Принято считать, что ДТП с тяжкими последствиями — это происшествие, в котором погибли 5 и более либо пострадали 10 и более человек.

Содержание
  1. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды
  2. Виды ДТП
  3. Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?
  4. Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?
  5. Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»
  6. Ответственность за ДТП с пострадавшими
  7. Специфика ДТП с потерпевшими
  8. Обязательные действия
  9. Классификация повреждений
  10. Виды ответственности
  11. Гражданская
  12. Административная
  13. Уголовная
  14. Как проводится расследование
  15. Меры наказания
  16. Легкая степень
  17. Средняя степень
  18. Тяжелые увечья
  19. Аварии с летальными последствиями
  20. Смягчающие и отягощающие обстоятельства
  21. Сроки рассмотрения дела
  22. Смотрите, какая тема — Что такое дорожно-транспортное происшествие? Определение и условия
  23. Что значит ДТП по закону 2021 года?
  24. Примеры
  25. Тонкости отдельных видов происшествий
  26. Бесконтактные ДТП
  27. Стоящий автомобиль на парковке
  28. Столкновение с предметами
  29. Какие штрафы за ДТП?
  30. Тяжкий вред здоровью при ДТП: что грозит водителю по статье УК РФ
  31. Классификация вреда здоровью при ДТП
  32. Почему всегда водитель виноват в ДТП по закону РФ
  33. Какое наказание ждёт водителя
  34. Возмещения ущерба
  35. Нюансы судебной практики
  36. Какие виды ущерба компенсирует виновный водитель

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Принято считать, что ДТП с тяжкими последствиями — это происшествие, в котором погибли 5 и более либо пострадали 10 и более человек.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

«дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

[attention type=yellow]

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

[/attention]

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/dorojnotransportnoe-proisshestvie-dtp-poniatie-i-vidy-5be1c23eaac00400aad2b1ad

Ответственность за ДТП с пострадавшими

Принято считать, что ДТП с тяжкими последствиями — это происшествие, в котором погибли 5 и более либо пострадали 10 и более человек.

Каждый водитель может стать участником ДТП с пострадавшими. Поэтому нужно знать общий порядок действий при возникновении аварийной ситуации.

Не менее важно уметь отстаивать собственные права и интересы, так как это может спасти автомобилиста от неправомерных последствий.

Вместе с этим, следует понимать, какая ответственность за ДТП с пострадавшими грозит водителю в случае, если он признается виновником.

Специфика ДТП с потерпевшими

Данные вид происшествия расценивается как преступление. Поэтому аварии, в которых нанесены телесные повреждения другому водителю, пассажирам или пешеходам, подлежат тщательному разбору. Только после этого можно определить степень ответственности виновника ДТП с пострадавшими.

Обязательные действия

Существует общепринятый комплекс мероприятий, который необходимо реализовать в случае аварийной ситуации на дороге. Это позволяет уменьшить риск летальных последствий произошедшего и снизить вероятность того, что виновник будет вынужден понести уголовную ответственность.

Предусмотрен следующий порядок действий:

  • Остановка ТС;
  • Включение аварийного сигнала фар;
  • Установка специального знака;
  • Осмотр места происшествия и поиск потерпевших;
  • Вызов медиков и самостоятельное оказание доврачебной помощи при необходимости.

Важно знать! Согласно статистическим данным, чаще всего смертельный исход в ДТП наступает из-за того, что пострадавшему поздно вызвали скорую помощь. Сотрудники медицинской службы нужны даже в том случае, если потерпевшие не имеют тяжких увечий. Присутствие врачей позволяется исключить возможные риски, связанные с шоковыми состояниями.

Классификация повреждений

Нанесенный в аварии ущерб подразделяют в зависимости от тяжести. В дальнейшем этот аспект влияет на ответственность виновного за ДТП с пострадавшими.

Выделяют следующие степени:

  • Легкая. Характеризуется кратковременной потерей трудоспособности. При этом черепно-мозговая травма отсутствует или проявляется в слабой мере. Восстановление организма после нанесенного вреда длится не дольше 3 недель.
  • Средняя. Нарушение здоровья носит продолжительный характер, но не грозит смертью пострадавшего. Превышающий 3 недели срок выздоровления. Присутствуют признаки черепно-мозговой травмы. Возможно наличие переломов и других повреждений, влияющих на трудоспособность потерпевшего.
  • Тяжелая. Характеризуется серьезными нарушениями здоровья, в том числе и теми, которые могут привести к летальному исходу. В данном случае у пострадавших в ДТП присутствуют осложненные травмы, проникающие ранения, внутричерепные кровоизлияния. К данной категории относятся переломы и другие повреждения скелета, которые приводят к инвалидности. В группу тяжких увечий включают утраты органов, обезображивание лица, и психические отклонения, препятствующие возможности полноценной жизни пострадавшего.

Внимание! Степень ущерба оценивается при расследовании аварийного случая. Для этого проводится судмедэкспертиза, включающая ряд диагностических процедур. На основе полученных результатов пострадавшая сторона может добиться возмещения за нанесенные увечья через суд.

Виды ответственности

Характер наказания описывается в законах и нормативно-правовых документах. Иногда, например, в случае примирения сторон, виновник аварии может быть освобожден от взыскания. Но обычно ответственность определяется с учетом тяжести нанесенных увечий и наличия других отягощающих или смягчающих факторов.

Гражданская

Данный вид ответственности предусматривает возмещение виновником компенсации за нанесенные увечья. Размер суммы определяется с учетом различных критериев. К такому наказанию могут привлечь водителя при ДТП с любой степенью тяжести. Нередко помимо материального ущерба нужно оплатить моральный, но только при условии, что факт его наличия будет доказан пострадавшим.

Административная

В КоАП представлена статья ДТП, в которой описывают варианты ответственности за аварии с потерпевшими разной степени тяжести. Обычно такое наказание предусматривает оплату штрафных санкций. Помимо этого, у водителя, виновного в неправомерных действиях, могут конфисковать удостоверение либо транспортное средство.

Уголовная

Предусматривается в случаях ДТП с пострадавшими, а также при авариях с учетом отягощающих обстоятельств. Если при рассмотрении дела в суде докажут, что действия водителя, по неосторожности либо преднамеренные, привели к тому, что потерпевший получил увечья или погиб, ему грозит тюремный срок.

Как проводится расследование

Сотрудниками ГИБДД проводится комплекс мероприятий, который направлен на определение обстоятельств дела и виновных в аварии. Предусмотрен общепринятый порядок разбора ДТП с пострадавшими средней степени тяжести или другими видами увечий.

Представителями правоохранительных органов осуществляются следующие процедуры:

  • Осмотр места происшествия;
  • Фото и видео фиксация;
  • Опрос свидетелей;
  • Составление схемы происшествия;
  • Оформление протокола.

Важно знать! Следует отметить, что на месте ДТП сотрудники ГИБДД не занимаются поиском виновных. Задача представителей этой службы заключается в том, чтобы четко зафиксировать все детали происшествий. Дальнейшее следствие ведется при рассмотрении дела в суде.

Меры наказания

Если водителя признают виновным, он понесет ответственность. Ее характер варьируется в зависимости от тяжести нанесенных пострадавшим увечий.

Легкая степень

Предусматривает компенсацию ущерба потерпевшим. Также водитель обязан оплатить штраф от 2 до 5 тыс. рублей. В качестве меры наказания возможно лишение права водить машину от 1 до 1.5 лет.

Средняя степень

Водителю, признанному виновным, грозит административная ответственность. Он обязан компенсировать ущерб потерпевшей стороне, а также оплатить штраф. Материальное наказание за ДТП с пострадавшими средней тяжести составляет от 10 до 25 тыс. рублей. Помимо этого, у виновника могут конфисковать права на срок до 2 лет.

Тяжелые увечья

Против водителя возбуждают уголовное дело. Характер наказания будет напрямую зависеть от того, находился ли виновник в состоянии опьянения. Учитываются и другие отягощающие факторы.

Предусмотрены следующие виды наказания:

  • Лишение свободы до 4 лет (при ДТП с пострадавшими по неосторожности или при езде в пьяном виде)
  • Работы принудительного характера до 3 лет
  • Ограничение возможности заниматься определенными видами деятельности

Внимание! Следует отметить, что тюремный срок может быть, как реальным, так и условным. Его могут как увеличить, так и сократить, если для этого есть весомые основания.

Аварии с летальными последствиями

Виновным грозит тюремный срок, длительность которого зависит от количества погибших и других факторов. Он достигает 9 лет, при условии, что в ДТП потеряли жизнь двое и более человек. Максимальный период составляет 15 лет. Такая мера наказания применяется по отношению к тем, кто спровоцировал аварию умышленно.

Смягчающие и отягощающие обстоятельства

На характер ответственности за ДТП с пострадавшими средней тяжести или с серьезными увечьями влияет наличие различных факторов. Они учитываются судом при рассмотрении дела и вынесении приговора.

К числу отягощающих обстоятельств относятся:

  • Попытки виновника скрыться с места происшествия;
  • Езда в нетрезвом виде;
  • Недействительное СТС или ВУ;
  • Просроченный техосмотр;
  • Вождение под действием наркотических веществ;
  • Наличие модификаций, влияющих на маневренность и безопасность ТС;
  • Случаи ДТП с пострадавшими в прошлом;
  • Грубые нарушения ПДД, которые привели к аварии.

Все перечисленные аспекты учитываются при оформлении происшествия. Поэтому виновникам не удастся скрыть какие-либо факторы, которые способы повлиять на исход процесса. Вместе с тем существует и ряд смягчающих обстоятельств.

Среди них:

  • ДТП из-за правомерного маневра;
  • Ущерб нанесен пешеходу, который пересекал магистраль в неположенном месте;
  • Пострадавшие в аварии находились в состоянии опьянения либо под действием наркотиков;
  • Неблагоприятные погодные условия;
  • Траектория движения ТС, указывающая на то, что водитель пытался предотвратить столкновение;
  • Положительный результат психологической проверки водителя.

Важно знать! К числу смягчающих обстоятельств также относят раскаяние виновника, его намерение возместить нанесенный ущерб. В этот же список включают беременность или наличие детей у женщин, несовершеннолетний возраст нарушителя

Сроки рассмотрения дела

Данный период может достигать 3 месяцев и более, если становятся известны новые обстоятельства либо появляются свидетели. Дольше всего длятся уголовные процессы, связанные с тяжкими повреждениями в ДТП. Аварии с легкой степенью рассматриваются быстро. К тому же, довольно часто участникам происшествия удается договориться между собой, что упрощает течение дела.

Автотранспортные средства считаются источником повышенной опасности и угрозы здоровью. Это объясняется высокой частотой ДТП, в которых страдают люди. Виновникам в авариях с пострадавшими грозят различные варианты наказаний, зависящие от степени тяжести нанесенного ущерба.

Источник: https://pravodorog.ru/avarija/svedenija/dtp-s-postradavshimi-otvetstvennost.html

Смотрите, какая тема — Что такое дорожно-транспортное происшествие? Определение и условия

Принято считать, что ДТП с тяжкими последствиями — это происшествие, в котором погибли 5 и более либо пострадали 10 и более человек.

  1. Главные условия ДТП по ПДД: автомобиль едет, едет по дороге, участвует в столкновении и в результате инцидента есть вред имуществу, здоровью или жизни людей.
  2. Но само столкновение не обязательно должно быть – в бесконтактных авариях у виновника может и не быть повреждений.
  3. Верховный суд широко описал процесс дорожного движения. Так, на парковке в случае со стоящим авто тоже считается ДТП.

С одной стороны кажется, что ДТП – достаточно простое событие, которому есть чёткое определение в ПДД.

Но не тут то было! Есть бесконтактные происшествия, удары по стоящим автомобилям, которые при различных обстоятельствах могут быть признаны данным определением или нет, а также разного рода спорные по виновности и факту наличия этого события ситуации.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим тонкости самого термина “дорожно-транспортное происшествие” и выясним, что оно вообще означает и когда считается, а когда – нет в 2021 году.

Что значит ДТП по закону 2021 года?

Итак, первое, что вспоминает большинство водителей при значении этого термина – Правила дорожного движения.

Однако, он упоминается также в другом нормативном акте, который по приоритету стоит значительно выше – Федеральный закон О безопасности дорожного движения.

К счастью, в судебной и иной практике о приоритетах говорить не приходится – определения абсолютно идентичны в обоих документах.

Что же означает ДТП в законодательстве, актуальном 2021 год:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Из определения делаем вывод, что для признания факта происшествия должны быть выполнены все перечисленные ниже условия:

  1. ДТП считается, только если автомобиль двигался по дороге,
  2. при этом, нужно, чтобы он участвовал в этом происшествии,
  3. в результате аварии должен быть нанесён вред либо здоровью или жизни человека (людей), либо имуществу (этому автомобилю, другим транспортным средствам или чему-либо другому).

Примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда событие относится к дорожному происшествию, а когда нет.

  • Согласно ПДД, дорога – это обустроенная или приспособленная поверхность земли или сооружения. Соответственно, столкновение автомобилей будет считаться ДТП, если оно произошло в поле на грунтовой дороге, к примеру, и не будет считаться, если это произошло там, где ни одна машина до этого не ездила. Однако, при разборе такого события инспектор ИАЗ ГИБДД или суд могут вынести и своё мнение на этот счёт. Например, укажут, что, двигаясь в голом поле вне приспособленной дороги автомобиль самим своим движением по участку земли уже приспособил её к движению. Следовательно, здесь уже будут все признаки дорожно-транспортного происшествия.
  • Если столкнулись 2 автомобиля, а на третий отлетела деталь и повредила его. В этом случае третий авто – тоже участник этой же аварии.
  • Если в результате взаимодействия машин пострадавших и повреждений нет, то это уже не ДТП, так как не выполнено одно из условий обозначения этого термина – вред имуществу, здоровью или жизни людей. К примеру, 2 авто ударились зеркалами, те просто сложились, но на них нет ни единой царапины или потёртости.

Тонкости отдельных видов происшествий

Выше мы рассмотрели стандартные довольно простые примеры столкновений транспортных средств. Но есть и более сложные, по которым сложилась неоднозначная судебная практика либо требуется разъяснение некоторых тонкостей. Давайте рассмотрим и такие примеры!

Бесконтактные ДТП

Это достаточно распространённый вид происшествий, когда между виновником и потерпевшим(и) не было прямого контакта. Давайте снова рассмотрим примеры таких столкновений:

  • виновник перестраивался, не уступив дорогу двигавшемуся в целевой полосе автомобилю, в результате чего тот, уворачиваясь, врезается в дерево, элементы дорожных сооружений, опрокидывается или сталкивается на встречной полосе с другим авто – причём, контакта между первоначальными транспортными средствами не было,
  • с таким же результатом виновник не уступает дорогу на перекрёстке или выезжая с прилегающей территории.

Как видим, почти все такие ДТП происходят в разрезе приоритета одного авто перед другим и неуступления дороги последним.

Но самое главное, выше одним из условий является участие транспортного средства в происшествии, чтобы это означало наличие факта ДТП.

А в примерах выше непосредственного участия виновник в столкновении не принимал, ведь контакта не было! Но это всё равно считается именно дорожно-транспортным происшествием, потому как речь идёт всё же о взаимодействии и так сложилась судебная практика 2021 года.

Дело в том, что, помимо самого определения в ПДД, которое предписывает, что значит ДТП в принципе, есть в законодательстве также более конкретные формулировки гражданской ответственности при таких событиях. Так, часть 3 ГК РФ указывает, что взаимодействие транспортных средств может быть не только столкновением. Именно поэтому участие автомобиля в происшествии означает не обязательно наличие контакта.

Именно так считает и Верховный суд России, который в одном из своих определений указал буквально следующее:

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия, следовательно, само по себе отсутствие факта непосредственного контакта (столкновения автомобилей) в дорожно-транспортном происшествии не изменяет характер правоотношений сторон по настоящему делу…

Но и здесь, конечно же, под одну гребёнку все дела суды никогда не ровняют. Решения, определения и иные нормативные акты Верховного суда являются обязательным для руководства нижестоящими судами, но выносить абсолютно аналогичные решения последние не обязаны, просто потому что ситуации бывают разные.

Тонкость ещё и в том, что есть пункт 10.1 ПДД, который обязывает водителя при возникновении опасности на дороге снижать скорость вплоть до полной остановки. И никаких кручений рулём и ухода в сторону и, тем более на встречную полосу. Именно такой довод чаще всего приводят виновники бесконтактных ДТП либо страховые, отказавшие в возмещении по ОСАГО потерпевшим.

Таким образом, вполне возможны и бывают в судебной практике 2021 года решения, когда судьи делают вывод: “нужно было тормозить и бить виновника, а не вертеть рулём”.

[attention type=red]

Чаще всего такие заключения встречаются, когда потерпевший в результате ухода от столкновения ушёл на встречную полосу движения и там столкнулся с другим автомобилем.

[/attention]

То есть речь идёт о бесконтактных ДТП, когда в результате именно маневрирования последствия печальнее, чем предположительно были бы, если бы потерпевший оттормаживался и бил виновника.

Стоящий автомобиль на парковке

Ещё одна нередко возникающая спорная ситуация – это авария со стоящим автомобилем. С одной стороны, определение ДТП включает в себя непременное условия движения машины. И, казалось бы, логично предположить, что если машина стоит на месте, то это уже просто дорожный инцидент.

С другой же стороны, уже не совсем логичным кажется, когда ТС остановилось на дороге на красный сигнал светофора и планирует на зелёный ехать дальше по своему пути. Но в него открывает дверь рядом стоящее припаркованное авто. По букве Правил это тогда не должно считаться ДТП… Но считается, и вот почему!

Дело в том, что судебная практика 2021 года твёрдо связывает процесс движения по дороге из определения дорожного происшествия с процессом самого дорожного движения. А у последнего также есть своё определение. Так, это совокупность общественных отношений, так или иначе связанная с перемещением людей и грузов с помощью транспортных средств и без них.

Обратите внимание на последне подчёркнутое сочетание. Таким образом, авария будет считаться ДТП, если она произошла в том числе:

  • при остановке на красный сигнал, чтобы пропустить пешехода, перед знаком “Стоп”, по требованию сотрудника полиции и так далее по причинам, именуемым в среде автозаконов “технической остановкой”,
  • при посадке и высадке пассажиров,
  • при погрузке и разгрузке груза,
  • и даже в случае припаркованного на стоянке автомобиля.

Так определил Высший Арбитражный суд ещё в далёком 2010 году:

В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона [Об ОСОАГО] под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении).

В свою очередь, в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации …

 установлено, что дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Данная совокупность включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов.

[attention type=green]

Однако, обратите внимание, что по прошествии более 10 лет в 2021 году суды при рассмотрении дел о стоянке автомобиля всё же больше склоняются к тому, что это не считается ДТП.

[/attention]

Следовательно, сотрудники ГИБДД данные инциденты на практике могут и не оформить, а возмещение по ОСАГО не получить.

Впрочем, когда речь идёт о парковке на придомовой территории, здесь чаще всего ОСАГО вовсе ни при чём, потому как речь идёт о пешеходах или велосипедистах, ударивших припаркованную машину.

Столкновение с предметами

Как частный случай ДТП со стоящим автомобилем можно рассмотреть ситуации, когда на автомобиль падает снег, сосульки, забор, ворота, кусок крыши, штукатурки или части стены здания и прочие предметы, покрытия и результаты осадков.

Но в данном случае в судебной практике всё немного проще:

  • если автомобиль двигался перед столкновением с предметами, то это по определению ДТП,
  • если же машина стояла припаркованная, то ГИБДД отказываются выезжать на такие происшествия и предлагают вызвать участкового полиции, так как ДТП это не считается.

Какие штрафы за ДТП?

Многие водители зачастую путают административную ответственность и гражданскую. Между тем, эти 2 понятия необходимо различать:

  • административное наказание – это, собственно, наказание – штраф, лишение прав, арест и другие меры в целях пресечения нарушений данным лицом в будущем, назначается полицией или судом,
  • гражданская ответственность – это возмещение вреда при его причинении тому, кому он был нанесён, возмещается добровольно, страховой компанией по ОСАГО либо через суд.

За сам факт происшествия ни для виновника, ни, тем более, для потерпевшего никакого административного наказания нет. Но есть санкции за последствия аварии в виде вреда здоровью и за гибель людей. Давайте рассмотрим их все!

Таблица штрафов за ДТП За что наказание? Размер санкции Норма закона
За причинение лёгкого вреда здоровью Штраф 2-2,5 тысячи рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет 12.24, часть 1 КоАП РФ
За средний вред здоровью Штраф 10-20 000 рублей или лишение прав на 1,5-2 года 12.24, часть 2 КоАП
За повреждение дорожных знаков и других сооружений в результате ДТП Штраф от 5 до 10 тысяч 12.33 КоАП
За тяжкий вред здоровью Ограничение свободы до 3 лет, либо принудительные работы до 2 лет, либо арест до полугода,либо лишение свободы до 2 лет. Статья 264, часть 1 УК РФ
За тяжкий вред, если водитель был пьян или скрылся с места ДТП Ограничение свободы до 5 лет, либо лишение свободы до 3 лет. Ч.2 ст. 264
За смерть одного человека Принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы до 5 лет. Ч.3 ст. 264
За смерть одного лица, если водитель был в состоянии опьянения либо скрылся Лишение свободы от 5 до 12 лет. Ч.4 ст. 264
За смерть 2 и более лиц в результате происшествия Принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 7 лет. Ч.5 статьи 264 УК
За гибель 2 и более людей, если водитель был в состоянии опьянения или скрылся с места аварии Лишение свободы на 8-15 лет.

Обратите внимание, что за вред здоровью или жизни наказывается только виновник ДТП. При этом, такой вред может быть нанесён не только пешеходу (например, когда водитель сбивает на переходе), а в том числе потерпевшему водителю-участнику аварии и даже пассажиру, находящемуся в авто водителя.

Более подробно о сроках лишения прав при ДТП мы рассказали в специальной статье об этом.

Источник: https://TonkostiDTP.ru/a/chto-takoe-dorozhno-transportnoe-proisshestvie-opredelenie-i-usloviya

Тяжкий вред здоровью при ДТП: что грозит водителю по статье УК РФ

Принято считать, что ДТП с тяжкими последствиями — это происшествие, в котором погибли 5 и более либо пострадали 10 и более человек.

Родственники пострадавших в ДТП всегда требуют самого жёсткого наказания для виновных.

Желают, чтобы водитель, по вине которого нанесён тяжкий вред здоровью при ДТП, тем более со смертельным исходом, был приговорён пожизненно или даже казнён.

Российское законодательство в самых крайних случаях разрешает приговорить к смертной казни. Зачинщики и виновники аварий на дорогах к этой категории приговорённых не относятся.

Классификация вреда здоровью при ДТП

Любой вред здоровью, который один человек наносит другому, подразделяется на два вида:

  1. Умышленный. В этом случае человек сознательно наносит увечья, травмы, побои, создаёт условия, в которых потерпевший покалечится или умрёт.
  2. Неумышленный. В этом случае, виновный может по незнанию, в целях самообороны, при ДТП стать причиной увечий, травм, смерти.

Неумышленный вред здоровью бывает:

  1. Лёгкий. Ситуация, когда пострадавший получил ссадины, ушибы, небольшое нервное потрясение. Может быть, вообще отказался от медицинской помощи или его отпоили валерианкой (как пример).
  2. Средней тяжести. Это тип вреда самый «скользкий» и непостоянный. Травмы после ДТП признаются средней тяжести, но очень часто через несколько лет после аварий могут появиться серьёзные последствия травм. В этом случае пострадавший или его близкие имеют право подать в суд снова и требовать признать не средний, а тяжкий вред здоровью. Стоимость лечения будет выплачивать виновный ДТП, исходя из решения суда. Суд, в свою очередь, опирается на неопровержимые доказательства судебных экспертов, которые письменно подтвердят, что проблемы со здоровьем, смерть, спустя долгое время наступили именно из-за аварии. Суд также может пересмотреть дело как уголовное и назначить срок тюремного заключения.
  3. Тяжкий вред. К этой категории относятся повреждения, которые ведут к потере жизни; потеря зрения или слуха; изуродование лица; повреждение и удаление органов (внутренних, в том числе); выкидыш, прерывание беременности на любом сроке; расстройства психики; утрата трудоспособности, в том числе и профессиональной не меньше 30%; смерть пассажира, пешехода, другого водителя, участника дорожного движения.

Если за лёгкий и доказанный средний вред здоровью следует административное наказание, то за тяжкий вред здоровью – только уголовное, даже за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности при ДТП.

Это означает, что водитель виновный в аварии, из-за которого кто-либо очень сильно пострадал или умер, стал инвалидом, потерял конечности или внутренние органы, проходит по уголовному делу. И совсем необязательно, чтобы он был пьян.

Почему всегда водитель виноват в ДТП по закону РФ

Если вам на уроках вождения твердили, что нужно ездить по правилам, тогда законом будет наказан только тот, кто сделал аварию, – можете забыть эту фразу. В Российской Федерации такого нет.

Частичную ответственность и наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями, летальным исходом всегда несёт и тот водитель, в чьей машине пассажир умер, стал инвалидом, получил другие тяжкие увечья. В РФ относительно управляющих транспортными средствами презумпции невиновности нет.

Поэтому судьи очень тщательно рассматривают каждый случай и стараются вынести максимально справедливый приговор.

Например:

  1. BMW и Audi столкнулись на перекрёстке.
  2. Обе машины получили повреждения.
  3. Пассажир BMW скончался спустя месяц от полученных травм.
  4. Судом были признаны виновными оба водителя на основании заключения судебной трасологической экспертизы.
  5. Основная вина падала на водителя Audi, но BMW под знаком STOP не притормозил на необходимое время.

В любых спорных ситуациях, когда трудно определить, какая машина виновата, отвечает за «тяжкие» водитель того транспортного средства, где скончался или получил повреждения пассажир.

Закон в России не идеален, поэтому суд рассматривает каждое происшествие индивидуально.

Учитывается абсолютно всё – вплоть до того, с какой целью была организована поездка, какие характеристики у обвиняемого водителя.

Какое наказание ждёт водителя

За тяжкие телесные повреждения при ДТП статья 264 УК РФ разделяет по пунктам каждую возможную ситуацию. Самое строгое наказание ждёт водителя, который был за рулём в нетрезвом виде. Хотя наказание за повреждения и нанесение вреда здоровью человека рассматривается статьями 111,112,115,118 УК РФ, при ДТП основой служит статья 264. В 2021 году утратила силу ст. 265 «Оставление места ДТП».

Нетрезвый водитель – это человек, который употребил спиртное. В юридический термин «в состоянии опьянения» входят не только выпившие люди, но и принимающие наркотики, психотропные, опьяняющие вещества.

Все эти лица, употребившие подобные средства и управляющие в таком виде транспортным средством наказываются тюремным заключением до 9 лет. Условного срока для них не полагается.

Кроме этого, человек лишается водительского удостоверения на срок от 1,5 до 3 лет и ему назначается штраф 30 – 50 тыс. руб.

В других случаях, когда водитель был трезв, могут дать от 1,5 лет условно с лишением права вождения на срок от 1,5 лет.

Осуждённые могут быть уволены с должности, если они были материально ответственными. Работать водителями также не смогут долгие годы (сколько – решит суд). Есть случаи, когда вас не имеют права уволить. Проконсультируйтесь с прокурором, адвокатом, которые вели ваше дело.

Обычно с должности снимают, когда человек работал в Администрации, в образовании.

[attention type=yellow]

Суд старается быть предельно объективным, рассматривает дело, не принимая ни чью сторону. Поэтому горячее желание потерпевшей стороны посадить виновного на долгие годы не является основанием для вынесения судейского решения.

[/attention]

Если вы прочитали статью 264 УК РФ, а после судебного заседания срок потерпевшего оказался не такой большой, это значит, что были собраны смягчающие приговор данные и доказательства.

Возмещения ущерба

При ДТП с тяжкими телесными повреждениями следует знать, что грозит водителю в материальном отношении, кроме санкции в виде лишения свободы:

  1. Восстановление повреждённого транспорта, грузов, финансово-экономического ущерба (по ОСАГО страховая компания возмещает потерпевшей стороне страховой случай, но не более 500 тыс. руб.).
  2. Компенсация морального вреда. Измеряется степенью психологического состояния близких родственников и последствий гибели, тяжкого травмирования пострадавшего. Потерпевшие могут затребовать несколько миллионов рублей. Но чтобы их требование было обоснованным, виновному разумнее будет требовать возмещения ущерба через суд. Например, человек сбил дедушку 75 лет, переходящего улицу ночью в неположенном месте. Родственники потерпевшего требуют 3 млн руб. за моральный ущерб. Оправдывают требование тем, что очень любили покойного и его утрата ничем незаменима. Виновный не в состоянии выплатить такую сумму, даже если продаст своё жильё. Он потребовал, чтобы потерпевшие взыскали с него компенсацию за моральный ущерб через суд. В ходе судебного разбирательства, были выяснены обстоятельства того, что пожилой человек ночью скитался один по дорогам, потому что его выгнали из дома родные. Кроме того, старик страдал болезнью Альцгеймера. Исходя их всех данных, суд постановил выплатить за моральный ущерб сумму, покрывающую расходы на ритуальные услуги, годовщину и надгробный камень – в общей сложности 300 тыс. руб. Сам виновный получил условный срок 1,5 года.
  3. Оплата всех расходов на лечение и реабилитацию пострадавшего. Если человек выжил, но находится в критическом состоянии, то виновный компенсирует расходы на лекарства, стационар, лечебный комплекс, инвалидное кресло и т. д. Но только, если есть подтверждающие документы (чеки, квитанции), направления, рецепты, заключения судебных медиков, лечащих врачей о том, что заболевание – это последствие аварии.

Мировое досудебное соглашение во многом упрощает судебный процесс. Если стороны между собой договорились о возмещении морального или другого ущерба, то факт передачи денег нужно зафиксировать в нотариально заверенном документе.

Для подсудимого это важно – вдруг родственники потерпевшего скажут, что им ничего не дали. Доказать обратное будет очень трудно.

Нюансы судебной практики

В российских судах по делам о дорожно-транспортных происшествиях со статьёй 264 широко используется ст. 73 УК РФ «Условное осуждение».

Очень часто водителей, совершивших ДТП непреднамеренно осуждают условным сроком.

Судебная практика если причинён тяжкий вред здоровью при ДТП, рассматривает и последствия своего решения – что будет с виновным в дальнейшем, если наказать его незаслуженным по факту максимальным сроком.

На такое решение влияет ряд факторов:

  1. Возраст обвиняемого. В РФ нет закона, запрещающего садиться за руль пожилым людям, старикам. Если обвиняемому 70 лет, то, скорее всего, это станет одной из причин условного срока.
  2. Общественные характеристики. Кто такой водитель, как он ведёт себя в обществе, насколько уважаем окружающими – ещё один плюс к смягчающему решению суда.
  3. Место работы, должность. Здесь рассматривается всё. Например, если человек работает водителем, то он несёт двойную ответственность за тех, кого возит.
  4. Характеристика с места работы.
  5. Награды, особенно федеральные, грамоты, поощрения.
  6. Ходатайства с места работы, профсоюза, по общественной деятельности.
  7. Ходатайство со стороны потерпевшего. Обычно такое случается, когда в произошедшем есть вина пострадавшего, или стороны урегулировали вопрос примирением, или виновный и пострадавший очень близкие родственники.
  8. Досудебное урегулирование вопроса и отсутствие претензий потерпевшей стороны.

Суд сопоставит все факты, смягчающие или усугубляющие положение виновного. Учтёт, что стороны мирно решали вопрос в досудебном порядке. Но приговор, если человек умер, будет соответствовать факту содеянного с учётом внешних влияний.

Вопрос о возмещении ущербов судья решает очень строго. Иногда люди хотят нажиться даже на собственном горе.

Какие виды ущерба компенсирует виновный водитель

Уголовный кодекс устанавливает несколько видов возмещения ущерба пострадавшим со стороны виновного:

  1. Материальный ущерб – стоимость разбитой машины, повреждённых ценных грузов и предметов, потери семьи в финансовом отношении в связи с травмой или гибелью человека.
  2. Ущерб здоровью – стоимость лечения, реабилитации компенсируется/оплачивается виновным в том объёме, который необходим. Но это не означает, что потерпевшая сторона может пользоваться этим и заменять дешёвое лечение дорогим без назначения врача и подтверждения судмедэксперта. То есть, осуждённый покрывает расходы на лечение в разумных пределах.
  3. Моральный ущерб – его степень определяют обычно судебные психологи, судмедэксперты. Проводят тесты с каждым из потерпевшей стороны. После чего пишут заключение в доступной для понимания суда форме.

Невозможно бесконечно платить за свои грехи. Поэтому не нужно смешивать понятия «возмещение ущерба» и «шантаж». Если потерпевшая сторона пожелает в лице обвиняемого приобрести бездонную кассу с деньгами, то виновный имеет право подать встречный иск.

Итак, тяжкий вред здоровью рассматривается судом в рамках уголовного дела. Основная статья для ситуаций с ДТП ст. 264 УК РФ. Водитель, совершивший аварию с трагичным, летальным исходом, лишается не только водительского удостоверения, выплачивает штраф, но и предаётся тюремному заключению, сроком от 6 месяцев до 5 лет. Срок может быть условным.

В состоянии опьянения (алкогольного или другого) человек несёт двойную ответственность. Поэтому наказание намного жёстче, но обязательно выявляется степень опьянения.

Срок заключения достигает 9 лет, водительское удостоверение отбирают на несколько лет, назначают штраф около 50 тыс. руб.

Компенсацию ущерба в досудебном порядке нужно оформлять у нотариуса, чтобы обе стороны имели гарантии передачи-получения денег. Если потерпевшие требуют непомерно высокой компенсации морального ущерба – оставьте разрешение вопроса на усмотрение судьи. Без специальной судебно-психологической, медицинской экспертизы, никто не сможет оценить степень адекватности требований родственников.

В российском законодательстве при любых непонятных следствию ситуациях виноват по закону водитель той машины, где скончался, получил увечья пассажир. Поэтому нужно быть предельно осторожными на дорогах – видеть не только траекторию своего движения, но и все манёвры, которые совершают другие участники движения.

Помогла статья? Оцените её Загрузка…

Источник: https://avtoved.com/dtp/info/tyazhkiy-vred-zdorovyu

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: