Чем отличается местное управление от местного самоуправления

Содержание
  1. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.6. Местное самоуправление
  2.  Местное самоуправление (МСУ).
  3. Функцииместного самоуправления.
  4. Принципы местного самоуправления.
  5. 1.Непосредственное:
  6. 2.Через органы МСУ:
  7. Полномочия представительного органа:
  8. Полномочия исполнительного органа МСУ:
  9.  Отличия МСУ и местной власти.
  10. Законодательные основы местного самоуправления. 
  11.  Из Конституции РФ о МСУ.
  12. Разница между государственной и муниципальной властью
  13. Понятие и функции муниципальной власти
  14. Разграничение государственной и муниципальной власти
  15. Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие
  16. Местное самоуправление
  17. Структура
  18. Глава
  19. Контрольный орган
  20. Администрация муниципального образования
  21. Полномочия МСУ
  22. Муниципальное управление и местное самоуправление: понятие, принципы, законы
  23. В чем разница?
  24. Сделаем вывод
  25. Что происходит в отдельно взятом субъекте
  26. Вопрос автономии
  27. Категория принципов
  28. Принципы местного самоуправления
  29. Дополнительные принципы
  30. Принцип субсидиарности
  31. Категория муниципального управления
  32. Особенности руководства
  33. Дополнительные правила
  34. Заключительная часть
  35. Что такое органы местного самоуправления и их полномочия
  36. Основные моменты местного самоуправления
  37. Муниципальные объединения
  38. Особенности органов местного управления
  39. Идея создания
  40. Круг решаемых вопросов
  41. Устав органов местного самоуправления
  42. Объекты собственности и денежные средства
  43. Круг предоставленных полномочий
  44. Органы местного самоуправления в системе публичной власти
  45. — Местное самоуправление

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.6. Местное самоуправление

Чем отличается местное управление от местного самоуправления

  • Местное самоуправление. Сущность понятия.
  • Функции местного самоуправления.
  • Принципы местного самоуправления.
  • Формы участия населения в МСУ.
  • Полномочия органов МСУ.
  • Отличия МСУ и местной власти.
  • Законодательные основы местного самоуправления.
  • Из Конституции РФ о МСУ.

 Местное самоуправление (МСУ).

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.

Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Функцииместного самоуправления.

Функции – основные направления муниципальной деятельности, полномочия.

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (укрепление муниципальной демократии).
  • Создание условий для развития соответствующей территории.
  • Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
  • Обеспечение потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других услугах.
  • Охрана общественного порядка.
  • Защита интересов и прав МСУ, закреплённых Конституцией РФ.

Принципы местного самоуправления.

  • Самостоятельность решения населением всех вопросов местного самоуправления через органы местного самоуправления
  • Многообразие организационных форм местного самоуправления.
  • Организованное обособление МСУ в системе управления обществом и государством: органы МСУ не входят в систему государственной власти, структура МСУ определяется населением самостоятельно.
  • Соблюдение прав и свобод граждан.
  • Законность в организации и деятельности МСУ.
  • Гласность деятельности МСУ.
  • Коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ.
  • Соответствие полномочий МСУ материально-финансовым ресурсам (МСУ должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций).

1.Непосредственное:

  • участие в муниципальных выборах
  • участие в местных референдумах, собраниях, сходах граждан
  • внесение в органы МСУ проектов нормативно-правовых актов местного значения и др.

2.Через органы МСУ:

  • представительный орган (совет, дума, муниципальный комитет и др.) избирается городским или сельским населением;
  • исполнительный орган: мэр, староста, глава администрации и т.д. (выбирается непосредственно населением или представительным органом МСУ) и возглавляемая им администрация (отделы здравоохранения, образования, финансовый отдел и др.)

Полномочия представительного органа:

  • осуществляет правотворческую деятельность в объёме полномочий МСУ;
  • утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • осуществляет контроль за деятельностью главы МСУ.

Полномочия исполнительного органа МСУ:

  • осуществляет управление муниципальным хозяйством;
  • распоряжается имуществом и объектам муниципальной собственности;
  • разрабатывает местный бюджет и несёт ответственность за его исполнение;
  • осуществляет регулирование земельных отношений.

Законодательство МСУ допускает создание по месту жительства граждан (микрорайоны, кварталы, улицы) органов территориального самоуправления (советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и т.д.)

 Отличия МСУ и местной власти.

МСУМестная государственная власть.
Не входит в систему государственной власти.Входит в систему государственной власти.
Существует на общественных началах.Существует на деньги налогоплательщиков.
Выборные органы власти.В большинстве случаев назначаемые органы власти.
Имеют сроки полномочий.Если назначаемы, то срок полномочий не установлен.
Относится к институтам гражданского общества.Относится к государственным институтам.
РЕШЕНИЯ обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами МСУ, местной власти и гражданами.

Законодательные основы местного самоуправления. 

  • Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл. 8)
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.
  • Муниципальное право.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

 Из Конституции РФ о МСУ.

Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

  • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);
  • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
  • Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);
  • Конституция РФ гарантирует (ст. 133): судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-48/

Разница между государственной и муниципальной властью

Чем отличается местное управление от местного самоуправления

Определение 1

Государственная власть представляет отношения господства и подчинения, которые основаны на управлении, координации волевых действий людей и опираются на воздействие и возможность принуждения со стороны государства.

Государственная власть представляет собой вид социальной власти, но она основывается на подчинении своей воле с целью управления обществом и создания в нем порядка.

Основными признаками государственной власти являются (рис. 1):

  1. Публичный характер. Этот признак распространяется на всё общество, на всех его членов, все группы и организации людей.
  2. Политический характер. Суть этого признака состоит в том, что государственная власть является разновидностью политической власти и функционирует в обществе, разделенном на группы, классы, касты.
  3. Территориальность. Государственная власть действует в пределах определенной территории: общегосударственная – в пределах всего государства, региональная – в пределах субъекта федерации.
  4. Суверенность выражается в верховенстве внутри страны и независимости из вне. Верховенство – это возможность признать ничтожным проявление любой другой власти, а независимость – это самостоятельность принятия решений на международной арене.
  5. Легальность – это соответствие действующего законодательства Конституции РФ и основанность государственной власти на этом законодательстве.
  6. Легитимность – психологическая и нравственная характеристики государственной власти, которые влекут за собой доверие народа, соответствие его надеждам и ожиданиям и желание подчиняться этой власти.
  7. Законодательная прерогатива – заключается в существовании монопольного права на выработку юридических норм.
  8. Легальное употребление силы заключается в применении специально созданного правоохранительного аппарата (суда, армии, полиции).
  9. Государственное принуждение.
  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Государственная власть осуществляется с помощью различных способов и методов:

  • обычаев;
  • традиций;
  • авторитета;
  • ропаганды;
  • идеологии;
  • поощрения;
  • стимулирования;
  • рекомендаций и т.д.

Рисунок 1. Основные признаки государственной власти

В их числе есть специальные средства, которые присущи только государственной власти:

  1. механизм государства состоит из органов управления и принуждения, а также чиновников, осуществляющих управление;
  2. нормы позитивного права.

Замечание 1

Специальным методом государственной власти является государственное принуждение, которое включает прямое насилие и подавление.Структуру государственной власти составляют воля и сила.

Воля определяет сущность власти, потому что власть – это всегда проявление чьей-либо воли. Властвующим субъектом выступают индивид, группа людей, социальный класс, народ. В идеале государство должно выражать волю народа.

Сила претворяет волю в жизнь. Без силы воля не может воплотиться и воздействовать на поведение и деятельность людей. Сила государственной власти воплощается в механизме государства:

  • в органах управления (парламенты, правительства, министерства, суды, прокуратуры);
  • в органах принуждения (армия, полиция, внутренние войска);
  • в предприятиях, учреждениях и организациях государственного сектора, создающих материальную, финансовую и кадровую базу для государственных органов.

Государственная власть состоит из: законодательной, исполнительной и судебной.

Понятие и функции муниципальной власти

Определение 2

Муниципальная власть представляет разновидность публичной власти, которая связана с реализацией функций и полномочий местного самоуправления. Муниципальная власть реализуется органами местного самоуправления и основана на нормах права.

Муниципальная власть представляет собой форму общественных отношений. В этих отношениях деятельность одних субъектов влияет на деятельность других субъектов, изменяя или стабилизируя ее в соответствии со своими целями в рамках общенациональной политики.

Главной целью деятельности органов местного самоуправления является повышение уровня и качества жизни населения и обеспечение населения соответствующими муниципальными услугами высокого качества.

Основная цель муниципальной власти – реализация определенных интересов жителей, решение своими силами определенных проблем, возникающих в местном сообществе на определенной территории.

[attention type=yellow]

Муниципальная власть ориентирована на решение вопросов местного значения – основных проблем жизнедеятельности местных жителей и отдельных проблем общества в целом.

[/attention]

В этом заключается социальная направленность деятельности муниципальной власти.

Муниципальная власть является многофункциональным явлением.

Являясь самостоятельным видом публичной власти, она по своей сущности, природе и диапазону выполняемых функций является наиболее социально ориентированной формой осуществления публичной власти.

Она является мощным катализатором формирования гражданского общества, потому что способствует формированию у граждан чувства ответственности за решение местных проблем, тем самым повышая их гражданскую и социальную активность.

Рассматривая функции муниципальной власти, можно понять, насколько велика ее роль в процессе принятия вопросов местного значения, в гражданском обществе и государственном механизме.

Функции муниципальной власти зависят от национальных традиций и законодательства государства. Они характеризуют деятельность территориальных сообществ и других субъектов системы местного самоуправления.

Функции муниципальной власти характеризуют деятельность органов местного самоуправления и выражают сущность и назначение муниципальной власти.

Замечание 2

Следует отметить, что функции муниципальной власти:

  1. это основные направления, в первую очередь в реализации права человека на местное самоуправление;
  2. эти функции охватывают основные стороны социальной направленности муниципальной власти относительно вопросов местного значения;
  3. свидетельствуют о негосударственной природе муниципальной власти;
  4. определяют круг вопросов местного самоуправления;
  5. характеризуют материальное содержание деятельности субъектов местного самоуправления.

Итак, сущность муниципальной власти заключается в отражении воли и интересов местных жителей, обеспечении взаимодействия субъектов системы местного самоуправления друг с другом и с государством в процессе решения вопросов местного значения.

Разграничение государственной и муниципальной власти

Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

Принципу разграничения государственной и муниципальной власти соответствуют следующие характеристики:

  1. Правовая природа местного самоуправления, о которой сказано в Конституции РФ. Правом на местное самоуправление обладает каждый человек, который проживает на территории муниципального образования.
  2. Местное самоуправление является формой осуществления власти народа. Субъектом муниципальной власти является население муниципального образования, а субъектом государственной власти выступает весь народ.
  3. Население самостоятельно решает вопросы местного значения, ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Следовательно, местное самоуправление решает только вопросы местного значения.
  4. Отграничение системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Его полномочия ограничиваются местным бюджетом, управлением муниципальной собственностью, строительством, жилищным хозяйством, коммунальным, бытовым и торговым обслуживанием населения, охраной общественного порядка.
  5. Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий означает, что при осуществлении своих прав они не подчиняются органам государственной власти.
  6. Тесная связь между системой государственной власти и местным самоуправлением. Это проявляется в том, что:
    • во-первых, органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями, которые сопровождаются обязательной передачей материальных и финансовых средств для их осуществления;
    • во-вторых, государство санкционирует акты органов местного самоуправления, которые принимаются в пределах их предметов ведения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zakonodatelnaya_osnova_deyatelnosti_organov_mestnogo_samoupravleniya/raznica_mezhdu_gosudarstvennoy_i_municipalnoy_vlastyu/

Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие

Чем отличается местное управление от местного самоуправления

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

[attention type=red]

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

[/attention]

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов.

Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами.

Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

[attention type=green]

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным анием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

[/attention]

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • ание;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Источник: https://uristi.guru/zakon-i-pravo/organy-mestnogo-samoupravleniya-eto-kakie-organy.html

Муниципальное управление и местное самоуправление: понятие, принципы, законы

Чем отличается местное управление от местного самоуправления

В данной статье рассмотрим основы муниципального управления и местного самоуправления. Разберем термины, ключевые особенности, принципы и законы.

Целесообразно обратить внимание на то, что понятия местного самоуправления и муниципального управления в настоящее время зачастую смешивают. Однако такой подход является неправомерным. Именно поэтому для начала коснемся вопроса разницы между муниципальным управлением и местным самоуправлением.

В чем разница?

Следует отметить, что вопрос касательно различий между названными категориями весьма сложный. Причиной тому служат разные мнения по этому поводу. Рассмотрим наиболее распространенное из них. Ключ к понимаю можно отыскать в субъектах муниципального управления и местного самоуправления. Так, в субъекты последнего целесообразно включить:

  • Население муниципального формирования.
  • Муниципальные структуры.
  • Муниципальных должностных лиц.

Что касается субъектов муниципального управления, то картина вырисовывается следующая:

  • Муниципальные структуры.
  • Муниципальные должностные лица.

Сделаем вывод

Объекты категорий муниципального управления и местного самоуправления одинаковы. Это не что иное, как муниципальные образования. Так, по причине большего количества субъектов управления целесообразно сделать умозаключение: местное руководство является более широким понятием, чем муниципальное.

Кроме того, следует заметить, что ключевым действующим лицом, которое осуществляет местное самоуправление опосредованно (посредством муниципальных структур, выборных и других должностных лиц) и непосредственно (иными словами, выборы, референдум, сходы граждан и прочее) считается население муниципального формирования.

Муниципальное управление осуществляется органами конкретного места, а также отдельными должностными лицами.

Что происходит в отдельно взятом субъекте

Итак, мы рассмотрели соотношение муниципального управления и местного самоуправления. Далее целесообразно разобрать категории по отдельности.

Под местным самоуправлением следует понимать одну из разновидностей законодательно установленного руководства общественными делами относительно локального сообщества граждан.

В соответствии с ФЗ «О местном самоуправлении» оно является самостоятельной деятельностью населения, которая связана с решением вопросов локального уровня. Организуется такое действие, исходя из интересов общества, его исторических и других традиций местного значения. Кроме того, оно считается автономным.

Вопрос автономии

Стоит заметить, что согласно ФЗ «О местном самоуправлении» его автономия отличается относительным характером. Почему именно так.

Дело в том, что самоуправление местного плана существует и функционирует в системе связей общего типа и отношений, связанных с руководством населением в рамках определенного государства.

Будучи частью целого, оно по принципам теории систем при любых обстоятельствах будет подчиняться общесистемным качественным характеристиками.

[attention type=yellow]

Еще одним фактором служит то, что юридические принципы в плане организации и последующей деятельности локального плана устанавливаются именно государственной властью, в частности, законами, принятыми ее органами (основным является ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

[/attention]

Кроме того, материальные основы рассматриваемой категории во многом зависят от государства. Существенная доля финансовых средств, которые необходимы структурам местного самоуправления, исходит именно от него.

И наконец, избранные руководители локального уровня (то есть бургомистры, мэры и так далее) в зарубежных странах, как правило, утверждаются как представители власти на местах.

Здесь они исполняют целый ряд общегосударственных функций, а также являются ответственными за это непосредственно перед государственными структурами.

На территории РФ данный вопрос решен иным образом: некоторые функции передаются местным органам исключительно с их согласия, причем за реализацию они также несут ответственность именно перед государством.

Так, местное самоуправление — это власть, которая наделена не только территориальной ограниченностью, но ограниченностью в плане круга полномочий. Ее структуры имеют право принимать решения касательно вопросов местного уровня согласно закону. В унитарном государстве данный закон принимается его парламентом.

Категория принципов

Под принципами местного самоуправления следует рассматривать условия (требования), которые предусмотрены федеральными законами.

Именно они определяют корни локального метода, его роль и место в общественной системе, порядок и основания формирования, дальнейшей деятельности описываемых структур, а также юридические гарантии и механизмы осуществления гражданского права на местах. Рассмотрим наиболее значимые принципы.

Принципы местного самоуправления

На сегодняшний день принято выделять следующие категории:

  • Принцип самостоятельности в границах его полномочий. Он текстуальным образом закреплен в Конституции РФ. Данный принцип распространяется на всю базу локального самоуправления. Он проявляется в качестве правовой, экономической, организационной и финансовой самостоятельности в плане решения вопросов местного уровня.
  • Сочетание демократии представительного типа с формами прямой реализации волеизъявления людей. Правило выражается во взаимообусловленности и органической связи реализации локального самоуправления людьми посредством выборов, референдума, иных форм волеизъявления.
  • Исключение подчиненности одного муниципального образования иному в границах своей компетенции.
  • Обязательный характер наличия представительной структуры местного самоуправления в образовании муниципального типа или реализация его полномочий путем собрания (схода) граждан.

Дополнительные принципы

В соответствии с ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» среди дополнительных принципов следует отметить следующие:

  • Приоритетное значение представительных структур местного самоуправления в общей системе органов. Стоит отметить, что их ключевая роль обусловлена в первую очередь тем, что структуры представительного типа выражают волю общества муниципального образования в общем, придают ей общеобязательные черты и реализуют власть от его имени.
  • Гласность деятельности, связанной с осуществлением локального руководства.
  • Максимальное обеспечение структурами государственного управления муниципальным образованиям бюджетов местного уровня.
  • Гарантированность со стороны государства минимальных социальных стандартов, связанных с удовлетворением ключевых жизненных потребностей общества, обеспечение которых относится к ведению муниципальных формирований.
  • Гарантии со стороны государства и поддержка локального управления.

Принцип субсидиарности

И наконец, рассмотрим принцип субсидиарности, то есть сотрудничества и взаимодействия местного самоуправления со структурами государственной власти в плане обеспечения жизнедеятельности общества.

Он основывается в первую очередь на единстве источника управления, функций, задачи и целей, на взаимной ответственности, связанной с соблюдением и защитой свобод и прав гражданина и человека, на формировании условий, которые обеспечивают свободное развитие и достойную жизнь человека.

Стоит отметить, что в зарубежных странах законы и правила локального руководства не являются застывшей догмой. Они весьма мобильно изменяются согласно развитию государства и общества.

Тенденциями развития в других странах необходимо считать взаимопроникновение принципов и идей из разных моделей и теорий локального управления, а также универсализацию правил на основе международно-правовых актов.

Категория муниципального управления

В процессе рассмотрения системы муниципального управления и местного самоуправления перейдем к следующей категории. Первое понятие в различных публикациях можно трактовать неодинаково.

В научном ключе первый вид трактуется как составная часть науки, изучающей понятие в сложных системах социально-экономического типа, и в то же время как составляющая муниципальной науки, касающейся локального самоуправления.

Речь идет о комплексном рассмотрении, включающем компоненты ряда экономических, юридических, социологических, демографических дисциплин, маркетинга, эффективного менеджмента и ряда других. Подобный характер науки касательно управления отражает многогранные особенности непосредственно муниципальной деятельности.

Особенности руководства

Направлениям деятельности органов местного самоуправления и муниципального управления свойственны свои черты. Во втором случае важны следующие:

  • Наличие определенных критериев эффективности. Основная черта муниципального управления заключается в том, что если муниципалитет — это не что иное, как организация, которая преследует некоммерческие (социальные) цели, то критерием эффективности его работы не может считаться максимум прибыли или доходов бюджета. В хозяйственном обществе уровень заработной платы отражается на расходах: чем ее уровень выше, тем при других равных факторах будет ниже эффективность деятельности и прибыль предприятия. В муниципальном формировании под ростом доходов населения следует понимать одну из самых важных управленческих задач.
  • Роль индивида, который является участником процесса. Общество в муниципальном управлении играет одновременно три роли: цель, субъект и объект управления. Подобного подхода нет ни в одной другой разновидности руководящей деятельности.
  • Под местным сообществом следует понимать основную ресурсную составляющую муниципального управления, которое базируется на желаниях, энергии, потребностях, воле, трудовой деятельности, интеллекте, а зачастую и денежных средствах отдельных индивидов. Поэтому на муниципальном уровне принятие и дальнейшее осуществление управленческих решений реализуется иначе, чем на уровне государства.

ФЗ «О муниципальной службе», Конституция РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляют правила локального самоуправления, носящие общий характер и присущие как муниципальному управлению, так и системе местного руководства субъектом в целом. Исходя из специфики категории, ее законы можно сформулировать таким образом:

  • Самостоятельность в решении вопросов на местном уровне.
  • Обособление локальных структур в организационном плане в системе государственного управления и взаимодействие с государственной властью в реализации функций и задач.
  • Соответствие финансовых и материальных средств полномочиям структур местного самоуправления.
  • Многообразие форм организации в плане реализации муниципального управления.
  • Ответственность должностных лиц и структур локального самоуправления непосредственно перед населением.

Дополнительные правила

В процессе рассмотрения законов муниципального управления и местного самоуправления целесообразно отметить дополнительные принципы первой категории:

  • Соблюдение свобод и прав гражданина и человека.
  • Законность в плане организации и дальнейшей деятельности структур локального самоуправления.
  • Гласность деятельности локальных органов.
  • Единоначалие и коллегиальность в работе структур местного самоуправления.
  • Гарантия муниципального управления со стороны государства.

Заключительная часть

Итак, мы в полной мере рассмотрели категории муниципального управления и местного самоуправления, их принципы и законы функционирования, а также основные особенности.

Стоит отметить, что только руководствуясь всем комплексом ключевых принципов, которые обозначены в статье можно в полной мере обеспечить рациональный подход к управлению.

Стоит отметить, что именно в единстве исполнения всех правил и законов можно обеспечить достижение высоких итоговых результатов в развитии местных структур и муниципальных образований.

Источник: https://FB.ru/article/465695/munitsipalnoe-upravlenie-i-mestnoe-samoupravlenie-ponyatie-printsipyi-zakonyi

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Чем отличается местное управление от местного самоуправления

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Что такое органы местного самоуправления?

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Отечественная вертикаль власти состоит из государственной, местной и субъекта РФ

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти — народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

МетодХарактеристики
№1Касается видов прямого волеизъявления:
  • участие в референдумах и собраниях местного значения;
  • избрание главы администрации;
  • обращение в самоуправленческие инстанции;
  • формы, установленные законодательными актами Калининградской области, такими как митинги и т.д.
  • №2Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны:
  • принимать во внимание общественное мнение;
  • реагировать на жалобы;
  • выслушивать предложения;
  • составлять отчетность по проведенной работе;
  • встречаться с представителями народа;
  • выступать с отчетами. В случае игнорирования этих обязанностей возможно привлечение к дисциплинарной или административной ответственности, а также отзыв с занимаемого поста.
  • Круг решаемых вопросов

    Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

    Круг рассматриваемых вопросов:

    • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
    • забота об общественном порядке;
    • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
    • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
    • строительство дорожных полотен;
    • налаживание коммунальных услуг;
    • благоустройство территориальных единиц.

    Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

    Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

    • трещины в стенах построек;
    • отключение воды вне графика;
    • нехватка игровых площадок для детей;
    • незакрытые люки;
    • накопившийся в больших количествах мусор.

    Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

    Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти

    Устав органов местного самоуправления

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

    Объекты собственности и денежные средства

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией

    Круг предоставленных полномочий

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    Основные моменты:

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное

    Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

    • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
    • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
    • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

    Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

    1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
    2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

    Последний повсеместно представлен на территории РФ.

    Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

    Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

    Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

    Структурная единицаОписание
    Локальная администрация1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения. 2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа. 4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
    Представительный орган1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа. 2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного ания. 3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов. 4. Численный состав определяется Уставом. 5. Вопросы решаются коллегиально. 6. В компетенции находятся:
  • принятие устава;
  • утверждение бюджета;
  • ведение сборами и налогами местного значения.
  • Глава1. Считается высшим должностным лицом.2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией. 3. Эта должность подконтрольна населению. 4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
    Контрольный орган1. Учреждается Уставом. 2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата. 4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

    Административная структура формируется представительным органом

    Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

    — Местное самоуправление

    Источник: https://yr-expert.com/chto-takoe-organy-mestnogo-samoupravleniya/

    Ваш юрист
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: