов сблизило участие в благотворительном концерте, однако после этого их пути едва не разо-шлись: Анна поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. Но, видимо, Богу было угодно, чтобы разлука продлилась недолго.

– Я проучилась всего полгода и поняла – надо возвращаться, я не могу без этого человека. Мы решили пожениться. Кто-то считает, что я поступила опрометчиво, упустив большой шанс, а я, наоборот, благодарю Бога за то, что он всё так устроил, – убеждена Анна.

Евгений, в отличие от Анны, в церковь пришел давно: еще в детстве он после школы прибегал в храм, чтобы полюбоваться на свечи – вид пламени притягивал и завораживал.

Прежде чем вопрос о женитьбе был окончательно решен, Анне предстояло познакомиться не только с мамой Евгения, монахиней, но и с архиереем, чтобы получить его благословение.

– Для меня это было очень волнующе, но владыка искренне за нас порадовался, и все переживания вмиг рассеялись.

В августе молодожены обвенчались, отец Евгений поступил на службу в кафедральный собор, а Анне предложили стать регентом храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

– Я батюшку сразу предупредила: не думай, что всегда буду ходить в платке, на что он только посмеялся, – улыбается Анна. – Конечно, за последние годы мой гардероб заметно изменился: раньше я могла выйти на улицу в драных джинсах, сейчас одеваюсь намного скромнее.

Брюки надеваю редко, в основном дома во время уборки. Раньше я активно пользовалась косметикой, сейчас лишь иногда подкрашиваю брови, ресницы, пользуюсь пудрой. Бывает, встанешь утром, а отражение в зеркале совсем не радует, тогда я позволяю себе немного подкраситься.

Батюшке это не очень нравится, но он понимает, что мне некомфортно чувствовать себя бледной.

[attention type=green]

Однако отказ от косметики Анна не считает большой жертвой, на личном опыте и примере подруг она убедилась, что кожа без «краски» отдыхает и выглядит даже лучше. Да и красота у верующего человека идет изнутри и не требует дополнительных штрихов.

[/attention]

– Меня часто спрашивают, как мне живется в условиях патриархата. Смею заверить – замечательно! Это очень приятно, когда за тебя всё решает муж. Хотя никакого деспотизма в нашей семье нет, важные вопросы всегда обсуждаем.

Супруги вместе молятся по утрам и перед сном, а также до и после еды, по вечерам читают Евангелие. В остальном же их жизнь не сильно отличается от жизни молодоженов: в свободное время они могут сходить в кино, покататься на велосипедах или роликах, Анна по-прежнему любит слушать музыку, особенно ей нравятся мюзиклы.

– Есть хорошая фраза: «Все мне можно, но не все полезно». Став женой священника, я отказалась лишь от того, что не полезно для души. И считаю, что потеря невелика, – заключает Анна. 

Послан Богом

Анастасия Король, жена настоятеля прихода в честь Святой Животворящей Троицы (г. Белогорск) Виктора Короля.
 

Анастасию и ее будущего мужа свел Бог в самом что ни на есть прямом смысле. Еще будучи студенткой АмГУ, девушка посещала церковь. Однажды ее духовный наставник обратился к ней с необычным предложением… взять шефство над послушником по имени Виктор. Молодой человек хотел постричься в монахи, однако архиерей его не поддержал, а посоветовал… жениться и стать священником.

В качестве потенциальной супруги для Виктора выбрали Настю. На то, чтобы обдумать и дать ответ, девушке отвели три месяца.

Задача, поставленная перед молодой прихожанкой, была сложна вдвойне: ей полагалось не просто отважиться на роль матушки, но и выйти замуж за практически незнакомого человека, ведь свиданий как таковых у молодых людей почти не было, они виделись на службе и иногда общались по телефону.

– Самое интересное, в этот момент у меня вдруг стали появляться поклонники. До этого в личном плане было затишье, а тут – то один на свидание позовет, то другой, даже на улице стали подходить знакомиться. Признаюсь, я была ошеломлена таким вниманием со стороны парней. Но, подумав хорошенько, поняла, что это искушение, своего рода проверка, – рассказывает матушка Анастасия.

Разумеется, прежде чем сделать выбор, девушка посоветовалась с мамой. Та возражать не стала, единственное, что ее смутило, так это то, что дочь не успела окончить университет (Настя училась на четвертом курсе).

Девушка сомневалась до последнего дня, ведь от ее решения зависела не только ее судьба, но и судьба Виктора: в случае ее отказа он должен был принять монашеский обет.

– Я просила Бога подать мне какой-нибудь знак, но ничего похожего не происходило. Даже в назначенный день я была в нерешительности, но когда пришла в церковь, появился совершенно ясный ответ: «Да!»

Еще до того, как принять решение, Анастасия спрашивала у наставников: «Каково это – быть матушкой?», но те отвечали уклончиво: «Вот сделаешься и узнаешь». Сразу после рукоположения мужа в священники, молодая семья отправилась в Сковородино. Пребывание на новом месте оказалось настоящей школой жизни для новоиспеченной матушки.

Необходимость топить печь, носить воду, заниматься огородом для горожанки была серьезным испытанием, особенно во время ожидания первенца.

– Каждый месяц на целую неделю батюшка уезжал в район, поэтому мне приходилось топить печь не только в доме, но и две печи в церкви. Батюшка старался облегчить мою участь, сам приносил дрова. Потом нашелся добрый человек, который помогал растапливать печи в храме.

Были моменты, когда на глаза молодой матушки наворачивались слезы. Других священников поблизости не было, поэтому исповедоваться приходилось собственному мужу.

Спустя пять лет отца Виктора перевели в Белогорск, родной город Анастасии. Сейчас матушка помогает мужу при храме и занимается воспитанием двоих детей.

– Чем отличается жизнь матушки от жизни обычной женщины? Тем, что у нас есть вера. Мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и все, но смотрим на них иначе, стараемся не роптать, просим помощи у Господа, – говорит Анастасия.

[attention type=yellow]

Как и большинство матушек, Анастасия не пользуется косметикой (изредка может позволить себе тушь), однако к стремлению других женщин выглядеть красиво относится положительно.
Платок она надевает в храм и на домашнюю молитву, а юбки в пол вовсе не носит.

[/attention]

– Главное, чтобы человек был благочестив внутренне, а то, что внешне, нередко бывает напускным, – уверена матушка.
 

Дарья ДРУЖИНИНА

 Моя Мадонна

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zamuzh-za-svyashchennika-kak-zhivut-sovremennye-matushki-i-kakie-oni

Священник Владимир Сухих: «Брак — это шанс научиться любить»

У меня такая проблема возникла в жизни. Жена загуляла с православным священником-психологом,

Кое-что о духовных причинах разводов

Почему распадаются семьи? Кто виноват в том, что мужу и жене вдруг становится не по пути? Как спасти брак, если он дал трещину, и как не допустить охлаждения в отношениях? О духовном взгляде на эту проблему мы решили поговорить с молодым священником, клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла  Владимиром Сухих

Отец Владимир и матушка Татьяна вместе пять лет. У них очень теплая семья и трое замечательных деток.

Несмотря на это, от интервью на семейную тему батюшка сначала отказывался, ссылаясь на недостаточную умудренность жизненным опытом.

  Но под давлением аргументов – небольшой стаж семейной жизни позволяет предположить, что супруги еще не забыли трудности первых лет брака, – вынужден был согласиться.

В итоге у нас получилась целая серия бесед. Первая – о том, почему люди женятся и почему разводятся.

– Отец Владимир, 80 процентов браков в нашей стране распадаются, и эта тенденция не может не огорчать. Почему происходит так, что люди, которые вроде бы когда-то любили друг друга и были близки, вдруг становятся совершенно чужими?

– К сожалению, большинство современных людей вступают в брак, не имея должного понятия о его предназначении. Часто женятся, испытывая друг к другу только физическое влечение.

Само по себе это неплохо. Святитель Иоанн Златоуст даже сказал по этому поводу, что, если бы Бог не вложил в нас этой тяги к противоположному полу, никто никогда не вступил бы в брак, зная его тяготы. Но проблема в другом: люди останавливаются, если можно так сказать, лишь на физическом уровне.

На греческом языке плотская любовь обозначается как eros – чувственная, физическая любовь. Это пусковой механизм, который рождает заинтересованность людей друг в друге. Такая любовь-страсть может быть очень сильной, но со временем ослабевает и потому не может служить надежным фундаментом брака. Если пару ничто, кроме близости, не связывает, такой брак быстро распадается.

Иногда люди более воспитанные, более образованные, развитые выбирают спутника жизни по принципу душевного сходства. Мне с этим человеком интересно, мы с ним хорошо понимаем друг друга, у нас общие взгляды.

[attention type=red]

На греческом языке это чувство обозначается как philia, то есть любовь-дружба. Отношения, основанные на таком чувстве, могут быть долгими и вполне счастливыми, если людям хватает житейской мудрости и снисходительности к слабостям друг друга.

[/attention]

Но и этот вид любви с точки зрения христианства несовершенен.

Есть третий вид любви – любовь духовная, агапе. Это совершенно особенное чувство, испытать которое могут только те, кто живет во Христе.

– Как эта любовь выражается?

– Человек испытывает любовь не только к своим близким, родственникам, друзьям, но и ко всему человечеству. Это переживание знакомо людям, имеющим опыт Причастия Тела и Крови Христа.

Вместе с Телом Христовым христиане принимают в свое существо Христову любовь, и человек ощущает не только покой, умиротворение, гармонию, полноту бытия, но также и любовь к тем людям, к которым, быть может, пять минут назад он вообще никаких добрых чувств не питал. Это любовь, равная ко всем.

Она не повреждается обидами, огорчениями, разочарованиями. Это та любовь, которой Христос любит каждого из нас. По-гречески agape, любовь-поклонение, выражает отношения человека с Богом, поэтому христиане – это люди, пребывающие в совершенной любви. Кто миг, кто минуту, кто час, день или несколько дней.

И цель жизни – через исполнение заповедей стать способным не временно, а постоянно пребывать в такой любви. А брак дает человеку потенциальную возможность приобрести такую любовь.

Отголосок рая

– Почему именно брак?

– Потому что так задумано Богом. Сейчас представители нетрадиционных меньшинств часто заявляют, что брак как общественный институт устарел. Так вот, брак – это в принципе нечеловеческий институт. Брак – институт, созданный Богом.

Это самое древнее таинство, существовавшее еще до христианства. Его Адам и Ева вынесли из рая.

У всех народов существовали брачные традиции, когда мужчина и женщина, которые ранее не знали друг друга, через обряд становились чем-то новым, причем в плане не социальном, а мистическом.

– Чем же новым они становятся?

– Ответ на этот вопрос дает апостол Павел, когда говорит о том, что союз мужчины и женщины – это союз, подобный союзу Христа и Церкви (Послание к Ефесянам, глава 5). Это очень важный тезис, без понимания которого нельзя проникнуть в самую суть истинных семейный отношений.

Апостол говорит о том, что в браке между мужчиной и женщиной возможно то глубокое единство, которое существует между человеческой душой и Христом, между Церковью как объединением верующих и Христом. Но это единство возможно для человека даже вне рамок Церкви.

[attention type=green]

Именно поэтому Церковь уважает всякий законный брак, даже невенчанный, потому что любой законный брак уже благословлен Богом.

[/attention]

– Зачем же тогда еще и венчание?

– Потому что в браке много сложностей, много трудностей. Для христианина в норме перед любым делом молиться, испрашивать благословения Божьего. Мы молимся перед едой; перед тем, как садимся в автомобиль; перед началом любого ответственного мероприятия. Тем более надо взять благословение Божье перед началом такого важного дела, как создание семьи, рождение детей.

– В чем это благословение выражается? Какие дары человек получает?

– Человек в таинстве венчания получает потенциальную возможность реализовать в браке ту особую духовную любовь, к которой призывается каждый христианин. Есть такая присказка: «У кого любви нет, тот замуж выходит или женится. А у кого любовь есть – идет в монахи».

Брак – это школа любви. Сначала мы учимся любить жену или мужа, потом учимся любить детей, затем – тещу или свекровь и прочих родственников второй половины. В настоящем браке любовь зарождается, возрастает и постепенно распространяется на все большее число людей.

– Кто-то может сказать: «Это слишком глобально, мне столько любви не надо, научиться бы любить друг друга в пределах своей небольшой семьи».

– У святителя Иоанна Златоуста есть интересное рассуждение по поводу установления о том, почему нельзя вступать в брак с родственниками. Он это объясняет так: чтобы не ограничивать любовь. Родню ты и так любишь. А Господь хочет соединить тебя с другим родом, чтобы круг любви расширился.

Наверное, не каждому будет понятно стремление к всеобъемлющей любви, если у нас даже самых ближних любить не получается. Но, когда Господь объяснял своим ученикам, чем христианин отличается от остальных людей, он неоднократно подчеркивал мысль, что христианину с помощью Божьей возможно нечто большее, чем обычному человеку, что ему возможно и нужно любить даже врагов.

Зачем жене бояться мужа?

– Но, если Богу угодны брачные отношения даже без венчания, почему все так тяжело? Откуда рождаются ссоры, непонимание, разногласия?

– Трудности в браке испытывают все: и те, кто далек от христианского восприятия мира, и верующие, венчанные супруги. Но первые, истинной цели брака не понимая, не знают, как этим испытаниям противостоять. Регистрируя отношения, они нацелены на то, чтобы в браке скорее получать, а не самому отдавать, то есть их установки эгоистичны.

Например, мужчине надоело самому себе готовить и стирать, и он женится, рассчитывая на то, что жена будет ему домработницей. Женщина может выходить замуж, чтобы получить материальную обеспеченность.

В любом случае такие союзы основаны на ожидании, что другой будет удовлетворять мои потребности, а не я буду стараться удовлетворять его интересы, облегчать ему жизнь. Людьми движет желание получать что-либо. При этом никто из них не думает о том, а что я могу дать своей половине.

Вступив в брак с человеком, а не с ангелом, мы сталкиваемся с его эгоизмом. Эгоистичный человек не собирается служить другому. Он считает, что это ему все должны.

А когда оба нацелены на получение благ, когда оба не хотят жертвовать своими интересами, временем, деньгами, душевными силами, то неизбежно возникают конфликты.

Неоправдавшиеся ожидания порождают разочарования, разочарования приводят к претензиям, претензии – к ссорам.

– В христианских семьях все иначе?

– В идеале да. Каждый из супругов старается думать: «А что должен сделать я, чтобы моему любимому было хорошо?». Каждый настроен на то, чтобы отдавать другому все, что может.

Апостол Павел сравнивает христианский брак с отношениями Христа и Церкви. Он говорит: «Жена да боится своего мужа, как Церковь боится Христа».

В каком смысле Церковь боится Христа? Не в том, что она боится наказания за проступок. Церковь и, следовательно, каждый верующий боятся Христа в том смысле, что боятся Его огорчить, обидеть. Больше всего христианин боится разрушить добрые отношения, которые у него есть с Богом. Вот в каком смысле жена должна бояться мужа.

Апостол говорит: «Жена да будет покорна мужу во всем. Но муж да любит свою жену так, как Христос возлюбил свою Церковь». А как Христос возлюбил Церковь? Он ее возлюбил до распятия, до абсолютной, предельно возможной для человека жертвы – жертвы своей жизнью. Это значит: мужчина, вступающий в брак, свою жизнь полностью должен посвятить семье. Служить ей в самом высоком смысле этого слова.

[attention type=yellow]

Как еще Христос любит Церковь? Великим терпением. Он многое нам прощает, снисходит к нашим немощам. Не оставляет нас даже тогда, когда мы оставляем Его. Ждет, что мы возвратимся к Нему через покаяние.

[/attention]

В идеале отношения мужа и жены именно такие. Она во всем покорна ему и готова пожертвовать всем ради него. Но он готов пожертвовать даже большим.

Когда мы вдумываемся в смысл апостольского учения, мы видим, что иерархия, которую установил Бог для семьи (муж – глава, жена – в подчинении), – это вовсе не бездушные административные отношения, это отношения, основанные на жертвенности. Если брак выстраивается на христианских ценностях, он обречен на то, чтобы быть счастливым.

Есть известное выражение: «Влюбленные смотрят друг на друга, а любящие смотрят в одну сторону – на Христа». В том смысле, что они подражают Ему, руководствуются в жизни христианскими принципами. И отсюда вытекает все остальное: необходимость смирения, бесконечное терпение, всепрощение.

Формула любви

– Когда мы с женой собирались пожениться, я предложил: давай на наших кольцах сделаем гравировки, чтобы в дальнейшем, глядя на эти надписи, мы могли черпать в них силы для преодоления трудностей.

Перебрали несколько мест из Евангелия и Посланий апостолов, в которых говорится о любви, о семье, и остановились на Первом послании апостола Павла к Коринфянам, в котором он дает определение любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Жена написала на своем кольце: «Любовь никогда не перестает». Она бесконечна и не умирает даже с концом жизни человека.

Я на своем кольце написал первое, с чего начал апостол: «Любовь долготерпит». Любовь начинается с терпения, причем любовь не просто терпит, а долго терпит.

Сколь долго? Сколько понадобится.

И я думаю, что 90 процентов проблем в браке (говорю это на собственном опыте и опыте людей, которые приходят на исповедь) происходят из-за того, что люди не хотят терпеть или не ставят такой цели. Своих недостатков мы не видим, зато уж как нетерпимы к ошибкам своих ближних.

– С этим трудно не согласиться. Понравился совет одного старца: «Представьте, что вам придется жить с вашим клоном, с человеком, который полностью подобен вам внешностью, характером,  привычками. Каково вам будет?». Я представила и пришла в ужас. «А вашим близким, – продолжал старец, – приходится с вами жить». После этого мне родные люди кажутся почти святыми.

– Да, нам всем не хватает критичного взгляда на самих себя и терпения. А учит этому только христианство.

Христос не советовал повышать свою самооценку, он учил видеть бревно в своем глазу и не замечать соринку в чужом. А еще Он учил прощать обидчиков.

Если нам что-то неприятное говорят на работе, мы, как правило, можем совладать с собой, стерпеть. Можем и обидеться  в душе, но внешне никак этого не проявить.

В семье же мы не считаем нужным сдерживаться. Это же близкий человек, и я могу быть с ним таким, какой я на самом деле. На любую критику взрываемся. Отпускаем тормоза, снимаем все якоря и выливаем на человека весь негатив, который нас переполняет.

Мне по этому поводу вспоминается благословение отца Паисия Святогорца  одной паре, которая вступала в брак. Он им написал: «Да будет с вами Христос и Пресвятая Богородица. Димитрий, даю тебе благословение ругаться с целым светом, кроме Марии! И Марии то же самое благословение: ругаться со всеми, но не с тобой».

Это, конечно, метафора, но она позволяет понять суть хороших отношений в браке. Негатив надо оставлять за порогом дома.

[attention type=red]

В следующей беседе отец Владимир расскажет о том, как научиться терпению и любви, а также о том, так ли страшен домострой, как о нем думают современные люди.

[/attention]

Газета «Саратовская панорама» № 40 (917)

Источник: http://ioakimo-annovskiy.prihod.ru/2015/02/11/svyashennik-vladimir-suhih-brak-eto-shans-nauchitsya-lyubit/

Проблемы семейных отношений: советы православных психологов

У меня такая проблема возникла в жизни. Жена загуляла с православным священником-психологом,

Как помочь супругу в унынии,  чем забота отличается от опеки, можно ли сохранить семью если муж мусульманин, а жена православная? На эти и другие вопросы отвечают православные психологи соцсети “Елицы”. Представляем Вашему вниманию очередной обзор проектов “Вопросы психологу” и “Советы психолога“.

Всем недовольна, все не так…

Елена, 27 лет: Помогите, пожалуйста, — я устала от самой себя. У меня двое детей, хороший муж, живем с моей бабушкой. Проблема в том, что я на нее постоянно раздражаюсь, очень злюсь, но ей стараюсь этого не показывать. После таких вспышек, чаще всего срываюсь на старшем ребенке от первого брака. Я часто впадаю в уныние.

Мне очень плохо и ничего не хочется в эти моменты. Я не могу отстаивать себя перед свекровью, она вечно указывает, что делать, а я либо исполняю, либо терплю, а потом срываюсь. И с мужем, то все хорошо, потом резко не хочется даже подходить к нему, хотя на него обижаюсь, что он не обнимает, не целует меня, а сама не хочу даже прикасаться до него.

Мне вообще реально выбраться из этого всего? Так жить очень тяжело.

Психолог Сергей Белорусов:

– А знаете, возможно, Вы испытаете негодование от моего ответа. Я напишу, что Вам повезло, Вы счастливы в этом мире, и у Вас диагноз простой – маета. Конечно, этого в современных классификациях нет, это, наверное, ближе к духовным проблемам.

Или тут надо хорошенько анализировать прошлое, что не входит в наши задачи здесь, в рамках общедоступных ответов. Взглянем объективно. Ваши слова – “хороший муж и двое детей”.

Сколько читающих этот текст женщин воскликнут – “Ах, если бы мне такое, мне больше ничего и не надо”.

Но Вы раздражаетесь. Что тоже замечательно, ибо эмоция раздражения есть ничто иное, как жизненная энергетика. Она не находит себе достойного применения и начинает цепляться к мелочам. Тут и бабушка и свекровь и старший ребенок. Удивительно, что Вас еще погода не раздражает и сокращающееся поголовье пингвинов в Антарктиде. Итак, на основании Вашего письма можно прийти к заключению:

жизненная сила вырабатывающаяся в Вас не находит более позитивного канала.

И отсюда рекомендация: утомляйтесь любовью. Запретите себе сваливаться в постель от женских капризов. На неделю. Затейте ремонт. Пойдите учиться. Утомите мужа внимательной нежностью. Устаньте реально, а не от воображаемых несправедливостей. А через неделю, когда все вокруг будут счастливы, просто от того, что Вы есть, мы и поговорим.

Муж мусульманин – жена христианка

Светлана, 34 года: Состою в браке с мусульманином, живем в Турции. В браке есть ребенок, сын 6 лет. Вдруг супруг сообщил, что хочет расстаться. Ему не нравится, что я соблюдаю пост, отказываю ему в близости и воспитываю сына как христианина.  В итоге муж предложил сохранить брак “ради ребёнка “. Как быть, я люблю мужа и хочу сохранить семью?

Психолог Виктория Маркелова

– Если вы все же хотите сохранить свой брак, то стоит спросить у мужа, чего бы он от вас хотел? Каких изменений? Не думаю, что дело именно в вашей вере, скорее, Вы перестали уделять ему должное внимание и в Вашей семейной жизни стало все происходить из правила, а не из любви.

Соблюдение поста между супругами, это вопрос совместной договоренности, а не единоличного решения.

В муже говорит обида. Вера не должна быть причиной раздора. Православие о любви. Стоит поискать компромисс с мужем. И уделять ему побольше внимания. Помогай Вам Господь!

Авантюрные и несбыточные планы мужа

Ирина: Муж постоянно мечется, его цели и мнение меняются иногда по несколько раз в неделю. Например, сегодня он продает квартиру, а завтра к этому уже не готов.

Зато предлагает переехать к моим родителям и по его заверениям буквально за неделю построит нам там дом и купит машину (денег реально у нас еле на жизнь хватает). Или предлагает переехать в другую страну и начинает учить язык и т.д.

Всё на полном серьезе, но без связи с реальностью. Я устала от таких предложений и задумываюсь, а здоров ли он? Уже на 4-й работе ему то недоплачивают, то вообще не выплачивают, а он и не требует. Я устала безумно.

А еще некоторые советуют мне, как православной жене, везде за мужем следовать и во всем поддерживать, но тогда мы станем безумными кочевниками-бомжами. Помогите советом.

Психолог Сергей Белорусов:

– Вам, конечно же, стоит в первую очередь исходить из своих интересов, из того, что представляется разумным и комфортным в первую очередь для Вас и для Вашего потомства. Жертвовать собой можно только после того, как станешь собой.

Полагаю, что в выяснении проблем с мужем следует исходить из позиций:

  • с одной стороны полной самодостаточности;
  • неустанному приглашению к диалогу, к прояснению для него своей позиции.

При этом тон Вашего голоса не должен быть ни жалобным, ни страдальческим, ни просящим, ни требующим, ни взывающим, ни жалобным. Установить во взаимоотношениях культуру доброго, я бы сказал, этикетного общения – вот первостепенная Ваша задача. Она выполнима и по мере ее выполнения все может быть встанет на свои места.

Помощь ближним: забота или опека?

Где границы этой помощи, что мы делаем с любовью, а где мы «идем причинять добро». Всегда ли мы знаем, что необходимо нашему ближнему, или нам кажется, что мы знаем лучше. С точки зрения нашей христианской жизни, это очень важная тема.

Как помочь больному мужу, пребывающему в унынии?

Татьяна: Муж долгое время находится в состоянии болезни, лечение  не приносит результатов. Он человек верующий, но уныние подавляет веру. Порой даже перестает общаться со мной и ребенком.

Я хочу помочь: и молюсь, и стараюсь всячески помогать. Но му не становится легче ни физически, ни психологически.

  Как можно еще выразить свою солидарность, сочувствие, каким должно быть общение, чтобы человеку стало легче?

Психолог Сергей Белорусов:

– Ваш вопрос очень важен и для Вас, и для Вашего мужа, и для других женщин, оказавшихся в подобной ситуации. Поймите, что болезнь делает человека эгоистичным. По этому поводу, маленькая грустная метафора-шутка из Интернета:

Когда болеют женщины: “Милый, я скоро поправлюсь!” Когда болеют мужчины: с лицом измученным и серым, на белой смятой простыне, как жертва бешеной холеры, лежит коленями к стене. Протяжно стонет как при родах, трясется градусник в руках.

[attention type=green]

Вся скорбь еврейского народа застыла в суженных зрачках. По волевому подбородку, струится пенная слюна. Он шепчет жалобно и робко: «как ты с детьми теперь одна…» В квартире стихли разговоры, ночник горит едва-едва.

[/attention]

Темно, опущены все шторы, у мужа тридцать семь и два.”

Да, так оно обычно и происходит. Как быть? Решение одно: предоставить его самому себе. Да, да, да, сделать шаг в сторону от него. Только в одной надежде, что он потянется за Вами тогда и ему станет нужна и дорога Ваша помощь.

Не делайте ничего лишнего. Позвольте Богу вмешаться в Вашу семью. Оставьте свой излюбленный принцип: “Я делаю все что могу”, попробуйте делать только то, что Вам представляется необходимым. Тогда у Бога будет куда вмешаться, и где помочь, а то Вы, кажется, заполняете собой все пространство и мните себя чудотворицей и ропщете, что не получается.

Терпение оно и Иова спасло. Там ситуация очень похожая на Вашу. И, да, Вы в в своем стремлении самой сделать все и разочаровываться потом, что не получается, не одиноки.

Будьте первой, кто среди подобных Вам полагается на Творца, а не на себя. Уверен, что даже попытка этого откроет новые перспективы Вашего восприятия ситуации. И Вы своим опытом поможете другим.

А не для этого ли мы все живем?

Родители не видят во мне взрослого человека и решают за меня

Надежда: Мне 23 года, замужем. Мои родители никогда со мной не считались, а также постоянно давят, стараются слишком участвовать в моей жизни, обижаются, если я отдаляюсь на приемлемое для меня расстояние. Я всегда принимала это как должное, но в браке увидела ситуацию иначе и начала выстраивать границы, стремлюсь быть взрослее и увереннее.

Но вот с каждым случаем, когда настаивают на том, что мне видится неполезным, пытаясь надавить на мое чувство вины, не могу отвечать мягко и даже спокойно (и кажется, меня так попросту не услышат), начинаю злиться, говорить резко. Не хватает сил невозмутимо противостоять давлению.

Как быть? И можно ли что-то ответить, когда тебе говорят, что “появятся свои дети – поймешь”?

Психолог Марина Хромогина


– Очень неприятно, когда родители не считаются со своим ребенком и выросшим тоже, не видят в нём личность, не относятся уважительно. Из описанного Вами я поняла, что у Вас слабо развит навык уважительного конфронтирования, уверенности в том, что Вы имеете право с чем-то не соглашаться.

Возможно, Вам не просто говорить “нет” при отстаивании своей позиции без того, чтобы не чувствовать себя виноватой в том, что можете задеть оппонента, возможно Вам сложно жестко и уважительно остановить некомфортное общение. Может еще что-то. Спокойно конфронтировать и противостоять давлению можно научиться.

Но точно не за один день и не по переписке в интернете.

Границы очень важны. Вы пишите, что стремитесь быть взрослее. Вроде как соглашаетесь этой фразой с позицией Ваших родителей, что Вы на что-то еще не способны. На фразу типа “появятся свои дети – поймешь”, конечно, можно ответить и разными способами.

Всё зависит от того, какую цель Вы перед собой ставите в общении. Можно помягче, можно пожестче. Эта фраза относится к разряду устрашающих.

Её применяют как аргумент, когда не знают, как взаимодействовать уважительно с оппонентом, видят оппонента менее опытным, менее сообразительным, менее умеющим, чем сам.

Если Вас интересуют примеры ответа, то пожалуйста:

  • “Понимаю Ваше желание позаботиться обо мне, подстелить мне соломку, оградить меня от проблем в будущем. Спасибо. Я обязательно учту всё, что Вы говорите, по мере необходимости”.
  • “Если Вы хотите, чтобы я считалась с Вашим мнением, начните считаться с моим. Покажите мне пример.”
  • “Да, тут Вы правы, я многое пойму, когда появятся свои дети. А пока Вам придется потерпеть, что я что-то не понимаю. Выше своей головы не прыгнешь. Ведь только на личном опыте можно что-то понять.” и так далее…

Жить будущими перспективами

Екатерина: Прошу вашей помощи. Мой муж живет будущими событиями, которые еще не произошли. Дает обещания под какие-то ожидаемые в ближайшем будущем делами, занимает в долг под доходы, которые вот-вот ожидаются.

При этом он планирует свои действия и расходы в таких ситуациях, которые не зависят от него напрямую. Он предприниматель. Например, у него планируется сделка, через неделю ожидается платеж от партнера.

И он может запланировать поездку для всей семьи исходя из того, что через неделю будут деньги. Он нам объявит, друзьям, еще кому-то что-то пообещает. А через неделю деньги не приходят или вообще сделка расстраивается. И так происходит постоянно.

Но его это ничему не учит, он продолжает планировать и обещать под несостоявшиеся события. Думаю, излишним будет говорить, что в финансами в семье постоянно проблемы.

Психолог Сергей Белорусов:


– Да, бывают такие черты у людей – сверх-доверчивости, своего рода опьяненности перспективами, утратой трезвенного контроля над миром своих прожектов. Постарайтесь стать незаменимой помощницей мужу в выстраивании различных его бизнесов, вникайте во все детали, добейтесь одной из разновидностей семейного счастья – быть нужной ему в его работе.

Пусть ему понравится Ваш разумный подход, сопровождайте его во встречах с друзьями, проводите не менее часа в день, но каждый день в разговоре о его делах, о его планах на будущее. И только понесенный совместно крест экономической жизни семьи облагородит Вашего мужа и остановит его инфантильную привычку само-обольщаться достигнутыми якобы успехами.

Ранее любая добрая домохозяйка в семье имела ключи от всех кладовых. Идите таким путем, чтобы все ключи от бизнес-кладовых мужа были под Вашим мягким, бережливым но неусыпным контролем. И сохрани Вас Бог от сцен, разборок, упреков, и критики. Нежной, но железно оберегающей рукой ведите вместе с мужем корабль совместной жизни по непредсказумому житейскому морю.

Вкратце обобщая: Вмешивайтесь! Ласково но непреклонно! Во все, чтоб не было темных закоулков.

Источник: https://media.elitsy.ru/multimedia/problemy-semejnyh-otnoshenij-sovety-pravoslavnyh-psihologov/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: