Непрофессиональное поведение молодого учителя.

Содержание
  1. Сошли с дистанции: родители стали следить за личной жизнью учителей
  2. «Аморальная» чемпионка
  3. Какой пример подают
  4. Комплекс причин
  5. Всем обязаны
  6. 10 советов молодым учителям
  7. 2. Преступление и наказание
  8. 3. Всегда на связи
  9. 4. Право на ошибку
  10. 5. Доброе слово и кошке приятно
  11. 6. Не «по понятиям»
  12. 7. Почувствуйте себя архивариусом
  13. 8. Время вести дневник
  14. 9. Добрый совет дороже денег
  15. Когда терпеть нельзя. Признаки жестокого отношения к ребенку со стороны учителя
  16. «Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия
  17. Больше всех страдают отличники
  18. «Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания
  19. Что будет, если ребенку не помогать
  20. Бежать или выгонять. Что еще можно сделать
  21. «Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?
  22. Насилие – это не уважение к предмету, а власть
  23. Как должен вести себя учитель с учениками
  24. Оскорбления детей
  25. Физический контакт с учениками
  26. Наказания действиями
  27. Запрет на выход в туалет
  28. Игнорирование ярких конфликтов или открытой травли
  29. Изъятие личных вещей
  30. Решение нехватки каких-то вещей за счет детей
  31. Оценка внешнего вида
  32. Разговоры о достатке
  33. Разделение детей по гендеру
  34. Привлечение к хозяйственным работам
  35. Что должен делать учитель?
  36. Конфликты в учительской: опыт против амбиций
  37. Почему они все против меня?
  38. Что волнует молодого учителя?
  39. 1. Высокая нагрузка
  40. 2. Маленькая зарплата
  41. 3. Пренебрежительное отношение коллег
  42. Правила выживания для молодого педагога в школе

Сошли с дистанции: родители стали следить за личной жизнью учителей

Непрофессиональное поведение молодого учителя.

Учительница из Алтайского края Татьяна Кувшинникова оказалась на грани увольнения из-за фотографии в спортивном купальнике. Жалобу на «недостойное поведение» подала мама одного из учеников.

Директор вызвал Кувшинникову в кабинет и потребовал написать заявление. Другие родители сплотились, чтобы отстоять право Кувшинниковой преподавать в школе.

Почему современные родители стали вмешиваться в личную жизнь учителей и судить об их моральном облике — разбирались «Известия».

«Аморальная» чемпионка

В свободное от преподавания время учительница русского и литературы Татьяна Кувшинникова занимается зимним плаванием.

На своей странице в соцсети она нередко выкладывает фотографии с заплывов и соревнований, а также дипломы и медали, полученные за участие в них.

Одну из фотографий прислали директору барнаульской школы, и та приняла решение немедленно уволить преподавателя за «аморальное поведение».

«В понедельник меня вызвала директор и показала в смартфоне фото, где я в фиолетовом платье на брусьях.

[attention type=yellow]

Она сказала, что фотографию прислала мама одного из учеников с вопросом «что это?» Директор спросила меня, какое право я имела так одеваться, сказала, что это «пятно на репутации школы», «безвкусное платье», «оголены колени», «вы не достойны носить звание педагога», и сказала мне писать заявление на увольнение по собственному желанию», — рассказала Кувшинникова. Блестящее платье женщина брала с собой на спортивное мероприятие в честь зимней универсиады. Женщина состоит в Федерации зимнего плавания.

[/attention]

Об увольнении узнали родители детей, у которых Кувшинникова вела уроки, и начали собирать подписи в ее защиту. Директор в итоге вынесла решение в пользу учителя, заявив, что ее отстояли родители.

Вне контекста фотография может показаться кому-то вызывающей: женщина в очень коротком ярком платье в туфлях на шпильке висит на брусьях, подтянув ноги.

Но имеют ли право родители выискивать «аморалку» в соцсетях преподавателей и вмешиваться в их личную жизнь — куда более спорный вопрос.

В июне прошлого года российские педагоги массово отстаивали право на преподавание в школе омской учительницы Виктории Поповой. Родитель одного из школьников пожаловался директору на фотосессию учителя в закрытом купальнике.

Несмотря на то что сам снимок появился на каникулах, руководство учебного учреждения приняло решение немедленно уволить молодого преподавателя музыки. Фотографию в стиле pin-up выложила фотограф из модельной школы, где училась Попова. Сама девушка не размещала его в личном профиле.

Но это обстоятельство оказалось несущественным для родителей, обнаруживших это фото.

Преподаватели по всей России запустили флешмоб #учителятожелюди, в рамках которого начали публиковать пляжные фотографии в поддержку Поповой в своих соцсетях. Когда о ситуации узнали в региональном правительстве, учительнице предложили вернуться. Захотела ли молодая преподавательница работать в школе, где родители пристально следят за ее моральным обликом, не сообщается.

Какой пример подают

Трудовой кодекс действительно допускает увольнение педагогов за «совершение аморального поступка» и «применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием».

Однако нигде в документах не прописано, что именно считать аморальным.

Если бы подобный кодекс и существовал, то требования не фотографироваться в купальнике или не носить яркую одежду вне школы отвернуло бы многих молодых специалистов от профессии учителя.

«Если государство будет выставлять подобные требования к какой-то профессии, то человек перед тем, как пойти учиться, должен знать, что его ждет. Учитель становится бесправным и неуважаемым, имеет низкую зарплату, а чтобы прожить, вынужден совмещать ставки.

[attention type=red]

При этом должен не забывать о своей семейной жизни и детях, в таких условиях профессия становится не только непривлекательной, но и опасной.

[/attention]

Тебя могут побить старшеклассники, уволить за фото, которое кому-то из родителей показалось фривольным», — отмечает председатель национального родительского комитета Ирина Волынец.

По ее мнению, подобные ситуации возникают из-за того, что у некоторых матерей слишком много свободного времени, которое они тратят на мониторинг чужих страниц в соцсетях. Председатель родительского комитета убеждена, что фотография спортивной учительницы в купальнике уместно смотрелась бы даже на школьной доске почета.

«Я хочу призвать руководителей школ не поддаваться на провокации, которыми занимаются родители. Складывается ощущение, что этим людям больше нечего делать. Вместо того чтобы заниматься своими детьми и делами, они роются в аккаунтах учителей.

У меня четыре школьника, и времени просматривать профили их преподавателей просто нет. Даже если бы сами дети показали, что учительница разместила фотографию в купальнике, тем более если у нее спортивная фигура, то это можно расценить скорее как пропаганду здорового образа жизни.

Такое фото уместно было бы разместить даже в школе на доске почета. Если бы женщина на фотографии была старше и менее подтянутая, то никому бы и в голову не пришло пожаловаться на то, что она щеголяет в купальнике.

Так что здесь может быть и элементарная зависть мамы, которая не занимается собой и свою несостоятельность она выплескивает таким образом», — добавляет Волынец.

Крайним в подобных скандалах остается не только учитель, но и ребенок, чей родитель был инициатором скандала. О ситуации моментально узнают другие преподаватели, родители и, конечно же, сами дети.

По мнению Волынец, в последние годы число неправомерных жалоб на учителей стало только набирать обороты. В советское время авторитет учителя был беспрекословен.

Родители не являлись в школу без приглашения, а на собраниях боялись, как бы учитель не сделал замечание о поведении их ребенка.

«Сегодня идет перекос в обратную сторону. Родители уверены, что на всё имеют право, бегут жаловаться в прокуратуру, директору, пишут письма президенту.

[attention type=green]

Директор, как правило, вместо того, чтобы досконально разбираться, берет и увольняет человека при малейшем скандале и поддается на провокации. Такое отношение со стороны руководства еще больше снижает авторитет профессии.

[/attention]

С одной стороны, постоянно прессует администрация, а с другой — родители, которые приходят, чтобы показать, кто здесь власть», — подчеркнула председатель общественной организации.

Комплекс причин

Доктор психологических наук, профессор Илья Слободчиков, напротив, считает, что стремление родителей вмешиваться в личную жизнь учителей — не поколенческая проблема, а свидетельство уровня культуры и психологических особенностей конкретного человека.

«Не стоит говорить огульно на всё поколение. Это история дурного исключения. Тотальный контроль всех за всеми мы уже проходили в 1930-х годах, чем это закончилось — всем известно.

Цель этих родителей не в том, чтобы оскорбить и унизить учителя, а скорее в том, чтобы получить инструмент для манипуляции.

Далеко не любой человек просто из соображений элементарной чистоплотности опустится до подобных вещей», — поясняет Слободчиков.

Корень проблемы, по его мнению, лежит именно в культурологической плоскости и вытекает из природного любопытства людей, а также их властных комплексов. Зачастую виртуальными разбирательствами занимаются родители, не ощущающие личную или профессиональную востребованность в реальной жизни.

«Если есть повод заглянуть в чужое окошко, то почему бы этого не сделать. Вся эта история упирается в невысокий уровень культуры и отсутствие понимания о рамках поведения.

К тому же есть родители и их весьма немало, которые по определению считают, что система образования им обязана.

И раз она эту обязанность не выполняет, то нужно заниматься поиском виновного», — уточняет доктор психологических наук.

Поиск виновного в данном случае работает как защитный механизм. Это своеобразная защита собственных чад от «недостойных» учителей.

[attention type=yellow]

Однако разбираться в том, почему у ребенка возникают проблемы, люди такого типа личности не хотят. Это неизбежно приведет к признанию собственных промахов и недоработок.

[/attention]

Существует еще одна подсознательная причина, по которой родители пытаются очернить преподавателей, — собственный травмирующий опыт.

«Нередко этим занимаются люди, у которых были не очень хорошие отношения с педагогами в школах. Им есть на что обижаться на учителей как на касту. В лице конкретного педагога они наказывают всё сообщество и мстят за былые неудачи. К этому прибавляется возможность дезавуировать светлый образ педагога, каким нам его всегда преподносили», — считает Слободчиков.

Психолог убежден, что единой причины подобного поведения родителей, как правило, не бывает. Здесь задействован целый комплекс факторов, но какой-то мотив является ведущим: жажда самовыражения, стремление контролировать учебный процесс, поставить учителя на место.

«Учитывая, что на любого человека можно накопать что угодно, при желании интерпретировать это как угодно, возникает такая цепочка. Учитель с какими-либо недостатками недостоин учить мое замечательное чадо. Эта тенденция возникла из-за модели о том, что педагогика — это система обязанностей», — резюмирует доктор психологических наук.

Всем обязаны

Плодотворная почва для людей такого психологического типа — родительские чаты, где они могут транслировать сплетни по поводу учителей и их личной жизни, а заодно настраивать против них весь класс.

Участие педагога в родительских чатах лишает его времени, которое нужно потратить на проверку работ, подготовку к урокам, внеклассной работе, не говоря уже о личной жизни.

Единственное разумное решение для педагога — держать дистанцию, считает активист профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания Александр Кондрашов.

«Общение между учителями и родителями должно быть дозированным и адресным. В некоторых школах учитель действует через классного руководителя. Как преподаватель, я понимаю, что общение со всеми родителями учеников — мне не нужно. Если возникают какие-то сложности, решать их нужно лично», — отмечает преподаватель.

Родители хотят, чтобы у ребенка перед глазами был пример для подражания, убежден Кондрашов. Однако далеко не все из них способы сами вести образцовую жизнь, и поэтому перекладывают эту обязанность на учителя.

«Это подпитывается еще и представлениями о том, что школа должна воспитывать их детей, а учитель — соответствовать представлениям о правильном образе жизни. При этом самим родителям соответствовать этому образу совершенно необязательно. Часто родители хотят, чтобы их дети увлекались чтением, хотя сами не берут книг в руки. Здесь то же самое», — считает Кондрашов.

Беззащитность учителей в подобных скандалах связана еще и с тем, что коллектив боится отстаивать свои права. Когда преподаватели разобщены или боятся сказать слово в защиту уволенного, директору проще всего расправиться с «одиночкой».

В региональных школах, где кадровый вопрос стоит всё более остро, директор тем не менее может безо всяких разбирательств уволить неугодного учителя. С учетом разницы в зарплатах учителей в столице и регионах многие учителя держатся на чистом энтузиазме и любви к детям.

Если родители будут под «благовидными» предлогами вытравливать их из профессии, желающих преподавать в школах станет еще меньше.

«Учителя сами себя не умеют защитить, и в этом не заинтересовано руководство. Поэтому на них можно нападать без риска получить ответ.

[attention type=red]

С одной стороны, на них лежит ответственность за жизни детей, к каждому нужно подходить персонально, при этом никаких механизмов воздействия на школьников, кроме как что-то говорить, попросту не существует.

[/attention]

Учитель должен уметь сразу всё и при этом получать довольно низкую зарплату, иногда меньше МРОТ», — добавил представитель профсоюза.

Источник: https://iz.ru/843532/anastasiia-chepovskaia/soshli-s-distantcii-roditeli-stali-sledit-za-lichnoi-zhizniu-uchitelei

10 советов молодым учителям

Непрофессиональное поведение молодого учителя.

До полноценного преподавания в школе начинающий педагог сталкивается с детьми только во время университетской практики. Но одно дело преподавать детям, когда в классе присутствует их педагог, и совершенно другое — учить самостоятельно.

Для начала нужно определить для себя манеру поведения. Каким педагогом вы хотите быть? Учитывайте при этом своё реальное поведение. Нельзя улыбаться детям на перемене, а со звонком на урок становиться Медузой Горгоной. Вас немедленно раскусят.

Не нужно бояться детей — отводить взгляд, лепетать что-то под нос. Возьмите себя в руки, выпрямитесь, произносите слова чётко, помните про визуальный контакт. Если ученики почувствуют ваш страх, то построить отношения с ними в дальнейшем будет непросто.

2. Преступление и наказание

Выбрав определённое поведение с детьми, кратко «обрисуйте» школьникам причинно-следственные связи их плохого поведения или нежелания учиться. Например, если ученик болтает на уроке, мешает остальным, то вначале он получит лишь устное предупреждение. Три подобных замечания — дневник на стол. Ещё один проступок — запись для родителей в дневнике.

По такому принципу можно построить «условия» получения двоек, пересдач и т.п. Если меры наказания будут озвучены заранее, то и возмущений среди учеников не будет. Когда ученик решится хулиганить, он будет в полной мере осознавать, на что идёт.

3. Всегда на связи

Не будьте для своих учеников Цербером. Специально обговаривать нужно не только меры наказания, но и различные «плюшки». Объявите удобное вам время для всевозможных пересдач, а также для пояснения непонятных тем.

Часто учащимся бывают непонятны некоторые моменты на уроке, но они стесняются об этом сказать. В семье тоже не всегда есть человек, способный объяснить трудную тему. В итоге неусвоенные материалы копятся, как снежный ком, который со временем почти невозможно разгрести.

Уведомите учеников, что к вам можно обращаться во внеурочное время за разъяснениями, и выполняйте свои обещания.

4. Право на ошибку

Часто способные и дерзкие ученики следят за деятельностью нового преподавателя лишь для того, чтоб подловить последнего. Цель — заметить ошибку, неточность, указать на неё перед всем классом, дабы унизить педагога.

В подобных случаях всегда стоит помнить, что все мы ошибаемся. Что-то из школьной программы вполне может вылететь у вас из головы. Или банальная описка может подвести всю формулу. Не стоит нервничать и обижаться на весь класс.

Дайте ребёнку высказать своё мнение, попросив, однако, привести аргументы. Спокойный диалог, основанный на примерах и чёткой аргументации, позволит ученику почувствовать себя на равных.

У дерзкого ребёнка пропадёт желание вас «подлавливать» без причины, а внимательному ученику будет приятно поправить ошибку и получить одобрение.

Не сдавайтесь, у вас все обязательно получится!

5. Доброе слово и кошке приятно

Будьте справедливы и проявляйте уважение. Не кричите на учеников, не шутите над ними, не обижайте и не дразните, не приказывайте. «Волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста» и здесь сослужат службу.

Дать возможность детям почувствовать себя на равных, суметь войти в их положение и объяснять мотивы вашего поведения — залог успешных отношений с учащимися. Например, не кричать с требованием «закрыть всем рты», а объяснить, что у вас мигрень и попросить вести себя потише. Дети — тоже люди, вот в чём секрет.

6. Не «по понятиям»

Однако тут важно соблюсти грань: доброе отношение и неформальное общение. Второй вариант между учителем и учеником не уместен.

Часто, начиная работать в школе сразу после окончания университета, молодой преподаватель чувствует небольшую возрастную разницу между собой и учениками (особенно старших классов).

Хочется общаться с учениками «современно», употребляя сленговые слова, шутки и прочее.

[attention type=green]

Кажется, так будет гораздо проще установить дружеские отношения, дети начнут вас любить и слушать, и вот уже премия «Учитель года» начинает маячить на горизонте.

[/attention]

В реальности же ваши слова и действия могут быть превратно истолкованы, а также переданы родителям и администрации. К тому же слишком «расслабившихся» учеников будет очень сложно заставить вновь вдумчиво относиться к вашим занятиям. Важно придерживаться некой золотой середины: не отталкивать школьников, но и не слишком сближаться с ними.

Ещё по теме:

Дети обязательно поддержат вас, будьте для них наставником и примером!

7. Почувствуйте себя архивариусом

Многие преподаватели гораздо больше любили бы свою профессию, если бы не «бумажная волокита». Нужно не только провести урок и проверить тетради, но и заполнить классный журнал и электронный дневник. Кажется, что это пустая трата времени, однако в некоторых случаях выполнение столь скучной работы поможет сберечь ваши нервы.

Не отдавайте на руки детям проверенные самостоятельные, контрольные и лабораторные работы. Огласите итоги, позвольте ознакомиться, но проверенные задания отдавайте родителям на собрании.

Таким образом, в случае обращения к вам истеричной родительницы, не понимающей, почему у её сына выходит двойка в четверти, вы сможете всё спокойно объяснить и показать. Нередко школьники прячут от семьи свои неудачные работы, ведут несколько дневников, лгут об успеваемости.

Ваши подробные записи, отражение происходящего в электронном журнале спасут ситуацию в случае конфликта.

8. Время вести дневник

И ещё раз по поводу дневников. Лучше всего работать не только со школьными журналами и дневниками учеников, но и со своим/своими. Вам придётся делать много заметок не только о текущих занятиях, но и о различных встречах, экскурсиях, совещаниях, педсоветах и прочем.

Эффективнее всего будет завести два дневника и разделить заметки: в одном отмечать только учебные моменты, в другом записывать данные о мероприятиях и т.п. В данном случае не стоит надеяться на свою память — информации будет слишком много, лучше всё зафиксировать на бумаге.

Разгрузить ваши бумажные записи помогут различные интернет-ресурсы для педагогов. С их помощью можно получить готовую презентацию, план урока, полезные советы. Используйте современные технологии, чтобы оставить больше времени для себя.

9. Добрый совет дороже денег

Внимайте советам и замечаниям администрации. Часто ваши уроки будут посещать, особенно поначалу. И, порой, замечания будут неприятные. Старайтесь отделить реальный совет от устаревшего, невзирая на тон самого замечания.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sovety-molodomu-uchitelyu/

Когда терпеть нельзя. Признаки жестокого отношения к ребенку со стороны учителя

Непрофессиональное поведение молодого учителя.

Как отличить сильного учителя от профнепригодного? Не перепутать требовательность с привычкой унижать детей? И почему от таких учителей больше всего страдают отличники, рассказывает психолог Юлия Василькина. 
 

«Правила здесь устанавливаю я». Как отличить строгость от насилия

Насилие не так просто отличить от того, что мы привыкли называть строгостью. Особенно если судить только по рассказам ребенка. Перечислю признаки жестокого отношения к ребенку. Когда учитель строг, но не жесток, вы не найдете этих признаков. Они не обязательно проявляются все вместе. Но даже одного на постоянной основе хватает, чтобы травмировать детей.

1. Физическое насилие: побои, шлепки, подзатыльники, щипки, нажатие на болевые точки и т. д. Да, это также и психологическое насилие, потому что деформирует личность.

Есть и те, кто не видит беды в том, чтобы взять ученика за ухо, стукнуть линейкой по руке или голове, грубо схватить за руку, толкнуть. Нет, не одноклассники – учителя.

Даже если это (условно) не больно – это насилие.

2. Вербальная агрессия. 

  • Частый крик (ребенок жалуется: “Она на нас все время кричит”). 
  • Обидные ярлыки, слова, фразы: “Ты кретин, что ли?”, “Да на папу посмотреть, все ясно будет”. 
  • Сравнения менее успешных учеников с более успешными, или наоборот: “Ну, Петров-то нам ответит получше Сидорова”.
  • Обесценивающие высказывания: “Хорошо, что ты попробовал подумать. Попробуй как-нибудь еще”; “Можешь, когда хочешь”.
  • «Пророчества» негативного характера: “Экзамен не сдашь, в армию пойдешь, там тебя научат жизни”; “Свободная касса?” (которая сменила “дворника”), “Тюрьма плачет”.

3. Доминирование и сверх-контроль: тема власти.  

  • Учитель может потребовать открыть портфель (без серьезных оснований).
  • Забирает личные вещи.
  • «Вы сюда не думать пришли, делайте, как говорят», “Здесь правила устанавливаю я” (без объяснений).

4. Запугивание, угрозы. Частный случай вербальной агрессии.

  • Прямые: «Будешь так себя вести, к директору, завучу отведу», «Выброшу твой телефон, если еще достанешь», «Не поедешь с классом в поездку».
  • Неясные угрозы: “Будет хуже”. Порой эта фраза даже не произносится, но ребенок твердо знает, что учителя лучше “не злить”. Понимание того, что “будет хуже”, сформировано. 

5. Игнорирование, невнимание.

  • Ребенку трудно получить внимание учителя. Эту характеристику сложно “пощупать”, она все время про “а может, тебе кажется?” (потому что внимание учителя должно быть распределено между 30-35 учениками). Ребенок может описывать это так: “Я для нее, кажется, вообще не существую”. Помните, что игнорирование – это форма травли. 
  • Ученика стабильно не берут в какие-то школьные активности. 
  • Игнорирование может сменяться агрессивным вниманием, если происходит что-то, за что можно поругать.

6. Газлайтинг – форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. «Нет, я такого не говорила», «Ничего я вам не обещала», «Нет, на самом деле это легкая тема». Посыл такой – ты не можешь себе доверять, не опирайся на свое восприятие, опирайся на то, что говорю я.
 

7. Токсичная критика. Конечно, критика интегрирована в школьный процесс, ведь кто-то не доучил, не проявил в чем-то старания, забыл нужное. Но она становится токсичной в следующих случаях:

  • Постоянная критика, «придирчивость». Даже если в целом задание выполнено хорошо, будут отмечены мелкие недочеты. Тут внимательно: учитель может быть представителем педантичного типа, но в этом случае требования едины для всех, независимы от ситуации. Если это единственное, что “напрягает”, то речь не про насилие. 
  • Похвала через «но»…: успех отмечается, а далее всегда следует критическое замечание. 
  • «Пушкой по воробьям»: значительная критика по небольшим поводам. Например, отличница получает четверку и учитель отпускает замечание: «Что-то ты начинаешь съезжать». 
  • Публичные высказывания, при классе или других учителях. Логика такая: человек же не захочет повторения, значит, будет учить, стараться. Будет управляемым. А вообще-то это публичное унижение, построенное на страхе, ломающее позитивный образ себя, укрепляющее неуверенность и много еще чего.

8. Невербальная агрессия.

  • Бросить или порвать тетрадь. Пнуть портфель или другую личную вещь. 
  • Стучать линейкой или учебником по своему столу или парте ученика. По учительскому столу – не так страшно, потому что для всех. Ситуация общая, и страх делится. Подошла и долбит не тебя, а твой стол или тетрадь. В 10 см от твоей руки. Линейка ходит туда-сюда перед твоим лицом. Переход границы не социальной, даже не личной зоны, а прямо в интимной, куда допущены только самые близкие.

9. Разделение на «любимчиков» и «козлов отпущения». Получается, что учитель применяет разные критерии для разных учеников. Учитель занижает оценки. Несправедливость в том, что «любимчикам» нужно тратить меньше сил на тот же результат, по сравнению с «обычными» учениками.

Прошу подойти к этому списку через понятие баланса. Все это (или почти все) встречается в мягких формах, иных формулировках или иногда в обычных отношениях с учителем. Все мы люди, мы можем устать или быть погруженными в свои проблемы, реагируя не так удачно, как хотелось бы. 

Но все это можно считать насилием, если оно употребляется часто, интегрируется в учебный процесс на постоянной основе. Строгость таких симптомов не имеет. 

Больше всех страдают отличники

Знаете, кто страдает от таких больше всех? Нет, не двоечники. Они – народ относительно крепкий, привычный. Больше всего страдают отличники. Это дети с высокими требованиями к себе.

Часто можно обнаружить, что от них также требуют высокого результата дома, иногда под страхом наказания (а вот тут впору говорить и о домашнем насилии). Эти дети как будто между двумя огнями: в школе строгий учитель, дома – строгие родители.

Но бывают и ситуации, когда ребенок сам определяет себе высокие стандарты без давления семьи. 

[attention type=yellow]

Однажды я работала с девушкой-подростком. Так вот, когда такой сильный педагог орала на класс, моя юная клиентка ощущала себя так, как будто орут только на нее.

[/attention]

Когда я спросила, по какому поводу кричит учитель, то заметила, что девушка обобщает (это “мы” сделали), хотя она к этой ситуации никакого отношения не имела. Стало легче, когда мы нарисовали “схему распределения крика”.

Она поняла, что ей принадлежит 1/30, а не 100%.
 

Сколько за годы своей психологической практики я видела страдающих отличников! Хотя, казалось бы, они на лучшем счету. Но как в этой обстановке критики и нетерпимости они боятся самых малых ошибок! Потому что очень страшно сместиться с относительно безопасной позиции и попасть под огонь. 

Еще одна категория – «тихие троечники». Это ребята с невысоким потенциалом в науках (или конкретном предмете). Они и так понимают, что не слишком успешны в этой сфере, и им бы чуть-чуть поддержки. Они бы смогли пусть немного, но больше. А в душной атмосфере, которую создает токсичный педагог, ученик полностью теряет веру в себя и мотивацию к учебе. 

А в целом трудно тонко чувствующим детям, как бы они ни учились. Их это ранит больше всего. 

«Попробую вести себя идеально». Стратегии выживания

Меня нередко спрашивают, что сказать ребенку, чтобы он мог справляться с такой ситуацией. Мой ответ – ребенок не должен справляться, позиции неравны. Детей в принципе нельзя оставлять в ней, слишком велика цена. Вот стратегии, которыми дети пытаются адаптироваться к ситуации. Найдете ли вы среди них «достаточно хорошую»?

Стратегия 1: активное избегание. Попытка минимизировать контакты с абьюзером. Нежелание ходить в школу в принципе или на конкретный урок. Прогулы. Жалобы родителю на учителя. Может быть желание бросить школу, вообще туда не ходить. 

Стратегия 2: пассивное избегание. Болезненность, частые ОРВИ, рвота и боли в животе, особенно по утрам, но не обязательно. Заболел – в школу можно не идти. Депрессия как обессиливание. 

Стратегия 3: попытка адаптироваться: делать все, чтобы избежать насилия, учиться и вести себя “идеально”. Получают развитие эмоциональные расстройства: депрессия, тревожные, фобические, панические расстройства. Или стойкие состояния, например эмоциональная тупость – невозможность сопереживать другим людям. 

Стратегия 4: присоединение к насильнику («стокгольмский синдром»). Считать, что учитель поступает правильно, справедливо, “так ему и надо”. Ведет к тому, что ученика-мишень, выбранного учителем, начинают травить дети. Ситуация “легитимизированной” травли.

Стратегия 5: открытая конфронтация. Ученик открыто выражает свои мысли и чувства по поводу отношения к учителю. Он – маленький борец за справедливость. Надо сказать, дети довольно точно подмечают токсичные проявления у учителя. Скорее всего, гнев учителя будет направлен на ученика. Ожидаем буллинг от части класса (которые в стратегии 4).

Стратегии могут встречаться вместе и/или попеременно, но какая-то будет ведущей. 

Что будет, если ребенку не помогать

  • Понизится самооценка. Ребенок чувствует себя малозначимым, сомневается в своих силах и способностях. Иногда теряет свое мнение совсем. 
  • Учиться становится все сложнее, а результат хуже. Факт, доказанный исследованиями – чем больше стресс-факторов, тем хуже усваивается информация и меньше креативность. 
  • «Плохое поведение» не преодолевается, а становится “стойким”: особенно если внимание можно получить только таким образом. Или же как месть взрослому за постоянные атаки с его стороны.
  • Ситуация не дает полезных стратегий коммуникации, а лишь стратегии выживания. Нужно ли выживать там, куда пришел учиться?
  • Возникают суицидальные мысли (не у всех, но иногда неожиданно, например, у отличницы, которая не является мишенью, а применяет стратегию 3).  

Бежать или выгонять. Что еще можно сделать

Когда мне задают этот вопрос клиенты, мы разбираем ситуацию по винтикам и учитываем не менее 20-30 разных характеристик ситуации. Цель – найти наиболее безболезненный для ребенка и родителя вариант. 

Но, по большому счету, все варианты сводятся к двум стратегиям: бежать или выгонять.

Вариант «выгонять»: сбор мнений родителей, разговор с администрацией с просьбой поменять учителя или хотя бы попробовать ее приструнить. 

Вариант «бежать»: здесь разных путей больше:

  • попросить перевести именно вашего ребенка в другой класс внутри школы или школьного комплекса;
  • уйти в другую школу;
  • уйти на домашнее обучение;
  • использовать возможности очно-заочного обучения.

«Был нормальный учитель, а стал вот таким». Почему?

Речь сейчас про токсичных учителей. Я вижу три основные причины: расстройство личности, болезненные изменения и профессиональное выгорание. 

Расстройство личности (ранее употреблялся термин «психопатия») – стойкая характеристика личности. Прекрасно умеют маскироваться перед родителями – особо ласковы, могут хвалить ребенка.

Обращайте внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы в речи, довольно верный признак. Нужно понимать, что человек – не «сумасшедший», что это крайний вариант нормы. Но убедить учителя “так себя не вести” будет крайне затруднительно, увы.

Именно они «мстят» ученикам, если родители поднимают шум. 

Болезненные изменения. Они могут быть связаны с возрастными изменениями или травмой мозга. Был «нормальный» учитель, а стал вот таким. Возможно, имели место заостренные (акцентуированные) черты, которые с возрастом развились. 

Если поднимать шум, надежда на то, что учитель сможет себя лучше держать в руках, есть. Особенно если начнет получать адекватную лекарственную терапию. 
 

Профессиональное выгорание. Связано с хронической усталостью, внесено в международную классификацию болезней МКБ-10 и новую версию МКБ-11.

[attention type=red]

Где-то внутри «прячется» прошлый педагог, а на поверхности – раздраженная фурия, смотрящая на детей и родителей как на неодушевленные предметы, которые только мешают.

[/attention]

В этом случае жаловаться – верный шаг, так как с профессиональным выгоранием вполне возможно справиться, если признать проблему и работать над ней. Так что обратная связь от родителей о том, что происходит недопустимое, очень важна. 

Насилие – это не уважение к предмету, а власть

Друзья, такие учителя не “сильные”. Они ПРОФНЕПРИГОДНЫ (временно или постоянно). 

Не путайте строгость с жестокостью.  Не путайте требовательность с унижением.  Не нужно говорить: “Она так себя ведет, потому что уважает свой предмет”. Это не про уважение, это про власть. Власть над теми, кто тебе не равен, зависим.

Может, дети и знают математику, физику, химию или русский, но стресс, который они получают, колоссален. Они знают на страхах: наказания, унижения, потери лица.

Помните, если такой монстр выбирает себе “мишень”, то буллинг уже со стороны учеников гарантирован. Будьте бдительны. Учебный год набирает обороты. Школа может быть «школой жизни», но не должна быть «местом выживания». Прошу вас, будьте нетерпимы к насилию вообще и школьному насилию в частности.

Я очень верю, что придет время, и в понятии “сильный учитель” прочно закрепятся такие характеристики, как любовь к предмету, уважение к ученику, навыки позитивного мотивирования и умение рассказывать так, что невозможно отвлечься. Неплохо было бы создать некий “протокол действий” родителей и администрации, если имели место факты насилия со стороны учителя.

Источник: pravmir.ru

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/27005-uchit-nado-luchshe-ne-budet-orat-kak-otlichit-strogost-ot-nasiliya-i-protivostoyat-uchitelyu-tiranu.html

Как должен вести себя учитель с учениками

Непрофессиональное поведение молодого учителя.

Ребенок должен понимать, что все его учителя – тоже люди, которые в некоторых ситуациях могут вести себя некорректно.

При этом знать это полезно не только детям, но и их родителям, так как при возникновении спорных ситуаций взрослые люди должны собраться и обсудить между собой, по какой причине возникла такая ситуация и что нужно сделать, чтобы в дальнейшем классная работа для всех была комфортной.

Бывает и такое, что учителя иногда подвержены симптомам эмоционального выгорания, но об этом более подробно тут https://hedclub.com/ru/article/view?id=110

Ребенка нужно научить тому, что спорить с учителем не стоит, но необходимо понимать, чем отличается нормальное поведение от плохого и что нужно сообщать об этом дома. Есть несколько распространенных ситуаций, о которых следует предупредить ребенка, чтобы он знал, что имеет право делать учитель, а что – нет.

Оскорбления детей

Оскорбления – это первое, что не имеет право делать учитель по отношению к ученику. О ярких оскорблениях и нецензурных выражениях говорить не нужно, ведь такие случаи являются вопиющими и педагогов должны отстранять от работы сразу же. К счастью, таких учителей сегодня встретить практически невозможно.

Чаще всего учителя пытаются косвенно оскорбить ребенка, например, сравнивая его с младшими классами или всячески намекая на его низкие умственные способности. Еще одна распространенная цитата, которая встречается во многих школах: «Вы худший класс за всю мою практику».

Все эти действия учителя являются непрофессиональными и должны быть решены в кратчайшее время, и не стоит даже рассуждать о том, имеет ли право учитель кричать на ребенка.

Физический контакт с учениками

Нет никаких проблем, если учитель просто подбадривает и аккуратно прикасается к спине или плечу ребенка. Так он может обратить на себя внимание или поправить осанку ребенка.

Но затрещины и грубые толчки уже выходят за рамки педагогического профессионализма и нарушают любые правила поведения с учениками. Подобное поведение следует пресекать, общаясь с руководством школьного учреждения, чтобы они объяснили педагогу, что нельзя делать учителю.

Наказания действиями

Важно объяснить ребенку, что учителям запрещено каким-либо образом наказывать его, принуждая что-либо делать, если это не касается его непосредственного обучения.

Выгонять из класса, ставить в угол, заставлять стоя проводить весь урок – все это нарушения действующего законодательства, не говоря уже о принуждении мыть кабинет или выполнять какие-то другие действия, которые не входят в обязанности ребенка как ученика.

Запрет на выход в туалет

По правилам нет никакой разницы в том, по какой причине ребенок отпрашивается в туалет – по реальной нужде или, например, чтобы попить воды. Заставлять детей терпеть до ближайшей перемены возмутительно, так как это наносит вред их организму, а помимо этого, унижает перед сверстниками.

Сама по себе практика «отпрашиваться в туалет» является довольно странной и в основном встречается только среди непрофессиональных педагогов. В итоге такое обучение приводит к тому, что люди, вырастая, спрашивают разрешения на выход в процессе проведения бизнес-тренинга или других обучающих курсов.

Игнорирование ярких конфликтов или открытой травли

Среди детей агрессия является достаточно распространенным явлением, причем чаще всего она направлена от коллектива в сторону одного ученика. Сюда относятся и акты физической агрессии, когда дети друг друга бьют руками или различными предметами, и целенаправленная моральная травля ребенка.

Если учитель никак не препятствует этому, хотя ребенок объяснял ему происходящую ситуацию или она вовсе происходила на его глазах, с таким педагогом нужно срочно провести беседу и поговорить о его профессионализме.

Изъятие личных вещей

Сегодня в школах часто встречаются такие ситуации, когда учителя отбирают у детей их личные вещи, и, в первую очередь, это касается мобильных телефонов, наушников и всевозможных игрушек. В некоторых случаях вещи и вовсе отказываются отдавать даже после окончания урока, заявляя о том, что они будут возвращены только родителям.

Все это является прямым нарушением действующего законодательства, запрещающего людям забирать чужие вещи, несмотря на возражения их владельца. И учителя в этом правиле не рассматриваются как исключение.

Решение нехватки каких-то вещей за счет детей

В школах сегодня встречаются ситуации, связанные с нехваткой того или иного инвентаря. При этом учителя в таких ситуациях чаще всего пытаются решить проблемы одних детей за счет других.

К примеру, если у одних детей за партой имеется два учебника, в то время как у других его нет в принципе, первых принуждают делиться. На практике учитель должен поинтересоваться у детей, хотят ли они поделиться, и только если они согласятся, передать учебник нуждающимся. Ставить перед фактом просто недопустимо.

Оценка внешнего вида

Дети постоянно вычурно одеваются и пытаются выделяться среди большинства, ведь только в их классе может быть несколько десятков человек, а помимо этого, они общаются еще и с параллельными, поэтому хочется всячески обратить на себя внимание хотя бы внешним видом.

Учителя не должны давать никакой негативной оценки детям, и тем более высмеивать их за вкусы в одежде, прическе или любых других элементах внешнего вида. Конечно, каждый имеет свои предпочтения и представления о прекрасном, но детям их знать не обязательно, а зачастую даже вредно.

Разговоры о достатке

Все дети должны быть равными для учителя независимо от их поведения или достатка. Учитель не должен выделять определенных учеников и отмечать в разговоре с ними достаток их семьи. Особенно это касается ситуаций, когда родители ребенка не могут оплатить поход на экскурсию или какое-то другое мероприятие, и учитель осуждает его за это.

У каждой семьи свои финансовые возможности, а посещение ребенком платных мероприятий или их пропуск – это добровольный выбор родителей, и ребенок здесь точно не при чем. Не говоря уже о том, что семейные дела абсолютно не касаются учителей.

Разделение детей по гендеру

В отечественной практике распространено создание отдельных правил для мальчиков и девочек. К примеру, девочек часто осуждают за то, что они неаккуратно пишут, отмечая, что это именно женская черта. А плачущим мальчикам вместо успокоения могут пренебрежительно говорить о том, что мужчины не плачут.

Все эти факторы никак не зависят от пола, и учитель это должен понимать. Единственный показатель, который может отмечать учитель в зависимости от пола – результаты упражнений на физкультуре, так как там действуют разные нормативы.

Привлечение к хозяйственным работам

Ребенок – это ученик, который посещает школу с единственной задачей: впитывать знания. Педагог не может привлечь его к переносу вещей, мытью доски, уборке кабинета или любым другим работам, если сам ребенок не соглашается ему помочь.

Некоторые из этих вопросов являются спорными, и в них действительно можно найти компромисс. К примеру, можно приучать детей к порядку и учить следить за своим местом, периодически формируя группы для мытья класса. Но все эти решения учитель не должен принимать самостоятельно. Сначала их следует согласовать с родителями на очередном собрании.

Что должен делать учитель?

У профессионального педагога есть строгие обязанности, которые он должен выполнять:

  • создавать программу с полезными уроками;
  • проверять ученические работы по мере необходимости;
  • воспитывать в детях полезные и правильные качества;
  • следить за здоровьем каждого подопечного, создавая соответствующие условия в кабинете, следя за осанкой каждого ученика, а также обеспечивая своевременную медицинскую помощь по мере необходимости (вызывать скорую или отправлять в медпункт);
  • соблюдать этику.

Последний пункт включает в себя все перечисленные выше вопросы. Многие учителя считают, что педагогическая этика представляет собой размытое понятие, но это не так, и каждый педагог должен соблюдать определенные правила, чтобы обучение детей было действительно качественным и полезным для их жизни.

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/166823-kak-dolzhen-vesti-sebya-uchitel-s-uchenikami.html

Конфликты в учительской: опыт против амбиций

Непрофессиональное поведение молодого учителя.

Почему молодые учителя и педагоги с опытом не понимают друг друга? Как продержаться в школе первый год и не захотеть бросить всё? Отвечаем на вопросы и даем полезные советы.

Молодой учитель часто становится персонажем «Ералаша» или фильмов. Молодой, неопытный, не умудренный сединами и полувековым стажем. Или наоборот: креативный, современный, многое знающий и умеющий? Выпускники педагогических вузов в школу приходят разные. Но одно у них общее: всем предстоит период адаптации не только с учениками, но и со взрослыми коллегами.

Интересно: Когда-нибудь задумывались о возрасте среднестатистического педколлектива? Больше всего (35%) учителей от 40 до 50 лет. Почти четверть — старше 50 лет. 17% педагогов — пенсионеры. Выходит, что на возрастную категорию учителей младше 40 лет приходится лишь 23%.

Почему они все против меня?

Главные причины недовольства вчерашним выпускником педвуза:

  1. Мало опыта.  У выпускника педвуза есть только опыт педагогической практики. И все. Но даже заслуженный педагог когда-то начинал, и у всех было первое рабочее место. Не стоит об этом забывать родителям и опытным учителям.
  2. Скоро уйдет в декрет.  Родители и коллеги опасаются, что молоденькая учительница не доведет класс до конца учебного года, покинет учеников в разгар семестра. Но от этого не застрахована и учительница в 40 лет. Дети, декрет — весомая часть жизни.
  3. Не успел заработать авторитета. Опытные педагоги и активные родители сетуют на молодого классного руководителя за торопливость и дружеские отношения с учениками. Но возможно именно такой подход дает хорошие результаты.
  4. Несерьезно выглядит. Что начинается, если у молодого педагога разноцветные волосы, нестандартная стрижка, татуировки или пирсинг. Или слишком юный вид. Сколько одновременно поводов для пересудов! И сразу забывается, что внешность — это не характеристика личности и специалиста.
  5. Преподает по другим методикам. «Какие еще веб-квесты и ленты времени? Лучше бы детей погонял по датам и карте». Вот так примерно реагируют коллеги на новинки от молодого учителя на уроках. Но опытные педагоги забывают, что подготовка учителей сейчас и 10, 20, 30, 40 лет назад отличается. Сегодня отечественная педагогика перенимает положительный зарубежный опыт. И от этого никуда не деться.

Важно: Многие родители опасаются молодого классного руководителя или учителя по профильным предметам. Но такой педагог имеет веские преимущества над учителями старой закалки:

  • не боится современной техники, владеет инструментами ИКТ;
  • на одной волне с вашими детьми. Понимает, что их волнует, интересует;
  • не успел устать от учительской работы, он полон энтузиазма, юношеского максимализма и запала.

Так может родителям и взрослым коллегам не стоит паниковать и нагнетать ситуацию, а дать шанс человеку нормально работать?

Что волнует молодого учителя?

Сами выпускники педвузов и начинающие педагоги отмечают, что им в первые недели и месяцы работы в школе приходится несладко. На что жалуются молодые учителя на форумах и в социальных сетях?

1. Высокая нагрузка

Иван, 27 лет, учитель информатики:
«Я и классный руководитель, и капитан школьной команды КВН, наладчик школьного сайта, верстальщик методичек и буклетов о школе, дизайнер плакатов на спортивные, развлекательные, образовательные мероприятия для учителей и педагогов. Еще и в нагрузку системный администратор. На выходных частенько налаживаю компьютерную технику коллег. Был случай, что и утечку труб помогал ликвидировать слесарю с завхозом. А жить-то когда?»

2. Маленькая зарплата

Дмитрий, 28 лет, учитель английского языка:
«Выпускник педуниверситета на первом рабочем месте получает копейки. Нет стажа, других надбавок. Да и классное руководство мало кто из директоров готов дать новичку. А чего стоят бои за часы в классах.

Вроде бы английский язык преподается с 1 по 11 класс, и нагрузка на всех учителей-предметников должна быть равномерной. По факту, заслуженной учительнице-пенсионерке — побольше, потом идут педагоги категории 50+, а потом крохи собираем мы.

Смешно было наблюдать недоумение администрации, когда подавал заявление на увольнение. Я же семью обеспечивать должен».

3. Пренебрежительное отношение коллег

Диляра, 25 лет, учитель биологии и географии:
«Интересно выходит. К коллегам я обращаюсь по имени и отчеству даже в учительской и наедине. А они мне: «Деточка, Диляра». Да и еще при детях. Ну разве так можно?».

Правила выживания для молодого педагога в школе

Если вы только начинаете работать в школе, воспользуйтесь советами бывалых коллег, кадровиков и психологов.

  1. Быть дипломатом. При общении с коллегами, учениками, родителями, администрацией. Спокойно выслушивайте замечания, помня, что критикуют не вас, как личность, а работу.
  2. Не казаться лучше. Старания и конкуренция — хорошо, но не старайтесь в первые месяцы работы обойти заслуженного учителя, взвалить на свои плечи всю работу.
  3. Чувство юмора как основа. В общении с родителями, взрослыми педагогами, учениками помните, что оптимизм, положительный настрой и уместная шутка способны быстрее и эффективнее достучаться до человека, чем тирада на 40 минут.
  4. Школа — не ссылка. Это просто место работы с плюсами и минусами.
  5. Не стойте на месте. Хотите получить авторитет среди коллег и подопечных? Станьте хорошим учителем. Посещайте развивающие бесплатные мероприятия, изучайте новые тенденции в педагогике, подпишитесь на «Школу талантливого учителя», чтобы смотреть вебинары и проходить онлайн-курсы. Хотите быть лучше? Так станьте лучше.
  6. Быть личностью. Ваши хобби, увлечения и взгляды на жизнь никто не отменял. Рок на звонке мобильного, фотографии с туристических или театральных походов в социальных сетях только добавят вам очков в глазах учеников и коллег.

Вам слово: Мы уверены, что и молодым и опытным педагогам есть, что сказать по теме. Именно ваши комментарии помогут учителям разных поколений найти общий язык. Дерзайте!

Источник: https://mega-talant.com/blog/konflikty-v-uchitelskoy-opyt-protiv-ambiciy

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: