Пожалуйста, как должно быть огорожено городское кладбище!

Содержание
  1. Родственные подзахоронения: как избежать проблем
  2. Основные понятия
  3. Собственность и аренда
  4. Ответственный за захоронение и его права
  5. Ограничения, связанные с подзахоронениями
  6. Прямая линия с директором воронежских кладбищ: 7 ответов на самые наболевшие вопросы
  7. Когда на воронежских кладбищах появятся нормальные дороги?
  8. Кто несёт ответственность за сухие и аварийные деревья на кладбищах?
  9. Родственные захоронения: какие документы нужны и кого можно хоронить в одну могилу?
  10. Почему на закрытых кладбищах появляются новые могилы?
  11. Откуда на кладбищах стихийные свалки?
  12. Когда на кладбищах появятся биотуалеты?
  13. Почему руководство кладбищ навязывает своих копачей и запрещает копать могилы частным фирмам?
  14. Как и на каких кладбищах хоронили в СССР
  15. Отказ от традиции
  16. От конфессионального к общественному
  17. Идеология для избранных
  18. Между официальным и негласным
  19. Новая иерархия
  20. Советское язычество
  21. Символы статуса
  22. Изменчивая субъективность

Родственные подзахоронения: как избежать проблем

Пожалуйста, как должно быть огорожено городское кладбище!

Подзахоронения покойных в «родственные могилы» – то есть в такие, где уже лежат их родственники – практика одновременно и очень давняя.

Она очень актуальна в наше время, когда почти все страны Европы испытывают дефицит кладбищенской земли – наша страна тут не исключение, что особенно ощущается в крупных городах.

Именно по этой причине в Москве и области предусмотрена возможность не только приобретать права на создание участков для семейных (родовых) захоронений, где они смогут хоронить нескольких членов своей семьи, но и возможность родственного подзахоронения на уже существующий участок.

Последнее возможно, даже если участок изначально именно в качестве «родового» захоронения не оформлялся – например, потому что это было давно, как вариант – еще при Советском Союзе и при старом похоронном законодательстве. Наш материал посвящен затруднениям, которые возникают у граждан при оформлении родственных подзахоронений.

Основные понятия

К сожалению, информация в открытых источниках зачастую оказывается неполной или же излагается недостаточно просто, что вызывает у многих недопонимание своих прав и обязанностей, которое в дальнейшем может перерастать в значительные затруднения и финансовые трудности.

Для начала нам следует разобраться с основными понятиями. Пойдём по порядку:

  • родственное подзахоронение – это погребение человека либо в ту же могилу, где уже лежит его родственник, либо погребение его в отдельную могилу на том же участке, где уже лежит его родственник;
  • ответственный за захоронение — это тот человек, который при оформлении участка земли на кладбище получил паспорт захоронения;
  • паспорт (удостоверение) на захоронение – документ, который оформляется при получении участка на кладбище. Он свидетельствует о согласии администрации кладбища предоставить данный участок для погребения, а также правах ответственного за захоронение осуществлять захоронения на вверенном ему участке.

Теперь внимательно рассмотрим все эти пункты и разберемся, в чем могут возникать трудности с их пониманием.

Собственность и аренда

Итак, первое, на что необходимо обратить внимание: вы никогда не покупаете участок для какого бы то ни было захоронения, вы получаете право проводить погребение на вверенном вам участке.

Разница здесь столь же большая, сколько и между покупкой квартиры и её арендой: собственник квартиры может делать с ней всё что хочет в пределах законов РФ, а арендатор – только то, что позволит арендодатель.

Этот же ход мыслей необходимо применить и к семейным захоронениям. Вы не становитесь собственником этого участка – вы его только «арендуете».

[attention type=yellow]

Из этого проистекает ряд принципиально важных ограничений: во-первых, любые действия на этом участке (подзахоронение, озеленение и т.д.) могут производиться исключительно с разрешения администрации кладбища, которое в данном случае выступает представителем государства, предоставившем вам земельный участок для целевого использования.

[/attention]

Во-вторых, вы не можете продать, подарить, сдать в аренду или как-то иначе распорядиться этим земельным участком – потому что по закону он вам не принадлежит.

В-третьих, администрация кладбища вправе взимать с вас плату за разного рода услуги, связанные с новыми захоронениями: подготовку участка под захоронение, копку могилы, погребение, формирование надмогильного холма, установку надгробия и ограды и т.д.

Вышеупомянутый паспорт на захоронение удостоверяет право распоряжаться захоронением. Еще одна большая проблема, с которой многие сталкиваются, – это отсутствие данного паспорта при наличии похороненных на одном из московских кладбищ родственников.

Как такое может быть? Скорее всего, так будет в том случае, если первое захоронение на этот участок произошло при СССР, когда паспорта на захоронение выдавались далеко не всегда.

К сожалению, этот вопрос не всегда возможно решить в свою пользу, однако так или иначе с ним стоит обратиться к администрации кладбища, предоставив им свидетельство о смерти погребенного родственника, своё удостоверение личности и какие-либо документы, которые доказывают ваше родство, чтобы получить хотя бы какой-то шанс получить документы на этот участок и стать ответственным за данное захоронение. Делать это нужно заблаговременно, а не когда трагедия уже случилась и вы срочно ищете место на кладбище. Чаще всего люди попадают в беду именно таким образом: у них внезапно умирает родственник, они вспоминают, что в 1980-х или 1990-х уже хоронили кого-то из родных на каком-то кладбище и обращаются туда с просьбой организовать подзахоронение, администрация им отказывает, а люди не понимают, почему.

Ответственный за захоронение и его права

При оформлении участка на кладбище один или несколько людей назначаются ответственными за захоронение и получают на руки соответствующие документы.

Только ответственные за захоронение в дальнейшем будут иметь право выполнять любые действия, связанные с участком: только они принимают решения о подзахоронении, эксгумации уже захороненных и т.д.

[attention type=red]

Выполнять любые подобные действия без ведома и согласия ответственного за захоронение – противозаконно. Более того, только ответственный за захоронение имеет право обращаться к администрации некрополя за разрешением на озеленение участка, установку памятника и т.д.

[/attention]

Альтернативный вариант: с этими заявками к администрации может обратиться лицо, имеющее на руках заверенную у нотариуса доверенность, полученную от ответственного за захоронение.

Здесь есть несколько нюансов, о которых многие люди не знают. Самый главный нюанс заключается в том, что внутри захоронения ответственность может быть поделена между несколькими ответственными, если на участке несколько могил.

Предположим, что у вас есть участок с двумя могильными холмами: под одним лежат родственники со стороны мужа, под другим – родственники со стороны жены. Соответственно, при регистрации одного из них ответственным был назначен один человек, а при регистрации другого – другой.

Важно помнить, что только ответственный за конкретную могилу человек в дальнейшим имеет право выполнять любые действия, связанные с ней. Иными словами, если ответственной за могилу своих родственников является жена, то это не дает ей никаких прав распоряжаться могилой родственников мужа – разве что он выпишет на её имя доверенность.

Незнание этого правила стоило нервов многим нашим согражданам: многие из них не знают об этом правиле и из-за этого им начинает казаться, что администрация кладбища незаконно отказывает им в управлении участком.

Следующий нюанс заключается в передаче статуса ответственного лица. Нередко встречается такая ситуация: человек официально значился ответственным за захоронение, а потом умер.

Его наследник (или наследники) приходит на кладбище и хочет распорядиться захоронением, однако администрация отказывает на том основании, что наследник не является ответственным за захоронение.

Суть в том, что ответственность за захоронение сама собой по наследству не переходит – для этого сперва необходимо перерегистрировать захоронение на себя. Оптимальный вариант – сделать это еще до смерти пожилого родственника, чтобы после его смерти было меньше хлопот.

Ограничения, связанные с подзахоронениями

Важно помнить, что на подзахоронения распространяются ограничения, связанные с санитарными нормами.

Например, в Москве действует правило, согласно которому в одну могилу нельзя опускать следующий гроб до истечения санитарного срока после захоронения предыдущего – срок этот составляет 15 лет (а в Московской области он равен 20 годам – этот вопрос всегда следует уточнять у администрации кладбища). Далее, обычно допускается захоронение не более чем трех гробов в одной могиле – этот вопрос также следует заведомо уточнять у администрации, потому что при превышении лимита она будет иметь право отказать вам в подзахоронении. Иногда эти же ограничения распространяются на погребальные урны. Также необходимо отметить, что в случае, если захоронение в ту же могилу невозможно, то иногда может быть возможность создать рядом вторую могилу – но не менее, чем в 2 метрах от первой.

Наконец, самый неочевидный «подводный камень» родственных подзахоронений с доказательством родственных связей между новым покойным и теми, которые уже лежат на участке. В большинстве официальных инструкций сказано, что для подзахоронения ответственный за захоронение должен иметь на руках следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность ответственного за захоронение;
  • договор о размещении захоронения;
  • свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС.

Это действительно так, однако при этом зачастую не указывается, что также необходимо иметь при себе документы, которые доказывают родственные связи.

Иногда для этого может потребоваться восстанавливать свидетельства о смерти уже захороненных ранее лиц – подробнее по этому вопросу вас могут проконсультировать в МФЦ или в администрации района, где находится кладбище.

Самый главный совет – не теряйте и не выбрасывайте никакие документы, связанные с родственным подзахоронением, и всегда помните, кто за что отвечает, если ответственных у вас несколько.

27 июля 2021

Возможно, вам будет интересно:

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/rodstvennye-podzakhoroneniya-kak-izbezhat-problem/

Прямая линия с директором воронежских кладбищ: 7 ответов на самые наболевшие вопросы

Пожалуйста, как должно быть огорожено городское кладбище!

Директор «Администрации городских кладбищ» Андрей Хаустов ответил на вопросы читателей «МОЁ!»

В канун Пасхи и Красной горки, когда на кладбищах традиционно случается самый массовый наплыв горожан, редакция «МОЁ!» провела прямую линию с директором муниципального казённого учреждения «Администрация городских кладбищ» Андреем Хаустовым.

В список вопросов, за которые отвечает его ведомство, входят: выделение мест на городских кладбищах под захоронения; соблюдение установленных норм и правил захоронения; выдача разрешительных документов на захоронения умерших; ведение архива захоронений; контроль за текущим содержанием кладбищ. 12 апреля Андрей Викторович ответил на вопросы читателей «МОЁ!». Мы собрали наиболее интересные и распространённые проблемы, которые были подняты в ходе прямой линии.

Когда на воронежских кладбищах появятся нормальные дороги?

Подавляющее большинство вопросов от читателей было связано с ужасным состоянием подъездных путей и дорог на воронежских кладбищах. Особенно сложная ситуация сложилась на единственном действующем на сегодняшний день Берёзовском кладбище (оно единственное открыто для новых захоронений, на остальных — можно только подзахоранивать).

— Там совершенно отсутствуют подъездные пути, — пожаловалась дозвонившаяся на прямую линию Татьяна Лесных. — Нельзя ли хотя бы вдоль линии посадки сравнять дорогу? Потому что она в сплошных колдобинах и рытвинах и там вода. Подъехать к местам захоронения практически невозможно.

— Мы попробуем просто прогрейдировать, — пообещал Андрей Хаустов. — Сейчас тяжёлая техника уйдёт с кладбища, после того как уборка будет закончена, и мы пустим туда грейдер. Но большего сейчас сказать не могу. Потому что дорог там, сами видите, даже не намечалось.

Фото Игоря ФИЛОНОВА. Как оказалось, тема дорог — одна из главных головных болей «Администрации городских кладбищ». До конца прошлого года все кладбища числились на балансе города. И как это часто бывает, когда собственником является столь эфемерная структура, как муниципалитет, ответственного за содержание и строительство дорог на кладбищах найти было крайне сложно.

По сути, дорогами на воронежских кладбищах много лет никто не занимался. Когда же в Воронеже произошла кладбищенская реформа, и было образовано два новых предприятия — АО «Воронежское похоронное бюро» и МКУ «Администрация городских кладбищ» — обязанности между ними были строго разделены.

Первые занялись предоставлением комплекса ритуальных услуг, также на них возложены функции специализированной службы по вопросам похоронного дела (погребение тех, кого некому хоронить, неопознанные тела) и по уборке городских кладбищ. Вторые в числе прочего занялись контролем за текущим содержанием кладбищ. Все городские кладбища (а их 21) были переданы на баланс МКУ «Администрация городских кладбищ» лишь в конце прошлого года.

— В наших обязанностях стоит выполнение ямочного ремонта, — рассказал Андрей Хаустов. — Но ямочный ремонт можно выполнять на дороге, которая уже сделана. А когда её не было… Сначала нужно построить — потом ремонтировать. То же Берёзовское кладбище было передано нам просто как часть поля.

[attention type=green]

Я уже разговаривал на эту тему с управлением дорожного хозяйства. Но пока нет понимания, под какую категорию попадают кладбищенские дороги.

[/attention]

Можно ли это назвать улично-дорожной сетью? Как по документам проводить финансирования строительства этих дорог? Но этот вопрос сейчас активно обсуждается, и мы очень надеемся, что в ближайшее время решение будет найдено.

Кто несёт ответственность за сухие и аварийные деревья на кладбищах?

Вторая по популярности тема вопросов от читателей «МОЁ!» — сухие и аварийные деревья на кладбищах. Кто-то жаловался, что дерево вот-вот может упасть на могилу.

Кто-то, как, к примеру, читательница Галина Пешкова, рассказал, что на Коминтерновском кладбище дерево уже упало и накрыло около семи захоронений, разбило гробницы и смяло ограды.

Главный вопрос, интересовавший читателей: кто должен нести ответственность за вырубку и опиловку аварийных деревьев?

— Если дерево растёт в ограде могилы, ответственность за него несёт лицо, ответственное за данное захоронение, это прописано в правилах благоустройства, — разъяснил Андрей Хаустов. — Вы сами должны побеспокоиться о том, чтобы спилить это дерево.

Договориться можно с кем угодно: с промышленными альпинистами; если рядом проходит дорога, можно вышку подогнать и т.д. Единственное — если будут производиться такие работы, надо поставить в известность коменданта кладбища. Если дерево растёт вне ограды, то за него несёт ответственность «Администрация городских кладбищ».

Но мы спиливаем деревья, только если они действительно аварийные и представляют угрозу: если дерево наклонилось, повисло на соседнем дереве и т.д. Те деревья, которые стоят, мы трогать не имеем права. Сейчас очень высокие штрафы за самовольно спиленные деревья. За одно дерево — порядка 80 тыс. руб. Это необходимо согласовывать с управлением экологии.

Оно должно прислать специалиста, который оценит это дерево как аварийное, сухостойное или ещё какое-то. Только после этого мы можем его спилить.

Фото Игоря ФИЛОНОВА

Родственные захоронения: какие документы нужны и кого можно хоронить в одну могилу?

По закону подзахоранивать в могилу можно только близких родственников: супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновлённых (обязательно должны быть документы об усыновлении), родных братьев и сестёр, дедушек и бабушек, внуков.

— А вот, к примеру, подзахоронить зятя к тёще, или двоюродных братьев в одну могилу уже нельзя, — констатирует Андрей Хаустов.

Много вопросов было связано с тем, какие документы должны быть у человека на могилу родственника.

— По сути, главный документ — это гербовое свидетельство о смерти, — объясняет Андрей Хаустов. — Если захоронение производилось после 2000 года, то не лишним будет хранить дома удостоверение на захоронение.

Впрочем, оно не обязательно. Если есть свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство с покойным (свидетельство о рождении, свидетельство о браке), никаких препятствий для подзахоронения нет.

[attention type=yellow]

К слову, получить (или восстановить) удостоверение на захоронение, а также получить информацию о том, где захоронен ваш родственник (сослуживец, друг и т.п.

[/attention]

), если вам известны его личные данные (ФИО, дата рождения или смерти и т.п.), можно при личном обращении в МКУ «Администрация городских кладбищ» (ул. 9 Января, 217в, тел. 279-24-75, территория Юго-Западного кладбища).

Часы работы: пн — пт — с 8.00 до 16.00, сб — с 8.00 до 13.00.

Почему на закрытых кладбищах появляются новые могилы?

Пользователи портала «МОЁ! Online» прислали несколько вопросов о том, почему на закрытых кладбищах (в частности, на Юго-Западном, Левобережном (на «Баках»), Шиловском) появляются новые могилы, а порой и целые новые кварталы новых захоронений.

— Места выделяются по разным причинам, — объяснил Андрей Хаустов. — По закону о ветеранах, я не вправе отказать в захоронении на закрытом кладбище ветеранам, инвалидам ВОВ и т.д. Только с начала этого года у нас на Юго-Западном кладбище из таких захоронений образовался целый новый квартал.

В законе о погребении есть ещё формулировка: «…А также с учётом заслуг умершего перед обществом и государством». Допустим, это почётный гражданин, или заслуженный работник какого-либо предприятия или института, и руководство этого института, мэрия либо облправительство ходатайствуют о его захоронении на закрытом кладбище.

И мы также не вправе отказать.

Фото Игоря ФИЛОНОВА

Откуда на кладбищах стихийные свалки?

Много вопросов читателей было связано с уборкой кладбищ от мусора.

— У меня родители похоронены на Лесном кладбище, — рассказал один из позвонивших Николай Швецов. — Рядом на какой-то забытой могиле организовали стихийную свалку. Это же кощунство. Да ещё и пожароопасно. Как с этим быть и как с этим бороться?

По словам Андрея Хаустова, мусор, который скапливается на заброшенных могилах, приносят, как правило, люди, которые убирают соседние захоронения.

— Персоналу кладбищ приходится эти кучи вручную переносить туда, куда может подъехать техника, — рассказал наш собеседник. — Как бороться с тем, что люди со своих могил сгребают мусор на соседние, мы пока не придумали. Можем только взывать к их совести.

Мы по мере сил, конечно, будем это убирать. Но эти работы будут производиться уже после Красной горки. Сейчас идёт массированная уборка только того мусора, который вынесен к местам, куда может подъехать техника. То есть механизированная уборка.

Ручная уборка будет чуть позже.

Как пояснил Андрей Хаустов, обязанность по уборке кладбищ и вывозу мусора возложена на АО «Воронежское похоронное бюро».

— Мы же выполняем функцию контроля и подтверждения объёма выполняемых работ, — сказал Хаустов. — В прошлом году на эти работы было потрачено более 20 млн руб. А с 20 марта этого года с кладбищ Воронежа было вывезено 14,4 тыс. кубометров мусора. В основном это лесная подстилка, старые венки.

Когда на кладбищах появятся биотуалеты?

Некоторые читатели возмущались отсутствием или недостатком на кладбищах туалетов.

— В этом году на Пасху (16 апреля) и Красную Горку (23 апреля) мы планируем установить на крупных кладбищах биотуалеты, — рассказал Андрей Хаустов. — Четыре биотуалета появятся на Юго-Западном, по три — на Лесном, Коминтерновском, Левобережном и Будённовском. С одной стороны, вроде мелочь, но эта услуга на два дня «Воронежскому похоронному бюро» обойдётся более чем в 200 тыс. рублей.

Фото Игоря ФИЛОНОВА

Почему руководство кладбищ навязывает своих копачей и запрещает копать могилы частным фирмам?

Среди авторов вопросов были те, кто возмущался, почему при захоронении руководство кладбищ не разрешает нанимать своих копачей (представителей частных фирм).

— «Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления», — процитировал выдержку из федерального закона о погребении и похоронном деле Андрей Хаустов.

— У нас есть специализированная служба — АО «Воронежское похоронное бюро», есть обученные люди. Они знают, как копать согласно санитарным нормам, какая должна быть глубина, что делать, чтобы могилу не завалило, чтобы не выпал соседний гроб и т.д. Поэтому все «самокопы» мы стараемся пресекать.

Люди часто говорят: «Мы сами». Особенно это любят на бывших деревенских кладбищах, где обязательно есть какой-нибудь дядя Вася, который это якобы всю жизнь делал.

А на самом деле летом подойти к кладбищу невозможно, потому что даже сквозь землю прорывается запах, могилы разрывают собаки да и ещё много каких неприятных последствий от работы этих дядей Васей случается.

Источник: https://moe-online.ru/news/pomozhem-razobratsya/361651

Как и на каких кладбищах хоронили в СССР

Пожалуйста, как должно быть огорожено городское кладбище!

Надписи, символика, форма памятников, размещение могил на кладбище маркируют не только умерших. По ним можно «прочитать» общество — его ценности, статусы, иерархию. Что рассказывают об СССР и живших в нем советские погосты, узнала Светлана Малышева. Результаты исследования опубликованы в журнале Ab imperio.

Советские захоронения показывают, на какие общественные нормы ориентировались близкие покойного, какую социальную нишу ему отводили, подчинялись ли требованиям идеологии или воспринимали смерть как событие за рамками официоза.

Иными словами: как классифицировались и идентифицировались мертвые, а через них — формировалась субъективность живых.

Причем, не просто живых, а участников глобального эксперимента под названием СССР, когда осознать себя значило принять новые ценности и примерить образ «нового» человека.

Для ответа на эти вопросы Светлана Малышева изучила более 350 надгробий на четырех кладбищах: двух столичных (Новодевичьем и Донском) и двух провинциальных (Арском и Ново-Татарском в Казани), а также отдельные «коммунистические» захоронения в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга.

Кроме того, в качестве источников использованы документы органов власти, выявляющие, по словам исследовательницы, «диапазон социального воображения советских администраторов». Воображения, которого далеко не всегда хватало для управления похоронной сферой и ее модернизации.

Новодевичье кладбище

Отказ от традиции

В декабре 1918 года декрет Совнаркома установил «одинаковые похороны» для всех граждан. Любой человек, вне зависимости от национальности и религии, отныне мог быть бесплатно погребен на любом кладбище.

Фактически это означало отказ от традиции. До революции кладбища в основном организовывались по принципу вероисповедания. Через захоронение распознавалась в первую очередь конфессиональная принадлежность умершего.

На это работали надгробия определенной формы, символика, тексты (например, обязательный намогильный крест или его изображение на памятниках православным). Элементы, свободные от церковного влияния (указание титулов, званий, профессий и проч.), тоже присутствовали, но на вторых ролях.

После Октябрьского переворота «церковь утратила монопольный контроль над формированием образа умерших». Советская власть получила важный идеологический ресурс, но вопрос правильного его использования оставался открытым.

Декретом 1918 года «погребальное дело передавалось в ведение местных советов, у которых не было четкого понимания того, как именно новое кладбище должно репрезентировать нового человека. Пропаганда безрелигиозных похорон не сопровождалась развитием соответствующего универсального ритуала и инфраструктуры», — говорит Светлана Малышева.

«В большевистском проекте смерть имела ценность лишь как жертва во имя торжества общества будущего. Смерть простого обывателя не входила в число идеологически значимых аспектов общественной жизни.

Соответственно, на погребальную сферу у власти не хватало средств.

На протяжении многих десятилетий она финансировалась по остаточному принципу, а разруха на кладбищах и беспорядки в похоронном деле стали общим местом советской действительности».

От конфессионального к общественному

«Расшатывание культуры смерти» временно приостановилось при НЭПе — в 1922 году вернулся конфессиональный принцип организации кладбищ: они были переданы под управление религиозных общин.

В 1929-м кладбищенскими хозяевами вновь стали советские структуры (коммунальные службы, сельсоветы и проч.). Разрешалось использовать памятники и ограды для нужд «социалистического строительства», погосты переносились, на их местах возникали парки и стадионы.

Индустриализация 1930-х перепланировала города, и старые конфессиональные кладбища попадали в городскую черту. Будучи переполненными, они закрывались, а новые были уже общественными — «интернациональными».

«Однако эффективного контроля и понимания того, как интернационализация должна отражаться в ритуале и символизме смерти, у власти так и не появилось. (…) сколько-нибудь отчетливо был проработан лишь революционный ритуал, дорогой и положенный только партийной элите», — отмечается в исследовании.

Идеология для избранных

Интернационализация не исключала иерархии. После 1917 года погребальное пространство оказалось пространством «социально-классового регулирования».

На протяжении советских десятилетий главными площадками элитарных погостов (захоронений вождей и героев) становились Марсово поле в Петрограде, а также Мавзолей, места у Мавзолея и Кремлевской стены и Новодевичье кладбище в Москве.

Марсово поле

В первые десятилетия для упокоения лучших граждан на кладбищах выделялись специальные участки — так называемые коммунистические площадки. Именно они соответствовали идеологическим стандартам, а их авторы искали новый язык и формы для передачи революционного видения жизни и смерти.

Религиозные символы отражали веру в вечность души, советские – «в иное, социальное, бессмертие».

Не случайно на «коммунистических» могилах устанавливались промышленные конструкции (например, модель высоковольтной ЛЭП на надгробии трагически погибших при строительстве электростанции), изображалась соответствующая символика (пятиконечные звезды, серп, молот, иногда даже герб СССР), присутствовали элементы трудовой биографии с заслугами перед родиной.

На остальной части кладбища — для «обычных людей» — новая идеология сводилась к единообразию и сокращению текста на памятниках (фамилия, имя, отчество и годы жизни).

[attention type=red]

Впрочем, дело не столько в опасности крамольных высказываний на надгробиях: «памятники самых простых форм с донельзя скудной информацией» были следствием высоких цен на ритуальные услуги.

[/attention]

При средней зарплате по стране в 300 рублей, в 1940 году в Казани самый дешевый памятник («опоковый» — из цементной смеси или мелового известняка) стоил 250–268 рублей.

Более дорогие — «мозаичные» (из мраморной крошки) обходились в 433–495 рублей, цельные мраморные — 666–705, гранитные — 1266–1584.

Неудивительно, что официально приобрели памятники родственники только 3% погребенных в тот год на казанском Арском кладбище и 11% — на Ново-Татарском.

Между официальным и негласным

Строгое разделение мортального (mort — смерть) пространства на коммунистическое и общее просуществовало недолго. Кладбища уже 1930-х превратились в территорию «идеологического компромисса».

Красные звезды засияли на рядовых памятниках, увенчали надгробия в форме часовни, на плите под православным крестом могло быть написано: «солдат революции, умерший на своем посту за рабоче-крестьянское дело в борьбе за социализм».

«Жесткая граница между “коммунистическими площадками” и участками, где хоронили обывателей, все больше размывалась по мере стабилизации режима и включения в его идеологическую орбиту все большего числа граждан», — комментирует Светлана Малышева.

Граждане, в свою очередь, ориентировались на официальные стандарты, но продолжали придерживаться негласных норм. Потребительские запросы на оформление надгробий оставались консервативными. На советском рынке памятников 1930–1950-х наряду со звездами и стандартными обелисками массово продавались кресты и тумбы-«часовни».

При этом спрос на религиозные символы не был оппозицией власти. Традиция сохранялась во многом в ответ на разрушение привычной системы координат в годы революции и гражданской войны. «Распад социальной ткани усилил апелляцию к базовым основам группности — семье, роду и религиозной общине», в мортальной сфере к ним обращались с помощью «маркеров, традиционных для вероисповедального погоста».

Еще более консервативным, чем символика, оставался ритуал похорон. В сталинский период повсеместно продолжал господствовать религиозный обряд.

В 1930-е годы в некоторых регионах отпеванию предавали 93% умерших.

Инспектировавшие московское Ваганьковское кладбище в феврале 1940 года отмечали «очереди, создаваемые из-за церковных процессий», а в 1942-м фиксировали, что «в церкви отпевается 95%» умерших. 

Новая иерархия

После Великой Отечественной религиозная риторика и учет национальных обычаев погребения чуть было не обернулись государственной политикой.

В 1946 году, в условиях запроса снизу, поворота сталинского режима к русскому национализму и изменившихся взаимоотношений власти с церковью в годы войны Министерство коммунального хозяйства РСФСР представило новый проект. В документе под названием «Основные положения по проектированию и строительству кладбищ в городах и поселках с населением от 10 до 100 тысяч человек», в частности, говорилось:

«захоронение верующих христианских вероисповеданий (православные, старообрядцы, католики, протестанты, евангельские христиане и др.) возможно на одном кладбище»;

верующих нехристианских вероисповеданий (иудейского, магометанского, буддийского) желательно хоронить отдельно, на территории, огороженной от общегражданского кладбищенского участка и места для погребения христиан;
«при наличии в населенном пункте подавляющего количества жителей, состоящих из мусульман или евреев, желательно устраивать специальное кладбище».

Эти предложения, по сути, были: а) возвратом к конфессиональным погостам, б) попыткой официально выстроить кладбища по новой иерархии — взамен разделения на коммунистические и обычные участки.

Советское язычество

Проект 1946 года принят не был, но остался свидетельством готовности властей узаконить «религиозное» в мортальном. Свидетельством, кстати, не единственным — документы на эту тему рождались и позже, а финалом стала «Инструкция о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР» от 12 января 1979 года.

Порядок погребения она разрешала менять с учетом национальных обычаев. На памятниках и мемориальных плитах рекомендовалось «помещать изображения советских трудовых и боевых символов» и одновременно открытым текстом допускались символы религиозные.

Регламентировался каждый «похоронный» шаг, вплоть до времени (10–15 минут) нахождения родственников у гроба в момент прощания. Интересно, что прописывалось и такое:

«Организатор предлагает участникам похорон бросить в могилу горсть земли»;

«Гроб с телом обычно ставят на стол, покрытый тканью. Узкая часть гроба должна быть направлена к выходу»;
«Агент похоронной службы должен, если в этом будет необходимость…, посоветовать…, какими тканями закрыть зеркала…».

«Инструкция, таким образом, как бы интегрировала в советский обряд элементы религиозного и даже языческого погребения. Разработать что-то принципиально новое, несмотря на прилагаемые усилия, властям не удалось, поэтому они активно заимствовали и перерабатывали религиозные традиции и обряды, позиционируя их в качестве “народных” и “национальных”», — поясняет исследовательница.

Символы статуса

Советский идеал вечной жизни — бессмертие социальное — не мог игнорировать символику профессиональной принадлежности умерших. Со времен «промышленных конструкций» на могилах 30-х годов она не потеряла актуальности, а только совершенствовалась.

Профсоответствие и трудовые успехи подчеркивались упоминанием государственных наград, ученых степеней, званий, изобретений. Все это поддерживало вышеупомянутый идеал, а нестандартные, из дорогих материалов памятники для представителей элиты (в первую очередь чиновников, интеллигенции и военных), отражали существовавшее социальное и экономическое неравенство.

В 1950–1960-х годах пользовались спросом надгробия, стилизованные под античность — с высокими колоннами, вазонами и проч., а идентифицировали покойного, разумеется, его титулы: от «Председатель Президиума Верховного Совета» до «Директор ТЭЦ-2» или «Главный инженер Жиркомбината».

Подчас тексты разрастались до многословия:

«Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по производству “Катюш” (1941–1945)

Нарком-Министр

общего машиностроения СССР (1939–1941)

минометного вооружения СССР (1941–1946)

машиностроения и приборостроения СССР (1946–1957)

Генерал-полковник инженерно-технической службы (1944)»

(надпись на надгробии П.И. Паршина (1899–1970), Новодевичье кладбище)

[attention type=green]

Более скромные монументы на слова были сдержаннее, обходясь эмблемами и атрибутами профессий и наград. 

[/attention]

С ростом символической роли Великой Отечественной войны как форматирующего фактора советской идентичности значимыми становились маркеры участия в ней. На Новодевичьем кладбище к 1960 году стояли ряды надгробий в виде скульптурных портретов военачальников. На погостах без столичных претензий — камни с изображением лавровых ветвей, армейских звезд, якорей, танков, самолетов и проч.

В 1960–1970-х к военной символике присоединились обозначения гражданских профессий, понятные всем советским людям: чаша со змеей на надгробии медиков, театральный занавес — актеров, музыкальные инструменты — музыкантов, микроскоп, формулы — ученых, раскрытая книга — литераторов…

Изменчивая субъективность

Надписи на памятниках нередко не фиксировались «навечно». В позднесоветский период они «ретроспективно редактировались». Так, после выхода Инструкции 1979 года на «коммунистические» надгробия стали «дописывать» религиозные символы. Например, к двум золотым звездам героя на монументе летчика-испытателя Амет-Хана Султана добавился мусульманский полумесяц.

Подобная корректировка (не только религиозная) показывает, что советская субъективность была изменчивой, а кладбищенские тексты конструировались достаточно произвольно — без чрезмерной идеологизации.

Граждане соблюдали минимум конформизма, и массовые практики погребения остались в значительной степени автономными от властного дискурса и представлений власти о советском обществе.

Главных причин этого, по выводам исследования, две: неприоритетность похоронной сферы для государства (кладбища так и остались недорегулированной, недофинансированной и слабо контролируемой частью идеологического пространства); «неспособность советского режима предложить настолько жизнеспособный сценарий “советского человека”, чтобы его можно было примерить хотя бы после смерти».
IQ

Автор исследования:

Светлана Малышева, главный научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 30 января, 2021 г. Культура история общество смерть СССР

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/237364864.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: