Проблемы нет. Только если назвать проблемой невозможность найти лаконичное объяснение,

Содержание
  1. Невозможность – грустная дырка
  2. С какими чувствами сталкивается человек, когда не может получить желаемое? 
  3. Что происходит с нашим ребенком внутри, что он чувствует, как переживает невозможность?
  4. Иногда важно сказать себе “стоп”
  5. Эффект Даннинга-Крюгера: Почему невежды думают, что знают абсолютно все
  6. Что стоит за эффектом Даннинга-Крюгера?
  7. Причина успешности некомпетентных людей
  8. Примеры эффекта Даннинга-Крюгера
  9. Дилемма – понятие проблемы, ее виды, решение
  10. Что такое дилемма?
  11. Виды дилемм
  12. Итог
  13. 26 ошибок мышления, из-за которых мы ничего не понимаем
  14. Почему мозг любит ошибаться
  15. Первая проблема мозга: слишком много информации
  16. Мы замечаем информацию, которую уже знаем
  17. Мы замечаем только необычные вещи
  18. Мы замечаем только изменения
  19. Мы любим свои убеждения
  20. Мы замечаем чужие ошибки
  21. Что делать с этой информацией
  22. 9 распространённых логических ошибок, которым подвержен и ты
  23. 1. Апелляция к большинству
  24. 3. «После» не значит «вследствие»
  25. 4. Апелляция к личному опыту
  26. 5. «Корреляция» не значит «прямая связь»
  27. 6. Порочный круг
  28. 7. Приписывание утверждений
  29. 9. Эквивокация

Невозможность – грустная дырка

Проблемы нет. Только если назвать проблемой невозможность найти лаконичное объяснение,

Иногда мы не можем получить то, что хочется. В жизни есть ограничения. Иногда их трудно принять. 

Наша взрослая часть при этом может все понять. Всю реальность и ограничения. Часто понимание это идет из головы. Разумом, логикой можно все объяснить. Только вот не всегда становится от этого легче. Потому что, кроме разума есть еще чувства. А вот с чувствами сложнее. Они непременно возникают в ответ на ограничения наших желаний и потребностей.  

С какими чувствами сталкивается человек, когда не может получить желаемое? 

Обида, злость, ярость, отчаяние, бессилие. 

Взрослая часть понимает –  это невозможно. Но если внутреннего принятия не происходит, или нет опыта пережить фрустрацию, или нет опыта пережить бессилие, включается наша детская часть.

Что происходит с нашим ребенком внутри, что он чувствует, как переживает невозможность?

Возник перед глазами образ маленького ребенка, который увидел что-то яркое, «вкусное», интересное, новое, то, чего у него никогда не было, или то, о чем он мечтал. И вот он уже широко раскрыл глаза, ждет, возбужден, в восторженном предвкушении. И тут ему говорят: “нет”… Просто “нет” и все, не объясняя причину, не утешая, если он расстроен. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

А ребенок не понимает, почему так. Он еще не может понять ограничения, которые есть в мире. Он не понимает и продолжает ждать. Очень часто он находит причину в себе. Или ему говорят “ты не заслужил, вот будешь послушным, получишь”

Так у него появляется знание, что нужно “заслуживать”. И любовь в том числе. 

Внешне он может смириться, сделать вид, что понимает. Но в глазах его слезы, в душе – обида и отчаяние. Он не может понять, что причина не в нем.

Ему кажется, что это он что-то не так делает, не достаточно хорош, и вина его, что получить не может.

Ждет, преданно заглядывает в глаза в поисках  ответа на свой вопрос: “что мне еще сделать, чтобы получить? У тебя есть, я знаю, ты можешь мне это дать.

[attention type=yellow]

Может мне стишок рассказать, может песенку спеть, может, чтобы меня похвалили воспитатели? Я буду делать все, что ты скажешь. Только дай  то, что мне так нужно!”

[/attention]

И дальше… “смотри, я умный, я хорошо учусь. Смотри, меня все хвалят. Видишь, у меня хорошие оценки? Видишь, я учусь в хорошем вузе, еще вот и во втором, я многого достиг. Меня уважают, ценят окружающие. Еще мало, еще я не такой? Хорошо… я буду стараться дальше…”

И вот потом, во взрослой жизни, мы находим человека, который, как нам кажется, может и готов дать то, что нужно. Кажется, что у него это есть, должно быть, обязательно.

Он видится нам как Дед Мороз с мешком подарков и конфет за плечами. Вот он протягивает вам конфету. Она вкуууусная! Вы хотите еще, у него же много! У него в этом мешке столько яркого, вкусного, манящего… Как будто рядом есть источник, неиссякаемый, и только нужно понять, как же он включается.

А если он больше не дает? Ни конфет, ни подарков, ни внимания? Но многие же наверняка знают, что нужно сделать, чтобы получить подарок от Деда Мороза? Правильно – заслужить! 

Грустно… Но очень многим знакомо. Стремление быть хорошим, заслужить любовь, во что бы то ни стало. Отказаться от этого стремления, как будто отказаться от чего-то очень важного.

Но только рядом не Дед Мороз… не Волшебник, не всемогущий Родитель. А обычный человек, со своими возможностями, ограничениями, чувствами. И он может дать только то, что может, по своим собственным причинам.

Но пока мы думаем, что причина в нас, что мы недостаточно хороши и именно поэтому не можем получить желаемое, может продолжаться эта бесконечная гонка – доказать, заслужить. Тогда еще и создается иллюзия контроля, что все в ваших руках, только …надо еще постараться.

Иногда важно сказать себе “стоп”

Столкнуться с собственным бессилием и пережить его, понять, что причина не в нас, а просто так бывает – вот выход из ситуации. Пережить утрату, а невозможность – это всегда утрата, утешить себя, погрустить.

Столкнуться с собственным бессилием и принять невозможность – это еще и отказаться от иллюзии собственного контроля и всемогущества. 

Иногда лучше погрустить, чем еще  раз постараться.опубликовано econet.ru.

Когда человек расстроен, он ест конфеты. Наверное, ими он затыкает дырки в себе. Мальчик наконец-то понял, почему конфеты в коробках бывают и круглые, и квадратные, и треугольные. Просто никто не знает заранее, какой формы будет его грустная дырка. 
 

Надея Ясминска

Людмила Фисенко

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/184264-nevozmozhnost-grustnaya-dyrka

Эффект Даннинга-Крюгера: Почему невежды думают, что знают абсолютно все

Проблемы нет. Только если назвать проблемой невозможность найти лаконичное объяснение,

Приходилось ли вам замечать, с какой уверенностью в себе обычно говорят невежественные личности? А то, как по-настоящему умные люди постоянно сомневаются в себе? В конце 90-х двое исследователей решили найти объяснение этому феномену. Так появилось понятие «эффект Даннинга-Крюгера».

Эффект Даннинга-Крюгера – это искажение восприятия, заставляющее менее компетентных людей переоценивать свои способности, а более компетентных – их недооценивать. Все мы в какой-то момент своей жизни чувствовали на себе или были свидетелями этого явления со стороны.

Эффект Даннинга-Крюгера вступает в действие в тот самый момент, когда невежда начинает думать, что знает абсолютно все, или когда действительно умный человек считает себя невеждой.

Люди, страдающие от когнитивного искажения реальности, живут в иллюзорном мире собственного превосходства над окружающими. А еще они склонны недооценивать тех, кто обладает более обширными знаниями.

Наглядно показать этот эффект помогло исследование, проведенное в 1999 году двумя исследователями Корнелльского университета Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом.

[attention type=red]

Один из наиболее любопытных фактов этого исследования связан с тем, что этот эффект является явлением исключительно западной цивилизации.

[/attention]

Когда ученые попытались воспроизвести их исследование в Азии, результаты оказались прямо противоположными.

Что стоит за эффектом Даннинга-Крюгера?

Эффект Даннинга-Крюгера исходит из того, что те, кому не хватает знаний или опыта работы, не осознают своих слабых сторон. Другими словами, та самая некомпетентность, которая заставляет их принимать плохие решения, мешает им осознать свою проблему. Не замечают они ее и в других людях.

На самом деле существует отдельный тип интеллектуально заурядных личностей, которые зарабатывают себе на жизнь с твердым убеждением о том, что они являются харизматичными гениями. Зачастую причиной такого поведения является привлекательность этой черты для других людей.

«Некомпетентные личности всегда выдают себя за экспертов, жестокость за благочестие, грешников за праведников, ростовщиков за благодетелей, недалеких умом за патриотов, невежд за смиренных, вульгарных за элегантных, а слабоумных за интеллектуалов», – Карлос Руис Сафон.

Результаты исследований Крюгера и Даннинга можно интерпретировать по-разному. Однако эффект, как правило, всегда остается неизменным: из всех людей, которые выполняют конкретное задание, наименее квалифицированные верят в свою отличную подготовку. С другой стороны, лучшие среди участников склонны сомневаться в своих навыках.

Причина успешности некомпетентных людей

Объясняется это удивительной гипотезой о несправедливости мира. Согласно ей, вы заслуживаете именно тех результатов, которых добиваетесь в жизни. Люди с таким мировоззрением верят, что они находятся там, где им положено быть, исходя из их заслуг.

Мы каждый день видим, как некомпетентные люди верят в то, что они лучше, чем являются на самом деле. Важно отметить, что Даннинг и Крюгер так и не смогли доказать, что некомпетентные личности считают себя лучше компетентных. Они просто убеждены в том, что они лучше, чем на самом деле, и готовы во всеуслышание кричать об этом.

Есть существенная разница между тем, как некомпетентные люди воспринимают свою продуктивность труда и какой она является на самом деле. А высококвалифицированные работники более объективны в оценке своей реальной эффективности и способностей.

Эффект Даннинга-Крюгера усложняет попытки некомпетентных людей стать лучше. Им ни за что не исправить собственные недостатки, пока они не осознают свои ошибки. С другой стороны, искажение реальности сдерживает и компетентных людей, мешая им реализовать свой потенциал. Вот почему для успеха так важно быть уверенным в себе.

Примеры эффекта Даннинга-Крюгера

Если у вас нет склонностей к изучению иностранных языков, вам может быть непросто осознать это. Дело в том, что вам не хватает нужных навыков, чтобы отличить настоящего носителя языка от ненастоящего.

Если вы не воспринимаете на слух разницу между двумя разными фонемами, то как вы определите, у кого правильное произношение? Если бы вы знали лишь несколько слов на иностранном языке, то как бы оценили свой словарный запас по сравнению с другими людьми?

Или, быть может, вы уже не раз слышали, как кто-то постоянно говорит о вещах, о которых не имеет ни малейшего понятия, а те, кто обладает необходимыми знаниями, молчат. Примеры данного эффекта можно заметить и в масс-медиа. Так, люди обращают внимание на тех, кто говорит с уверенностью в голосе, пускай и неправду.

Источник: https://www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2021/10/effekt-danninga-kryugera-pochemu-nevezhdy-dumayut-chto-znayut-absolyutno-vse/

Дилемма – понятие проблемы, ее виды, решение

Проблемы нет. Только если назвать проблемой невозможность найти лаконичное объяснение,

Не единожды в своей жизни человек становится перед дилеммой.

Понятие дилеммы подразумевает, что человек должен принять некое важное решение, требующее его осознанного подхода, взвешивания всех «за» и «против», столкновения с трудностями после принятого решения.

Существует множество вид дилемм, что зависит от ситуации и от методов их решения. О том, как делать выбор, когда вы столкнулись с ситуацией, где два и более решения взаимно исключают друг друга, но оба важны, расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Что такое дилемма, лучше расскажут примеры:

  1. Куда пойти на работу: туда, где не требуется опыт работы и платят сразу 1000 рублей в день, или туда, где возможен карьерный рост и наработка полезных навыков, однако требуется хотя бы образование по специальности?
  2. Кого выбрать: молодого и энергичного парня, который может быть бабником, или зрелого и спокойного мужчину, который может оказаться неинтересным и скучным?
  3. Что одеть на собеседование при приеме на работу: строгий костюм или скомпоновать наряд из отдельных деталей?
  4. Как вылечить серьезное заболевание: с помощью врачей в своем городе или отправиться в другую страну, где дают гарантии выздоровления?

Дилемма – это не тогда, когда вам очень легко сделать выбор и принять решение. Наоборот, дилемма – когда вам нужно решить некий вопрос, с которым вы мучаетесь уже несколько дней и даже недель, потому что не можете сделать выбор, не знаете другого решения, поскольку известные варианты вас не устраивают, не можете избавиться от проблемы, не решив ее.

Дилемма – это решение важного вопроса, а варианты решения взаимно исключают друг друга, одинаково важны и ценны человеку, поэтому он не может сделать выбор.

Если кто-то оказывался в любовном треугольнике, где за его сердце боролись сразу два кандидата – интересных, красивых, привлекательных, то каждый может сказать, как сложно сразу принять решение, от кого отказаться, а с кем начать строить отношения.

Здесь сразу можно обозначить одну из причин возникновения дилемм, то есть невозможности мгновенно принять решение и довольствоваться им, — отсутствие полной информации о тех объектах, между которыми человек выбирает. Когда человек плохо знает других людей, ему трудно решить, кто из них больше подходит на ту роль, которую он им предлагает. Например:

  1. Работодателю трудно понять, кто лучше подходит на предлагаемую им должность, когда у одного есть опыт, но нет образования, а у второго есть образование, но нет опыта.
  2. Девушке трудно выбрать между двумя мужчинами, где один является богатым, но не любимым, а второй любимый, но не богатый.

Когда человек плохо знает других людей, ему трудно сразу сделать выбор. То же самое касается и ситуаций, когда человек выбирает между явлениями, предметами или еще чем-то. Например, человеку трудно сделать выбор между двумя автомобилями, которые стоят одинаково. Один автомобиль является престижным, но бывшего употребления, а второй – новым, но не престижным.

Что такое дилемма?

С дилеммами сталкиваются все люди. Например, при наличии ограниченного количества денег каждому приходится в магазине отказываться от чего-то одного, чтобы приобрести другое.

Однако если в магазине приходится решать дилемму мгновенно, как бы печально ни было выкладывать из корзины желаемые продукты, то по жизни человек может месяцами не решать какого-то вопроса, дожидаясь удачного случая либо вообще все пуская на самотек.

Что такое дилемма? Это проблема, которую человеку нужно осознанно решить, выбрав при этом между двумя равнозначными и одинаково важными вариантами, которые исключают друг друга.

Простыми словами это можно представить как нахождение человека на перепутье, где ему нужно однозначно решить, направо или налево он пойдет. Третьего варианта, который мог бы включать два предыдущих, не существует, в чем и заключается суть дилеммы.

Нужно пойти либо направо, либо налево, что приведет к следующему:

  1. К отказу от другого варианта решения проблемы. Человек, выбирая первый вариант, отказывается от второго, как и наоборот: при выборе второго варианта отказывается от первого.
  2. К получению определенных последствий. Человек наверняка уже продумывал, какое будущее наступит, когда он предпочтет тот или иной вариант решения проблемы. Причем каждый вариант предлагает свое будущее, которое не будет реализовываться, если выбрать другой вариант решения.
  3. К получению определенных лишений. Почему возникла дилемма? Потому что человек понял, что если он выберет какой-то из вариантов, то будет лишен неких привилегий, которые ему давались при выборе другого варианта. Если девушка выберет богатого мужчину, то она лишится любви, а если выберет любимого мужчину, тогда будет жить в нищете. Выбор становится мучительным, поскольку девушка хочет жить и в любви, и в богатстве. Однако те варианты, которые у нее имеются, не позволяют достичь желаемого.
  4. К получению определенных благ. За каждым вариантом решения проблемы стоит некое благо, от которого человек не способен отказаться. Выбор был бы легким, если бы за каким-то вариантом человек не видел ничего важного и полезного для себя. Однако дилемма возникает, когда оба взаимоисключающих варианта дают ему определенные блага, которые, с его точки зрения, равнозначны.

Все люди сталкиваются с дилеммами. Здесь можно вспомнить о том, что человек периодически вынужден решать, следовать ему своим желаниям или жить по нормам общества. Не каждое поведение поощряется обществом, однако оно может позволить достичь желаемой цели. Что человек выберет в данном случае?

Нравиться другим людям или жить так, как хочется, но при этом учиться получать любовь и поддержку лишь от себя и каких-то личностей, которые тоже согласны с таким образом жизни? Быть общественным человеком и подстраиваться под окружающих или жить в свое удовольствие, имея лишь ограниченный круг единомышленников? Постоянно человек вынужден решать дилеммы, где варианты взаимно исключают друг друга и дают определенные блага, от которых сложно отказаться.

В психологии дилемма представляет определенный интерес, поскольку речь идет о проблеме, где варианты решения не дают полного удовлетворения и счастья. Нередко здесь можно услышать о том, что выбор делать не нужно, а лучше найти такой вариант решения проблемы, который бы полностью удовлетворял запросам человека.

Однако такие ситуации случаются редко.

Зачастую человек становится именно перед дилеммой, где при выборе одного из вариантов он лишается привилегий второго решения и сталкивается с определенными трудностями, которые бы не возникли, если бы он принял иное решение (однако и при другом решении были бы трудности, которые не возникнут при выборе первого решения).

Таким образом, дилемма – это проблема, при которой:

  1. Человек не может полностью удовлетворить свои потребности, иначе вопрос был бы очень быстро решен.
  2. Человек вынужден выбирать, от каких благ отказаться ради приобретения других благ.
  3. Человек вынужден выбирать, с какими трудностями столкнуться, чтобы не сталкиваться с иными проблемами.
  4. Человек вынужден выбирать, какое будущее строить, при этом оно будет лишено тех привилегий, которые могли бы у него быть, если бы он выбрал иной вариант решения.

перейти наверх

Виды дилемм

Выделяют две виды дилеммы: моральную и этическую.

Моральная дилемма – когда проблема касается лично человека, при этом каждый вариант решения проблемы требует от него нарушения определенных моральных принципов.

Этическая дилемма – это проблема социального плана, где варианты решения затрагивают нормы социума. Что бы человек ни выбрал, а ему придется нарушить моральные или этические законы.

Человек каждый день делает выбор. Многие этого не замечают, но вы уже делаете выбор, начиная с самого утра. На каждом шагу вы выбираете: во сколько проснуться, чистить зубы или нет, как доехать до работы, поздороваться с начальником или нет и т. д.

[attention type=green]

Конечно, вам кажется, что не вы делаете выбор, а вы вынуждены себя тем или иным образом себя вести, поскольку того требует от вас общество и правила приличия. Но вы уже делаете выбор действовать в соответствии с теми правилами и требованиями, которые к вам выдвигает общество, а не думать своей головой и самому решать, как поступать.

[/attention]

Даже ничего не делать, не выбирать – это тоже выбор. Вы выбрали вместо действия бездействие – это тоже выбор, за которым следуют свои последствия.

Почему человеку трудно сделать выбор, особенно когда он делает это сознательно, понимая, что нужно принять какое-то решение? Здесь есть два значительных фактора.

1 – Сомнения. Сомнения сами по себе энергозатратны. Если вы сомневаетесь, какое решение принять, то вы больше устаете и тратите сил в процессе переживания своих сомнений. Не само решение у вас отнимает силы, а ваши сомнения, которые возникают, когда вы боитесь выбрать тот или иной вариант.

2 – Равнозначность решений. Особенно тяжело человеку сделать выбор, если варианты равнозначны между собой. Когда человек одинаково ценит и тот, и другой вариант выхода из ситуации, ему легче отложить принятие решения на потом. Но на самом деле человек откладывает решение своей проблемы до тех пор, пока другой индивид за него не сделает его.

Человеку трудно сделать выбор, потому что тогда ему придется отказаться от чего-то одного ради другого. Вот почему ему легче не делать никакого выбора, и он говорит: «Я пущу все на самотек, ничего не буду решать. Как мне суждено, так оно и будет». И здесь человек снова перекладывает ответственность за принятие решения на других – на судьбу.

Якобы судьба должна решить, как человеку жить дальше. Она-то решит рано или поздно. Но вот человек уже снова сделал свой выбор: судьбе решить его дальнейшую жизнь, а не самому выбирать и отвечать за свой выбор.

И снова человек ведет себя, как слабый раб, который не может сделать выбор сам и понести ответственность за все последствия, которые потом за ним потянутся.

перейти наверх

Если человек сталкивается с дилеммой, значит, он вынужден решить некий вопрос. Проблем бы не было, если бы дилемму можно было переложить на волю другого человека. Однако сначала тот, кто с ней столкнулся, должен принять решение, чтобы потом уже все остальные делали свой выбор.

Решение дилемм затрудняется тем, что человек не видит полного удовлетворения своих желаний при выборе одного из вариантов. Также он не имеет возможности отказаться от выбора одного из вариантов, поскольку только они ему и предоставлены. Человеку приходится выбирать между тем, чего ему лишиться и с чем неприятным столкнуться, если он что-то выберет.

Вот почему нередко люди стараются как можно надольше оттянуть  момент принятия решения. Они стараются не говорить на тему дилеммы, ее избежать, порой начинают логически рассуждать, чтобы как-то снизить напряжение в данном вопросе. Однако рано или поздно приходится делать выбор. Как его совершить?

  1. Четко поставить вопрос, в котором и заключается дилемма.
  2. Четко определиться со всеми фактами и составляющими дилеммы.
  3. Найти еще варианты решения проблемы, которые менее заметны, нежели два наиболее вероятных решения.
  4. Каждый из вариантов проанализировать на пользу, эффективность, нужность. Если не хватает какой-то информации о вариантах, тогда узнать ее.
  5. С какими трудностями и лишениями человек готов столкнуться, когда он сделает свой выбор?

Здесь не помешает вспомнить о том, к каким целям человек желает прийти, пока он находится в процессе их достижения. Человек столкнулся лишь с проблемой того, как ему перейти реку, чтобы снова встать на путь, ведущий к его счастью.

Если он забудет о том, куда он идет, и заострит внимание на том, что ему делать с речкой, тогда он точно застрянет и остановится. Какую цель вы в итоге желаете достичь при решении рассматриваемой дилеммы (речки)? Выберите тот вариант, который наибольше способствует достижению вашей цели.

Конечно, он не будет вас полностью удовлетворять. Однако он точно ведет к тому, о чем вы мечтаете, в отличие от второго варианта.

перейти наверх

Итог

Дилеммы всегда трудно решаются. Не стоит думать, что какое-то решение полностью вас удовлетворит, иначе дилеммы бы не существовало. Но помните о том, что после вашего решения вы должны оказаться на шаг ближе к своей цели. Это поможет вам понять, какой вариант решения вам выбрать в той ситуации, которая оказалась для вас дилеммой.

Источник: https://psytheater.com/dilemma-ponyatie-i-reshenie.html

26 ошибок мышления, из-за которых мы ничего не понимаем

Проблемы нет. Только если назвать проблемой невозможность найти лаконичное объяснение,

Ошибки надо исправлять. А чтобы это сделать, их нужно найти. Когнитивные искажения ловко маскируются под нормальные мыслительные процессы — никому в голову не придёт, что в рассуждениях что-то пошло не так.

Когнитивных искажений много. В «Википедии» приводится 175 способов самообмана — огромное число. Некоторые чем-то похожи, какие-то дублируют друг друга. Выучить и постоянно знать все невозможно, но время от времени полезно просматривать список ошибок, находить свои любимые и избавляться от них.

Почему мозг любит ошибаться

Каждое искажение зачем-то нужно. Они появились в процессе развития мозга, чтобы помочь человеку адаптироваться в мире, не сойти с ума, сберечь энергию и время.

Бастер Бенсон, тренер и блогер, потратил месяц, чтобы изучить и рассортировать их: сделал таблицу, вычистил дубли, сгруппировал основные ошибки. У него получилось 20 шаблонных сценариев, по которым работает мозг.

Эти сценарии решают четыре главные проблемы:

  1. Как справиться с информационной перегрузкой.
  2. Как действовать, когда ты ничего не понимаешь.
  3. Как действовать быстро.
  4. Как запомнить важное и не запоминать ненужное.

Сегодня мы разберём когнитивные искажения, которые решают первую проблему.

Первая проблема мозга: слишком много информации

Каждый день мозг переваривает кучу данных, начиная с того, как ярко светит солнце, заканчивая мыслями, которые лезут в голову перед сном. Чтобы не захлебнуться информацией, приходится выбирать, о чём думать, а на что не обращать внимания. Мозг использует несколько приёмов, чтобы выдёргивать важные сведения.

Мы замечаем информацию, которую уже знаем

Повторение помогает запоминать — это правило работает, даже если мы не заучиваем информацию специально. Мозгу удобно замечать то, что он и так знает. Эту особенность поддерживает несколько искажений.

Эвристика доступности. Мы на любую новую информацию клеим ярлыки, опираясь на воспоминания и ассоциации, которые возникают в памяти сами собой. В этом есть логика: если что-то можно вспомнить, значит, это важно.

Ну или по крайней мере важнее, чем то, что вспомнить трудно. А что возникает в памяти само по себе? То, что вас зацепило. То, что случилось с вами или с близкими. То, что можно посмотреть, потрогать, понюхать. В общем, скудный личный опыт.

Его-то мы и используем, чтобы понимать всю новую информацию.

Например, знакомый специалист уехал в столицу и отлично там устроился. И нам кажется, что все жители столицы занимают крутую должность и получают огромную зарплату.

Ошибка базового процента. Мы игнорируем статистику, зато обращаем внимание на частные случаи и делаем выводы на основе неполных данных. Например, после прививки от гриппа вы простудились, значит, будете считать её вредной. По статистике прививка спасает миллионы жизней, но вам всё равно: когнитивным искажениям плевать на правду.

Отклонение внимания. Мы замечаем то, о чём думаем. Мы обращаем внимание на то, что волнует, а если что-то нам неинтересно, мы этого и не увидим.

[attention type=yellow]

Кто много думает об одежде и интересуется брендами, с ходу заметит новую сумку у коллеги, будет обращать внимание на одежду других.

[/attention]

Кто не отмечает праздники, тот забывает поздравить друзей и близких — это просто не входит в круг его интересов.

Иллюзия частоты. Мы начинаем замечать предметы, которые изучаем и которые нас недавно заинтересовали. Например, вы прочитали статью о здоровом образе жизни и решили заниматься спортом, считать БЖУ. И вдруг оказалось, что на каждом углу стоит фитнес-центр или магазин спортивного питания. Раньше их не было? Были, но вы не обращали на магазины и спортзалы внимания.

Эффект мнимой правды. Тенденция верить сведениям, которые повторяют много раз. Давно известно: если сто раз сказать человеку, что он свинья, на сто первый раз он хрюкнет.

Мнимую правду активно используют для пропаганды, ведь так удобно заставлять людей верить во что-то, повторяя это много раз.

Эффект знакомства с объектом. Из нескольких объектов мы выбираем тот, с которым уже знакомы или о котором слышали. И чем лучше мы что-то знаем, тем больше оно нам нравится.

На этом искажении работает реклама: мы услышали о стиральном порошке, пришли в магазин и купили его просто потому, что он кажется лучше, ведь о нём мы хоть что-то знаем. И раз за разом покупаем этот порошок, не пробуя другие: а что, ведь мы давно его используем.

 Это искажение бережёт от необдуманных поступков, но помните, что лучшее — враг хорошего.

Эффект контекста. Окружающая среда влияет на восприятие стимулов. Даже умственные способности зависят от окружающей обстановки: удобнее читать и запоминать текст в светлой комнате и в тишине, а не в душном метро. Этот эффект тоже используют в маркетинге.

Если вы пришли в магазин и выбираете товары в приятной обстановке, то вы согласны на более высокую цену. Одна моя знакомая продавала квартиру и перед приходом покупателей пекла булочки с корицей и ванилью. Квартиру наполнял приятный аромат и тепло.

В итоге жильё удалось продать в полтора раза дороже рыночной цены, и это только благодаря булочкам.

Забывание без контекста. Мозг не умеет искать информацию по ключевым словам. Иногда нужно вспомнить что-то важное, но не получается.

Требуется ассоциация, чтобы вытащить из памяти нужные сведения.

Например, на экзамене никак не приходит в голову определение, но вот шелест страниц тетрадки или запах бумаги напоминают, как вы писали конспект, как учили термины, — и вот оно, определение.

Стимулом, который помогает вспомнить всё, служат разные раздражители — от звуков и запахов до вашего настроения.

Разрыв эмпатии. Мы недооцениваем влияние внутренних факторов на поведение. Даже таких банальных, как голод и жажда. Сытый голодного не разумеет — в буквальном смысле. Когда хочется на кого-то наорать, может, стоит перекусить или вздремнуть, а не ругаться. Поэтому мы не понимаем чужих поступков. Мы же не знаем, в каком состоянии человек их совершил.

Недооценка бездействия. Вредные поступки мы осуждаем. А не менее вредное бездействие — нет. «Но я же ничего не сделал!» — в чём тут человека обвинить? Поэтому, когда нужно действовать, мы стоим в сторонке и ничего не предпринимаем. Так безопаснее.

Мы замечаем только необычные вещи

Причудливые, смешные, яркие, выстреливающие сведения заметнее, чем скучные и рутинные. Мозг преувеличивает важность всего удивительного и пропускает всё обыкновенное.

Эффект изоляции. Отдельно стоящие и нестандартные объекты запоминаются лучше, чем похожие. Это как цифра в ряду букв, шутка в скучной лекции, заметная упаковка на полке с одинаковыми товарами. А если все упаковки яркие, то выделится минималистичная. Сюда же относится эффект приоритета изображения: картинки запоминаются лучше, чем текст. А уж картинка в тексте — тем более.

Эффект соотнесения с собой. Чем сильнее новая информация связана с нами, тем легче её запомнить. Если герой книги похож на нас, его приключения остаются в памяти надолго.

Эффект причастности. Мы считаем, что дело или вещь, которую создали мы, важнее, чем вещи, которые создали другие. Это наш ребёнок лучше всех на свете, наш проект самый полезный, наш отдел больше всех работает на благо компании.

Склонность к негативу. Мы переоцениваем значение отрицательных вещей. Поэтому так популярны криминальные хроники, поэтому тянет посмотреть ток-шоу, в которых у героев всё очень плохо.

Причём один мелкий недостаток способен перечеркнуть множество положительных черт. Это та самая ложка дёгтя, которая портит всем и всё.

Во всём прекрасный человек ковыряет в носу, и мы считаем это показателем, по которому стоит оценивать даже его работу.

Мы замечаем только изменения

Мы оцениваем вещи и события не по тому, какие они, а потому, что с ними произошло. Если случилось что-то хорошее, мы считаем всё событие положительным, и наоборот. А когда мы сравниваем две вещи, то смотрим не на их сущность, а на их отличия. Сложно? Посмотрим на примерах.

Эффект якоря. Искажение при оценке числовых значений. Если нас познакомить с объектом и указать рядом с ним число, то мы будем принимать решение, опираясь на это число.

Например: благотворительный фонд отправляет письма с просьбой пожертвовать деньги, сумма любая, минимального ограничения нет. Но в одном письме фонд пишет: «Дайте хотя бы 100 рублей», а в другом: «Хотя бы 200 рублей».

Человек, который получил второе письмо, заплатит больше.

Это искажение используют в рекламе и в магазинах, когда указывают скидку на товар.

Эффект контраста. Всё познаётся в сравнении. И от этого сравнения зависит наша оценка события. Например, человек радуется тому, что купил какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как узнаёт, что в соседнем магазине эта же вещь стоит в два раза дешевле.

Фрейминг. Мы реагируем на событие в зависимости от того, как оно описано, и умеем менять отношение к ситуации. Классический пример: стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст. Можно после потери денег сказать: «Мы потеряли половину капитала», а можно: «Нам удалось сохранить половину средств». В первом случае мы проиграли, во втором выиграли, хотя событие одно.

Консерватизм. Когда мы получаем новые данные, которые противоречат сложившейся картине мира, мы очень медленно их обрабатываем. И ещё медленнее меняем свои взгляды. Информацию, которая не покушается на старые убеждения, мы осваиваем быстрее. А всё из-за лени: куда проще не заметить данные, чем перестроить свои взгляды.

Денежная иллюзия. Мы оцениваем количество денег по номиналу. Миллион — это много. Хотя, если разобраться, это не так уж много, особенно если это миллион в слабой валюте. Мы оцениваем число, а не реальную стоимость денег. А их реальная стоимость складывается из того, сколько можно купить товаров на эту сумму.

Необъективная оценка отличий. Когда мы рассматриваем предметы по отдельности, мы замечаем между ними меньше различий, чем если сравниваем их одновременно.

Порой невозможно различить близнецов, но, когда они рядом, их не перепутаешь. Или иногда ужин кажется не таким уж жирным. Подумаешь, там же просто макароны из твёрдых сортов пшеницы и котлета.

А вот сравнишь такую тарелку с салатом и куриной грудкой — сразу видна разница.

Мы любим свои убеждения

Мы любим советы, которые подсказывают уже принятое решение. Мы плюём на детали, которые противоречат нашим убеждениям.

Предвзятость подтверждения и селективное восприятие. Мы ищем информацию, которая подтверждает знания и позицию. Это причина вечных споров и непримиримой вражды. Допустим, человек решил, что во всех его бедах виноват заговор. Он найдёт доказательства, что всё именно так. Любые аргументы противников пропустит мимо ушей либо скажет, что оппоненты и есть главные заговорщики.

Искажение в восприятии выбора. Сначала мы делаем выбор, потом оправдываем его. Сначала покупаем вещь, потом придумываем, зачем она нам нужна.

Чем хуже выбор, тем сильнее разыгрывается фантазия в поисках причин, которые оправдают наши поступки.

Эффект страуса. А это причина, по которой мы не замечаем негативную информацию, которая говорит о нашем выборе. Как в детстве: раз я вас не вижу, то и вы меня не видите, я спрятался.

Эффект ожидания наблюдателя. Наши ожидания определяют наше поведение. Если мы верим, что регулярные пробежки помогут похудеть, мы занимаемся чаще, чем если не верим в успех. В обратную сторону это тоже работает: если мы не ждём, что сможем выполнить задание, то делаем его кое-как.

Мы замечаем чужие ошибки

А вот свои признавать не хотим. Так что прежде, чем думать, что вы окружены идиотами, посмотрите на себя. Может, вы пропустили какое-то искажение?

Слепое пятно. Мы не видим когнитивных искажений в собственном мышлении. Тем они и коварны, что их трудно найти.

Наивный реализм и наивный цинизм. Кого мы считаем нормальным человеком, ориентиром, по которому оцениваем всех и всё? Конечно, себя. И тот, кто с нами не согласен, не прав.

Что делать с этой информацией

Читать и перечитывать. Здесь перечислены только те ошибки, которые мешают воспринимать информацию, и их условно можно разделить на четыре группы:

  1. Мы не любим новую информацию.
  2. Мы обращаем внимание только на необычное, но не думаем о рутине.
  3. Мы не умеем объективно сравнивать предметы.
  4. Мы не замечаем своих ошибок.

Из ложных данных нельзя сделать правильные выводы, как ни старайся. Поэтому эти когнитивные искажения так опасны: мы выстраиваем картину мира, которая не может работать.

Если в следующий раз, принимая решение, вы вспомните несколько искажений и сможете их исправить, то сделаете правильный выбор. А мы расскажем, какие ещё искажения есть в мире.

Источник: https://Lifehacker.ru/cognitive-bias-1/

9 распространённых логических ошибок, которым подвержен и ты

Проблемы нет. Только если назвать проблемой невозможность найти лаконичное объяснение,

Если при поиске ответа на простые логические вопросы ты впадаешь в лёгкий ступор — возможно, это хороший знак. Очень многие из них составлены настолько безграмотно, что реально не имеют единого правильного ответа.

Логические ошибки, о которых пойдёт речь дальше, можно сравнить с компьютерными вирусами: они мешают стабильной работе системы и значительно усложняют коммуникацию.

Часто именно из-за большого количества логических ошибок диалог между людьми теряет всякий смысл или становится вообще невозможным.

1. Апелляция к большинству

Обычно апелляция к большинству — это желание скрыть отсутствие собственного мнения или знаний. «Все так считают, и, следовательно, это верно» — одна из самых распространённых логических ошибок. Взгляни на мир вокруг — он такой по воле большинства.

Неужели есть какие-то причины доверять мнению этого самого большинства? Большинство никогда не имеет своего мнения и действует по указке авторитетов. В общем-то, апелляция к авторитету, к большинству или к традиции имеет одинаковый характер — желание найти простое объяснение, подкреплённое какой-то силой.

[attention type=red]

Под «традицией» имеется в виду нечто вроде «всегда так было, и, значит, это правильно» или «так считается издавна, и, значит, это верно».

[/attention]

Отсутствие доказательств часто воспринимается как доказательство обратного. Естественно, это неверный подход. Отсутствие каких-то доказательств может свидетельствовать о неполноте знаний, о невозможности получить достоверное подтверждение, но уж точно это не значит, что «привидения существуют, потому что не доказано обратное».

3. «После» не значит «вследствие»

Подмена значений — излюбленный приём демагогов, но часто он используется ими без злого умысла, от простого непонимания. Слово «после» не синоним «вследствие».

То есть, если нечто произошло после какого-то события, это совсем не свидетельствует о прямой связи между этим «нечто» и событием. Возможно, связь и есть, но это уже нужно доказывать, аргументируя как-то.

Можно представить пример этой логической ошибки в виде формулы: если событие «А» произошло после события «Б», значит, событие «Б» является причиной события «А».

— Авария на МКС произошла после прибытия туда новых астронавтов, значит, астронавты виноваты в аварии.

7 простых слов, которые все понимают неправильно

4. Апелляция к личному опыту

Знаешь, от чего больше всего бомбит оперативников? От того, что свидетели, находившиеся прямо на месте преступления, никогда и ничего точно не помнят. Настолько не помнят, что путают цвета машин, путают хлопки петард и звуки выстрелов.

Личный опыт — это, конечно, очень хорошо, но если какое-то лекарство помогает тебе, то это совсем не значит, что оно поможет всем. Если лично ты сдал экзамен без подготовки — это не значит, что его так же сдадут все. Более того, это совсем не означает, что ты сам сдашь так же в следующий раз.

5. «Корреляция» не значит «прямая связь»

Корреляция — это любимый инструмент всех конспирологов, потому что корреляции поддаётся что угодно.

При желании и должной сноровке «прямые связи» можно найти между количеством ножек у мебели в офисе и графиком повышения зарплат.

Поэтому внимательно следи за пополнением мебели — это однозначно знак! В действительности даже в одной узкой сфере корреляция далеко не всегда означает наличие прямых связей. Конечно, они могут и быть, но чаще притянуты за уши.

6. Порочный круг

Порочный круг — одна из самых непробиваемых логических ошибок. Заключается она в доказательстве через то же самое — когда в определение или в доказательство вводится сам доказываемый тезис или определяемое понятие. Например: — Автор — идиот! — Почему ты так считаешь?

— Потому что он глупый!

— Библия писалась со слов Бога. — Почему ты так считаешь?

— Потому что в Библии так написано!

7. Приписывание утверждений

Ещё один излюбленный приём демагогов заключается в приписывании одной из сторон утверждений, которых она не делала, но которые якобы вытекают из её предыдущих утверждений.

То есть человек понимает нечто как ему удобно и далее считает это понимание истинным, именно тем, что имелось в виду. По сути, в этот момент диалог превращается в монолог.

В случае частого применения такого приёма существует риск заработать шизофрению.

— Ты говорил, что Третий рейх был экономически развитым государством? — Да. — Значит, ты восхищаешься Гитлером! — Нет, я не восхищаюсь.

— С фашистами говорить не о чем!

Аналогия — штука очень тонкая: она подходит для простого объяснения или хорошей шутки, но совсем не годится в серьёзном диалоге.

Не годится она потому, что обычно основывается на сходстве незначительных признаков и при этом игнорирует значительные или даже принципиальные различия.

Далее создатель аналогии распространяет выгодные ему свойства одного объекта на другой, утверждая знак равенства между ними и, соответственно, делая абсолютно неверное заключение.

«Нельзя быть немножко беременной» — так говорили реформаторы в начале 90-х: мол, надо полностью разрушить плановую систему и перейти к стихии рынка. Но ведь никакого сходства с экономикой беременность не имеет. Причём Китай это наглядно продемонстрировал. Именно на использовании ложных аналогий строится пропагандистская техника создания ассоциативных связей.

9. Эквивокация

Эквивокация — это когда одно и то же слово используется в разных значениях в одном рассуждении. Обычно это свидетельствует о наличии каких-то психологических расстройств.

— Он старый морской волк. Волки живут в лесу. Значит, и он живёт в лесу.

Очевидно, вывод неверный, потому что вначале слово «волк» использовалось как метафора, а потом — в прямом значении, при этом заключение строится именно исходя из прямого понимания слова.

Интернет-сленг, который все понимают неправильно

Источник: https://BroDude.ru/9-rasprostranyonnyh-logicheskih-oshibok-kotorym-podverzhen-i-ty/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: