При перевозке груза, было заваливание одной паллеты, ввиду того что груз (коробки)

Содержание
  1. Правила загрузки фуры
  2. Типы паллет
  3. Способы погрузки фуры
  4. Правила расположения груза в фуре
  5. Крепление груза в авто
  6. Погрузка паллет
  7. Погрузка товаров без тары
  8. Погрузка авто
  9. Варианты крепления груза
  10. Схема загрузки фуры по осям
  11. Расчет нагрузки на ось
  12. Как избежать перегруза
  13. Паллеты. Загрузка в фуру
  14. Перевозка деревянных поддонов
  15. В каких случаях эффективна перевозка поддонами
  16. Правила перевозки поддонами
  17. Какие товары подходят для транспортировки поддонами
  18. Правила погрузки
  19. Транспорт для перевозки деревянными поддонами
  20. Транспортная компания повредила груз при перевозке
  21. 1. Фиксация факта повреждения груза
  22. 2. Определение размера ущерба
  23. 3. Подготовка претензии
  24. 4.Подача претензии в транспортную компанию
  25. 5. Результат рассмотрения претензии
  26. Ответственность транспортной компании за груз
  27. Законодательство
  28. Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?
  29. Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?
  30. Практика
  31. Как транспортная компания возмещает ущерб?

Правила загрузки фуры

При перевозке груза, было заваливание одной паллеты, ввиду того что груз (коробки)

Для безопасности перевозки, сохранности продукции очень важно знать, как правильно грузить фуру. Это означает не только знание способов фиксации, но и расположения конкретного вида груза в определенных типах кузовов.

Типы паллет

Для загрузки фуры в России применяются 3 вида паллетов. За пределами страны разрешается использование только паллетов европейского качества размерами 0,8х1,2х1,45 м. С учетом габаритов выбирается вариант их расположения в полуприцепе.

Способы погрузки фуры

Существует 3 вида загрузки:

  • Погрузка сверху.
  • Боковая.
  • Задняя.

Боковая и верхняя загрузки для многоосных фур применяются редко.

Задняя погрузка – самая распространенная. В полуприцеп загружают паллеты, механическим подъемником ввозят в кузов. Паллеты грузят упакованными.

В европейских складах это единственный удобный способ погрузки. На рампах, к которым подъезд автомобиля возможен сбоку, водителю достаточно открыть двери и задний тент.

Вот как происходит задняя погрузка тентованной еврофуры:

Вилковым погрузчиком легко перемещать штабелированные, хорошо складированные в паллеты грузы. В транспорте есть вилы, которые вставляются в средний отсек паллета, приподнимаются, плавно устанавливаются в кузов полуприцепа. Удобно грузить вилковым подъемником.

Правила расположения груза в фуре

Грамотно разместить груз в полуприцепе – гарантия избежать ошибок в пути. Слишком свободного расположения товаров в кузове крытого полуприцепа по его ширине сложно добиться. Тяжело также устойчиво расположить груз. Нужны средства перемещения и помощники, на которых экономить нет необходимости.

Чем плотнее расставлен груз, хорошо закреплены паллеты, нет промежутков и пустот, тем лучше перевозить продукцию на далекие расстояния.

Перегруженный полуприцеп тоже нельзя допускать. Больше своей грузоподъемности тягач не сможет перевезти, особенно в зимнее время или в распутицу. Во всем должен соблюдаться правильный подход.

[attention type=yellow]

На дороге не зря дежурят службы ГИБДД, транспортной инспекции, существуют весы для грузовых машин. Инспекторы проверяют правильность погрузки, соответствие товара накладным документам, исправность транспортного средства. Незакрепленный груз может повредить весь товар на неровной дороге, и ущерб ляжет на плечи водителя.

[/attention]

Нельзя пренебрегать элементарными нормами безопасности, правилами расстановки грузов в полуприцепе. Это залог надежности в пути, гарантия сохранения целостности всего товара.

Крепление груза в авто

Существуют условия, дающие надежность крепления груза в кузове полуприцепа. Их соблюдение позволяет технически грамотно провести работу по фиксации продукции в грузовом отсеке без боязни повреждения товара на всем пути следования.

Технология крепежа груза осуществляется при помощи приспособлений для обвязки и фиксации, размещенных в кузове полуприцепа. Обычно это трос или канат, прижимные ремни. Также важно наличие нескользящих матов для исключения трений.

Во избежание смещения груза инерцией силы вперед применяют средства креплений, работающих на сжатие, ставятся штанги распорные, планки блокировочные. Имеющиеся в кузове поддоны и панели также препятствуют смещению. Колодки и брусья фиксируют груз.

Чтобы заполнить образовавшиеся пустоты между поддонами, используют воздушные пакеты, пневматические оболочки.

Прямая увязка или при помощи петли, кольцевого ремня, уголка – один из способов дополнительной фиксации.

Часто применяются комбинированные методы крепления:

  • блокировка + увязка петлей;
  • блокировка + увязка по верху;
  • увязка + блокировка + увязка по верху;
  • ставятся нескользящие маты + блокировка грузов и увязка их по верху.

Погрузка паллет

Паллеты – удобные приспособления, которые уменьшают риск порчи товара при движении, исключают его перемещение, ускоряют процесс погрузки.

Паллеты экономят пространство, потому что прямоугольная форма позволяет ставить их друг на друга.

Хотя паллеты – устройства несложные, все же существуют некоторые правила их использования:

  • Вес груза должен соответствовать грузоподъемности паллет.
  • Товар в паллетах требует дополнительной фиксации, иначе существует риск рассыпать его.
  • Продукция должна соответствовать размеру паллет и не выходить за их пределы.
  • Паллеты можно упаковывать в пленку, если того позволяет вид продукции.

Крепление груза на палетах

Нельзя сказать, что паллеты универсальны. Они подходят не для всех категорий товаров.

Можно перевозить в паллетах мешки, ящики, картонные коробки. Навалочные и рассыпчатые вещества, а также длинномерные предметы (доски, трубы, бревна) для перевозки в паллетах не подходят.

Погрузка товаров без тары

К безтарным грузам относится штучная продукция. Ее погрузка занимает много времени, поэтому для его экономии штучные товары объединяют или скрепляют в погрузочные объекты более крупного размера. Таким образом погрузка осуществляется быстрее.

Если груз слишком тяжелый и его объединить с другим невозможно, то для удобной погрузки он должен иметь выступы, петли, рамы, проушины.

Погрузка авто

Машины перевозят крупными партиями или несколькими единицами. Погрузка авто в фуру осуществляется при помощи бортового прицепа, лафета (простой или рамный), трейлера, эвакуатора (для перевозки одного автомобиля).

Погрузка автомобиля в фуру

Бортовой прицеп перевезет один автомобиль или несколько мотоциклов. В его состав входят трапы, крепления и лебедка.

Лафет представляет собой платформу с лебедкой, трапом для погрузки, кольцами для закрепления, стропами. Рамный лафет отличается удлиненной формой. Может вмещать два автомобиля.

Трейлер предназначен для перевозки габаритного транспорта. Этот прицеп оснащен трапами и креплениями. Может осуществлять перевозку на дальние расстояния.

Варианты крепления груза

Способ фиксации зависит от вида продукции, расстояния, типа прицепа. Крепят груз специальными устройствами и подручными материалами.

Самый удобный и распространенный способ – ремни. Они изготовлены из ткани, поэтому не повреждают товар. Текстильные ленты бывают различной длины и с разными крепежными элементами (кольца, карабины, крюки).

Как правильно закрепить груз ремнями, можно посмотреть тут:

[attention type=red]

Надежный и дешевый способ крепления – деревянные распорки. Представляют собой прибитые к полу поддоны. Такая фиксация сама по себе трудоемкий процесс. Поддоны должны быть не пересушены, качественные, прочные. Из существенных недостатков такого способа – увеличение массы продукции, что может стать причиной перегруза машины.

[/attention]

Если при погрузке кузова между единицами продукции остается пространство, его заполняют воздушными пакетами. Такой способ также можно отнести к вариантам крепления, так как пакеты препятствуют перемещению тары при движении. Способ удобный, простой и не затратный финансово.

Схема загрузки фуры по осям

Какой большой ни казалась бы фура, все же у нее есть ограничения на допустимый вес груза, иначе поломок и штрафов не избежать. Но даже не превышая нормы по грузоподъемности, можно повредить автомобиль, если неправильно распределить перевозимый товар.

Чтобы не совершить ошибку, надо знать количество осей, тип прицепа, правильность расположения нагрузки.

Расположение палет в фуре

Расчет нагрузки на ось

Проще определить нагрузку на каждую ось автомобильными весами. Но можно высчитать самостоятельно по формуле:

Ма = Нпо + Нзо

То есть масса автомобиля = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю ось. Для трехосной машины формула отличается: нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю тележку. Прицеп или задняя ось нагружается всегда больше.

Способ расчета нагрузки на ось

Расчет нагрузки будет зависеть от качества дорог, которые распределяются на две группы (А и Б) и четыре категории. Влияют и сезонные ограничения. Все критерии по распределению нагрузки на оси прописаны в нормативно-правовых документах.

Как избежать перегруза

Перегруженная фура грозит водителю штрафом и лишением прав, поломкой, возникновением аварии, порчей товара. Поэтому важно правильно рассчитать нагрузку:

  1. Определяем массу прицепа и тягача. Это указано в регистрационном свидетельстве.
  2. Смотрим в накладную груза, чтобы узнать его массу.
  3. Проводим расчет. Масса прицепа + масса груза. Примерно 25% заберет тягач, остальное – прицеп. Значит, от суммы массы прицепа и массы груза высчитываем 75% и делим число на количество осей.
  4. К оставшимся 25% надо добавить массу тягача. Высчитываем 75% и делим на число задних осей. На переднюю ось придется 25%.
  5. Получим цифры нагрузки для осей прицепа и тягача. Принимать во внимание надо максимальное значение.

Ответственность за пригодность товаров при погрузке лежит на грузоотправителе. Именно он должен провести проверку перед отправкой автомобиля.

Если были найдены неисправности, продукция оказалась не соответствующей санитарному состоянию, повреждена, испорчена, то перевозка отменяется. Об этом указывают в накладной, заверяют печатью.

Возникшие разногласия решают грузоотправитель и автовладелец.

Правильное размещение продукции в фуре – залог безопасности во время движения и сохранности груза. Важно участникам перевозки соблюдать правила крепления товара и не перегружать автомобиль.

Источник: https://yvezi.ru/gruzoviki/pravila-zagruzki-fury

Паллеты. Загрузка в фуру

При перевозке груза, было заваливание одной паллеты, ввиду того что груз (коробки)

Источник: https://clevertransport.ru/pallety/

Перевозка деревянных поддонов

При перевозке груза, было заваливание одной паллеты, ввиду того что груз (коробки)

Деревянные паллеты – самый востребованный упаковочный материал для перевозки продукции. Они сокращают время погрузочных операций, экономят место на складе, удобны в эксплуатации и отличаются привлекательной ценой. Все это и обеспечило растущий спрос на деревянные поддоны для транспортировки и хранения товаров на протяжении десятилетий.

В каких случаях эффективна перевозка поддонами

Деревянные поддоны из разных пород древесины пригодны для транспортировки широкой группы товаров. На них возят:

  • упакованные сыпучие стройматериалы;
  • керамическую плитку;
  • продукты питания;
  • стекло и фарфор (готовые изделия);
  • медикаменты и многое другое.

Для перевозок поддонами подходит практически любая упаковка – коробки из гофрокартона, картонные или деревянные ящики, пакеты, бочки, стеклянные и пластиковые бутыли. Вне зависимости от транспортного средства перевозка паллетами обеспечивает достаточную безопасность товаров и оптимальные условия их перемещения.

Для перевозки грузов паллетами подходят все виды транспорта – автомобили, ж. д. вагоны, морские суда (контейнеры), авиатранспорт. Но лучшим в плане скорости погрузки, удобства перевалок и сохранности товара остается грузовой автотранспорт.

Он не только может подъехать к складу для быстрой погрузки, но и довозит продукцию максимально близко к месту выгрузки. Плюс, в современных фурах предусмотрены жесткие крепления для паллетов, площадки для подхода погрузчиков. Вместительные тралы даже оставляют возможность работы ричтраками непосредственно в их грузовом пространстве.

Правила перевозки поддонами

Перевозка поддонами удобна, но требует соблюдения ряда условий. По правилам транспортировки паллетами, их размещение должно осуществляться только в подготовленное грузовое пространство – закрытое, чистое и сухое.

В противном случае возникает риск заражения древесины и ее раннего износа (загнивание, расслоение).

Это связано с особенностями материала конструкций (дерево, из которого они собираются, уязвимо к грибкам, плесени и влиянию различных микроорганизмов).

Чаще всего погрузку выполняют с использованием паллетных бортов, на которых продукция надежно фиксируется. Погрузочно-разгрузочные манипуляции проводят с привлечением вилочных погрузчиков – самоходных машин, под навесное оборудование которых в опорах паллетов предусмотрены системы захвата. Это экономит время и снижает трудоемкость операций.

Доставку деревянных поддонов может выполнять специализированная транспортная компания, в парке которой есть машины с системами закрепления упаковочных конструкций в грузовом отсеке.

Если на балансе предприятия-отправителя (получателя) есть такие машины, а в штате – квалифицированный водитель, то транспортировка поддонами может осуществляться и собственными силами продавца товара или его покупателя.

Предусмотреть абсолютно все в пути невозможно. Потому для финансовой безопасности перевозки ее часто сопровождают страхованием КАРГО (в группу застрахованных объектов включаются и поддоны, на которых он едет).

Какие товары подходят для транспортировки поддонами

Как сказано выше, поддоны для транспортировки грузов могут использоваться практически с любыми товарами. Но есть группа изделий, при доставке которых целесообразно, а зачастую и необходимо применение специального упаковочного материала. Такая потребность связана с высокими рисками повреждений в пути и жесткими требованиями к безопасности транспортировки поддонами.

К товарам, для которых транспортировка паллетами – фактическое предписание, относятся:

  • стройматериалы, уязвимые к механическим нагрузкам до начала использования (это могут быть сухие строительные смеси, кирпич, пенобетонные блоки, керамический кафель, гипсовые декоративные элементы – перевозка паллетами защитит их от износа упаковки, образования сколов, трещин и других дефектов);
  • продукты питания, напитки, пищевые добавки в стеклянной таре или жестяных упаковках (их упаковка может разбиться или деформироваться, есть риск срыва или порчи этикетки в грузовом отсеке транспортного средства);
  • медикаменты (в пластиковых баночках, блистерах, ампулах).

Для максимально надежной фиксации товаров, по правилам перевозки паллетами, последние надежно фиксируются в грузовом блоке транспортного средства. Грузы на них закрепляются специальными ремнями, закрываются пленками и клейкими лентами. Все это обеспечивает не только безопасное расположение в кузове, но и защиту от хищения части партии (нарушение упаковки всегда заметно).

Правила погрузки

В зависимости от веса груза и количества паллетов, их размещение в кузове грузового транспортного средства может выполняться в 1 или 2 ряда. Погрузка производится при помощи ричтрака или вилочного погрузчика. Правила:

  • жесткий контроль высоты укладки рядов (количество слоев должно быть таким, чтобы суммарная высота ряда не превышала 1,8 м);
  • распределение конструкций в блоке с учетом действующих норм той страны, в которой грузится товар, и вместительности полуприцепа тягача или прицепа манипулятора (в стандартном прицепе объемом 82 кубометра поместится не более 33 деревянных поддонов евространдарта);
  • между поддонами для перевозки грузов должны оставаться зазоры, достаточные для манипуляций погрузчика.

Транспорт для перевозки деревянными поддонами

Выбор автомобиля для перевозки паллетов осуществляется под конкретную партию. В зависимости от регламента для конкретного товара может подбираться как транспорт с цельнометаллическим кузовом, так и тентованные машины с прицепами и полуприцепами.

При перевозке паллетов тентованными транспортными средствами:

  • приоритетной является правильная укладка, исключающая вероятность повреждения в процессе перевозки;
  • тент должен закрепляться при помощи специальных устройств-фиксаторов;
  • сами деревянные поддоны для перевозки должны быть закреплены друг с другом.

Для особо крупных партий груза допустима перевозка паллетами в открытых прицепах и полуприцепах. При этом на боковых стенках кузова должны иметься ограничители, а по кромке – технические отверстия для натяжки защитного материала.

Еще 2 важных условия выбора транспортного средства для перевозки паллетами – сезон и маршрут доставки. На короткие маршруты допускается отправлять открытые машины. В зимний сезон и период дождей преимущественно используются тентованные или закрытые прицепы.

Источник: https://art-pallet.ru/userfull-info/perevozka-derevyannykh-poddonov.html

Транспортная компания повредила груз при перевозке

При перевозке груза, было заваливание одной паллеты, ввиду того что груз (коробки)

12.11.2021

Случаи повреждения груза транспортными компаниями возникают часто. Претензии по повреждению груза занимают 1 место от всего количества поступающих в транспортные компании.

Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральный Закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за повреждение груза закреплена:

  • в размере суммы, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, если груз принят без объявленной стоимости;
  • в размере суммы, на которую понизилась объявленная стоимость, если груз принят с объявленной стоимостью;
  • при невозможности восстановления груза в размере документально подтвержденной стоимости либо в размере объявленной стоимости (если ценность заявлялась отправителем).

Говоря не юридическим языком, при повреждении транспортная компания компенсирует стоимость восстановления поврежденного груза (объявленной ценности), если же восстановление невозможно/нецелесообразно — в размере стоимости поврежденного груза/объявленной ценности.

Также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).

1. Фиксация факта повреждения груза

Если при получении груза Вы видите, что упаковка повреждена, не подписывайте документы о получении груза, а потребуйте составить акт о повреждении. Далее, совместно с сотрудником транспортной компании на выдаче вскройте поврежденную упаковку и осмотрите груз, при этом фиксируя данный процесс на фото либо видео.

Если видимых повреждений нет, но характер груза не исключает внутренние дефекты, обязательно зафиксируйте данное обстоятельства в акте о повреждении. Ссылку на акт о повреждении груза необходимо обязательно указать также в документах на выдачу груза (акте оказанных услуг), если поврежденный груз Вы решили получить.

В акте о повреждении груза необходимо указать:

  1. дату, место и время составления акта
  2. факт повреждения груза и указание того, что конкретно повреждено: наименование, марку, модель, количество, стоимость, характер повреждений, возможность наличия скрытых дефектов. Указать состояние упаковки, чтобы зафиксировать, что имеется внешнее воздействие на груз и упаковка порвана (вмята).
  3. если производилось фото-/ видео фиксация: указать в акте со ссылкой на марку и модель фотоаппарата (смартфона). Даже если транспортная компания фотографирует на свой фотоаппарат, сфотографируйте на свой и укажите это в обоих экземплярах акта. Не исключен вариант, что сотрудник попытается приложить к акту не все фотоснимки.
  4. если сотрудник укажет, что программа не позволяет внести все данные в акт, то необходимо на всех экземплярах акта отразить всю необходимую информацию и указать, факт отказа сотрудника внести эти сведения в акт.

Акт составляется в 2 экземплярах, по 1 экземпляру для Вас и Транспортной компании. Поэтому 1 экземпляр с печатью транспортной компании и подписью сотрудника Вам обязаны выдать на руки.

Если груз поврежден настолько, что Вы визуально определили невозможность восстановления, либо что в таком состоянии при транспортировке от склада транспортной компании груз получит еще большие повреждения, Вы вправе не получать груз, а оставить его в транспортной компании.

После составления акта о повреждении груза, рекомендуем разобраться в том, кто по закону является собственником груза. Проверьте условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара).

[attention type=green]

Если в договоре с Продавцом товара указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по повреждению товара (груза) является компания-грузоотправитель.

[/attention]

В этом случае грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать Вам цену оплаченного товара, а дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить ему, а не Вам.

2. Определение размера ущерба

Перед обращением с претензией, рекомендуем по своей инициативе провести экспертизу поврежденного груза.

Преимущество состоит в том, что вы сможете привлечь объективного и незаинтересованного эксперта, поставить правильные вопросы, чтобы транспортная компания (в случае вины) была вынуждена компенсировать все убытки на претензионном этапе. При проведении экспертизы рекомендуем заранее уведомить транспортную компанию. Перед экспертом поставить вопросы:

  • Определить причинно-следственную связи между повреждением груза и его транспортировкой.
  • Определить соответствие транспортировочной тары, упаковки.
  • Определить размер ущерба.

Важно знать: при установлении вины транспортной компании, стоимость экспертизы компенсируется последней.

3. Подготовка претензии

После получения экспертного заключения, установления вины транспортной компании в повреждении груза и определения размера ущерба, необходимо обратиться в транспортную компанию с претензией.

Подготовьте претензию с приложением копий подтверждающих документов. Важно не прикладывать оригиналы документов, поскольку в случае отказа в удовлетворении претензии оригиналы документов понадобятся Вам для обращения с иском в суд.

Претензионный порядок является обязательным в силу требований Федерального Закона № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федерального Закона № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

В претензии кратко опишите ситуацию, маршрут следование груза, маркировку груза, наименование и стоимость груза, дату и место составления акта о повреждении груза. К претензии приложите следующие документы:

  1. документы, подтверждающие передачу груза к перевозке: экспедиторскую расписку, транспортную накладную и т.д.;
  2. документы, подтверждающие стоимость груза: товарную накладную, счет продавца товара;
  3. заключение экспертизы, подтверждающее вину транспортной компании и размер ущерба. Включите затраты на проведение экспертизы в претензию и потребуйте выплаты данных затрат;
  4. банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации;
  5. доверенность либо иной документ подтверждающий полномочия подписанта.

Зачастую образцы претензий есть на сайтах транспортных компаний. Они в целом соответствуют требованиям закона и во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.

4.Подача претензии в транспортную компанию

Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 (двух) экземплярах. На втором экземпляре транспортная компания должна поставить отметку о принятии, указать дату принятия, входящий номер, заверить печатью и вернуть Вам в подтверждение факта обращения.

Если Вы не хотите подавать претензию нарочно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой. В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке.

Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.

5. Результат рассмотрения претензии

В идеале о результатах рассмотрения претензии Вы узнаете из поступивших на Ваш расчетный счет денежных средств в требуемой сумме. Но такое бывает крайне редко, поскольку для транспортной компании это расходы.

В случае получения отказа от удовлетворения претензии либо получения компенсации в многократно меньшем размере, Вам необходимо обращаться в суд с иском и доказывать все обстоятельства и размер причиненных Вам убытков. Срок обращения в суд 1 (один) год.

Рекомендую: откажитесь от получения груза в день выявления повреждений, привлеките транспортного юриста и вместе с ним либо под его удаленным контролем выезжайте для составления акта о повреждении груза и скорейшего досудебного урегулирования проблемы.

Смотрите также статью Евгения Побережного «Что делать, если транспортная компания потеряла груз».

Источник: https://MainMine.ru/pro/cargo-corruption

Ответственность транспортной компании за груз

При перевозке груза, было заваливание одной паллеты, ввиду того что груз (коробки)

Даже если вы грамотно выбрали транспортную компанию, от несчастных случаев никто не застрахован. В процессе перевозки груз может получить повреждения, а серьезное ДТП может его вообще уничтожить.

В большинстве случаев перевозчик несет полную ответственность за целостность и сохранность груза. Впрочем, возможны спорные ситуации, и если дело доходит до суда, разбирательства могут закончиться не в пользу заказчика.

В этой статье мы рассмотрим, какова ответственность транспортной компании за груз и как поступать в спорных случаях.

Законодательство

Основной документ, в котором заказчик и перевозчик оговаривают зоны ответственности, – договор перевозки. Взаимоотношения между сторонами регулируются в Гражданском кодексе РФ – точнее, в главе 40 («Перевозка»).

Стоит отметить: как нередко случается в российском законодательстве, ГК дает лишь очень общее представление об ответственности транспортной компании за груз. Положения кодекса применяются ко всем перевозкам, в том числе пассажирским.

[attention type=yellow]

Согласно кодексу, перевозчик принимает ответственность за сохранность после того, как фактически получил груз от заказчика. Ответственность транспортной компании за груз распространяется на весь период перевозки – то есть до момента, когда грузополучатель принимает товар.

[/attention]

Еще один важный момент: презумпция невиновности в спорах между поставщиками и перевозчиками не работает. Напротив, чтобы избавиться от ответственности за груз, транспортная компания должна доказать, что груз получил повреждения или прибыл заказчику не полностью в силу обстоятельств, которые она не могла предусмотреть и предотвратить.

Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?

Есть несколько причин, по которым ответственность компании за груз снимается. Чаще всего это:

  • обстоятельства, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
  • недостатки или повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
  • особенности груза, не указанные в договоре перевозки;
  • ошибки в оформлении документов, некорректно возлагающие ответственность на транспортную компанию.

Для разных видов транспорта существуют собственные исключения. Так, согласно статье 95 Устава железнодорожного транспорта РФ, при транспортировке поездом перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз получил повреждения из-за его особых естественных свойств;
  • влажность груза превышает норму.

Кроме того, в статье 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
  • груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
  • представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.

Для морских перевозок в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности, это:

  • стихийные бедствия и непредвиденные ситуации (например, если судно село на мель, не обозначенную в лоции);
  • спасение людей и имущества;
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • действия властей (арест, карантин и так далее);
  • военные действия, забастовки и народные волнения;
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).

Стоит отметить, что для освобождения от ответственности перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из вышеперечисленных обстоятельств. Повторимся: транспортная компания должна доказать, что груз не удалось доставить в целости и сохранности именно по причине, которая снимает с нее ответственность.

Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?

Ответственность сторон при автомобильных перевозках – отдельный вопрос. Чаще всего спорные ситуации между грузоотправителем и перевозчиком возникают, если водитель попал в ДТП по вине третьего лица.

В судебной практики есть и случаи, когда транпортная компания несла ответственность за груз после аварии, и обратные. Обычно арбитражный суд не считает ДТП, произошедшие не из-за перевозчика, обстоятельством непреодолимой силы.

Чтобы снять ответственность с транспортной компании за груз, нужно не только доказать виновность третьего лица, но и подтвердить, что водитель соблюдал ПДД и действовал с максимальной осмотрительностью, но не смог предотвратить ДТП.

В любом случае, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с автомобильными перевозками, рекомендуется страховать грузы. Кроме того, суды признают страхование одной из мер предотвращения ДТП и их последствий.

Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает.

Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:

  • моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.

Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:

  • попалетная;
  • покоробочная;
  • поштучная;
  • артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).

К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.

Практика

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.

Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).

Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.

[attention type=red]

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно.

[/attention]

Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

Как транспортная компания возмещает ущерб?

Согласно ГК РФ, существует три варианта компенсации ущерба:

  • если груз прибыл не полностью, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
  • если груз получил небольшие повреждения, транспортная компания возмещает сумму, на которая понизилась его стоимость;
  • если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Поэтому при составлении иска к транспортной компании нужно обозначить соответствующие цифры в соответствии с договором перевозки.

Чтобы отслеживать груз на каждом этапе транспортировки, компании-производителю нужна качественная система управления перевозками. TMS Artlogic удобна тем, что данные о грузе хранятся в облаке, поэтому все участники цепочки поставок могут оперативно реагировать на экстренные ситуации, минимизируя последствия.

Источник: https://www.artlogics.ru/blog/otvetstvennost-transportnoj-kompanii-za-gruz/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: