Ситуация следующая: выполнила свою работу в пятницу не совсем точно, сделав это неумышленно, а по невнимательности.

Что делать с невнимательностью и как развивать внимание?

Ситуация следующая: выполнила свою работу в пятницу не совсем точно, сделав это неумышленно, а по невнимательности.

Невнимательность – бич нашего времени! Вы тоже это знаете? По себе или по другим? Что делать с невнимательностью и как развивать внимание – такие вопросы время от времени задают себе многие из нас. Особенно остро стоит этот вопрос в отношении наших детей: невнимательность ребенка сказывается на учебном процессе. Бьются родители, бьется учитель, но их усилий явно недостаточно.

Иногда о себе жутко хочется сказать, что я очень невнимательная. Немного подумав, начинаю себя убеждать в том, что это немного не так, ведь налицо доказательства моей внимательности там-то и там-то))) Но в целом, надо признаться, что невнимательность – это и мое слабое место.

 Хотя, в утешение себе могу заметить, что не бывает людей, абсолютно внимательных. Внимание проявляется в концентрированном виде у нас тогда, когда это наиболее необходимо: когда мы работаем, думаем, действуем, выполняем какую-то задачу.

Вот тогда от нашего внимания ни одна мелочь не ускользает, замечали? А в свободном состоянии мы своему вниманию даем так расслабиться, что появляется ощущение потери внимания.

[message type=”info”]Интересно, что наше внимание не проявляется само по себе – оно неразрывно связано с мышлением и памятью. Говорят, что внимание – это область, недостаточно изученная наукой.

Все знают, что память нам нужна для того, чтобы запоминать события, мышление – чтобы решать задачи, наша речь служит для выражения мыслей словами.  А для чего нам нужно внимание? Сложно ответить на этот вопрос.

[/message]

Хотя мы сразу замечаем у других людей отсутствие внимания. Опять же, сразу становится заметно, что и память при этом хромает, и речь становится путаной и сбивчивой.

[attention type=yellow]

 Мне очень хочется быть внимательной во всем, чтобы я могла заметить любую деталь, попадающую в поле моего зрения, и не только)) Как говорят, можно научиться видеть затылком.

[/attention]

Поэтому я часто задаюсь вопросом “что делать с невнимательностью и как развить внимание”, и с интересом стараюсь применять техники, которые, на мой взгляд являются эффективными, и помогают его развивать и укреплять.

Итак, приступим к самому главному, и ответим на первый вопрос заголовка “Что делать с невнимательностью?”.  Отвечу коротко и ясно: не страдать, а укреплять. Как мышцы, как пресс, накачиваем и тренируем постоянно. Если вы заметили у себя подобную особенность, не пугайтесь, само это не пройдет – нужно усиленно лечить.

Лечение подразумевает совершение действия, так что лень долой, и начинаем экспериментировать. Вас это тоже пугает? Представьте, что в магазине вы покупаете то, что ни разу не пробовали, а чтобы попробовать, нужно купить. Попробовали – не понравилось. Какие проблемы? Зато теперь вы знаете, что именно это вам не нравится, и вы больше никогда не будете это покупать.

Применяйте этот принцип, он очень часто выручает.

Чтобы ответить на второй вопрос заголовка, нужно приложить больше усилий – одним абзацем здесь не обойтись.  Итак, немного правил и техник, которые помогут развить наше внимание и сделать нас внимательными.

Чтобы не перескакивать с одной мысли на другую, создайте внутри себя внутреннюю тишину, не пускайте ни одну лишнюю мысль.

Удержи в памяти всего один предмет!

Попробуйте выбрать один предмет и начните на него смотреть, ни о чем другом не думая. Если почувствуете, что в голове возникают лишние мысли, то закройте глаза и представьте этот предмет целиком, в своем воображении. Удерживайте это состояние как можно дольше. Постоянные тренировки приведут к хорошему результату.

Запомни, что нас окружает!

Выдалась свободная минутка или на работе появились несколько минут перерыва? Постарайтесь с закрытыми глазами воспроизвести все предметы, которые вас окружают.

Главное, что перед началом тренировки, не нужно ничего запоминать. Важно вытащить из памяти на поверхность детали. Все воспроизвели? Теперь откройте глаза и сравните.

Что-то обязательно “потеряется”, например то, что находится под ногами. Это сигнал: смотрите куда идете и на что наступаете.

Когда вы находитесь в нечасто посещаемом вами месте, сделайте фотографию на память. То есть зафиксируйте момент, в котором вы находитесь, и все предметы, одушевленные и не очень, которые вас окружают.

Если вы идете дальше, то мысленно можете перечислить все, что находилось в тот момент вокруг вас. Если стоите, то упражнение можно сделать с закрытыми глазами.

С течением времени, вы заметите, что все больше деталей будут запечатлены на вашей фотографии.

Рисунок по памяти

Рисовать могут не все, но все же… Нарисуйте по памяти те предметы. которые вас окружали, к примеру, час назад. Задача – как можно больше воспроизвести деталей. Уделяйте этому упражнению немного времени – минут 3-5, будет достаточно.

Считаем необычно

Вы уверены, что можете сосчитать до 100? А с препятствиями? К примеру, считаем до ста, пропуская цифру 7, или считаем от 100 до 0, исключая числа, кратные трем. Хорошее упражнение на внимательность!

Пересчитай все предметы

Превращаем тренировку в игру с друзьями: называем по очереди предметы, стоящие на полочке в ванной комнате или на кухне. Кто больше предметов назовет, тот выигрывает приз.

Изучаем все детали внимательно

В гордом одиночестве, например? во время поездки в общественном транспорте, можно занять себя массой полезных вещей. Но в качестве тренировки своего внимания начните изучать детали одного предмета.

Увидели у дамочки симпатичную сумочку – пересчитайте на ней все замочки и кармашки. Внимательно посмотрите, из какого материала сделана сумочка, как выполнена строчка, как пришиты карманы.

Предметом изучения может стать даже собственная ладонь – там есть где развернуться!

[attention type=red]

Вот такие нехитрые упражнения могут покончить с нашей невнимательностью раз и навсегда.

[/attention]

Я все же мечтаю, так же, как и мой муж, в деталях описывать ситуацию, находясь в которой, я не замечала больше половины того, что видел мой муж. Это бывает одновременно смешно и грустно.

Но постоянно тренируя свою внимательность, я тоже смогу рассказать подробно и в деталях то, что раньше для меня оставалось за кадром.

Я очень надеюсь, что эти техники в процессе тренировок, помогут нам узнать, что можно делать с невнимательностью и как развивать внимание! Что тренируем, то и развивается! Желаю всем успехов!

[message type=”warning”

«Копилкой Эффективных Советов»

[/message]

Источник: https://kopilkasovetov.com/samoobrazovanie-2/chto-delat-s-nevnimatelnostyu-i-kak-razvivat-vnimanie

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Ситуация следующая: выполнила свою работу в пятницу не совсем точно, сделав это неумышленно, а по невнимательности.

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке.

[attention type=green]

Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить.

[/attention]

Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие.

Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные.

Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей – они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам.

Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение.

[attention type=yellow]

В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

[/attention]

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» – социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Источник: https://FB.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: