1. Какие права имеет внештатно работающий журналист после передачи авторского материала редакции?

Авторское право в журналистике

1. Какие права имеет внештатно работающий журналист после передачи авторского материала редакции?

Если журналист пишет свой оригинальный материал, он становится автором произведения, а публикация материала делает его обладателем авторских прав (это касается и журналистики). Согласно закону РФ, создатели обнародованных литературных, художественных и музыкальных произведений обладают авторским правом, которое они могут реализовать.

Авторы могут опубликовать свое произведение, и тогда никто не сможет им воспользоваться под своим именем. Но если такое произошло, создатель вправе обратиться к юристам, которые смогут доказать его авторство. Если вашу статью перепечатали без указания вашего имени, а вам это было крайне важно, вы можете оспорить действия плагиаторов.

Сервис R.TIGER предлагает заключить честный договор с юристом (или юридической компанией), который докажет ваши полномочия. Мы сотрудничаем только с высококвалифицированными специалистами, имеющими свидетельства и сертификаты.

Обращаясь к нам, вы экономите время на поиске юриста. Вы также экономите деньги, так как в заявке указываете сумму, которую можете потратить.

При этом оплата поступает специалисту только после выполнения им услуги. Сделка — совершенно безопасна.

С нами сотрудничают юристы самых разных профилей, досконально знающие законы Российской Федерации, в том числе и закон об авторских и смежных правах.

[attention type=yellow]

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

[/attention]

По этой услуге подключено 29 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Авторские произведения в журналистике

Главное отличие авторского произведения (как в журналистике, так и в других направлениях искусства) — это оригинальность. Статья должна быть написана самим автором, не содержать скопированных из других статей предложений, за исключением цитат и цифр.

Журналист может оформить в интернете свои мысли, идеи, но подкрепить их цитатами другого автора, ученого, специалиста. Но произведение, написанное другим автором, журналист без разрешения этого автора вставлять в свою статью не может. Вместе с тем, являясь оригинальным автором, журналист реализует свои права, продавая свое произведение издательству.

Произведение должно быть неким образом материализовано — помещено на бумагу, электронный материальный носитель. Только в этом случае журналист имеет на статью особые полномочия.

В ЗоАП опубликован целый перечень носителей, среди которых аудиокассеты, диски, фотопленка (если автор — фотограф), рукописи, стенограммы и другие. Российский закон не требует от автора обязательного оформления авторства.

Другими словами, журналист, если хочет, подпишет своим именем статью, а не хочет — не подпишет.

Ранее полномочия авторов регулировались законом «Об авторских и смежных правах» от 7 июля 1993 года, но он утратил силу 31 декабря 2007 года. Теперь вопросы авторства (в том числе в журналистике) разъясняет 4 часть Гражданского кодекса РФ, а также вся глава 70 этого же кодекса.

В документе сказано, что автор произведения имеет исключительное право на него, а также на авторство, имя, неприкосновенность своего труда и на обнародование. Все это относится и к полномочиям в сфере журналистики. В законе также есть определение понятия «автор» — это лицо, создавшее произведение своим трудом и указанное на оригинале или экземпляре данного произведения.

Кому принадлежат авторские права

Как только журналист написал статью, подписался своим именем и дал ей материальную форму (поместил на флэшку, опубликовал в СМИ), он получает авторское право.

Оно, в свою очередь складывается из двух видов — имущественного и неимущественного. О первом мы уже говорили — это материальная форма, а неимущественное — это право на имя.

Его, кстати, автор может придумать, и тогда это будет псевдоним.

Журналист сам распоряжается судьбой своего произведения. Он может отдать его в публикацию или не разрешать ее. Он также может отозвать статью из публикации, если, например, передумал обнародовать информацию. Все эти полномочия будут принадлежать автору бессрочно, до тех пор, пока он жив или не решил подарить их другому человеку.

В России авторы находятся под защитой государства. После смерти создателя распоряжаться его правами могут наследники, а если их нет — государство. К неимущественным полномочиям можно отнести также использование своего произведения в любых формах и форматах.

Так, автор может поступать со своим творением, как захочет, и разрешать другим людям:

  • распространять — реализовывать, продавать;
  • публично читать или воспроизводить (если видео — публично показывать);
  • передавать в эфир — на радио, телевидение;
  • редактировать, корректировать, изменять по своему усмотрению;
  • переводить на другие языки.

Если он опубликовал свое творение в разных форматах, то вправе рассчитывать на гонорар за каждый вид и формат. Написав, например, книгу, автор заключает договор с издателем, где указывает, что авторство принадлежит ему.

Издательство, в свою очередь, может прописать права на тот формат (но не на текст!) книги, который вышел в свет. Согласно договору, автор получает гонорар за книгу, а издательство — свой процент. Часто это могут быть роялти, когда деньги поступают не сразу, а небольшими частями, в зависимости от реализации.

Форматы в журналистике: кому принадлежат права

Авторство может принадлежать не одному создателю, а нескольким — тогда это будет соавторство. Например, слова песни пишет поэт, а музыку — композитор. Они выступают в данном случае соавторами песни. Исполнителю же принадлежат только смежные полномочия.

Объектами авторского права не могут быть нормативные или официальные документы; законы, утвержденные в стране; государственные знаки и символы (например, флаг); денежные знаки. Любое изменение государственных символов уголовно наказуемо.

Авторские права в журналистике не всегда принадлежат журналисту. Например, новостное сообщение нельзя назвать оригинальным, а значит и принадлежащим одному человеку (статья 8 ЗоАП).

[attention type=red]

Но если на основе данного сообщения написана полноценная статья, то авторство принадлежит журналисту.

[/attention]Что касается интервью, то здесь все полномочия принадлежат журналисту. Человек, у которого берут интервью, заранее знает, что будет отвечать на вопросы.

Он, конечно, может и не отвечать на них. Но если ответил, то журналист вправе записать и опубликовать информацию.

Однако есть такое понятие как этика в журналистике, когда автор отдает своему герою материал на согласование и только после этого публикует. Часто обе стороны имеют выгоду от интервью — журналист получает гонорар, а герой — распространение нужной информации о нем.

Программы телепередач, согласно закону, не относятся к понятиям интеллектуальной собственности в журналистике. Это, скорее, новостная информация, переданная посредством телевидения, но не оригинальные произведения, под которыми можно поставить конкретное имя. Но есть, конечно, и уникальные программы, когда в начале прямо пишется автор, чей творческий труд приложен к созданию этих передач.

Произведения журналистов, опубликованные в СМИ, могут перепечатывать другие средства массовой информации, не спрашивая об этом автора. Но под этими материалами они должны указать его имя. Это только в том случае, если автор в первоисточнике не запретил перепечатку.

Творческие люди бывают рассеянными и мало внимания уделяют оформлению сотрудничества. И тогда они могут стать жертвами мошенников.

Специалисты рекомендуют авторам в журналистике всегда заключать специальные договоры о сотрудничестве, тогда они без проблем докажут свое авторство. При заключении такого договора не забудьте показать его юристу.

Найти специалиста для этого вы также можете через наш сервис. Просто оставьте заявку и дождитесь отклика — и вы без особого труда получите защиту от возможных неприятностей.

Источники:

Авторское право (глава 70 ГК РФ)

Авторские права (ст. 1255 ГК РФ)

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/avtorskoe-pravo-v-jurnalistike/

Авторское право. Прочитай и запомни

1. Какие права имеет внештатно работающий журналист после передачи авторского материала редакции?

У дизайнера всего два юридических документа, в которых он должен хорошо ориентироваться: договор на творческие разработки, по которому осуществляется взаимодействие с заказчиком, и закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

Поверьте, эти знания пригодятся жестоком мире, где у дизайнера полно врагов, которые так и норовят лишить его законных прав. В этой статье я прокомментировал наиболее важные, статьи Закона.

Объект авторского права.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

Статья 4

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения

Статья 6. Пункт 1

Объектами авторского права являются:

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Статья 7. Пункт 1

Статьи 6 и 7 сообщают нам простую вещь: дизайн является творческой деятельностью и объектом авторского права. У произведения дизайна всегда есть автор, и согласно статье 4 автором является конкретный человек из плоти и крови, а «компания», «студия» или «бюро».

Возникновение авторского права. Презумпция авторства

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.


Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
— латинской буквы «С» в окружности: «©»;
— имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
— года первого опубликования произведения.

Статья 9. Пункт 1

Всё предельно понятно. Совершил акт творчества — ты автор. И никто этого права уже отнять не может. Товарищам параноикам позволено помечать территорию ©оответ©твующими пи©юльками, толку от них нет, особенно в электронных публикациях.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Статья 9. Пункт 2

Но, несмотря на правки от 2004 года, законотворцы умалчивают про электронную публикацию.

А это касается дизайна, который созидается виртуально.

Ситуация сложна тем, что в электронной форме не проследить точную дату создания. Т.е. фактически первый — не тот, кто создал, а тот, кто первый материализовал электронный макет в бумажный «экземпляр».

Автор не должен ничего доказывать (презумпция), но если кто-то подсуетился и материализовал электронное произведение под своим именем раньше автора, то, увы, автор де юро — подсуетившийся.

Есть несколько способов зафиксировать работу пером, которое потом никто не вырубит топором.

[attention type=green]

1 — если работа делается на заказ, то договор и прилагающийся к нему акт сдачи-приемки с распечаткой работы является самым серьезным доказательством создания произведения.

[/attention]

2 — это может быть публикация в каталоге, книге, альбоме, где указан автор произведения. В таком случае дата подписания тиража в печать, может являться официальной датой создания входящих в это издание произведений.

3 — участие работы в выставках, конкурсах, фестивалях. Подача заявки — раз, распечатки для отборочного комитета, жюри — два, публикация в каталоге выставки — три, множество свидетелей вашего участия — четыре. А если вы еще и выиграете что-нибудь, у вас появится не бумажка, а броня! Если на выставку ваша работа не прошла, то и воровать у вас нечего — расслабьтесь и «творите» дальше.

Наконец, если вы создали работу для себя, в конкурсах не участвуете принципиально, нигде не публикуетесь, кроме как на своей личной страничке, но при этом очень боитесь кражи, народные очумельцы предлагают следующий способ: распечатать работу и послать самому себе заказным письмом с описью вложения. Таким образом, у вас на руках появится документ с датой.

Пошевелив мозгами, можно придумать еще пару-тройку способов зафиксировать работу документально — было бы желание

Соавторство

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Статья 10. Пункт 1

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Статья 10. Пункт 2

Вова подкинул идею, Стёпа нарисовал. Соавторство. Макс нарисовал эскиз, Вольдемар доводил его до ума. Соавторство. Серёжа нарисовал 3D-модель, Таня верстала текст, Анатолий рисовал фон и собирал макет. Соавторство.

Cложная в трактовке статья. Ведь не напишешь же в юридическом документе про совесть и профессиональную этику. А как определить, где кончается творческая деятельность Автора, и начинается работа подмастерья?

Чтобы не нарваться на скандал, достаточно запомнить одну простую вещь: если кто-то вам помог в работе, вы не имеете права требовать от человека забыть об этой помощи. Хотите быть единственным автором произведения? Запритесь в кабинете и используйте только свою голову и свои руки. Попросили помощи или были вынуждены её принять? Делитесь славой.

Судебный иск о признании соавтором произведения или, наоборот, о незаконном присвоении статуса соавтора не имеет практически никаких шансов, если у работы не было предпроектной документации со списком участников проекта.

[attention type=yellow]

На «идею» или «концепцию» авторское право вообще не распространяется (Статья 6, пункт 4). При этом любой дизайнер знает, что без идеи не будет и полноценного произведения (того, которое любят красть).

[/attention]

Соавтором может считаться заказчик произведения, вносящий в него правки. Другой вопрос, что ему это соавторство до лампочки. А дизайнер в свою очередь многое бы отдал за то, чтобы этого соавтора у него не было.

Правилом хорошего тона должно стать указание соавторов при публикации работы. Хотя Закон этого не требует.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Статья 10. Пункт 2

Отсутствие упоминания соавторов, скорее всего, и есть «достаточные к тому основания» для запрета. Ведь вы вводите в заблуждение: все думают, что вы один сделали работу от начала и до конца.

Дизайн — командная работа. Х Мозговые штурмы, большие проекты, которые не под силу одному человеку, разделение труда и узкая специализация делают своё дело. Современный дизайнер редко может назвать себя единоличным правообладателем авторства на произведение. Помните об этом.

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Статья 14. Пункт 1

Понятная и избыточная статья. Согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет право предложить работодателю засунуть эти бумаги в жопу. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения.

Такие положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но лучше не подписывать.

Для примера: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой.

В дизайн-индустрии считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Статья 14. Пункт 2

Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Статья 14. Пункт 3

Автор уволился, на своём сайте в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

В трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

Личные неимущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/golovach/avtorskoe-pravo-prochitai-i-zapomni--5a1ec859a936f485a4808059

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: