Столкнулась с такой ситуацией: я являюсь студенткой 3 го курса (последнего)

«К третьему курсу студенты осознают, правилен ли был их выбор» • Наш университет_онлайн

Столкнулась с такой ситуацией: я являюсь студенткой 3 го курса (последнего)

Поступив в вуз, вчерашние школьники сталкиваются с рядом проблем, связанных с переходом в новую систему образования, новую социальную среду. У первокурсников меняется привычный образ жизни. Директор Центра психологической поддержки «Развитие» СВФУ Надежда Мельникова знает ответ на вопрос, легко ли быть первокурсником.

О переменах

Когда человек переезжает в другой город, переходит в новую среду, то он сталкивается с некоторыми трудностями. Это обычное дело.

Например, когда ученик переходил из класса в класс или переезжал в другой город, ему приходилось адаптироваться к множеству обстоятельств: нормам общения, темпу жизни, правильному распределению своего времени, отношению ко времени, новым требованиям, условиям.

И тем более, если студенты пришли в такую большую организацию, как университет со своими сложившимися традициями, им требуется время для ознакомления и адаптации.

[attention type=yellow]

Это волнительный момент. Первокурсники испытывают большую радость: они добились своей цели, они поступили, для них это возможность раскрыть себя.

[/attention]

В каждом явлении есть свои плюсы и минусы: в психологии считается, что любые изменения немножко выбивают человека из равновесия.

Но это может быть и полезно, когда человек сталкивается с чем-то неизведанным. Он сам меняется, приобретает что-то новое.

Я бы сказала, что с какой-то стороны нашим студентам легче. Почему? Потому что у них очень много возможностей, есть хорошие условия. Не все студенты заселяются в общежития, но те, кто попал в список жильцов, находится в комфортных условиях.

Есть отличные библиотечные фонды, доступы в электронные библиотеки, точки доступа wi-fi. Очень много общественных организаций. Много мест, где можно развить свои способности, найти себя, применить себя, показать себя.

Уехать куда-то учиться, работать над каким-то проектом и т.д.

Другой вопрос, всегда готовы ли молодые люди использовать те возможности, которые дает университет. От такого обилия они могут растеряться, а порой и не знают о них.

Может, молодому человеку, приехавшему из села, где темп жизни достаточно спокойный, на первое время сложно разобраться. Но все же ему необходимо адаптироваться к ритму жизни: нужно многое делать самостоятельно, планировать свое время, бюджет.

Тут играет большую роль желание студента, их мотивация, активность. Вот это обычные трудности, с которыми сталкиваются первокурсники.

На грани отчисления

Безусловно, бывает так, что студент находится на грани отчисления. Это складывается из многих факторов. Конечно, немаловажную роль играет то, насколько самостоятельным был выбор будущей профессии, насколько он реально представлял, что это за профессия.

Как правило, большинство первокурсников имеют весьма романтичное представление о своей будущей профессии. На первых курсах идут общие предметы, и первокурсник может испытать некое разочарование. Обычно к третьему курсу студенты осознают, правилен ли был их выбор.

Мы наблюдаем, что все-таки многие студенты поступают не совсем осознанно. Или вуз выбирали не они сами, а родители, или проходных баллов не хватило, куда больше хотелось. Конечно, в таких случаях мотивация не такая сильная, чтобы преодолеть все эти трудности.

[attention type=red]

Иногда студенты не соизмеряют свое физическое состояние. Дом школьники жили на всем готовом, а при переезде в город у него начался другой образ жизни. Из-за неорганизованного режима дня могут обостриться соматические заболевания, студент пропускает занятия, накапливаются хвосты. Это тоже одна из причин, когда студенты берут академический отпуск или отчисляются.

[/attention]

Бывают трудности с самоорганизацией. Дома ребенка держали в ежовых рукавицах или чрезмерно опекали, а здесь он предоставлен самому себе.

С одной стороны эта свобода приводит к тому, что у студента начинают появляться другие помимо учебы интересы, а с другой, если студент не привык делать все сам, то он просто не успевает распределить свое время.

Он хочет учиться, но не хватает каких-то учебных навыков: не привык много читать, не привык конспектировать. И дело не в том, что молодежь не любит читать. Причины у всех абсолютно разные.

Хочется сказать, что с введением балльно-рейтинговой системы большинство студентов довольно таки быстро осознают, что работать надо систематически. Это я могу сказать не просто как психолог, но и преподаватель. В какой-то степени такая система помогает студентам стать организованнее.

Почему отчислили?

Все равно есть студенты, которые бросают учебу. Часто это от понимания того, что он не учится не там, где хотел бы, и попал туда не по своей воле. Для части молодых людей знания не являются главной ценностью, бывает, они находят себя в творчестве или бизнесе.

Нередки случаи, когда студентов отчисляют за нарушение правопорядка. Инфантильность молодежи иногда приводит к тому, что они не могут предвидеть последствия своих поступков, не всегда знают нормы поведения в больших многоквартирных домах, общежитиях, не умеют сказать «нет», чтобы не втянуть себя в какие-то темные дела.

Это очень печально. Над повышением правовой грамотности абитуриентов следовало бы работать задолго до того, как они приезжают в город. Они должны быть готовы, чтобы брать ответственность на себя, должны понять, что у них начинается новая, взрослая жизнь, и никаких поблажек больше не будет.

Успешность адаптации во многом зависит от правильной мотивации. К нам часто обращаются студенты, находящиеся на грани отчисления. Бывает, мы приглашаем и тех кого уже отчислили, чтобы дать советы по дальнейшему обучению, выясняем, какая профессия им больше подойдет. Иногда приходят старшекурсники, которые заявляют: «Все, не могу учиться дальше, не мое это».

Мы вместе ищем выход из создавшейся ситуации: можно подобрать какую-нибудь смежную специализацию или интересующую его научную тему, чтобы продолжить обучение. Главное, чтобы человек понял, каковы будут последствия. Поводом для отчисления является только одно: академическая неуспеваемость. А причин тому — множество.

И нужно разобраться в каждом конкретном случае, чтобы помочь человеку.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://nu.s-vfu.ru/interview/k-tretemu-kursu-studentyi-osoznayut-pravilen-li-byil-ih-vyibor/

Адаптация, кризис третьего курса и другие ситуации, когда студенту поможет психолог

Столкнулась с такой ситуацией: я являюсь студенткой 3 го курса (последнего)

Позади выматывающий ЕГЭ и поступление. К счастью, в вузе каждый сам себе хозяин: хочу иду на пару, хочу не иду. Но внезапно свалившаяся ответственность может только добавить проблем. Руководитель психологической службы в Институте общественных наук РАНХиГС Кирилл Хломов рассказывает, как психолог может помочь студенту.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Принимаем ответственность

На Liberal Arts относительно легко поступить, но и легко быть отчисленным. Студенты оказываются перед фактом, что только от них лично зависит то, насколько удастся учиться.

Один наш студент сказал: «Теперь к нам перестают относиться как к детям.

Если в школе я начал жить с девушкой, то это всех шокировало, а теперь я могу жить с кем хочу, пить или не пить, курить или не курить, и нет такого человека, который бы меня контролировал и за меня отвечал».

Вчерашнему школьнику сложно находить решения, когда надо спланировать своё время, потому что в школе всегда был кто-то, кто рассчитывал его учебную нагрузку. Студент сталкивается с ответственностью и последствиями за принятые решения.

[attention type=green]

Например, преподаватель говорит, что на его предмете нельзя пользоваться гаджетами, но у студента есть убеждённость, что он будет пользоваться ноутбуком, потому что это современно, удобно и естественно. Студент может решить, что не пойдёт на предмет, но тогда столкнётся с последствиями.

[/attention]

И они наступают — и это нормально, потому что во взрослой жизни мы сталкиваемся с этими же последствиями: в отношениях с коллегами, подчинёнными, начальниками.

Находим баланс

Наше общество предполагает, что к 18-20 годам у человека заканчивается подростковый возраст и он может управляться с несколькими контекстами. Первый контекст — учебная деятельность. Второй контекст (и он очень у многих) — работа.

Третий контекст — это друзья и отношения в компаниях, что тоже требует времени, ресурсов и навыков. Четвёртый контекст — это отношения с семьёй и родителями. Когда появляется своя семья, то количество контекстов резко возрастает.

И хотя человек уже созрел, какой-то из этих уровней во время обучения может начать западать, что не лучшим образом сказывается на всех других.

https://www.youtube.com/watch?v=Zgax_JRdF04

Казалось бы, какое отношение к учёбе имеют личные отношения и дружба? Но человек — существо социальное, поэтому ему так важно дружить, иметь близкие или романтические отношения. Если вы чувствуете неуспешность, боль, разочарование в себе или людях, то это может влиять на учёбу и социализацию.

Адаптируемся

Студенты приезжают в большие вузы со всей России — у них могут быть очень разные представления о том, как обходиться со своими переживаниями, сложностями и эмоциональным состоянием. В городской культуре, когда человек не может сам с этим справиться, он обращается к психологу или психиатру.

В небольших городах или посёлках бывает совершенно по-другому. Препятствием к тому, чтобы человек позаботился о себе, могут стать такие мифы как «к психологу идут только сумасшедшие», «надо просто подождать», «сильные терпят».

Всё это приводит к тому, что возникают беспокойство, страх и зацикливание на проблеме.

Проще сразу обратиться в психологическую помощь и получить поддержку, чтобы хотя бы оценить, насколько ситуация критична. Чем позднее вы обратитесь, тем сложнее разобраться в проблеме.

Саморегулируемся

Студенту из маленького города тяжело адаптироваться к нагрузкам мегаполиса. Для некоторых становится проблемой, что они оказались вдали от родственников.

Кто-то впервые в жизни видит равных себе по уровню или даже более успешных (умных, реализовавшихся, с богатыми и успешными родителями на старте). Другие могут лучше общаться, адаптироваться, работать с информацией.

Это вызывает фрустрацию и становится серьёзным испытанием для самооценки.

Преодолев все этапы адаптации, можно столкнуться с тем, что называют «кризисом третьего курса»: вы много вкладывались в школе, чтобы поступить, учились, а потом поняли, что эта профессия не ваша.

Чтобы выйти из этой истории безопасно, всегда есть смысл обратиться к психологу.

[attention type=yellow]

Иначе на этом этапе можно сделать какие-то ненужные резкие движения, например, забрать документы из вуза вместо того, чтобы перевестись на другой профиль или взять академический отпуск.

[/attention]

В чём поможет университетский психолог:

  • Отношения с одногруппниками, преподавателями.
  • Построение карьеры, выбор профессии, принятие решения о профессионализации.
  • Кризис в близких отношениях, неразрешённая любовь, измена, предательство.
  • Сложные отношения и конфликты с родителями.
  • Тревога, стресс, чувство неуспешности и неуверенность в себе, скачки самооценки.

iStockphoto (Benjavisa)

Источник: https://mel.fm/blog/liberal-arts/30816-adaptatsiya-krizis-tretyego-kursa-i-drugiye-situatsii-kogda-studentu-pomozhet-psikholog

Как выйти из сложной жизненной ситуации

Столкнулась с такой ситуацией: я являюсь студенткой 3 го курса (последнего)

Жизнь есть жизнь. Иногда проваливаешься в глубокую яму и буксуешь на ее дне с разорванным сердцем, пустым кошельком или тяжелой болезнью. Сколько не пытайся залезть обратно – кажется, что выхода уже нет.

На самом деле выход намного ближе, чем кажется. Чтобы справиться со сложной жизненной ситуацией, нам потребуется лишь одно – конкретно направленные действия. Ведь они – самый эффективный инструмент для достижения результата.

А раз так, мы рассмотрим 2 способа решения любой проблемы с помощью 4-х шагового плана действий, двух полезных  упражнений и одного совета, помогающего, когда все валиться из-под рук. Начнем мы с 5 идей, которых нужно осознать, чтобы лишний раз не убиваться и не наварить кашу гуще прежней.

 

Что нужно осознать

  • Есть люди с более серьезными проблемами, чем у вас. Например, дети со смертельными заболеваниями, родители, потерявшие молодую семью в аварии, мальчик, которого убило на ненужной войне. Мир не сошелся на вашей ситуации, поэтому не стоит опускать руки после первого же поражения.

  • Неудача бывает счастливым поворотным пунктом. Эту мысль можно встретить на страницах книги «Закон успеха» Наполеона Хилла. И правда: внезапная болезнь, провал в бизнесе или порванные отношения иногда могут уберечь голову от еще больших несчастий.

  • Советы все бросить – советы слабых людей. Прежде чем кого-то слушать, посмотрите на его уровень жизни. Если он ниже того, которого хотите вы – не стоит тратить время на выслушивание очередного мнения.

  • Что бы ни происходило, кто бы ни был виноват – все в прошлом. Сейчас мы стоим перед фактом и надо переключать внимание в настоящее.

  • Рубить с плеча – хорошее качество успешного человека, но в нашем случае слишком решительными действиями можно навредить.

Что можно предпринять

 
Вот мы и подошли к практике. В целом, методы выхода из трудных ситуаций сводятся к одному – поднять свою «опу» и начать действовать. Вроде бы просто, но как это сделать, если все тело изнурено и сопротивляется? Можно попробовать пошаговый способ, представленный ниже.

Шаг #1 – Охлаждение и подготовка

  • Для начала, как и во всех черезвычайных ситуациях, надо перестать паниковать. Пожар уже разгорелся и хоть припекает снаружи, внутри нужно оставаться хладнокровным. Так мозг не будет расходовать энергию на лишние эмоции и сохранит ресурсы на решение проблемы.

  • Затем, стоит перестать строить из себя жертву. В детстве нам часто говорили, что нужно быть ответственным, и сейчас наступило подходящее для этого время.

    Возьмите штурвал в свои руки, чтобы полностью контролировать ситуацию. В противном случае можно быстро поддаться отговоркам на подобии «мне не повезло, я тут не при чем,  пусть лучше он решает и т.д.»

  • Следующий «полушаг» – найти точку опоры своей проблемы. Когда появляется неприятность, откуда ни возьмись наваливается куча других затруднений. И если первую неприятность «вытащить», то остальная цепь событий рушиться сама собой.

    Звучит многообещающе, но это на самом деле так. От решения сложной задачи появляется вдохновение, второе дыхание, подъем сил, и задачки поменьше решаются уже сами собой.

Шаг #2 – Перезагрузка

На этом этапе мы должны избавиться от негативного состояния, мешающего трезвому рассудку. Вот несколько вариантов, как это можно сделать:

  • Набраться сил, выспаться, наесться, отдохнуть.

  • Вспомнить свои прошлые победы и почерпнуть заряд мотивации.

  • Подумать чему эта ситуация вас научит, какую веру в себя вы приобретете, если решите ее. (Бесценный опыт, укрепленная сила духа, уверенность в себе – вот только несколько последствий решенной проблемы.)

  • Набраться силы воли и отказаться от алкоголя, чрезмерного курения, наркотиков. Перестать лениться, переедать, в общем – не подкармливать факторы, портящие психику и разрушающие организм.

 Danger!  Дальше пойдут специфичные способы, которые подойдут не всем.

1. Первый из них – самопрограммирование (или же аффирмации). Заключается он в том, чтобы не признавать сложность ситуации, и говорить себе, что все не так все плохо.

Что случилось, неприятности? –  Все нормально, временные затруднения! Как дела? – Как обычно прекрасно! Попробуйте говорить с собой и окружающими в таком духе. (Смахивает на тренинг сектантов, но если не переусердствовать, то такое мышление полезно).

2. Подумать, во что вы верите: в себя и свои силы, Бога, мировую энергию, единую волновую оболочку, хоть в рептилоидов. Поверить в это с новой силой. (Опять-таки немного странно, но вера – очень сильно чувство, способное придать сил)

3. Эмоциональная разрядка. Иногда стоит набить тумаков ни в чем не повинной груше или разрыдаться в подушку. Просто-напросто выплеснуть все негативные эмоции напрямик, без всяких аффирмаций.

В этом вопросе вам подскажет сердце: хотите плачьте, хотите бейте посуду, хотите идите в зал и изнуряйте мышцы.

Плохо, что многие люди привыкли сдерживать свои эмоции.

Психовать, даже если остаешься один, как-то неловко и “не по-взрослому”, именно поэтому способ подойдет не для всех.

После «перезагрузки» можно перейти к 3-му шагу.
 

Шаг #3 – Фокусировка

Когда вы хладнокровны, и все эмоции позади, можно начинать самое главное -переключить фокус с проблемы на ее решение.

И вот тут начинается самое сложное, что не сделает 90% прочитавших статью. Почему? Потому что прямо сейчас надо переходить к действиям. Нам потребуется два листа бумаги и ручка. Желательно именно бумага, а не электронный носитель, на ней эффект будет сильнее.

Мы сделаем 2 упражнения, которые помогут освободить голову от водоворота мыслей и структурировать свои знания. После их выполнения вы уже будете  иметь начальную скорость и фундамент для дальнейшего плана действий.

 
Упражнение 1

[attention type=red]

Опишите все ресурсы, которые у вас есть: знания, вещи, связи, деньги, ценная информация, опыт и т.д. Это ваши средства достижения цели, в нашем случае цель – выйти из сложной ситуации.

[/attention]

Подчеркните, какие из этих средств можно использовать для решения проблемы. Например: машина – продать, Леха – забрать долг, Алексей Борисович – позвонить и спросить совета.

Если вы не нашли того, что может вам помочь, значит ваш кругозор пока ограничен. Вы блуждаете в темноте, когда ответ может быть совсем рядом. Сделайте небольшую колоночку под списком средств, и напишите туда все ресурсы, которых, как вам кажется, вам не хватает (опять-таки, это могут быть деньги, связи, квалификация и т.п.).

Перед нами появилась картина, которая не могла бы целиком уместиться в голове. Остается только с ней работать: использовать ресурсы, искать средства, дополнять новыми знаниями. После нее мы можем перейти ко второму упражнению.

 
Упражнение 2

Берем второй лист бумаги и устраиваем мозговой штурм. Выписываем в него абсолютно все свои мысли: «у меня проблемы и все меня бесит; я думаю, что мне никто не поможет; надо бы позвонить и договориться, но я боюсь».

То есть не просто «надо сделать это и попробовать то-то», а все свои чувства, переживания, идеи. Всю кашу, что варится и кипятит мозг нужно вылить на бумагу.

Чем хорошо это упражнение? Оно своеобразным образом материализует мысли.

Был у вас импульс в голове, его приходилось держать в памяти, сохранять, поддерживать эмоциональный настрой, а сейчас – вот оно, на бумаге! Мозгу больше не нужно тратить энергию: постоянно показывать эту мысль, связывать с ней определенную эмоцию. Он может сосредоточиться на чем-то конкретном и успокоиться хотя бы на время.

Именно поэтому лучше делать эти упражнения на бумаге. Написать мысли своей рукой немного другое, чем натыкать их кнопками телефона. Представьте, чтобы бы было, если дети в школах набирали все на клавиатуре. Учились бы конечно быстро, но некачественно. Вот и у нас что-то похожее.

Шаг #4 – План

В идеале на этом этапе вы уже должны иметь 2 листа с записями и хотя бы минимальное представление своих дальнейших действий. Если вы выполнили все предыдущие шаги вы молодец! Это значит, вы готовы упорно трудиться, и обязательно получите желаемый результат.

Осталось самое простое – написать план и поставить цели. Носите их с собой, чтобы в свободную минуту, вы всегда знали, что делать дальше.

Способ 2 – Просим помощи

Для того, чтобы найти выход из безвыходной ситуации, можно пойти другим путем. Если вам повезло – у вас есть родственники и настоящие друзья. Близкие люди, если они действительно близкие, всегда помогут вам в трудную минуту.

Существует 3 разновидности этого способа.  Первую мы коротко разобрали в первом абзаце – попросите помощи друзей и знакомых.

Вторая разновидность: Ищите тех, кто уже решил похожую проблему.

Поверьте, среди нескольких миллиардов людей есть кто-то, кто столкнулся с такой же жизненной ситуацией. Найдите этого человека. В своем видео, книге или статье он может показать решение вашей проблемы на собственном опыте.

[attention type=green]

Третья разновидность: Собрание авторитетов.

[/attention]

Вообразите, что вы сидите за круглым столом и общаетесь с людьми, которых уважаете. Друзья, родители, великие бизнесмены – не важно. Если вы примерно знаете их характер, то можете представить советы, которые они вам дадут.

«Супер-совет»

Практика показывает, что многие советы из интернета попросту не работают. Иногда заставлять себя читать нравоучения, выполнять какие-то упражнения, пересиливать свой характер до тошноты надоедает.

При таком состоянии не работает уже ничего. Какие там упражнения, тут бы себя в кучу собрать. Одним словом – стресс.

Единственный выход из такой ситуации – максимально отключиться от дел. Послать, забить, отдохнуть – называйте как хотите.

Почему этот совет «супер»? Потому что он отражает реальное положение вещей.

Если вы совсем потеряли мотивацию и упали духом добивать себя опасно! А добивать себя можно разными практиками, мотивационными речами, постоянными упреками и т.п.

При полной потери работоспособности эти вещи вам не помогут и только расстроят. “Я никуда не гожусь”, “Все пропало”, “Мне ничего уже не помогает” – только об этом думаешь после попыток пересилить себя.

Так что не бойтесь на время забросить дела! Да, такое состояние может продлиться несколько дней или даже недель. Но чем больше времени проходит, тем больше сжимается пружина мотивации. В один момент вам настолько надоест бездельничать, что пружина разожмется и с огромной силой вынесет вас обратно наверх.

 

Заключение

Напоследок «поумничаем»: пока все хорошо – это плохо. Когда нет желания что-либо делать, человек умирает и физически и морально. Так что лучше уж встречать проблемы, чем лежать, сложа руки, и жирнеть на диване.

Вот вроде бы и все! Хочется верить, что в этой статье вы узнали новые способы, как выйти из безвыходной ситуации победителем. До новых встреч!

Источник: https://uspeshnick.ru/kak-vyjti-iz-slozhnoj-zhiznennoj-situacii/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: