Какой штат должен быть в школьной столовой?

Содержание
  1. СанПиН для школьной столовой: основные требования, новые поправки
  2. Основные требования СанПиН
  3. Изменения СанПиН в 2021 году
  4. Требования к оборудованию школьной столовой
  5. Примерное меню учащихся
  6. Организация питания в школе: особенности, требования и контроль
  7. Основные пункты положения
  8. Что должно включать в себя горячее питание в школе
  9. Завтрак
  10. Обед
  11. Полдник
  12. Основные требования к школьному питанию
  13. Требования к сотрудникам пищевого блока
  14. Проверка организации питания в школах
  15. Требования к организации питания в школе
  16. План организации питания в школе
  17. Питание в школах разных стран
  18. США
  19. Франция
  20. Италия
  21. Греция
  22. Украина
  23. Бразилия
  24. Положение о школьной столовой
  25. 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  26. 2. О СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
  27. 3.  УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ
  28. 4.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ
  29. 5.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  30. 6.  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ
  31. Как устроен бизнес на школьных столовых
  32. Вольнонаемные повара
  33. Выгодное кормление
  34. Поделили пирог
  35. «Поедаемость блюд»
  36. Родители и законодатели

СанПиН для школьной столовой: основные требования, новые поправки

Какой штат должен быть в школьной столовой?

Ученики в школе должны чувствовать себя комфортно, а родителям нужно быть уверенными в полной безопасности своих детей.

Это касается и организации питания в школьной столовой – весь процесс приготовления или поставки пищи строго регламентирован, а условия в помещении регулярно проверяют специалисты СЭС.

Главный документ, в котором описаны все аспекты работы столовых в общеобразовательных учреждениях, – СанПиН.

Основные требования СанПиН

Требования, предъявляемые к работе школ, утверждены на государственном уровне.

Они затрагивают все аспекты деятельности образовательного учреждения: обеспечение безопасности детей, формирование классов, требования к мебели, освещению, квалификации сотрудников.

Работа столовой не исключение. Соответствующий СанПиН утвержден главным санитарным врачом России. Сегодня действует документ 2010 года.

Администрации школ, лицеев, гимназий, колледжей, кадетских корпусов, интернатов, а также компании, организующие питание в образовательных организациях, должны придерживаться правил, прописанных в документе. Все эти правила направлены на поддержание здоровья детей и предотвращение возникновения инфекционных заболеваний и отравлений.

В частности, из СанПиН можно узнать:

  • какие формы организации питания в школах могут быть (допускается как приготовление обедов на месте, так и продажа уже готовой продукции);
  • каковы требования к помещениям для приготовления или продажи продуктов (оснащение инвентарем для нарезки продуктов, разогрева, а также мытья посуды);
  • частоту вывоза отходов и требования к мусорным контейнерам (так, мусор нельзя сжигать, а освобождать контейнеры нужно при заполнении их на 2/3);
  • сколько кранов с питьевой водой должно быть в столовой для приготовления пищи и мытья рук;
  • действия в случае выхода из строя необходимого для хранения и приготовления пищи оборудования (при поломке холодильников меню должно быть скорректировано);
  • маркировку, которая должна быть на инвентаре и оборудовании (СМ – «сырое мясо», СР – «сырая рыба»);
  • как правильно мыть и дезинфицировать поверхности и инвентарь (посуду для приготовления и подачи блюд нужно мыть отдельно, тряпки для столов после рабочего дня нужно замачивать и кипятить или дезинфицировать, а после тщательно просушивать);
  • принципы формирования меню (учитываются сезонность, территориальные особенности питания, период пребывания учащихся на улице, возрастная группа).

СанПиН для школьной столовой включает и нормы, которые можно использовать еще на этапе строительства учебного заведения. Так, площадь столовой должна быть достаточной для размещения в ней всех учеников в два приема, а к складским помещениям должен быть организован подъезд транспорта.

Изменения СанПиН в 2021 году

Последние поправки к СанПиН были утверждены весной 2021 года, и коснулись они всех сфер школьной жизни. Что касается столовой, то теперь окна в пищеблоке и обеденном зале не обязательны.

Разрешено и отсутствие инсоляции в административно-хозяйственных помещениях. Раньше существовало требование к ориентированию окон в классах: на восточную, южную и юго-восточную стороны. Окна столовой могли выходить на север.

Однако в 2021 году это требование утратило силу.

Второе существенное изменение санитарных норм коснулось дополнительного обогащения рациона витаминами и микроэлементами.

[attention type=yellow]

Так, сегодня в некоторые продукты и готовые блюда могут добавляться специальные витаминно-минеральные премиксы (предварительно смешанные сухие компоненты). Дополнительно учащиеся могут получать витаминизированные напитки.

[/attention]

С начала 2021 года при приготовлении блюд будет использоваться только йодированная поваренная соль.

Йод относится к жизненно важным элементам, но в России практически нет территорий, где бы не было дефицита йода в почве, воде и местных продуктах. Как следствие, возникает дефицит йода в организме у взрослых и детей.

Он приводит к ухудшению общего самочувствия, головным болям, постоянному чувству усталости, снижению концентрации, сонливости, задержке психического и физического развития, нарушениям работы ЖКТ.

По этой причине было решено проводить массовую йодную профилактику, а замена обычной поваренной соли йодированной – самое простое и эффективное решение.

Требования к оборудованию школьной столовой

Посуда, тара, инвентарь, оборудование школьной столовой должны соответствовать санитарным требованиям:

  • стулья, столы, табуреты и другая мебель в столовой должны быть выполнены из материалов, которые можно мыть;
  • стеллажи и другая кухонная мебель должны располагаться на 15 сантиметров выше пола, чтобы можно было проводить влажную уборку;
  • в столовой можно использовать только фарфоровую, стеклянную и фаянсовую посуду и столовые приборы из нержавеющей стали. Также допускается использование одноразовой посуды и приборов, но материалы, из которых они изготовлены, должны быть безопасными;
  • кухонную посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, поврежденной эмалью и другими дефектами использовать запрещено. Нельзя использовать и столовые приборы из алюминия, а при приготовлении блюд – разделочные доски из пластмассы и фанеры.

Не так давно в школах начали устанавливать автоматы с соками, нектарами и другими напитками. Если такое оборудование появилось в учебном заведении, оно также должно соответствовать нормам СанПиН.

Так, если в таком холодильнике есть молоко, оно должно быть только стерилизованным и расфасованным в упаковки не более 350 миллилитров.

Чистая вода в таких автоматах должна быть негазированной, а объем бутылок не должен превышать 500 миллилитров.

На складах и в помещениях для хранения продуктов постоянно должен поддерживаться рекомендуемый уровень влажности и температуры. Для контроля можно использовать специальные термометры (не ртутные). Проверку же всего оборудования обычно проводят ежегодно перед началом учебного года.

Примерное меню учащихся

Примерное меню школьников разрабатывает предприниматель или юридическое лицо, которое обеспечивает питание в школе. После этого меню согласовывается с директором школы и территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль.

Согласно СанПиН, меню разрабатывается на период не менее 10–14 дней. При этом нужно учитывать сезон, время пребывания в школе, суточную калорийность рациона и возрастные группы учащихся (7–11 и 12–18 лет). Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня или двух-трех последующих дней.

Все блюда, которые будут употреблять в пищу учащиеся, должны быть отварными, тушеными, запеченными или приготовленными на пару, что соответствует принципам здорового питания. Чистую воду разливать в стаканы в столовой нельзя, разрешено продавать ее исключительно в закрытых бутылках.

Примерное меню в образовательных учреждениях такое:

Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток. Рекомендуется добавить овощи и фрукты.

Обед: закуска (салат из огурцов, помидоров, моркови, свежей или квашеной капусты с зеленью), первое, второе (горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы), сладкое блюдо.

Полдник: напиток (сок/молоко/кисломолочный продукт/кисель) с булочным изделием или пирожным без крема.

Ужин: каша/овощное/творожное блюдо, основное второе блюдо (мясо/птица/рыба), напиток (сок/чай/кисель).

По СанПиН некоторые продукты и блюда готовить и продавать в школах запрещено, в частности:

  • яйца водоплавающих птиц и яйца с загрязненной скорлупой;
  • непотрошеную птицу;
  • мясо диких животных;
  • консервы в деформированных упаковках и упаковках без этикеток;
  • овощи с признаками порчи;
  • острые приправы – горчицу, хрен, уксус;
  • остатки приготовленной накануне пищи;
  • квас, простоквашу, творог из непастеризованного молока;
  • пирожные и торты с кремом;
  • газированные напитки;
  • натуральный кофе, энергетические напитки;
  • жевательную резинку;
  • арахис, ядра абрикосовой косточки.

Сегодня организации питания школьников уделяется пристальное внимание. За 2021 год Роспотребнадзор проверил больше семи тысяч школьных пищеблоков. Все выявленные нарушения руководство учебных учреждений должно исправить в кратчайшие сроки.

Также в конце октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о питании в школах, реализацию которого планируется начать уже в 2021 году. Основной посыл – обеспечение школьников горячим питанием, причем все блюда должны соответствовать СанПиН и принципам здорового рациона. Пока планируется в обязательном порядке бесплатно кормить учеников начальных классов.

Дети проводят в школе большую часть времени, и полноценное, сбалансированное питание – залог поддержки их здоровья и улучшения образовательного процесса.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/sanpin-dlia-shkolnoi-stolovoi-osnovnye-trebovaniia-novye-popravki-5df07bac78125e00b2471343

Организация питания в школе: особенности, требования и контроль

Какой штат должен быть в школьной столовой?

Организация питания в школе является важнейшей частью качественного образования детей.

Для учеников начальных, средних и старших классов ввиду их повышенной активности на уроках и переменах требуется большое количество питательных веществ.

И такие значительные энергетические затраты должны компенсироваться соответствующими горячими блюдами, ежедневно подаваемыми в образовательных учреждениях. Каковы же основные характеристики, особенности и требования к школьному питанию?

С положением об организации питания в школе можно ознакомиться подробно на официальном сайте учебного заведения или непосредственно у руководства школы.

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

[attention type=red]

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

[/attention]

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Что должно включать в себя горячее питание в школе

Калорийность, энергетическая ценность и содержание витаминов в школьном питании должны полностью соответствовать потребностям подрастающего организма. Поэтому организация питания в школе должна предоставлять учащимся первый и второй прием пищи, а также несколько перекусов.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы.

В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай.

К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Полдник

Учащимся, находящимся в школе после обеда (дополнительные занятия, секции, кружки) может быть также предложен полдник, состоящий из кондитерского изделия без добавления крема и напитка (молоко, кефир, питьевой йогурт, фруктовый или овощной сок, кисель).

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.

Требования к сотрудникам пищевого блока

  • Необходимо постоянно носить специальную одежду (халат, фартук), головной убор и рабочую обувь.
  • Рабочая одежда и обувь должны содержаться сотрудниками в чистоте.
  • Верхняя одежда и уличная обувь оставляется в специальном помещении для персонала.
  • Сотрудники обязаны хорошо мыть руки и стричь ногти (запрещено наносить лак).
  • Запрещается курить или обедать на рабочем месте.
  • О перенесенных и сопутствующих заболеваниях необходимо сообщать руководству.
  • Каждый сотрудник пищевого блока обязан иметь должную квалификацию и необходимые документы.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания.

В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания.

Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

[attention type=green]

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему “День правильного питания” или “Жизнь сладкоежек”.

[/attention]

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: “Кто такие валеологи?”, “Правильное питание в школе” или “Зачем соблюдать диету?”

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование “Мое питание” или круглый стол по темам: “Мы – то, что мы едим” или “Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?”

Питание в школах разных стран

В заключении данной статьи хотелось бы познакомить вас с рационом питания учащихся иностранных школ. Каждое государство имеет национальные блюда и особенные пищевые привычки. Организация питания учащихся школ – актуальная задача для руководства всех развитых стран мира.

США

На данном фото изображен обычный завтрак учеников американских школ. Он состоит из зеленого горошка, куриных наггетсов с кетчупом и картофельным пюре, овсяного печенья с шоколадной крошкой и фруктового желе. По степени питательности он не уступает российскому завтраку, однако является гораздо менее полезным и сбалансированным.

Франция

Французский завтрак можно считать действительно здоровым. В нем присутствуют овощи, фрукты, сыр и богатое белками отварное мясо.

Италия

Школьный завтрак в Италии значительно отличается от других. По фотографии можно определить государство, даже не владея конкретной информацией. Мы видим традиционную итальянскую пасту, запеченную рыбу, багет, салаты и виноград. Такой завтрак очень сбалансирован и полезен, поэтому с уверенностью можно сказать, что ученики итальянских школ получают нужное количество питательных веществ.

Греция

Греческий завтрак состоит из отварной курицы, особого сорта макарон (орзо), свежих фруктов и овощей и натурального йогурта. Данный завтрак полезен, питателен и насыщен витаминами и минеральными веществами.

Украина

Завтрак украинских школьников сочетает в себе закуску, основное блюдо и десерт. В качестве закуски учащимся предлагается овощной салат, основным блюдом является рис с сосисками, а на десерт – блин с вареньем. Такой полноценный завтрак может с легкостью заменить обед.

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва. Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1387555388206352824/organizatsiya-pitaniya-v-shkole-osobennosti-trebovaniya-i-kontrol/

Положение о школьной столовой

Какой штат должен быть в школьной столовой?

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

г. ЩИГРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Введено в действие                                                                       Рассмотрено и утверждено

Приказом от 21 октября 2013 г.                                                 на общешкольном родительском

                 № 228                                                                          собрании 18 октября 2013 года

Директор школы _____________                                                              Протокол № 2

                               М.В. Булгакова                                          

ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ

Щигры,   2013 г.

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Школьная столовая организует питание обу­чающихся и работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2  г. Щигры Курской области» (далее Школы), участвующих в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на организацию питания.

1.2.

Школьная столовая  руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области», Положением о школьной столовой, утвержденным  приказом директора.

1.3. Объемно-планировочное и конструктивное решение, состав, площадь помещений, их внутреннее устройство, освещение, вентиляция, температурный режим и оборудование столовой регламентируется требованиями СаНПиН 2.4.2.2821-10 и технологическим режимом.

1.4. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями.

2. О СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ

2.1. Своевременное обеспечение качественным питанием учащихся и сотрудников школы.

2.2. Соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма во все возрастные периоды.

2.3. Удовлетворение физиологических потребностей учащихся и работников в пищевых веществах.

2.4. Оптимальный режим питания, т.е физиологически обоснованное распределение количества пищи в течение дня.

2.5. Повышение доступности и  качества школьного питания.

2.6. Организация обслуживания горячим питанием.

2.7. Совершенствование организации обслуживания учащихся Школы.

2.8. Укрепление материально-технической базы школьного питания.

[attention type=yellow]

2.9. 100% охват учащихся школы горячим питанием.

[/attention]

2.10. Развитие системы производственного контроля за качеством и безопасностью используемого сырья и вырабатываемой продукции.

3.  УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ

3.1. Школьная столовая является структурным подразделением МБОУ «СОШ № 2                        г. Щигры Курской области»

3.2. Общее руководство деятельностью школьной столовой осуществляет директор Школы.

3.3. Порядок комплектования штата школьной столовой регламентируется Уставом Школы.

3.4. Сотрудники столовой входят в штатное расписание школы, назначаются и освобождаются от должности директором школы.

3.5. Руководство осуществляет шеф-повар, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором Школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности столовой в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом  Школы.

3.6. Трудовые отношения работников школьной столовой и Школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

3.7. К работе допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей санитарного минимума.

4.  ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ

4.1. По характеру организации производства столовая работает как на полуфабрикатах, так и на сырье. Относится к столовой открытого типа и обеспечивает питание всех обучающихся и сотрудников.

4.2. Организация питания и рацион обучающихся обязательно согласовываются с органами ТО ТУ «Роспотребнадзора» по 10 дневному меню с учетом необходимых требований, предъявляемых к рациональному школьному питанию.

4.3. Питание обучающихся в учреждении осуществляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08)», и примерным 10-дневным меню, согласованным с ТО «Роспотребнадзора» по Курской области в Щигровском районе.

4.4. Требования к режиму питания обучающихся.

– для обучающихся должны быть организовано двухразовое горячее питание.

[attention type=red]

4.5. О случаях появления в учреждении пищевых отравлений и острых кишечных инфекций информируется территориальный отдел управления «Роспотребнадзора» Курской области.

[/attention]

4.6. В учреждении приказом руководителя назначается ответственный, осуществляющий контроль: 

– за посещением столовой обучающимися, в том числе получающими питание за счет бюджетных средств, учетом количества фактически отпущенных бесплатных завтраков и обедов;

– за санитарным состоянием пищеблока и обеденного зала.

4.7. Обучающиеся школы питаются по классам согласно графику, утвержденному директором учреждения. Контроль за посещением столовой и учетом количества фактически отпущенных бесплатных завтраков и обедов возлагается на заместителей по учебно-воспитательной работе, определяемого директором школы в установленном порядке, и шеф-поваром.

4.8. Классные руководители или учителя, сопровождающие обучающихся в столовую, несут ответственность за отпуск питания обучающимся согласно утвержденному приказом директора списку и журналу посещаемости.

4.9. Организаторы школьного питания, шеф-повар ведут ежедневный учет обучающихся, получающих бесплатное питание по классам.

4.10. Проверка пищи на качество осуществляется ежедневно медицинским работником до приема ее детьми и отмечается в журнале контроля.

4.11. Проверка технологии приготовления пищи осуществляется ежедневно шеф-поваром (заведующим производством) школьного пищеблока и отмечается в бракеражном журнале.                                                                                                                                                                    

4.12. Шеф-повар осуществляет контроль за:

4.12.1. Своевременной доставкой продовольственных товаров, согласно договора;

4.12.2. Обеспечением соблюдения сроков и условий хранения и реализации продуктов, установленных санитарными правилами;

[attention type=green]

4.12.3. Соблюдением технологий приготовления блюд и изделий, норм вложения сырья, соблюдением рецептур и т.д.

[/attention]

4.13. Шеф-повар в установленном порядке информирует территориальные центры ТО ТУ «Роспотребнадзора» о случаях пищевых отравлений и острых кишечных инфекций среди обучающихся и персонала,

5.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Школа несет ответственность за доступность и качество организации обслуживания школьной столовой.

5.2. Ответственность за организацию питания, учет и контроль поступивших бюджетных и внебюджетных средств возлагается на директора Школы.

5.3. Ответственность за определение контингента учащихся, нуждающихся в бесплатном, либо льготном питании, несет заместитель директора по воспитательной работе по приказу, утвержденному директором Школы.

5.4. Ответственность за соблюдение технологии и качества приготовления пищи, санитарно-гигиенических правил, эксплуатацию оборудования, организацию централизованного закупа  продуктов питания оптом, укомплектованность специалистами возлагается на шеф-повара школьной столовой.

5.5. Контроль за посещением столовой обучающимися, с учетом количества фактически отпущенных бесплатных завтраков и обедов, возлагается на классных руководителей и заместителя директора по ВР, курирующего вопросы укрепления здоровья участников образовательного процесса.

5.6. Контроль качества питания каждой партии, приготовленной продукции, по органолептическим показателям до ее приема детьми ежедневно осуществляется бракеражной комиссией.

6.  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЬНОЙ СТОЛОВОЙ

6.1. Работники школьной столовой обязаны:

6.1.1. Обеспечить своевременное и качественное приготовление пищи для обучающихся и работников школы.

6.1.2. Информировать обучающихся и работников школы о ежедневном рационе блюд.

6.1.3. Обеспечить ежедневное снятие проб на качество приготовляемой пищи.

6.1.4. Обеспечивать сохранность, размещение и хранение оборудования.

6.1.5. Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой  школы.

6.1.6. Отчитываться в установленном порядке перед директором Школы.

6.1.7. Повышать квалификацию.

6.1.8. Приходить на работу в чистой одежде и обуви.

6.1.9. Коротко стричь ногти.

6.1.10. Перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом.

Источник: http://www.shig-sosh2.ru/oshcole/prikazy/265-polozhenie-o-shkolnoj-stolovoj.html

Как устроен бизнес на школьных столовых

Какой штат должен быть в школьной столовой?

Современные ученики не стесняются фотографировать свои школьные обеды и выкладывать снимки в соцсети. По хэштегу #школьнаяеда — сотни публикаций. Блюда на фото выглядят не очень эстетично.

Популярны также видео, где школьники переворачивают тарелки с кашей или картофельным пюре. Прилипшая к посуде еда не падает. Такие ролики вынуждают многих детей отказываться от обедов.

Конечно, дело не только в эстетике: иногда еда может быть попросту опасной для здоровья. Региональные СМИ регулярно сообщают об отравлениях.

В начале года сотрудники и учащиеся кадетской школы в Люберцах попали в больницу с диагнозом «острая пищевая токсикоинфекция». В конце января отравились ученики школы-интерната в Электростали.

Подобные случаи зафиксированы также в Мурманской и Свердловской областях.

Вольнонаемные повара

Почему еда во многих школах оставляет желать лучшего? В соответствии с СанПиН, вся ответственность за организацию питания возложена на директора образовательного учреждения. Что касается поваров, то они, по сути, не имеют к школам никакого отношения — это вольнонаемные сотрудники, работающие в столовой на договорных условиях.

Президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин объяснил РИА Новости, что закупки осуществляются в разных формах, конкретных требований тут нет. Это могут быть и аукционы, и открытые конкурсы с ограниченным участием. Каждый регион решает сам. Однако наиболее конкурентная форма — аукцион.

«Заказчик называет требования к продуктам и первоначальную сумму, предприниматели подают заявки и уже во время аукциона снижают цену. Выигрывает тот, у кого цена наименьшая.

Участники не видят, что предлагают другие поставщики, так как заявки подаются в запечатанных конвертах. Их вскрывает комиссия и оценивает по определенным критериям.

Наличие дипломов, благодарностей, грамот, опыт оказания соответствующих услуг — важные показатели при отборе», — разъясняет он.

[attention type=yellow]

Предприятие-победитель берет на себя ответственность не только за приготовление еды, но и за то, чтобы выполнялись все требования. У персонала на кухне должны быть санкнижки, все обязаны работать в халатах, ни один волос не может упасть в тарелку. Специальный сотрудник ежедневно берет пробу еды, периодически на кухню с проверками наведываются ревизоры.

[/attention]

Большинство нарушений в сфере школьного питания так или иначе связаны именно с компанией, чей персонал работает на кухне.

Так, 20 марта в Новоуральске Свердловской области сотрудники прокуратуры посетили предприятие «Аврора» и увидели, что еду для школ готовят в абсолютно антисанитарных условиях: рядом с поварами работали маляры, по кухне ползали тараканы. В этих же помещениях шел ремонт, никакой спецодежды у поваров, руки мыть им было негде.

Однако связано это не только с недобросовестностью предпринимателей. Алехин уточняет: желающих заняться организацией питания в школах в принципе мало.

Во-первых, работать с детьми хлопотно, во-вторых — низкие доходы. К примеру, если средний бизнес-ланч в кафе стоит 200 рублей, то обед ребенка в школе — от 35 до 70 рублей (в зависимости от региона).

Кроме того, учебный год длится всего девять месяцев.

Выгодное кормление

По словам Алехина, чаще всего соглашаются работать те, у кого есть дополнительный ресторанный бизнес, — тогда возможные убытки не так чувствительны.

С ним соглашается бизнесмен из Мордовии Тимофей Фионов. Его предприятие контролирует питание примерно в 60 столовых. Приходится нелегко: по сравнению с другими регионами Центральной России, здесь самая низкая цена на завтраки (38 рублей) и обеды (42 рубля). Причем доля детей-льготников, за которых платит региональный бюджет, всего 20 процентов.

«Работать на две-три школы невозможно. На эти деньги нереально содержать нормальную систему учета, офис, склад, штат сотрудников. Нужно 40-50 школ», — говорит Фионов.

Вместе с тем он отмечает, что, если нет опыта в этой сфере, поучаствовать в торгах вообще не получится. По мнению предпринимателя, это дает гарантию, что компания-однодневка не выйдет на рынок.

[attention type=red]

«Сейчас по закону требуется предоставить выполненный контракт на сумму не менее 20 процентов от начальной максимальной цены. Проводятся, к примеру, торги на 64 миллиона рублей.

[/attention]

Чтобы в них участвовать, нужно иметь выполненный контракт на 12,8 миллиона рублей», — поясняет он.

Поделили пирог

Несмотря на сложные критерии отбора, юристы в регионах постоянно фиксируют нарушения.

Руководитель уголовной практики компании BMS Law Firm Тимур Хутов в комментарии РИА Новости заявил, что на торгах или аукционах нередко выигрывают «нужные» компании.

Предпочтение, утверждает он, отдают поставщикам, чьи услуги не отвечают требованиям законодательства. Обычно это касается поставок оборудования и продовольственных товаров.

В этом плане проблемной специалисты считают Нижегородскую область. В ноябре прошлого года в одной из школ отравились несколько учеников. Столовую пришлось закрыть на какое-то время для дезинфекции. Виновных так и не нашли.

По информации региональных СМИ, с начала 2021-го от родителей учеников поступило более 40 письменных обращений в департамент образования горадминистрации Нижнего Новгорода по поводу низкого качества еды в школьных столовых. В марте местные депутаты инициировали проверку.

Первые результаты показали: образовательные учреждения заключают договоры с поставщиками услуг в обход конкурсов.

По данным местных СМИ, в городе этот бизнес поделили между собой два предприятия — МУП «ЕЦМЗ» и ООО «Торговый дом «Народный», принадлежащий депутату Гордумы Василию Пушкину (информация есть в справочной системе по российским юридическим лицам и предпринимателям).

Он же возглавляет социальную комиссию Гордумы, которая, напоминают нижегородские журналисты, минувшей осенью одобрила резкое повышение стоимости школьных обедов — на 22 процента.

«Поедаемость блюд»

Предприниматель, действующий в сфере школьного питания, не ориентируется на госзаказы, поскольку процент льготников слишком маленький. задача — получить прибыль от тех, кто сознательно идет в столовую и приобретает еду за свой счет. Здесь пути расходятся. Если бизнесмен порядочный, он будет думать, как сделать блюда вкусными и тем самым привлечь больше клиентов.

«Ученики начальных классов решений не принимают, их учителя водят за ручку. Наша задача «подхватить» ребенка в тот момент, когда у него возникает выбор — пойти в столовую или в буфет за пирожком. Поэтому мы стараемся в игровой форме объяснить, почему важно есть горячую пищу, а не обходиться перекусами», — говорит Тимофей Фионов.

По его словам, в сфере питания есть такое понятие, как «поедаемость блюд». Наиболее показательный параметр — какую часть порции ребенок не доел, оставил в тарелке.

[attention type=green]

Также существует электронный учет — так называемые школьные карты. По ним бизнесмен видит, сколько детей питаются в той или иной школе.

[/attention]

Если он замечает снижение норматива, значит, что-то пошло не так и пора менять меню или подход к работе.

Родители и законодатели

На формирование меню, как ни странно, могут существенно влиять родители школьников. Так, они имеют право ознакомиться с перечнем блюд в столовой, проконтролировать ситуацию и в случае чего обратиться в контролирующие органы.

Однако этот инструмент на сегодняшний день практически не задействован. Президент Института отраслевого питания Владимир Чернигов в беседе с РИА Новости отметил, что пока родительский контроль над питанием детей вялый и это отражается на качестве.

Также сказывается отсутствие проработанной законодательной базы с нормами регулирования, считает эксперт. Сейчас при Совете Федерации создали рабочую группу по разработке нового законопроекта об основах здорового питания детей. В нее вошел и Чернигов.

Усовершенствованные меры, по его словам, должны существенно расширить меры регулирования в сфере детского питания, внести некоторые концептуальные изменения в нормы, систему контроля и государственной поддержки.

Одна из проблем, по мнению специалиста, в том, что сейчас норма питания рассчитывается в рублях: «В каждом регионе свои цены. В итоге иркутский школьник обделен в своих «правах на тарелку» по сравнению с московским. Норма должна рассчитываться по граммам, без привязки к цене».

Также, полагает Чернигов, отрасль практически лишена господдержки, в итоге предприниматель вынужден крутиться как может, лишь бы заработать.

«Любой коммерсант в таких условиях сначала подумает о выгоде, а уже потом — как никого не отравить. Есть даже такая фраза: «Главное, чтобы не посадить на горшки». Например, по документам он закупит масло, а привезет дешевые молочные жиры — спред. Продукт вроде бы тоже безопасный, никто не отравится, но будет невкусно. Но тогда о какой «поедаемости» может идти речь?» — задается он вопросом.

Конечно, закон не заменит школьного повара, «но хотя бы сможет ввести требования, которые не позволят ему делать гадости», резюмирует Чернигов.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2021/3/27/health/2567-kak_ustroen_biznes_na_shkolnyh_stolovyh

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: