Оценка детей в первом классе

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС: положение, приемы, контроль и система оценивания

Оценка детей в первом классе

Нормы оценок в начальной школе по ФГОС должны быть знакомы любому учителю, который работает с младшими школьниками. В первом классе предусмотрено безотметочное обучение, но далее успехи учащихся фиксируются. При этом сегодня существует немало авторитетных мнений, которые указывают на то, что школьная система оценивания далека от совершенства.

Функции системы школьного оценивания

Отметка является единственным рабочим инструментом преподавателя для оценки труда и успехов ребенка в обучении.

Оценивание введено в целях определения степени соответствия целей образовательного процесса и достигнутых учеником результатов в динамике, выявления конкретных затруднений отдельного учащегося и класса в целом для организации коррекционной работы, определения качества деятельности учителя, создания комфортной в психологическом плане образовательной среды для мотивации детей к дальнейшей успешной деятельности.

Современное начальное звено — это пока школа пробы сил ребенка, а не школа навыка. В связи с этим становится особенно актуальной проблема оценивания достижений каждого учащегося, направленная на рост и развитие.

[attention type=yellow]

В один класс приходят учиться очень разные дети, но все они получают положительную установку, что это место, где их ждут новые открытия и знания.

[/attention]

Каждый ребенок продвигается по этому трудному пути очень индивидуально, а его успешность должна определяться не пятерками и четверками, а желанием учиться, личной динамикой развития и целеустремленностью.

Недостатки современной системы оценок

Контроль и оценка в начальной школе по ФГОС являются малоинформативными. Преподавателю, ученикам и родителям сложно определить, что нужно улучшить, над каким навыком дополнительно поработать.

Система эта носит травмирующий для ребенка характер.

Неудовлетворительная оценка становится орудием психологического давления на ученика, что приводит к дискомфорту учащихся в обучении, стрессам, ухудшению физического здоровья и отсутствию дальнейших успехов в учебе.

Остается нерешенной проблема субъективизма системы оценок в начальной школе. ФГОС очевидно требует доработки в вопросах контроля и оценивания. На данный момент критерии выбора отметки расплывчаты, а общепринятое определение итогов текущего и итогового контроля средствами 5-балльной шкалы является слишком грубым. Тем более фактически это 4-балльная шкала оценивания знаний и умений учеников.

Когда учитель ставит отметку, он оценивает только конечный результат, а не содержательное и последовательное движение ученика к определенной цели. Оценка ставится за сформированность определенной способности к конкретному времени, а не за процесс развития способности и стремление ребенка к успеху.

Так, тройку по математике получит и тот ученик, который решил, например, два задания различной сложности, но допустил ошибку на одном из этапов, так что в итоге получил один неверный ответ, и тот, который решил только одно из этих заданий, но полностью верно, а к другому не приступал. При этом первый учащийся применил больше знаний и навыков, проявил стремление к достижению положительного результата, а второй, возможно, и не изучал тему, по которой составлено второе задание.

Получается, что современные нормы оценок в начальной школе по ФГОС мотивируют учащихся на получение определенной отметки, а не уверенных знаний. Отметка является мощным средством наказаний и поощрений даже вне школьной жизни. Так, анализ ситуации и поиск путей ликвидации пробелов в знаниях сменяется борьбой за определенную запись в журнале.

Способы решения существующих проблем

Нормы отметок в начальной школе по ФГОС нуждаются в переработке. При этом проблема касается не только начального звена, а всех ступеней обучения вплоть до одиннадцатого класса. Должна быть разработана точная критериальная база фиксации результата учебного процесса по каждой отдельной дисциплине. Эта система должна быть связана с методикой и технологией преподавания.

https://www.youtube.com/watch?v=Imj3PyByhLA

На основе критериальной базы должны быть разработаны единые средства и формы оценочной деятельности. Главным отличием от существующей системы должно стать устранение субъективного фактора при фиксации результата деятельности учащегося. То есть уровень оценок ученика не должен зависеть от личных взаимоотношений с учителем, а также субъективной оценки преподавателем деятельности ребенка.

Принципы безотметочного обучения

Нормативы оценок в начальной школе по ФГОС предусматривают определение достигнутых результатов в виде конкретной отметки (пять, четыре, три, два) для учеников второго-четвертого классов.

Для первоклассников используется совершенно иной подход к обучению, который позволяет устранить отрицательные моменты в обучении, способствует индивидуализации образовательного процесса, стимулирует учебную самостоятельность и мотивацию.

Основными принципами такой системы являются:

  1. Критериальность. Анализ и оценка строятся на основе однозначных и предельно четких критериев.
  2. Приоритет самооценки. Оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика.
  3. Вариативность и гибкость. Использование различных методов и процедур определения результативности обучения.

Безотметочное обучение позволяет выработать у учащихся навыки самоконтроля.

Дети учатся самостоятельно выявлять проблемы и способы их решения, анализируют, обобщают, наблюдают, сравнивают, классифицируют, творчески подходят к решению учебных задач, что является важнейшими навыками, которые во многом определяют успешность учащегося в дальнейшем. Конечная цель такого подхода заключается в переходе от внешней оценки к внутренней самооценке.

Безотметочное обучение в первом классе

Критерии оценок в начальной школе по ФГОС для первого класса не установлены. Как уже было указано выше, в ходе обучения первоклассников применяется безотметочный подход. Оценивание осуществляется в форме качественных словесных оценок («Молодец», «Подумай еще», «Давай послушаем, что думают другие»), в форме заключений учителя по итогам проверки работ.

Учитель должен наблюдать за совершенствованием техники чтения и письма, оценивать выполнение учащимися различных творческих заданий, проводить тестирования для оценки продвижения в освоении знаний. Оцениваются открытые ответы, закрытые или частично закрытые (это предусматривается форматом заданий), результаты рефлексии (листы достижений, дневники учеников, портфолио).

Нормы оценок в начальной школе

По ФГОС отметочное оценивание предусматривается для учеников вторых-четвертных классов начального звена.

Отдельно разработаны методические рекомендации для оценки успешности учащихся по родному (русскому) языку и чтению, математике. По другим предметам обычно применяется следующий подход.

При выполнении более 85 % работы ставится пятерка, если выполнено от 70 до 85 % – четверка, от 51 до 70 % – тройка, менее 51 % – двойка.

Оценивание по русскому (родному) языку

Нормы оценивания в начальной школе по ФГОС для такой формы работы, как диктант, следующие: пятерка ставится, если в письменной работе ученика нет ошибок и исправлений, четверка – не более двух орфографических ошибок, возможна незначительная неаккуратность при письме, тройка – три-пять ошибок, диктант написан небрежно, двойка – более пяти орфографических ошибок.

За контрольный диктант пятерку можно ставить при одной негрубой ошибке, отметка не ставится при трех исправлениях, четверка предполагает наличие в работе не более двух пунктуационных и двух грамматических ошибок или одной орфографической и трех пунктуационных, тройка – три-четыре орфографических ошибки и четыре пунктуационных (или пять орфографических ошибок), двойка – более пяти-восьми ошибок.

Что считается или не считается ошибкой

Нормы оценивания в начальной школе по ФГОС предполагают, что ошибкой в диктанте считается неправильное написание словарных слов, пропуск или искажение букв в словах, замена слов, нарушение правил орфографии, отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой данного класса. Не считаются ошибкой единичный пропуск точки в конце предложения, если следующее слово написано с заглавной буквы, единичный случай замены слова другим без искажения смысла, а также ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые еще не изучались.

Оценивание списывания и грамматических заданий

При списывании пятерка ставится за безошибочное и прилежное выполнение работы, четверка – за одну орфографическую ошибку и одно исправление, тройка – две орфографические ошибки и одно исправление, двойка – три ошибки. За грамматические задания четверка ставится, если верно выполнено не менее 3\4 работы, тройка – не менее половины, двойка – не выполнено более половины общего объема работы.

Оценивание учеников по математике

Нормы отметок в начальной школе по ФГОС выделены для контрольных работ, содержащих только примеры или только задачи, и комбинированных работ по математике. Если в работе только примеры, то четверка ставится за одну-две вычислительные ошибки, тройка – за три-четыре вычислительные ошибки, двойка – за пять и более вычислительных ошибок.

Для работ, содержащих только задачи, устанавливаются другие нормы оценок в начальной школе по ФГОС.

Так, четверка ставится, если допущены одна-две вычислительные ошибки, но в ходе решения все верно, тройка – одна вычислительная ошибка или одна ошибка в ходе решения, но не решена одна задача, двойка – ошибка в ходе решения двух задач или две вычислительные ошибки и одна ошибка в ходе решения.

“Школа 2000”: оценивание

Получение неверного ответа не всегда говорит об отсутствии результата. Это можно отследить на примере стандартной учебной ситуации.

Ученику дается задание, которое звучит следующим образом: «К какому числу нужно прибавить 569 745, чтобы получить 864 568?».

Чтобы получить ответ, необходимо составить уравнение, правильно определить алгоритм получения верного ответа, произвести вычисления, сделать проверку вычислений.

[attention type=red]

При составлении уравнения проверяются логические навыки учащегося и то, насколько хорошо ученик воспринимает текстовую задачу. Чтобы правильно определить этапы решения, нужно знать правила решения уравнения.

[/attention]

Для правильного вычисления и проверки необходимы вычислительные навыки.

Сложность последних двух шагов можно оценить по одному баллу, в то время как составить уравнение «стоит» три балла, а правильно определить последовательность решения — два балла.

Учителю необходимо зафиксировать результаты прохождения этих этапов. Таким образом результат ребенка по контрольной работе фиксируется, а не оценивается.

Сумму баллов логично перевести в 100-балльную шкалу (как отношение достигнутого результата к максимально возможному).

Такая методика оценки достижений и результатов в начальной школе по ФГОС применяется в рамках мониторинга успеваемости «Электронное приложение…», которое разработано коллективом ассоциации «Школа 2000».

Источник: https://FB.ru/article/425187/normyi-otsenok-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-polojenie-priemyi-kontrol-i-sistema-otsenivaniya

Советы учителю начальной школы: как оценивать знания учащихся в первом классе

Оценка детей в первом классе

Статьи

Начальное общее образование

УМК Ступеньки к школе

Начальная школа XXI века

Ступеньки к школе

Запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что у ребенка не развита самооценка

11 августа 2021

Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Марьяна Безруких:

«Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер.

Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию.

А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители».

Читайте по теме:

Наталья Виноградова:

«Вопрос сложный и противоречивый. Если речь идет о первом классе, то, в соответствии с законодательством РФ (нормы СанПиНа), ставить отметки первоклассникам запрещено.

Нарушение этого закона идет по двум причинам: во-первых, от убежденности учителя в том, что отметка стимулирует ответственность и старание ученика (это миф!), во-вторых, есть просьба родителей ставить эти отметки, чтобы ребенок быстрее привык к школе (еще один миф!).

Дело в том, что запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что пока у ребенка не развита самооценка, то есть понимание того, за что ему ее поставили (это формируется во втором классе), то первоклассник воспринимает цифровую или любую другую отметку (солнышко, звездочку, домик, фасолинку и пр.

) как отношение учителя к нему (поставил учитель хорошую отметку – любит меня, поставил плохую – не любит). Кстати, такое нерефлексивное отношение к отметке держится у школьников очень долго и присутствует даже у старшеклассников – «мне физичка никогда не поставит 4, она меня не терпит…».

Чтобы не формировалось такое противоречивое отношение к оценке, уже в первом классе и должна проводиться работа по формированию самоконтроля и самооценки. И опять в методике обучения это сегодня представлено хорошо.

Советуем учителю: категорически отказаться от любой «вещественной» оценки, только хвалить (!) за любую удавшуюся мелочь и вместе с ребенком (!), без всяких репрессий и осуждений, рассматривать причины того, что не удалось.

И на первом собрании объяснить родителям, чтобы они не задавали «традиционные» вопросы «Что получил?», «Почему у Пети есть отметки, а у тебя нет? Наверное, ты не старался…», а спрашивали о том, чему учились, чему научился…

Теперь о безотметочном обучении – вообще о проблеме. Она долгое время витала в воздухе, широко обсуждалась. В настоящее время несколько затихла по двум причинам. Кроме оценки в баллах, никаких других критериев оценочной деятельности нет.

[attention type=green]

Но, во-первых, учитель часто не знает, за что поставить 3 или 4, и этот процесс весьма необъективный, а мы хотим, чтобы он самостоятельно разобрался, за что поставить 73 или 74.

[/attention]

Во-вторых, привыкнув к балльной оценке (повторяю, даже если учитель в этом разбирается), ученик не может перейти к цифровой отметке, которая действует (и от нее не отказываются) в основной школе, да и в вузе.

Но самое главное – безотметочного обучения не существует. Любой критерий принимает функции и значение отметки. Полученные на ЕГЭ баллы преспокойно все переводят в отметки…

Да, конечно, нужно совершенствовать критериальные основания любого оценивания, усиливать объективность, развивать самоконтроль и самооценку ученика. Но прямого отношения к стратегии оценочной деятельности безотметочное обучение, на мой взгляд, не имеет».

Ольга ДАШКОВСКАЯ

*С мая 2021 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/bezotmetochnoe-obuchenie-v-shkole/

Без оценок в первом классе: почему эта система не оправдывает себя

Оценка детей в первом классе

Тема школьных оценок всё чаще встречается в наших блогах. Даже учителя говорят, что отметка — не показатель всех способностей и талантов ребёнка. Некоторые педагоги иногда даже завышают отметки ученикам, чтобы они поверили в себя и полюбили их предмет. Николай Архаров рассказывает о безотметочной системе обучения в младшей школе и о том, почему она сегодня недостаточно эффективна.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Когда пропали оценки

В первом классе нет отметок. Значит ли это, что в российской школе победила гуманная педагогика, или это самообман? Отказ от отметок — один из краеугольных камней гуманной педагогики. Использовался такой приём и в развивающей системе обучения.

«Учитель не может оценить баллом познания и труд ученика вполне правильно и справедливо. Ученик замечает это сразу, и в нём возникает либо чувство обиды по отношению к преподавателю, либо убеждение, что баллом он иногда может прикрыть своё незнание».

Шалва Амонашвили, «Основы гуманной педагогики», книга 4, «Об оценках»

В трудах Амонашвили неоднократно подчёркивается, что для претворения в жизнь идей гуманной педагогики (в том числе и безотметочного обучения) требуется другая, отличная от традиционной, система обучения.

«Внутри системы гуманного подхода сосредоточены все его элементы: уроки со своим построением, содержание и учебно-познавательные структуры, учебники со своим методическим оснащением, методы, направленные на раскрытие личности школьника, общение, утверждающее в учениках психологическую потребность взросления и свободы и так далее», — говорит он.

Наиболее близкая к современному использованию форма безотметочного обучения была внедрена в развивающей системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Эта система предполагала, что в первом классе (как и в современной школе) школьникам не выставляют отметки. Активно использовалась функция развития рефлексивных навыков.

Отметка выставлялась в два этапа: сначала уровень выполнения задания определял сам ученик, это развивало в нём навыки рефлексии. Затем уровень знаний отмечал учитель — это помогало ученику повысить реальность самооценки.

Использовалась предварительная оценка уровня выполнения задания учеником. Это позволяло научить детей адекватно оценивать уровень усвоенных ими знаний и навыков, предвосхищать успешность выполнения задания. Наконец, практиковалась взаимооценка.

Она приучала детей слушать друг друга, улучшала их взаимодействию, корректировала их самооценку.

Всё это значительно смягчало вхождение ребёнка в мир отметок. Уже в конце первого класса дети осознавали, что отметка связана только с результатами их учебной деятельности, что она не зависит от личностного отношения к ним, а зависит только от их усердия, аккуратности и степени усвоения материала и выработанности учебных навыков.

«Действие оценки позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Вместе с тем, оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения (общего способа действия и соответствующего ему понятия), в его сопоставлении с целью.

Именно оценка „сообщает“ школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьников к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения соответствия требуемому задачей результату.

[attention type=yellow]

Такое рассмотрение школьниками оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием правильности их построения и изменения».

[/attention]

В. Давыдов, «Проблемы развивающего обучения»

Плачевные результаты

Описание современного безотметочного обучения можно найти в Письме Минобрнауки РФ от 03.06.

2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».

Можно наблюдать схожесть формулировок этого документа и тезисов развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова. Но безотметочное обучение в понимании Министерства просвещения имеет существенные отличия.

«При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости».

Причина такого решения разъяснена в том же письме:

«Оценка высших достижений ребёнка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий.

Однако введение систематических оценок высших достижений создаёт в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей.

Поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот) должен решаться очень осторожно и индивидуально».

Это относится не только к высшим достижениям, это суть всей методики безотметочного обучения в понимании минпросвета.

Как мы видим, Минпрос изъял из безотметочного обучения такие важные элементы, как соревновательность, коллективное обсуждение, гласность.

[attention type=red]

Вступило в силу и противоречие между гуманной и развивающей педагогикой. Если первая направлена на создание комфортных условий пребывания детей в школе и не всегда заботится о результатах обучения, то вторая направлена именно на достижение высоких результатов в учёбе.

[/attention]

Современная попытка внедрения безотметочного обучения оказалась недостаточно эффективна. Причинами этого послужили:

  • Фактическое преобладание в современной школе УМК (учебно-методических комплексов) на традиционной основе. Безотметочное обучение не находит фундамента (проблемные уроки, движение в обучении от общего к частному, свободное обсуждение проблемы, взаимопомощь и взаимоконтроль).
  • Традиционные приёмы обучения входят в противоречие с безотметочным принципом.
  • Минпрос при помощи различных курсов пытается «прикрутить» к традиционной системе приёмы обучения из развивающей системы. Но система не может применяться по частям.
  • Учителя не обладают системными познаниями для применения безотметочного обучения. В результате этого, либо вопреки указам минпросвета, они используют суррогаты отметок либо отказываются от них совсем. Попытки использования приёмов безотметочного оценивания в большей степени являются декорацией.
  • В результате родители и дети потеряли ориентиры в степени усвоения пройденного материала. Как правило, они уверены в том, что обучение проходит успешно.
  • Отсутствие отметок приводит к большим трудностям в воспитании трудолюбия, обязательности, усидчиваости, умения доводить дела до конца.

Последствия реформаторских действий министерства оказались достаточно плачевными. Учителя лишились возможности использовать важные функции, которые выполняли отметки. Взамен они не получили ничего толкового.

Использование безотметочного обучения в той форме, которую предложило ведомство, оказалось невозможным

Родители, защищая своих детей от учителя, зорко следят за тем, чтобы учитель не нарушал требований и не выставлял отметок в любой форме. Они и их дети блаженно уверены в успешности обучения на протяжении всего первого класса.

В результате стимулирование детей к успешному обучению снижено. У них развивается привычка недоделывать задания, выполнять их небрежно, тем более что учитель не имеет права потребовать сделать дома невыполненную в классе работу.

Страсть по оценкам

Отметки сваливаются на учеников и их родителей как снег на голову в виде вводной районной проверочной работы в начале второго класса. Шок эта работа производит сильнейший. Ученики и их родители впервые видят, что у них не всё в порядке с учёбой.

Во втором классе начинается то, чего раньше никогда не было — стресс. Осознав, что у их детей проблемы, родители или начинают предъявлять к ним непосильные требования, либо начинают биться с учителем за каждую отметку.

Некоторые родители начинают усердно учиться вместо своего ребёнка. Всё это вгоняет ученика в стрессовое состояние.

Он начинает бояться отметок, старается хитрить, чтобы получить более высокую отметку, теряет веру в свои силы, привыкает прятаться за спину родителей и так далее.

Возникают новые трудности в общении со сверстниками. В классе неудачи скрыть невозможно, они выставляются напоказ. Реакция детей бывает очень жестокой.

Если бы оценки ставили ещё в первом классе, в адаптационный период, дети бы не придавали им большого значения, тем более, что поначалу «не получалось» у половины класса. Внезапное выделение отдельных учеников в касту троечников (или двоечников) приводит к коммуникативным проблемам.

Учителю приходится в пожарном порядке учить детей толерантному поведению. За целый год первого класса это можно было сделать значительно безболезненнее.

[attention type=green]

В настоящее время в школе царит атмосфера отметочной истерии. То, что в позднее советское время называлось оценкоманией, возведено в квадрат

[/attention]

В то же время Минпрос, начиная со второго класса, напрочь забывает о всякой гуманности в обучении. Активное использование проверки знаний в виде тестовых заданий польностью лишает учителя возможности применять индивидуальный подход. Учитель не может ни поддержать первые робкие успехи ученика явно завышенной отметкой, ни снизить балл за явную халатность более сильному ученику.

Иногда кажется, что причиной реформирования системы оценки знаний служит стопроцентное недоверие учителю со стороны министерства.

Кажется, что оно исходит из того, что учитель нацелен на причинение ребёнку наибольшего вреда с помощью отметок.

Ведомство старается максимально формализовать применение отметок, исключив из этого процесса личность учителя. Как всегда, «разборки» взрослых заканчиваются стрессом для детей.

Стресс второго класса наносит ребёнку непоправимую психологическую травму.

Что можно сделать

  • До всеобщего внедрения системы обучения, которая может обеспечить применение безотметочного оценивания, нужно вернуться к отметкам в первом классе.
  • Позволить учителю в первом классе выбирать инливидуальный подход к выставлению отметок: не ставить плохие отметки, выставлять стимулирующие и так далее.
  • Позволить учителю использовать метод соревновательности, выделяя лучших и не акцентируюя внимание на временных неуспехах отдельных учеников.
  • Для выполнения двух предыдущих пунктов всем в минпросвете придётся поверить в то, что не только они беспокоятся о детях, но и учитель тоже.
  • Резко снизить количество использования тестовых заданий в начальной школе. Использовать их только в оправданных случаях, например, для экспресс-контроля степени усвоения пройденного материала, а не как итоговые проверочные работы.
  • Строить систему оценивания учащихся в школе с постепенным повышением требований с учётом того, что во взрослой жизни оценивание является очень жёстким, и школа обязана подготовить детей к реалиям жизни.

Моё мнение таково — у российского образования есть только одна проблема — Министерство просвещения, с остальными проблемами можно справиться.

Иллюстрация: Shutterstock (TaLyDes)

Источник: https://mel.fm/blog/nikolay-arkharov/47612-bez-otsenok-v-pervom-klasse-pochemu-eta-sistema-ne-opravdyvayet-sebya

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: