Ненормативная лексика у студентов

Содержание
  1. Какое грозит наказание за мат и нецензурную брань в общественном месте?
  2. Что такое мат
  3. К какому правонарушению относится нецензурная брань в общественном месте
  4. Административная ответственность за мат в общественном месте
  5. Ругань матом в адрес конкретного лица
  6. Оскорбление в адрес представителя власти во время исполнения им своих обязанностей
  7. Порядок доказывания нарушения и привлечения к ответственности за нецензурную брань
  8. Какие сложности могут возникнуть
  9. Возбуждение и доказывание дел по употреблению ненормативной лексики в общественном месте
  10. Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе
  11. Средняя и старшая школа: подростки
  12. Чего делать не надо
  13. Что надо делать
  14. Нарушения правил должны пересекаться спокойно, но твердо
  15. Как правильно материться? Инструкция «Ножа»
  16. Как выглядит матерщинник?
  17. Но унитаз, пьяный матрос и что-то х***** [нехорошее] навсегда неполиткорректно сплетутся в вашем сознании
  18. Из чертпятифакторной модели личностичастота употребления нецензурной брани положительно коррелирует с экстравертностью, открытостью новому опыту и невротичностью, отрицательно — с доброжелательностью и добросовестностью.А вышеупомянутые психологи из Массачусетса утверждают, что любовь к крепкому словцу отрицательно коррелирует с религиозностью и сексуальной тревогой.
  19. Сильные слова и сильные стороны
  20. То есть, если вставить пару острых словечек в свою речь на собрании ТСЖ, можно прозвучать как-то значимее, авторитетнее.
  21. Те ребята, которые в офисе обмениваются ядреными фразами, сообщили, что больше доверяют друг другу.
  22. Честное слово
  23. В результате была выявлена устойчивая положительнаякорреляциямежду привычкой ругаться и честностью, причем и в живом общении, и в виртуальном пространстве.
  24. Старшина словарного запаса
  25. И стоит ли удивляться, что по результатам исследования психологов эти два показателя — словарный запас и умение бойко ругаться — оказались плотно спаяны.
  26. Как достичь мастерства
  27. Осторожнее, товарищ Гендер
  28. Участникиоценивалиженское сквернословие как более оскорбительное, даже если по другим параметрам никаких различий в выступлениях не было
  29. Ненормативная лексика – все аргументы против
  30.  

Какое грозит наказание за мат и нецензурную брань в общественном месте?

Ненормативная лексика у студентов

В повседневной жизни мы достаточно часто сталкиваемся с ненормативной лексикой, которая употребляется окружающими. Ее использование выступает противоправным деянием, так как она нарушает честь и достоинство конкретного лица и выражает неуважение к морально-этическим нормам, которые действуют в обществе. Использование мата недопустимо в письменной или устной форме.

Немногим известно, что за мат можно получить не только социальное порицание, но и административную ответственность в виде штрафа. По действующему законодательству мат классифицируется, как хулиганство.

Что такое мат

Нецензурная брань, или мат – это часть лексики русского языка, которая содержит непристойные и грубые выражения.

Мат часто применяется в позиции представителей социального дна – граждан, которые склонны к антисоциальному поведению.

[attention type=yellow]

Мат может употребляться безадресно, и тогда он относится к спонтанной реакции на полученный стресс, своего рода эмоциональным междометием. Но также он может использоваться при попытках оскорбить другого человека.

[/attention]

Мат – это выражения, которые осуждаются общественностью и оскорбляют собеседника, принижая его достоинство.

К какому правонарушению относится нецензурная брань в общественном месте

Сам по себе мат не запрещен и не является правонарушением. Но это актуально, пока мат не затрагивает права других лиц. В последнем случае мат становится административным правонарушением. Нормами Кодекса об административных нарушениях (КоАП) преследуется мат в общественном месте и мат, который используется в целях оскорбления личности.

Нарушением является мат не только в устной форме, но и в СМИ, так как в этом случае он может нарушать права и законные интересы граждан и обширной аудитории читателей.

Ответственность за мат наступает на основании следующих норм административного кодекса:

  1. Статья 20.1. Мелкое хулиганство.
  2. Статья 5.61. Оскорбление.

Наказание на мат предусматривает штраф до 5 тыс. р. Компенсация вреда производится в денежном формате, и ее размер определяется судом в зависимости от степени причиненных нравственных страданий, а также степени вины нарушителя.

Административная ответственность за мат в общественном месте

По Административному кодексу мат в общественном месте расценивается, как мелкое хулиганство. На основании ч. 1 ст. 20.

1 КоАП под мелким хулиганством понимается нарушение общественного правопорядка, которое выражается в неуважении к обществу и сопровождается приставанием к людям, нецензурной бранью, уничтожением и повреждением имущества.

Приставание в общественном месте характеризуется навязчивыми и дерзкими действиями хулиганов, которые наносят моральный и физический вред незнакомому лицу.

Субъектам РФ дается возможность на урегулирование ответственности за мат самостоятельно. То есть такие субъекты вправе вводить региональные законы, которые будут увеличивать штрафные санкции за нецензурную брань.

По нормам ч. 1 ст. 20.1 КоАП мат в общественном месте грозит нарушителю административным штрафом в размере 500-1000 р. или административной ответственностью в виде ареста до 15 суток.

Если, помимо нецензурной брани, лицо было задействовано в неповиновении законным требованиям представителя власти или лица, которое исполняет обязанности по охране правопорядка, то штраф по ч. 2 ст. 20.

1 КоАП возрастает до 1-2,5 тыс. р. Это, например, ситуации, когда представитель правопорядка пытался образумить хулигана, но получил порцию нецензурных оскорблений и в свой адрес.

[attention type=red]

По данной норме также возможен административный арест до 15 суток.

[/attention] За распространение в сети интернет информации, выраженной в неприличной форме, оскорбляющей человеческое достоинство и нравственность, по ч. 3 ст. 20.1 КоАП грозит административный штраф 30-100 тыс. р. Если указанное правонарушение будет совершено повторно, то это грозит наложением штрафа в размере 100-200 тыс. р. по ч. 4 ст. 20.1 КоАП. Если лицо совершит указанные действия более двух раз, то штрафные санкции для него составят 200-300 тыс. р.

Обо всех указанных в п. 3-5 ст. 20.1 КоАП правонарушениях нужно уведомить прокуратуру в течение суток.

Ругань матом в адрес конкретного лица

Если нецензурная брань высказывается не в общественном месте, а в отношении определенного лица, то гражданин может быть привлечен к ответственности по нормам ст. 5.61 КоАП.

Оскорбление становится объектом преследования по нормам административного права, так как право гражданина на честь и достоинство выступает объектом защиты Конституции. По ч. 1 ст. 21 Конституции ничто не может стать основанием для умаления достоинства. По ч. 1 ст.

23 Конституции каждый россиянин наделен правом на защиту чести и доброго имени.

До 2011 года оскорбление личности относилось к уголовно наказуемым деяниям, но затем оно было декриминализировано (речь идет о ст. 130 Уголовного кодекса (УК)). Специальные составы этого преступления остались в ст. 148, 297, 319, 336 Уголовного кодекса.

Но они распространяются на ограниченный круг граждан, в отношении которых совершено преступление (например, в отношении судьи или присяжного), на ограниченные субъекты правонарушения (например, в отношении военнослужащего) и ограниченные обстоятельства совершения преступления (например, исполнение потерпевшим своих должностных обязанностей в тот момент).

Так, по нормам ч. 1 ст. 5.61 КоАП оскорбление другого лица выступает унижением его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Оно грозит нарушителю административным штрафом в размере 1000-3000 рублей. Если противоправное деяние совершило должностное лицо, то штраф составляет 10-30 тыс. р., юридическое лицо – 50-100 тыс. р.

Ч. 2 ст. 5.61 КоАП представляет квалифицированный состав административного правонарушения.

В качестве квалифицирующего признака выступает публичность доведения оскорбительных действий, которые помогают унизить потерпевшего перед иными лицами.

Штраф по указанной статье составляет уже как минимум 3000-5000 р. В отношении должностных лиц штрафы возрастают до 30-50 тыс. р., юрлиц – 100-500 тыс. р.

Еще один квалифицированный состав, согласно ч. 3 ст. 5.61 КоАП – непринятие мер к недопущению оскорбления в публичном формате.

В отличие от вышеуказанного состава правонарушения в указанной правовой норме есть указание только на специальные субъекты: должностных и юридических лиц.

[attention type=green]

При непринятии мер к недопущению оскорбления в произведении или СМИ должностным лицам предстоит заплатить штраф 10-30 тыс. р., юридическим лицам – 30-50 тыс. р.

[/attention] В качестве субъектов, которые должны предупреждать или пресекать противоправные деяния и оскорбления, могут выступать редакторы газет и журналов, выпускающие редакторы на радио или телевидении.

Помимо привлечения к административной ответственности, лицу, которое оскорбило другое лицо, по Гражданскому кодексу грозит возможность взыскания морального вреда. Такая компенсация уплачивается в денежной форме, а размер определяется с учетом характера физических или нравственных страданий.

Оскорбление в адрес представителя власти во время исполнения им своих обязанностей

Если ст. 130 УК, которая касалась оскорблений рядовых граждан, сегодня утратила силу, то уголовная ответственность за оскорбление представителя власти сохранилась. Согласно ст. 319 УК, лицо могут привлечь к ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.

Данная статья предусматривает следующие меры наказания:

  1. Штраф до 40 тыс. р. или в размере зарплаты осужденного за период до 3 месяцев.
  2. Обязательные работы до 360 часов.
  3. Исправительные работы до года.

Порядок доказывания нарушения и привлечения к ответственности за нецензурную брань

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении за мат по правилам ст. 28.4 КоАП относится к компетенции прокурора и рассматривается в судебном порядке, согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП. Такие административные дела вправе возбуждать только прокурор.

В связи с этим существенное число обращений, которые поступают в прокуратуру, связаны с оскорблениями граждан. Основанием для принятия мер реагирования прокурором могут стать далеко не все оскорбления.

На основании ст. 5.61 КоАП оскорблением можно считать отрицательную оценку личности потерпевшего, которая нарушила честь и достоинство потерпевшего, выраженную в неприличном формате. Именно неприличная форма оскорбления делает правонарушение административным преступлением.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии правонарушения по ст. 5.61 КоАП выступает не тот факт, что потерпевший воспринял деяние, как унижающее честь и достоинство, а то, имела ли место неприличная форма высказывания.

По смыслу законодательства неприличной формой можно считать такую, которая явно противоречит нравственным нормам и правилам общественного поведения. Установление указанного признака является вопросом факта и решается правоприменителем с учетом обстоятельств дела.

В рамках дела об административном правонарушении необходимо установить наличие:

  • событий административного правонарушения;
  • лица, которое совершило противоправные деяния;
  • виновности лица, которое совершило правонарушения;
  • смягчающих и отягчающих обстоятельств случившегося;
  • обстоятельств, которые делают невозможным производство по делу об административном правонарушении;
  • прочих обстоятельств, которые делают невозможным производство по делу.

По результатам учета вышеперечисленных обстоятельств прокурор принимает решение о возбуждении административного дела или об отказе в его возбуждении.

Часто обращения граждан о привлечении к ответственности определенного лица ничем не подкрепляются и отрицаются обвиняемым, поэтому в возбуждении дела прокурор отказывает.

Оскорбление характеризуется умышленной формой вины обвиняемого. К ответственности можно привлечь любое физическое вменяемое лицо в возрасте от 16 лет.

Какие сложности могут возникнуть

В действительности применение нормы КоАП в части оскорбления личности вызывает немало сложностей. Основными проблемами правоприменительной практики является:

  1. Неопределенность терминов «честь» и «достоинство». Так, в Гражданском кодексе эти понятия выступают неотчуждаемыми и нематериальными правами личности.
  2. Понятие «неприличная форма» не подлежит однозначному определению и оценке. Такая оценка всегда субъективна и определяется по решению судьи. При этом судья может запросить лингвистическую экспертизу.
  3. Согласно судебной практике, лицо должно доказать, что оскорбления были направлены на конкретное лицо, а не на события в целом. Лицо должно осознавать унижение чести и достоинства другого лица и желать этого.

Возбуждение и доказывание дел по употреблению ненормативной лексики в общественном месте

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.1 КоАП  рассматриваются сотрудниками ОВД или судьями, если ОВД передал его на рассмотрение судье.

Дела возбуждаются на основании протоколов, который составляют полицейские. Субъектом правонарушения выступают рядовые граждане. Правонарушение относится к умышленным.

Его объектом являются общественные отношения, складывающиеся при обеспечении порядка в общественных местах.

Таким образом, мат в общественном месте и использование мата, как оскорбления, грозит гражданину штрафом по нормам КоАП. Ответственность наступает по нормам ст. 5.61 КоАП за оскорбление и ст. 20.

1 КоАП за мелкое хулиганство при употреблении нецензурной лексики в общественном месте.

Поэтому гражданам не стоит забывать о нравственных нормах и правилах поведения в общественных местах и нормах общения между людьми.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/situacii/mat-2.html

Школа без мата. Профилактика использования детьми ненормативной лексики в школе

Ненормативная лексика у студентов

Если речь идет о младших школьниках, следует пресечь нежелательное поведение спокойно, но твердо. С ребенком обязательно нужно поговорить. Его надо спросить, знает ли он значение тех слов, которые употребляет. Возможно, ответ будет отрицательным, и ребенок просто повторяет за кем-то «крутые» слова.

Тогда достаточно сказать, что это плохие слова, которые нельзя произносить вообще, и в школе тоже. Ругать ребенка не надо, он ни в чем не виноват. Можно попросить родителей поговорить с ребенком об этом более подробно, если у него возникают вопросы о плохих словах.

Некоторые дети очень удивляются, узнав, что люди «ругаются частями тела».

В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова.

Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет.

Далее нужно объяснить, что материться в школе запрещено, и рассказать, что будет при повторном нарушении.

Средняя и старшая школа: подростки

Самое сложное – когда в школе есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «учащиеся группы риска».

Чего делать не надо

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.

https://www.youtube.com/watch?v=CaKj7noYieM

Бессмысленно также праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку. Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной.

Что надо делать

Удерживать взрослую позицию. Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.

Устанавливать правила и санкции. Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения.

Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила.

Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики. Психологи — специалисты центра «Перекресток» в работе с подростками использовали правило «3 синонима».

Это означает, что человек, произнесший матерное слово, должен назвать три литературно приемлемых синонима этого слова. Такая мера не унижает достоинство ребенка, но требует некоторого творческого усилия, заодно расширяя его кругозор.

[attention type=yellow]

В подростковом клубе, где действует это правило, ребята сами следят за его соблюдением, напоминая друг другу: «Эй, ты назвал только два синонима, за тобой еще один!» Санкция не обязательно должна быть неприятной и ни в коем случае не должна быть унижающей, творческие задания работают лучше всего.

[/attention]

Помогать формировать коммуникативные навыки. О красоте русского языка говорить можно и нужно, но не стыдить при этом ребят, «позорящих славный русский язык, на котором разговаривал Пушкин». Пушкин, как известно, не брезговал «низкой» лексикой, которой, как и всеми пластами языка, владел в совершенстве.

Подростки не выносят ханжества, никогда нельзя забывать об этом. В работе с ребятами, привыкшими использовать обсценную лексику в повседневной речи, следует относиться к этому как к несформированному речевому навыку.

Иногда подростки сами признают, что слишком много ругаются, потому что в их компании так разговаривают все, и хотят избавиться от этой вредной привычки. Разговаривая с такими ребятами, можно услышать паузы, которые они делают, трудолюбиво подбирая «приличные» слова. Это уже хороший признак: они включают своеобразный фильтр, общаясь со взрослыми.

Имеет смысл помогать им подбирать слова, поддерживать стремление общаться как культурные люди. И конечно, важной задачей становится помощь в поиске такой среды сверстников, где господствуют цивилизованные нормы общения.

Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания. Многие дети с хорошо развитой речевой коммуникацией используют обсценную лексику в разговоре как часть молодежной субкультуры.

Несмотря на то, что они прекрасно понимают, что нарушают этим школьные правила, часто они даже не понижают голоса в присутствии педагогов. Вероятно, в этот момент они не осознают свои высказывания как что-то неадекватное ситуации. Им следует спокойно напомнить правила и вынести предупреждение.

Удачной формулировкой здесь может стать что-то вроде «У нас в школе так не принято». Скорее всего, они извинятся и постараются в следующий раз помнить, где находятся.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители.

Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе.

Купить [attention type=red]

Если оставлять такие проявления без внимания, они будут усиливаться. Существует теория разбитых окон, сформулированная американскими социологами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом.

[/attention]

Она утверждает: «Когда человек видит, что нарушения правил никем не пресекаются, он перестает считать любые правила обязательными для себя».

Название теории взято из опыта криминологии: если в здании выбито одно стекло и его не заменяют, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна, а криминогенная обстановка в районе заметно ухудшится.

Нарушения правил должны пересекаться спокойно, но твердо

Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу. Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя обычно не используют ненормативную лексику в школах.

Но очень важно понимать, что крик, ругань, обзывательства и другие атрибуты неуважительного обращения с учениками только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах.

«Если вы нас не уважаете, почему мы должны уважать вас и соблюдать ваши правила?» — считает подросток, и он прав.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/shkola-bez-mata-profilaktika-ispolzovaniya-detmi-nenormativnoj-leksiki-v-shkole/

Как правильно материться? Инструкция «Ножа»

Ненормативная лексика у студентов

В русском языке, в отличие от многих западноевропейских, обсценная лексика табуирована. Для средств массовой информации Роскомнадзор составил специальный список слов, которые нельзя использовать.

Запомнить легко — там всего четыре корня: «…Нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».

Как выглядит матерщинник?

Судя по устойчивым выражениям в нашем языке, это какой-то неотесанный детина. Это я заметила еще в совсем юном возрасте.

Пусть у вас на ногах белые гольфы, а на голове — бантик, пусть ваше любимое занятие — прыгать через скакалку, но стоит вам явиться к взрослым с вопросом (вызванным исключительно лингвистическим интересом и умением читать слова в лифте) «А что такое «х***** [плохой]?», ваши банты превратятся в ничто. Вас сравнят с портовым грузчиком, пьяным сапожником или с сантехником. А вам, между прочим, всего шесть лет.

Но унитаз, пьяный матрос и что-то х***** [нехорошее] навсегда неполиткорректно сплетутся в вашем сознании

Когда я, уже будучи взрослой, рассказывала родным, что в моей глянцевожурнальной редакции летучки проводятся на изысканной смеси английского, французского, русского литературного языков и русского мата, они удивлялись, а перед моим мысленным взором на голове главреда вырастала засаленная кепка сантехника, а в руке у него появлялся вантуз.

Чтобы как-то оправдать в первую очередь пьяных матросов, а во вторую — главных редакторов, в университетах всего мира провели массу исследований.

В целом они говорят о том, что человек, который использует в речи обсценную лексику, во всех отношениях более приятный.

Во всяком случае с ним, в отличие от человека, который избегает нецензурных выражений и не сразу находит рифму к слову «звезда», хочется познакомиться.

Бранная лексика, по подсчетам психологов из Массачусетского колледжа гуманитарных наук, составляет примерно 0,5% от общего количества слов, которые человек произносит за день.

Эксперты также замечают, что анализ того, как ругается средний человек, — мало что дает, — нужно изучать конкретные примеры, поскольку личностные особенности важнее.

Хотя привычка экспрессивно выражаться свойственна людям разных полов, социально-экономических статусов и возрастов, всё же чаще всего ей подвержены мужчины и подростки.

Из чертпятифакторной модели личности частота употребления нецензурной брани положительно коррелирует с экстравертностью, открытостью новому опыту и невротичностью, отрицательно — с доброжелательностью и добросовестностью.А вышеупомянутые психологи из Массачусетса утверждают, что любовь к крепкому словцу отрицательно коррелирует с религиозностью и сексуальной тревогой.

Если упростить и вместо всех этих корреляций нарисовать в голове два портрета, две крайности, — матерщинника и человека, который никогда не употребляет обсценную лексику, то мы увидим с одной стороны общительного, смелого и немного эмоционально нестабильного хулигана, а с другой — школьную отличницу с косой, стыдливую и прилежную.

Сильные слова и сильные стороны

Выводы ученых-экспериментаторов тоже колеблют почву под убеждением, что сквернословы — неприятные люди: человек, который использует в своей речи ругательства, больше нравится слушателям. Во всяком случае, он кажется более убедительным и вызывает больше доверия.

Любопытен эксперимент, проведенный психологами из Университета Северного Иллинойса. Почти сотне студентов показали один и тот же спич, правда, в одном версии докладчик вел себя пристойно, в двух других он употреблял бранные выражения.

На авторитет выступающего это никак не повлияло, но ролик, где парень нецензурно выражался, больше впечатлил публику — это раз. Второе интересное открытие: его идеей (речь шла о снижении платы за обучение) слушатели прониклись сильнее.

То есть, если вставить пару острых словечек в свою речь на собрании ТСЖ, можно прозвучать как-то значимее, авторитетнее.

То, что кто-то может намеренно использовать ругательства, чтобы произвести впечатление, — не новость. Глядя на Дональда Трампа, понимаешь, что в его политической стратегии без этого не обошлось.

Об этом пишет в книге «Ругаться полезно: удивительная наука сквернословия» Эмма Бирн, английская исследовательница в области искусственного интеллекта.

Она проводит черту между запланированной и отрепетированной бранью, что называется, на камеру, и спонтанной, которая звучит в тот момент, когда мы, сидя в кругу друзей, внезапно вспоминаем, что вчера был дедлайн.

[attention type=green]

Феномен, которому бы очень удивилась ваша бабушка: кто-то употребляет хулительные слова специально, чтобы ей понравиться. Так, например, выражение «мать твою» сорвалось с языка у Трампа не случайно — это часть продуманной риторической стратегии.

[/attention]

Исследовательница отмечает, что и те слова, которые мы произносим во время дружеских посиделок — особенно когда наша любимая футбольная команда пропускает гол — в какой-то мере создают приятную, душевную атмосферу. Она считает, что крепкие выражения помогают нам завоевывать доверие и создавать чувство товарищества. Бирн ссылается на исследования, проведенные в Австралии и Новой Зеландии.

Те ребята, которые в офисе обмениваются ядреными фразами, сообщили, что больше доверяют друг другу.

Работает это так: решаясь поделиться с кем-то словом, которое в утренних передачах заменяют звуком «пип», мы ходим по краю. То есть головой мы понимаем, что сейчас ляпнем что-то довольно шокирующее.

Но в то же время у нас есть основания полагать, что адресат не грохнется в обморок, не хлопнет дверью, а радостно кивнет в ответ или посмеется.

Так мы, с одной стороны, рискуем, а с другой — показываем, что уже хорошо знаем человека, понимаем его модель психического, или, проще говоря, считаем своим парнем.

Честное слово

Другое объяснение тому, что нам нравятся люди, которые отказались от эвфемизмов, таково: мы просто считаем их честными. С одной стороны, это странно.

Раз бранная лексика — это табу, то те, кто матерится, плевать хотели на нормы приличия, и наверняка им легче нарушать и другие правила социального взаимодействия. Но оказалось совсем наоборот.

Американские ученые провели крупное исследование: они опросили сотни респондентов, а также изучили речевое поведение десятков тысяч людей в социальных сетях.

В результате была выявлена устойчивая положительная корреляция между привычкой ругаться и честностью, причем и в живом общении, и в виртуальном пространстве.

Похоже наше сознание воспринимает грубые, не прошедшие внутреннюю цензуру реплики как интуитивные и потому искренние.

Старшина словарного запаса

Как можно отговорить кого-то произносить бранные выражения? Например, сообщить ему, что матерщина — признак дурачины. Скажем, человек употребляет плохие слова, потому что ему хороших не хватает.

Бедная речь, скудные синонимические ряды, семь бед — один ответ. И тот из трех букв. Дотошные ученые разрушили и этот стереотип.

И опять всё вышло наоборот: чем богаче ваш язык, тем более ядреной словесной конструкцией вы охарактеризуете неприятное происшествие.

Ёкарный бабай! В чем польза мата, как матерщинников воспринимают другие и почему у разных народов запрещены разные слова

Исследование 2015 года обнаружило связь между тем, насколько человек свободно владеет английским языком и тем, насколько свободно он использует ненормативную лексику. В отличие от большинства научных изысканий это легко повторить в домашних условиях.

Сначала измеряется беглость речи: испытуемый должен за одну минуту назвать как можно больше слов на «С» или любую другую букву алфавита. Слова должны быть реально существующими, если ответчик несет чепуху и ссылается на словарь Даля, необходимо проверить, действительно ли там есть слово «сбузыкать». В общем, чем больше респондент произнесет слов, тем богаче его лексикон.

А затем за одну минуту нужно перечислить как можно больше ругательств (необязательно, чтобы они начинались на одну букву).

И стоит ли удивляться, что по результатам исследования психологов эти два показателя — словарный запас и умение бойко ругаться — оказались плотно спаяны.

Это говорит о том, что использование ненормативной лексики не является признаком как языковой бедности, так и низкого интеллекта.

Как достичь мастерства

Еще одна немаловажная черта любителя обсценной лексики — эмоциональность. Это тоже привлекательно: людям нравится видеть проявления эмоций, и чем сильнее их накал, тем неохотнее мы покидаем театр.

Хотя экспрессивная окраска свойственна матерной речи в целом, существуют и специальные исследования, в которых доказательно устанавливается связь между бранью и повышенным эмоциональным возбуждением. В одном из них испытуемым предлагали играть в компьютерные игры.

[attention type=yellow]

Первой группе достался медитативный гольф на зеленых лужайках, второй — шутер от первого лица (это когда игрок видит своего персонажа не со спины, а будто бы сам держит в руках винтовку). После десятиминутной перестрелки или топтания на газоне с клюшкой ученые проверили у всех участников уровень беглости бранной речи.

[/attention]

Победили ребята, игравшие в шутер, что позволило исследователям сделать вывод: эмоциональный накал помогает нам быстрее находить нужные выражения, легко подбирать подходящее острое словцо.

Осторожнее, товарищ Гендер

Пока всё выглядит так, будто бы мат позволит вам стать звездой вечеринки. Однако здесь есть одна тонкость: то, как будет воспринято выступление оратора, зависит от его пола.

В 2001 году Р. О’Нил из Университета штата Луизиана провел исследование: он читал волонтерам расшифровку записанных речей, где спикеры время от времени произносили слово fuck. Если он сообщал, что речь принадлежала мужчине, всё было нормально, но когда выяснялось, что fuck прозвучал в женском выступлении, отношение респондентов менялось.

Участники оценивали женское сквернословие как более оскорбительное, даже если по другим параметрам никаких различий в выступлениях не было

Налицо серьезный дисбаланс, который находит свое отражение и в языке: женских обсценных формул не так много, как мужских, причем в большинстве своем они имеют негативное значение. Например, И. Г.

 Яковенко отмечает, что «женская парадигма носит окраску чего-то убогого, ложного, имеющего отношение к несчастью, воровству, лжи („…“ [конец], „…“ [украсть], „…“ [врун]), в то время как мужская парадигма мата отсылает к табуации или опасности».

Видимо, женщинам всё-таки немного труднее воспользоваться всеми преимуществами, которые дает ненормативная лексика. Во всяком случае, дамам, рассчитывающим на президентский пост, не стоит использовать ее в своих выступлениях.

Источник: https://knife.media/swearing-is-good/

Ненормативная лексика – все аргументы против

Ненормативная лексика у студентов

Буквально везде, и от детей, и от стариков, за весь день мы слышим огромное количество нецензурной брани. Что с этим делать? Как избавляться от этой вредной привычки?

Давайте узнаем, для чего люди употребляют непечатные выражения в своем лексиконе. Основная причина, которую выделяют многие специалисты эмоциональность речи. Целями могут являться:

— снятие психологического напряжения,

— оскорбление и унижение своего собеседника,

— в молодежной среде — демонстрация раскованности, независимости и пренебрежительности к запретам. 

Есть несколько этапов появления сквернословия в лексиконе, и если знать, как с ним бороться на определенных стадиях, в мире станет меньше «сапожников».

1) Ребенок узнает матерные слова даже до того, как пойти в школу, в основном слышит первый раз от родителей: либо в свою сторону, когда сделал что-то плохое, либо во время ссоры взрослых, либо заметил реакцию на неудачу или резко вызванные болевые ощущения. Естественно, происходит копирование поведения взрослых, чтобы выглядеть старше, без понимания смысла этого слова.

Родители, не будьте равнодушны к данной проблеме, поговорите с ребенком о том, что так выражаться нельзя. Употребление нецензурной лексики вашим ребенком, это просто завуалированная просьба обратить на него внимание. Старайтесь не выражаться при детях, не будьте культурно бедными для вашего чада. 

2) В школьном возрасте ребенок осознает, где можно сквернословить, а где — нельзя. «Крепкое словцо» используется для самоутверждения и адаптации в окружении. В этом возрасте примером становятся старшеклассники.

Дети подражают их манере поведения, благодаря этому приобретается взрослость и уважение более слабых сверстников.
На этом этапе жаргонные слова закрепляются в речи, есть возможность, что подросток не знает их значения, объясните или дайте почитать словарик ненормативной лексики.

Здесь работает прием «если что доступно и остается безнаказанным, то это быстро надоедает».

Не ругайте подростка, объясните, что это неприлично и является показателем глупого неразвитого человека.

3) В переходном возрасте на стыке многих переживаний и возрастных кризисов подростки используют жаргон для эмоциональной окраски речи.

[attention type=red]

Таким образом, происходит некая защита от окружающего мира, они скрывают слабости, так как с матом выглядят сильнее.

[/attention]

И в этом возрасте сквернословие считается более или менее нормальным фактором развития подростка, при отсутствии этой стадии агрессия остается внутри и может привести к психологической нестабильности человека.

С недавних пор ненормативная лексика в обществе стала караться законом, статья 130 «Оскорбление» Уголовного кодекса РФ.

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, –
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, –
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.»

Проблема нецензурной брани остро стоит в современное общество, мы решили задать пару вопросов студентам Ярославских ВУЗов и получили однозначные ответы. Вот некоторые комментарии:

— Мат — это выражение эмоций, когда больно, или страшно. Но он недопустим в обычной разговорной речи. Алина, 21.

— Каждому свое, кто-то как «сапожник», а кто-то нет. Конечно, в общественных местах громко ругаться не стоит, но если собеседники не возражают, ругайся на здоровье. Только всегда помни, что ты не один. Никита, 19.

— Я считаю, что мат — это в первую очередь маленький словарный запас! Матом ругаться слишком просто и глупо. Ведь у нас такой богатый язык! Артём, 23.

— Да национальный колорит, да менталитет! В рамках приличия себя надо держать. Даниил, 25.

Сколько людей, столько и мнений. Явно заметно, что получающие высшее образование студенты понимают рамки, где можно употреблять «крепкое» словцо, и осуждаю его использование в общественных места. Также считают эту привычку уделом глупых и примитивных людей.

И вправду, мат — это часть речи, и избавиться от него кажется невозможным. Но если каждый задумается об этой проблеме, сделает выводы и будет контролировать, то, что и где он говорит — подрастающее и будущее поколения смогут навсегда искоренить эту вредную привычку.

 

Дмитрий Батманов

Источник: https://www.molportal.ru/node/11400

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: