Как планировать работу логопеда

Содержание
  1. Логопедические занятия в детском саду: образец анализа, пример конспекта по ФГОС и прочее
  2. Логопедические занятия: теоретический аспект
  3. Таблица: задачи логопедических занятий
  4. Виды логопедических занятий
  5. Как логопеду индивидуализировать задания?
  6. Мотивирующее начало логопедических занятий
  7. Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп
  8. : открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»
  9. Как организовать работу логопеда
  10. Какую зарплату установить
  11. Какой отпуск предоставить
  12. Программа логопедической коррекционной работы
  13. Гайтановой  Ляйсан Фанисовны
  14. Документация и организация работы
  15. Задачи:
  16. Основные задачи коррекционных занятий:
  17. Задачи :
  18. ЛОГОПЕД.РУ: Планирование логопедических занятий
  19. Планирование занятий с детьми школьного возраста
  20. Индивидуальное планирование
  21. Разное
  22. Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС
  23. Организация логопедической работы в ДОУ
  24. Для чего нужен логопед в детском саду
  25. Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
  26. Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
  27. Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
  28. Педагогическое кредо учителя-логопеда
  29. Расписание занятий логопеда в детском саду
  30. Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
  31. Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
  32. Индивидуальные занятия
  33. Групповые занятия
  34. Фронтальные занятия
  35. Логопедическая карта обследования дошкольника
  36. Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
  37. Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

Логопедические занятия в детском саду: образец анализа, пример конспекта по ФГОС и прочее

Как планировать работу логопеда

Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения.

У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий.

Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.

Логопедические занятия: теоретический аспект

Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно.

Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно.

Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.

[attention type=yellow]

В раннем детстве речевые умения формируются как имитация речи взрослых

[/attention]

Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед — это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонетического слуха — различения звуков;
  • формирование и совершенствование импрессивной речи — понимания слышимого.

Обучение правильному произношению — одно из направлений работы логопеда

Первичный осмотр ребёнка логопедом происходит перед поступлением в детский сад. Он составляет заключение об уровне речевого развития и имеющихся нарушениях, фиксирует в медицинской карте.

К сожалению, родители зачастую не обращают внимания на заметки этого специалиста.

И причиной тому то, что логопеды в государственных поликлиниках сразу предупреждают: заниматься коррекцией будем ближе к школе, с 5 лет.

Путёвку в садик для сына мы получили, когда ему уже исполнилось 3 года. Мы решили пройти медицинскую комиссию одновременно с ним и с дочкой (1 год 10 месяцев), чтобы она пошла в группу кратковременного пребывания в том же ДОУ.

В поликлинике логопед отказал в приёме дочери: «Осуществляется осмотр детей 3 лет и старше». Карту специалист заполнил только на сына, прокомментировав, что картина печальная: много звуков ребёнок произносит неправильно, какие-то и вовсе «проглатывает». В занятиях было отказано: придёте в 5 лет.

Нам повезло тогда в том, что в детском саду оказался прекрасный логопед.

К замечаниям логопеда в поликлинике следует относиться серьёзно, но и паниковать не стоит — речевые нарушения корректируются

Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию.

Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»).

По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.

[attention type=red]

Решением психолого-педагогической комиссии ребёнок направляется в логопедическую группу или коррекционный садик

[/attention]

Общеобразовательные детские сады работают по программам («Радуга», «От рождения до школы»), не учитывающим потребности детей с речевыми нарушениями. Обучение воспитанников с речевой патологией выстраивается по коррекционно-развивающим программам:

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
  • О. Киреева «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
  • Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» и др.

Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.

В логопедической группе свой темп обучения и много коррекционных занятий

Цель логопедических занятий — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля.

Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз).

При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.

Логопедические занятия в младших группах увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников

Таблица: задачи логопедических занятий

В логопедических занятиях сочетаются коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей

Виды логопедических занятий

  1. Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются.

    На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

    Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю.

    По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.

    В нашем детском саду нет логопедической группы для детей младше 5 лет. С 4 лет мой сын ходил на индивидуальные занятия в логопедический кабинет. Педагог настоятельно рекомендовала мне прийти на любое занятие.

    Это был важный опыт, потому что с выполнением специальных упражнений я знакома не была. Заниматься же сын должен был не только в понедельник и четверг у Ольги Владимировны, но и ежедневно дома по памятке. Мой совет родителям, чьи дети занимаются с логопедом, — приходите посмотреть на артикуляционные упражнения, чтобы не допустить ошибок в домашних занятиях.

    Индивидуальные занятия эффективны благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить разнообразные упражнения

  2. Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий — в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.
    Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:
    • искажение звуков: щёчные [ш], [ж];
    • тахилалия или брадилалия: ускоренный и замедленный темпы речи;
    • фонетико-фонематическое недоразвитие: неспособность определять звуковой состав слова.Подгрупповые занятия дают возможность проводить совместные игры, развивать навык общения со сверстниками
  3. Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем.
    Типы фронтальных занятий для логогруппы:
    • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
    • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
    • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний.Когда моему сыну исполнилось 5 лет, нас направили на специальную комиссию, сына определили в логопедическую группу. Раз в неделю с ним занимается логопед индивидуально. Два-три занятия проводятся в составе подгруппы в логопункте. Чаще всего дети занимаются всей группой в первой половине дня. Фронтальные занятия проводит логопед или один из воспитателей с дополнительной специальностью.На фронтальных занятиях присутствуют все воспитанники логогруппы, выполняются задания одинаковые

Как логопеду индивидуализировать задания?

Уровневая дифференциация заданий способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием.

Индивидуализация заданий на фронтальных занятиях применяется, когда одни из воспитанников уже имеют успех в преодолении какого-либо недостатка.

Этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности.

Например, фронтальное занятие в подготовительной группе посвящено анализу звукового состава слова: ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком. Воспитатель делит группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов.

— Синяя команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ ([г]! [c’]).

— Зелёная команда, назовите мягкий согласный в этом слове ([с’]).

Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков и требует достаточного развития слухового восприятия и памяти.

Реализуется индивидуально-личностный подход в играх-инсценировках на занятиях по развитию связной речи. Дети имеют общую цель — воспроизвести знакомых сюжет (обычно сказочный) при помощи диалогов.

[attention type=green]

Ребята старшего возраста самостоятельно распределяют роли персонажей в соответствии с возможностями и симпатиями: «Мне хочется исполнить в сказке роль Машеньки, но сомневаюсь, что справлюсь с её словами. Лучше я сыграю медвежонка, он мне тоже нравится».

[/attention]

Для воспитанников младшей и средней логопедических групп педагог назначает роли с учётом умений подопечных.

Логопед осуществляет регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, определяет склонности детей. Если ребёнок любит изодеятельность, ему чаще предлагаются задания что-то нарисовать, соединить точки, обвести трафарет и раскрасить картинку.

К подобным упражнениям подбирается речевая составляющая по теме фронтального занятия. Дети, имеющие склонность к какой-либо тематике (космос, животные, принцессы, роботы), работают с любимым лексическим и наглядным материалом. Индивидуализировать задания несложно, если хорошо знаком с ребятами.

Подготовка подобных заданий — показатель мастерства логопеда.

https://www.youtube.com/watch?v=Wf79ooT-lO4

Индивидуализировать задание — значит учесть способности и интересы каждого

Мотивирующее начало логопедических занятий

Результативность коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости воспитанников.

У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную информацию.

Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный процесс.

С первых минут дети вовлекаются в обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся разнообразными методами:

  • изучение наглядных материалов (иллюстрации, мини-выставки, макеты);
  • привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки, прибаутки, загадки по теме);
  • просмотр короткого видеоролика или презентации;
  • проведение познавательной беседы;
  • включение в игровую форму занятия;
  • создание проблемной или сюрпризной ситуации.

От степени мотивации в начале занятия во многом зависит результат всей работы

Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп

Изучение необычных наглядных материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию

: открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»

httpv://www..com/watch?v=embed/szsbrr7Bbq8

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/analiz-logopedicheskogo-zanyatiya-v-detskom-sadu-obrazets.html

Как организовать работу логопеда

Как планировать работу логопеда

На должность учителя-логопеда принимайте специалиста, который имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии. Требований к стажу нет (раздел III ЕКС работников образования).

Проверьте, чтобы в дипломе кандидата было указано, что он обучался по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Специальность может быть любой. Закон к ней требований не предъявляет.

Институт новых технологий в образовании предлагает дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации:

Смотреть полный список программ здесь

Какую зарплату установить

Зарплата учителя-логопеда зависит от объема работы и состоит из трех частей: оклада (ставки), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Оклад

Оклад учителя-логопеда рассчитывайте с учетом нагрузки за ставку. Норма часов педагогической работы за ставку учителя-логопеда – 20 часов в неделю (п. 2.3 приложения № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Нагрузку считайте в астрономических часах без учета перерывов, перемен и динамических пауз.

Зафиксируйте размер оклада в системе оплаты труда организации. Укажите, что должность учителя-логопеда относится к 4-му квалификационному уровню ПКГ должностей педагогических работников. Впишите размер оклада в трудовой договор с работником.

[attention type=yellow]

Если в организации много детей, которым нужна помощь логопеда, и специалист хочет увеличить свой объем работы, то оформите дополнительное соглашение. Оплачивайте педагогическую работу сверх нормы часов пропорционально фактически отработанному времени.

[/attention]

За основу возьмите размер ставки (прим. 4 к приложению № 1 к приказу Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601).

Например, если логопед согласен работать не 20, а 25 часов в неделю, то оклад за ставку разделите на 4 и выплатите эту сумму дополнительно к основному окладу.

Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации

Компенсационные выплаты

Обязательно выплачивайте компенсационные выплаты, которые установило законодательство:

  • за вредные условия на рабочем месте по результатам СОУТ;
  • работу в местности с особыми климатическими условиями;
  • работу сверхурочно, в ночное время и в нерабочие дни;
  • отраслевые особенности

Примеры отраслевых особенностей приводит Минобрнауки в письме от 29.12.2021 № ВП-1992/02. Например, доплачивайте логопеду за заведование логопунктом, работу с учащимися и воспитанниками с ОВЗ или нуждающимися в длительном лечении, работу в учреждении, которое расположено в сельской местности.

В коллективном договоре и системе оплаты труда можете установить дополнительные компенсационные выплаты – сверх тех, которые установило законодательство. Размеры надбавок установите самостоятельно в конкретных величинах или в процентах от ставок и должностных окладов педагогических работников.

Стимулирующие выплаты

Назначьте логопеду доплаты и надбавки стимулирующего характера в виде разовых премий или регулярных выплат. В положении о системе оплаты труда установите показатели и критерии оценки эффективности деятельности педагога.

Какой отпуск предоставить

Предоставьте учителю-логопеду удлиненный ежегодный отпуск. Его продолжительность зависит от типа образовательной организации и контингента, с которым работает логопед. Подробности смотрите в таблице.

Продолжительность отпуска учителя-логопеда

Тип организацииС кем логопед проводит занятияКоличество дней отпуска за год
Детский садОбычные дети42
Дети с ОВЗ (вместе с обычными детьми или без них)56
ШколаНе имеет значения56

Законодательство не определяет, как рассчитывать отпуск логопеду в детском саду, если он не всегда работает с воспитанниками с ОВЗ. Рассчитывайте отпуск за каждый год работы.

Если в этот период логопед занимался с ребенком с ОВЗ, то предоставьте работнику 56 дней отпуска. Вычленять время непосредственной работы с воспитанником с ОВЗ и рассчитывать отпуск пропорционально этому времени не надо.

В противном случае ГИТ может посчитать, что вы ухудшаете условия для работника.

Учтите, что логопеду детского сада можно увеличить отпуск, если он работает с воспитанниками, которые имеют заключение ПМПК. Только в этом случае их можно считать детьми с ОВЗ.

Ситуация: имеет ли учитель-логопед право на досрочную пенсию

Да, имеет.

Источник: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/kak-organizovat-rabotu-logopeda

Программа логопедической коррекционной работы

Как планировать работу логопеда

Каталог всероссийских профессиональных конкурсов для педагогов

Программа международных педагогических конкурсов

Конкурсы для преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ

Педагогические конференции, Конференции для школьников и студентов

автор: Гайтанова Ляйсан Фанисовна

Учитель — логопед МБОУ СОШ села Павловка Нуримановского района

Программа логопедической коррекционной работы

Гайтановой  Ляйсан Фанисовны

Структура программы логопедической коррекционной работы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Основные задачи логопедической коррекционной работы.
  3. Этапы реализации программы коррекционной работы
  4. Направления коррекционной работы учителя–логопеда.
  5. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей.
  6. Планирование коррекционной работы учителя – логопеда с группами учащихся с речевым недоразвитием. 

6.1 Перспективный план работы с детьми по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах.

6.2 Годовой план учебно – методической работы

6.3 Тематическое планирование по группам.

6.4 Планирование индивидуальных коррекционных занятий.

  1. Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «ФНР».
  2. Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «ФФНР: акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания)».
  3. Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Нерезко выраженное ОНР (НОНР)».
  4.  Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Общее недоразвитие речи (ОНР)».
  5.  Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1 классов.
  6.  Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2- 4 классов.
  7.  План работы с родителями. 
  8.  План работы с педагогами. 
  9.  План совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда.
  10.  Методическая тема учителя – логопеда.
  11. Описание ценностных ориентиров содержания  коррекционной программы
  12.  Характеристика модулей коррекционной работы
  13.  Организация и проведение логопедических занятий
  14. Результаты освоения программы по коррекции нарушений речи у младших  школьников.
  15.  Литература.

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

https://www.youtube.com/watch?v=BGiId45te7g

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Описание места программы   в учебном плане 

Вся рабочая программа рассчитана   на год. Состоит из трех модулей:

— I модуль: Диагностико-проектировочная деятельность /1-15 сентября, 15 -31мая/.

— II модуль: Консультативно-методическая работа  /в течение учебного года/.

— III модуль: Коррекционно-логопедическая деятельность /с 16  сентября по 15 мая/

— предупреждение нарушения письма и чтения (1 класс)

— коррекция нарушения письма и чтения (2-4 класс)

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ  «Об образовании» 2014 года № 273-ФЗ  от 21.12.2012 г. 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373) введен в действие с 1 января 2010 года)

Источник: https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BB-%D1%84-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0/

Документация и организация работы

Как планировать работу логопеда

  1. Ежедневный план работы
  2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
  3. Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
  4. График работы — Смотреть*, расписание занятий — Смотреть*
  5. Речевые карты — Смотреть*, протоколы к речевым картам — Смотреть*
  6. Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
  7. Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
  8. Паспорт кабинета — Смотреть*
  9. Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть*, 2 —  Смотреть*
  10. Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
  11. Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
  12. Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт

 Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :

  • Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
  • Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)

Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику.

Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.

Цель работы логопедического пункта:

  • коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Этапы работы :

I этапдиагностический(1 сентября – 15 сентября)

II этапкоррекционный (15 сентября – 15 мая)

III этапоценочный (15 мая – 31 мая)

I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Задачи:

  • выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • определение структуры речевого дефекта;
  • формулировка речевого диагноза;
  • планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)

Основные задачи коррекционных занятий:

  • формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
  • развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
  • формирование лексико — грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

 III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)                                               

Задачи :

  • проведение анализа коррекционной и учебно – воспитательной работы;
  • выводы и рекомендации на основе анализа;
  • определение перспективы дальнейшей работы.

Источник: http://logopedushka.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/

ЛОГОПЕД.РУ: Планирование логопедических занятий

Как планировать работу логопеда
Индивидуально–подгрупповое планирование занятий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Первое полугодие (октябрь, ноябрь, декабрь).

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам в старшей группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР.

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам в подготовительной группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР.

Логопедическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи III уровня в образовательном процессе ДОУ.

Взаимосвязь в работе учителя – логопеда с родителями в группе для детей с ОНР.

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе группе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.

План коррекционно-развивающей работы по теме: “Развитие пространственного ориентирования у старших дошкольников”.

[attention type=red]

Календарно-тематический план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.

[/attention]

Цикл семинаров-практикумов для родителей “Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в детском саду и дома”.

Планирование занятий с детьми школьного возраста

Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников (1–4 классов).

Индивидуальное планирование

Перспективный индивидуальный план по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром в интегрированной группе для детей с трудностями в обучении 4 – 5 лет (1 год обучения) в первом полугодии учебного года.

Перспективный индивидуальный план работы по обучению игре в интегрированной группе для детей с трудностями в обучении 4 – 5 лет (1 год обучения) в первом полугодии учебного года.

Перспективный индивидуальный план работы с ребёнком интегрированной группы для детей с трудностями в обучении 4 – 5 лет (1 год обучения) по элементарным математическим представлениям в первом полугодии учебного года. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа. План индивидуальной работы с уч-ся 1 класса. Индивидуальные планы работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Разное

План по самообразованию учителя-логопеда.

План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса. Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе.

Поэтапно–перспективный план логопеда по коррекционно-речевой работе в подготовительной к школе группе “Малышок”.

Перспективное планирование театральной студии “Золотой ключик” (2009–2010 учебный год) Авторская учебно-методическая разработка “Хочу все знать” для детей подготовительной группы компенсирующей направленности.

Программа внеурочной деятельности “Мир удивительных слов”, кружок общеинтеллектуального направления.

План работы кружка «Словаренок» для детей логопедической группы с ОНР (2 год обучения).

Программа “Гарденотерапия”. Первое направление работы – «Комнатное цветоводство»..

Планирование занятий по развитию фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов ИКТ..

Программа индивидуально – ориентированной корреционноразвивающей работы по формированию правильного звукопроизношения и фонематической стороны речи.

[attention type=green]

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ на 2015-2021 учебный год..

[/attention]

Планирование непосредственно образовательной деятельности с элементами песочной терапии воспитанников старшей группы..

Перспективный план работы учителя-логопеда логопункта с родителями на 2015 -2021 учебный год.

Проект Чудесные листочки. Лексическая тема: Деревья..

Источник: https://www.logoped.ru/plan.htm

Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС

Как планировать работу логопеда

Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ.
Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

  • Помощь в постановке звуков.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развивает память и внимание.
  • Учит правильной постановке предложения.

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек.

  Современные теории и методики речевого развития детей

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Гимнастика для улучшения речевой функции

Расписание занятий логопеда в детском саду

Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.

Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).

Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей

Формирование речи ребенка происходит постепенно.

Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.

  Развитие речи ребенка до года

Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.

Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.

Групповые занятия

Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.

Фронтальные занятия

Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.

Индивидуальные занятия

Логопедическая карта обследования дошкольника

После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике.  Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.

Занятия для развития мышления

Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

В нем описаны необходимые занятия:

  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
  • Изучение фонетики.
  • Коррекция предложений и слов.
  • Уроки лексики и грамматики.
  • Улучшение связи между словами.
  • Общение с психологом.
  • Подготовка к письму.
  • Игры для развития мелкой моторики.

Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/individualnyj-plan-logopediceskoj-raboty-na-kazdogo-rebenka

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: