В 2007-2011 году был руководителем ООО. В ходе выездной проверки в 2012 году было начислена недоимка по НДС и прибыли.

Содержание
  1. Выездная налоговая проверка в 2021: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме
  2. Критерии отбора
  3. Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:
  4. Порядок проведения выездной налоговой проверки
  5. Сроки выездной налоговой проверки
  6. Как действовать налогоплательщику
  7. Налоговая шпаргалка для руководителя тематические проверки по ндс
  8. Квартальные тематические проверки по НДС
  9. Мнение чиновника
  10. пример 1
  11. пример 2
  12. Мнение эксперта
  13. Мнение практика
  14. Когда возникает материальная ответственность работника?
  15. Срок налоговой давности или срок давности по налогам
  16. Срок давности по налоговому законодательству
  17. срок налоговой давности составляет:
  18. Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки
  19. Доначисленные налоги
  20. Налог на прибыль
  21. Корректировки и проводки по налогу на прибыль
  22. Налог на добавленную стоимость
  23. Налог на имущество, транспортный и земельный налоги
  24. Если организация собирается оспорить решение по проверке
  25. » Отражение в учёте результатов налоговой проверки | Фин Эксперт Групп
  26. Отражение в бухгалтерском учёте
  27. – доначисленных налогов
  28. Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки
  29. Налог на прибыль
  30. Налог на добавленную стоимость

Выездная налоговая проверка в 2021: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

В 2007-2011 году был руководителем ООО. В ходе выездной проверки в 2012 году было начислена недоимка по НДС и прибыли.

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2021 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Налоговая шпаргалка для руководителя тематические проверки по ндс

В 2007-2011 году был руководителем ООО. В ходе выездной проверки в 2012 году было начислена недоимка по НДС и прибыли.

Обзор Налоговых новостей от Учет-СервисВыпуск №22 (187) от 12 Декабря 2021 года
Новости/разъясненияСправочная  информацияАрхиврассылки

Квартальные тематические проверки по НДС

Когда возникает материальная ответственность работника?

Сообщать в центры занятости нужно обо всех имеющихся вакансиях

Квартальные тематические проверки по НДС

Налоговики стали проводить квартальные тематические налоговые проверки. В большей степени новинка от ФНС коснулась строительных компаний, но эксперимент распространят и на всех остальных

Осенью 2021 года в России начал действовать новый вид выездных налоговых проверок — тематические проверки по НДС. Период проверки — квартал или полгода.

Повод для проверки — разрывы по НДС, которые выявила система АСК НДС. Новый вид контроля появился из-за сокращения времени камеральных проверок с 3 до 2 месяцев.

Инспекторы не успевают отрабатывать всю информацию по компаниям, которую им предоставляет АСК НДС.

Первыми под проверки попали строители

[attention type=yellow]

Налоговики начали практику тематических проверок по НДС со строительных организаций. Считается, что такие компании не могут эффективно работать без серых схем по выводу наличных.

[/attention]

В схемах участвуют сомнительные контрагенты, что хорошо известно проверяющим. Потренировавшись на строителях, инспекторы уже начали переходить к другим отраслям.

Сейчас под проверку могут попасть любые организации с крупными разрывами по НДС без определенной принадлежности к какой-либо сфере экономики.

Как проходит тематическая проверка

Тематическая налоговая проверка начинается с разрывов, выявленных АСК НДС. Далее идут предвестники проверки: налоговики запросят документы по сделке с контрагентом. Причем сомнительная фирма может быть контрагентом 2-5-го и далее колен, о которой налогоплательщик не подозревает.

Если после запроса вы получите вызов или уведомление со ссылкой на подпункт 4пункта 1 статьи 31 НК, проблем не избежать. Это значит, что налоговики уверены, что поймали компанию на нарушении.

Инспекторы проанализировали цепочку контрагентов до 7-го колена и увидели в вас выгодоприобретателя.

Затем налогоплательщика ждет процедура «добровольного принуждения доплаты в бюджет» (терминология главы ФНС Михаила Мишустина). Получив вызов, компания обязана будет явиться на заседание рабочей группы «по рассмотрению деятельности налогоплательщиков — участников схем сомнительных операций, установленных с использованием АСК НДС». Там налоговики будут просить решить проблему «по-хорошему».

Следует помнить, что в Налоговом кодексе нет такого мероприятия, как заседание рабочей группы. Это самостоятельная инициатива ФНС, главная задача которой — запугивание и сбор информации. Несговорчивые налогоплательщики получат угрозу в виде включения их компании в план выездных проверок и/или передачи документов в ОЭБиПК.

Мнение чиновника

Виталий Крицкий, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

«Любая тематическая проверка может привести к комплексной, если налоговые органы найдут признаки схем уклонения. Сумма доначислений при тематических проверках по НДС не играет значения. Проверяемый период уменьшился. Теперь это не три года, а один квартал и больше.

Это значит, что налоговики могут прийти к компании с проверкой, даже если программа АСК-НДС вычислила разрывы на 200 тыс. руб. В большинстве случаев организации и предприниматели соглашаются с предложением уточнить налоговые обязательства.

Налогоплательщикам проще доплатить небольшие суммы, чем своим отказом инициировать проверку».

Как вести себя на заседании

Идти или не идти на заседание рабочих групп в ИФНС — дело добровольное. Если вы решите не тратить на это время, инспекторы не вправе применить санкции. Однако если пойдете, то получите ценную информацию: что именно у налоговиков на вас есть и о какой сумме потенциальных доначислений идет речь.

[attention type=red]

На заседание стоит взять с собой адвоката или направить юриста вместо себя. Выгнать вашего представителя налоговики не вправе: формат рабочей группы не регламентирован Налоговым кодексом.

[/attention]

На вопросы проверяющих отвечайте только по теме, которая была обозначена в письменном уведомлении. Если вопросы покажутся провокационными либо не понравятся по какой-то другой причине, вы вправе не отвечать или вовсе прервать встречу.

пример 1

Сумма не имеет значения. Считается, что выездная проверка опасна только тем, с кого можно взыскать 15–20 и более млн руб. К тематическим проверкам по НДС это неприменимо.

В моей практике был случай, когда тематическую проверку назначили налогоплательщику с суммой налоговых претензий в 8 млн руб. Методологи из ФНС заявляют, что и 500 тыс. руб.

налоговых претензий могут стать основанием для проверки.

В ходе тематических проверок налоговики будут раскручивать «интригу»: кто в цепочке контрагентов был выгодоприобретателем, а кто транзитером. Внешняя добропорядочность контрагента первого уровня не гарантия того, что инспекторы не будут вас вызывать. 

пример 2

Пример из практики. Под тематическую проверку попал выгодоприобретатель, контрагент которого внешне более чем приличный. У него были офис, склад, водители, персонал, договоры аренды и пр.

 Но налоговики вызвали директора на допрос. В ходе беседы выяснилось, что тот был номинальным. В беседе проверяющие использовали вопросы из методических рекомендаций ФНС и СК (совместное письмо от 13.07.

2021 № ЕД-4-2/13650@).

Мнение эксперта

Ольга Слобцова, замдиректора по проектам ООО АКФ «Экспертный центр „Партнеры“»:

«Логика в таких проверках есть: еще до назначения выездной проверки по налогу на прибыль за год инспектор имеет картину финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также большое количество первичных документов, позволяющих анализировать налоговые риски и по другим налогам. Кроме того, доказанный факт налогового правонарушения по НДС можно использовать при доначислении налога на прибыль.

Налоговики действительно начали активно «добровольно принуждать» строителей. Однако в нашей практике даже после такого давления клиенты не доплачивают налоги. Вместо этого они усиливают доказательную базу своей налоговой добросовестности. Для этого стоит ходить на комиссии, больше слушать и меньше говорить».

Действуйте превентивно

Чтобы не дожидаться вызова на рабочую группу или тематической проверки по НДС, заранее проверьте свои сделки и контрагентов. Есть три позиции при выборе контрагента, которые будут оценивать налоговики. Вы должны обосновать свой выбор контрагентов, ответив на вопросы:

  • как узнали о поставщике;
  • убедились в его способности выполнить обязательства;
  • стороны взаимодействовали друг с другом.

Недавно мы с клиентом анализировали его сделки и сделки контрагентов с позиции инспекции. Пример подготовки к разговору с проверяющими.

  • Купили стройматериалы на складе, привезли на свой склад. Где склад?
  • Нет склада. Но мы в офисе храним.
  • Какой размер офиса?
  • 140 кв. м. Храним в одном из помещений на 40 кв. м.
  • Груз поставляется в чем?
  • В паллетах.
  • Как поднимаете?
  • На лифте.
  • А в лифт груз войдет в паллетах?
  • Эээ… вообще входит. У нас же грузовой лифт есть! И т. д.

Поскольку тематические проверки — это новый формат, случаются курьезы. Например, наш клиент получил решение о проведении тематической ВНП за квартал. В 10-дневный срок он должен был представить документы. Однако в налоговой ему сразу сказали, чтобы он не приносил бумаги, а ждал звонка.

Впрочем, документы по налоговому требованию мы подготовили. Оператор в канцелярии в ИФНС не хотел принимать бумаги и вызвал инспектора. Последний вновь заявил, что не надо было приходить без предварительного звонка. Однако клиент проявил твердость и сдал документы как положено.

В любом случае лучше следовать установленному регламенту.

Как налоговики будут разоблачать схемы

Инспекторы следуют методическим рекомендациям по вычислению недобросовестных налогоплательщиков (письмо ФНС от 13.07.2021 № ЕД-4-2/13650@).

Сперва они проверят все данные о должностных лицах компании: штатное расписание, приказы о назначении на должность, инструкции и пр. В рекомендациях есть пункт об особом внимании к опросам сотрудников.

ФНС разработала перечень из 80 вопросов о том, как выбирают контрагентов, подписывают договоры и учитывают товар.

Мнение практика

Мария Булычева, налоговый консультант ООО «АйТиБаланс»:

«Термин «тематические выездные проверки» фигурировал еще в письме ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, где налоговым органам рекомендовали проводить такие мероприятия в исключительных случаях. Мои коллеги уже сталкивались с такими проверками, но пока исключительно по строительным компаниям. От углубленных камеральных проверок они отличаются периодом проверки и сроком проведения.

При вызовах на комиссию и допросы не стоит надеяться на свои силы. Лучше взять с собой адвоката или налогового консультанта. Они знают законодательство и психологические уловки инспекторов, поэтому в силах зафиксировать нарушения и снять избыточное давление со свидетеля. Проведение допроса и экспертизы с нарушениями впоследствии можно оспорить в суде.

Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры»

Источник: Журнал «Практическое налоговое планирование», №12

Ссылки по теме:

Когда возникает материальная ответственность работника?

При каких обстоятельствах наступает материальная ответственность работника? Какие оплошности не позволяют работодателю взыскать с работника причиненный ущерб.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ).

Прежде всего, материальная ответственность возникнет в случае вины работника в причинении ущерба.

[attention type=green]

При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В основном, споры происходят по сумме возмещения ущерба, причиненного работником.

[/attention]

Взыскание ущерба с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по приказу (распоряжению) руководителя. Распоряжение о взыскании ущерба с работника должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. В противном случае ущерб придется взыскивать через суд (ст.248 ТК РФ).

Работодатель должен потребовать от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба. А в случае отказа работника представить объяснение – работодателем составляется соответствующий акт об отказе.

Например, работодатель проводит инвентаризацию уже после увольнения материально ответственного работника, что делает невозможным привлечение к материальной ответственности бывшего работника, допустившего недостачу (Определение ВС РФ от 07.05.2021 г. №66-КГ18-6).

Важно!

Источник: http://uchet-service.ru/vip187

Срок налоговой давности или срок давности по налогам

В 2007-2011 году был руководителем ООО. В ходе выездной проверки в 2012 году было начислена недоимка по НДС и прибыли.

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности – понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) –  до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок – инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать  налоговый орган потеряет;
  • срок, для  предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга  (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля  – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате  долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате  при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков  взыскания налогов  – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить  как  установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет,  с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика – если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика – если долг выявлен по результатам камеральной проверки.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга – взыскание  налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее – при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа  о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде  в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.

Списание задолженности по налогам по иску налогоплательщика

Срок давности для привлечения к налоговой ответственности

Источник: https://tax-support-spb.ru/iz-praktiki-nalogovogo-konsultirovania/srok-davnosti-dlya-vyiyavleniya-i-vzyiskaniya-nalogovoy-nedoimki.html

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

В 2007-2011 году был руководителем ООО. В ходе выездной проверки в 2012 году было начислена недоимка по НДС и прибыли.

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

[attention type=yellow]

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

[/attention]

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Налог на прибыль

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

Пример 2

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб.

Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб.

В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

[attention type=red]

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

[/attention]

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу). 

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыль Корректировки в учете текущего периода Проводка по ПБУ 18/02
Расходы прошлого налогового периода не приняты в НУ, сохранены в БУДебетКредит
Расходы прошлого налогового периода не приняты ни в НУ, ни в БУВ БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль6899Отражен ПНА
Доходы прошлого налогового периода занижены в НУ, но учтены в БУ
Доходы прошлого налогового периода занижены и в НУ и в БУВ БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль6899Отражен ПНА

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ.

После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.

08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Пример 3

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Пример 4

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки.

[attention type=green]

Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия.

[/attention]

Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/12

» Отражение в учёте результатов налоговой проверки | Фин Эксперт Групп

В 2007-2011 году был руководителем ООО. В ходе выездной проверки в 2012 году было начислена недоимка по НДС и прибыли.

Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений налогов. Помимо них налоговиками начисляются соответствующие суммы пеней и штрафов.

В резолютивной части решения, которое фискалы принимают по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается: – уплатить выявленные недоимки по налогам, пени и штрафы (штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности); – внести соответствующие исправления в налоговые и бухгалтерские документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчётности). Исполнение решения, принятого по результатам налоговой проверки, как видим, состоит из нескольких этапов: – уплата начисленных сумм налогов, пеней, штрафов; – отражение результатов проверки: – в бухгалтерском учёте; – налоговом учёте и налоговой отчётности.
Решение по выездной налоговой проверке согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). Если же указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Примечание. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

Пример 1

20 июня 2021 года по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем ИФНС России вынесено решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Поскольку до 27 июня вручить данное решение налогоплательщику не удалось, то на следующий день оно было направлено по почте заказным письмом по месту нахождения организации. При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма.

Письмо было отправлено 28 июня, шестой рабочий день приходится на 6 июля. Отсчёт месячного срока начинается со следующего дня после вручения решения, то есть с 7 июля, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца – 6 августа.

Таким образом, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в силу 7 августа 2021 года.

Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными.

В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС России по субъекту РФ соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Окончание примера 1
Поскольку решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения было вручено налогоплательщику 6 июля, то он вправе подать апелляционную жалобу, воспользовавшись каналами телекоммуникационной связи, до 24 часов 6 августа 2021 года (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Решение по итогам налоговой проверки, которое ещё не вступило в силу, налогоплательщик вправе не выполнять. В то же время он может добровольно исполнить это решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Решение по апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы.

[attention type=yellow]

Указанный срок может быть продлён руководителем налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных документов, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

[/attention]

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, документов, подтверждающих доводы лица, подавшего жалобу, дополнительных документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы, а также материалов, представленных нижестоящим налоговым органом, вышестоящая налоговая инстанция может, в частности (п. 3 ст.

 140 НК РФ): – оставить апелляционную жалобу без удовлетворения; – отменить решение налогового органа полностью или в части; – отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке). Вышестоящий налоговый орган согласно пункту 2 статьи 101.

2 НК РФ может полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое. Такое решение вступит в силу со дня его принятия вышестоящим налоговым органом. Налогоплательщик, как было сказано выше, вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа до момента его вступления в силу.

И такая отсрочка может продлиться до двух месяцев в общем случае: – месяца, отведённого для подачи апелляционной жалобы, и – месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе, – либо до трёх месяцев, если вышестоящей налоговой инстанцией будет продлён срок для получения дополнительных документов.

Если налогоплательщик согласен с решением фискалов и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он может уплатить указанные в решении суммы налогов, пеней и штрафа и отразить их в бухгалтерском учёте на дату вступления в силу решения по проверке.

Многие налогоплательщики на практике не торопятся исполнить рассматриваемое решение налоговиков, используя все законные способы для снижения размера доначислений: – сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, – затем при необходимости и в арбитражный суд.

[attention type=red]

Подача апелляционной жалобы, с одной стороны, позволяет налогоплательщику отложить исполнение итогового решения по проверке до двух месяцев.

[/attention]

Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Вышестоящий налоговый орган, повторимся, может и отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия. Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придётся возвращать из бюджета излишне взысканные суммы налогов, а также пеней, штрафов.

С другой стороны, пени в силу пункта 3 статьи 75 НК РФ будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу. Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придётся уплатить в бюджет.

Примечание. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Уплата доначисленных сумм налогов (а также соответствующих пеней и штрафов) до вступления в силу решения по выездной проверке приводит к отвлечению из оборота денежных сумм (размер которых может быть довольно значительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займёт некоторое время.

Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведёт к увеличению суммы пеней. Отсрочку на срок до двух (до трёх) месяцев для исполнения решения по проверке даёт только апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган.

При обращении с иском в суд арбитрами будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. Доначисленные суммы налогов, пеней (и, возможно, штраф) с вероятностью, близкой к 100%-ной, налогоплательщику придётся уплатить до окончания судебного разбирательства.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьёй 69 порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

В требовании об уплате налога фискалами указываются сведения: – о сумме задолженности по налогу; – размере пеней, начисленных на момент направления требования; – сроке исполнения требования, а также – мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае его неисполнения налогоплательщиком.

[attention type=green]

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

[/attention]

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путём направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 1, 2, 3 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке, налогоплательщику желательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке позволит несколько уменьшить сумму пеней, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Опять же досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования.

Отражение в бухгалтерском учёте

Примечание. Налогоплательщик на законном основании может отсрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. При этом у него есть возможность выбора, когда и в каком объёме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки.

Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учёте в первую очередь зависит от согласия или несогласия налогоплательщика с выводами налоговиков, приведёнными в решении по выездной проверке.

– доначисленных налогов

Источник: http://www.finexg.ru/otrazhenie-v-uchyote-rezultatov-nalogovoj-proverki/

Что и как нужно исправить в учете по результатам налоговой проверки

В 2007-2011 году был руководителем ООО. В ходе выездной проверки в 2012 году было начислена недоимка по НДС и прибыли.

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

Пример 1 В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции»    КРЕДИТ 68
 – 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;
ДЕБЕТ 99 «пени и санкции»    КРЕДИТ 68
 – 1 250 руб. — начислены пени.

Налог на прибыль

Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

Пример 2
В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%). Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет»    КРЕДИТ 68
 – 60 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 02    КРЕДИТ 91
 – 70 000 руб.

— отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль»    КРЕДИТ 68
 – 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;
ДЕБЕТ 68    КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»
 – 14 000 руб. (70 000 руб.

х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет»    КРЕДИТ 68
 – 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыльКорректировки в учете текущего периода
Расходы прошлого налогового периода не приняты в НУ, сохранены в БУ
Расходы прошлого налогового периода не приняты ни в НУ, ни в БУ В БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль
Доходы прошлого налогового периода занижены в НУ, но учтены в БУ
Доходы прошлого налогового периода занижены и в НУ и в БУ В БУ показана прибыль прошлых лет и условный расход по налогу на прибыль

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2011/7/4955

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: