Согласно ч.2 ст 37 Федерального закона Об исполнительном производстве в случае

Содержание
  1. Как и почему пристав оформляет окончание исполнительного производства
  2. Основания для окончания производства
  3. Фактическое исполнение требований
  4. Возращение исполнительного документа
  5. Ликвидация или банкротство должника
  6. Истечение срока давности по исполнительному документу
  7. Действия пристава
  8. Вынесение постановления
  9. Что происходит с исполнительным документом?
  10. Чем окончание исполнительного производства отличается от его прекращения?
  11. Последствия окончания производства для сторон
  12. 229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения
  13. Что значит исполнительное производство
  14. Возбуждение нового дела
  15. Сроки
  16. Участники исполнительного производства
  17. Меры принудительного исполнения
  18. Взыскания на личное имущество и зарплату
  19. Штрафы
  20. Обязательность требований служащих ФССП
  21. Порядок и сроки обжалования
  22. Важные изменения федерального закона
  23. Основания прекращения исполнительного производства судебным приставом
  24. Прекращение исполнительного производства
  25. Основания прекращения исполнительного производства
  26. На какие доходы не может быть обращено взыскание по исполнительным листам: какие изменения вступят в силу с июня 2021 года по ФЗ-12 от 21.02.2021 года
  27. Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2021 года
  28. Какие выплаты будут освобождены от взыскания
  29. Могут ли наложить взыскание на пенсию
  30. А если пенсия ниже прожиточного минимума?
  31. Как приставы узнают о том, что доход является социальным
  32. Выводы

Как и почему пристав оформляет окончание исполнительного производства

Согласно ч.2 ст 37 Федерального закона Об исполнительном производстве в случае

Окончание исполнительного производства совершается судебным приставом по строго предусмотренным законом основаниям.

Для этого он оформляет соответствующее постановление и производит иные процессуальным действия, результатом которых становится отмена предъявленных ранее требований к должнику.

Чтобы разобраться, как выполняется окончание производства и каковы последствия для его участников, необходимо знать законодательные особенности указанного процесса. О них и будет наша статья.

Изображение для статьи приобретено в фотобанке Shutterstock

Основания для окончания производства

Процедуру окончания исполнительного производства (далее также — ИП) регламентирует ст. 47 федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 (далее — ФЗ № 229). Идеальный вариант окончания ИП — выполнение должником требования, содержащегося в исполнительном документе (далее также — ИД), хотя есть и другие основания для завершения производства:

  • возвращение в соответствии со ст. 46 ФЗ № 229 ИД взыскателю, суду или выдавшему его органу по его требованию;
  • ликвидация предприятия-должника;
  • банкротство должника;
  • истечение срока исполнения документа.

Также ИП оканчивается при направлении ИД в банк или другую организацию с целью систематического удержания платежей в счет погашения долга. Далее рассмотрим указанные основания подробнее.

Фактическое исполнение требований

Если должник закрывает все долги, ИП подлежит завершению, происходит окончание исполнительного производства в связи с исполнением. У гражданина при этом есть несколько вариантов погашения задолженности:

  • напрямую взыскателю;
  • через приставов;
  • из электронного кошелька;
  • через личный кабинет на сайте банка;
  • в банковском отделении.

В первом случае взыскатель после получения денежных средств отправляет приставам-исполнителям ходатайство (просьбу) об отзыве ИД в связи с тем, что требования, содержащиеся в документе, фактически выполнены. Если оплата производится через сервис ФССП, сотрудник, ведущий дело, сразу может завершать ИП путем оформления постановления.

Возращение исполнительного документа

ИД может быть возвращен взыскателю по причинам, указанным в ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229. В частности, это возможно, если:

  • взыскатель требует возврата;
  • приставу не удается найти должника или его имущество;
  • выполнение требований ИД должником невозможно;
  • взыскатель отказался от изъятия не проданного на аукционе имущества;
  • взыскатель препятствует работе пристава;
  • должника выдворили из страны по решению суда (применимо при взыскании штрафов с иностранцев и лиц без гражданства).

Если инициатором закрытия ИП не является взыскатель, пристав оформляет акт с описанием обстоятельств, помешавших выполнению требований ИД. Впоследствии взыскатель сможет заново направить исполнительный документ и заявление о возбуждении ИП (в течение полугода).

Ликвидация или банкротство должника

В случае ликвидации компании ИП завершается, документы направляются судебным приставом-исполнителем в ликвидационную комиссию в течение 3 дней после вынесения постановления об окончании исполнительного производства. При этом исключение из ЕГРЮЛ записи об индивидуальном предпринимателе не повлечет окончания ИП, т. к. предприниматели отвечают по долгам всем своим имуществом.

При банкротстве ИД направляется арбитражному управляющему. Основанием для этого является получение приставом решения суда о признании должника банкротом. После направления указанным субъектам ИД взыскатель взаимодействует уже с ними, а не с ФССП.

Истечение срока давности по исполнительному документу

Срок давности предъявления ИД к исполнению составляет по общему правилу 3 года, отсчитываемых от даты вступления в силу решения суда (п. 1 ст. 21 ФЗ № 229), хотя в частных случаях сроки могут определяться и иначе. Например, ИД о наложении административного взыскания может быть предъявлен в течение 2 лет.

Важный момент: в рассматриваемый срок не включаются следующие периоды:

  • нахождение ИД на исполнении (в ФССП, банке должника и т. д.);
  • частичное исполнение требований ИД должником (например, погашение части долга);

С началом обозначенных выше периодов происходит перерыв предъявления ИД к взысканию — это значит, что по исчезновении указанных обстоятельств течение срока давности начинается заново. Например, после возврата взыскателю исполнительного листа в связи с тем, что приставу не удалось найти имущество должника, у первого снова есть 3 года на обращение в ФССП.

Действия пристава

Закрытие производства оформляется ведущим его приставом, который действует в такой последовательности:

  • Выносит постановление об окончании исполнительного производства.
  • Направляет постановление не позднее дня, следующего за днем оформления, следующим лицам:
  • взыскателю;
  • должнику;
  • выдавшему ИД органу;
  • организациям, удерживающим периодические платежи (например, по месту работы должника)
  • организациям, участвовавшим в розыске детей, имущества или банковских счетов.

Если должником не были исполнены обязательства по части оплаты исполнительского сбора, вместе с окончанием пристав имеет право на осуществление повторного ИП по данным обязательствам в прежнем порядке (ч. 7 ст. 47 ФЗ № 229).

Вынесение постановления

Постановление пристава должно соответствовать требованиям ст. 14 ФЗ № 229. Форма данного документа на стадии окончания ИП утверждена приказом ФССП от 11.07.2012 № 318, но она не является обязательной к применению.

Согласно правилам, в постановлении должна содержаться следующая информация:

  • данные пристава;
  • дата окончания ИП;
  • наименование и адрес ФССП;
  • сведения об истце (взыскателе);
  • номер ИП;
  • объем удовлетворения требований по ИД;
  • основание окончания производства;
  • дата завершения процедуры;
  • перечень лиц, которым направляются копии документа;
  • срок обжалования (он составляет 10 дней).

Что происходит с исполнительным документом?

Если дело закрыто в связи с исполнением требований ИД, пристав делает в нем соответствующие отметки и направляет взыскателю копию постановления. ИД хранится в материалах производства.

Исполнительные документы возвращаются взыскателю по его требованию в связи с невозможностью исполнения требований документов и по другим основаниям, предусмотренным ст. 46 ФЗ № 229.

[attention type=yellow]

В ИД приставом ставится пометка о полном или частичном выполнении обязательств. Если причиной возврата стало одно из оснований, предусмотренных указанной статьей, это указывается в ИД.

[/attention]

Там же отражаются сумма уже взысканных средств и периоды, когда ИП было открыто (ч. 2 ст. 47 ФЗ № 229).

Чем окончание исполнительного производства отличается от его прекращения?

Разобраться в этом вопросе позволит сравнительная таблица:

Последствия окончания производства для сторон

В настоящее время между окончанием и прекращением ИП в плане последствий нет юридически значимых отличий, т. к. в обоих случаях:

  • с должника снимаются все обязательства, если задолженность была погашена;
  • пристав прекращает розыск имущества и денежных средств должника;
  • происходит отмена запрета на выезд за границу и арестов.

Важно помнить, что окончание исполнительного производства не означает для должника отмену обязательств по уплате исполнительского сбора.

После вынесения постановления возбуждается ИП по этой части, если есть долги перед ФССП за совершение исполнительных действий.

Если взыскатель требует повторного выполнения  мер принудительного взыскания либо об этом ходатайствует руководитель ФССП или его заместитель, производство может быть возбуждено повторно (ч. 7 ст. 47 ФЗ № 229).

***

Итак, процедура окончания ИП подразумевает совершение судебным приставом-исполнителем процессуальных действий в определенной очередности: вынесения постановления, проставления отметок в ИД, уведомления заинтересованных лиц. Последствием является снятие всех ограничений с должника. В случаях если ИП окончено не в связи с выполнением требований ИД, последний возвращается взыскателю и может быть предъявлен им повторно через некоторое время.

***

Еще больше интересной и полезной информации здесь: https://nsovetnik.ru/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nsovetnik/kak-i-pochemu-pristav-oformliaet-okonchanie-ispolnitelnogo-proizvodstva-5bb71e9cf8c1b200a9b93c40

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Согласно ч.2 ст 37 Федерального закона Об исполнительном производстве в случае

Последнее обновление: 11.02.2021

В ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. отражен порядок работы судебных приставов-исполнителей. Недавно в этот закон были внесены поправки. Ниже в статье приведен краткий обзор действующей редакции Федерального закона № 229 ФЗ от 02.10 2007 г. (далее — ФЗ № 229).

Что значит исполнительное производство

Исполнительным процессуальным производством считают завершающую стадию исполнения официального судебного приказа или иных подобных актов. Долги с граждан и юрлиц взыскивают приставы-исполнители из службы судебных приставов (ФССП).

Помимо ФЗ № 229, основы и нюансы деятельности ФССП отражены в Конституции РФ, ФЗ № 118 от 21 июля 1997 года и иных аналогичных законах. В последних актах отражены порядок и конкретные условия исполнения судебных решений и постановлений иных государственных органов.

Возбуждение нового дела

Согласно ст. 30 ФЗ № 229 об исполнительном процессуальном производстве, новое дело на должника заводят на основании судебного официального приказа, исполнительного отдельного листа и иных подобных документов. Это делают по заявке от взыскателя.

Документ-основание передают приставу на протяжении 3 суток с момента получения. Далее в ФССП в течение 3 дней выносят официальное постановление об открытии нового дела или об официальном отказе в таковом.

Листы с пометкой «к немедленному исполнению» передают приставу ФССП. При первичном отправлении подобных документов в инстанцию в отдельном постановлении указывают точный срок для добровольного погашения физлицом или компанией-должником своих долгов.

Добровольное исполнение законных требований ФССП осуществляют на протяжении 5 суток со дня получения на руки официального постановления. После закрытия производства с должника-физлица или компании взыскивают соответствующий сбор (7% от суммы долга, но не менее 1000 руб. для граждан и 10 000 руб. — для юрлиц).

Сроки

Согласно ст. 21 ФЗ № 229, взыскание долгов по открытому исполнительному листу осуществляют на протяжении 36 мес. с момента вступления документа в юридическую силу. По судебному приказу это делают в течение 3 лет с момента выдачи приставу-исполнителю.

По аналогичным документам с различными периодическими платежами (зарплата, пенсии, ипотека, кредит под залог имущества, которое официально принадлежит должнику и др.) задолженность взыскивают в течение всего определенного срока изъятия на протяжении 3 лет после завершения этого периода.

Предписания, которые выдают в местной комиссии по трудовым спорам, исполняют на протяжении 3 мес. с даты их поступления на руки приставу. По судебным актам долги взыскивают в течение 2 лет после их вступления в юридическую силу.

[attention type=red]

Согласно ст. 36 ФЗ № 229, задолженность по судебному приказу или иному аналогичному документу взыскивают на протяжении 2 мес. со дня возбуждения нового дела. Официальное постановление от пристава ФССП исполняют в течение 15 суток с даты вынесения.

[/attention]

Истечение срока давности исполнения конкретного судебного приказа или другого подобного документа считают законным основанием для закрытия дела по должнику. Однако в этот период не включают время уклонения физлица или компании от исполнения собственных обязанностей по погашению накопившейся задолженности.

Участники исполнительного производства

Согласно ст. 48 ФЗ № 229, участниками исполнительного производства считают следующих лиц:

  • должник;
  • пристав ФССП;
  • взыскатель;
  • иные лица (понятые, переводчик и др.).

Взыскателем считают физлицо или компанию, в пользу которой изымают личное имущество. Должник — гражданин или юрлицо, у которых есть определенная непогашенная задолженность.

Меры принудительного исполнения

Согласно ст. 64 ФЗ № 229, во время исполнения собственных служебных обязанностей приставы ФССП выполняют нижеприведенные действия:

  • Вызывают на прием в ФССП самого гражданина и его доверенное лицо (при наличии).
  • Проводят предварительную проверку — запрашивают необходимую информацию о физлице или компании.
  • Свободно входят в нежилое помещение, в котором присутствует разыскиваемое лицо.
  • Накладывают обеспечительный арест на квартиру или автомобиль. При непогашении долга это имущество реализуют на торгах (аукционе).
  • Сами проводят оценку имущества или привлекают для этого дела профессиональных оценщиков.
  • Обращаются в Росреестр для проведения госрегистрации имущества на имя должника.
  • Устанавливают запрет на выезд за границу из РФ.
  • Производят зачет однородных встречных требований, которые подтверждают по судебному конкретному приказу или иному аналогичному документу об удержании денег.
  • Проводят розыск.
  • Начисляют и взыскивают сбор.
  • Исполняют требования неимущественного характера — удаляют вредоносную информацию из интернета, проводят изъятие ребенка из семьи и передают его органам опеки. Отобрание малыша проводят в независимости от его года рождения.

Согласно ст. 68 ФЗ № 229, помимо вышеприведенных, приставы ФССП осуществляют другие ограничения и меры принудительного исполнения. При их использовании выполняют такие действия:

  • взыскивают различное имущество должника для реализации (деньги, акции, облигации и др.);
  • изымают имущество, которое присудили взыскателю;
  • принудительно вселяют взыскателя в квартиру;
  • принудительно выселяют должника из занимаемой квартиры или другого жилого помещения и др.

Согласно ст. 111 ФЗ № 229, в случае недостатка средств у физлица или компании для погашения долга, который отражен в исполнительных документах, задолженность распределяют между взыскателями в конкретной очередности. Так, в первую очередь взыскивают алименты, компенсации морального вреда и др. Затем долги погашают выходным пособием и зарплатой должника.

Взыскания на личное имущество и зарплату

Согласно ст. 98 ФЗ № 229, зарплату и иные подобные доходы сотрудника-должника взыскивают по исполнительному листу. Это делают в нижеприведенных ситуациях:

  • при исполнении официального судебного приказа или иного аналогичного документа с законным требованием о немедленном взыскании части зарплаты, алиментов и иных периодических платежей;
  • при взимании суммы долга в размере 10 000 руб. как максимум;
  • при отсутствии у физлица или компании-должника денег и личного имущества для погашения всех долгов.

Личное имущество, в том числе и деньги, взыскивают на погашение всего долга и различных расходов сотрудников ФССП на осуществление необходимых законных действий. Кроме того, в этой ситуации к уплате начисляют исполнительный сбор.

В соответствии с ФЗ № 229, должник вправе сам выбрать имущество, которое подлежит взысканию. Окончательно недвижимость для изъятия определяют в ФССП. Это делает судебный пристав.

Штрафы

Сотрудники ФССП взыскивают 2 вида штрафов — за совершение конкретного преступления или в качестве уголовной правовой меры наказания. В первом случае, согласно ст. 103 ФЗ № 229, по исполнительному листу штрафные суммы взыскивают после официального вступления судебного приговора в юридическую силу. Это делают в течение нижеприведенных сроков:

  • 2 лет — при отправлении должника за решетку на 3 года как максимум;
  • 6 лет — при тюремном заключении на 3–5 лет;
  • 10 лет — при отправлении в тюрьму на срок 5–10 лет;
  • 15 лет — при тюремном заключении на 20 лет и более или при пожизненном лишении свободы.

Согласно ст. 103.1 ФЗ № 229, судебные штрафы выписывают по ст. 104.4 УК РФ. В этой ситуации постановление об открытии нового дела оформляют на протяжении 3 суток со дня госрегистрации исполнительного листа в ФССП.

При возбуждении исполнительного процессуального производства конкретный срок для добровольного погашения задолженности не устанавливают и сбор не взыскивают. При неуплате физлицом или компанией судебных штрафов по истечении 10 дней после просрочки уплаты в местный суд подают представление о привлечении должника к уголовной ответственности.

Обязательность требований служащих ФССП

Согласно ст. 6 ФЗ № 229, законные требования пристава ФССП, которые устанавливают в отношении физлиц и юрлиц, подлежат обязательному исполнению во всех регионах РФ. В ином случае по российскому законодательству должников привлекают к административной и уголовной ответственности.

Для должников предусмотрена административка по ст. 17.8, 17.14 КоАП РФ. По УК РФ компании или физлица отвечают по таким статьям — 151,157, 312 и 315.

Согласно ст. 6.1 ФЗ № 229 в ФССП создают и ведут в бумажном и электронном виде банк данных. Из этой информационной базы берут необходимые сведения по различным должникам.

Общедоступными считают нижеприведенные сведения из банка данных:

  • дата принятия и номер исполнительного листа, судебного приказа или иного подобного документа;
  • дата открытия и номер исполнительного процессуального производства;
  • персональные сведения о должнике (для физлиц — ФИО, дата рождения; для компаний — название и юридический адрес);
  • требование из исполнительного листа или иного подобного документа;
  • название и точный адрес территориального отделения ФССП;
  • сведения об официальном объявлении физлица или юрлица-должника и его имущества в розыск.

Вышеприведенные сведения из банка данных считают общедоступными до дня завершения исполнительного процессуального производства или до обнаружения разыскиваемых лиц или имущества.

В этой информационной базе не публикуют личные данные о взыскателе и требования из судебного приказа или иного подобного документа, текст которого, согласно законодательству РФ, не подлежит разглашению и размещению в интернете.

Порядок и сроки обжалования

Согласно ст. 122 ФЗ № 229, обжалование незаконного постановления пристава ФССП подают на протяжении 10 суток со дня вынесения или с момента уведомления должника об этом. После предъявления подобной претензии официальный ответ дают в течение 10 суток после ее регистрации в госоргане.

В соответствии со ст. 123 ФЗ № 229, жалобу на нарушение личных прав подают начальнику пристава ФССП — старшему сотруднику. Ответ на претензию дают на протяжении 3 суток со дня ее получения.

После формирования соответствующей жалобы на судебного пристава ее нередко отзывают обратно. Однако это можно сделать только до принятия решения по претензии.

Согласно ст. 127 ФЗ № 229, по результатам официального рассмотрения жалобу на очевидное бездействие или незаконные действия пристава ФССП удовлетворяют или отказывают в этом. В некоторых ситуациях претензию должника признают частично обоснованной.

Постановление, которое оформлено по результатам рассмотрения соответствующей жалобы, исполняют на протяжении 10 суток со дня его вынесения соответствующим должностным лицом ФССП. Копию документа физлицу или компании-должнику направляют в течение 3 дней с момента принятия окончательного решения.

В соответствии со ст. 128 ФЗ № 229, бездействие, незаконные действия или отдельное постановление пристава ФССП оспаривают в одном из двух судов — арбитражном или общей юрисдикции. В первый из них идут в нижеприведенных ситуациях:

  • при наличии официального судебного приказа, который вынесли в арбитражном суде;
  • при занятии должника бизнесом без образования юрлица;
  • при наличии постановления от сотрудника ФССП, по которому должником признают компанию или физлицо, предпринимателя без образования юрлица, и др.

В иных ситуациях иск подают в суд общей юрисдикции — например, заявление о предоставлении рассрочки по взысканию начисленного исполнительного сбора. Подобный документ рассматривают на протяжении 10 дней.

Важные изменения федерального закона

На данный момент в ФЗ № 229 произошли важные изменения. Так, согласно поправкам, внесенным ФЗ № 48 от 7 марта 2021 г. в главу 5 ФЗ № 229, теперь исполнительное текущее производство прекращают и при признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Также, согласно ФЗ № 12 от 21 февраля 2021 г., ч. 3 ст. 98 ФЗ № 229 дополнили предложением о том, что теперь бухгалтеры или иные лица, которые начисляют должнику зарплату, в расчетном документе указывают сумму, взысканную по судебному приказу или по иному аналогичному документу.

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/229-fz/

Основания прекращения исполнительного производства судебным приставом

Согласно ч.2 ст 37 Федерального закона Об исполнительном производстве в случае

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

2. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

[attention type=green]

3) утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;

[/attention]

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;

7) внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;

8) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

9) прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации;

10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию;

[attention type=yellow]

12) прекращения обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

[/attention]

3. При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

Прекращение исполнительного производства

Второй формой завершения исполнительного производства является его прекращение. Законом установлены основания прекращения исполнительного производства и его правовые последствия. Основания прекращения указанного производства таковы, что исполнительный документ невозможно исполнить ни сейчас, ни позже.

Прекращение исполнительного производства может быть произведено судом и судебным приставом-исполнителем.

Часть 1 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает основания прекращения исполнительного производства судом в следующих случаях:

  • 1) смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. Данное основание прекращения взаимосвязано с аналогичным основанием приостановления исполнительного производства в случае возможности правопреемства (и. 1 ч. 1 ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Для прекращения исполнительного производства по рассматриваемому основанию требуется наличие совокупности фактов: 1) смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим. Смерть гражданина подтверждается копией свидетельства о смерти. Два других правовых состояния (объявление гражданина умершим или признание его безвестно отсутствующим) должны быть подтверждены вступившим в законную силу судебным решением; 2) установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. Это означает, что характер правоотношений не предполагает наличие правопреемника. К такого рода отношениям относятся личные неимущественные отношения. Не исключено, что до прекращения исполнительного производства производство по нему может быть приостановлено для определения правопреемника — например, до определения наследников умершего. При этом ввиду отсутствия наследников правопреемство не может быть произведено [1] ;
  • 2) утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). По данного рода делам не предусмотрена возможность изменения способа исполнения, поэтому утрата возможности исполнения приводит к прекращению исполнительного производства;
  • 3) отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование
  • 0 передаче вещи взыскателю. Данное положение следует толковать в совокупности со ст. 88 Закона «Об исполнительном производстве» — при присуждении взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель изымает его у должника и передает взыскателю по акту приема- передачи. Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении данной вещи;
  • 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Суд выносит определение о прекращении исполнительного производства, подлежащее немедленному исполнению.

Является ли основанием для прекращения исполнительного производства внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица (взыскателя или должника) в связи с ликвидацией?

Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно и. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства.

Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с и. 5.2 ст. 64 FK РФ (и. 39 постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства).

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в следующих случаях:

  • 1) принятие судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа. Например, это может быть отмена определения суда об обеспечении иска;
  • 2) принятие судом отказа взыскателя от взыскания. В силу действующего в исполнительном производстве принципа диспозитивности взыскатель вправе как предъявить исполнительный документ к исполнению, так и отказаться от взыскания. Однако такой отказ должен быть принят судом. Ни ЕПК РФ, ни АПК РФ не содержат специальных норм, регулирующих отказ от взыскания. Но поскольку отказ от взыскания по своему характеру является распорядительным действием, то могут применяться соответствующие нормы — ч. 2 ст. 39 ЕПК РФ, ч. 5 ст. 49 АПК РФ. В силу названных норм суд не принимает отказа от взыскания, если таким отказом нарушается закон или права других лиц;
  • 3) утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии гражданского и арбитражного процесса, в том числе в ходе исполнительного производства. Заключение мирового соглашения относится к распорядительным действиям сторон (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, ч. 5 ст. 49 АПК РФ). Суд не утверждает мировое соглашение, если оно нарушает закон или права других лиц;
  • 4) отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • 5) отмена или признание недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено производство;
  • 6) прекращение по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;
  • 7) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.

Практически действия судебного пристава-исполнителя по прекращению исполнительного производства опосредованы вынесением судебного акта.

Судебный пристав-исполнитель, рассмотрев обстоятельства, установив вступление в законную силу судебных актов, подтверждающих наличие перечисленных выше обстоятельств, выносит постановление о прекращении исполнительного производства или об отказе в прекращении.

В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. Данное последствие логично связано с сущностью прекращения исполнительного производства как завершения исполнительного производства без возможности его возобновления.

При этом если в процессе исполнения исполнительного документа полностью или частично не исполнены постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, то одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Данное положение не распространяется на прекращение исполнительного производства по следующим основаниям:

  • 1) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (и. 4 ч. 2 ст. 43);
  • 2) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (и. 5 ч. 2 ст. 43 «Об исполнительном производстве»).

Основания прекращения исполнительного производства

Источник: https://pravozakoniya.ru/drugoe/osnovaniya-prekrashheniya-ispolnitelnogo-proizvodstva-sudebnym-pristavom/

На какие доходы не может быть обращено взыскание по исполнительным листам: какие изменения вступят в силу с июня 2021 года по ФЗ-12 от 21.02.2021 года

Согласно ч.2 ст 37 Федерального закона Об исполнительном производстве в случае

С 1 июня 2021 года изменится порядок взыскания по исполнительным листам. В частности, будет изменен и расширен перечень денежных средств, на которые не допускается накладывать взыскание судебными приставами.

По изменившимся правилам взыскание не допускается обратить на денежные выплаты социального характера.

На какие именно выплаты распространяются новые положения законодательства? Правда ли, что Президент подписал закон о неприкосновенности пенсии, и как осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия теперь под защитой?

Сущность изменений в порядке взыскания задолженности с июня 2021 года

Изменения в законодательство об исполнительном производстве внес Федеральный закон от 21.02.2021 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Согласно ему, выплаты в пользу граждан социального характера будут освобождены от вероятного взыскания со стороны судебных приставов.

Закон подписан в феврале 2021 года, но предусматривает отложенную дату для вступления изменений: они вступят в силу не ранее 1 июня 2021 года.

Многие СМИ, описывая сущность нового закона, указывают на то, что он защищает пенсии и другие социальные выплаты от взыскания по исполнительному производству. На самом деле это неверно.

[attention type=red]

Нынешний ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит обширный перечень выплат, на которые не допускается наложить взыскание, и новый закон изменяет этот перечень совсем незначительно. То есть социальные выплаты, на которые не накладывается взыскание, есть и сегодня.

[/attention]

Также стоит понимать, что пенсия по-прежнему может быть взыскана в рамках исполнительного производства, хотя и с определенными нюансами.

Нововведение дополнительно защитило права должников через требование об обязательной маркировке защищенных от взыскания поступлений граждан. Это позволит не допустить ошибочного ареста социальных выплат приставами, что достаточно часто происходит сегодня: приставы не знают источника получения денег и блокируют средства, после чего должникам приходится проходить длительный этап опротестовывания такого решения и предъявления доказательств того, что на эти средства нельзя наложить взыскание по закону.

Таким образом, новый закон о введении запрета представляет поправки к ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», который содержит нормы принудительного взыскания ФССП. Изменения будут внесены в ст. 101 229-ФЗ, где перечислены выплаты, на которые не накладывается взыскание по исполнительному производству.

Какие выплаты будут освобождены от взыскания

В нынешней версии ч. 1 ст. 101 229-ФЗ приводится перечисление доходов, на которые недопустимо накладывать взыскание. Указанная статья приводит следующие выплаты:

  1. Деньги, которые выплачиваются в счет возмещения вреда, причиненного здоровью.
  2. Компенсация вреда из-за смерти кормильца.
  3. Денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья, ранения и травмы при исполнении служебных обязанностей.
  4. Компенсации из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по уходу за нетрудоспособными лицами.
  5. Денежные компенсации, которые перечисляются гражданам на определенные цели, в частности, компенсации стоимости проезда и покупки лекарств.
  6. Алименты.
  7. Компенсации, указанные в трудовом законодательстве: в связи со служебными командировками, переводом или направлением в другую местность; связанные с изнашиванием инструмента работника; компенсации на случай рождения ребенка, смерти родных и регистрации брака.
  8. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию.
  9. Пенсия по потере кормильца, которая выплачивается из средств федерального бюджета, и доплата к ней из регионального бюджета.
  10. Детские пособия.
  11. Материнский капитал.
  12. Средства материальной помощи, выплачиваемой в связи с терактом, смертью члена семьи, оказанием гуманитарной помощи, оказанием содействия при выявлении терактов и иных преступлений.
  13. Компенсация стоимости путевок, санаторно-курортного лечения и пр.
  14. Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно.
  15. Социальное пособие на погребение.

Новые выплаты социального характера, на которые не допускается наложить взыскание, по ФЗ-12 включают в свой состав:

  1. Средства, выделенные пострадавшим в результате ЧС. Это например, катастрофы или прочие форс-мажорные обстоятельства.
  2. Средства, выделенные в качестве единовременной материальной и финансовой помощи, если они были выплачены члену семьи гражданина, погибшего в результате ЧС, или гражданам, здоровью которых причинен вред разной степени тяжести.

Эти выплаты с 1 июня 2021 году войдут в состав п. 18 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ.

Таким образом, новый закон освободил от взыскания выплаты, которые соответствуют трем основным условиям:

  1. Субъектом выплат являются граждане, которые пострадали в чрезвычайной ситуации, или члены их семей.
  2. Целью таких выплат является компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья за определенный период времени.
  3. Выплата относится к единовременным.

Сталкивались со списанием средств?Да, списание было законнымСталкивался, но мне вернули деньгиНе сталкивался

Могут ли наложить взыскание на пенсию

В п. 9 ч. 1 ст. 101 229-ФЗ подчеркивается, что взыскание допускается наложить на пенсию по старости, пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной доплаты к страховой пенсии), накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату и пособие по временной нетрудоспособности.

На основании п. 10, 11 ч. 1 ст.101 229-ФЗ не допускается только взыскание на пенсию по утрате кормильца и доплаты (выплаты) к ней. Важно учесть, что новый закон не делает пенсионеров неприкосновенными и не вводит запрет на взыскание пенсии в счет погашения задолженности.

При взыскании задолженности с пенсионера необходимо учесть тип пенсии. На основании ст. 101 ФЗ-229 при взыскании задолженности с пенсионеров имеет значение тип их пенсии. Если это пенсия по инвалидности или старости, то удержания производят в общем порядке, как и с зарплаты. Если речь идет о пенсии по потере кормильца, то задолженность из нее не удерживают.

Приставы могут обратить взыскание и на имущество пенсионеров: эта категория граждан не наделена никакими особыми преимуществами. Взыскание обращается и на зарплату, если пенсионер относится к работающим.

А если пенсия ниже прожиточного минимума?

В 229-ФЗ ничего не говорится о подобной ситуации. То есть пенсия подлежит взысканию в стандартном порядке: не более 50% в общем случае и до 70% при долгах по алиментам. Но Конституционный и Верховный суды (например, в определении №45-КГ 16-27 от 2021 года) неоднократно высказывали мнение о необходимости учета интересов всех сторон, включая должника и иждивенцев.

Как приставы узнают о том, что доход является социальным

Лица, которые выплачивают гражданину зарплату или прочие доходы, должны будут специально отмечать, что данная выплата имеет социальный характер. В обязанности работодателя входит указание соответствующего специального кода в платежном поручении на перевод денег. Порядок указания такого кода в расчетной документации должен будет установить Банк России.

Кроме того, в обязанности работодателя входит указание в расчетном листке суммы, которая была взыскана в текущем месяце по исполнительному документу.

Дополнительные обязанности возлагаются на должника и банк. Должник должен будет оповещать приставов о наличии у него средств, на которые не может быть наложено взыскание, и подтвердить данный факт документально. Банк или иная кредитная организация должны будут осуществлять расчеты с учетом ограничений и запретов на обращение взыскания.

Порядок расчетов предстоит разработать Минюсту по согласованию с Банком России.

Выводы

Таким образом, с июня 2021 года будет дополнен перечень доходов социального характера, на которые не допускается наложить взыскание со стороны судебных приставов в рамках исполнительного производства. Федеральный закон от 21.02.

2021 №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» вносит важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они затрагивают порядок перечисления денег, которые были удержаны с заработка и прочих доходов.

У работодателя возникает необходимость указания кода в платежных документах для идентификации платежей и для их защиты от неправомерного взыскания со стороны ФССП.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и ранее содержал перечень выплат социального характера, на которые не допускается наложить взыскание. Новый закон только расширил его и ввел под запрет компенсации по причине наступления чрезвычайных ситуаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/sudebnoe-vzyskanie.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: