- Расстояние от заправки до жилого дома: минимально допустимые нормы
- Нормативная и правовая основа
- Нормы и правила
- Выбор места для постройки
- Минимальная удаленность согласно нормам
- В заключение
- Строительство АЗС нормы и правила – Пожарная безопасность
- Типовой проект АЗС
- Генеральный план автозаправки
- Проектирование и строительство автозаправочных станций
- Организация территорий
- Строительство азс нормы и правила — Портал по безопасности
- 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- Требования к размещению АЗС
- Требования к общему виду АЗС
- Требуемая удаленность от разных объектов
- Правила установки ограждений
- Особенности установки знаков
- Трафареты и разметка
- Особенности освещения заправочной станции
- Какая документация требуется для АЗС?
- Требования к резервуарам на АЗС
- Иные виды документации
Расстояние от заправки до жилого дома: минимально допустимые нормы
› Строительство › Участок
30.11.2021
Расстояние от АЗС до жилого дома – вариабельный параметр СНиП и СанПиН, нормы которых регламентированы в нормативных разработках НПБ 111-98* по противопожарной безопасности.
Несмотря на официальный статус действующего документа, он применяется добровольно, то есть, как и большинство СНиП, рекомендательно. Правильное размещение сооружений АЗС и газовых заправок относится к мерам безопасности и необходимой защиты человека от потенциальных рисков.
Это еще и природоохранные мероприятия, забота о сохранности человеческого жилья, жилых домов, общественных зданий и сооружений.
Нормативная и правовая основа
Расстояние от жилого дома или общественного здания до АЗС – норма, утвержденная на федеральном уровне. Любое государство разрабатывает стандартизирующие документы, целью которых является установить минимальное расстояние от потенциально опасных построек и зданий.
К автозаправочным станциям, размещенным в населенных пунктах, предъявляются особые нормы удаленности от жилых домов и общественных зданий, призванные устранить потенциальные риски возгорания, взрыва, необратимого загрязнения земельных участков.
Официальные нормативы в размещении АЗС приняты на основании Федерального Закона от 22.07.2008 № 123, озаглавленного «Технический регламент о требованиях противопожарной безопасности» и Федерального Закона 184-ФЗ «О техническом регулировании».
[attention type=yellow]Пункт 4, статья 16.1 предусматривает, что противопожарные расстояния от любых зданий могут считаться достаточными, если в них на добровольной основе соблюдаются жизненно важные регламенты и ограничения.
[/attention]В статье приводится перечень документов, соблюдение которых является достаточным для отсутствия претензий к размещению.
Несмотря на то, что они не входят в состав законодательных постановлений, а являются стандартами или сводами правил, указанное расстояние следует непременно соблюдать.
Нормы и правила
Требования к противопожарным расстояниям от заправок до жилых домов и зданий различных типов определяют на основании:
- технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
- СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»;
- НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», хотя и являющийся руководством для добровольного применения, но утвержденный Приказом МЧС ГУГПС России и согласованный с Госстроем России.
Нормы, обозначенные во втором документе, иногда указываются как выполняемые по требованию заказчика. Однако его статус обозначен как действующий, на основании правоустанавливающих документов, а это значит, что он обязателен в случаях, когда это не противоречит требованиям Закона (Технического регламента).
Избирательность отбора участков для подобного строительства осуществляется на основании НПБ 02-93, а определение дозволенного минимума до сих пор регламентируется согласно категориям, рекомендованным в своде норм и правил СП 42.13330.2011 (ранее СНиП 2.07.01-89).
Выбор места для постройки
В НПБ 02-93 указаны обязательные условия возведения сооружений АЗС, они непременно учитываются в планировании постройки. Их соблюдение обеспечивает Градостроительный кодекс, согласно которому любое строительство в населенных пунктах следует осуществлять только после согласования плана размещения с надзорными органами:
- Располагать заправки (АЗС) рекомендуется с определяемой по годовой розе ветров подветренной стороны от жилого массива, постройки любого назначения, включая производственные здания и общественные сооружения.
- АЗС запрещено строить на плавучих средствах, транспортных артериях с интенсивным движением, в непосредственной близости или прямо под ними. При планировке на территории автозаправки дополнительных сооружений или приспособлений непременно учитывается потенциальная вероятность растекания жидкого топлива в аварийных ситуациях.
- Это же положение обязывает предполагать вероятность подобных происшествий за обозначенной границей автозаправки. Наземное покрытие на въездной и выездной зоне АЗС выполняется с возвышением не ниже 0,2 м, альтернативным вариантом может быть сооружение дренажных лотков, цель которых – накопление загрязненных продуктов в сооружения для очистки от примесей.
Нормативы и правила размещения заправочных станций
Минимальная удаленность в осуществлении планировки непременно диктуется нормативами.
При этом учитывается не дистанцирование от общих границ, а дальность от других объектов, в том числе жилых и нежилых.
Все это – пределы безопасного функционирования АЗС, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасного существования людей и близко расположенных зданий. Ограждение для своих пределов заправочная станция может иметь только продуваемое, изготовленное из трудновозгораемых материалов, с предусмотренным независимым въездом и выездом на случай эвакуации.
Таблица минимальных дистанций согласно нормам
Минимальная удаленность согласно нормам
Определить, какое удаление в метрах должно обязательно соблюдаться, можно, изучив нормативные документы.
Нормы расстояний между АЗС и жилыми домами отличаются не только в зависимости от типа сооружений, реализуемого горючего или газа, но и от типа хранения жидкого, бензинового топлива.
Также существует разница от использования надземных или подземных резервуаров в оборудовании заправки, от их многокамерности или однокамерности, наличия защитной двойной перегородки.
Построить автозаправку с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива разрешено только при удаленности на 25 м от жилых домов.
Правила размещения парковок вблизи жилых и общественных строений
Аналогичные многокамерные надземные резервуары (со специальной усиленной перегородкой для разграничения камер) бывают двух модификаций. Разновидность «А» – если емкость топливных танков для хранения топлива более 20 кубов, в то время как «Б» применяют, когда эта цифра не превышена.
- Для типа «А» предельное расстояние составляет 50 м, тип «Б» не может превышать в расстоянии до здания допустимые 40 м. Они не могут находиться ближе 50 м к местам массового скопления людей, и 20 м – к дорогам первых трех автомобильных категорий, простым гаражам, автомобильным стоянкам, маршрутам горэлектротранспорта, к канализации и водонапорным станциям, не имеющим к ним отношения.
- Расстояние от АЗС до общественных зданий рекомендуется учитывать от межи одного сооружения до условной границы территории общественного здания.
- Для заправок с однокамерными наземными резервуарами требования строже из-за предусмотренного оборудования. Для варианта «А» строительными требованиями предусмотрена удаленность в 100 м от детских дошкольных учреждений, клиник, поликлиник и больниц, общеобразовательных школ, других значимых функциональных сооружений. Модификацию «Б» можно дистанцировать не ближе 50-метровой удаленности.
- Газовую заправочную станцию с использованием СУГ размещают в 60 м, сжатые газы хранятся с требованиями менее жесткими, достаточно 35 м. Те же требования относятся и к многотопливным функционалам.
- Отсутствие аварийных резервуаров или применение емкостей с одной стенкой требует удаления АГЗС с подземными резервуарами минимум на 100 м. При использовании наземного оборудования необходима дистанция в 300 м, чтобы при потенциально возможном взрыве не пострадали окна квартир в новостройках, расположенных неподалеку.
В заключение
Оборудование санитарных разрывов между зданиями, сооружениями населенного типа и заправкой направлено для защиты прав населения на экологическую безопасность.
Но требование, чтобы безопасные расстояния соблюдались и не использовались любым способом, включая высадку зеленых насаждений, относятся уже к мерам противопожарной безопасности.
Существуют специально разработанные нормы расстояний, направленные на обеспечение сохранности жизни и здоровья в первую очередь населения, а во вторую – зданий и построек. И если какие-то из предписаний не соблюдаются, у жителей окружающего микрорайона или населенного пункта есть полное право требовать соблюдения закона.
Расстояние от заправки до жилого дома: минимально допустимые нормы Ссылка на основную публикацию
Источник: https://ProNormy.ru/stroitelstvo/uchastok/rasstoyanie-ot-azs-do-zhilogo-doma
Строительство АЗС нормы и правила – Пожарная безопасность
Современные автозаправочные станции, или АЗС, принято классифицировать по нескольким основным принципам и направлениям, одним из которых являются нормативные параметры типовых проектов:
- Количество топливораздаточных колонок (ТРК);
- Общая вместимость имеющихся резервуаров;
- Максимальное число заправок в течение определенного промежутка времени, например, в «часы пик»;
- Количество машин, заправляемых в течение одних суток.
Типовой проект АЗС
К числу наиболее используемых типовых проектов относятся:
1.1 Проект многотопливной автозаправочной станции, основной характеристикой которого служит возможность заправки транспортных средств двумя-тремя видами моторного топлива (светлые нефтепродукты, компилированный природный и сжиженный углеводородный газ).
1.2 Проект топливозаправочного пункта, размещаемого, как правило, на территории крупного производственного предприятия (автомобильного парка) и обеспечивающего моторным топливом транспортные средства данного предприятия.
1.3 Проект традиционной АЗС, предусматривающий подземное расположение топливных резервуаров-хранилищ, и реализующий технологическую схему, предполагающую разнесение ТРК и резервуаров.
Эффективность использование типовых проектов АЗС обусловлена следующими факторами:
- упрощенный порядок согласований и прочих разрешительных мероприятий;
- минимальные сроки проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
- гарантированный экономический эффект, рассчитанные сроки окупаемости инвестиций и получения прибыли.
Генеральный план автозаправки
Генплан АЗС – это одна из составляющих проекта, назначение которой заключается в комплексном решении планировки, размещения зданий (сооружений), инженерных сетей и технологических коммуникаций, а также благоустройство территории автозаправочной станции. Расположение автозаправки в границах населенного пункта или промышленного (автотранспортного) узла тоже оговаривается в генеральном плане.
В данном документе в обязательном порядке учитываются:
- места установки дорожных (по согласованию с ГИБДД) и информационных (о размещении пожарного гидранта, водозаборного колодца или пожарного водоема) знаков;
- значения годовой «розы ветров»;
- устройство пологих повышенных участков на въездах и выездах и дренажных лотков для отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, в очистные сооружения;
- соблюдение минимальных расстояний.
Технологические требования, предъявляемые к схемам генеральных планов автозаправочных станций:
- наличие возможности заправки моторным топливом транспортных средств с различными вариантами расположения топливных баков (правостороннее, левостороннее, двустороннее);
- обеспечение независимого подъезда автомобилей к ТРК;
- минимальная протяженность топливных коммуникаций;
- оптимальность радиусов поворота транспортных средств;
- вместимость зоны отстоя транспорта, ожидающего заправки;
- наличие визуального контроля заправочной зоны (зон) оператором АЗС.
Проектирование и строительство автозаправочных станций
При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:
3.1 Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:
- уклон, превышающий 40%;
- закругление, радиус которого превышает 1000 метров;
- удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;
- удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.
3.2 Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.
3.3 Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.
3.4 Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.
3.5 Определение минимальных расстояний в пределах территории АЗС.
Организация территорий
Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:
4.1 Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала.
4.2 Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.
4.3 Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.
4.4 Установление движения автотранспорта в одном направлении.
4.5 Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.
4.6 Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.
4.7 Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.
4.8 Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.
[attention type=red]4.9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.
[/attention]4.10 Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.
Применяемые для АЗС нормы проектирования
Источник: http://VipWash.ru/azs/proektirovanie-azs-i-tipovye-proekty
Строительство азс нормы и правила — Портал по безопасности
7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:
11. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:
Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 – вне населенных пунктов.
[attention type=green]Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов – 20м 3 .
[/attention]Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.
12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.
13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.
14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.
15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.
16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
[attention type=yellow]17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.
[/attention]18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
altsi.ru
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.
1 Настоящие территориальные строительные нормы (далее — нормы) устанавливают требования к размещению, проектированию и строительству автозаправочных станций всех типов (далее — АЗС) для заправки транспортных средств жидким и газообразным топливом при размещении их на территориях поселений и межселенных территориях, в пределах придорожных полос государственных автомобильных дорог общего пользования, муниципальных, ведомственных и частных автомобильных дорог, расположенных на территории Рязанской области.
Источник: https://drakkar11.com/stroitelstvo-azs-normy-i-pravila/
Требования к размещению АЗС
31.10.19
АЗС может представлять повышенную взрывоопасность, а также угрозу для окружающей среды. Чтобы не пострадали люди и природа, нужно соблюдать требования к размещению АЗС.
Должны соблюдаться стандарты при размещении рядом с общественными или жилыми зданиями, объектами, которые используются для производства, выращивания сельскохозяйственных культур. Есть запреты при размещении на путепроводах.
Рассмотрим список правил установки подробнее.
Требования к общему виду АЗС
При проектировании автозаправочной станции, требуется внимательно отнестись к планировке, расположению на территории основных элементов. Нельзя допускать потенциального разлива топлива. Его максимальная площадь должна быть рассчитана изначально.
Еще одно требование – установка в местах выезда и въезда на территорию возвышения с высотой более 0,2 метра.
Нужно также разместить на территории пути для дренажа. Они используются не только для отвода нефтепродуктов в случае разлива, но и для стандартного перемещения стоков.
Среди требований к планировке площади АЗС:
- Возможность просмотра ответственными лицами всей территории автозаправки.
- Простота и удобство перемещения и парковки всей техники.
- Разграничение потока движения транспорта и зеленых зон.
В идеальных условиях нужно следить за эстетичностью строения, а также за соответствием его оформления общему дизайну окружающих зданий.
Требуемая удаленность от разных объектов
При выборе площадки под АЗС нужно ориентироваться на требования, прописанные в НПБ 111-98. Также требуется заранее провести линию края площадки и предусмотреть, чтобы до резервуаров, заполненных потенциально пожароопасными жидкостями, было не менее двух метров.
Правила установки ограждений
На территории АЗС не допускается:
- Монтаж глухих, непродуваемых ограждений.
- Создание зеленых изгородей и использование для озеленения кустарников.
Необходима расчистка разделительной полосы шириной не менее 5 метров рядом с сельскохозяйственными культурами, способными распространять пламя.
Особенности установки знаков
На территории вашей заправочной станции должны быть:
- Знаки, указывающие на места установки средств, которые потенциально могут использоваться при пожаротушении. К ним относятся водоемы, гидранты и колодцы для воды.
- Плакаты с подробно прописанными правилами для водителей бензовозов и персонала, отвечающего за заправку.
- Таблички, на которых прописана фамилия оператора и время его дежурства.
Трафареты и разметка
На каждую колонку на АЗС наносятся параметры, марка и порядковый номер нефтепродукта. В требованиях к размещению модульных АЗС также указывается необходимость использования специальных трафаретов.
Особенности освещения заправочной станции
Еще один важный аспект – создание на площадке правильного освещения, соответствующего установленным требованиям. Особенное внимание уделяется местам, в которых идут основные технологические процессы – слив горючего, заправка, проведение технического обслуживания.
Какая документация требуется для АЗС?
Для правильной работы автозаправочной станции потребуется собрать пакет документов, в который входит:
- Заверенная ответственными органами лицензия на эксплуатацию.
- Электрические и технологические схемы станции, занесенные в специальный паспорт. Также ставится отметка о том, что заправка прошла плановую проверку.
Особые требования предъявляются к заполнению паспорта. В нем должен быть прописан корректный адрес, данные о собственнике и организации, которая занимается эксплуатацией станции. Прописываются и характеристики земельного участка, если он арендован, ставятся сроки окончания аренды.
Если на месте проводилась реконструкция, должны быть указаны точные данные. Не менее важна и информация об оборудовании, которым оснащена АЗС.
Требования к резервуарам на АЗС
Одна из важных частей автозаправочной станции – это резервуары, в которые закачивается горючее. Должно составляться четкое описание таких емкостей с указанием их общего числа, с прописыванием тех, которые на данный момент находятся в стадии активной эксплуатации. Также указываются данные об изготовлении резервуаров, типе топлива, для которого они предназначены.
Требуется указывать номинальную вместимость, а также совокупную вместимость всех емкостей, которые находятся в вашем распоряжении. Если вы проводите какие-либо технические мероприятия, информацию о них также нужно отображать.
На АЗС должна быть технологичная схема. Это безмасштабный документ, в котором указываются особенности и расположение запорно-регулирующей арматуры и другого связанного оборудования.
Потребуется и электрическая схема, на которой будут указаны все объекты, потребляющие электричество на территории площадки, электролинии и дополнительная арматура.
Иные виды документации
В правилах установки КАЗС предусмотрена необходимость в других документах:
- Формуляры с указанием колонок, отвечающих за раздачу топлива и масел. Эти бумаги заполняются постоянно, вносятся новые сведения.
- Паспорта для всех резервуаров, которыми оснащена площадка. В них также есть сведения о том, когда проводились любые механические работы. Должна прописываться дата проверки на герметичность, зачистки и других видов внутреннего обслуживания.
- Градуированные таблицы для всех резервуаров. Необходимо соблюдать требования по периодичности проверки емкостей – она должна проводиться не менее одного раза за пять лет.
Требования к размещению контейнерной АЗС, заправок иных типов включают в себя необходимость проведения регулярной проверки и освидетельствования контролирующими органами.
Показать все
Источник: https://www.pnsk-online.ru/news/poleznaya-informatsiya/289/