Мини-аукцион. Нарушение закона?

Содержание
  1. Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика
  2. Правовое регулирование
  3. Признаки ограничения конкуренции
  4. Принципы обеспечения добросовестной конкуренции
  5. Ответственность за ограничение: уголовная и административная
  6. Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ | Контур.Закупки
  7. Нарушения при планировании
  8. Нарушения при определении способ проведения закупки
  9. Нарушения при проведении закупок
  10. Нарушения при заключении контракта и его изменении
  11. Иные правонарушения
  12. Уголовная ответственность
  13. Мини аукционы 44 фз что это такое
  14. Когда проводят электронный аукцион
  15. Когда проводится
  16. О внесении изменений в приказ департамента города москвы по конкурентной политике от 25 сентября 2014 г. n 70-01-149/14 (утратил силу на основании приказа тендерного комитета города москвы от 28.06.2021 n 70-01-119/19), приказ тендерного комитета города москвы от 21 июля 2021 года №70-01-90/17
  17. Приложение к Регламенту
  18. Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит
  19. Другие сговоры
  20. Схемы

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ: признаки, принципы добросовестности, ответственность заказчика

Мини-аукцион. Нарушение закона?

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

Согласно ст. 33 44-ФЗ, заказчик должен исходить из следующих правил описания предмета закупок: оно не должно содержать характеристик товаров, которые могли бы ограничить количество участников по п. 1 ч. 1; в ч. 3 указано на недопустимость указания конкретных производителей при описании объекта закупки (за некоторым исключением) или указание производителя без возможности поставки аналога. Указанная статья 44-ФЗ также не допускает требований к репутации, производственным мощностям, трудовым и финансовым ресурсам исполнителя.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

За ограничение конкуренции заказчику грозит административная ответственность или уголовное наказание. Административное наказание за нарушение принципов свободной конкуренции наступает, согласно ст. 14.9 КоАП РФ. По указанной статье (ч. 1) должностному лицу заказчика грозит штраф от 15 до 50 тыс. р. Если указанное лицо совершает такой же повторный проступок, то по ч. 2 ему грозит дисквалификация на период до 3 лет.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

Если же государству был причинен ущерб в особо крупном размере, который превысил 30 млн р., то наказание за такое деяние предусматривает лишение свободы до 6 лет. Дополнительно должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 1 млн р.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

В случае если по результатам закупки уже был подписан госконтракт, поставщику придется жаловаться на действия заказчика в судебные инстанции.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

На оценку доводов сторон у ФАС будет пять дней, после чего инстанция выносит свое решение. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольная служба может вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении.

В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС.

Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/ogranicenie-konkurencii.html

Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ | Контур.Закупки

Мини-аукцион. Нарушение закона?

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • для самого заказчика — 15 000 рублей.
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
      • юридического — 100 000 рублей.
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
      • для самого заказчика — 10 000 рублей.
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
      • для заказчика — 50 000 рублей.

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК.

[attention type=yellow]

При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей.

[/attention]

Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
  • для него самого — 500 000 рублей.

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений.

Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей.

Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
  • при боле длительной задержке — 30 000 рублей.

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей.

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП.

Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/

Мини аукционы 44 фз что это такое

Мини-аукцион. Нарушение закона?

В Москве вводят новый механизм выбора поставщика для осуществления закупок малого объёма — мини-аукцион. Предпринимателям такая система существенно облегчит процесс участия в закупках, рассказал руководитель Департамента Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Мини-аукционы представляют собой принципиально новый механизм определения поставщика в закупках малого объёма.

Упрощённая для бизнеса форма аукциона позволит оптимизировать расходы бюджетных средств через снижение до 10 процентов начальных цен и формирование цен контрактов по реальным рыночным предложениям.

Наряду с этим новая форма позволит существенно расширить круг поставщиков Москвы, стимулируя таким образом конкуренцию при закупках у единственного поставщика» — рассказал Геннадий Дёгтев.

По его словам, ежегодный объём контрактов, которые могут быть заключены через мини-аукционы, оценивается в пять миллиардов рублей.

Для успешного участия в мини-аукционе поставщик должен оперативно сформировать ценовое предложение. По итогам проведения процедуры предприниматель, предложивший лучшую цену на поставку, выставляет оферту и заключает контракт с заказчиком.

Новую систему опробовали в Департаменте образования Москвы. В пилотном проекте приняли участие 28 учреждений, входящих в Ассоциацию специалистов по закупкам в сфере образования. Тестирование проходило около двух месяцев. По итогам проведения процедур среднее количество поставщиков превысило пять участников, а снижение начальных цен составило 20 процентов.

Когда проводят электронный аукцион

Признаки такой процедуры, как электронный аукцион по 44 ФЗ, статья 59 регулирует в первой части. В ней указано, что это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС.

Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует заявленным заказчиком требованиям. Главным критерием выбора победителя на открытом аукционе в электронной форме 44 ФЗ называет наименьшее ценовое предложение на торгах.

Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на ЭТП.

Торги могут проходить и в форме редукциона, подробнее об этом — в статье «Чем отличается аукцион от редукциона».

Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2021 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8 и утвердило единственную специализированную торговую площадку. В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ:

  • ЕЭТП, «РТС-тендер»;
  • Сбербанк-АСТ;
  • «Электронные торговые системы»;
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»;
  • «Российский аукционный дом»;
  • «ТЭК-Торг»;
  • ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала ЭТП «АСТ-ГОЗ». Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Когда проводится

Заказчик проводит аукционную процедуру по 44-ФЗ на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Но они не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых процедур).

Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязательно проводит электронный аукцион, обоснованием выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя станет Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2021 № 471-р о случаях обязательного проведения электронных аукционных торгов.

К ним относятся:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые продукты и напитки;
  • одежда;
  • бумага;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы.

Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

Субъект РФ может принять и дополнительный перечень случаев, в которых региональные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционные процедуры по госзакупкам.

Стоит обратить внимание, что перечисленные случаи имеют свои особенности. К примеру необязательность проведения ЭА при строительных работах на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или закупка пищевых продуктов для образовательных учреждений, когда заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием.

Источник: https://rubkamoya.ru/mini-aukciony-44-fz-chto-jeto-takoe/

О внесении изменений в приказ департамента города москвы по конкурентной политике от 25 сентября 2014 г. n 70-01-149/14 (утратил силу на основании приказа тендерного комитета города москвы от 28.06.2021 n 70-01-119/19), приказ тендерного комитета города москвы от 21 июля 2021 года №70-01-90/17

Мини-аукцион. Нарушение закона?

____________________________________________________________________Утратил силу на основании

приказа Тендерного комитета города Москвы
от 28 июня 2021 года N 70-01-119/19

____________________________________________________________________

В целях поддержания правовых актов Департамента города Москвы по конкурентной политике в актуальном состоянии
приказываю:

1. Внести изменения в приказ Департамента города Москвы по конкурентной политике от 25 сентября 2014 г.

N 70-01-149/14 “Об утверждении Регламента ведения Портала поставщиков и признании утратившим силу приказа Департамента города Москвы по конкурентной политике от 25 февраля 2013 г.

N 70-01-32/13″ (в редакции приказа Департамента города Москвы по конкурентной политике от 22 января 2021 г. N 70-01-4/16):

1.1. Пункт 1.

10 настоящего Регламента изложить в следующей редакции:

“Оферта – адресованное одному или неопределенному кругу лиц предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, или с конкретным лицом, при направлении предложения конкретному заказчику. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (часть 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Размещаемая посредством Электронного магазина оферта адресуется неопределенному кругу лиц, за исключением случаев, когда заказчиком по его инициативе при осуществлении закупок отдельных категорий товаров, работ, услуг для определения существенных условий оферты проводятся переговоры о заключении договора в рамках статьи 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – “мини-аукцион”).

Для участия в мини-аукционах необходимо согласие участника с условиями соглашения о ведении переговоров, изложенных в приложении к настоящему Регламенту.

Соглашаясь с условиями, изложенными в приложении к настоящему Регламенту, участник принимает условия проведения и участия в переговорах о заключении договора в рамках пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе с использованием функционала мини-аукционов.

С момента принятия условий, установленных в приложении к настоящему Регламенту, соглашение о порядке ведения переговоров в рамках статьи 434.1 ГК РФ считается заключенным.

1.2. Пункт 4.2.3.1 приложения к приказу дополнить дефисом в следующей редакции:

“- размещение информации о проводимых “мини-аукционах”.

[attention type=red]

1.3. Абзац пятый пункта 7.1.2.1 приложения к приказу после слов “проекта контракта (договора)” дополнить словами “, за исключением проведения “мини-аукциона”.

[/attention]

1.4. Абзац шестой пункта 7.1.2.1 приложения к приказу после слов “предмету закупки” дополнить словами “, за исключением проведения “мини-аукциона”.

1.5. Абзац седьмой пункта 7.1.2.1 приложения к приказу после слов “потребностей от одного поставщика” дополнить словами “, за исключением проведения “мини-аукциона”.

1.6. Пункт 7.1.2.1 приложения к приказу дополнить абзацем в следующей редакции:

“При сохранении в “корзине” потребностей оферты, по предмету которой для данного заказчика обязательно проведение “мини-аукциона”, такие оферты будут сохранены в специальной вкладке “мои “мини-аукционы”” и формирование контракта будет возможно только по результатам проведения такого “мини-аукциона”.

1.7. Настоящий Регламент дополнить пунктом 7.1.2.2 в следующей редакции:

“7.1.2.2.

Для проведения “мини-аукциона” заказчик формирует в разделе Портала поставщиков “мини-аукционы” информацию о наличии потребности в закупке товара (работы, услуги) с указанием следующих сведений:

– количество поставляемого товара, объема работ/услуг;

– начальная цена контракта (формируется автоматически и рассчитывается путем умножения цены оферты, сохраненной заказчиком в “корзине” потребностей на предполагаемое количество товара, объема работ/услуг);

– сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг);

– срок проведения (приема предложений от поставщиков).

“Мини-аукцион” проводится путем подачи любым пользователем в срок проведения “мини-аукциона” через Личный кабинет своего предложения о цене.

“Мини-аукцион” проводится путем последовательного понижения участниками начальной цены контракта на величину шага “мини-аукциона”. Шаг “мини-аукциона” устанавливается в размере 0,5% от начальной цены контракта.

С наступлением срока проведения “мини-аукциона” и до истечения срока его проведения в открытой части Портала поставщиков в обязательном порядке должны отражаться наименование и все предложения участников о цене, время их поступления, последнее поданное предложение о цене и возможных предложения о цене участников с учетом установленного шага “мини-аукциона”, а также время, оставшееся до истечения срока окончания “мини-аукциона”.

При проведении процедуры подачи предложений о цене участники подают предложения о цене с учетом следующих требований:

– первое предложение о цене формируется участником с учетом установленного шага “мини-аукциона”;

– предложение о цене должно быть кратно 10 рублям;

– участник “мини-аукциона” не вправе подавать предложение о цене выше текущего предложения о цене.

Для подачи предложения о цене участник должен ввести в соответствующей строке конкретное предложение о цене из указанных возможных ценовых предложений, после чего подтвердить его путем нажатия кнопки “Да” во всплывающем диалоговом окне.

По истечении времени проведения аукциона исключается возможность подачи участником предложений о цене.

Победителем признается участник “мини-аукциона”, сделавший последнее (наименьшее) предложение о цене до момента окончания срока проведения “мини-аукциона”.

После окончания срока проведения “мини-аукциона” в открытой части Портала поставщиков в соответствующем разделе “мини-аукциона” размещается информация о победителе и его предложении о цене, а в Личном кабинете участника появляется возможность подписания и размещения оферты на условиях, указанных заказчиком при проведении “мини-аукциона” с учетом ценового предложения победителя.

Победитель обязан подписать и разместить оферту, сформированную по итогам “мини-аукциона” не позднее истечения 24 часов с момента окончания времени проведения “мини-аукциона”.

При этом оферта формируется автоматически путем включения в нее всех условий установленных заказчиком и предложения победителя о цене “мини-аукциона”.

“Мини-аукцион” признается несостоявшимся в следующих случаях:

– если на момент окончания срока проведения “мини-аукциона” не подано ни одного предложения о цене от участников;

– если по истечении 24 часов с момента окончания времени проведения “мини-аукциона” победитель не разместил оферту на условиях проведенного “мини-аукциона”.

В случае признания “мини-аукциона” несостоявшимся формируется проект контракта по оферте, на основании которой проводился “мини-аукцион” (изначально сохраненной заказчиком в “корзине” потребностей), и заказчику представляется возможность заключения контракта с таким поставщиком.

Оферты, направленные поставщиком по результатам проведения “мини-аукциона” доступны исключительно для заказчика, по инициативе которого проводился “мини-аукцион”, и выступают основанием для заключения только одного контракта, который формируется автоматически после подписания оферты победителем “мини-аукциона”.

Заказчик в электронном виде направляет Поставщику сформированный проект контракта.

Поставщик в срок не позднее суток с даты направления проекта контракта должен совершить одно из следующих действий:

– подписать проект контракта (договора);

– направить протокол разногласий Заказчику (Поставщик должен прикрепить электронную версию файла протокола разногласий).

При получении ответа от Поставщика Заказчик совершает одно из следующих действий:

– в случае если Поставщик подписал проект контракта (договора), подписывает проект контракта (договора) со своей стороны;

– в случае если Поставщик направил Заказчику протокол разногласий, направляет новый проект контракта (договора), с учетом принятых решений относительно изложенных в нем замечаний.

При подписании проекта контракта (договора) Заказчиком и доставке уведомления о заключении контракта (договора) в Личный кабинет Поставщика контракт (договор) считается заключенным и ему присваивается статус “Заключен”.

Пользователь не может редактировать общие сведения о контракте (договоре), а также сведения о спецификации и финансировании контракта (договора) в статусе “Заключен”.

При отказе от заключения контракта (договора) любой из сторон контракту (договору) присваивается статус “Отказ от заключения”.

Заключенный контракт (договор) направляется в Реестр закупок малого объема.

В случае, если одно лицо, признанное победителем “мини-аукциона”, три и более раз в установленные настоящим Регламентом сроки не подписало и не разместило Оферту, в установленные сроки не подписало направленный проект контракта, сформированный на основании оферты, для такого лица исключается возможность выступать стороной по соглашению о ведении переговоров в рамках статьи 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в течение одного года, путем исключения возможности лица быть участником в проводимых “мини-аукционах”.

1.8. Пункты 7.1.2.2, 7.1.2.3 настоящего Регламента считать пунктами 7.1.2.3 и 7.1.2.4 соответственно.

1.9. В абзаце первом пункта 7.1.2.4 слова “(пункт 7.1.2.2) заменить словами “(пункт 7.1.2.3)”.

[attention type=green]

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Данилова А.Л.

[/attention]

Исполняющий обязанности руководителяДепартамента города Москвыпо конкурентной политике

В.Н.Жуков

Приложение к Регламенту

Просим внимательно ознакомиться с приведенным текстом!

Соглашаясь с данными условиями, Вы принимаете условия проведения и участия в переговорах о заключении договора в рамках пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе с использованием функционала мини-аукционов.

С момента принятия настоящих условий соглашение о порядке ведения переговоров в рамках статьи 434.1 ГК РФ считается заключенным.

Вы переходите в карточку действующего мини-аукциона, где сможете принять в нем участие.

Для участия в мини-аукционе необходимо согласие с условиями его проведения:

1. Участником мини-аукциона считается любой поставщик, сделавший предложение о цене.

Для того чтобы сделать предложение о цене, требуется в поле “Предложение о цене” ввести числовое значение и нажать на кнопку “Сделать предложение”. Затем в открывшемся диалоговом окне подтвердить значение сделанного предложения с помощью кнопки “Да”.

После подтверждения отображается модальное окно с сообщением об успешном сохранении предложения о цене.

Шаг мини-аукциона составляет от 0,5% до 2% от начальной цены контракта.

При проведении процедуры подачи предложений о цене участники подают предложения о цене с учетом следующих требований:

– первое предложение о цене формируется участником с учетом установленного “шага мини-аукциона”;

– предложение о цене должно быть кратно 10 рублям;

– участник мини-аукциона не вправе подавать предложение о цене выше текущего предложения о цене.

Победителем признается участник мини-аукциона, сделавший последнее (наименьшее) предложение о цене до момента окончания срока проведения мини-аукциона.

При окончании срока проведения мини-аукциона:

– блокируется возможность подать предложение о цене;

– отключается счетчик времени;

– мини-аукцион изменяет статус на “Проведен” или “Не состоялся”

– в карточке мини-аукциона отображаются сведения о победителе мини-аукциона;

– в личном кабинете участника появляется возможность подписания и размещения оферты на условиях, указанных заказчиком при проведении мини-аукциона с учетом поданного ценового предложения.

2. Победитель обязуется сформировать оферты с характеристиками и ценой, соответствующим параметрам мини-аукциона в течение 1 рабочего дня с момента окончания мини-аукциона.

Для формирования оферт на основе данных мини-аукциона требуется в карточке мини-аукциона нажать на кнопку “Создать оферту”. При подтверждении отображается окно с сообщением об успешном создании оферт и осуществляется переход в раздел “Мои оферты”, где отображаются сформированные проекты оферт.

В офертах по результатам мини-аукциона на основании сведений мини-аукциона автоматически заполняется информация о цене и характеристиках без возможности редактирования. После полного заполнения информации в офертах необходимо опубликовать их.

Формирование и публикация оферт доступны в течение 24 часов с момента окончания срока проведения мини-аукциона.

3. Если победитель не формирует в указанное время оферты, то мини-аукцион признается несостоявшимся.

В случае, если одно лицо, признанное победителем “мини-аукциона”, три и более раз в установленные настоящим Регламентом сроки не подписало и не разместило оферту в установленные сроки и (или) не подписало направленный проект контракта, сформированный на основании оферты, для такого лица исключается возможность выступать контрагентом по соглашению о ведении переговоров в рамках статьи 434.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в течение одного года, путем исключения возможности лица быть участником в проводимых “мини-аукционах”.

При этом у поставщика сохраняется возможность размещения оферт на Портале поставщиков в обычном порядке.

Более подробная информация об участии в мини-аукционе находится в разделе “Инструкция по работе с Порталом”.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтДепартамента города Москвыпо конкурентной политикеwww.tender.mos.ru (сканер-копия)

по состоянию на 03.08.2021

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456082717

Незаконные и серые схемы в госзакупках: как это работает и что за это грозит

Мини-аукцион. Нарушение закона?

Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.

Другие сговоры

Наиболее распространены следующие сговоры (соглашения):

  1. «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
  2. Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
  3. Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.

Схемы

Картельные и другие антиконкурентные соглашения (сговоры) — фундамент, который создаёт условия и обеспечивает нужный результат. Но его достижение невозможно без применения конкретных схем — практических инструментов для решения задач. Может использоваться как одна, так и сразу несколько схем.

Большой объём работы по выявлению схем, их изучению и систематизации приходится на проект ОНФ «За честные закупки» (работает с сентября 2013 года). Любое заинтересованное лицо может сообщить о нарушении — оно будет проверено независимыми экспертами. На сайте проекта опубликована «Серая книга», в которой даны описания и примеры используемых в госзакупках серых схем (сейчас их 32).

Каждой из схем дано своё название: «Угадай-ка», «Ювелир», «Экстрасенс», «Таланты и поклонники», «Профессор», «Блат», «Ошибочка» и т.д.

Авторы творчески подошли к своей работе, но это не отменяет всю серьёзность проекта и главного — для каждой схемы дано описание и приведён пример её использования в жизни. Разумеется, не для применения, а для понимания — так делать нельзя.

Потому что схема уже известна и изучена, а её признаки заложены в систему мониторинга всех госзакупок. И потому что её применение — прямая угроза ответственности.

Приведём некоторые схемы:

  1. Схема «Промах». Заказчик устанавливает цену контракта по своему усмотрению и сильно её завышает. «Дружественный» участник предлагает относительно реальную цену, что и способствует его победе.
  2. Схема «Кто тут главный». Чтобы избежать обязательного общественного обсуждения закупки, заказчик разбивает её на несколько лотов — каждый по цене в пределах нужного уровня. В закупках побеждает «дружественный» участник.
  3. Схема «Таран». В аукционе участвуют минимум три договорившихся между собой компании. Две вступают в схему с самого начала и, чередуясь, сильно сбавляют цену — так, чтобы добросовестные участники не могли ей что-либо противопоставить. Перед самым закрытием аукциона появляется предложение третьего участника — с минимальным снижением начальной цены. Он в итоге и выигрывает аукцион, поскольку у компаний, предложивших самые низкие цены, «случайно» были допущены ошибки в документах.
  4. Схема «Близнецы». Одинаковая закупка проводится дважды. Первую закупку за счёт максимального демпинга выигрывает «дружественная» компания, но через какое-то время по соглашению сторон контракт расторгается. Далее, зная, что скоро будет вторая закупка, эта компания договаривается с потенциальными участниками о том, что они не будут подавать заявки или активно участвовать в торгах — за это они получат вознаграждение. Вторую закупку снова выигрывает та же самая компания, что и в первый раз. Только теперь цена максимальная и при этом завышена на сумму вознаграждения участникам сговора.

Первичную проверку сомнительных закупок проводит ФАС. Это может быть инициатива самого антимонопольного органа или обращение со стороны, в частности жалоба добросовестного участника торгов.

При выявлении нарушений возможны два вида ответственности:

  1. Административная – по ст. 14.32 КоАП РФ. Санкции варьируются в зависимости от характера правонарушения и статуса нарушителя. Должностным лицам грозит штраф в несколько десятков тысяч рублей или профессиональная дисквалификация на несколько лет. К юридическим лицам применяются штрафные санкции — подлежит уплате определённая доля от суммы выручки.
  2. Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Ответственность наступает за действия, связанные с ограничением конкуренции, если они повлекли причинение крупного ущерба (свыше 10 млн рублей) или получение крупного дохода (свыше 50 млн рублей).

Участники торгов (поставщики) рискуют в случае нарушений антимонопольного законодательства попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что блокирует их дальнейшее участие в госзакупках.

Поскольку серые схемы бывает сложно выявить и доказать, ФАС и правоохранительные органы могут воспользоваться предусмотренным КоАП и УК инструментом — предложить освобождение от ответственности для того, кто первым даст показания о сущности схемы и её участниках. Многие предприниматели и компании этим пользуются — в проблемных ситуациях о прошлых договоренностях забывают.

Любая схема опасна тем, что добросовестные участники, проигравшие в торгах, могут обратиться в ФАС и правоохранительные органы. И, как правило, пользуются таким правом.

[attention type=yellow]

Достаточно только подозрений — доказательства собираются в ходе проверки. Выявленная схема — не только наказание, но и отмена торгов.

[/attention]

Таким образом, добросовестные участники получают ещё один шанс для заключения интересующего их контракта.

Источник: https://iitrust.ru/articles/expert/nezakonnye-i-serye-shemy-v-goszakupkah-kak-eto-rabotaet-i-chto-za-eto-grozit/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: