Учитель ничего не делает на уроке, сидит за компьютером, говорит, чтобы решали сами все. А нам сдавать экзамены.

Содержание
  1. Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?
  2. Почему ребенок боится отвечать в школе
  3. Психологические причины
  4. Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках
  5. Ликвидация пробелов в обучении
  6. Проблема в конкретном учителе
  7. Советы требовательным родителям
  8. Повышаем статус ребенка в классе
  9. Что делать, если причину установить не удается
  10. «Какой там урок?». Учителя и школьники о проблемах дистанционного обучения во время карантина
  11. Учителя. «Все виснет, все ломается»
  12. Дети без интернета
  13. «Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения
  14. Почему школьники используют ГДЗ?
  15. Как с ГДЗ борются учителя и родители
  16. Так влияет ли ГДЗ на систему образования?
  17. «К такой нагрузке никто не был готов». Учителя о внезапном переходе на дистанционное обучение
  18. Леонид Звавич, завкафедрой математики
  19. Тамара Эйдельман, учитель истории
  20. Евгения Абелюк, учитель литературы
  21. Екатерина Колесникова, учитель английского и французского
  22. Эмма Сафиуллина, учитель английского языка
  23. Максим Новиков,  учитель информатики и ИКТ
  24. Сергей Лебедев, учитель физкультуры,
  25. Вадим Муранов, учитель физики
  26. Ярослав Артюхин 
  27. Владислав Волков

Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?

Учитель ничего не делает на уроке, сидит за компьютером, говорит, чтобы решали сами все. А нам сдавать экзамены.

Очень важно понять, что делать, если ребенок молчит на уроках, ведь эта проблема мешает ему реализовать свой интеллектуальный потенциал. Конкретным действиям по коррекции этого расстройства должен предшествовать детальный анализ ситуации.

Для начала постарайтесь выяснить, как сам ребенок объясняет свое поведение. Даже краткие ответы, например, «Мне страшно», «Я стесняюсь других детей», «Боюсь ответить неправильно» многое прояснят взрослым. Иногда школьник не может внятно описать свои ощущения или просто молчит в ответ. В таких случаях родителям поможет знание основных причин детской застенчивости на уроках.

Почему ребенок боится отвечать в школе

Специалисты выявили немало поводов молчания школьника, когда его спрашивает учитель. Самый банальный вариант – он просто не делает домашние задания или ему не дается какой-либо предмет. Это самая поверхностная и легкая для коррекции причина.

Бойкие дети найдут, что сказать у доски, даже если не учили уроки. Другие же, наоборот, предпочитают молчать: стесняются своего невежества, тушуются перед преподавателем. Если проблема имеет длительный, устойчивый характер, причины ее гораздо серьезнее.

Комплексы, порожденные нарушениями устной речи, довольно устойчивы. Неправильное произношение звуков, заикание приводит к тому, что ученик стесняется сказать лишнее слово. Ему проще молчать, или делать вид, что не готов.

[attention type=yellow]

Дети чутко подмечают нюансы поведения педагога. Невежливый тон, грозный взгляд могут глубоко запасть в душу чувствительного ученика.

[/attention]

Язвительное замечание или небрежный жест оставляют в детском сознании психологические блоки. Они приводят к сильному страху, заставляющему молчать на уроке.

Если же учитель негативно высказывается о способностях ребенка, кричит на него, то он может замкнуться надолго.

Некоторые мамы и папы излишне взыскательно относятся к успеваемости своего чада.

С первых дней учебы они требуют от еще не адаптированного к школе малыша только отличных оценок и ругают (или даже наказывают) за малейший промах.

Непомерная ответственность порождает невротические реакции, особенно у младших школьников. В таких случаях ребенок молчит на уроках, боясь получить недостаточно высокую отметку.

Аутсайдер в классе – это серьезная проблема, понижающая самооценку ученика. Сверстники могут дразнить школьника, смеяться над ним, проявлять физическую агрессию.

Логично, что такой запуганный ребенок боится поднять руку, выйти к доске. Он понимает, что как бы блестяще не ответил, его выступление будет встречено негативно.

Ребенок, подвергающийся буллингу в школе, предпочитает молчать, чтобы не привлекать к себе внимания. 

Психологические причины

В силу наклонностей характера некоторые ученики излишне застенчивы, неуверенны в себе, проявляют повышенную тревожность в официальной обстановке школы. Особенно это свойственно детям-меланхоликам и стеснительным интровертам. Такими ребятами любое требование учителя воспринимается как сильный стресс, даже если оно высказано в доброжелательной форме.

Причиной переживаний восприимчивого ученика может стать полученный в прошлом негативный опыт. Например, его ответ когда-то вызвал резкую критику учителя или насмешки одноклассников, и теперь мнительный ребенок боится повторения такой неприятной ситуации.

[attention type=red]

Некоторые описывают свое состояние как «ступор», «ничего не помню». Если проблемой не заниматься, такие фобии только усугубляются.

[/attention]

Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за боязни ученик молчит на уроке, а плохие оценки вызывают негативные эмоции и усиливают страх.

Этим термином в психологии называют тревожное расстройство, когда дети молчат в определенных социальных ситуациях, в частности, на уроках, несмотря на то, что они свободно говорят дома или в привычной обстановке. Избирательный мутизм встречается довольно редко, примерно у 6 из 1000 детей. Девочки страдают больше чем мальчики, а наиболее типичный возраст возникновения этой проблемы – от 5 до 9 лет. 

Диагноз «элективный мутизм» ставится только детским психотерапевтом на личной консультации.

Это психологическое расстройство необходимо грамотно дифференцировать от физиологически нормальной застенчивости, которая может усиливаться при смене детского сада или школы.

Все вышеназванные причины могут способствовать возникновению этого состояния, однако отличить варианты нормы от патологии, а также назначить подходящую терапию, может только грамотный детский психолог.

Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках

Определив конкретную проблему, родители с поддержкой учителей, а иногда и психологов, должны начать делать практические шаги для ее устранения.

Ликвидация пробелов в обучении

Если ученик отчаялся самостоятельно разобраться в хитросплетениях английской грамматики или сложных математических формулах, он делает вывод, что это «не мое».

В таких случаях он может полностью игнорировать трудный для него предмет и молчать, когда его спрашивают.

[attention type=green]

На помощь должен прийти неравнодушный репетитор, который не только подтянет упущенный материал, но и заставит ребенка поверить в свои силы.

[/attention]

Тот же подход применяется и в ликвидации логопедических нарушений. В школьном возрасте речевые трудности сложно поддаются коррекции в домашних условиях. Лучше всего обратиться за помощью к грамотному логопеду. В то же время поговорите с педагогами, объясните, почему ребенок молчит на уроке. Можно договорить о временной замене устных ответов письменными заданиями.

Проблема в конкретном учителе

Иногда источник детского страха связан с поведением преподавателя, которое может быть чересчур требовательным, эмоциональным или не слишком тактичным. Постарайтесь вначале уладить вопрос, что говорится, малой кровью.

Донесите до учителя при личной встрече, что ваш сын или дочь молчит на уроке из-за слишком болезненной реакции на некоторые моменты.

Педагог, у которого в классе множество учеников, может даже не догадываться, что для одного из них его реплики стали причиной комплекса.

Важно провести диалог в дружественном, конструктивном ключе: не обвинять преподавателя, а заострить внимание на индивидуальном восприятии ребенка.

Попросите его отнестись более деликатно к ученику, найти с ним общий язык. А ребенку объясните, что учитель не хотел его обидеть.

Если дипломатический подход не даст результатов, стоит задуматься о переводе в класс к более мягкому педагогу, который относится к школьникам более индивидуально.

Советы требовательным родителям

Чтобы ребенок не молчал на уроке, боясь не оправдать ваше доверие, не требуйте от него невозможного. Чаще всего завышенные требования к школьнику предъявляет один из родителей. Задача второго – доходчиво объяснить, что отличники далеко не всегда становятся счастливыми и преуспевающими людьми.

Эмоциональный комфорт и отсутствие комплексов в детстве гораздо важнее для развития полноценной личности, чем аттестат с отличием.

[attention type=yellow]

Когда родитель пересмотрит свою позицию и станет снисходительнее смотреть на школьные достижения, ребенок перестанет переживать из-за домашних укоров.

[/attention]

Спокойно и ласково объясните школьнику, что не будете делать выговоров за «четверку» или «тройку», и его активность на уроке возрастет.

Повышаем статус ребенка в классе

Более сложная ситуация, когда в школьном коллективе сложилась нездоровая обстановка. В этом случае родители должны делать все, чтобы наладить нормальные отношения с одноклассниками.

Чтобы перекодировать установку аутсайдера, психологи советую создать школьнику ситуацию успеха. Мальчишке поможет обрести уверенность занятие в спортивной секции, например, боевыми искусствами. В команде создается общность единомышленников, готовых вступиться друг за друга.

Школьники, как правило, более уважительно относятся к одноклассникам-спортсменам, тем более, если они могут похвастаться своими достижениями (грамотами, медалями). Девочке подойдут занятия танцами, гимнастикой, фигурным катанием.

Даже если быстро наладить отношения со сверстниками не удастся, ученик перестанет чувствовать себя изгоем. У него появятся новые друзья, занятия, приносящие радость и маленькие личные победы. Но если ситуация критическая и ребенок испытывает сильный дискомфорт, не стоит бояться перевода сына или дочери в другую школу.

Что делать, если причину установить не удается

Когда отсутствуют внешние источники того, что ребенок молчит на уроках, скорее всего, дело в особенностях характера или психологических проблемах. Подход к избавлению от подобных комплексов может быть абсолютно различен, и должен определяться детским психологом.

Например, если ребенок по натуре застенчив, ему может помочь тренинг по ораторскому искусству или занятия в театральной студии. Но если он относится к природным интровертам, такие действия не принесут пользы. В этом случае он будет испытывать дискомфорт при каждом публичном выступлении.

Если учителя пойдут навстречу, можно договориться о письменных проверках знаний. При необходимости ответить устно, это можно делать на перемене в отсутствии других учеников. В настоящем формате ЕГЭ не предусмотрено публичных ответов, так что аттестация ребенка никак не пострадает от такой формы обучения.

Детская психика легко уязвима, поэтому нередко подвергается воздействию неблагоприятных факторов. Вместе с тем, дети более восприимчивы к психологической коррекции. Чем раньше вы начнете работать над проблемой молчания на уроках, тем легче удастся от нее избавиться.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/pochemu-rebenok-molchit-na-urokah-i-chto-delat/

«Какой там урок?». Учителя и школьники о проблемах дистанционного обучения во время карантина

Учитель ничего не делает на уроке, сидит за компьютером, говорит, чтобы решали сами все. А нам сдавать экзамены.

Начало карантина по всей России застало школьников на весенних каникулах, а в понедельник, 6 апреля, они продолжили учиться — но уже дистанционно. При этом еще в марте предполагалось, что каникулы продлятся до 13 апреля.

Не все смогли перейти на удаленное обучение — в Якутии, к примеру, немало труднодоступных районов, где нет интернета, там продолжаются очные занятия: в таком режиме работает почти половина школ региона.

«Это тяжелая задача — перестроить многотысячную систему образования на иную форму, поэтому необходимо к ней привыкать, включаться родителям, детям и учителям», — недовольна якутский вице-премьер Ольга Балабкина.

Дети на Дальнем Востоке первыми столкнулись с тем, что платформы для дистанционного обучения не выдерживают наплыва пользователей. Позже на странности нового формата обучения и неподготовленностью к нему многих учителей и школ обратили внимание и ученики по всей стране.

«Я проснулась в восемь утра, зашла в чат с одноклассниками, чтобы узнать, какой будет урок. Это была алгебра. Зашла в программу Zoom на планшете, ввела идентификатор конференции и пароль, для каждого учителя он разный, и, собственно, начался видеоурок.

Почему-то он шел двадцать-тридцать минут, но классный руководитель сказал, что теперь уроки будут очень короткие. Нам очень сжато рассказали материал, и мы, по сути, ничего не делали: сидели и слушали. И так прошли несколько уроков.

Не было такого, как в школе, что в восемь тридцать начинается первый урок и дальше они идут. Какие-то были, какие-то — нет. Сегодня у меня было три урока: алгебра, геометрия и русский.

В восемь тридцать алгебра началась, потом в двенадцать тридцать — русский, и в час — геометрия», — рассказывает семиклассница Камилла из школы на Юго-Западе Москвы.

Домашнее задание по всем урокам учителя задали, но сказали, что отправлять его никуда не надо — понадеялись на ответственность школьников. По видеочату Камилла поняла, что некоторые из ее одноклассников во время уроков играют в телефоне, стараясь держать его так, чтобы устройство просто не попадало в кадр.

Иногда школьники могут и попытаться саботировать урок с помощью новых сервисов обучения.

Так, знакомая корреспондента «Медиазоны» из Москвы рассказывает, что у ее брата-девятиклассника учитель проводил урок с помощью прямого эфира в с доступом по ссылке — по-видимому, кто-то из детей вынес ссылку за пределы учебной группы, после комментарии к эфиру заполонили пошлости, написанные неизвестными пользователями.

«Кого-то спрашивают, задают вопросы какие-то, — рассказывает о ходе дистанционного урока Камилла. — Был не весь класс, может быть, кто-то проспал, кто-то несерьезно относится к этому.

Это сложно, потому что муторно: ты не знаешь, во сколько какой урок, во сколько вставать, что вы вообще будете делать.

Мне не нравится, что приходится сидеть дома и возиться с видеоконференциями какими-то, кому-то что-то отсылать, еще с оценками непонятно, и как год вообще заканчивать — непонятно, проще было бы в школе».

Девятиклассница Лиза из подмосковного Краснозаводска замечает, что во время таких занятий «посещаемость и активность не ахти»: «Но, честно, могло быть и хуже.

На данный момент на уроке было минимум шестнадцать человек от класса, исходя из того что нас всего двадцать шесть.

[attention type=red]

Честно, все это происходит вяло, если [обычно] за один учебный день я могла получить минимум три оценки, то сегодня их всего две».

[/attention]

«Как временная замена — пойдет. Конечно, из-за технических сбоев хуже обычного», — оценивает первый день дистанционного обучения московский одиннадцатиклассник Дмитрий.

Он говорит, что учителя поделились на два типа. Одни просто высылают детям файлы с презентациями учебного материала и ждут, что в ответ те вовремя отправят выполненное домашнее задание.

Другие — проводят уроки в видеочатах, в его классе педагоги пользовались платформами Zoom, Jitsi.Meet и Discord.

Если учитель не может справиться с техническими настройками, ему в этом могут помочь дети или другие родственники, объясняет Дмитрий.

На большое количество самых разных платформ, используемых при обучении, обращает внимание и отец ученика московской средней школы, попросивший не упоминать его имени.

Основные платформы, которыми сейчас пользуются учителя в разных регионах — «Российская электронная школа» (РЭШ), «ЯКласс» и электронный журнал «Дневник.ру».

Но помимо них в разных школах могут использоваться и другие дополнительные сервисы, как рекомендуемые местными властями, так и выбранные самими преподавателями.

«Главный ужас — это то, что задания одновременно даются на трех разных платформах: “Учи.ру”, “Яндекс.Учебник”, “Электронном журнале”. И еще ЭЖД. И еще какой-то “гугл-класс”. Удерживать все это одновременно в сознании решительно невозможно, дети, естественно, дезориентированы», — недоумевает родитель.

С ним соглашается и Александра, мать третьеклассницы из Петербурга (попросившая не указывать ее фамилию): «Ребенок получил не пакет заданий на день на условном одном сайте с его знакомой школьной программой, а ссылку на видеоурок во “ВКонтакте”, ссылку на урок в “Учи.ру”, ссылку на два урока в РЭШ и презентацию, составленную учителем в Power Point, плюс задания в бумажном учебнике и стишок, который надо выучить».

[attention type=green]

Александра надеется, что ее дочь не будет сачковать во время такого режима обучения дома, тем более что сама тоже сидит дома и следит за тем, чем занята девочка — в понедельник она уже видела, как дочь рассказывает выученный стих по видеосвязи.

[/attention]

Экс-директор по стратегии «Яндекс.Учебника», основательница исследовательского бюро Edutainme Наталья Чеботарь считает, что разнообразие платформ в образовательном процессе неизбежно.

«Неправильно думать, что есть какая-то одна платформа, которая закрывает потребности всех предметов и всех задач, которые в школе есть, — объясняет Чеботарь. — Я не уверена, что она может существовать.

Более-менее понятно, как преподавать языки, потому что, например, SkyEng проделал в этом большой путь, но есть и другие предметы: музыка, литература, история, между которыми нет ничего общего, там другие форматы, которые сейчас изобретаются».

«Каждый преподаватель сейчас изобретает как вести предмет, — замечает эксперт. — Учителя, по нашему опыту, не любят, когда им дают готовое все, шаблон, по которому надо идти. Это очень творческие люди. Вне зависимости от того, нравятся они нам или нет, это очень творческая или живая профессия».

Учителя. «Все виснет, все ломается»

И школьники, и учителя жалуются на плохое качество изображения и звука во время видеосвязи, на постоянно неработающие сайты с образовательными программами (например, завис сайт для подготовки к экзаменам, на котором некоторые дети должны были получать домашнее задание) и вообще на то, что эти ресурсы часто не адаптированы к наиболее распространенным образовательным программам.

Педагоги опасаются, что у детей могут возникнуть дополнительные трудности с экзаменами. «Да, нам сдвинули сроки итоговой аттестации, да, мы еще имеем в запасе май (теоретически не онлайн), но месяц [карантина] — это много.

Тут я пока не придумала ничего, кроме личных скайп-консультаций. Возможно, это немного поможет», — пишет преподавательница русского языка и литературы Елена Савицкая, которая ведет блог на сайте образовательного издания «Мел».

Дмитрий Казаков и Марина Шарова, учителя истории и обществознания из Нижегородской и Свердловской областей, рассказывают, что сегодня в их школах не работал электронный журнал «Дневник.ру». Проблемы были и с другими сервисами.

«”Дневник.ру” посыпался, это основная система, через которую “ЯКласс” был прикреплен, — говорит Шарова. — “ЯКласс” все-таки еще работает, но с перебоями.

Например, дети заходят в тест, задание читают — и все, вылетает. Время идет, им двойки ставят, то есть это несерьезно. урок идет, тест не идет. То есть как интерактив — все виснет, все ломается, мощности нет.

Все сидят “ВКонтакте”, в вотсапе — но какой там урок?».

Впрочем, в некоторых регионах обходятся как раз соцсетями и мессенджерами.

Например, учитель истории из Курганской области Владимир Кочеулов говорит, что в его школе преподаватели общаются с детьми через «ВКонтакте», «» и вотсап.

Для этого в соцсетях создают специальные группы вроде «История 6-е классы». На сайте школы публикуются задания, после в соцсетях дети отправляют преподавателям выполненную работу и получают от них замечания по ней и оценки.

[attention type=yellow]

Марина Шарова из Свердловской области проводит уроки и по видеосвязи, для этого ей пришлось обратиться к геймерскому приложению Discord. «Skype, конечно же, ничего не выдерживает, Zoom завис — я все ресурсы перепробовала. Discord еще работает», — объясняет она.

[/attention]

Несколько лучше ситуация в школах, где есть свои электронные сервисы для обучения. Так, учительница русского языка и литературы из Удмуртии Анна Инютина рассказывает, что в ее школе есть своя система «Виртуальная гимназия» и со сбоями из-за слишком высоких нагрузок там не столкнулись.

Дети без интернета

Все опрошенные «Медиазоной» преподаватели признают, что в их школах есть дети, у которых нет доступа к интернету или компьютеру. В некоторых школах ученикам предоставляют технику, но такая возможность есть не у всех учреждений.

По оценке бывшего директора по стратегии «Яндекс.

Учебника» Натальи Чеботарь, только в 30-35% российских школ ученики и педагоги технически готовы к дистанционному образованию: «У нас около 40 тысяч школ в стране, и почти половина — малокомплектные сельские школы. Но это ни о чем не говорит, далекие школы могут быть хорошо оснащены, и наоборот, школы в городах-миллионниках могут не иметь рабочего интернета».

Губернатор Петербурга Александр Беглов 5 апреля даже попросил горожан передать «невостребованный планшет или ноутбук» для школьников, у которых их нет. По словам Беглова, в Петербурге 507 тысяч школьников, при этом почти у 17 тысяч из них дома нет компьютерной техники и выхода в интернет.

В то же время на Ямале в городе Ноябрьск власти отчитались, что 11,5 тысячам школьников, у которых не было техники, выдали персональные ноутбуки для дистанционного обучения.

«Есть регионы, где развозят домашние задания в печатном виде по домам ученикам», — говорит оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

Большинство учителей, с которым разговаривали корреспонденты «Медиазоны», считают, что российские в целом школы пока не готовы к удаленному обучению. «Не готовы программы для дистанционного учения, учителей практически не учили этим методам», — замечает Мирясова.

Дмитрий Казаков из Нижегородской области считает, что сейчас такое обучение — это просто «режим домашних заданий».

«конференции с классом с помощью скайпа, зума — достаточно проблематичны, потому что, видимо, нагрузка на интернет выросла сильно.

Да даже просто подключить к скайпу весь класс — 25-30 учеников — это невозможно, он не потянет. И зум тоже. Нужно создавать целую систему на будущее», — говорит он.

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий отмечает, что вопросы вызывает и содержательная часть систем дистанционного обучения, например, «Российской электронной школы», где публикуются интерактивные уроки.

«Я решил проверить, что она собой представляет, и сразу же обнаружил, что те уроки, которые там выложены, судя по всему, не проходили никакой экспертизы содержательной, — говорит Луховицкий. — Точно так же, как уроки в “Московской электронной школе”.

Там стоит тетя и вещает полчаса, причем вещает какие-то вещи не очень правильные с точки зрения науки.

Школы совершенно к этому не готовы и все заявления, что дистанционное образование у нас успешно развивается, все это не более чем преувеличение, мягко говоря».

Обновлено 8 апреля в 10:55. Добавлена информация о требованиях СанПиНа к продолжительности занятий за компьютером.

Редактор: Егор Сковорода

Источник: https://zona.media/article/2021/04/07/school

«Списываю 70% домашки». Как готовые домашние задания влияют на процесс обучения

Учитель ничего не делает на уроке, сидит за компьютером, говорит, чтобы решали сами все. А нам сдавать экзамены.

Рассказываем, почему школьники списывают и можно ли с этим бороться.

Готовые домашние задания – тематическая литература, в которой содержатся ответы на упражнения из школьных учебников.

Согласно данным поисковой системы «Яндекс», практически каждый день с начала учебного года одним самых популярных запросов становятся ГДЗ [готовые домашние задания].

Кроме того, по статистике онлайн-сервиса SimilarWeb, в списке 50 самых популярных образовательных сайтов мира расположились два российских – znanija.com и megaresheba.ru. На обоих ресурсах размещены ГДЗ для школьников разных возрастов.

Свойкировский пообщался с учителями, школьниками, их родителями и экспертами, чтобы выяснить, меняется ли система образования под влиянием решебников.

Почему школьники используют ГДЗ?

Учителя замечают, что российское образование пытается объять необъятное. Большое количество дисциплин не позволяет ученикам вникнуть в каждую тему. В этом году федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС – ред.) среднего общего образования изменился.

Сейчас учебный план профильных и непрофильных классов должен содержать 11-12 учебных предметов, тогда как в стандарте 2012 года их было 9-10. Образовательные программы тоже изменились: во многих классах появились новые предметы – второй иностранный язык, астрономия, робототехника и программа «Истоки».

Учитывая и без того серьёзную нагрузку, новые предметы часто появляются не в виде отдельных дисциплин, а в рамках имеющихся или за счёт сокращения нагрузки по другим предметам. Например, астрономия проводится в рамках физики, а робототехника – как социальный факультатив.

Пока вводятся новые предметы, ученики пытаются разобраться со старыми.

[attention type=red]

На некоторые темы в школьной программе отводится мало времени, так как в учебном плане количество часов распределяется между всеми дисциплинами. В такой ситуации домашние задания играют важную роль. Они нужны для закрепления знаний и в качестве проверки того, как усвоен материал.

[/attention]

Но чем старше школьник, тем больше домашнего задания ему приходится выполнять. Например, в 10 и 11 непрофильных классах литературе уделяется три часа в неделю и 102 часа в год. Сами преподаватели признаются, что этого времени недостаточно для изучения некоторых произведений.

Их тексты настолько велики, что приходится разрешать школьникам пользоваться кратким содержанием.

Система образования в Англии и в США применяет подход, когда в средних классах ученики могут составить себе индивидуальное расписание с предметами, выбранными в зависимости от планов на будущее.

В то время как российским школьникам нужно изучать всё, что есть в программе. При этом старшеклассники постепенно «забивают» на те предметы, которые не пригодятся им в дальнейшем. Например, для поступления в вуз.

Поэтому в одних случаях ГДЗ – возможность проверить свои знания, а в других – способ выкроить время на личные дела.

– Я пользуюсь ГДЗ с 6 класса, в основном решебником по алгебре, так как по этому предмету нужно проверять много разных моментов. После того как посмотрю вариант решения, стараюсь разобраться в нём, чтобы лучше понимать тему. ГДЗ отлично помогает в этом, если не просто списывать, – рассказывает семиклассник Миша.

Некоторым обучение в школе даётся относительно легко, для других учёба становится испытанием буквально с первого дня. Трудности не всегда связаны с переходом от одного звена к другому, иногда их провоцируют конфликты в классе, проблемы в семье, несоответствие психотипа ребёнка с профилем обучения.

На стремление школьника хорошо учиться влияют два фактора. Во-первых, в старшей школе ученики понимают, что при поступлении в вуз во время решения спорных вопросов приёмная комиссия обращает внимание не только на результаты ЕГЭ, но и на аттестат. Поэтому подростки говорят, что самое главное для них – оценки, а простейшим способом не получить двойку становится использование ГДЗ.

– Темы проходим быстро, надо успеть за планом, поэтому домашки огромное количество, её учителя стараются проверять каждый урок. Мне, например, понимание нужно только по тем предметам, которые сдаю, поэтому я списываю 70% домашки, а остальное решаю с репетиторами.

Сейчас заканчиваю с заданиями за полночь, мне кажется, если бы делала всю домашку сама, не спала бы вообще. Родители не знают, что мне приходится сидеть допоздна, пытаюсь не палиться, потому что они ругаются.

[attention type=green]

Просто не понимают, чего мне стоят более-менее хорошие оценки, а они для них очень важны, – делится одиннадцатиклассница Саша.

[/attention]

Во-вторых, дети не хотят идти на конфликт с родителями и преподавателями. Психологи отмечают, что часто школьники учатся не для себя, а для взрослых.

Ведь родители, как правило, возлагают на своего ребёнка большие надежды: «Учись, чтобы жить нормально», «Сейчас без образования никуда». Получается, что дети получают знания механически.

И если ученик не так успешен, как хотели бы его родители, ругаться бесполезно, нужно разбираться в причинах, считают специалисты.

– Для одних школьников слово «ругать» ассоциируется с замечанием, а для других – выпороть так, что на попе больно сидеть. Поэтому это слово и эти меры не стоит использовать.

Лучше провести разбор ситуации и спокойно поговорить, объяснив, что ребёнок не один и родитель хочет ему помочь. Нужно позитивно воздействовать на школьника, потому что учиться на страхе невозможно – рано или поздно человек к этому адаптируется.

Нужно радоваться вместе с ребёнком пятёрке и хвалить его. Ещё думаю, что в некоторых ситуациях родители и дети говорят о разных вещах. Например, когда ребёнок сидит допоздна за компьютером.

Взрослые думают, что он развлекается, а ребёнок просто не понимает, что происходит с учёбой. В такой ситуации просто нужно выяснить ситуацию вместе, – объясняет психотерапевт Мария Дубровская.

Как с ГДЗ борются учителя и родители

Многие родители, понимая важность пытаются помочь ребёнку сделать домашнее задание. Но школьная программа, учебники и задания постоянно меняются и усложняются, взрослые часто не могут справится даже с самыми простыми задачками. Тогда на помощь приходят ГДЗ.

Впрочем, сами учителя замечают, что в нынешних учебниках могут встретиться, мягко говоря, некорректные задания:

– Современные учебники становятся все более странными, если не сказать больше. Дошло до того, что в начальной школе приходится обращаться к репетиторам в решении какого-нибудь отдельно взятого задания. Те, в свою очередь, собирают все свои знания в кучу, консультируются с интернетом/учебниками/коллегами и выдают максимально рациональное, на их взгляд, решение.

А в итоге оно оказывается либо неверным, либо «притянутым за уши». Итог – заплаканный ребёнок с двойкой в дневнике и напрочь отбитой надеждой на успешное окончание школы. Ну и как тут без ГДЗ? Чтобы полностью отказаться от решебников, нужно сначала привести в порядок саму систему образования, – считает кировский учитель Елена (имя изменено по просьбе собеседника – ред.

).

[attention type=yellow]

Ученик списывает, что плохо сказывается на его обучении. Ведь знания не откладываются в голове, не формируется навык решения. Именно поэтому многие родители и учителя запрещают детям пользоваться ГДЗ.

[/attention]

– Я хочу развить мышление в своём ребёнке, а не практиковать слепое списывание. Прошу у него решение, если оно неправильное, мы вместе с ним разбираем, где у него пробел в образовании.

Однажды мы подловили его на списывании из ГДЗ. Оказалось, даже в нём бывают ошибки. У него было неправильное решение, объяснить, откуда оно взялось, он не мог. Состоялся серьёзный разговор.

Теперь все списывают у него, – рассказывает Михаил, отец шестиклассника.

Несмотря на контроль, найти ответы на задания становится всё легче: в сети есть масса сайтов, которые размещают ГДЗ. Во многих из них даже есть подробный алгоритм решения не только домашних работ, но и контрольных. Но учителя говорят, что, как бы быстро не двигался технический прогресс, есть «железный» способ проверить знания – с помощью самостоятельных и контрольных работ.

– Проверить, сам ли ученик делал задание, очень просто: из творческого задания можно ввести в поисковик несколько строчек: выведет на сайт точно с таким же текстом – значит списал.

Или если ребёнок слабый, а написал без ошибок, значит или ГДЗ пользовался, или помогал кто-то.

Тогда можно дать проверочную по этой теме на уроке: она покажет точнее, на какую оценку он знает материал, – рассказывает преподаватель Центра дистанционного образования детей Константин Ярыгин.

В попытках избежать бездумного списывания на плечи учителей ложится ещё одна задача: переделывать или расширять упражнения из учебника, а также придумывать творческие задания.

– Я думаю, что пользоваться ГДЗ ученикам можно в том случае, если они хотят проверить полученный ответ. Но необходимо помнить, что и ГДЗ пишут люди, которые не застрахованы от ошибок. Использование решебников значительно повлияло только на выполнение самостоятельных заданий.

Ведь в классе у ученика всё же меньше шансов найти эти ответы «нелегальным» путём. Я не часто замечаю, что мои ученики списывают домашнее задание из решебников, так как многие из них творческие.

Мне кажется, с помощью своей фантазии учителя могут бороться с бездумным списыванием, – рассказывает Екатерина Белова, учитель школы № 10.

Так влияет ли ГДЗ на систему образования?

Несмотря на все споры, сами педагоги утверждают, что ГДЗ почти не влияет на процесс обучения, скорее на самих учеников – стало больше тех, кто не вкладывает сил в получение образования. Но есть учителя, которые не склонны перекладывать всю ответственность на систему и детскую лень. Ведь адекватное распределение нагрузки – одна из главных задач педагога.

– У каждого учителя есть норма домашнего задания. Например, я знаю сколько времени будет потрачено на каждое задание: его не должно быть слишком много или слишком мало. Обязательный уровень – это три, а дальше уже по уровню возможностей.

Получается и учителя отчасти виноваты, если неправильно распределяют нагрузку. Нужно понимать, что дети не изучают только один предмет. Вообще учитель сейчас старается убедить учеников, что контрольные работы и государственные экзамены придётся писать без ГДЗ.

У меня был печальный опыт, когда ученик долгое время пользовался решебниками, а когда перестал, скатился на двойки, – рассказывает Алевтина Кряжевских, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МКОУ Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт. Мурыгино.

[attention type=red]

Путей решения проблемы использования готовых домашних заданий пока нет. В Институте развития образования Кировской области говорят, что списывание из решебников – предмет внимания не только экспертов сферы образования нашего региона, но и всей страны в целом.

[/attention]

–Дети используют ГДЗ как готовое клише, не отрабатывая необходимых действий. И я затрудняюсь ответить, как можно исправить эту ситуацию. Сейчас решебники стали общедоступными, нельзя же ученикам перекрыть доступ в интернет.

Единственное учителя могут пытаться доносить до школьников, что использование ГДЗ может негативно сказаться во время сдачи государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классе.

Потому как определённых навыков сформировано не будет, – говорит Надежда Носова, заведующая кафедры предметных областей Института развития образования Кировской области.

1457

Киров попал в рейтинг самых образованных городов России

Источник: https://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/spisyvayu-70-domashki-kak-gotovye-domashnie-zadaniya-vliyayut-na-process-obucheniya-8772/

«К такой нагрузке никто не был готов». Учителя о внезапном переходе на дистанционное обучение

Учитель ничего не делает на уроке, сидит за компьютером, говорит, чтобы решали сами все. А нам сдавать экзамены.

Из-за эпидемии коронавируса российские школы и другие учебные заведения перешли на дистанционное образование. Учителя из разных регионов рассказали The Insider, как они на ходу придумывают новые способы онлайн-обучения для школьников, и разошлись во мнениях об осмысленности этого формата ведения уроков.

Леонид Звавич, завкафедрой математики

Школа № 1567, Москва

Все это в новинку — и мы, конечно, оказались не готовы. Мы проводим электронные и дистанционные уроки, и то и другое по-своему работает, но есть очевидные трудности. В математике это, например, отсутствие досок. К счастью, у моих детей много электронных учебников, ими можно пользоваться и сейчас.

Выглядит все это так: в 10:00 у школьников начинается урок, им дается задание, в 10:45 они должны по почте переслать решение. Что касается контроля, я не вижу в этом большой проблемы. Если захотеть, можно обмануть учителя всегда, даже без интернета. Бояться этого бесконечно нельзя. Я даже телефоны и калькуляторы на уроках не запрещаю, надо пользоваться всем, что есть.

Наверное, каждый делает по-своему — и это правильно. Когда я прихожу на урок, у меня есть четкая методика, но в условиях дистанционного обучения, конечно, она не отработана. Она разрабатывается прямо сейчас. Может быть, это и есть школа будущего, но я сильно в этом сомневаюсь.

Есть старый анекдот: «Однажды профессор вместо себя поставил магнитофон и ушел, а на следующем занятии он принес свой магнитофон, поставил, студенты достали свои, включили и ушли». Это очень показательный анекдот. Технические средства надо использовать, они полезны, но это не должно быть бесконечным.

Тамара Эйдельман, учитель истории

Школа № 1567, Москва

У меня все проходит неплохо, но у меня два класса, мотивированные, занимаемся из дома, предыдущие две недели, пока не было занятий, тоже занимались. Иногда на урок в 11 классе приходит кто-то из десятого и это очень симпатично, такие новые сочетания.

В одном классе у меня 27 человек, в другом 19. Я уже научилась презентацию показывать в Zoom, тексты выводить на экран. Потом я даю задание, и они пишут в чате ответы. Домашние задания присылают по почте. Я понимаю, что, наверное, очень трудно так учить маленьких и далеко не всех так можно учить, но это хоть что-то.

Евгения Абелюк, учитель литературы

Лицей № 1525, Москва

Я такую работу над дистанционными курсами начала очень давно, еще в 2000-х. Я делала дистанционные курсы, привлекая своих коллег, по литературе и даже по мировой художественной культуре. Всемирный банк давал тогда на это деньги и довольно большие.

Был и другой опыт. В 2000–2010 годах видеоуроки и видеолекции записывал телеканал «Школьник ТВ», потом он стал каналом «Знания».

То, что происходит сейчас, — это возможности нового уровня, потому что сейчас уроки проходят в виртуальном пространстве, где учителя видят своих учеников. Когда я просто записываю текст и даю задания в электронной форме, дети могут играючи отвечать и все это может быть очень интересно, но это все равно не так живо, как та форма, которая используется сейчас.

Сейчас можно обращаться онлайн к любому ребенку и видеть его, разговаривать с каждым, заполнять виртуальную доску. Кроме того, теперь есть множество профессиональных сообществ на , где люди выкладывают разные задания, придумывают их, это буквально становится копилкой, и таким образом они помогают друг другу.

Наверное, стоит такие вещи делать не только во время карантина.

Екатерина Колесникова, учитель английского и французского

Школа № 10, Сургут

Сегодня закончился третий день нашего онлайн обучения. К такой нагрузке и такому авралу, который свалился на головы и учителей и детей, никто не был готов ни с профессиональной точки зрения, ни с технической. Это слишком штормовое событие, поэтому нужно было сначала провести занятия в пилотном режиме, хотя бы первую неделю, чтобы все успели привыкнуть.

Очень много информации, много вещей, которые мы физически не успеваем сделать, например, я преподаю в восьми классах и это порядка ста тридцати учеников средней школы. Плюс еще ребята сдают экзамены.

То есть помимо основной нагрузки, которая составляет 28 часов, также еще обязательные консультации по подготовке к ЕГЭ. Не говоря уже о часах подготовки к этим урокам, потому что это совершенно новая реальность.

[attention type=green]

На нас свалился огромный объем домашней работы, который нам скидывают посредством разных платформ, цифровых вариантов, потому что разный уровень детей, разные учебники, мы стараемся выбрать индивидуальный подход.

[/attention]

Пока все это мало похоже на что-то правильное. Во-первых, страдает здоровье педагогов и детей. Мы сидим по 10–12 часов перед компьютерами каждый день, а ведь у нас тоже семьи, дети и родные, и все на самоизоляции. Это достаточно жесткие рамки.

 Мы не жалуемся, просто этот процесс должен был быть отстроен постепенно, нельзя нагружать сразу таким объемом, это тяжело правильно переварить. И говорить о качестве предоставляемых образовательных услуг очень сложно.

Должно быть все поступательно, правильно выстроено, может быть, стоит даже где-то уменьшить нагрузку, для начала понять, как это все работает.

Продолжать учебу нужно, уходить на каникулы нет смысла, потому что неизвестно, сколько еще все это продлится. Учебный год нельзя останавливать, но все-таки должны быть какие-то рациональные меры для педагогов, и чтобы на детей при этом не было такой нагрузки.

Сейчас отслеживание успеваемости будет поздним и не совсем объективным. Мы не можем дать контрольную, потому что нет уверенности, что дети не спишут. Как-то привыкаем, но очень тяжело. В разных регионах разные проблемы. Есть регионы, где у детей вовсе нет доступа в интернет, нет таких технических возможностей.

Уроки записываются, чтобы дети могли вернуться и посмотреть. Но некоторые ресурсы и сайты не выдерживают такой нагрузки. Например, уже второй день висит сайт МЭШ, и дети не могут зайти. Нам сказали искать какую-то альтернативу этому сайту и ресурсам, которыми мы пользовались с него. И много-много других моментов. Все это копится, и мы пока выстраиваем работу, но это все-таки непросто.

Эмма Сафиуллина, учитель английского языка

Гимназия № 39, Уфа

Нам удалось избежать аврала, потому что все каникулы наши коллеги осваивали технологии и готовились к переходу на дистанционное обучение. Поскольку было принято решение пролонгировать каникулы, это позволило достаточно мягко и конструктивно подготовиться.

Мы провели родительские собрания и подготовительные встречи с учащимися.

 Разработали электронные кейсы, были отредактированы и откорректированы точки планирования, были выявлены основные проблемы взаимодействия, учителя подготовили информацию о своих электронных адресах, были созданы электронные ящики для сбора информации, группы WhatsApp. В результате мы вошли в дистанционное обучение достаточно легко и спокойно.

В нашей гимназии были приняты два формата работы. Сначала мы подготовили по кафедрам разделение дней, чтобы дети понимали, в какой день какому предмету они должны уделить больше внимания.

[attention type=yellow]

Затем, руководствуясь рекомендациями Министерства образования, мы оставили для детей привычный им формат расписания и просто выделили по одному ключевому предмету в день с обязательным соблюдением СанПиНа — не более двух видеоконференций, плюс электронные кейсы и общение в чатах.

[/attention]

Кроме того, мы не отменили, а продолжаем внеурочную деятельность и даже курс дополнительного обучения.

Пока подводит только электронный журнал, ни одна другая платформа не подвела. Вчера министр образования республики попросил родителей, которые работают на удаленке, корректно использовать интернет в тот период, когда у детей происходит обучение

Максим Новиков,  учитель информатики и ИКТ

Школа № 145, Екатеринбург

У нас в Екатеринбурге проблем с дистанционным обучением нет. Я сам являюсь разработчиком одной из образовательных платформ.

Понятное дело, что это новые условия, поначалу все этому сопротивлялись, но когда стало ясно, что альтернативы нет, все начали понимать, что надо выходить из зоны комфорта, искать возможность трансляции уроков в режиме онлайн для общения с детьми на совершенно другом уровне.

Детям, конечно, не хватает общения, чувствуется, что они хотят поговорить, даже с учителями. Скажем, урок, который должен идти 40 минут, обычно на этом не заканчивается и общение продолжается.

С интернетом пока все хорошо, больших проблем не наблюдаем. Да, бывает, что какой-то ресурс, например, электронный журнал, не работает, но это временные сложности, пятнадцать минут можно подождать в конце концов. Это не такая страшная трагедия, как можно представить.

Сергей Лебедев, учитель физкультуры,

Школа № 156, Нижний Новгород

У нас проходят дистанционные уроки физкультуры. Берем какой-то видеоурок готовый, дети смотрят, потом мы их тестируем и ставим оценки. Или мы детям предлагаем задание, например, посмотреть видео или что-то еще из этой серии, и они в конце делают упражнения в Google planet.

Вадим Муранов, учитель физики

Школа № 5, Ногинск

Я изначально эту идею считал в корне неправильной, потому что ни с технической, ни с методической стороны ничего не было готово, и не может быть готово за неделю. В этом смысле система дистанционного образования не продумана от начала и до конца. Смысл кидать детям разные тесты и потом их в огромном количестве через WhatsApp проверять? Я считаю это бредовой идеей совершенно.

Если у учителя есть возможность организовать занятия через Skype или Zoom, то тут еще можно как-то устроить видеоурок, но это может быть сделано как разовая акция, как что-то дополнительное, а делать это полномасштабно и каждый день — это значит посадить детей и учителей за компьютер непрерывно и безвылазно. Это полный бред, и я считаю, что просто нужно было спокойно закончить учебный год и все.

Я провожу уроки в Skype, общаюсь с ребятами через «ВКонтакте», высылаю им презентации. конференции пока не проводил, но буду. Нельзя требовать от учителя, чтобы он каждый день по 4–5 уроков в день проводил в режиме видеоконференции. Это технически сложно реализовать.

Сервисы уже рухнули от перегрузки трафика. Электронный журнал сутки не работал. Человек, который за него отвечает, что-то там промямлил непонятное по поводу авторизации.

[attention type=red]

Все это чушь полнейшая и пускание пыли в глаза. Ничего не было готово для этого — и не надо было начинать. Совершенно непонятно, зачем это делается, потому что в любом случае проконтролировать детей невозможно.

[/attention]

Подготовку к ЕГЭ и ОГЭ дистанционно точно не организовать. Никто в этой ситуации не может дать адекватный ответ, будут ли эти экзамены, когда и в какой форме.

 Возможно, ЕГЭ отменят и просто выставят оценки средние по четвертям для выдачи аттестатов, а уже сам экзамен будет при ВУЗе и гораздо позже — июль и август.

Это было бы правильно, потому что последняя четверть явно провалена, и никакое дистанционное обучение не спасет.

Ярослав Артюхин 

куратор программы «Учитель для России» в Новгородской области

Школы по-разному переходят на дистанционное обучение. Кому-то это далось легче, кому-то сложнее.

Есть сельские школы необустроенные, которые хорошо с этим справились, а есть школы городские, достаточно обустроенные, которые с этим справляются намного хуже.

Говорить о том, правильно ли было устроить каникулы, очень сложно, потому что это сослагательное наклонение, невозможно предсказать эффект от этого решения.

Владислав Волков

директор Аликовской средней школы им. Яковлева села Аликово, республика Чувашия

Мы давно уже отрабатывали модель смешанного обучения и в целом довольны. Свои серверы школа уже держала и проблемы с зависанием не было у нас, так как часть программ реализована на собственных серверах. С электронными дневниками дружим с 2005 года и потихоньку готовились к системе удаленного обучения.

Часть компьютеров передали учителям и тем родителям, у которых много детей или просто нет компьютера. В результате на этой неделе всех охватим доступом к интернету — 729 учеников.

Федеральные серверы не выдерживают, но к этому мы тоже адаптировались — разделили график. Если, скажем, класс у нас нагружен с 9:00 и до 15:00, то после 15:00 серверы почти не загружены, и мы нашу работу сместили так, чтобы адаптироваться к перегрузкам, существующим в сетях.

Кто-то доволен, кто-то нет. Однозначно так не бывает, чтобы были довольны все.

В первый день у нас учебные перегрузки пошли, немного перестарались с непривычки с дозировкой домашнего задания, теперь отработали этот момент, перевели на самоконтроль, больше стали использовать бумажные учебники, разгрузили девятые и одиннадцатые классы, чтобы их сориентировать на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. И ребенок в одиннадцатом классе счастлив — много времени на самоподготовку сейчас.

Источник: https://theins.ru/news/212153

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: