Семейное образование или экстерн.

Содержание
  1. Это ваши права: всё про семейное и заочное обучение
  2. Многообразие форм обучения и образования
  3. Количество контрольных для всех форм обучения
  4. Обучение и аттестации для «очников» и «заочников»
  5. Обучение и аттестации для детей на СО
  6. Что делать?
  7. Из ФЗ «Об образовании»:
  8. Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2021 году: условия, законы, порядок действий
  9. Переходим на семейное образование
  10. Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение
  11. Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению
  12. Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение
  13. Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования
  14. Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением
  15. Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия
  16. Семейное обучение. Закон и порядок
  17. Это должен знать каждый
  18. Читайте по теме
  19. Семейное образование в России
  20. Кто принимает решение о переходе на семейное образование
  21. Особенности образования «на дому»
  22. Какие шаги надо предпринять для перехода на домашнюю форму обучения
  23. Преимущества и недостатки семейного обучения
  24. Рекомендации юристов по семейному образованию
  25. Семейное или заочное — какое обучение выбрать, чем отличаются формы образования
  26. Что такое семейное обучение
  27. Отличия семейного обучения от самообразования
  28. Отличия семейного образования от домашнего
  29. Что такое заочное обучение 
  30. Отличия заочного обучения от очного
  31. Отличия заочного обучения от очно-заочного
  32. Чем семейное обучение отличается от заочного
  33. Чем семейное и заочное обучение отличаются от дистанционного
  34. Какую форму обучения выбрать
  35. Чем семейное обучение отличается от домашнего
  36. Домашнее обучение — это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа
  37. Семейное обучение — абсолютная противоположность
  38. Сейчас есть множество “анскулеров” или людей, отрицающих школу как таковую

Это ваши права: всё про семейное и заочное обучение

Семейное образование или экстерн.

Сейчас у детей есть множество доступных форм обучения в школе. Есть даже такие, когда в школу ходить не надо. Наш блогер Мария Осипенко поговорила со специалистом по СО Татьяной Морозовой, которая объяснила, в чём разница между семейным и заочным обучением.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Действующее законодательство об образовании, при всех его недостатках и противоречиях, предоставляет родителям и ученикам огромные возможности, которых нет во многих «прогрессивных» странах, например, во Франции или в Германии.

Самое важное — знать свои права и грамотно ими пользоваться. Председатель Московской коллегии адвокатов, специалист по семейному образованию, мама троих учеников на семейной форме обучения Татьяна Морозова рассказала, на что родителям следует обратить внимание.

Многообразие форм обучения и образования

Помимо очного обучения в школе (самый распространенный вариант), закон «Об образовании в РФ» установил такие формы, как заочное, семейное, а также допустил возможности их совмещения. Свобода выбора форм получения образования — большое преимущество как для учеников, так и для родителей.

На законодательном уровне закреплена возможность ученика не посещать школу, сдавать аттестации раз в год и тому подобные вариации. Тем не менее, в юридической практике постоянно возникают ситуации, где две стороны, родители и представители госорганов, фактически сталкиваются лбами в повседневной жизни, появляются вопросы: кто виноват и что делать?

Количество контрольных для всех форм обучения

Самый главный вопрос, который волнует родителей и детей, сколько контрольных может быть в школе и как часто. Этот вопрос — предмет договоренности школы и родителей.

Решающее слово тут за администрацией школы, правда, есть важное «но». В школе должны быть приняты локальные акты, в которых отражены все аспекты обучения на каждой из форм обучения. Сюда входят вид аттестации (тест, диктант и так далее), частота и другие нюансы. Эти документы должны быть в открытом доступе на сайте школы.

Родитель должен понимать, какую услугу окажет школа и в каком виде, прежде чем утверждать договоренности и начинать работать.

[attention type=yellow]

Если родителя смущают требования, предъявляемые к ребёнку в рамках аттестаций и процесса в целом, например, требования кажутся завышенными, то сначала необходимо изучить локальные акты школы.

[/attention]

Если их нет в открытом доступе, то школа не может предъявлять требования к ученику.

Обучение и аттестации для «очников» и «заочников»

Родителям важно разобраться в форме обучения, которую они выбрали для ребёнка, поскольку она влияет на права и обязанности детей и их родителей, в частности, на взаимодействие со школами и департаментом образования.

По закону «Об образовании», ученики очной формы обучения, заочной и совмещенной, а также ученики, обучающиеся на дому по медицинским показаниям, являются учащимися. На обучение этих детей выделяется государственное финансирование, соответственно, государство через школу контролирует процесс обучения и проводит срезы знаний, иногда не связанные напрямую со школьной программой.

Учащиеся числятся учениками конкретной школы, которая имеет лицензию и чёткую образовательную программу. Школа несёт ответственность перед государством за качество обучения и процесс проведения аттестаций. Школа выбирает уровень нагрузки, частоту контроля, глубину освоения материала. Это регулируется локальными актами в рамках законодательства.

Сначала разберемся с учащимися-«очниками», поскольку здесь тоже возникает много вопросов с контрольными и аттестациями. Учащиеся не могут в отказаться от изучения школьных предметов и от обязательных государственных работ: ВПР, МЦКО, КДР и других.

Правда, можно принести документ из музыкальной школы или иной организации с лицензией о прохождении предмета там. В столице на этот счёт действует инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 5 сентября 2021 г. № 01-02.49.8701/18 и Департамента культуры города Москвы от 5 сентября 2021 г. № 09.01.

9813/8-1 о порядке зачёта результатов обучающихся, получающих музыкальное и (или) художественное образование в государственных учреждениях дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, при обучении в государственных образовательных организациях, реализующих программы начального общего и основного общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Вариант «зачесть» оценку по предмету, пройденному в иной организации (общеобразовательной организации — школе, центре МЦКО и так далее), тоже допустим и не вступает в противоречие с законом. Это касается не только музыки, рисования, а всех учебных предметов.

Как следует из пункта 7 части 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании», право на «зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Легче всего в этом случае договориться с теми школами, в программе которых нет изучаемого предмета (например, китайский язык), а родители хотят, чтобы он входил в аттестацию.

[attention type=red]

В этом случае учащийся может аттестоваться по китайскому в другой организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности (частной или государственной школе), а «родная» школа вносит результат в аттестат.

[/attention]

Бывает, что учителя, предмет и программа есть, а учащийся не хочет продолжать обучение у конкретного учителя и оформляет переход на заочное обучение по предмету. Аттестацию в этой школе по этому конкретному предмету он тоже может не сдавать.

Можно сдавать предмет в иной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности. Школы не всегда охотно соглашаются на такие варианты. Одна из причин — отсутствие информации о правомерности таких действий.

В этом случае родителям нужно донести до администрации свою позицию, ссылаясь на содержание уже упомянутого закона «Об образовании».

Ещё раз подчеркну: если частная школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то результаты экзаменов (зачётов) будут учтены в аттестате государственной школы.

Если лицензии нет, то и справки из такой школы не будут действительными для государственной школы и аттестации

«Заочники» также обязаны писать ВПР, МЦКО и прочие работы, но могут не посещать занятия в школе, либо посещать их выборочно, например, только лабораторные работы. Также они могут консультироваться с учителями, пользоваться школьной библиотекой.

Обучение и аттестации для детей на СО

Дети на семейной форме обучения, прикреплённые к школе на период прохождения аттестаций, имеют статус экстернов.

Образовательная организация несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, но не за качество обучения.

На семейном обучении вся ответственность за качество и полноту знаний ложится на родителей, что является главным отличием от иных форм обучения детей.

[attention type=green]

Родители детей на семейном образовании имеют право участвовать в выборе аттестаций, их вида и периода. Такая возможность предоставлена Письмом Минобрнауки России от 15.11.

[/attention]

2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»: «Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учётом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала».

К сожалению, у родителей, чьи дети на семейном образовании, возникает больше всего проблем с недопониманием своих прав. Начинается всё, когда в школу подают заявление о выборе для ребёнка семейной формы обучения с просьбой выдать личное дело на руки.

Личное дело могут не отдавать, мотивируя тем, что ребёнок обязан быть прикреплен к школе, невозможно ребёнка просто взять и открепить в никуда. В категоричной форме представители школы требуют справку о прикреплении к другой школе, иногда доходит до угроз обратиться в органы опеки, прокуратуру и так далее. К сожалению, такие случаи встречаются довольно часто, но они неправомерны.

Согласно закону «Об образовании», промежуточная аттестация ребёнка на семейном образовании — право, а не обязанность

Родитель может не прикреплять ребёнка к школе немедленно, это не ученик в привычном понимании. Достаточно прикрепить ребёнка только на период аттестаций. Срок, когда родителю необходимо прикрепиться, в законе не указан. Следовательно, личное дело и медкарту школа обязана отдать незамедлительно, получив заявление от родителя. Иных трактовок быть не может.

Теперь рассмотрим вопрос о проверке семей, в которых дети находятся на семейном образовании. Сам факт того, что ребёнок учится дома, без прикрепления к конкретной школе, не является основанием для проверки со стороны госорганов.

Никто не имеет права требовать отчётности по учёбе ребёнка. Злостное нарушение частной жизни, прав и свобод недопустимо и квалифицируется как превышение должностных полномочий, проявление угроз и запугивания.

За подобные действия можно привлечь как к административной ответственности, так и к уголовной (как преследование).

Что делать?

Повышать правовую грамотность, в первую очередь, у родителей. Полезно организовать централизованные сессии с заинтересованными представителями школ и госорганов, с участием юристов, адвокатов и других экспертов, реально разбирающихся в вопросах различных форм образования.

Из ФЗ «Об образовании»:

  • ученики имеют право на зачёт организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);
  • школы вправе реализовывать свои образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ч. 1 ст. 13), то есть с использованием ресурсов нескольких образовательных и даже научных, культурных, спортивных, медицинских организаций, между которыми заключены соответствующие договоры (ч. 1-2 ст. 15).

Вы находитесь в разделе «Блоги».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Unsplash (Markus Spiske)

Источник: https://mel.fm/blog/navigator-semeynogoobrazovaniya/2764-eto-vashi-prava-vse-pro-semeynoye-i-zaochnoye-obucheniye

Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2021 году: условия, законы, порядок действий

Семейное образование или экстерн.

В прошлом учебном году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования.

Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг).

Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2021 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Скачать форму заявления руководителю образовательного учреждения.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Скачать образец уведомления в департамент образования.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь.

Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует».

[attention type=yellow]

Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних.

[/attention]

Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

https://www.youtube.com/watch?v=uDov8Xuuj-o

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации.

Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей.

Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность».

[attention type=red]

Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

[/attention]

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе… определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы».

Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

[attention type=green]

То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям.

[/attention]

Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Это должен знать каждый

  • Перейти на семейное обучение можно в любой момент, в том числе и в середине учебного года и даже четверти (семестра).
  • Решение о сроках и количестве промежуточных аттестаций принимается по договоренности между школой и родителями. (На практике, правда, это решение принимается школой, администрация учебных заведений с большим трудом идет на уступки, позволяя сдавать аттестацию реже, чем раз в четверть или в полгода.)
  • График обучения, программу, учебно-методические пособия выбирают родители по своему усмотрению.

Читайте по теме

2

0

55020

Источник: https://littleone.com/publication/5610-kak-pereyti-na-domashnee-obuchenie-usloviya-zakony-poryadok-deystviy

Семейное образование в России

Семейное образование или экстерн.

Каждый ребенок имеет свой характер и свои способности к образованию, а так как учитель не может уделить должное внимание всем, происходит своеобразная «уравниловка».

Многие родители подготовили детей к школе задолго до первого звонка, и «вундеркиндам» просто не интересно с детьми, осваивающими азы правописания и математики.

Если вы считаете, что ребенку будет некомфортно на уроках, есть смысл изучить закон о семейном образовании в школе. Если вы сможете обеспечить ребенку качественное обучение, можно сделать это самостоятельно.

Кто принимает решение о переходе на семейное образование

Современное школьное образование – это большие возможности и разнообразие форм обучения, а учиться дети могут очно, заочно и дистанционно. Все зависит от подготовки ребенка и его личностных качеств, а также от способности родителей организовать ему достойное семейное образование и обучение основным предметам из школьного курса.

Бесплатная консультация юриста по семейному образованию>>

Такая необходимость возникает в следующих случаях:

  • ребенок, помимо учебы в школе, получает дополнительное образование, учится на курсах, и не может посещать СОШ каждый день.
  • родители по разным причинам вынуждены часто переезжать, что является причиной моральных увечий.
  • ребенок имеет лучшую подготовку, чем остальные дети, и требует углубленного изучения предметов.
  • характер ребенка не позволяет общаться с одноклассниками, а не секрет, что в школах процветает насилие старших над младшими.

Принимать решение о варианте обучения ребенка могут родители (опекуны), спросив предварительно разрешение ребенка. Согласно положениям закона ФЗ-№273 от 29.12.2012г., отказать родителям в их желании самим выбирать форму обучения, не может никто.

Согласно ст. 44 закона «Об образовании», до получения общего образования принимать решение о выборе формы обучения должны взрослые, а после окончания 9 класса решать свою судьбу может сам ребенок, но с одобрения взрослых.

Закон предусматривает все фазы семейного обучения: дошкольное, начальное, общее и среднее, а у родителей всегда остается право на возврат в школу.

Семейное образование по новому закону может сочетаться с очным обучением в школе. Это означает, что часть предметов родители могут учить с ребенком сами, а часть доверить педагогам. В роли педагогов могут выступать сами родители, привлекаются для этого репетиторы, но уже на платной основе, естественно.

Особенности образования «на дому»

Закон предусматривает, что получить семейное образование могут дети до 9 класса, после чего разговор уже идет о самообразовании. Родители, узнав об этом, считают, что семейное обучение доступно только до получения общего образования, но это не так.

На самом деле, речь идет о том, что до достижения ребенком определенного возраста процесс обучения происходит при непосредственном участии родителей, а по окончании 9 класса подростки могут сами решать, что выбрать: семейное образование, самообразование или смешанную форму обучения.

[attention type=yellow]

Все дело в том, что дети выросли, и некоторые предметы могут изучать уже самостоятельно.

[/attention]

Родители должны отличать семейное образование от домашнего обучения. Последнее назначается в случае отсутствия у ребенка возможности посещать школу (по инвалидности, к примеру). В этом случае обучением занимаются не родители, а учителя, приходящие на дом к ученику.

Какие шаги надо предпринять для перехода на домашнюю форму обучения

Прежде чем принять решение о продолжении образования в семье, необходимо взвесить все «за» и «против». Родители должны понимать, что им предстоит тяжелая ежедневная работа, даже если вы установите себе и ребенку выходные дни и каникулы. Если согласен ребенок и готовы родители, можно приступать к процедуре перевода. Для этого понадобится:

  • написать заявление на имя руководителя учебного заведения, в котором будет числиться ребенок, проходящий образование в семье.
  • написать руководству СОШ еще одно заявление – на зачисление ребенка в экстернат (для сдачи экзаменов и прохождения аттестации).
  • направить соответствующее уведомление в образовательный Департамент – это можно сделать самостоятельно, или попросить об этом школьную администрацию.
  • подобрать подходящую программу обучения и оговорить сроки прохождения.

После подачи документов о желании перейти на семейное образование обучение начнется не сразу. Предварительно родителям позвонит специалист Департамента образования для уточнения некоторых деталей и с целью попытаться родителей отговорить от этого шага.

После подачи документов ребенок находится уже на специальном учете Департамента. Окончательное подписание договора о переходе на семейную форму обучения происходит в стенах школы.

Документ составляется в двух экземплярах – один для родителей, другой для школы.

В договоре о переходе на образование в семье прописываются основные моменты, такие как прохождение аттестации и возможность получения бесплатных консультаций.

Никто не вправе запретить вам пользоваться школьной библиотекой и принимать участие в общешкольных мероприятиях, и эти моменты также указываются в договоре.

Если ребенок идет в 1 класс, но образование будет получать вне школы, писать заявление в школу не надо, достаточно уведомить Департамент образования

.В некоторых учебных заведениях при заключении договора о переходе на семейную форму обучения требуют написать еще одно заявление об исключении ребенка из школы. Такого в законе нет, а если администрация будет на этом настаивать, напомните о положениях статей 17,44 и 63 ФЗ-№273, согласно которым и происходит перевод на семейную форму образования.

Еще укажите на содержание статей 17, 33 и 34 того же закона, в которых расписаны правила прохождения аттестации ученика, обучающегося на дому.

При переходе на семейное обучение ребенок считается обучающимся в школе, но учащимся не является. Ребенок зачисляется экстерном, а если он уже учился в этой школе раньше, перестает быть учащимся, но автоматически становится экстерном.

По сути, учащийся на дому имеет все еще отношение к учебному заведению, но это касается лишь сдачи экзаменов и прохождения аттестации. Согласно ст. 43 «основного закона», аттестация проводится бесплатно, независимо от формы образования.

Преимущества и недостатки семейного обучения

Плохого в том, что родители сами дадут образование ребенку, нет, особенно если они имеют педагогическое образование и много свободного времени.

В этом случае родители должны четко осознавать, что вся ответственность за качество образования и результаты аттестации ложится на них.

[attention type=red]

Родители сами должны выбирать программу обучения, давать ребенку задания и проверять их исполнение, а на это уходит немало времени.

[/attention]

Не стоит забывать также о том, что образование на дому происходит в свободной форме, а это означает, что ребенок не будет чувствовать ответственности, откладывать выполнение задания «на завтра», а еще ребенку нужно общение со сверстниками. С другой стороны, все внимание преподавателей, а в их роли выступают родители, уделяется одному ученику, а это, в случае достаточной подготовки родителей, благотворно действует на качество образования.

Рекомендации юристов по семейному образованию

Чтобы получить бесплатную консультацию юриста по проблемам связанным с образованием детей напишите ваш вопрос в форме ниже.

(20 0,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://fedzakon.ru/pravo/pravo-na-obrazovanie/semeynoe-obrazovanie

Семейное или заочное — какое обучение выбрать, чем отличаются формы образования

Семейное образование или экстерн.

Если очное обучение всем хорошо знакомо — звонок, урок, сменка, форма, — то семейное, домашнее и заочное часто путают. По закону «Об образовании в Российской Федерации» обучение в контингенте школы возможно в очной, очно-заочной и заочной формах. Вне образовательной организации предусмотрена форма семейного обучения и самообразования.

За выбор формы обучения ребёнка отвечают родители. Мама с папой вправе решить, посещать чаду школу или учиться дома. 

Давайте рассмотрим подробнее возможные варианты получения знаний, проведём сравнение семейного и заочного обучения и попробуем понять, какая форма подойдёт вашему ребёнку. 

Что такое семейное обучение

Семейное обучение (СО) — это форма получения образования, при которой школьная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок изучает всё дома, сам или с помощью репетиторов и интернет-ресурсов, а за качество его знаний отвечают родители. 

Переход на семейное обучение производится в три этапа:

  1. Уведомление органов управления образования. 
  2. Отчисление из контингента школы. 
  3. Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна.

Родители на СО могут выбирать, как организовать учебный процесс: преподавать детям самостоятельно, нанять репетиторов или подключить альтернативную школу. Кроме программы по ФГОС, можно изучать любые предметы, которые нравятся ребёнку.

Семейное обучение лучше всего подойдёт: 

Для сдачи промежуточных и итоговых аттестаций необходимо поступить в контингент лицензированной и аккредитованной школы. Когда это происходит, ребёнок становится экстерном и приобретает равные с остальными школьниками права и обязанности. Сроки и форма аттестаций устанавливаются образовательными организациями.

Для получения аттестата об основном общем образовании (9 классов) необходимо сдать общий государственный экзамен (ОГЭ). Это обязанность всех граждан России. Далее можно продолжить обучение в 10-11 классах и получить среднее общее образование.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» помогает в организации учебного процесса с 1 по 11 класс. Помимо изучения необходимых для аттестации дисциплин, дети могут развивать свои сильные стороны в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов.

Следить за успеваемостью и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.  

Отличия семейного обучения от самообразования

Семейное обучение — для ребят с 1 по 9 класс. Самообразование — это также форма получения образования вне школы, только для старшеклассников, в 10 и 11 классах.

 

Если с 1 по 9 класс уведомление о переходе на семейное образование подают родители, то в старшей школе решение при переходе на домашнее обучение в большей степени опираются на мнение подростка.

От родителей требуется лишь официальное согласие. 

Отличия семейного образования от домашнего

Семейное и домашнее образование являются почти синонимами.

Иногда возникает путаница с ещё одним термином «надомное обучение».

Это способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно.

С юридической точки зрения надомное обучение не является формой получения образования, а вот семейное (домашнее) — является. 

Что такое заочное обучение 

Это форма, при которой ребёнок числится в школе, но не ходит туда каждый день. За освоение программы и успеваемость отвечает администрация образовательной организации.

Школьные педагоги предоставляют заочникам учебные материалы и консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану школы.

В этом и заключается основная разница между семейным и заочным обучением.

Переход на заочное обучение осуществляется по договорённости с администрацией школы. Родители пишут заявление на имя директора, и если локальные акты организации не запрещают заочку, издаётся приказ о смене формы обучения. 

Заочники не посещают школьные уроки, поэтому чаще всего занимаются с репетиторами или в онлайн-школах. Так, порядка 60% учеников «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» юридически находятся на заочной форме.

Отличия заочного обучения от очного

На заочном образовании освобождается больше времени. Можно подрабатывать или уделять больше времени дополнительным секциям. Если семья часто переезжает или любит путешествовать, заочка позволит продолжать образование без привязки к местоположению.

На заочку переводят в основном старшеклассников. Ведь юридически при получении образования в школе ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

«Заочники» также обязаны писать ВПР, МЦКО и прочие работы, но могут не посещать занятия в школе либо посещать их выборочно, например, только лабораторные работы. Также они могут консультироваться с учителями, пользоваться школьной библиотекой.

Отличия заочного обучения от очно-заочного

Это способ изучения образовательной программы, при котором ребёнок посещает школу несколько раз в неделю, сдаёт выполненные задания и получает новые. Время пребывания в школе сокращается, но не минимизируется полностью, как при заочном обучении. Образовательная организация всё так же формально отвечает за качество знаний ученика. Обучающийся должен подчиняться её графику и правилам.

Чем семейное обучение отличается от заочного

Семейное обучение — это свобода! Вы сами выбираете программу, учебный план, пособия, ресурсы. Заочное обучение лишь освобождает от необходимости регулярно ходить в школу, но учиться нужно по её правилам. 

На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок. Главное, чтобы сдавал аттестации. А на заочном отходить от плана нельзя. 

Чем семейное и заочное обучение отличаются от дистанционного

Дистанционное обучение — это в первую очередь взаимодействие учащихся и учителя между собой на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте. 

В нашей стране дистанционное обучение не являетсясамостоятельной формой получения образования. Юридически это лишь способ организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

И на семейном, и на заочном обучении можно применять такие технологии. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно изучать все предметы школьной программа, причём не нужно никуда идти или ехать. В нашей школе есть расписание, домашние задания, а главное — занятия в режиме реального времени, где можно задавать вопросы преподавателям и тут же получать ответы.

Какую форму обучения выбрать

Выбор формы обучения — прерогатива родителей. Чтобы не ошибиться, сопоставьте преимущества и недостатки СО и заочки.

Плюсы семейного обучения: 

  • максимум свободы в учебном процессе,
  • ребёнок не зависит от распорядка школы,
  • учёба с учётом интересов.

Минусы семейного обучения: 

  • иногда сложно найти школу для аттестации,
  • нужны время и деньги на организацию учебного процесса. 

А вот альтернативный вариант — обучение на заочке, где ребёнок находится в школьном контингенте. 

Плюсы заочной формы обучения:

  • не нужно искать школу для аттестации,
  • можно участвовать в олимпиадах без дополнительных документов.

Минусы заочной формы обучения:

  • нужно придерживаться распорядка школы,
  • приходится участвовать во всех внутренних мероприятиях. 

Для наглядности рассмотрим особенности семейного обучения и заочного в таблице.

Сравнительная таблица семейной и заочной форм обучения

Помните, что вы в любой момент можете изменить форму обучения. А в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» рады помочь как ученикам на СО, так и заочникам.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/distance-learning

Чем семейное обучение отличается от домашнего

Семейное образование или экстерн.

Сегодня хочу развеять очередной стереотип о том, что ребенок на семейном обучении — это запертый в четырех стенах, перед телевизором, не умеющий общаться.

Кстати, меня однажды спросили: “А как ваши дети на семейном обучении научатся общаться с плохими людьми?”

В тот момент я впала в ступор. Потому что вначале мне хотелось сказать: “А зачем моим детям общаться с плохими людьми?” и продолжить о том, что одна из причин ухода из школы была как раз свести к минимуму подобное общение.

Я вообще не хочу, чтобы мои дети общались с плохими людьми.

Продолжу. Часто происходит подмена понятий семейное и домашнее обучение.

Домашнее обучение — это форма получения ребенком знаний, при которой за процесс обучения все так же отвечает школа

Ребенок числится в контингенте образовательного учреждения, за ним закрепляются педагоги.

Ребенок числится в определенном классе среди очно обучаемых детей. Проходит по графику все аттестации, контрольные работы.

На домашнее обучение сейчас можно выйти строго по медицинским или педагогическим показаниям через психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Дети на домашнем обучении действительно часто являются вырванными из основной системы образования. При этом часто домашнее обучение действительно лишает детей социализации и общения со сверстниками.

[attention type=green]

Плюс — ребенок учится практически индивидуально с учителями.
Минус — ребенок часто заперт в четырех стенах.

[/attention]

За период работы в школе у меня было несколько “домашников”. Все они уже были учениками старшей школы.

Обычно ребята проводили почти все время дома.

А родители принимали минимальное участие в обучении детей, лишь подсчитывая, все ли дни и уроки были “отведены” или им что-то “недодали”.

Основное отличие домашнего обучения от семейного — ответственность за обучение в данном случае все-таки на школе.

Программу составляет школа, обучают педагоги. Обучение происходит либо на дому, либо по договоренности родители приводят ребенка в школу в определенное время после уроков.

Но это бывает редко, потому что родителям от банального “лень” до “у нас вообще-то включено обучение на дому”. И получается, что ребенок лишен даже минимальной прогулки до школы и обратно.

Кроме того, слышали ли вы о том, что “у семи нянек дите без глаза”?

Так иногда случается на домашнем обучении.

Школа ожидает поддержки и активного участия родителей, родители требуют результаты от школы. Когда отвечают оба — не отвечает никто. Ребенок оказывается банально “упущенным”…

Мне порой было искренне жалко детей, которые оказывались заперты в четырех стенах.

[attention type=yellow]

Потому что родители оказывали им все так же мало внимания, дети даже больше их раздражали.

[/attention]

И все общение сводилось к контролю все тех же домашних заданий. А учителя обучали “постольку поскольку”, совершенно не уделяя детям важного внимания и поддержки.

Семейное обучение — абсолютная противоположность

Это не только важный для семьи и ребенка шаг, но и с исключительной ответственностью родителей.

Ответственность за образование детей лежит только на родителях. И нет возможности спихнуть на то, что “плохой учебник”, “плохо объяснили”, «в понедельник не пришли», «были не все уроки», «мы болели» и т.п.

Ребенок не числится в школе. А лишь зачисляется в определенную школу для сдачи аттестаций. Обычно аттестации сдаются два раза в год, возможно даже дистанционно.

При этом программы обучения, форму обучения, время и режим занятий, учебники — все это ложится на плечи родителей.

Все мои знакомые, кто находится на семейном обучении, настолько увлечены этим процессом и взятой на себя ответственностью, что они не сидят дома.

Посещают музеи, ходят на кружки и секции, изучают новые способы обучения, ведут блог, путешествуют, много учатся и при этом сдают аттестации в срок.

Сейчас есть множество “анскулеров” или людей, отрицающих школу как таковую

Прошу сразу заметить, я к таковым не отношусь и твердо убеждена в необходимости получения детьми обязательного образования.

Мои дети прикреплены к школе и сдают в срок положенные аттестации, корпя над полученными заданиями.

Однако, мне очень нравится быть свободной, выбирать учебники и путешествовать, не вставать утром по будильнику, не лечить детей от принесенной в дом инфекции от одноклассников, не отмечать нужное количество клеточек.

[attention type=red]

Мои дети умеют общаться, и в состоянии на английском языке без психологических барьеров объяснить, что у них захлопнулся ключ в номере и им нужна помощь, попросить воду без льда, а рис без перца.

[/attention]

Попросить прохожего нас сфотографировать и рассказать о своей сестренке.

Они с увлечением изучают как пойманный краб съел моллюска и считают в столбик шестизначные примеры, вычисляют периметр комнаты и площадь Москвы и делают многое-многое другое.

Разве что, они не умеют общаться с плохими людьми…

Если Вы окончательное решение переходить на семейное обучение — приглашаем Вас на однодневный тренинг “Семейное обучение без мучения”

За один день мы передадим Вам весь наш опыт семейного обучения с двумя детьми

Вы узнаете:

  • Законодательную и нормативную базу. Что должно Вам государство и школа, а что нет
  • Оплата за семейное обучение
  • Как перейти на семейное обучение. Алгоритм
  • Режим семьи и ребенка на семейном обучении
  • Плюсы и минусы семейного обучения
  • Как делегировать ребенку обучение?
  • Социализация ребенка.
  • Организация аттестаций
  • Дистанционная аттестация. Возможно ли и как?
  • Возможные проблемы на семейном обучении и пути решения
  • Как организовать занятия и подготовить ребенка к аттестации?
  • Взаимодействие со школой и отделом образования
  • Ресурсы для семейников, которое помогут учиться и учить
  • Именно этот опыт позволил нам прожить всю зиму в Азии и сдать итоговые работы за 2 и 4 класс без проблем

Именно этот опыт позволит Вам избежать тех ошибок, которые стоили нам миллионы нервных клеток

Именно этот опыт позволит Вам перейти на семейное обучение и сделать его удовольствием, а не мучением

Присоединяйтесь прямо сейчас

Узнать все о семейном обучение за 1 день>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: https://gladtolearn.ru/blog/chem-semejnoe-obuchenie-otlichaetsya-ot-domashnego/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: