Можно ли заниматься перевозкой пассажиров как самозанятый.

Содержание
  1. Самозанятый грузоперевозчик: плюсы, минусы, как зарегистрироваться
  2. Что дает статус самозанятого в грузоперевозках
  3. Плюсы:
  4. Минусы:
  5. Как зарегистрироваться
  6. В документе следует указать следующие данные:
  7. : Самозанятость (самозанятые граждане): виды деятельности, налогообложение + закон о самозанятых
  8. Может ли водитель быть самозанятым
  9. Закон № 422-ФЗ: может ли водитель быть самозанятым
  10. Лицензия на перевозки самозанятым
  11. Путевые листы для самозанятых водителей
  12. Самозанятый в такси: как стать, плюсы и минусы
  13. Кто может стать самозанятым?
  14. Можно ли самозанятому работать в такси?
  15. Лицензия такси для самозанятых
  16. Лицензия такси самозанятым может быть оформлена:
  17. Как может устроиться на работу в такси гражданин?
  18. Устроиться на работу в такси можно в качестве:
  19. Как стать самозанятым в такси?
  20. Самозанятый в такси Яндекс
  21. Каждому самозанятому водителю-партнеру Яндекс таксипредлагает:
  22. Что лучше ИП или самозанятый в такси?
  23. УСН:
  24. ПСН:
  25. НПД:
  26. Самозанятый в такси: плюсы и минусы
  27. Шашечный разбор: таксисты переходят на самозанятость
  28. В один клик
  29. Миллион за баранкой
  30. В ответе за тех, кого подвозили
  31. Самозанятые таксисты: может ли водитель быть самозанятым гражданином
  32. Как работает бизнес в сфере такси
  33. Почему важно легализовать деятельность таксистов
  34. Может ли таксист зарегистрироваться как самозанятый

Самозанятый грузоперевозчик: плюсы, минусы, как зарегистрироваться

Можно ли заниматься перевозкой пассажиров как самозанятый.

Вывод бизнеса «из тени» – одна из важнейших задач государства, теряющего на налоговых сборах ежегодно 2,3 трлн. рублей. По данным Института стратегического анализа компании «ФБК», 15 млн.

россиян работают без официального оформления. Очередным шагом Правительства РФ по «обелению» экономики, стало введение статуса «самозанятый» для ИП и физических лиц.

Новый статус предполагает уплату налога на профессиональный доход по сниженной ставке.

В 2021 году к четырем субъектам РФ, где уже действует новая форма налогообложения (Москва, Московская и Калужская области, Татарстан) прибавятся еще 20 регионов.

Режим самозанятости выбирают предприниматели различных сфер профессиональной деятельности, от стилистов, до сантехников. Медленно, но верно к ним присоединяются и частные грузоперевозчики.

О том, как стать самозанятым в грузоперевозках, какие плюсы и минусы несет этот статус, расскажем в статье.

Что дает статус самозанятого в грузоперевозках

Статус самозанятого в сфере грузоперевозок может получить, как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, если он работает без привлечения наемных работников. Нормативная база для данной категории граждан – это ФЗ №422 от 27.11.2021 г.

Документ регламентирует деятельность граждан, желающих получить статус «самозанятый»: кто может воспользоваться, какие налоги устанавливаются для частников.

Смысл, который был заложен в законопроект – это возможность для частных перевозчиков осуществлять свою деятельность на законных основаниях.

[attention type=yellow]

Случается, что во время транспортировки, груз по каким либо причинам подвергается ущербу или утрате. Разбирательства с участием правоохранительных органов могут повлечь за собой и дополнительные неприятности, связанные с нелегальным предоставлением услуг грузоперевозки.

[/attention]

В некоторых случаях частник может попасть под уголовную статью за незаконное предпринимательство. Здесь уже пойдет речь не только о материальной ответственности за утерю груза, но и о риске получения реального срока лишения свободы.

 

Кроме этого, регистрация грузоперевозчика в качестве самозанятого гражданина, может помочь значительно расширить клиентскую базу. К примеру, множество предприятий и организаций, не имеют собственный автопарк, а им требуются регулярные перевозки.

Но они не могут воспользоваться услугами частного грузоперевозчика, так как нелегальный бизнес не предполагает документального сопровождения, признанного по закону. Самозанятый водитель сможет предоставить необходимую документацию для финансового отчета своих клиентов.

Ради объективности необходимо отметить и минусы статуса «самозанятый». Прежде всего, это ограничение по сумме ежемесячного оборота – 200 тыс. рублей. Для опытных грузоперевозчиков, имеющих наработанную клиентскую базу, это очень тесные рамки.

Кроме того, облагаемая сумма включает все финансы, полученные в результате профессиональной деятельности грузоперевозчика. То есть, если за рейс было получено 7 тыс. рублей, а на заправку автомобиля потрачено 2 тыс.

рублей, налог все равно придется заплатить с 7 тыс. рублей.

Плюсы:

  • легальное осуществление грузоперевозок;
  • отсутствие отчетности;
  • возможность работать с юрлицами;
  • умеренный размер налоговых сборов;
  • несложно сменить режим ИП на самозанятость.

Минусы:

  • налогом облагаются все доходы, без вычета расходной части;
  • ограниченная сумма ежемесячного оборота;
  • невозможность содержания штата наемных работников;
  • для тех, кто не воспользуется правом легализации, предусмотрен штраф.

Впрочем, вопрос с наемным трудом можно решить, если и работника перевести на режим самозанятости.

Как зарегистрироваться

Для регистрации грузоперевозчика в ФНС, в статусе самозанятого необходимо соблюсти следующие условия:

  • нет трудовых отношений с предпринимателями в течение последних двух лет до даты начала регистрации;
  • заказчики находятся в субъектах, где действует режим «самозанятость» (с начала 2021 года эксперимент распространяется на 24 региона);
  • годовая выручка, полученная за осуществления профессиональной деятельности, составляет не более 2,4 млн. рублей.

Если все условия соблюдены, то следует направить в ФНС уведомление об осуществлении деятельности по оказанию услуг, в данном случае – это автомобильные грузоперевозки. Для предоставления уведомления необходимо заполнить бланк установленной формы.

В документе следует указать следующие данные:

  • ИНН;
  • код налогового органа, в который направляется уведомление;
  • вид деятельности (в соответствии с НК или региональным законом);
  • Ф.И.О.;
  • пол и дату рождения;
  • реквизиты удостоверяющего личность документа (паспорт);
  • адрес места жительства или пребывания;
  • дату составления документа и подпись.

Уведомить налоговый орган о намерении получить статус самозанятого, можно различными способами. Один из них – через приложение «Мой налог». Приложение не сложно скачать на мобильное устройство в Google Play или App Store.

С помощью программы можно не только пройти регистрацию, но отслеживать свои налоговые платежи и поступления оплаты за перевозки, отправлять чеки клиентам.

Второй вариант – отправить уведомление через личный кабинет на официальном сайте ФНС, для регистрации которого потребуется ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика на сайте nalog.ru. Проще всего получить доступ к личному кабинету посредством Единого портала Госуслуг. В этом случае документ, подтверждающий личность заявителя не нужен.

Самозанятость так же можно оформить через банк. Удобные сервисы предлагают: Сбербанк, Альфа-Банк, Ак Барс Банк, МТС Банк и другие. К примеру, с помощью приложения «Сбербанк Онлайн» можно зарегистрироваться в качестве самозанятого, формировать онлайн-чеки, производить оплату налогов, получить цифровую карту, пройти обучение с помощью платформы «Деловая среда»;

Необходимо знать, что налоговая инспекция не направляет заявителю документальное подтверждение о постановке на учет в качестве самозанятого. Но заявитель имеет возможность обратиться с просьбой об отметке на копии уведомления, о его принятии в ФНС. А с помощью приложения «Мой налог» можно сформировать справку о регистрации в налоговом органе в качестве самозанятого.

: Самозанятость (самозанятые граждане): виды деятельности, налогообложение + закон о самозанятых

Поиск запроса “самозанятый при грузоперевозках” по информационным материалам и форуму

Источник: https://perevozka24.ru/pages/samozanyatyy-gruzoperevozchik-plyusy-minusy-kak-zaregistrirovatsya

Может ли водитель быть самозанятым

Можно ли заниматься перевозкой пассажиров как самозанятый.

Самозанятые водители – это физические лица, занимающиеся грузовыми или пассажирскими перевозками, применяющие экспериментальный режим налогообложения «Налог на профессиональный доход» (НПД). Режим самозанятости введен законом от 27.11.2021 г. № 422-ФЗ.

Водители на текущий момент могут работать на данном спецрежиме только в четырех регионах страны (Москва и Московская область, Татарстан, Калужская область), но ожидается, что с введением НПД по всей России такая возможность появится во всех субъектах РФ.

Закон № 422-ФЗ: может ли водитель быть самозанятым

Главные преимущества «самозанятости» для перевозок следующие:

  • не надо составлять отчетность по доходам и налоговым платежам;
  • низкая ставка налогообложения – по доходам, полученным от юридически лиц и ИП действует ставка 6%, а по доходам, поступившим от физических лиц – ставка 4%. Выбор конкретного тарифа зависит от того, кто указан в качестве контрагента в чеке.
  • лимит годовой выручки – 2,4 млн. руб., причем при отсутствии доходов налог не уплачивается;
  • самозанятому предоставляется налоговый вычет – 10 тыс. руб.;
  • платежные документы (чек) и расчет налога формируются автоматически при помощи приложения «Мой налог».

Недостатком является сложность в получении разрешительной документации, например, для таксистов, так как лицензии выдаются только ИП или юридическим лицам. Поскольку режим НПД доступен также и физлицам в статусе ИП, самозанятый может получить лицензию только будучи предпринимателем.

Второй минус – отсутствие страховых отчислений на будущую пенсию. Страховые взносы можно осуществлять на добровольной основе, но при этом возрастает размер платежей в бюджет.

При выборе НПД необходимо учитывать и то, что фактические затраты на содержание транспортного средства в исправном состоянии, на топливо и т.д. не учитывается при расчете налога – за основу принимается только сумма полученного дохода.

[attention type=red]

Закон № 422-ФЗ не содержит перечня разрешенных на режиме НПД видов деятельности, в нем имеется только список ограничительных факторов. Грузовые и пассажирские перевозки не входят в исключения, поэтому самозанятый водитель может использовать данный режим налогообложения.

[/attention]

Если самозанятый водитель выполняет роль курьера, принимающего оплату за товар, продавец обязан будет обеспечить его зарегистрированной мобильной онлайн-кассой, при этом получать наличные деньги в интересах третьих лиц курьер не сможет.

Для работы в перевозках с применением режима самозанятости необходимо установить налоговое приложение «Мой налог» для фиксации сумм дохода, вычисления налога и формирования чеков клиентам (чеки рассылаются по номеру телефона или электронным адресам, либо распечатываются на бумаге).

Лицензия на перевозки самозанятым

При работе в такси самозанятым, как и другим категориям водителей, требуется лицензия на осуществление пассажирских перевозок. Подробнее об этом мы писали в нашей статье.

Лицензию выдают на юридическое лицо или на ИП, но не на частных физических лиц. Поэтому у самозанятых таксистов есть два варианта:

  1. Оформиться как ИП. В этом случае сразу после регистрации ИП можно заявить о желании перейти на экспериментальный спецрежим НПД. Такому предпринимателю нельзя будет применять иные налоговые режимы и привлекать наемных работников.

  2. Самозанятые водители не обязательно должны иметь статус ИП, но тогда лицензию должен иметь таксопарк, либо агрегатор с которым они планируют работать. В этом случае разрешительный документ выдается организации, а водитель сотрудничает с ней по договору ГПХ (без составления трудового договора, иначе с дохода придется платить НДФЛ по ставке 13%).

Путевые листы для самозанятых водителей

Система самозанятости позволяет не применять онлайн-кассу и не платить подоходный налог со страховыми взносами, но не освобождает от необходимости оформлять транспортные документы.

Путевые листы для самозанятых являются обязательным элементом. Эти документы дают право водителю перевозить конкретный груз из одной точки в другую. Таксопарками по данным путевок отслеживается маршрут, расход топлива, производятся начисления водителю.

Путевки нужны для транспортировки грузовым автотранспортом и для легковых автомобилей. Так как путевые листы для самозанятых обязательны, водители при их отсутствии могут быть оштрафованы в соответствии со ст. 12.3 КоАП РФ на сумму в 500 руб.

Этот документ не потребуется, только если водитель перевозит на собственном ТС личный груз.

В адрес Правительства представителями агрегаторов такси поступают предложения об упрощении работы таксистов на экспериментальном налоговом режиме.

В частности, предлагалось ввести электронные путевые листы и изменить порядок оформления лицензии, включив в категорию получателей разрешительной документации третью группу – самозанятых.

Пока что путевки выдаются в бумажном виде, предрейсовые осмотры проводятся в обычном режиме.

Источник: https://spmag.ru/articles/mozhet-li-voditel-byt-samozanyatym

Самозанятый в такси: как стать, плюсы и минусы

Можно ли заниматься перевозкой пассажиров как самозанятый.

Появление нового налогового режима НПД позволило гражданам официально оформить самозанятость и работать по выбранному виду деятельности, не опасаясь штрафов. Если с такими направлениями, как репетиторство, строительство и ремонт все предельно понятно, то может ли работать самозанятый в такси Яндекс или в любом другом агрегаторе?

Кто может стать самозанятым?

В первую очередь, хотелось бы пролить свет на то, кто же такие самозанятые, и кто ими может стать.

Данное понятие активно влилось в массы с началом действия 422 –ого ФЗ об экспериментальной программе по вводу на территории страны нового налогового режима. Он получил название налог на профессиональный доход.

[attention type=green]

А вот, лица, осуществившие на него переход и ставшие плательщиками НПД, в обсуждениях и получили название «самозанятые».

[/attention]

Стать самозанятым гражданином имеет право только тот, кто соответствует требованиям к данному режиму:

  • Наличие гражданства России;
  • Быть физлицом или индивидуальнымпредпринимателем;
  • Суммарный годовой доход менее 2,4 миллионов;
  • Нет в подчинении сотрудников по найму;
  • Реализуются услуги или товары своегопроизводства.

Стоит отметить, что налоговый режим НПД был введен не сразупо всей стране, а лишь в некоторых субъектах РФ. Хотя, их число поэтапноувеличивается, охват всех регионов лишь в перспективе. Поэтому передрегистрацией самозанятым следует уточнить, действует ли в населенном пункте ихдеятельности налог на профессиональный доход.

Таким образом, самозанятым может являться гражданин, впервые вставший на налоговый учет через приложение, а также индивидуальный предприниматель, отказавшийся от имеющихся налоговых систем и перешедший на НПД.

Можно ли самозанятому работать в такси?

Поскольку, такое явление, как «самозанятость», появилось относительно недавно, у многих водителей остается много вопросов ввиду нестыковок и противоречий в нормативно-правовых актах.

Известно, что деятельность по перевозке людей регламентируется Федеральными законами РФ. Так, по 69 –ому ФЗ заниматься перевозкой багажа и пассажиров в такси легкового типа можно только при наличии специального разрешения (лицензии).

Которое, могут получить лишь ИП и юридические лица. А вот, какого-либо упоминания в документе о самозанятых в такси нет. И, казалось бы, на этом можно было бы поставить точку и категорично ответить, что данная категория не имеет права работать по данному направлению.

Однако, не стоит торопиться с выводами.

При ответе на заданный вопрос стоит учитывать, что:

  • Российское законодательство построено по принципу «разрешено все, что не запрещено». А вот явного запрета на перевозку людей и грузов для самозанятых не установлено;
  • Последние изменения к 69 –ому ФЗ датируются 2014 годом, а программа по НПД запущенна лишь в 2021. Вероятно, к началу эксперимента не были готовы поправки по всем действующим ФЗ и в скором времени будут внесены дополнения.
  • На законодательном уровне термин «самозанятый» не закрепляется ни в одном документе. Как следствие, установить запрет для официально не существующей категории лиц невозможно.

Таким образом, единственным проблемным вопросом, который может возникнуть – это получение лицензии. Хотя, некоторые граждане пренебрегают данным аспектом, штрафы за подобные нарушения достаточно велики. Что делает нелегальные перевозки крайне невыгодными.

Лицензия такси для самозанятых

Хотя, явного запрета для лицензирования самозанятых в такси нет, Минтранс выдает разрешения по прежним правилам. То есть только организациям или ИП. Тем не менее, до официального предоставления физлицам такой возможности существуют выходы из ситуации.

Лицензия такси самозанятым может быть оформлена:

1. На свое ИП:

  • Гражданин регистрирует ИП на УСН;
  • Получает соответствующее разрешение на перевозку;
  • Пишет заявление отказа от УСН, а также переводит ИП на НПД, не забыв в течение месяца уведомить об этом ФНС.

Таким образом, самозанятый будет иметь действующую лицензию на ИП, а также пользоваться всеми преимуществами НПД без обязательных взносов, будучи предпринимателем.

2. Через таксопарк:

В таком случае появляется посредник по аналогии с «подключашками», который будет брать дополнительный процент. Как правило, он составляет 3 — 6 %

3. Через компанию с лицензией:

Можно заключить договор с компанией, имеющей лицензию. По соглашению личный автомобиль передается в аренду определенному таксопарку, которого в реальности может и не быть. Затем оформляется лицензия на этот автомобиль, который сдается по договору найма с готовым разрешением от ООО владельцу авто. То есть человек работает на своем автомобиле, якобы взяв его в аренду с лицензией.

Прежде чем останавливаться на данном способе, следует хорошо изучить динамику данного направления. Во-первых, стоимость такой услуги выросла в разы (в среднем с 3 000 до 20 000 рублей). Во-вторых, активность таких предприятий постепенно снижается, как и срок их существования, ввиду принимаемых мер государством.

4. Оформить лицензию на чужое ИП или компанию:

Здесь многое зависит от договоренностей и возможностей самого водителя. Если он найдет таких желающих, то может воспользоваться данным способом. Однако, появляется зависимость от сторонних лиц и ряд сопряженных рисков.

Читайте: Какой штраф за грязные номера на машине?

Как может устроиться на работу в такси гражданин?

В свою очередь, услуги по перевозке багажа и пассажиров могут оказываться в разных организационно-правовых формах. Вариант с ООО рассматривать не будем, поскольку, компании не могут применять НПД. К тому же, для гражданина это либо работа по найму, либо руководство собственным юрлицом.

Устроиться на работу в такси можно в качестве:

1. Индивидуального предпринимателя:

  • На упрощенной системе (УСН) — 6% от доходов;
  • С патентной системой (ПСН) – с фиксированнымплатежом 18 000 рублей;
  • С налогообложением профессионального дохода(НПД) – 4% от физ и 6% от юр лиц.

2. Самозанятого гражданинана НПД:

  • 4% и 6%, как и в случае с ИП;

3. Нелегально, по найму или через посредников:

Но доходы от данной деятельности при таких условиях вряд ли будут высокими, а карьера продолжительной.

Читайте: Самозанятые вСанкт-Петербурге: Виды деятельности и как оформить.

Как стать самозанятым в такси?

Исходя из наличия различных способов устройства в такси самозанятым, рассмотрим наиболее распространенную ситуацию через ИП.

Это когда гражданин уже работал в такси предпринимателем, но захотел перейти на НПД или только планирует заняться этой деятельностью, но у него еще нет лицензии.

Чтобы в качестве самозанятого оказывать услуги по перевозке граждан на легковом автомобиле необходимо следующее:

  1. Зарегистрироваться в качестве ИП на УСН, если ранее этого не было сделано;
  2. Получить разрешение на осуществление перевозки людей и багажа на ИП;
  3. Установить на мобильный девайс приложение Мой налог;
  4. Пройти через него процедуру регистрации в качестве плательщика НПД;
  5. Направить в налоговую заявление об отказе от УСН;
  6. Дождаться уведомления о переходе на новый режим;
  7. Заполнить и подать анкету в качестве самозанятого агрегатору, например, Яндекс.Такси. 

Читайте: Самозанятые в Свердловской области: регистрация и виды деятельности.

Самозанятый в такси Яндекс

Одной из самых распространенных сетей по услугам перевозки является сервис Яндекс. Работать, как самозанятый в такси Яндекс можно только зарегистрировавшись ИП с переходом на НПД. Так как наличие разрешения обязательно, а получить его можно от ИП или организации. При этом водитель работает с агрегатором напрямую и ему присваивается статус партнера.

Заполнить и подать документы можно в центре Яндекс таксисвоего города. При этом понадобятся:

  • Паспорт водителя;
  • Его водительское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • СТС своей машины;

Каждому самозанятому водителю-партнеру Яндекс таксипредлагает:

  1. Одну комиссию только от самого сервиса;
  2. Получение наличных платежей в день получениязаказа, а безналичных на следующий рабочий день;
  3. Вывод денег на личную банковскую карту;
  4. Круглосуточную службу поддержки;
  5. Бонус в виде серебранной короны на 60 дней;
  6. Онлайн процесс регистрации, а также закрытия;
  7. Возможность покупать смены;
  8. Доступ к приложению таксометр;
  9. Интеграцию приложений Яндекс таксометр и Мойналог;
  10. При регистрации бонусные 2 смены до 12 часов безкомиссии с вводом реферального кода.

Код для самозанятых в Яндекс такси:

  • GF5L7R;
  • 5IRG6G;
  • VUU9L1;
  • 88RURF;
  • 8L5SGG;
  • 6QQ4NZ;
  • 79IVQQ.

Что лучше ИП или самозанятый в такси?

Для наглядного понимания, что лучше ИП или самозанятый в такси, приведем приблизительные расчеты. За основу приняты доходы водителя, полученные от физлиц без учета накладных расходов и с уже снятой комиссией.

УСН:

  • Фиксированные взносы за 2021 год – 40 874руб.;
  • 1% от доходов свыше 300 тыс. в год – 3 000руб.;
  • Расчетный счет – 12 000 руб. (в среднем1 000 руб./мес.);
  • Приобретение ККТ – 18 000 руб.;
  • Налог 6%:

600 000 * 6% – 40 874 –3 000 = -7 874. Таким образом, налог не уплачивается.

Сумма затрат: 73 873;

Чистый доход: 600 000 — 73 873 = 526 126;

ПСН:

  • Стоимость патента – 18 000 руб.;
  • Обязательные взносы на 2021 год – 40 874руб.;
  • 1% от доходов свыше 300 тыс. в год – 3 000руб.;
  • Расчетный счет – 12 000 руб. (в среднем1 000 руб./мес.);
  • Приобретение ККТ – 18 000 руб.;

Сумма затрат: 91 874 руб.

Чистый доход: 600 000 – 91 874 = 508 126 руб.

НПД:

600 000 * 4% = 24 000;

Сумма затрат: 24 000 руб.

Чистый доход: 600 000 – 24 000 = 576 000 руб.

Самозанятый в такси: плюсы и минусы

Хотя, «самозанятость» относительно свежее явление и имеет много неоговоренных моментов, на текущий момент можно выделить ряд преимуществ и недостатков такой формы ведения деятельности.

ПЛЮСЫ:

  • Быстрая регистрация;
  • Низкие налоговые ставки;
  • Ставки фиксированы для всех регионов до конца 2028 года;
  • Не платятся обязательные взносы;
  • Наличие льготы в виде налогового вычета до 10 тысяч рублей;
  • Если нет доходов, НПД не платится;
  • Налог только с доходности;
  • Для работы требуется только «Мой налог» — приложение для мобильного устройства;
  • Не нужен кассовый аппарат;
  • Нет отчетности, а также учета;
  • Потребность в бухгалтере отпадает;
  • Автоматический расчет налогов и доходов;
  • Не сдается декларация;
  • Есть возможность совмещать работу по ТД;
  • Официальное подтверждение заработка для ипотеки или кредита;
  • Получение платежей на банковскую карточку, наличными или на электронный кошелек;
  • Не требуется расчетный счет;

Читайте: Как сформировать чек в приложении Мой налог.

МИНУСЫ:

  • Безналичные средства от партнеров приходят с задержкой на один, а то и несколько дней;
  • Пока не все регионы подключены к программе по НПД;
  • Нельзя работать таксистом по трудовому договору;
  • Лимит по максимальному заработку в год;
  • Не увеличивается пенсионный стаж;
  • При определенных условиях сумма налогов может быть выше чем на ПСН или УСН;
  • Ежемесячная оплата налога.

Источник: https://mytopfinance.ru/samozanyatyj-v-taksi/

Шашечный разбор: таксисты переходят на самозанятость

Можно ли заниматься перевозкой пассажиров как самозанятый.

Таксисты начали активно регистрироваться самозанятыми — каждый пятый из 35 тыс. человек, вставших на учет в налоговой с 1 января, оказался представителем именно этой профессии. Такие данные «Известиям» привели в Федеральной налоговой службе. Большое количество таких водителей выгодно агрегаторам, которые хотят избавиться от посредников — таксопарков.

ФНС это позволит вывести налогоплательщиков из тени, а самим таксистам — больше зарабатывать. Эксперты, однако, предупреждают о рисках: пассажирам будет еще труднее взыскать ущерб в случае ДТП или других происшествий. Кроме того, схема не начнет действовать в полном объеме, пока самозанятым не дадут возможность получать разрешения на таксомоторную деятельность.

В один клик

Услуга по перевозке пассажиров — один из наиболее популярных видов деятельности, которые указывают самозанятые в мобильном приложении «Мой налог», сообщили «Известиям» в ФНС. По данным службы, из 35 тыс. человек, зарегистрированных с 1 января, порядка 20% — таксисты.

Налог на профессиональный доход, который неофициально называют налогом на самозанятых, введен в тестовом режиме с 2021 года в четырех регионах России. Эксперимент проводят в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. Ставка — 4% на доход от работы с физлицами, 6% — с юрлицами.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого может любой человек, работающий на себя, если его доход не превышает 200 тыс. рублей в месяц. Это можно сделать через мобильное приложение. Льготным режимом также могут воспользоваться индивидуальные предприниматели.

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин говорил, что агрегаторы такси — основная цель нового проекта.

[attention type=yellow]

Водители активно интересуются переходом на режим самозанятости, подтвердили «Известиям» в «Яндекс.Такси» (в 2021 году объединилась с Uber), «Ситимобил», такси «Везет» (бренды «Везет», Рутакси, «Сатурн», «Ред такси» и «Фастен») и «Максим». В Gett отказались от комментариев.

[/attention]

В «Яндекс.Такси» отметили, что такой переход удобен в первую очередь самим таксистам. Это позволяет получать деньги за выполнение заказов без посредников, уменьшить налогообложение и отчитываться о налогах без бумажной волокиты через мобильное приложение, отметил представитель сервиса.

Замгендиректора по стратегии «Ситимобил» Александр Горный сказал, что специалисты в офисах и call-центре ежедневно консультируют водителей по этому поводу.

В сервис такси «Максим» обратились более 1 тыс. водителей, желающих перейти на самозанятость, уточнили в компании.

В такси «Везет» добавили, что переходом на специальный режим интересуются в том числе и в тех регионах, где он пока не внедрен.

Миллион за баранкой

По данным аналитического центра при правительстве РФ, с 2015 по 2021 год рынок услуг такси в России вырос на 14%, до 575 млрд рублей. В сфере таксомоторных перевозок в 2021 году работало около 700 тыс.

человек, сейчас — порядка 1 млн, говорится в концепции правового регулирования агрегаторов такси, направленной экспертным советом при правительстве вице-премьеру Максиму Акимову (копия есть у «Известий»).

В документе отмечается, что значительной положительной динамики в таксомоторных перевозках удалось добиться благодаря использованию цифровых технологий.

[attention type=red]

Сейчас за таксистов налоги оплачивает юрлицо (таксопарк), где они работают. Платят за себя только частники, открывшие ИП, они могут выбрать льготный режим налогообложения — упрощенную систему (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или патент.

[/attention]

Юрист фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников привел несколько причин, по которым таксистам будет выгоден режим самозанятости: максимально простая регистрация без визита в налоговую, отсутствие отчетности и обязанности платить страховые взносы, кроме того, официальный налог подтверждается справкой из мобильного приложения.

Для ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы», есть смысл переходить на самозанятость только в одном случае — если часть расходов они не могут подтвердить документами, возразил руководитель налоговой практики Coleman Legal Services Павел Зюков.

— Но наиболее привлекательна для таксистов, зарегистрированных в качестве ИП, сегодня патентная система налогообложения. Нужно оплатить только стоимость патента, в Москве он обойдется всего в 18 тыс. рублей в год, — добавил он.

Внедрение налога на профессиональный доход выгодно прежде всего налоговикам — это позволит вывести из тени часть налогоплательщиков и повысить собираемость налогов, сказал Сергей Колесников. Качество услуг такси при этом не изменится, считает он. В свою очередь, в ФНС заявили, что результаты динамики налоговых поступлений «пока рассматривать преждевременно».

В сервисе «Максим» подчеркнули, что система работы с самозанятыми тестируется. Она полноценно заработает, только когда все агрегаторы подключатся к электронной площадке ФНС, а самозанятым позволят получать разрешения на таксомоторные перевозки.

Такое предложение, в частности, содержится в проекте концепции правового регулирования агрегаторов такси.

Сейчас разрешения дают только юрлицам и индивидуальным предпринимателям, поэтому большинство таксистов — это либо индивидуальные предприниматели, перешедшие на самозанятость, либо работники таксопарков.

— Мы рекомендуем водителям регистрировать ИП, получать разрешение и переходить на налоговый режим самозанятого, — пояснили в «Яндекс.Такси».

В ответе за тех, кого подвозили

Представители агрегаторов, опрошенные «Известиями», утверждают, что новый налоговый режим позволит вывести из тени нелегалов и избавиться от посредников. А значит, водители смогут больше зарабатывать.

Однако зампред межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков с этим не согласен. По его словам, с учетом затрат на аренду автомобиля, топливо и прочее расходы составят не 6%, а минимум 15%. Схему работы в такси самозанятых он считает «на 99% нелегальной».

— Возможно, в целом самозанятость полезна. Но в российском транспортном законодательстве не прописаны основы для их легальной работы в такси. Эта профессия также не упоминается в законе о налоге на профессиональный доход, — подчеркнул он.

Переход на самозанятость, по его мнению, приведет к тому, что таксопарки будут уходить с рынка — водители смогут напрямую работать с агрегаторами. Таким образом, таксопарки станут не нужны.

При этом эксперт уверен, что у физлиц не хватит собственных ресурсов для обеспечения достаточного уровня безопасности перевозок.

[attention type=green]

А в случае серьезного ДТП добиться компенсации будет очень трудно, поскольку физлицо отвечает только своим имуществом, добавил он.

[/attention]

Сейчас ответственность в случае ДТП или других происшествий несет владелец лицензии — таксопарк или ИП. Но у агрегатора зачастую нет исчерпывающей информации по каждому водителю, пояснил «Известиям» собеседник в одном из сервисов. Это связано с тем, что агрегаторы в большинстве регионов не обязаны проверять налоговый статус перевозчика.

Благодаря этому на рынке таксомоторных перевозок активно работают так называемые «подключашки» — то есть водители, легализовавшиеся через посредников. Поэтому в случае аварии или других инцидентов с таксистом, вызванным через приложение, и сегодня сложно добиться компенсации — компании начинают перекладывать ответственность друг на друга.

При этом неадекватные водители — не редкость. Так, в августе 2021 года в Перми завели уголовное дело об изнасиловании клиентки водителем сервиса Uber, в ноябре того же года таксист «Яндекс.Такси» избил пассажирку за язвительные замечания.

В «Яндекс.Такси» подчеркнули, что с декабря 2021 года у компании есть собственная программа страхования здоровья водителей и пассажиров при ДТП. Впрочем, на другие случаи, в том числе описанный выше, она не распространяется.

Риск нарваться на неадекватного водителя останется в любом случае, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Если водитель нахамил пассажиру, то можно поставить низкую оценку в приложении, что в конечном итоге приведет к отключению такого таксиста.

Что касается имущественного ущерба или вреда здоровью, необходимо на законодательном уровне вводить субсидиарную ответственность перевозчика и агрегатора такси, добавил он.

Источник: https://iz.ru/852842/aleksandr-volobuev/shashechnyi-razbor-taksisty-perekhodiat-na-samozaniatost

Самозанятые таксисты: может ли водитель быть самозанятым гражданином

Можно ли заниматься перевозкой пассажиров как самозанятый.

На обывательском уровне таксисты, которые занимаются частным извозом пассажиров, относятся к категории самозанятых граждан. Они не имеют работодателя, получают систематический доход и не платят с прибыли налогов.

С рассмотрением и принятием нового закона о самозанятости, который вступил в силу с 1 января 2021 года, встал вопрос, смогут ли самозанятые таксисты встать на официальный учет в налоговой инспекции.

Данный вопрос имеет особые нюансы, которые требуют детального рассмотрения, чтобы окончательно ответить на этот вопрос.

Как работает бизнес в сфере такси

Услуга такси широко востребована населением, и государство с легальными компаниями не в силах удовлетворить запросы общества. На сегодняшний день существуют несколько общероссийских сервисов по предоставлению данного вида услуг, но этого недостаточно.

Многие таксисты, которых часто называют «бомбилами», занимаются перевозкой пассажиров без какой-либо регистрации. Вопрос легализации их деятельности остается открытым. Хотя в данном секторе рынка давно пытаются уладить положение вещей, и достигнуты уже хорошие результаты.

На сегодняшний день в сфере такси работают по следующим схемам:

  1. Водители устраиваются на официальную работу в зарегистрированные компании. Им предоставляется автомобиль и все условия работы, заключается договор. В качестве оплаты водитель забирает часть прибыли. Данная схема работы не очень выгодна, поэтому многие не спешат пользоваться ею.
  2. Таксование на собственном автомобиле (не возбраняется брать автомобиль и в аренду, но под личную ответственность). По этой схеме водитель с личным автомобилем регистрируется в определенной конторе и получает заказы от компании. Основной заработок он оставляет себе, а организатору отдает небольшую комиссию.
  3. Онлайн-сервисы. Рынком на сегодняшний день правит такой гигант, как Яндекс Такси. В силу широких возможностей, эта компания способна организовать легализацию работу таксистов, и тем, кто работает на Яндекс, можно не беспокоиться.
  4. Всенародный сервис бла-бла-кар также дает возможность шоферу заработать. Несмотря на то что изначально цель данного ресурса – помочь сэкономить на бензине во время путешествий путем подвоза попутчиков, многие таксисты стали использовать его для личных заработков.
  5. Бомбилы, которые работают единолично, вынуждены самостоятельно искать клиентов. Они обычно ведут настоящую «охоту» на клиентов около вокзалов, аэропортов, в ночное время, в туристических зонах, предлагая свои услуги по завышенным ценам.

Вопрос легализации деятельности таксистов остро стоит относительно граждан, которых можно отнести к последним двум категориям.

Важно! В последнее время с появлением крупных сервисов, количество частных извозчиков такого рода убавилось, но все же они есть, особенно в крупных городах и городах-курортах.

Почему важно легализовать деятельность таксистов

Сфера перевозки пассажиров связана с человеческими жизнями, поэтому требует пристального контроля. Чтобы обеспечить безопасность, транспортное средство должно находиться в надлежащем техническом состоянии, водитель должен соответствовать нормам физического и психического здоровья, должен быть трезвым.

Ответственность за такие моменты при частном извозе никто не несет. Люди, сев в машину к первому попавшему человеку, доверяют свою жизнь незнакомцу и рискуют не только здоровьем и деньгами, но и жизнью. Бизнес на частной перевозке пассажиров давно попал под внимание госорганов, поскольку в этой сфере крутятся большие деньги, ради которых люди готовы на многое.

В последнее время вызывают беспокойство такие моменты:

  1. В борьбе за клиентов и ведя конкуренцию, таксисты не особо заботятся о самих пассажирах. В погоне за скоростью и деньгами нарушаются правила дорожного движения и принципы общечеловеческой морали. Водители не стесняются в выражениях, устраивают разборки между собой при клиентах.
  2. Частные бомбилы и вовсе открыто могут угрожать и принуждать пассажиров ехать с ними. Над ними нет контроля, они чувствуют полную свободу и контроль над ситуацией.
  3. Частные извозчики в определенных ситуациях необоснованно завышают цены, не оставляя клиенту выбора. Их расценки никак и никем не контролируются.
  4. Ехать с незнакомым человеком с улицы – просто опасно. Вас могут обокрасть или иным образом подвергнуть жизнь насилию и опасности.
  5. Такие водители ни за что не отвечают: не за ценные вещи, которые забыты в салоне и автомобиля, ни за ваш комфорт, ни за вашу жизнь и здоровье в случае возникновения ДТП.

Поэтому связываясь с частными извозчиками, каждый человек должен нести ответственность за себя сам и четко понимать риски. И если работу водителей, которые работают через городские компании и сервисы, можно хоть как-то контролировать, то частники не поддаются никакому контролю.

Может ли таксист зарегистрироваться как самозанятый

В мире много вполне ответственных и культурных водителей такси, которые добросовестно относятся к своей работе. И вопрос легализации кроется не в том, чтобы обеспечить ответственность перевозчиков, а в том, чтобы вывести их доходы из «тени» и дать возможность заниматься извозом на законных основаниях.

По определению таксисты подходят под все требования закона о самозанятости: они не имеют работодателя, не нанимают работников, оказывают личную услугу, получают систематический доход. Поэтому на обывательском уровне их относят к самозанятым гражданам.

Однако если глубже копнуть законы, то увидим два пункта:

  1. Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04. 2011 гласит, что частной перевозкой пассажиров и багажа можно заниматься только на основании лицензии, то есть специального разрешения, выданного уполномоченным органом (ст. 9 ч. 1). А в лицензии должны указываться данные зарегистрированного ИП или ООО (согласно п.2 ч. 1 ст. 9 данного закона).
  2. Закон о самозанятых в пункте 6 статьи 2 гласит о том, что специальный налоговый режим с уплатой налогов на профессиональный доход можно применять при ведении разрешенной деятельности без регистрации ИП, за исключением видов деятельности, которые требуют по закону обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что для законной деятельности частному таксисту необходимо обязательно оформиться как ИП, а такие предприниматели не могут применять специальный налоговый режим.

Важно! Таксисты не могут встать на учет в налоговых органах в качестве самозанятого лица.

В данном случае возникает вопрос, как же им легализовать свою деятельность, ведь для оформления в качестве ИП многие не имеют достаточных доходов, да и сама процедура ведения бизнеса в качестве ИП имеет свои сложности в регулярном предоставлении отчетов, использования онлайн-касс, подаче деклараций.

Поскольку схем для упрощенной легализации деятельности извозчиков на такси не существует, эта категория населения действует следующим образом:

  1. Вступает в ряды таксистов, которые работают на крупные компании через известные сервисы. В данном случае легализация – это уже не его головная боль. Крупные сервисы имеют свои каналы и программы, которые позволяют иметь официальный источник доходов частным перевозчикам с уплатой либо НДФЛ, либо комиссий организатору.
  2. Продолжает работать без регистрации на свой риск и страх, так как это является незаконным предпринимательством. Однако, таких водителей очень сложно выявлять, поскольку деньги они получают на руки, а доказать, что они везли клиентов, а не родных или друзей, на практике довольно сложно.

При существующем положении, когда таксисту нужно оформлять ИП, чтобы вести законную деятельность, проблема незаконного частного извоза не может быть решена. Никто не захочет свалить на себя столько проблем, проще заплатить штраф в 2000 рублей в случае выявления незаконного предпринимательства.

И то риск наступления такого случая минимален, поскольку на данном секторе рынка процветает коррупция, и все работают под прикрытием вышестоящих органов. Государство не в состоянии бороться с таким положением вещей, но и не предлагает реальных путей решения проблемы.

Поэтому часть будет работать через крупных организаторов, а остальная часть так и останется в тени, потому что водители такси быть самозанятыми и официально встать на учет не могут.

Источник: https://samozanyatyj.ru/poleznoe/mozhet-li-taksist-byt-samozanyatym-grazhdaninom.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: