- Применение к жилищным отношениям иного законодательства
- Особенности жилищных правоотношений
- Отношения, регулируемые жилищным правом
- Классификация жилищных отношений
- Участники жилищных отношений
- Взаимодействие жилищного права с другими видами законодательства
- Жилищная политика Москвы. Правовое регулирование жилищных отношений – Электронная Москва
- Статья 6. Отношения, регулируемые жилищным законодательством города Москвы. Участники жилищных отношений в городе Москве
- Статья 7. Полномочия органов государственной власти города Москвы в жилищной сфере города Москвы
Применение к жилищным отношениям иного законодательства
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Жилищные споры » Применение к жилищным отношениям иного законодательства
До принятия нового жилищного кодифицированного акта проблема отношений жилищного типа не имела однозначного решения.
В понятие жилищного законодательства входит совокупность норм правового характера, регулирующая правоотношения по поводу помещений жилого типа. В такое понятие может входить предмет, регулирующие методы, а также определенные принципы, которые зафиксированы в кодифицированных актах.
До принятия нового жилищного кодифицированного акта проблема отношений жилищного типа не имела однозначного решения. И лишь в современном законодательстве были подробно закреплены не только основные термины, но и разновидности таких отношений, их особенности, состав участников и так далее.
Особенности жилищных правоотношений
Для того чтобы осуществлять полноценную защиту таких отношений, нужно определить, что же входит в их понятие, понять ключевые особенности данной отрасли. Во-первых, в структуру этих отношений входят субъекты. К ним относятся граждане, органы власти исполнительного типа, органы муниципалитета, а также организации, независимо от их формы организационно-правового характера.
Еще одна составляющая часть – объекты. В качестве них выступают помещения жилого типа, которые принимаются физлицами по назначению. В качестве оснований при этом выступают договоры найма или поднайма, а также акты органов государственного характера.
Наконец, в понятие отношений входит и содержание. представляет собой права и обязанности, которые могут быть различными, в зависимости от статуса сторон, а также от статуса помещения жилого характера.
Отношения, регулируемые жилищным правом
В понятие правоотношений входит перечень определенных прав и обязанностей, которые должны быть урегулированы законодателем. Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется на федеральном и региональном уровне. Ниже приведены основные виды жилищных отношений.
Жилищное законодательство регулирует отношения по следующим поводам:
- возникновение права использования, владения и собственности помещением жилого типа, которое относится к фонду государства или же муниципалитета (также возможно изменение жилищных отношений и их прекращение);
- управление жилищными отношениями по поводу пользования помещениями жилого типа, которые относятся к фонду частных лиц;
- использование общего имущества, которое имеется у собственников недвижимости;
- управление жилищными отношениями по поводу признания помещений жилыми, а также исключение их из фонда жилищного характера;
- учет фонда жилищного характера;
- правовое регулирование жилищных отношений возможно при управлении домами, в состав которых входит определенное количество квартир;
- ремонт помещений жилого типа также относится к сфере регулирования данной отрасли права;
- правовое регулирование жилищных отношений осуществляется в ходе предоставления услуг коммунального характера;
- внесение оплаты за помещение и услуги коммунального характера – это также сфера действия норм жилищного права;
- управление жилищными отношениями осуществляется в виде государственного надзора, а также контроля муниципалитетов.
Это основные виды жилищных отношений, которые закреплены в законодательстве. Именно на них распространяют свое действие нормы кодифицированного акта, которым предусмотрена защита прав участников.
Классификация жилищных отношений
В понятие данных отношений может входить следующее:
- отношения организационного характера (в основу их входят принципы власти и подчинения);
- отношения, которые возникают вследствие равенства сторон. Они в свою очередь могут быть имущественными или неимущественными (возникающими вследствие соседства).
Кроме того, отношения такого рода можно классифицировать на группы, в зависимости от фактов их возникновения:
- при заключении соглашения о найме помещения (как коммерческом, так и социальном);
- при появлении членства в кооперативе жилищного или жилищно-строительного типа;
- при заключении соглашения о найме помещения, которое можно отнести к разряду служебных, а также при вселении в общежитие;
- при заключении соглашения о пожизненном содержании, в которое входит иждивение;
- при оформлении отказа завещательного типа;
- при соглашении, которое предполагает вселение жильцов на определенное время и так далее.
Участники жилищных отношений
Согласно жилищному законодательству, участниками жилищных отношений являются граждане, организации, РФ и ее субъекты, а также муниципалитеты.
При этом положения данного кодифицированного акта могут применяться к отношениям, в которых участвуют граждане-иностранцы, лица, не имеющие никакого гражданства, и иностранные организации. Такие лица также могут рассчитывать на защиту своих прав.
Таким образом, для российских граждан и иностранных лиц в области таких отношений действует единый правовой механизм, однако и в этом случае действуют определенные исключения из правил.
Так, в качестве нанимателей по соглашению о найме социального типа могут выступать только российские граждане.
[attention type=yellow]Кроме того, гражданам-иностранцам в большинстве случаев не предоставляются субсидии, с помощью которых можно оплачивать услуги коммунального характера. В этом также заключаются особенности регулирования данных отношений.
[/attention]Список участников в кодифицированном акте сформулирован исчерпывающе. Именно поэтому субъекты, которые не указаны в кодексе, не могут напрямую принимать участие в правоотношениях жилищного типа.
Это правило распространяется, к примеру, на хозяйства крестьянского характера, которые нельзя отнести ни к физическим, ни к юридическим лицам. От имени такого хозяйства может выступать его глава в качестве физлица, все остальные участники выступают от своего имени.
Взаимодействие жилищного права с другими видами законодательства
Стоит отметить, что нормы этого права тесно связаны с другими отраслями, которые также предусматривают защиту участников. Так, управление жилищными отношениями осуществляется в частности и положениями гражданского права.
Метод гражданской диспозиции – это способ регулирования в гражданской отрасли, который входит и в понятие жилищного права и в его основы.
Гражданское право также может регламентировать отношения, так или иначе связанные с помещениями жилого типа. Тем не менее, круг такого регулирования весьма ограничен.
Так, ГК РФ освещает вопросы приобретения права собственности на недвижимость, то есть рассматривает помещение исключительно в качестве экономического объекта.
Жилищная отрасль связана и с понятием административного права. Именно оно определяет полномочия органов государственного типа и муниципалитета, основы распределения этой недвижимости и управления фондом жилищного характера.
Управление жилищными отношениями невозможно без понятия конституционного законодательства. Именно оно определяет основы жилищного права. В эти основы входят принципы данной отрасли права (право на жилье, его неприкосновенность, многообразие разновидностей собственности и так далее).
В некоторых случаях понятия жилищного права могут пересекаться с уголовными нормами. Так, УК РФ предусмотрена ответственность за несанкционированное проникновение в жилище. Благодаря этому осуществляется полноценная защита жилищных отношений.
[attention type=red]Некоторые понятия и принципы семейного права, регулирующие права участников, также входят в жилищные отношения. Так, определение состава семьи очень важно при регулировании вопросов собственности и пользования помещением жилого характера.
[/attention]Таким образом, отношения, которые возникают по поводу такой недвижимости, регулируются не только ЖК РФ, но и другими локальными нормативными актами (акты могут быть федеральными, некоторые акты принимаются на уровне субъектов РФ или муниципалитетов).
Жилищное право – это отрасль, которая тесно связана с другими областями.
Для полноценной защиты правомочий участников необходимо влияние норм из других юридических отраслей, в частности, из гражданского и уголовного законодательства, акты которого так или иначе затрагивают вопросы, связанные с жильем.
Источник: https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/primenenie-k-zhilishhnym-otnosheniyam-inogo-zakonodatelstva.html
Жилищная политика Москвы. Правовое регулирование жилищных отношений – Электронная Москва
Жилищное законодательство города Москвы состоит из Устава города Москвы, настоящего Закона, иных законов города Москвы, регулирующих жилищные отношения. Иные правовые акты города Москвы регулируют жилищные отношения в городе Москве в пределах, установленных законами города Москвы.
Статья 6. Отношения, регулируемые жилищным законодательством города Москвы. Участники жилищных отношений в городе Москве
1. Жилищное законодательство города Москвы регулирует отношения между органами государственной власти, юридическими лицами и гражданами по поводу:
1) пользования жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы в соответствии с федеральным законодательством;
2) возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;
3) жилищного учета граждан;
4) управления и распоряжения жилищным фондом города Москвы;
5) обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда города Москвы, соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы;
6) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
7) учета жилищного фонда в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
паспортизации жилищного фонда в городе Москве;
9) предоставления коммунальных услуг;
10) иных отношений в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, иными правовыми актами города Москвы.
[attention type=green]2. Участниками жилищных отношений в городе Москве являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, город Москва, иные субъекты Российской Федерации.
[/attention]3. Положения настоящего Закона применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законодательством.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти города Москвы в жилищной сфере города Москвы
1. К полномочиям Московской городской Думы в жилищной сфере города Москвы относятся:
1) установление порядка распоряжения жилищным фондом города Москвы;
2) утверждение в бюджете города Москвы ассигнований по соответствующим статьям расходов в жилищной и социальной сфере;
3) установление стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, принципа расчета стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг;
4) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений из жилищного фонда города Москвы;
5) установление учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда города Москвы;
6) определение оснований и порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы гражданам, нуждающимся в социальной защите, в том числе признанным малоимущими;
7) определение иных категорий граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях и которым предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма; определение условий и порядка предоставления таким категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма;
[attention type=yellow] определение правил предоставления специализированных жилых помещений из жилищного фонда города Москвы в рамках полномочий города Москвы;
9) определение порядка ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
10) определение оснований и порядка предоставления гражданам жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам найма, безвозмездного пользования;
11) определение оснований предоставления гражданам субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
12) установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и иными правовыми актами города Москвы в жилищной сфере;
13) осуществление контрольных функций в жилищной сфере в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
14) осуществление права законодательной инициативы в жилищной сфере в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
15) решение иных вопросов, отнесенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы к ведению Московской городской Думы.
2. К полномочиям Правительства Москвы в жилищной сфере города Москвы относятся:
[attention type=red]1) организация и осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда в городе Москве, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Москвы;
[/attention]2) государственный учет жилищного фонда города Москвы, а также определение уполномоченного органа исполнительной власти, устанавливающего требования к жилым помещениям, приобретаемым в жилищный фонд города Москвы;
3) установление механизма функционирования конкурентоспособной системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве, обеспечивающей защиту прав потребителей;
4) обеспечение соблюдения единых норм и правил содержания, эксплуатации, ремонта, реконструкции жилищного фонда в городе Москве независимо от формы собственности;
5) ведение жилищного учета граждан;
6) осуществление приватизации жилых помещений жилищного фонда города Москвы;
7) подготовка и реализация городских жилищных программ, в том числе программ страхования в жилищной сфере города Москвы;
определение порядка учета жилых помещений по видам и целям использования жилищного фонда в городе Москве; паспортизация жилых помещений в городе Москве;
9) распоряжение в рамках своих полномочий жилищным фондом города Москвы;
10) предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договорам социального найма иным определенным федеральным законодательством и законодательством города Москвы категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях;
11) определение порядка предоставления и предоставление гражданам специализированных жилых помещений из жилищного фонда города Москвы;
12) управление жилищным фондом города Москвы;
[attention type=green]13) определение порядка предоставления и предоставление гражданам субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
[/attention]14) определение условий, объемов и порядка продажи жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
15) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда города Москвы непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными;
16) установление размеров платы за пользование жилым помещением, содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифов на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размера стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг;
17) утверждение нормативов потребления коммунальных услуг для расчета сумм компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, цен на коммунальные услуги при отсутствии приборов учета ресурсов;
18) утверждение ежегодной программы подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве к сезонной эксплуатации; определение порядка, условий и процедуры обеспечения гарантированной надежности и устойчивости работы систем жизнеобеспечения в жилищном фонде города Москвы;
19) определение порядка и условий предоставления гражданам компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с федеральным законодательством;
20) определение порядка и условий начисления платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги;
[attention type=yellow]21) принятие правовых актов в жилищной сфере в пределах своей компетенции;
[/attention]22) решение иных вопросов, отнесенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы к ведению Правительства Москвы.
- Глава 1. Основные положения (Статьи 1—4)
- Глава 2. Правовое регулирование жилищных отношений (Статьи 5—7)
- Глава 3. Жилищный фонд в городе Москве (Статьи 8—24)
- Глава 4. Жилищный фонд города Москвы и предоставление жилых помещений жилищного фонда города Москвы (Статьи 25—27)
- Глава 5. Жилые помещения жилищного фонда города Москвы, предоставляемые по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования (Статьи 28—45)
- Статья 28. Договоры социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением
- Статья 29. Форма договора социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением
- Статья 30. Предмет договора социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением
- Статья 31. Пользование жилыми помещениями по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования
- Статья 32. Право нанимателя, проживающего в жилом помещении по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, на вселение других граждан в качестве членов своей семьи
- Статья 33. Сохранение договора социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением при переходе права собственности на жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления жилым помещением
- Статья 34. Сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами
- Статья 35. Временные жильцы
- Статья 36. Поднаем жилого помещения
- Статья 37. Изменение договора социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением
- Статья 38. Расторжение и прекращение договора социального найма, найма, безвозмездного пользования жилым помещением
- Статья 39. Последствия расторжения договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования жилыми помещениями
- Статья 40. Выселение граждан из жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования
- Статья 41. Выселение граждан с предоставлением других благоустроенных жилых помещений
- Статья 42. Выселение граждан с предоставлением других жилых помещений, размер которых соответствует размеру жилых помещений, установленному для вселения граждан в общежитие
- Статья 43. Выселение граждан без предоставления других жилых помещений
- Статья 44. Выселение граждан из самоуправно занятых жилых помещений жилищного фонда города Москвы
- Статья 45. Жилые помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы
- Глава 6. Специализированные жилые помещения жилищного фонда города Москвы (Статьи 46—71)
- Глава 7. Обмен жилыми помещениями в городе Москве (Статья 72)
- Статья 72. Порядок обмена жилыми помещениями в городе Москве
- Глава 8. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок взимания и сроки внесения (Статьи 73—80)
- Глава 9. Управление многоквартирными домами в городе Москве (Статьи 81—83)
- Глава 10. Заключительные положения (Статьи 84—85)
Источник: http://MosOpen.ru/documents/main/zhilishnaya-politika/g2