Оплата труда воспитателя при здравоохранении

Содержание
  1. Опубликованы разъяснения об оплате труда педагогов в период пандемии и расчёте отпусков
  2. Об оплате нерабочих дней, объявленных главой государства в период пандемии
  3. Об изменении работодателем условий оплаты труда при переводе на дистанционную форму работы
  4. Что предпринять, если руководитель заставляет отрабатывать 36 часов в школе в период отсутствия процесса обучения?
  5. О начислении отпусков не отработавшим шесть месяцев педагогическим работникам
  6. О ведении учёта рабочего времени
  7. Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?
  8. Кто понимается под обучающимся с ОВЗ?
  9. Норма часов педагогической работы/
  10. Продолжительность очередного отпуска
  11. Оплата труда воспитателей
  12. * * *
  13. Разновидности выплат воспитателям дошкольных образовательных учреждений
  14. Виды выплат воспитателям ДОУ
  15. Компенсационные
  16. Краевые
  17. Персональные
  18. Стимулирующие

Опубликованы разъяснения об оплате труда педагогов в период пандемии и расчёте отпусков

Оплата труда воспитателя при здравоохранении

Согласно опубликованному и подписанному замминистра Виктором Басюком письму Министерства просвещения России от 22 мая 2021 года зарплата педагогов в нерабочие дни сохраняется полностью со всеми выплатами, нахождение в школе только ради часов – неправомерно, а ведение табелей в обычной форме не является необходимым. Письмо содержит целый ряд ответов на типичные вопросы учителей.

Об оплате нерабочих дней, объявленных главой государства в период пандемии

Как говорится в письме, объявленные согласно Указам Президента РФ нерабочими днями периоды с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая имеют особый статус и не относятся к случаям освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты, о которых упоминается в пункте 5 о Положении об особенностях порядка исчисления средней зарплаты. В эти дни за работником сохраняется зарплата, которую бы он получил, если бы отработал их полностью (со всеми положенными выплатами). То есть речь не идёт о среднем заработке. Иными словами, сохраняемая за эти дни зарплата учитывается при расчёте среднего заработка.

По поводу оплаты нерабочих дней и сохранения за работниками премий Минпросвещения сообщило, что за нерабочие дни работники должны получить предусмотренную трудовым договором зарплату. Её размер должен соответствовать той величине, которую работник получил бы, если бы полностью отработал эти дни – со всеми надбавками и премиями.

Об изменении работодателем условий оплаты труда при переводе на дистанционную форму работы

Перевод педагогических и других работников образовательных организаций на дистанционную форму работы в условиях пандемии не может являться основанием для изменения условий оплаты труда, определённых при тарификации.

Также не является основанием для изменения условий оплаты труда работников педагогической сферы наступление каникулярного периода, или периодов отмены (приостановки) занятий (деятельности учебного заведения по реализации программы образования, присмотру и уходу за детьми) для учеников в отдельных классах (группах), или в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям.

Что предпринять, если руководитель заставляет отрабатывать 36 часов в школе в период отсутствия процесса обучения?

Согласно содержанию письма на учителей не распространяется норма о 36-часовой продолжительности рабочей недели, поскольку рабочее время учителя складывается из нормируемой его части в виде фактического объёма учебной нагрузки и части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей в соответствии с квалификационной характеристикой (при этом оно не имеет временной конкретизации), а также дополнительной работы за дополнительную плату, выполнение которой по времени не конкретизировано. Стоит отметить, что схожие разъяснения имеются в письме Минобрнауки РФ от 26 ноября 2015г. № 06-1706.

Таким образом, требование руководителя образовательной организации о ежедневном присутствии в ней учителя в свободные от выполнения обязанностей часы (в том числе в пределах 36 часов в неделю) неправомерно.

О начислении отпусков не отработавшим шесть месяцев педагогическим работникам

Согласно письму Минпросвещения в упомянутой ситуации работодатель не имеет права исчислять отпуск пропорционально проработанному времени, как это и предусматривалось для работников педагогической сферы до введения в действие ТК РФ (до 1 февраля 2002 года), так как у работника возникает право на весь отпуск, а не на его часть.

Однако работодатель может предоставить отпуск неполной продолжительности в случаях, когда об этом просит сам работник. Речь идёт, к примеру, о просьбе работника разделить отпуск на части (предусмотрено ст. 125 ТК РФ).

Пропорционально проработанному времени исчисляется только денежная компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и оплата отпуска, который был предоставлен с последующим увольнением (предусмотрено ст. 127 ТК РФ).

О ведении учёта рабочего времени

Как отмечается в письме, с 1 января 2013 года унифицированные формы по учёту труда и его оплаты обязательными к применению не являются.

Работодатели имеют право самостоятельно устанавливать порядок отражения в табеле учёта рабочего времени нерабочих дней с учётом, что данные периоды оплачиваются в обязательном порядке.

К примеру, для того чтобы сохранить получаемую учителем зарплату и исключить получение предписаний при проверках, нерабочие дни могут быть зафиксированы в табеле как рабочие с отсылкой к Указам Президента РФ.

Источник: Сетевое издание «Навигатор образования»

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2021/6/11/economics/13443-opublikovany_razyasneniya_ob_oplate_truda_pedagogov_v_period_pandemii_i_raschyote_otpuskov

Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ?

Оплата труда воспитателя при здравоохранении

Манохова С.В., редактор журнала

В редакцию журнала нередко поступают вопросы о том, какие гарантии положены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), положены ли им дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавки к заработной плате (если да, то в каком размере), а также влияет ли на факт предоставления гарантий количество таких детей в группе.

Кто понимается под обучающимся с ОВЗ?

Определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» содержится в п. 16 ст. 2 Закона об образовании в РФ[1]: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.

2021 № 08‑ПГ-МОН-26725 разъяснено, что объектом внимания в Законе об образовании в РФ являются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:

1) дети-инвалиды;

2) лица с ОВЗ.

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия[2].

Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых
обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

[attention type=yellow]

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

[/attention]

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).

Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.

Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:

  • глухой обучающийся;
  • слабослышащий обучающийся;
  • слепой обучающийся;
  • слабовидящий обучающийся;
  • обучающийся с тяжелыми нарушениями речи;
  • обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • обучающийся с умственной отсталостью;
  • обучающийся с расстройствами аутистического спектра;
  • обучающийся со сложными множественными нарушениями развития.

Норма часов педагогической работы/

Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет
25 часов в неделю за ставку заработной платы.

В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?

По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.

В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы.

Детский сад работает по 12‑часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов
(30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки.

Как это оформить (совместительство или совмещение)?

Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).

[attention type=red]

Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).

[/attention]

Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.

Продолжительность очередного отпуска

В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд.

 I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.

Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.

2021 № 08‑ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.

В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям
удлиненный оплачиваемый отпуск?

Да, положен.

В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08‑ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ.

Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.

Оплата труда воспитателей

Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст.

 144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.

2008 № 03‑599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.

[attention type=green]

Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.

[/attention]Субъект РФ (муниципальный район)Порядок установления компенсационных выплатНормативный документ
Евпатория (Республика Крым)За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки)Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2021 № 2513‑п
СевастопольЗа педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников)Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2021 № 420
ЧелябинскПовышенная плата (в размере 20 % к окладу, ставке заработной платы) за специфику работы устанавливается для педагогических работников:– осуществляющих образовательную деятельность в образовательных учреждениях по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования (коррекционные учреждения);– осуществляющих образовательную деятельность в отдельных группах и с отдельными обучающимися с ОВЗРешение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7*
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы)

                *С полным текстом положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по делам образования г. Челябинска, можно ознакомиться на сайте Комитета по делам образования г. Челябинска: «Экономика образования» – «Руководителю» – «Система оплаты труда» (http://chel-edu.ru/docs/?id=1756).

Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.

При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).

Обратите внимание, что в нормативных актах отдельных субъектов РФ могут быть установлены критерии для назначения компенсационных выплат воспитателям (например, выплата осуществляется при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ), в актах других субъектов такие критерии не предусмотрены.

Соответственно, каждый работодатель вправе установить их самостоятельно.

Если в локальном нормативном акте учреждения содержится лишь общая формулировка (например, «за педагогическую работу в группах комбинированного вида устанавливается надбавка в размере…»), по нашему мнению, надбавка должна выплачиваться независимо от количества таких детей в группе.

Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.

Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.

* * *

Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы.

Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами.

Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены. 

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ. [2] Деятельность ПМПК регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». [3] Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678. [attention type=yellow]

Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение, №11, 2021 год

[/attention]

Источник: https://www.audar-press.ru/garantii-vospitatelyam-detei-s-ovz

Разновидности выплат воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Оплата труда воспитателя при здравоохранении

Администратор

Заработная плата, которую получают сотрудники детских дошкольных учреждений, не соответствует сложности и важности их работы. К сожалению, на данный период оплата их труда одна из самых низких по стране.

Работники ДОУ получают меньшую зарплату, чем те, кто работает в школе за счет отсутствия пособий на отпуск, хотя по сути выполняют аналогичные функции. Единственным шансом получения более высоких сумм является оформление разнообразных выплат воспитателям.

Каждый работник ДОУ должен знать свои права и уметь рассчитывать полагающиеся ему суммы, исходя их множества важнейших критериев.

При формировании суммы заработной платы за месяц в расчет принимаются следующие данные о каждом конкретном сотруднике:

  • Занимаемая должность.
  • Тип группы, в которой работает воспитатель. Она может быть общеразвивающей или же компенсирующей – с логопедической или специальной медицинской направленностью.
  • Молодой специалист или сотрудник с опытом работы по специальности.
  • Опыт работы, включающий 4 категории (без наличия опыта, с опытом от года до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет).
  • Присвоенная категория.
  • Профессиональное образование (среднее или высшее).
  • Наличие ученой степени (кандидат или доктор наук. В расчет принимается педагогика, экономика, культурология, искусствоведение).
  • Звание (заслуженный или народный учитель, воспитатель).
  • Количество ставок (от половины до двух).

Рассчитывается заработная плата по схеме: оклад с учетом имеющейся нагрузки плюс компенсационные, персональные, стимулирующие выплаты и краевая доплата.

При этом особенно важно учитывать начисление стимулирующих выплат воспитателям, так как чаще всего именно от них и от персональных добавок зависит общая сумма получаемых средств.

Поэтому каждому сотруднику необходимо понимать, за что и как начисляются стимулирующие и иные выплаты воспитателям детских дошкольных учреждений.

Виды выплат воспитателям ДОУ

При формировании заработной платы нужно учитывать не только минимальный ее размер, но и суммарное количество дополнительных выплат, которые зачастую превосходят по размерам исходный минимум. В их число входят следующие разновидности:

Компенсационные

В компенсационные выплаты воспитателям входят следующие пункты:

  • Работа в специализированных коррекционных образовательных учреждениях для детей с ограниченными по состоянию здоровья возможностями. Доплата составляет 20%.
  • Работа в оздоровительных детских образовательных учреждениях – 20%.
  • Работа во вредных или опасных для здоровья воспитателя условиях – 0 – 12%.
  • Ночное время.
  • Выходные и праздничные (нерабочие) дни.
  • Сверхурочная работа.
  • Совмещение должностей.
  • Расширение зоны обслуживания и/или увеличение объемов выполняемой деятельности.
  • Замена временно отсутствующего сотрудника без отказа от основной выполняемой работы.
  • Добавки за работу, требующую иного уровня квалификации.

Начислять дополнительные средства обязано начальство детского сада, но его действия не могут противоречить существующему трудовому законодательству. Компенсационные средства выделяются из фонда заработной платы ДОУ и восполняются из централизованного бюджета соответствующего муниципального образовательного органа.

Краевые

В этот пункт включены краевые выплаты младшим воспитателям и воспитателям образовательных учреждений, работающим по основной общеобразовательной программе дошкольного детского образования. Сумма составляет 718,4 рубля.

Персональные

В персональные выплаты входят следующие пункты:

  • Категория. От ее уровня зависит оплата труда. Чем выше категория, тем большую доплату получает специалист. 
  • Имеющийся рабочий опыт. Чем он больше, тем значительнее сумма.
  • Подготовка к занятиям. Оценивается качество и современный подход к подготовительному процессу.
  • Выплата воспитателю – молодому специалисту.
  • Применение дидактического материала.
  • Дополнительные занятия, проведения консультаций.
  • Управление инфраструктурой.
  • Работа с родителями.

Поскольку термин «молодой специалист» не имеет официального толкования, требуется разъяснение, что входит в это понятие:

  • Возраст до 30 – 35 лет (зависит от различных условий и профессий).
  • Учеба в государственных средних и высших учебных заведениях на бюджете, дневном отделении. Требуется наличие диплома государственного образца по соответствующей профессии.
  • С момента завершения учебы необходимо поступить на работу в государственное дошкольное образовательное учреждение.
  • Длительность эффективности статуса «молодой специалист» не превышает 3 лет. Исключение – служба в армии или декретный отпуск. В этом случае статус может продолжаться до 6 лет.

Каждый воспитатель, признанный молодым специалистом, может рассчитывать на следующие льготы:

  • Подъемные – единовременная выплата в момент трудоустройства.
  • Надбавка в течение 3 лет, пока действует статус. Она достигает 40% от заработной платы (50% для выпускников, закончивших обучение с дипломом с отличием).
  • Льготные условия при получении ипотеки. До 30% выплачивает муниципалитет.

Молодой специалист, переезжающий в другой район, получает дополнительные средства за переезд, перевозку своих вещей, суточные за время, потраченное на дорогу.

Стимулирующие

Они включают в себя районные и северные коэффициенты. Для начисления используется карта стимулирующих выплат воспитателя. 

Деньги поступают из премиального фонда в размере, который устанавливается администрацией ДОУ. В их состав входят следующие виды:

  • Премиальные – разовые за заслуги, регулярные, представляющие собой процент от зарплаты.
  • Вознаграждения за выслугу лет, дополнительная тринадцатая заработная плата.
  • Надбавки и доплаты за категории, звания, ученую степень, заслуги и достижения.

Также этот вид надбавок можно классифицировать по следующим признакам:

  • Важность выполняемой работы, ответственность и самостоятельность, ведение необходимой документации, обеспечение занятости воспитанников, занятия, укрепляющие здоровье детей. 
  • Высокие результаты инновационной деятельности, качественная работа с родителями и опекунами воспитанников, дополнительные работы на благо ДОУ и детей.
  • Качество выполняемой работы. Сюда входит высокое педагогическое мастерство, участие в конкурсах, отсутствие замечаний и нарушений, внедрение и использование передовых технологий и методик.

Поскольку подавляющее большинство работников детских садов – это женщины, нельзя не уделить внимания такому важному вопросу, как декретные выплаты воспитателю. Отпуск по беременности и родам не связан со сроком, который отработала воспитатель в конкретном ДОУ.

Пособие будет рассчитываться на основании заработка за последние 2 календарных года, отработанные женщиной. Для этого потребуется получить соответствующую справку из НДФЛ и написать заявление о предоставлении декретного отпуска. Декретный период состоит из 140 суток (70 – до родов и 70 после них).

Также женщина может получить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Основанием для начисления декретных денег является средний заработок женщины, из которого исключаются следующие источники средств:

  • Финансовая поддержка до 4 тысяч рублей.
  • Оплаты по больничным листам и справкам БиР.
  • Компенсационные выплаты.
  • Официально получаемые пособия.
  • Возмещение затрат при использовании для работы личной собственности (например, автомобиля для перевозки воспитанников ДОУ).
  • Премии и единичные платежи, не подпадающие под категории доходов, на которые начисляется страхование.

При начислении средств по уходу за ребенком матери будет выплачиваться 40% ее среднемесячного заработка.

Каждый сотрудник ДОУ вне зависимости от его стажа и опыта работы должен знать, каким образом насчитывается его заработная плата, на какие разновидности доплат он может претендовать и какой в итоге должна быть оплата его нелегкого и такого важного труда. При выявлении недочетов и несоответствий он вправе потребовать разъяснений, а в случае отказа начальства в предоставлении этой услуги обратиться в вышестоящие органы с жалобой.

Источник: https://edu-time.ru/pub/116277

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: