В июне 2005 г. жертвами авиакатастрофы при столкновении «ТУ-154» и «Боинг-757» стало 220 пассажиров.

Катастрофа над Боденским озером: причины, расследование, список погибших

В июне 2005 г. жертвами авиакатастрофы при столкновении «ТУ-154» и «Боинг-757» стало 220 пассажиров.

Прошло уже больше 13 лет с той памятной даты, когда в небе над Германией столкнулись два авиалайнера – российский пассажирский ТУ-154М и бельгийский грузовой «Боинг-757». Жертвами этой страшной катастрофы стал 71 человек, большинство из которых – дети.

События, предшествующие полету

В ту роковую ночь с 1 на 2 июля 2002 года, когда произошла катастрофа над Боденским озером, на борту российского пассажирского самолета ТУ-154, принадлежавшего компании «Башкирские авиалинии», находились 67 пассажиров, в числе которых 52 ребенка и 12 членов экипажа.

Основную часть составляли талантливые школьники из Башкирии, которые летели в Испанию на отдых. Путевки были предоставлены Комитетом по делам ЮНЕСКО республики как поощрение за высокие показатели в учебе.

[attention type=yellow]

И действительно, в этой группе все дети были как на подбор: художники, поэты, спортсмены.

[/attention]

Как выяснилось позже, уфимские школьники вообще не должны были оказаться в небе в ту злополучную ночь. Просто по ошибке сопровождавших их взрослых, которые привезли группу башкирских детей в аэропорт Шереметьево, вместо того чтобы доставить их в Домодедово, они накануне опоздали на свой самолет, летевший в Барселону.

Череда случайностей

Практически все дети, отправляющиеся на отдых за границу, были выходцами из семей высокопоставленных родителей. К примеру, 15-летняя Лейсан Гимаева была дочерью главы администрации президента Башкирской республики. Если бы это были дети из обычных семей, то они просто вернулись бы обратно домой, пусть и расстроенные, но живые, и катастрофа самолета над Боденским озером не случилась бы.

Но влиятельные родители школьников решили послать за ними в Москву один из воздушных судов, принадлежащих «Башкирским авиалиниям», который затем должен был чартерным рейсом № 2937 доставить их в Испанию. Экипаж самолета возглавлял Александр Гросс, который до этого уже летал в Барселону несколько раз и хорошо знал маршрут.

И вот очередная случайность – после того как дети сели в самолет, оказалось, что остается еще несколько свободных мест. Тут же было решено реализовать эти лишние билеты. Их было всего семь.

Четыре из них достались семье Шисловских из Беларуси, которые также опоздали на свой самолет, и три – Светлане Калоевой из Северной Осетии, летевшей с двумя детьми (старшим сыном Костей и 4-летней Дианой) к мужу Виталию, который работал в Испании по контракту.

После того как произошла катастрофа над Боденским озером, даже имена этих случайных пассажиров стали известны не сразу.

Перед катастрофой

В ту июльскую ночь оба самолета находились в небе над Германией, но, несмотря на это, руководство воздушным движением на тот период было передано швейцарской компании «Скайгайд», расположенной в Цюрихе. В этом центре, как и обычно по ночам, оставались работать только три человека: два диспетчера и ассистентка.

Однако почти перед самым столкновением один из дежуривших ушел на перерыв, и за пультом остался только Питер Нильсен, который был вынужден следить одновременно за двумя терминалами. Когда диспетчер заметил, что два самолета, находящихся в одном и том же эшелоне 36 тыс. футов, начали сближаться, оставались уже считаные секунды до катастрофы.

Столкновение над Боденским озером было почти что неизбежным.

Несоответствие команд

Курсы воздушных суден, летевших навстречу друг другу, должны были неминуемо пересечься. Диспетчер попытался исправить положение и подал команду экипажу российского лайнера на снижение.

Надо сказать, что к этому времени пилоты ТУ-154 уже заметили другое судно, приближающееся к ним с левой стороны.

Они были готовы к выполнению маневра, который бы позволил самолетам благополучно разойтись.

Сразу же после команды диспетчера в кабине российских пилотов ожила автоматическая система, предупреждающая об опасных сближениях (TCAS), которая проинформировала о том, что необходимо срочно набрать высоту. А в это же время на борту «Боинга» была получена такая же инструкция от идентичной системы, но только на снижение.

Второй пилот самолета ТУ-154 обратил внимание остальных членов экипажа на несоответствие команд диспетчера и TCAS, но ему ответили, что будут выполнять приказ, поступивший с земли. Именно поэтому никто так и не подтвердил полученного от диспетчера распоряжения, хотя судно и начало снижаться. Спустя всего несколько секунд команда с земли повторилась.

На этот раз ее немедленно подтвердили.

Роковая ошибка

Как позже покажет следствие, столкновение над Боденским озером произошло из-за несвоевременно поданной команды, прозвучавшей из уст диспетчера компании «Скайгайд» Питера Нильсена. По ошибке он сообщил экипажу российского самолета неверную информацию о другом лайнере, который якобы находится справа от них.

Впоследствии расшифровка данных черных ящиков показала, что пилоты оказались введенными в заблуждение таким сообщением и, по-видимому, решили, что рядом летит еще один самолет, которого система TCAS по какой-то причине не обнаружила. Остается непонятным, почему ни один из пилотов не проинформировал об этом противоречии в командах дежурного диспетчера.

Катастрофа над Боденским озером

Одновременно с российским самолетом снижался и «Боинг-757», экипаж которого выполнял инструкцию TCAS. Об этом маневре они немедленно сообщили на землю, но диспетчер Питер Нильсен его не расслышал, так как на связь вышло другое судно на иной частоте.

В последние мгновения перед катастрофой оба экипажа как могли, пытались предотвратить опасное сближение, отклонив штурвалы до упора, но, как известно, все усилия были тщетными. Самолет Ту-154М столкнулся с «Боингом-757» почти что под прямым углом.

[attention type=red]

Самолет, принадлежащий транспортной компании DHL, своим вертикальным стабилизатором нанес мощнейший удар по фюзеляжу российского лайнера, отчего он развалился прямо в воздухе. Его обломки упали в окрестностях немецкого городка Юберлингена, близ Боденского озера (земля Баден-Вюртемберг). Боинг, в свою очередь, лишившись стабилизатора и потеряв управление, разбился.

[/attention]

Ужасная катастрофа над Боденским озером унесла жизни членов экипажа обоих самолетов и всех пассажиров, летевших на Ту-154.

Расследование случившегося

По результатам авиакатастрофы было произведено следствие, которым занималась специально созданная комиссия при немецком Федеральном ведомстве (BFU). Ее выводы были опубликованы спустя два года. В отчете комиссии значились две причины, по которым произошло столкновение:

  1. Авиадиспетчер вовремя не смог обеспечить надлежащее эшелонирование между двумя воздушными лайнерами. Инструкция по снижению была передана пилотам экипажа Ту-154 поздно.
  2. Экипаж российского самолета продолжал снижаться, несмотря на рекомендации TCAS набрать высоту.

Выводы экспертов

В отчете также были отмечены многочисленные ошибки, допущенные руководством центра в Цюрихе и ICAO (Международной организацией гражданской авиации).

Так, владельцы швейцарской компании «Скайгайд» в течение многих лет допускали такой порядок работы авиадиспетчеров, при котором управлять воздушным движением мог всего лишь один человек, тогда как его напарник в это время отдыхал.

Авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) ясно дала понять, что такого количества персонала было явно недостаточно. К тому же оборудование, которое должно было подсказывать диспетчеру о возможном сближении авиалайнеров, в ту ночь отключили по причине проведения технического обслуживания.

Что касается телефонов, то они тоже не работали.

Именно из-за этого Питер Нильсен не смог в нужный момент дозвониться в аэропорт, находящийся в Фридрихсхафене (небольшой городок, расположенный к северу от Боденского озера), для того чтобы передать тамошним диспетчерам ведение прибывающего с задержкой самолета, за которым швейцарец следит по второму терминалу. Кроме того, по причине отсутствия телефонной связи дежурные в Карлсруэ, намного раньше заметившие опасное сближение в воздухе, не имели возможности предупредить Нильсена о надвигающейся катастрофе.

Также комиссия, которая расследовала столкновение над Боденским озером, отметила, что документы ICAO, регулирующие применение TCAS и находящиеся у экипажа самолета Ту-154, были отчасти противоречивыми и неполными.

Дело в том, что, с одной стороны, инструкция к системе содержала строгий запрет на выполнение маневров, не соответствующих подсказкам TCAS, а с другой – она считалась вспомогательной, создавая, таким образом, впечатление, что команды диспетчера являются приоритетными.

Из этого можно сделать единственно правильный вывод: если бы не череда нелепых случайностей и роковых ошибок, то авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) была бы попросту невозможна.

Итоги

С падением самолетов эта трагедия не закончилась. Несчастные родственники хоронили своих детей, а некоторые семьи после этого распались, не выдержав такого горя. Много жизней унесла с собой катастрофа над Боденским озером.

Список погибших изначально содержал фамилии 19 взрослых и 52 детей. Но 24 февраля 2004 года к нему добавилось еще одно имя – Питера Нильсена, того самого диспетчера компании «Скайгайд», допустившего ряд ошибок, приведших к такой масштабной трагедии.

Он был убит Виталием Калоевым, жена и дети которого летели тем злосчастным рейсом № 2937. Суд по этому делу длился почти год. В конце октября 2005 года Калоева признали виновным в убийстве и приговорили к 8 годам тюрьмы.

[attention type=green]

Учитывая обстоятельства дела и тяжелое психическое состояние обвиняемого, суд уменьшил срок до 5 лет и 3 месяцев.

[/attention]

Близ немецкого города Юберлинген, в районе Боденского озера, установлен необычный памятник, напоминающий о трагедии более чем 10-летней давности. Он выполнен в виде разорванного колье, чьи жемчужины разлетелись по всей траектории падения обломков двух авиалайнеров.

Источник: https://FB.ru/article/226303/katastrofa-nad-bodenskim-ozerom-prichinyi-rassledovanie-spisok-pogibshih

Столкновение над Боденским озером | Аварии и катастрофы | Багира Гуру

В июне 2005 г. жертвами авиакатастрофы при столкновении «ТУ-154» и «Боинг-757» стало 220 пассажиров.

Более 17 лет минуло уже с той страшной ночи с 1 на 2 июля 2002 года, когда на высоте 10600 метров над побережьем баварского озера Бодензее в, казалось бы, бескрайнем небе пересеклись пути двух самолётов. Одним из них был Боинг-757 немецкой компании DHL, следовавший с почтовым грузом из итальянского Бергамо в Брюсель. Другой — пассажирский Ту-154, в котором пассажирами были в основном дети…

Фатальная ошибка и месть Калоева

Пересечение курсов

Кроме пилотировавших двух лётчиков людей на борту грузовика не было. Второй самолёт, Ту-154М, принадлежал российской компании «Башкирские авиалинии». Вечером этого дня он вылетел из подмосковного Домодедова в далёкую испанскую Барселону. В самолёте, помимо 9 членов экипажа, разместились 60 пассажиров, лишь 8 из которых были взрослыми.

Они сопровождали детей разных возрастов, направлявшихся на отдых к берегам тёплого Средиземного моря. Мероприятие было задумано как поощрение школьников за отличную учёбу. Спонсором выступал Комитет по делам ЮНЕСКО в Башкирии. Среди отправляющихся в Испанию были победители различных конкурсов и олимпиад, а также дети руководителей некоторых учебных заведений Башкирии.

В числе пассажиров оказалась и семья уроженца Владикавказа Виталия Калоева: его жена Светлана с детьми, десятилетним Костей и четырёхлетней Дианой. Сам глава семьи с нетерпением ждал их в Испании, где, будучи профессиональным архитектором, работал по контракту.

В предвкушении прекрасного отдыха на борту лайнера царило приподнятое настроение, полёт, начавшийся в 18:48 московского времени, проходил вполне нормально. Ту-154 уже преодолел не менее половины своего маршрута, когда из аэропорта Бергамо поднялся в воздух, набрал заданную высоту и взял курс на север Боинг-757.

Для его опытных пилотов доставка груза в столицу Бельгии была обычной рутинной работой. Европейская погода не создавала в эту ночь никаких проблем для полётов, ночное небо было спокойно. Ничто не предвещало катастрофы.

Однако трагедия произошла уже через несколько минут после того, как авиадиспетчеры Мюнхена передали сопровождение российского самолёта швейцарским коллегам из центра воздушного контроля «Скайгайд», расположенного в аэропорту Цюриха.

Здесь в ту роковую ночь сложилась нештатная ситуация: на рабочем месте находился лишь один дежурный диспетчер вместо положенных, как минимум, двух. К тому же аппаратура автоматического оповещения центра об опасном сближении самолётов в зоне его ответственности была отключена. Не работали также основная и резервная телефонные линии.

[attention type=yellow]

Последнее выяснилось, когда диспетчер из германского Карлсруэ обратил внимание на опасное сближение самолётов и 11 раз (!) безуспешно пытался дозвониться коллегам в Цюрих. Диспетчер «Скайгайда» Петер Нильсен, который был вынужден работать одновременно за пультами двух терминалов, слишком поздно заметил сближение двух самолётов, идущих на пресекающихся курсах.

[/attention]

Он отдал экипажу российского лайнера команду на снижение, когда сближавшиеся самолёты уже не могли занять безопасные эшелоны (высоту полёта). Пилоты Ту-154 ещё не видели Боинг, приближавшийся слева, но были готовы к тому, что придётся выполнять манёвр для расхождения с ним. Поэтому сразу после получения команды диспетчера они начали снижение.

Но в этот момент прозвучала команда бортовой автоматической системы предупреждения опасных сближений, информирующая о необходимости, наоборот, набирать высоту. Пилоты «Боинга» получили от собственной такой же системы команду на снижение. Через несколько секунд Нильсен повторил команду российскому экипажу, при этом он по ошибке сообщил, что «Боинг» находится справа от Ту-154. Как показала в дальнейшем расшифровка бортовых самописцев, возможно, этим последним сообщением пилоты Ту были окончательно введены в заблуждение, решив, что в воздухе находится ещё какой-то третий самолёт.

Ту-154 продолжал снижаться, следуя инструкциям диспетчера, вопреки сигналам бортовой системы автоматики. Никто из пилотов не проинформировал диспетчера о явном противоречии в получаемых ими командах. В то же время «Боинг», выполняя команды своей автоматики, тоже снижался, о чём его пилот сообщил Нильсену.

Но диспетчер не услышал этого сообщения, так как в этот момент на связь с ним вышел другой самолёт. В последние секунды пилоты обоих самолётов увидели друг друга и попытались предотвратить столкновение, полностью отклонив штурвалы, но это не помогло. Самолёты столкнулись почти под прямым углом.

Вертикальный хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил по фюзеляжу Ту-154 и разломил его пополам. В падении Ту развалился в воздухе на четыре части, упавшие в окрестностях небольшого городка Юберлингена. Лишившийся стабилизатора Боинг рухнул на землю в 7 километрах от места падения Ту и полностью разрушился.

Все находившиеся на борту обоих самолётов (69 человек на Ту и 2 пилота Боинга) погибли. На земле пострадавших не было.

Суд идёт

После катастрофы диспетчер Нильсен был отстранён от работы, а в отношении компании «Скайгайд» началось расследование, которое вела швейцарская прокуратура. Поначалу «Скайгайд» пыталась возложить вину на российских пилотов, которые якобы плохо понимали подаваемые на английском команды диспетчера.

Но в защиту погибшего российского экипажа решительно выступил главный редактор специального немецкого журнала «Пилот и самолёт» ХайкоТиген, сам профессиональный лётчик, имеющий более 5000 часов налёта на международных линиях, эксперт Управления воздушных трасс.

Он заявил, что катастрофа однозначно лежит на совести диспетчерской службы.
В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Эксперты признали, что в столкновении виновны швейцарские диспетчеры из «Скайгайд».

[attention type=red]

Только после этого компания признала свою вину, и спустя 2 года после катастрофы её директор принёс извинения семьям погибших, а президент Швейцарии Йозеф направил письмо с извинениями президенту России. Перед швейцарским судом предстали 8 сотрудников «Скайгайд», четверо из них были признаны виновными в преступной халатности.

[/attention]

Суд приговорил троих к условному заключению, одного — к штрафу. Так была оценена 71 загубленная людская жизнь.

Месть

Трагично сложилась судьба непосредственного виновника катастрофы Петера Нильсена. 24 февраля 2004 года он был убит в своём доме в пригороде Цюриха россиянином Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе всю семью.

В этот, 478-й после катастрофы, день Калоев пришёл к дому диспетчера с фотографиями погибшей семьи в руках. По словам Виталия, он собирался показать снимки Нильсену, рассчитывая услышать слова сочувствия и просьбы прощения от человека, ставшего невольным виновником гибели его близких.

Но Нильсен довольно грубо оттолкнул его, и фотографии упали на землю. Калоев смутно помнит, что было дальше — он потерял над собой контроль. Следствие установило, что он нанёс Нильсену 12 ударов перочинным ножом.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и приговорён к восьми годам лишения свободы. В ноябре 2006 года швейцарский апелляционный суд принял решение о пересмотре дела Калоева.

Учитывая связанную со смертью семьи ограниченную вменяемость Калоева в момент совершения преступления, суд снизил срок заключения до 5 лет и 3 месяцев, что давало право на досрочное освобождение. 12 ноября 2007 года Виталий Калоев был освобождён и вернулся вначале в Москву, а затем на родину в Северную Осетию.

И в Москве, и во Владикавказе его, как героя, встречали толпы людей, что вызвало неоднозначную реакцию прессы. В 2008 году Виталий Калоев был назначен заместителем министра строительства и архитектуры Республики Северная Осетия — Алания.

Память

О катастрофе, а затем об убийстве диспетчера писала вся мировая пресса. В Германии непосредственно на месте трагедии в память о её жертвах ежегодно проходят траурные мероприятия. В июле 2003 года в Уфе был открыт мемориальный комплекс, посвящённый погибшим.

А ещё через год в немецком Юберлингене открыли памятник, выполненный в форме разорванного ожерелья, жемчужины которого разлетелись по траектории падения погибших самолётов.

В 2006 году в Цюрихе у здания компании «Скайгайд» установили стелу, на которой изображена спираль с 72 свечами, как память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере. Спустя 13 лет после воздушной трагедии в США сняли посвящённый ей фильм с лаконичным названием: «478».

[attention type=green]

В роли Виталия Калоева (по фильму он Виктор) снялся Арнольд Шварценеггер. Это драматичный рассказ о человеке, чья жизнь была сломана в одночасье.

[/attention]

А сам Виталий недавно вышел на пенсию, через 13 лет после катастрофы он вновь женился. Живёт по-прежнему во Владикавказе, контактов с прессой избегает и желает одного — чтобы его оставили в покое.

Журнал: Запретная история №26(93), декабрь 2021 года Рубрика: Тайна катастроф

Константин Ришес

трагедия, катастрофа, самолёт, Швейцария, озеро, месть, столкновение, Запретная история, Калоев, диспетчер, 2002

Вход

Источник: https://www.bagira.guru/disasters/stolknovenie-nad-bodenskim-ozerom.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: