Национальность латгалец

Нет такой национальности в Латвии! Как латышских латгальцев превратили в простых латышей

Национальность латгалец

В недрах латвийского госаппарата, а точнее – в подчинении у Центрального статистического управления (ЦСУ), существует Классификатор национальностей. Еще есть рабочая группа по пересмотру Классификатора национальностей.

Изредка она собирается, и тогда в СМИ может промелькнуть свидетельство о его существовании. Типа “рабочая группа по пересмотру Классификатора национальностей решила добавить в Классификатор три новые национальности”.

Ну, скажем, марокканец/марокканка, непалец/непалка и мальтиец/мальтийка.

Всякой твари по паре

Вообще в этом Классификаторе есть что–то от Творца и его небесной канцелярии. Нет в списке вашей национальности — значит, таковой не существует вовсе. Получается, что марокканцы и непальцы — совсем новые народы, недавно народившиеся или прилетевшие в НЛО. А может, в Латвии просто не знали об их существовании?

В Классификаторе под номером один стоят латыш и латышка. И это по праву. Вторые — братья литовцы, третьи — эстонцы, четвертые почему–то американцы — наверное, звонили из “обкома”.

Потом идут австралийцы (аборигены, что ли) и канадцы — может, потому что в их странах так много латышей, что они уже и сами немного латыши. Затем следует коренное население партнеров по НАТО. А за ними — народы бывших братских республик СССР.

[attention type=yellow]

Что приятно удивило, в Классификаторе есть даже русские. Они на 17–м месте между киргизами и молдаванами.

[/attention]

Кого только нет в списке, тут каждой твари по паре. Есть и ижорец с ижоркой, и бретонец с бретонкой, и чахуры, и фарерцы, и таты, и шоры, и вепсы, и есиды.

По этому поводу даже вспомнилась “Песнь о Гайавате” Лонгфелло, где говорилось о настоящих коренных американцах: “Вдоль потоков, по равнинам шли вожди от всех народов, шли чоктосы и команчи, шли шошоны и омоги, шли гуроны и мэндэны, делавэры и могоки, черноногие и попы, оджибвеи и дакоты — шли к горам Большой Равнины, пред лицом Владыки Жизни”. В нашем случае — Классификатора.

Латгальцы? Нет, не слышали

Кроме того, рабочая группа обменялась мнениями и решила, что латгальцы не отвечают требованиям Классификатора и поэтому их в него их записывать нельзя. Типа мы бы и рады, но Он против. А может, тут так же, как с непальцами и мальтийцами?

Может, в Латвии пока просто не знают о существовании латгальцев? Может, пора снаряжать экспедицию на дикие восточные территории? Как раз успели бы вернуться к 2021 году, когда планируется новая перепись населения.

Интересно, что ливы присутствуют в Классификаторе аж два раза (позиция 10 и 311).

Кстати, как раз 26-27 апреля – День Конгресса латгальских латышей. В памятном 1917 году они собрались в Режице (ныне Резекне) и постановили, что Латгалия должна войти в состав остальной Латвии, которая, правда, тогда еще виделась как автономия в составе Российской империи.

Латыши, но “сами с усами”

Вот цитата из решения конгресса.

“Мы, латгальские латыши, собравшиеся 26-27 апреля на конгрессе, созванном в Резекне, признаем латышей, которые живут в Витебской губернии, а также курземячан и видземчан единым латышским народом и решаем объединиться с латышами Видземе и Курземе в один политически автономный народный организм.

Мы, латыши Латгалии, объединяясь с латышами Курземе и Видземе, сохраняем свое самоуправление и полное право самим решать вопросы языка, веры, церкви, школы, хозяйствования, равно как и вопросы земли и дела церковные, присоединяя к католикам Латгалии католиков Курземе и Видземе.

Мы, латгальские латыши, горячо желаем сохранить наилучшее сотрудничество с другими народами, живущими в границах Латгалии: русскими, поляками, евреями и др. И так как мы сами желаем свободы для своего народа, то мы признаем и поддерживаем свободы других народов во всей народной деятельности: вере, языке, школах и других народных делах.”

Хорошие, добрые слова. Правда, насчет латгальского языка в школах. Его нет, потому что латгальский язык в Латвии до сих пор не считается самостоятельным, а только диалектом латышского. Хотя на нем и говорят около 9% населения Латвии.

Прикалываемся, но осторожно

Как в свое время писал даугавпилсский портал “Наш город”, национальности “латгалец” в Латвии официально нет — в отличие от соседней России, где можно латгальцем быть не только в душе, но в паспорте. Каков парадокс!

В статье также упоминается Классификатор: “Недавно, изучая расширенный и дополненный решением кабинета министров Классификатор национальностей Латвии, которых теперь аж 200, мы в редакции этому факту в очередной раз дружно удивлялись. Ну и прикалывались, конечно, тоже. Но осторожно.

Смешно же: пуштуны, нигерийцы, чукчи — в Латвии официально есть, а латгальцев — нет, их вроде и не существует. Но особенно удивили не чукчи.

Почему бретонцы, фламандцы, эльзасцы, валонцы и прочие представителей самобытных – и совсем не простых – регионов других стран могут оставаться сами собой, будучи притом еще и бельгийцами или французами. А чем тогда наши латгальцы хуже?”

“Нет такой национальности!..” – объяснила про латгальцев завотделом статистики населения Сигита Шульца.

И очень обстоятельно рассказала предысторию: латгальский вопрос поднимался и всесторонне обсуждался при подготовке классификатора в 2013 году.

Тогда специалисты — в том числе привлеченные этнографы и языковеды — пришли к выводу: латгальцы — не отдельная национальность, а часть латышского народа.

То есть латгальцы идут пред лицом Владыки Жизни не отдельно, как чукчи или бретонцы, а в колонне латышей. И это их выбор, который никто не вправе оспаривать. Тем более что вопрос чувствительный, если вспомнить разговоры о сепаратизме, “зеленых человечках” и даже посвященный этому фильм BBC.

Главное, чтобы записанное на скрижалях Латгальского конгресса воплощалось в жизни, а прекрасный певучий латгальский язык продолжал звучать. А попытки устанавливать в латгальских населенных пунктах таблички с указанием улиц на латгальском не запрещались в Риге. Равно как и попытки депутатов-латгальцев прочесть депутатскую клятву в Сейме на латгальском не приравнивались к сепаратизму.

P.S. В вопросе самоопределения латгальского народа прослеживается характерное для многих стран равнение бедных восточных областей на более зажиточные западные районы, доходящее до подобострастия, заискивания и подражания. Так, например, сама Латвия ни за что не хочет и обижается, когда ее называют Восточной Европой.

[attention type=red]

В пылу битв вокруг нынешней административно-территориальной реформы Латвии интересный бой местного значения случился в Вараклянах, испокон веков относившихся к Латгалии. Так вот, в ходе недавнего плебисцита большинство местных жителей пожелали территориально и административно принадлежать не Резекне, а Мадоне, которая является частью Видземе.

[/attention]

Источник: https://lv.sputniknews.ru/columnists/20210426/13626164/Net-takoy-natsionalnosti-v-Latvii-Kak-latyshskikh-latgaltsev-prevratili-v-prostykh-latyshey.html

Латгальцы — простые и веселые

Национальность латгалец

Латгальцы являются малочисленным народом и проживают на территории Латвии.

Численность

Народность всего насчитывает около 200 тысяч человек. Большая часть живет в Латвии (155–160 тысяч человек). В России на 2010 год было зафиксировано примерно 1100 человек. В других странах латгальцев живет не более нескольких десятков. Проблема подсчета заключается в отсутствии как таковой национальности. В Латвии латгальцев не записывают, а указывают общенациональный признак.

История

Латгальцев относят к потомкам латгалов, живших на востоке современной Латвии. Эта территория была подконтрольна Польше вплоть до 1772 года. В те годы существовали междоусобицы из-за разных религиозных взглядов.

Латыши в своей основе были протестантами, а латгальцы всегда оставались приверженцами католицизма.

Усилению разрыва способствовала поздняя отмена крепостного права, что было связано с вхождением Латгалии в состав Российской империи.

Отмена крепостного права как важное событие произошло с латгальцами значительно позднее, чем с остальными латышами. Разница составила примерно 40 лет. Это способствовало росту предпринимательской активности среди последних. Латгальцы же оставались неграмотными до конца 19 века.

Правительство Российской империи старалось искоренить латиницу заменяя ее кириллическим письмом. Дети латгальцев должны были посещать русские школы. Проводилась пропаганда православия.
Русификация латгальцев в целом носила негативный характер, способствуя их культурному упадку.

Культурные различия между латгальцами и латышами оказались настолько велики, что первые должны были остаться в составе России, однако этому воспрепятствовало два важных процесса. Первым стала революция, начавшаяся в 1905 году. Ее активными деятелями стали учителя, представители культурных сообществ.

В результате подавления революционного движения многие из них оказались в Латгалии, что стало причиной нового революционного витка.

[attention type=green]

Второй процесс был инициирован самими латышами, которые обращались в православие и получали в знак поощрения от Российской империи земли в Латгалии. При этом большинство латышей желало присоединить регион к Латвии.

[/attention]

С восстановлением независимости Латвии латгальцы стали ее полноправной диаспорой.

Сейчас этот малочисленный народ старается активно показать свою национальную принадлежность, акцентируя внимания на различиях между другими латышами.

Культура

Культура латгальцев невероятно богата. В первую очередь она понравится всем обожателям архитектуры. Латгальцы создали много церквей и соборов, есть целые городские ансамбли, которые восхищают туристов со всего света.

Латгальцев ценят многие религиоведы за трепетное отношение к иконам, сохранившимся в идеальном виде. Латгалия является одним из немногих регионов в мире, где сосредоточено невероятное количество объектов культурного наследия.

В общей сложности их насчитывается более 600.

Ценность построек велика не только в культурном смысле, но и экономическом. Каждый год в Латгалию пребывают туристы со всего мира, которые посещают замки, церкви и другие архитектурные объекты.

Латгалия может порадовать прекрасно сохранившимися парками, которым насчитывается несколько сотен лет. В регионе есть постройки, которые были возведены еще в 13 веке.

Самые живописные расположены в Прейли и Краславе.

Древние захоронения, места культового значения находятся в районе Даугавы. Перечислить все интересные объекты в Латгалии практически невозможно, ведь их количество приближается к сотне, а то и превышает ее.

В Вишках расположен римско-католический костел, который был построен в начале двадцатого века. Являясь относительно новой постройке, он уже удостоен государственного значения. Уникальность постройки заключается в использовании колотых камней, из-за чего создается впечатление, будто костел сложен из каменных блоков, словно конструктор.

Для всех любителей замков и неоготики обязателен к посещению замок Червонка, построенный в 1870 году.

[attention type=yellow]

Если вы хотите воочию увидеть деревню старообрядцев, стоит отправится в Слутишки, которые относятся к памятнику культуры.

[/attention]

Все значимые достижения в изобразительном искусстве находятся в центре Марка Ротко, который стал одним из первых открывателей экспрессионизма абстрактного характера.

Поистине монументальным сооружением является Даугавпилсская крепость. Это во всех смыслах зрелищный комплекс, поражающий своей эпичностью и размахом.

Культура латгальцев — это не только архитектурные шедевры, есть в ней место и музыке, которую играют в концертном зале Дома единства.

Традиции

У Латгальцев сформировались свои традиции, которые имеют специфику, которая особенно хорошо прослеживается во время свадебных торжеств.

При подготовке к свадьбе невесте следует связать носки, а мужу наколоть дрова для дома, в котором они проведут ночь после окончания свадьбы. Жених и невеста должны будут вместе разжечь очаг с помощью свечи.

Свечку положено хранить как можно дольше, зажигая только в годовщину и при рождении каждого ребенка.

Огонь является олицетворением жизни в браке и символизирует домашний очаг. Молодые обязательно должны зажигать его вместе, ведь это обеспечит им взаимопонимание в браке.

Обряд бракосочетания длится довольно долго — обычно целых семь дней и заканчивается в следующее воскресение.

В течение всех дней жениху и невесте предстоит выполнить много ритуалов, посетить баню, а заканчивать процесс нужно в доме родителей невесты.

Есть и другие важные традиции, которые сейчас обретают все большую популярность. Одной из таких является празднование стропила. Он связан с окончанием возведения дома и вешанием венка на кровле.

[attention type=red]

Венок должны плести все участники строительства, хотя раньше этим занималась жена хозяина дома. Праздник обязательно сопровождается пиршеством.

[/attention]

Раньше хозяину, который не успел подготовить застолье, вешали на кровлю штаны.

У Латгальцев принято зажигать большие костры — эта традиция тоже уходит корнями в давние времена. Раньше латгальские племена считали, что всему, что попадет в поле освещения костра, он принесет счастье.

Поэтому костер должен гореть ночью и до самого утра. Прежде всего, такую традицию ввели для призыва урожая.

Позже она стала использоваться в несколько ином ключе: вокруг костра бегали дети, а их родители верили, что тепло огня принесет им здоровье.

Традиции проникли и в пивоварение. Это ремесло имеет давнюю историю, ведь латгальцы очень любят пиво. Одной из традиций пивоваров является выдержка напитка в течение двух недель. Существуют и банные традиции. Например, каждый банщик должен знать, что дубовые и еловые ветки используются для лечения простуды, веники из ольхи помогают при возникновении чувства ломоты.

Язык

Вопрос о самостоятельности латгальского языка считается спорным. Одни языковеды придерживаются мнения, что латгальский — отдельный язык. Другие же включают его в состав латышского. Следует одновременно различать говоры, являющиеся диалектами. Для латгальского характерны следующие особенности:

  • Сохранение древних черт, что связано с самостоятельностью племен;
  • Присутствие земгальского и куршского лексиконов;
  • Уникальный литературный язык, сформированный на основе диалектов (используется в азбуках, сборниках, собраниях с проповедями).

Сейчас латгальский вызывает активный интерес в связи формирующейся самобытностью народа. Латышский, несмотря на то, что знаком большинству населения, редко используется в повседневной жизни. Этот язык не преподают в школах, хотя активно изучают в ряде университетов Европы.

Одежда

Как и жители других регионов, латгальцы имеют свой стиль одежды. Он характеризуется наличием ярких цветов, пестрой гаммой, необычными орнаментами, которые перекликаются с промежуточными полосами. Уникальность одежды латгальцев заключается в наличии лентообразных манжетов, создающих особый шик. Эти кисточки могут образовывать косички. Иногда ленточки имитируют зубчики.

Еда

Сами латгальцы зачастую недоумевают, когда у них спрашивают о латгальской кухне. Кулинарные традиции сильно смешались, поэтому испробовать пищу, характерную только для Латгалии можно разве что на фестивале культур. С давних времен сохранился рецепт каши, которую готовят на костре и добавляют свежее масло. Каша эта больше всего похожа на русскую перловку.

Супы варили из квашеной капусты с добавлением рыбы и ячменя. Из этой же культуры делают лепешки. Самым же известным блюдом, которое представляет Латгалию, является одноименный салат. Готовят его из огурцов, лука, укропа с добавлением уксуса, сахара и соли. В итоге латгальская кухня предельна проста, а сами латгальцы чаще едят латышские блюда.

Латгалец, как и латыш, может питаться похлебкой, правда довольно жирной, заправленной салом. В качестве напитка часто выбирают простоквашу, а излюбленным десертом является творог с сахаром.

Очень интересное блюдо, которое едят на Рождество, представляет собой колбасу, политую брусничным вареньем. Удивительное блюдо, которое позволяет раззадорить аппетит. Поэтому такое яство является скорее закуской.

[attention type=green]

Студень латгальцы делают из телятины, подражая латышам, а пиво варят непременно из ячменя.

[/attention]

Культурная связь с русским народом прослеживается в напитках. Латгальцы любят березовый сок, но их национальным напитком признана шмаковка. Это особая вода, характеризующаяся рядом полезных свойств. В России есть курорт, расположенный в Приморском крае, где тоже производят эту чудодейственную воду.

Жилище

Традиционным жилищем латгальцев была истаба. Это жилье мало чем отличалось от латышского и было популярно до конца 19 века. Латгальцы и латыши жили в рядовых и кучевых деревнях.

Постепенно началось преобладание сеней, которые латгальцы называли намс. Еще одним типом постройки была клеть, характерной особенностью которой стала постройка торцом к дороге. Клети строили так, чтобы между ними образовывался двор.

В итоге получалась своеобразная постройка, двор которой имел ворота, выходящие на улицу.

Латгальцы не стали уникальным народом, однако сумели сохранить самобытность благодаря особым чертам. Их уникальность скорее прослеживается в мелочах. Например, когда почти во всех регионах Латвии носили шерстяные кофты, латгальцам это было не нужно. Они только в последние годы стали понимать, что являются особым этносом и стараются всеми силами свою самобытность подчеркивать.

Одновременно существуют и танцы, которые выделяют латгальцев на фоне остальных латышей. Латгальский народный танец ежегодно демонстрируется в городе Даугавпилс и отличается яркой манерой исполнения.

Край латгальцев полон красивой природы, архитектурных шедевров, деревень, где люди живут в соответствии со старинным укладом. Очевидно, что в поисках ресурсов для определения самобытности латгальцы будут обращаться к истории предков.

Для этого у них есть все необходимое.

Источник: https://travelask.ru/articles/latgaltsy-prostye-i-veselye

Латгалия, SOS! Как вымирает самый русскоязычный регион Латвии

Национальность латгалец

https://ria.ru/20211127/1509549035.html

Латгалия, SOS! Как вымирает самый русскоязычный регион Латвии

РИА Новости, 27.11.2021

2021-11-27T08:00

2021-11-27T08:00

2021-11-27T17:26

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/sharing/article/1509549035.jpg?15095563781511792804

Aleksandr Poprygin

Когда-то Россия подарила Латвии Даугавпилс, построила ей промышленность. Теперь Латвия не может содержать ни Даугавпилс, ни промышленность. А хуторская система увы не кормит.

58

Мария Шаповалова

“Аусма мечтала о толпах городских батраков, готовых пахать “за тарелку с похлебкой” – какой у старухи был интересный подход к делу. Ан не сложилось.

44

49

прибалтика

латвия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

Владимир Веретенников

https://cdn21.img.ria.ru/images/150889/65/1508896577_469:0:1469:999_100x100_80_0_0_23f8cfd644352fd816c2af2bdf546907.jpg

Владимир Веретенников

https://cdn21.img.ria.ru/images/150889/65/1508896577_469:0:1469:999_100x100_80_0_0_23f8cfd644352fd816c2af2bdf546907.jpg

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Владимир Веретенников

https://cdn21.img.ria.ru/images/150889/65/1508896577_469:0:1469:999_100x100_80_0_0_23f8cfd644352fd816c2af2bdf546907.jpg

прибалтика, латвия, в мире

Владимир Веретенников, для РИА Новости

Область Латгалия на востоке Латвии — один из немногих регионов ЕС, напрямую граничащих с Россией. Население здесь смешанное: автохтонный этнос латгальцев, русские, латыши, белорусы, поляки, литовцы и евреи. Долгие годы за пределами Латгалии о ней почти не вспоминали.

[attention type=yellow]

Однако в начале 2021 года об этом клочке земли заговорил весь мир — после выхода псевдодокументального фильма Би-би-си. Согласно сюжету, вооруженный конфликт между Россией и НАТО может начаться из-за этой бедной и малонаселенной территории.

[/attention]

Чем сегодня живет Латгалия — в материале РИА Новости.

Такое кино

Жители края фильм оценили критически, посетовав, что авторы вообще не знакомы с реалиями. Никто здесь восстаний не замышлял, о сепаратистах даже не слышали, возмущались латгальцы.

Правильно, по их мнению, в картине отобразили лишь одно: в регионе действительно проживает много русскоязычных. После выхода фильма занимавший тогда пост мэра Даугавпилса (регионального центра) Янис Лачплесис выступил с заявлением.

“Каждый раз, когда в Даугавпилс приезжают латвийские или иностранные политики и журналисты и начинают искать “зеленых человечков”, сепаратистов, экстремистов, агентов и тому подобное, местное руководство дает один и тот же ответ — реальная угроза в том, что из-за нехватки детей приходится закрывать школы, уровень безработицы выше, а зарплаты и пенсии ниже, чем в других регионах Латвии”, — откровенно описал обстановку мэр.

“Нужны политические решения и серьезные экономические проекты, чтобы сделать выгодными инвестиции в регион. А “ужастики”, кто бы их ни придумывал, нас не пугают. В Латгалии живут люди, которые не в кино, а в реальности пережили войны, революции, депортации и геноцид. Поэтому они очень ценят мир и согласие”, — подчеркнул Лачплесис.

С тех пор прошло почти два года. Третья мировая не началась, как и восстание неких латгальских “сепаратистов”. Но и жизнь лучше не стала: предприятия закрываются, люди уезжают. Особенно унылая картина вырисовывается в сельской местности.

Поселок Рандене в Калкунской волости под Даугавпилсом. Место в Латвии известное: здесь прошли отроческие годы великого латышского поэта Яниса Райниса. В советское время этот населенный пункт был центром процветающего колхоза “Ударник”.

Потом пришла эпоха “первоначального накопления”: на заре 1990-х многие сельчане начали активно скупать участки бывшей колхозной земли, сколачивать собственные хозяйства. Большинство, однако, горько разочаровались: мечты об обильных урожаях, которые скупали бы иностранцы, так и остались иллюзиями. А некоторые жители волости потеряли доступ даже к минимальным благам.

“В свое время мой муж Тимофей бросил работу в даугавпилсском автобусном парке. Тогда, в начале 1990-х, людей призывали ехать на село, восстанавливать довоенную хуторскую систему, дабы возродить славу латвийского крестьянина — зажиточного и рачительного хозяина. Благо, от отца нам остались дом и участок. Мы и поехали.

Увы, довольно скоро выяснилось: даже владение большими участками земли не гарантирует, что ты станешь преуспевающим фермером”, — рассказывает Галина Макарова, которая живет в окрестностях Рандене.

По ее словам, пришлось распродать почти весь скот, в то время как земля оставалась необработанной — нерентабельно. На старую работу в городе мужа брать отказались, сославшись на потерю квалификации. Семье несостоявшегося фермера пришлось тяжело. Помощь пришла из-за границы.

Дочь Олеся с мужем уехали в Испанию, устроились на работу, исправно отправляя часть денег оставшимся дома родственникам. Благодаря этой помощи Тимофей и Галина сумели немного наладить быт: подремонтировали дом, заново подключили электричество и телевидение. Недавно Тимофей умер — в деревенской глуши у него не было своевременного доступа к медицинским услугам.

Когда диагностировали опухоль мозга, было уже слишком поздно. В покосившемся доме Галина осталась одна.

Неподалеку от ее дома стоит большая усадьба, здесь живет семидесятилетняя пенсионерка Аусма Берзиня. Ее муж Дмитрий умер три года назад. В начале 1990-х они тоже оказались среди тех, кто активно участвовал в переделе колхозной земли.

[attention type=red]

Дмитрий, Аусма и двое их сыновей с семьями тогда с головой окунулись в “бизнес”: сеяли злаки, разводили скотину и птицу. Аусма мечтала о толпах городских батраков, готовых пахать “за тарелку с похлебкой”. Не случилось.

[/attention]

Новоявленные фермеры столкнулись с тем, что без государственной поддержки успешно вести дела невозможно.

Однако государство в 1990-х выбрало дешевые и необременительные поставки из-за рубежа, закупая у местных крестьян только зерно — по таким ценам, что вскоре на тех, кто продолжал сеять в больших объемах, стали смотреть как на дураков. Постепенно хозяйство семьи Берзиня пришло в упадок. Сейчас дети разъехались по разным странам, а Аусма выживает благодаря пенсии.

На чемоданах

Такие примеры — через одного. Латгальцы едва сводят концы с концами, область пустеет. Если в 1990-м здесь проживало 422 тысячи человек, то сегодня — около 280 тысяч.

Запустение коснулось и Даугавпилса, который до развала СССР был крупным, по местным меркам, промышленным центром с 130 тысячами жителей.

Сейчас, по официальным данным, население города — 85 тысяч (по неофициальным, еще меньше).

“Большая часть городской промышленности приказала долго жить в 90-е, “заключительным аккордом” стала гибель в 2000 году гигантского завода химического волокна. Однако пятнадцать лет назад в Даугавпилсе еще было многолюдно, кипела жизнь. Все изменилось в 2004-м, когда Латвию приняли в ЕС и открылись “шлюзы”.

Границ не стало, самые молодые и энергичные латгальцы массово поехали в Западную Европу. Тенденция сохраняется по сей день.

Сегодня в Даугавпилсе основная масса населения — пенсионеры и молодежь, которая еще не успела окончить учебу”, — говорит бывший журналист Григорий Фаршин, переквалифицировавшийся в соцработники.

“Из без малого двадцати моих одноклассников, с которыми мы отмечали школьный выпускной в 1996-м, в Даугавпилсе сегодня живет человек пять. Из одногруппников по университету в городе осталось и того меньше.

Весточки по соцсетям от бывших сокурсников я получаю сейчас из Великобритании, Ирландии, Франции, Швеции. Изредка кто-то из них приезжает на родину — на неделю-другую.

Обойдут родственников, хлопнут по рюмке с оставшимися здесь знакомыми и уезжают обратно”, — подхватывает педагог Юрий Афанасьев.

“Все у нас хо-ро-шо!”

Из-за массового отъезда населения за границу региону остро не хватает целого ряда специалистов, в частности, врачей. На многие медицинские процедуры латгальцам приходится ездить в Ригу. “Знаете, молодые врачи из числа перспективных у нас надолго не задерживаются.

Все потому, что здесь каждому приходится вкалывать за троих-четверых, работаем на износ… Для человека нормально стремиться туда, где проще и удобнее.

[attention type=green]

А даугавпилсские медики не обязательно хотят перебраться за границу — в Риге и некоторых других городах Латвии условия предлагают гораздо лучше, чем здесь.

[/attention]

Да и повышенные нагрузки на тех специалистов, которые еще работают, приводят к тому, что они не всегда выполняют свою работу настолько качественно, как могли бы, если бы полноценно отдыхали. Организм не железный”, — жалуется заведующая радиологическим отделением Даугавпилсской региональной больницы Гертруда Рутковска.

Сотрудники больницы не скрывают, что в недалеком будущем учреждение может перейти на оказание только платных услуг. Самые большие очереди здесь образовались на ангиографию (исследование сердца), сонографию, МРТ, реабилитацию к физиотерапевтам. Запись иногда приходится ждать по четыре месяца.

Интересна психология тех, кто еще живет в Латгалии.

Одни пристрастились к алкоголю, потому что не смогли вписаться в новые реалии. Другие не скрывают, что ждут первой возможности уехать туда, где есть перспективы и выше зарплаты. Третьи, напротив, раздражаются, когда тот же Даугавпилс выставляют “вымирающей деревней”, а их самих — “лузерами”, которые не смогли уехать за рубеж.

Они всячески стараются доказать, в первую очередь самим себе, что все не так уж плохо. Так, советница мэра Даугавпилса по связям с общественностью Ольга Петкевич подписала в соцсети фото с парковки у супермаркета, забитой машинами: “Всем, постящим виды пустынной улицы Ригас в воскресенье вечером, посвящается. Нате вам. Десять утра рабочего дня, стоянка возле магазина.

Яблоку негде упасть. Даугавпилс строится, а не по променадам прогуливается! Так что не дождетесь! Все у нас хо-ро-шо!”

Перспективы

Есть люди, которые, несмотря ни на что, хотят жить и работать именно в Латгалии.

Преподаватель Ирена Михайлова трудится в Центре инновативной микроскопии Института биологии и технологий Даугавпилсского университета. Она любит свою работу и увлеченно рассказывает про современные высокие технологии.

Уезжать Ирена пока не собирается, но все же не исключает такого варианта в будущем, “если там предложат идеальные условия труда”.

“Многие мои бывшие однокурсники разъехались по разным странам и нашли там работу по специальности. Увы, за границей ученые получают значительно больше, чем здесь. Но лично мне хотелось бы остаться в Латвии.

Даже если придется покинуть ее на какое-то время, я обязательно постараюсь вернуться. Тут мой дом, друзья и родственники.

[attention type=yellow]

В Даугавпилсе знаком практически каждый камень, все вокруг дышит дорогими сердцу воспоминаниями”, — признается Михайлова.

[/attention]

Власти страны периодически генерируют планы по возрождению области. Один из них был принят правительством в 2012 году: в регион вложили 98,8 миллиона евро (в частности, привлечены 47,48 миллиона на улучшение бизнес-среды, 9,07 миллиона выделено на ремонт дорог), открыли Латгальсский центр предпринимательской деятельности и сняли два рекламных фильма.

Позже кабмин утвердил план развития Латгалии на 2015-2021 годы. На восстановление запущенных территорий привлекли 52,18 миллиона евро — деньги выделил Европейский фонд регионального развития.

Построили ряд культурных объектов, создали Латгальсскую свободную экономическую зону с облегченным налогообложением. Кроме того, планировалось обеспечить 818 рабочих мест — сколько получилось в реальности, власти отчитаются только в следующем году.

В целом предпринятыми мерами по спасению региона латвийское правительство довольно. Но сами латгальцы по-прежнему жалуются на экономическую депрессию и безнадегу.

Источник: https://ria.ru/20211127/1509549035.html

Латгалия – Латгале

Национальность латгалец
Латгалы (латгальцы) — латыши — Латвия. В этом ряду и слышится, и видится доказательство того, что название стране дало древнее восточно-балтское племя латгалов.Так считает большинство историков, хотя есть среди них и те, кто не разделяет эту точку зрения.

Посему и латгальский язык ныне считается в Латвии диалектом латышского языка, хотя позиция эта половинчатая: письменный латгальский язык в нынешней Латвийской Республике признается почти самостоятельным (буквально: «исторической разновидностью латышского языка»).

Независимые же филологи западноевропейских стран признают этот язык абсолютно самостоятельным, находя в нем большие пласты заимствований из русского, польского, белорусского языков.

При этом в Латвии и латгальцы как таковые считаются не отдельным этносом, а давно ассимилировавшимися со «старшим братом», и потому латышами, хотя у коренных жителей Латгалии на это, естественно, имеется свой взгляд. Согласно данным раскопок в даугавской долине Двиете, первые люди на территории Латгалии появились в конце последнего ледникового периода, примерно 11 тыс. лет назад.

Здесь найдены остатки неолитических стоянок, поселений железного века. Латгалы же появились на этой земле в VI-VII вв.

Что касается ассимиляции, то окруженные с севера и запада угро-финнами ливами и эстами, с запада и юго-запада — балтами куршами и земгалами, с юга — балтами селами (селонами), а с востока славянами кривичами, латгалы не могли не смешиваться с ними: серьезных стычек между этими племенами почти не было, разве что с эстами, а торговля и другие совместные хозяйственные дела имелись, следовательно, и общение происходило самое тесное. В IX-XII вв. они стали строить, в основном на правом берегу Даугавы, свои первые города-крепости. Они назывались Ерсика (Герцике), Талава, Кокнесе и Атзеле. Ерсикой (ныне маленький поселок) с 1202 г. управлял православный русский князь Довспрунк Всеволод Владимирович (1187-1234 гг.), с 1202 г. и до смерти. Он происходил из князей Новгород-Северских Рюриковичей. На протяжении VI-XIV вв. по Даугаве проходило одно из ответвлений пути «из варяг в греки», что способствовало развитию Латгальского края. С появлением на территории нынешней Латвии в XIII в. крестоносцев те стали называть местное население «леттами» (леттигалами). Это название перешло на этнос, названный впоследствии (по-русски) латышским, и ядро его составили латгалы. Активная ассимиляция латгалов с другими балтскими племенами шла до середины XIV в., когда основная часть Латгапии отошла к Великому княжеству Литовскому. По Апьтмаркскому миру 1629 г. между Швецией и Речью Посполитой Задвинское герцогство было разделено на две части по реке Айвиексте: западная часть отошла к Швеции как Лифляндия, а восточная часть осталась у Польши под названием Инфлянты. Латгальский этнос был разделен на две части. В 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой восточные латгальские земли были присоединены к Российской империи.В мае 1917 г. Латгалия добровольно присоединилась к Латвии, выйдя из состава Белорусской губернии. Прошла вместе е остальной Латвией весь ее непростой путь в XX в., завершившийся образованием независимой Латвийской Республики в 1991 г. Сегодня экономическая ситуация в Латгалии такова: работающих предприятий мало, они невелики и принадлежат в основном иностранным компаниям. Безработица (около 14%, среди молодежи — около 26%) заставляет людей уезжать на Запад, где они выполняют, как правило, поденную работу. Население Латгалии, как, впрочем, и во всей стране, по тем же причинам сокращается. Две цифры для сравнения: если в 1990 г. в Латгалии жило 422 311 человек, то в 2013 г. — 292 674 человека. Это по официальным данным, на самом же деле потери населения больше, многие уехавшие на заработки де-юре считаются латвийцами.Латгалия переживает не самые простые времена, но ей есть что рассказать путешественникам и чем их обрадовать.Экономисты Латвии и ЕС предрекают стране бурный рост экономики в ближайшие годы и кардинальное улучшение экономического положения через 10-15 лет. Действительно, рост ВВП в стране наблюдался в 2011-2013 гг. (а в предыдущие три года он резко падал), в 2013 г. он составил 4%, что было самым высоким показателем роста ВВП в ЕС. Этого удалось добиться за счет жесткой бюджетной экономии, прежде всего в социальной сфере, вплоть до закрытия школ, а также повышения уровня налогов. При этом, однако, пока сохраняется прежний уровень безработицы.

Кредиты и инвестиции поступают в Латгалию, естественно, в меньшем объеме, чем в экономику Риги, Вентепилса, Лиепаи, и в целом уровень жизни там ниже. Жители востока Латвии экономически опираются в основном на то, в чем никогда не отказывает им прекрасная родная земля, за которой из глубины веков закрепился поэтичный титул «Край голубых озер». Вот уж туг ни малейшего преувеличения, озер здесь действительно очень много — более 2000, и все они чисты и полны рыбы. Пейзажи Латгалии — с хуторами, стены которых возведены из камней-валунов, возвышающимися над холмами башнями церквей по-своему колоритны. В Латгалии расположено самое большое озеро Латвии — Лубанас (площадь в сухой сезон — 25, в половодье — до 80 км2) и самое глубокое озеро Балтии Дридзис (глубина — до 63 м), а озеро Эжезерс славится своими 36 островами. Ко всему этому скромному обаянию местной природы, древним городищам, небольшим природным паркам с охраняемыми в них животными обязательно прикладывается традиционное гостеприимство и доброжелательность латгальцев. Народная культура жителей Латгалии особая по сравнению с другими областями Латвии, она впитала в себя и русские, и польские, и белорусские традиции и обычаи. Из ручных изделий латгальских мастеров особенно славится керамика. Это вазы, кувшины, подсвечники, посуда, фигурки персонажей местных легенд, глиняные свистульки, и ни одно изделие не повторяет другое, для здешних умельцев вопрос профессиональной чести — иметь собственный художественный почерк. Бывшие баронские имения и усадьбы превращены в маленькие уютные гостиницы, ресторанчики национальной кухни. При многих усадьбах есть небольшие музеи, в экспозиции каждого из которых имеются уникальные экспонаты, это не только изделия прикладного искусства и старинные предметы быта, но и католические и старообрядческие иконы (русские староверы селились здесь с конца XVII в.). Есть в Латгалии и памятник, известный во всем католическом мире.

Это белокаменная базилика с двумя высокими башнями (60 м) в поселке Аглона, где хранится чудотворная икона Вознесения Богоматери (XVII в.). Ежегодно 15 августа, в праздник Вознесения Богоматери, сюда устремляются тысячи верующих католиков, и не только жителей Латвии. 9 сентября 1993 г.

перед этой иконой на специально построенной и освященной площадке отслужил мессу Папа Римский Иоанн Павел II. В ней приняло участие около 380 000 паломников.

Как и всюду, где на одном месте живет много поколений одного народа, в Латгалии тоже много легенд и преданий.

Большинство из них, конечно же, о верной или роковой любви. Но есть и веселые. Вот одна из них. Когда Бог занялся сотворением мира, латгальский черт стал напрашиваться к нему в помощники. Бог подумал и согласился, наказав черту, чтобы тот все сделал ровно и красиво.

Увидев результаты его работы, Творец вознегодовал: «Что ты тут наворотил? То холмы, то озера!» А черт ему и отвечает: «Ты не понял. Вот едет человек по ровной дороге, и от тихого укачивания начинает его клонить в сон. Так ведь и свалиться можно с телеги в канаву.

А как поедет по дорогам Латгалии, все время будет тебя поминать: „О Боже!” Или меня: „Черт побери эту гору!”» Бог опять подумал-подумал и принял творение.

Одна из четырех историко-этнографических областей Латвии.
Административное деление: 18 краев (районов) полностью и 4 частично.

Административный центр: Даугавпилс — 100 006 чел. (2013 г.).
Языки: латышский (государственный), более половины жителей Латгалии являются русскоязычными.

Этнический состав: латыши — 46%, русские — 38,9%, поляки — 6,8%, белорусы — 4,9%, украинцы — 1,3%, литовцы — 0,6%, другие — 1,5%.

[attention type=red]

Религия: христианство (католицизм, лютеранство, православие, в том числе старообрядчество).

[/attention]

Денежная единица: евро.

Крупнейшие города: Даугавпилс, правобережная часть Екабпилса (Крустпилс), Резекне.
Крупнейшая река: Даугава (Западная Двина).

Крупнейшие озера: Лубанас, Разнас.
Важнейший аэропорт: Рига (международный) в столице Латвии.
Площадь: 14 547 км2.

Население: 292 674 чел. (2013 г.).
Плотность населения: 20,1 чел/км2.

Самая высокая точка: гора Лиелайс-Лиепу-Калнс (289 м).

Климат и погода

Смешанный: морской с более сильным, чем в других частях страны, влиянием континентального.
Средняя температура января: -6,7°С.

Средняя температура июля: +16,9°С.

Среднегодовое количество осадков: 780 мм.

Экономика

Промышленность: металлообрабатывающая, деревообрабатывающая, пищевая, швейная, производство химического волокна, изделий из стекла.

Сельское хозяйство: выращивание ржи, ячменя, кормовых трав, льна, картофеля, овощей, яблок, мясо-молочное животноводство, беконное свиноводство.

Ремесла: гончарное в традиционном национальном стиле, ткачество, лозоплетение, изготовление лоскутных одеял и ковриков.

Сфера услуг: транспортные транзитные услуги — по территории Латгапии проходят самые протяженные части железнодорожной и автомобильной магистралей, связывающих столицу Латвии Ригу, а также крупные транспортные узлы Даугавпилс и Резекне с Москвой и Санкт-Петербургом; туризм.

ны также всем необходимым для ремонта лодок и катеров.

Отдельно стоящие храмы: Аглонская католическая базилика (позднее барокко, интерьер с деталями рококо, 1780 г.), православная церковь Вознесения Христова (Вецслабада, необарокко, 1908 г.).■ Замки: Динабургский, Ливонского ордена (XIV в., в 18 км от Даугавпилса, развалины и макет), Гарсенес (эклектика в шотландском стиле, XIX в., парк).

Даугавпилс: Даугавпилсская крепость (начало XIX в. с 8 бастионами, 6 равелинами, 6 контргардами и другими защитными сооружениями: люнетами, редутами и рвом), исторический центр: застройка XIX — начала XX вв.

(неоклассицизм, югендстиль), Даугавпилсский художественный и краеведческий музей, Художественный зал Марка Ротко (всемирно известный художник родился в Даугавпилсе в 1903 г.

), Музей военной техники в пригородном поселке Свенте, Латгальский зоопарк.

Резекне: древнее городище, развалины замка Розиттен (XIII в.), Латгальский культурно-исторический музей (1861 г.), православный собор Рождества Пресвятой Богородицы (1846 г.), католический собор Сердца Иисусова (неоготика, 1888 г.), католический костел Богоматери Страдающей (неоготика, 1936 г.).
Краслава: исторический центр, православная церковь Александра Невского (XIX в.), старообрядческая церковь (1859 г.), лютеранская церковь (1938 г.), поблизости — Адамовское обнажение отложений эпохи плейстоцена, городища Извалтас, Мураню, Грундану, гора Банденишкю Гайса, гора (холм) Ядповичу Батерияс, замковый комплекс и парк графа Платера (позднее барокко, XVIII в.).
Музеи: Музей хлеба в поселке Анцане, сельский двор Андрупене (этнографический музей, экспозиция старинных музыкальных инструментов), этнографическая усадьба «Дом старообрядцев» в деревне Слутишки, Музей стекла в поселке Ливаны.
Парки: национальный парк Разнас с озером Разнас (в половодье — 56,54 км2), природные парки «Излучины Даугавы», «Долина Двиете», природный заказник Пилскалнес Сигулдиня (дендрологический и геологический маршруты), олений парк «Межсетас», скульптурный парк «Гора Царя Небесного Иисуса» (создан в 2006 г., недалеко от Аглонской базилики), поместье Прейли с парком (XIX в.), парк отдыха «Силене».
■ Большинство верующих латгальцев исповедуют католицизм, в то время как среди верующих жителей остальной Латвии преобладают прихожане лютеранской церкви.■ Самый большой валун Латвии — одна из природных достопримечательностей Латгапии. Он находится в 6 км от станции Ницгале. По традиции многие приезжают к нему в широко отмечаемый в Латвии и имеющий государственный статус праздник Лиго (летнего солнцестояния). Так повелось с XVIII в. Тогда, по преданиям, на плоской поверхности камня ставили стол и стулья и пир шел горой. Высота камня — 3,5, длина — 10,5, а ширина — 10,4 м.■ Недалеко от Резекне есть парк Унтуми, который называют также Свадебным. В день бракосочетания молодожены приезжают сюда, чтобы прокатиться в подлинных старинных колясках, а также показать свое умение и хватку в домашних работах. Все это сопровождается местными обрядами, песнями и танцами. То же самое происходит и в парке Ликсна близ Даугавпилса.

■ Еще одно знаменитое озеро Латгалии называется Чертово, или Черток. Оно маленькое, недействительно весьма загадочное. Кувшинки и камыши здесь не растут, рыбы почти нет, животные обходят его стороной, как, впрочем, и люди — из суеверий.

Озеро может менять свой цвет — от нежно-бирюзового до почти черного, но вода его всегда остается чистой. Ясное дело, местные жители издревле считали озеро обиталищем нечистой силы.

Наукой этот водоем еще недостаточно исследован, а научные версии его происхождения таковы: либо это углубление оставлено упавшим метеоритом, либо на дне озера расположена глубокая и узкая карстовая воронка, а может быть, второе следствие первого.

Источник: https://geosfera.org/evropa/latviya/1604-latgaliya.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: