Как помочь 12 ребёнку.

Содержание
  1. С 6 до 12: как помочь ребенку учиться
  2. Как помочь ребенку с учебой: 5 советов родителям
  3. Подготовьте первоклассника к школе
  4. Подогрейте интерес к науке
  5. Научите основам тайм-менеджмента
  6. Помогите справиться со стрессом
  7. Объясните сложную тему
  8. Как заставить подростка соблюдать ваши правила. Воспитание подростка
  9. Нужно ли наказывать
  10. Как наказывать
  11. Как составить внутрисемейную систему правил
  12. Почему правила — это не навсегда
  13. Как заинтересовать ребенка учебой, если он не хочет учиться?
  14. Типы учебной мотивации
  15. Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 
  16. Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
  17. Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
  18. Совет 4. Отвечайте на все вопросы
  19. Совет 5. Формируйте правильное окружение
  20. Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
  21. Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
  22. Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего
  23. Сравнивать с «сыном подруги»
  24. Переходить на личность
  25. Перегружать учёбой
  26. Продолжать ходить в обычную школу
  27. Как правильно помогать ребенку с уроками? ⋆ MAXIMUM Блог
  28. Концепция «ленивый родитель»
  29. Начальная школа
  30. Переход к самостоятельности
  31. Расстановка приоритетов
  32. Полезно ли помогать ребенку с уроками?
  33. Как помогать ребенку с уроками? Самое важное

С 6 до 12: как помочь ребенку учиться

Как помочь 12 ребёнку.
29.07.20 11:46 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/s-6-do-12-kak-pomoch-rebenku-uchitsya/

Как помочь ребенку с учебой: 5 советов родителям

Как помочь 12 ребёнку.

Ирина Балманжи

Безусловно, школа несет свою долю ответственности за образование и воспитание детей, но многое зависит и от семьи. Родители допускают ошибку, когда навязывают ребенку чрезмерный контроль, выполняют за него домашние задания или слишком строго относятся к оценкам. Однако совсем отстраняться от учебного процесса тоже было бы неразумно.

Хотите помочь ребенку с учебой? Следуйте нашим рекомендациям.

Подготовьте первоклассника к школе

Первый год очень важен. Чем комфортнее ребенку с самого начала, тем выше вероятность, что он не будет испытывать неприязни к учебе в дальнейшем.

Чтобы первоклассник быстрее адаптировался, нужна предварительная психологическая подготовка. Ему будет проще привыкнуть к новым условиям, если вы еще до начала учебного года поиграете в школу; покажете, как собирать портфель; объясните, что такое уроки и домашние задания; запишете ребенка на курсы для дошкольников, где он сможет познакомиться со своими будущими учителями.

Многие родители спрашивают, что нужно уметь к школе. Официальных требований нет, но вы облегчите ребенку жизнь, если научите его читать. Поставьте скучный букварь на полку и постарайтесь найти книжки, которые действительно понравятся первокласснику. Желательно, чтобы они были с яркими картинками, интересным сюжетом и простым коротким текстом.

Источник

[attention type=yellow]

Чтобы ребенок приобрел важные для учебы навыки, предложите ему развивающие игры, например пазлы, лабиринты, раскрашивание по номерам, соединение точек по цифрам. Такие занятия учат концентрироваться и мыслить логически, тренируют внимательность, усидчивость и мелкую моторику, помогают запомнить порядковый счет, цвета и фигуры.

[/attention]

Постройте занятия так, чтобы пробудить у начинающего школьника вкус к учебе (а не вызвать отвращение к ней) и помочь ему освоить самые базовые умения. Для этого можете воспользоваться методикой KUMON. Не переусердствуйте: если вы заранее пройдете всю программу за первый класс, ребенку будет скучно на уроках.

Подогрейте интерес к науке

Умение зубрить учебники — это не главное в учебе. Намного важнее мотивация, интерес, желание исследовать мир. Подумайте, как увлечь ребенка наукой и пробудить в нем жажду знаний. Вот лишь несколько способов.

  • Подарите школьнику красочные энциклопедии, в которых теория объясняется просто и весело.
  • Сходите в планетарий.
  • Посмотрите научно-популярный фильм.
  • Запишите ребенка в языковой лагерь.
  • Посетите исторические музеи и художественные галереи.
  • Проведите дома увлекательные опыты и эксперименты: покажите, что химия и физика — это не просто формулы.

Источник

Будет замечательно, если вы дадите ребенку возможность применить полученные знания на практике. Например, разрешите ему самостоятельно расплачиваться в магазине (для закрепления навыков сложения и вычитания). Связав учебу с реальной жизнью, он начнет проявлять больше интереса к школьным предметам.

Научите основам тайм-менеджмента

Как помочь ребенку повзрослеть

Умение управлять своим временем и привычка все делать к сроку значительно упростят учебный процесс. Покажите школьнику, как разработать реалистичный график, и объясните, почему важна организованность. Ниже — несколько правил планирования.

1. Когда времени мало, а дел много, полезно составить список того, что должно быть завершено в течение следующего дня или недели. Потом следует обозначить наиболее актуальные пункты в списке, чтобы не тратить время на менее важные.

2. Для управления временем нужно научиться говорить «нет» тому, что может помешать выполнению приоритетных задач.

3. Добавляя крупные задания в список дел, стоит разделить их на три или четыре части и шаг за шагом продвигаться вперед. Тогда огромное задание покажется выполнимым и не таким страшным.

4. Желательно каждый день соблюдать определенный порядок действий, чтобы он вошел в привычку (например, всегда приступать к урокам сразу после школы).

5. Когда у подростка слишком много задач, это вызывает сильное напряжение. Для поддержания мотивации необходимо планировать не только важные дела, но и регулярные перерывы.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок повзрослел, не поддавайтесь искушению все делать за него. Он должен уметь самостоятельно планировать свои действия так, чтобы времени хватало и на домашние задания, и на подготовку к экзаменам, и на отдых. Вам нужно научить его этому и отойти в сторону.

Помогите справиться со стрессом

Как научить ребенка учиться

Школа создает множество стрессовых ситуаций: контрольные работы, тесты, экзамены, доклады, да и просто ответы у доски — все это заставляет изрядно понервничать. Чрезмерное напряжение ведет к целому комплексу неприятных последствий: оно мешает сосредоточиться, ухудшает когнитивные способности, снижает шансы добиться хороших результатов и, конечно, вредит здоровью.

Вот несколько простых способов помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом.

1. Если школьник плохо высыпается, его организму будет тяжело бороться с напряжением. Ночной отдых крайне важен, поэтому следите, чтобы ребенок всегда ложился вовремя и спал не меньше девяти часов. Мозг лучше отдохнет, если выключить электронные устройства (телевизор, ноутбук, планшет, мобильный телефон) примерно за час до сна.

2. Боязнь провала, волнение по поводу результатов, неуверенность в своих способностях — это типичные переживания многих учащихся. Объясните ребенку, что нет смысла накручивать себя.

Вместо этого нужно трезво оценить обстоятельства.

Насколько оправданны страхи? Что конкретно можно сделать, чтобы опасения не сбылись? Оборвать цепь тревожных мыслей нетрудно, для этого достаточно всего лишь изменить подход к ситуации.

[attention type=red]

3. Расскажите школьнику о методах релаксации. Например, чтобы быстро успокоиться, можно послушать любимую музыку, помедитировать, в деталях представить свой будущий триумф, совершить мысленное путешествие в безопасное место, заняться творчеством, принять ванну, прогуляться по ближайшему парку.

[/attention]

4. Грамотное планирование — это тоже один из способов спастись от стресса. Очень важно соблюдать баланс между учебой и развлечениями. Полезно включать в график занятия спортом и любимыми делами, общение с друзьями.

5. Не судите слишком строго и не зацикливайтесь на плохих оценках. Все совершают ошибки: это неотъемлемый элемент обучения. Объясните ребенку, что неудача — это не катастрофа, а повод подумать, как улучшить результаты в следующий раз.

Объясните сложную тему

Как объяснить ребенку математику

Конечно, домашние задания — это ответственность школьника, а объяснение материала — обязанность педагога. Но если ребенок не может разобраться в какой-то теме и просит вас о помощи, постарайтесь выручить его.

Источник

На тот случай, если вы сами подзабыли школьную программу, полезно иметь под рукой справочники и энциклопедии по основным предметам, чтобы можно было быстро освежить знания.

Как объяснить ребенку науку

Занимаясь с ребенком, сохраняйте спокойствие и позитивный настрой, говорите нейтральным тоном. Помните: ваша задача — создать положительное отношение к учебе.

Очень важно использовать обратную связь. Правильнее всего сочетать похвалу с конструктивной критикой. Начните с хорошего, потом укажите, что можно улучшить. Сконцентрируйтесь на главном: никому не интересно выслушивать длинный список недостатков. Затем снова стоит поговорить о хорошем, чтобы закончить разговор на оптимистичной ноте.
Обложка поста отсюда

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2021/08/30/kak-pomoch-rebenku-s-ucheboj-5-sovetov-roditelyam/

Как заставить подростка соблюдать ваши правила. Воспитание подростка

Как помочь 12 ребёнку.

Татьяна Никитина, психолог: 

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения.

Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом.

Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного.

Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…».

Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной.

Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге.

Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины.

Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

[attention type=green]

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам.

[/attention]

Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет.

Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям.

Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели.

Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

[attention type=yellow]

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера.

[/attention]

С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение.

А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других.

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее.

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы.

Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении.

А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности.

Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

[attention type=red]

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

[/attention]

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово.

«Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин.

Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

[attention type=green]

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

[/attention]

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде.

Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват.

Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками.

И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера.

Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело».

[attention type=yellow]

А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала.

[/attention]

Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Оригинал

Источник: https://soznatelno.ru/kak-zastavit-podrostka-soblyudat-vashi-pravila/

Как заинтересовать ребенка учебой, если он не хочет учиться?

Как помочь 12 ребёнку.

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет. 

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе.

Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления».

Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?  

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты. 

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию.

Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах.

Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина.

Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом.

Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Источник: unsplash.com / @mbaumi

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на . 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи.

Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»).

Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

[attention type=red]

Источник: freepik.com / @bristekjegor«Не оценивайте ребёнка: “Ты очень умный”, “Молодец, ты справился лучше всех”. Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий.

[/attention]

Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите “Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему”. А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности».

                                     Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум.

Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают.

В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

«Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».
                                      Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой. 

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека. 

«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».
                                        Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет.

Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти.

Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься. 

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием.

С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-zainteresovat-rebenka-ucheboj

Как правильно помогать ребенку с уроками? ⋆ MAXIMUM Блог

Как помочь 12 ребёнку.

Как помогать ребенку с уроками — вопрос, который беспокоит многих родителей. И он далеко не такой простой, как кажется. С одной стороны, нужно давать ребенку развиваться самостоятельно, с другой — важно не допустить нервных срывов и перенапряжения.

Как найти золотую середину? Чтобы ответить на этот вопрос, я поговорила с материю подростка, своей подругой Елизаветой, которая уже участвовала в создании статьи про карманные деньги.

Она расскажет о том, как помогала своей дочери справляться с трудностями — с рождения и до первых курсов университета.

На мой взгляд, «помогать ребенку с уроками» родители начинают с самого рождения ребенка. Каждый родитель имеет в отношении своего ребенка некие ожидания (осознанные и не очень) – и, в зависимости, от того, какую задачу отводит своему ребенку в будущем, так и будет выстраиваться «помощь».

Например, будущего главу крупной корпорации будут воспитывать и обучать иначе, чем сына чернорабочего (что, кстати, не гарантирует, что мальчик возглавит корпорацию, а сын чернорабочего станет чернорабочим). Как и дочь художника или академического профессора.

[attention type=green]

Сценарии будут самые разные, но суть одна — дети должны соответствовать социальному положению, окружению и статусу родителей. Независимо от того, хотят этого сами дети или нет, обладают ли соответствующими навыками или нет. Я не возьмусь осуждать за это родителей — это сложный вопрос с элементами философии, кармы и могучей судьбы, и я сама до конца не свободна от этого.

[/attention]

Но все же лично я за подход в воспитании «ленивые родители» и за возможность ребенку делать собственный выбор с самых ранних лет.

​Как помочь ребёнку начать готовиться к ЕГЭ?

Концепция «ленивый родитель»

Под концепцией «ленивый родитель» я подразумеваю то, что ребенку должны быть созданы относительно безопасные условия, в которых имеет возможность самостоятельно исследовать мир.

Например, когда моя дочь научилась ползать, она пыталась вставать и открывать дверцы шкафов.

Чтобы не бегать за ней по всему дому, я набила нижние шкафы тряпьем или мягкими предметами — если они и выпадут, то не поранят дочь.

Для меня было важно, чтобы она училась ходить сама — без опоры на меня или за ручку, или на «ходунки» (про «ходунки» мне говорили, что они искажают походку и потом ребенку приходится переучиваться ходить заново). Я не руководствовалась каким-то особым подходом, не читала специальной педагогической литературы — я этим не «хвастаюсь», просто факт.

Потом, когда дочь научилась ходить и лазить по гимнастическим снарядам, я стала учить ее правильно падать, чтобы она смогла делать это безопасно. На детских площадках тогда часто были лесенки из вкопанных брёвнышек, зимой они покрывались льдом и становились очень скользкими, но, с другой стороны, сугробы вокруг снижали высоту лесенки и падать было не страшно.

С них-то мы и кувыркались — я влезала на лесенку и падала с нее, стараясь сгруппироваться (я не спортсменка, поэтому выходило по разному, но я очень старалась :)). Дочь наблюдала за мной, и потом была ее очередь залезать и падать. Сказать, что я осознанно тренировала ее – нет, это было на уровне каких-то почти звериных инстинктов, мне просто казалось это правильным.

Однажды дочь и правда сильно упала, летом со скользкой бетонной лестницы, я видела как в замедленной сьемке, как ее голова приближается к бетонному краю, как вдруг она сворачивается клубочком и перекатывается вперед, как тогда, когда мы учились на деревянной лестнице, благополучно встает и бежит дальше, не обратив внимания на факт своего падения.         

Основой моего подхода была мысль, что я НЕ ВСЕГДА буду рядом, а значит, она должна уметь справляться со сложностями и без меня.

Начальная школа

Дочь призналась мне, что не любила учится, когда была маленькой. И первые два класса она часто делала уроки с бабушкой. Бабушка отнеслась к задаче очень серьезно, она изучила методическое пособие для педагогов (например, к учебнику по математике Л.Г. Петерсон), чтобы понять, как по нему преподавать.

Учебник был нестандартный, он обучал думать нестандартно, и большинство школ от него, в итоге, отказались, так как учителя не понимали его. Бабушка об этом не знала и поэтому спокойно обучала дочь по этому учебнику.

[attention type=yellow]

Бабушка умела спокойно и толково все объяснить. Дочь бабушку побаивалась, но уважала, ибо та была строга, но справедлива. С дедушкой дела обстояли хуже, он мог вспылить, накричать, и тогда было просто очень страшно, думать не получалось. Современные психологи объясняют это тем, что, когда мозгу страшно — он фокусирует все ресурсы на готовности «бить или бежать», отрубая другие процессы.

[/attention]

Пугать, обижать, кричать на ребёнка под видом «помощи по урокам» точно не стоит. Даже самый умный и способный ребенок под таким давлением сильно «замедлится», если вообще не перестанет соображать.  Это физиология.  

Переход к самостоятельности

С третьего по восьмой класс дочь делала уроки самостоятельно. По ее словам, в этих классах программа позволяет заниматься без помощи взрослых. И здесь важно учитывать уровень момотивации ребенка и уровень его загруженности вне школы.

У моей дочери нагрузки после школы в этот период были умеренные, с самомотивацией у нее тоже все было в порядке. Быть отличницей в ее школе означало пользоваться уважением учителей и учеников, а также существенно снижало стоимость обучения (оно было платным).

«Трэш и боль» начались в 9 классе, когда дочь решила, что хочет поступать на мехмат МГУ. Мы наняли репетиторов по математике и физике. Плюс танцы, вокал и школа, куда пришла новая учительница по литературе и русскому языку.

Она обрушила на головы детей всю мощь русско-советской классической литературы, требовала по 2-5 сочинений в неделю и знание текстов: Толстой, Чехов, Достоевский, Ахматова, Маяковский, Замятин и так далее. Кроме того, сама школа специализировалась на английском языке, и там тоже ужесточилась программа.

Все это накладывалось дополнительно на «подростковый период» со всеми его сложностями, включая гормональные качели, бешеную самокритику и недовольство собой по всем поводам сразу. 

Поборы в школе: должны ли родители «скидывать» деньги?

Расстановка приоритетов

Выдержать такое не под силу и взрослому, нервы Жени звенели как канаты. И здесь мой подход к помощи по урокам был такой – нужно определиться с приоритетами. Подготовка к университету и ЕГЭ – по нужным нам предметам была главной. Спорт и вокал необходимы для разрядки тела. Остальная школьная программа – благополучно «сливалась».

Но было одно НО. Дочь хотела золотую медаль, что было заслуженно, и совсем все «сливать» было нельзя. По части предметов учителя пошли навстречу и снизили требования, сохраняя хорошие отметки.

[attention type=red]

Но учительница по русскому билась, как лев, твердо решив, что моя дочь должна забросить дурацкую математику и стать «нормальным человеком» — всерьез заняться литературой! Она была хорошей женщиной, одержимой своим предметом, но других наук для нее не существовало.

[/attention]

А «англичанин», в свою очередь, полюбил в качестве домашних заданий поэтические переводы.

Свою задачу я видела в том, чтобы помочь довери с теми вопросами, на которые ей не хватало времени. Я не видела ничего плохого в том, чтобы помогать ребенку с уроками, если это нужно. И взяла на себя помощь с литературой и английскими поэтическими переводами. Здесь мы работали в команде — делили работу, советовались.

В сложных случаях, например, для сочинения по антиутопии Замятина «Мы» была привлечена тяжелая артиллерия в лице бабушки. Честно, я просто не смогла читать эту книгу! Бабушка прислала нам мощную академическую статью на 12 листов c историей понятия «утопия, антиутопия», анализом исторической обстановки и оппонентов Замятина.

Письмо бабушки сопровождалось текстом «Ненавижу Замятина, ненавижу 20 век, ненавижу утопии и русскую интеллигенцию!» и тревожным звонком от дедушки: «Что вы сделали с бабушкой?! Она заперлась на кухне, кричит, разбрасывает бумагу! Немедленно отстаньте от нее!».

Мне составило немало труда «обрезать» ее потрясающий труд до уровня школьного сочинения. А, жаль!

Для меня было важно спасти здоровье и нервную систему дочери. Я считала, что она вполне самостоятельный человек, но невозможно объять необъятное, и нет необходимости вставать в какую-то специфическую позу.

Я продолжила помогать с уроками и тогда, когда Женя поступила в университет, на мехмат.

[attention type=green]

Ей пришлось учится на уровне выпускников математических школ и интернатов, догонять и перегонять их, и я опять взяла на себя помощь по обширной гуманитарной программе (25 % от всех курсов мехмата).

[/attention]

Моя помощь была поддержкой, необходимой для снятия тревожных, а иногда и панических состояний, которые охватывали ее во время учебы. И, да, многие статьи и рефераты написаны были мною – по истории, английскому языку, истории права, философии, поэзии, юриспруденции. Некоторыми моими работами мы гордились вместе, так как они получили высокую оценку преподавателей МГУ.  

Как давать карманные деньги детям? 5 сложных вопросов

Полезно ли помогать ребенку с уроками?

Что в школьные, что в университетские времена дети просят о помощи одинаково… часов в 11 вечера. Сначала простенькое «нарисовать плакат на Новый Год» или «вышить петуха на салфетке, которого надо на этой салфетке еще и нарисовать».

При том, что ни рисовать, ни уж тем более вышивать я не умею. От слова «вообще».

  Потом, «нам на завтра сочинение задали…», «поэтический перевод стихотворения с английского…», «мне не понравился ужасный сценарий нашего выпускного концерта и я сказала, что напишу сама!… Эээ, ты напишешь?»   

Далее задачи усложняются.

«Мама, мне нужно поэтический отклик на стихотворение Бродского на завтрашний семинар по литературе, напишешь?», «Мама, мне завтра на зачет по стартапам надо придумать какой-то стартап с анализом возможных рисков при его открытии, придумаешь?», «Мама, у меня через пять дней зачет по спецкурсу о Шекспире, нужно эссе с анализом его произведения, исторической обстановки с опорой на материалы курса, и у меня не все записи, сделаешь?», «творческое задание по истории Москвы», «реферат по философии»,  «10 билетов по английскому»… 

И ты рисуешь, вышиваешь, пишешь, сочиняешь, придумываешь за ночь стартап, стихотворения, переводы.

В сжатые сроки анализируешь сложнейшие тексты, выдаешь из них ясные и понятные экстракты, чтобы и дочери было легко их читать, чтобы она могла уловить самую суть, не тратя много своего времени… Такого объема знаний я не получала со своих учебных лет, хотя мне кажется, я тогда так не напрягалась.     

Но результат того стоил. Я открыла в себе удивительные таланты, о которых даже не подозревал раньше! А дочь могла спокойно и обстоятельно фокусироваться на актуальных для нее задачах. И часы совместного с ней творчества и ее уважение, и восхищение моими творениями, и ее спокойный сон, и смех. Все это, дорогие родители, дорого стоит.

Как помогать ребенку с уроками? Самое важное

  1. Не кричите на ребенка, не пугайте его – от страха уровень мыслительных способностей снижается или блокируется совсем. Помогать ребенку с уроками нужно в первую очередь своим настроем.
  2. Если не можете сохранять спокойствие во время занятия – наймите внешнего преподавателя, у которого нет ваших ожиданий от ребенка, и он просто будет объяснять ему предмет.
  3. Если ребенок в сильном стрессе, сделайте домашнее задание за него. Вам ведь нужен здоровый ребенок, верно? Потом, когда он, успокоится можно ему объяснить, как и что вы делали, чтобы он смог защитить работу.
  4. Не стойте над душой, если ребенок взялся сам разобраться в чем-то. Отойдите, дайте ему время подумать, не дергайте «а ты закончил?». Можно назначить контрольное время и подойти к нему в это время.
  5. Объясните ребенку, что все люди думают по-разному и с разной скоростью. Главное, что решение найдено самостоятельно, пусть даже он тратит на него больше времени, чем сосед по парте. После решения множества таких задач навык усиливается, скорость решения увеличивается. Нужно просто дать себе время на обучение.  
  6. Самое главное ожидание от родителя, когда ребенку нужна помощь – это ощущение безопасности и принятия. Родительские объятия – это место, куда можно ткнуться и безнаказанно побыть слабым, глупым, несчастным. А потом услышать: ты – молодец. Ты справишься, я с тобой. Родительский дом — это место, где из шкафов на тебя падает только мягкое. Ну или старый башмак, на худой конец.     

Источник: https://blog.maximumtest.ru/post/kak-pravilno-pomogat-rebenku-s-urokami.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: