Несет ли ответственность издательство за выпуск в тираж методического пособия, не прошедшего проверку на оригинальность?

Содержание
  1. Условия работы с книжными издательствами
  2. Первый вариант.
  3. Второй вариант
  4. Третий вариант. 
  5. Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru
  6. Сотрудник, работающий по найму, сохраняет права на свои произведения?
  7. Какие права возникают у автора произведения?
  8. Исключительное имущественное право на произведение — принадлежит работодателю
  9. Право авторства и право автора на имя — принадлежат сотруднику
  10. Право на неприкосновенность произведения — принадлежит сотруднику
  11. Право на обнародование произведения — принадлежит работодателю
  12. Как можно подтвердить наличие авторских прав?
  13. Какую функцию выполняет знак копирайта — ©?
  14. Допускается ли редактирование чужих произведений? Например, обработка фотографии с помощью нейросети
  15. Авторское право. Прочитай и запомни
  16. Объект авторского права.
  17. Возникновение авторского права. Презумпция авторства
  18. Соавторство
  19. Авторское право на служебные произведения
  20. Личные неимущественные права
  21. Независимое издательство для педагогов: авторский учебник быстро и без затрат
  22. Авторские учебники
  23. Методические пособия
  24. Научные монографии
  25. Сборники лекций и статей
  26. Научно-популярные издания

Условия работы с книжными издательствами

Несет ли ответственность издательство за выпуск в тираж методического пособия, не прошедшего проверку на оригинальность?

В одной из  статей мы уже затрагивали тему услуг которые предлагают сегодняшние издательства, но по просьбам посетителей мы решили создать отдельную тему какие услуги предлагают книжные издательства.

Коммерческие книжные издательства предлагают не так много вариантов сотрудничества, поэтому мы поэтапно распишем сначала условия предлагаемые книжными издательствами и потом напишем для каких авторов могут быть выгодны эти условия.

Первый вариант.

Книжное издательство предлагает вам издать книгу на ваши средства при этом услуга считается выполнена в полном объеме после передачи напечатанного тиража автору.

Этапы работы (необязательно все услуги нужны автору, и вполне вероятно для снижения расходов он ограничится только необходимыми, но мы решили перечислить все):

  1. Заключение договора услуг (имен но договор услуг или договор подряда, а не авторский договор потому что издательство только готовит книгу и не является правообладателем ни на книгу не на ее содержание, и только автор имеет безусловное право на книгу).
    Так как автор полностью оплачивает все затраты мы считаем автор вправе требовать чтобы все права на верстку, на редакторскую правку, на иллюстрации используемые в этой книге и книгу вообще принадлежат исключительно автору, издательство несет ответственность только за качественное исполнение тиража.
  2. Автор передает материалы для книги в издательство. Материалы передаются в том виде в котором было обговорено до заключения договора.
  3. Издательство переводит текст в электронный вид (если материал был предоставлен в бумажном виде), делает корректуру и редактуру (в зависимости от того какие услуги были включены в условия договора).
  4. Издательство согласует с автором редактуру и предлагает варианты верстки, эскизы рисунков.
  5. Издательство делает верстку, еще одну окончательную корректуру и распечатывает подписную корректуру.
  6. Автор очень внимательно проверяет подписную корректуру на пропущенные или допущенные ошибки и передает обратно издательству подписную корректуру с подписью, датой и фразой “В печать” либо “С исправлением в печать”
  7. Акцентирую внимание на этом моменте – он самый важный .

    Все пропущенные ошибки недочеты или принципиальное не согласие с общим видом уже после передачи в тираж не исправить, тираж книги будет испорчен,  и за мою двенадцати летнюю практику было не мало тиражей которые были “никому не нужны”.

    Поэтому еще раз обращаюсь ко всем авторам печатающим книги за свой счет – вы единственный кто должен очень внимательно посмотреть на подписную корректуру, если есть малейшие сомнения их согласовать с издательством, найденные ошибки обязательно пометить ручкой и поставить заметный знак на полях страницы с ошибкой, и указать на все недочеты  при передачи издательству для печати. Если ошибок много то лучше настоять на повторной распечатке перед печатью основного тиража – помните всегда о стоимости всего тиража – именно столько будет вам стоить ошибка.

  8. Издательство либо печатает и отдает вам тираж автору, либо передает вам материалы готовые для печати в выбранной ранее вами типографии  (согласно ранее принятым условиям договора).
  9. Я всегда рекомендую авторам искать издательство которое по договору должно предоставить автору готовый тираж книги, пусть автору это будет чуть дороже, но зато дешевле чем случай когда  типография отказывается принимать в  работу а издательство доказывает что все материалы подготовили верно,  или при возникновении ошибки уже в готовом тираже стороны – автор, издательство и типография – все переводят вину друг на друга и уже сложно разобраться за чей счет нужно исправлять весь тираж.

Кому выгоден первый вариант.

Допустим вы автор и вы очень хотите, чтобы ваша работа была издана в виде книги, и вы не ставите перед собой целью чтобы ваша книга лежала на полках книжных магазинов, а главная ваша задача это сделать хорошую красивую книгу и подарить ее близким друзьям либо у вас есть круг читателей заинтересованных в вашей работе и готовых приобрести эти книги непосредственно у вас. Этот вариант идеально подходит для вас.

Второй вариант

Автор заинтересовал издательство и книжное издательство готово печатать книги автора за счет издательства.

В этом случае между автором и издательством заключается авторский договор по которому автор передает на определенный срок, определенные права на использование и реализацию конкретных написанных работ либо конкретного числа будущих работ издательству, издательство в свою очередь обязуется издать и реализовывать книги,  определенным тиражом и выплачивать автору определенную сумму авторского гонорара.

Этапы работы.

  1. Автор передает издательству рукопись своих работ.
  2. Издательство издает произведение автора.
  3. Издательство выплачивает  авторский гонорар.

Кому выгоден второй вариант.

Наиболее предпочтительный вариант для неизвестных авторов которые решили связать свою жизнь с писательской деятельностью.

В этом сотрудничестве самое главное, даже не авторский гонорар, а то что продажами вашей книги будут заниматься профессиональные люди которые на прямую заинтересованы в скорейшей реализации тиражей вашей книги, напомним – мы убеждены что сегодня самое сложное не напечатать книгу, а суметь продать книгу (магазины, интернет проекты и т.д.)

Но для одного моего знакомого такой договор оказался очень обременителен. К моменту получения предложения от крупного издательства, он был уже известный автор с дюжиной книг которые издавались в менее известных т издательствах.

[attention type=yellow]

Автору было лестно что его будет печать одно из самых крупных Российских издательств и тиражи были больше почти на порядок, он подписал договор на два года.

[/attention]

В результате ему пришлось отменить огромное количество выездных лекций  для выполнения условий договора в котором он был обязан в определенный срок написать конкретное число новых книг. Все внимательно читайте договор и обсуждайте все пункты.

Третий вариант. 

Издательство предлагает вам напечатать тираж вашей книги за ваши деньги и гарантирет заниматься продажами вашей книги.

В большинстве таких предложений я вижу только жульничество.

В интернете можно найти много сайтов на которых вам предлагают напечатать вашу книгу и заниматься распространением вашей книги через свою (якобы развитую) сеть  в которую входят центральные магазины (партнеры этой компании), интернет магазины и т.д. Но автор сам оплачивает свой тираж, а если книга будет продаваться хорошо то издательство обязуется сделать дополнительные тиражи необходимые автору.

Этот вариант полностью повторяет первый но дополнительно издательство обязуется заниматься продажами книги автора. Как правило Стоимость издания такого тиража в 2 раза выше чем если бы вы просто заказали свою книгу напечатать в другом издательстве. Но авторы видя пункт договора, что издательство обязуется заниматься вопросами продажи книг, соглашаются на высокую цену.

Что бы понять почему  я написал слово жульничество привожу фрагмент из беседы автора и представителя такого издательства.

  • Где будет продаваться моя книга если я заключу с вами договор и издам книгу в вашем издательстве?
  • Представитель:  У всех наших партнеров с которыми мы работаем, это самые крупные книжные магазины Москвы, интернет  магазин который работает по всей стране, а также книжные сети и оптовые  книготоргующие компании которые имеют собственные магазины по всей стране.
  •   Я вас правильно понимаю – моя книга будет продаваться в Московском Библиоглобусе  и других крупных магазина.
  • Представитель: Да вы совершенно правильно понимаете, поэтому давайте заключать договор, платите нам деньги и мы  отдадим вам 250 штук книг а оставшиеся 250 будут реализоваться через сети магазины и покроют оставшиеся расходы издательства.
  •   А мы можем с вами прописать в договоре названия магазинов с адресами и сети магазинов  на полках которых будет моя книга допустим через месяц после изготовления тиража

И ТУТ КУЛЬМИНЦАЯ

  • Представитель:Нет в договоре мы не прописываем названия, а вдруг будут новые а мы их не впишем и что тогда?..
  •   Вы знаете я все таки настаиваю что бы мы с вами написали конкретно в каких магазинах и книготорговых сетях будут мои книги
  • Представитель:Все дело в том что мы включаем ваши книгу в наш прайс, а магазины и сети сами выбирают заказывать у нас ее или нет

Вот на этой фразе я и закончу воспроизводить этот диалог. Я уверен на 99,99% если вы молодой автор,  вашу книгу никогда не закажет ни одна сеть, ни один магазин тем более Москвы. А для тех кто еще верит в чудеса я расскажу одну историю из своего личного опыта.

Мой опыт работы: Я работал в издательстве и мы печатали уже известного в России автора, и тематика  книг была на тот момент очень востребованная (эзотерика, не традиционные способы лечения ).

Мы уже работали на прямую с книго-торговыми сетями и очень хотели, чтобы наши книги продавались в книжных магазинах Москвы – Московский дом книги (крупная сеть), Библио-глобус и т.д.

Я через все каналы пытался найти людей в этих магазинах, которые занимаются вопросами закупок книг, но все мои попытки были четны, после нескольких месяцев поисков мне дали телефон человека в Москве, который занимался поставкой книг в эти магазины.

Я дозвонился и мне дали однозначно понять, что  все закупки книг (не касается очень крупных издательств ) в магазины Москвы идут через эту организацию (конкретный человек) и что для начало работы (даже не поставку книга, а всего лишь включения наших книг в прайс из которого будут выбирать книги в магазины) мы должны внести очень крупную сумму и это еще не гарантия того что наши книги буду постоянно продаваться в этих магазинах и в полном ассортименте. Я хочу сказать что  событие продажи книги неизвестного автора на полках центрального магазина Москвы схоже со случаем если бы молодая семья пришла к главе своей администрации и по их просьбе им бы дали квартиру на центральной площади города.

История автора: Придя в магазин в отдел снабжения мне сказали что магазин не работает с частными лицами и организациями ассортимент которых меньше 50 наименований и сами дали мне координаты одного из их поставщиков который на определенных условиях берет на реализацию книгу у автора и поставляет их уже в магазин.

Позвонив по предложенному телефону человек согласился взять часть моего тиража на условиях реализации – в случае успешных продаж он отдает деньги и берет новые еще книги для продажи, в случае отсутствие продаж а течении месяца книги возвращаются автору.

Согласившись на условия мои книги уже через десять дней были на полках книжных магазинов.

В статье я специально оставил оба примера работы с книжными магазинами для наглядности того как много зависит от везения и настойчивости, и если не получается сразу нужно пробовать еще и еще.

[attention type=red]

Если вы решили напечатать книгу в конкретном издательстве только из-за того что рассчитываете, что они будут заниматься продажами вашей книги, то я рекомендую вам начать обсуждать вопрос продажи вашей книги еще до начала печати, полностью обговорить условия и прописать их в договоре ГДЕ и КОГДА будет продаваться ваша книга.

[/attention]

Если вы найдете издательство которое печатает книгу за счет автора и после честно выполняет свои обязательства продажи тиража, я вас очень прошу написать мне их координаты, я с огромным удовольствием выложу их координаты на своем сайте в открытом доступе для всех авторов и я уверен это будет самая полезная информация моего сайта для молодых авторов.

Исключением является услуга крупных издательств, которое предлагает вам напечатать книгу и заниматься реализацией вашей книги при этом сумма услуги в десятки раз больше стоимости печати вашей книги (более подробное описание этого предложения можно найти в другой статье сайта)

Источник: http://www.tgraf.ru/uslizdi.html

Пять вопросов об авторском праве, в которых важно разобраться — Промо на vc.ru

Несет ли ответственность издательство за выпуск в тираж методического пособия, не прошедшего проверку на оригинальность?

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Материал подготовлен при поддержке n'RIS

Наброски Ф. М. Достоевского к роману «Бесы» Российская государственная библиотека

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Основные тонкости авторского права прояснила Алина Акиншина, генеральный директор компании «Онлайн Патент».

Сотрудник, работающий по найму, сохраняет права на свои произведения?

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Какие права возникают у автора произведения?

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Исключительное имущественное право на произведение — принадлежит работодателю

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Право авторства и право автора на имя — принадлежат сотруднику

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Право на неприкосновенность произведения — принадлежит сотруднику

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Право на обнародование произведения — принадлежит работодателю

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

Как можно подтвердить наличие авторских прав?

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Есть несколько способов, как получить доказательства авторства. Например, издать произведение малым тиражом, хотя бы в одном экземпляре, или отправить его самому себе по почте. Правда, эти методы подходят далеко не для всех видов произведений, а доказательства со временем можно потерять или испортить.

Более надёжный и универсальный способ — депонирование. Это инструмент фиксации своих авторских прав в базе данных. Онлайн-сервис «Депонирование», входящий в экосистему n’RIS, работает на технологии блокчейна. Пользователи вносят данные об авторстве через распределённый реестр, после чего исправить информацию невозможно.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

[attention type=green]

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

[/attention]

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Какую функцию выполняет знак копирайта — ©?

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Допускается ли редактирование чужих произведений? Например, обработка фотографии с помощью нейросети

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Для проверки произведений на уникальность можно использовать «умный» сервис, который скоро появится в n’RIS, а сейчас находится на стадии финального тестирования. Он сравнивает аудио, видео, изображения и тексты с материалами, размещёнными в обширной базе данных.

Источник: https://vc.ru/promo/69902-avtorskoe-pravo

Авторское право. Прочитай и запомни

Несет ли ответственность издательство за выпуск в тираж методического пособия, не прошедшего проверку на оригинальность?

У дизайнера всего два юридических документа, в которых он должен хорошо ориентироваться: договор на творческие разработки, по которому осуществляется взаимодействие с заказчиком, и закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

Поверьте, эти знания пригодятся жестоком мире, где у дизайнера полно врагов, которые так и норовят лишить его законных прав. В этой статье я прокомментировал наиболее важные, статьи Закона.

Объект авторского права.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;

Статья 4

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения

Статья 6. Пункт 1

Объектами авторского права являются:

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

Статья 7. Пункт 1

Статьи 6 и 7 сообщают нам простую вещь: дизайн является творческой деятельностью и объектом авторского права. У произведения дизайна всегда есть автор, и согласно статье 4 автором является конкретный человек из плоти и крови, а «компания», «студия» или «бюро».

Возникновение авторского права. Презумпция авторства

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.


Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
— латинской буквы «С» в окружности: «©»;
— имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
— года первого опубликования произведения.

Статья 9. Пункт 1

Всё предельно понятно. Совершил акт творчества — ты автор. И никто этого права уже отнять не может. Товарищам параноикам позволено помечать территорию ©оответ©твующими пи©юльками, толку от них нет, особенно в электронных публикациях.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Статья 9. Пункт 2

Но, несмотря на правки от 2004 года, законотворцы умалчивают про электронную публикацию.

А это касается дизайна, который созидается виртуально.

Ситуация сложна тем, что в электронной форме не проследить точную дату создания. Т.е. фактически первый — не тот, кто создал, а тот, кто первый материализовал электронный макет в бумажный «экземпляр».

Автор не должен ничего доказывать (презумпция), но если кто-то подсуетился и материализовал электронное произведение под своим именем раньше автора, то, увы, автор де юро — подсуетившийся.

Есть несколько способов зафиксировать работу пером, которое потом никто не вырубит топором.

1 — если работа делается на заказ, то договор и прилагающийся к нему акт сдачи-приемки с распечаткой работы является самым серьезным доказательством создания произведения.

2 — это может быть публикация в каталоге, книге, альбоме, где указан автор произведения. В таком случае дата подписания тиража в печать, может являться официальной датой создания входящих в это издание произведений.

3 — участие работы в выставках, конкурсах, фестивалях. Подача заявки — раз, распечатки для отборочного комитета, жюри — два, публикация в каталоге выставки — три, множество свидетелей вашего участия — четыре. А если вы еще и выиграете что-нибудь, у вас появится не бумажка, а броня! Если на выставку ваша работа не прошла, то и воровать у вас нечего — расслабьтесь и «творите» дальше.

[attention type=yellow]

Наконец, если вы создали работу для себя, в конкурсах не участвуете принципиально, нигде не публикуетесь, кроме как на своей личной страничке, но при этом очень боитесь кражи, народные очумельцы предлагают следующий способ: распечатать работу и послать самому себе заказным письмом с описью вложения. Таким образом, у вас на руках появится документ с датой.

[/attention]

Пошевелив мозгами, можно придумать еще пару-тройку способов зафиксировать работу документально — было бы желание

Соавторство

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Статья 10. Пункт 1

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Статья 10. Пункт 2

Вова подкинул идею, Стёпа нарисовал. Соавторство. Макс нарисовал эскиз, Вольдемар доводил его до ума. Соавторство. Серёжа нарисовал 3D-модель, Таня верстала текст, Анатолий рисовал фон и собирал макет. Соавторство.

Cложная в трактовке статья. Ведь не напишешь же в юридическом документе про совесть и профессиональную этику. А как определить, где кончается творческая деятельность Автора, и начинается работа подмастерья?

Чтобы не нарваться на скандал, достаточно запомнить одну простую вещь: если кто-то вам помог в работе, вы не имеете права требовать от человека забыть об этой помощи. Хотите быть единственным автором произведения? Запритесь в кабинете и используйте только свою голову и свои руки. Попросили помощи или были вынуждены её принять? Делитесь славой.

Судебный иск о признании соавтором произведения или, наоборот, о незаконном присвоении статуса соавтора не имеет практически никаких шансов, если у работы не было предпроектной документации со списком участников проекта.

На «идею» или «концепцию» авторское право вообще не распространяется (Статья 6, пункт 4). При этом любой дизайнер знает, что без идеи не будет и полноценного произведения (того, которое любят красть).

Соавтором может считаться заказчик произведения, вносящий в него правки. Другой вопрос, что ему это соавторство до лампочки. А дизайнер в свою очередь многое бы отдал за то, чтобы этого соавтора у него не было.

Правилом хорошего тона должно стать указание соавторов при публикации работы. Хотя Закон этого не требует.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Статья 10. Пункт 2

Отсутствие упоминания соавторов, скорее всего, и есть «достаточные к тому основания» для запрета. Ведь вы вводите в заблуждение: все думают, что вы один сделали работу от начала и до конца.

Дизайн — командная работа. Х Мозговые штурмы, большие проекты, которые не под силу одному человеку, разделение труда и узкая специализация делают своё дело. Современный дизайнер редко может назвать себя единоличным правообладателем авторства на произведение. Помните об этом.

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

Статья 14. Пункт 1

Понятная и избыточная статья. Согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет право предложить работодателю засунуть эти бумаги в жопу. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения.

Такие положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но лучше не подписывать.

Для примера: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой.

В дизайн-индустрии считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Статья 14. Пункт 2

Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

[attention type=red]

Статья 14. Пункт 3

[/attention]Автор уволился, на своём сайте в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

В трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

Личные неимущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/golovach/avtorskoe-pravo-prochitai-i-zapomni--5a1ec859a936f485a4808059

Независимое издательство для педагогов: авторский учебник быстро и без затрат

Несет ли ответственность издательство за выпуск в тираж методического пособия, не прошедшего проверку на оригинальность?

Этой весной в журнале «Университетская книга» вышла подробная статья, посвященная независимым учебным изданиям, которые педагоги выпускают с помощью сервиса Rideró. Мы подумали, что она будет полезной всем, кто связан с образованием, поэтому публикуем ее полностью в своем блоге.

На платформе Rideró за последние пару лет были опубликованы около тысячи наименований учебных и методических пособий, рабочих тетрадей, научных монографий, сборников лекций и статей, а жанр научно-популярных изданий для детей и взрослых еще год назад составлял около пятой части опубликованных книг, к 2021 году его доля выросла до трети всех изданий сервиса. Благодаря современным технологиям самиздата преподаватели разных дисциплин могут издавать свои авторские учебники самостоятельно — в электронном виде и в бумажном по технологии «печать по требованию» — без вложений в предпечатную подготовку и тиражи. Каждому изданию при публикации бесплатно присваивается ISBN.

По запросу автора сервис готов подать заявку на включение книги в РИНЦ: у Rideró есть договор с Научной электронной библиотекой, которая ведет базу данных российского индекса научного цитирования.

Для этого необходимо только, чтобы научная публикация соответствовала стандартным требованиям РИНЦ (свободные права, наличие научной рецензии и списка литературы). Услуга предоставляется авторам бесплатно.

Многих привлекает и легкая возможность обновления учебников — в отличие от готового тиража в книгу, которая распространяется в электронном виде и по технологии «печать по требованию», можно вносить правку и дополнения в режиме реального времени.

Авторские учебники

«Статистика и котики» — авторское учебное пособие, которое в 2021 году с помощью издательского сервиса Rideró выпустил преподаватель Уральского федерального университета Владимир Савельев.

Автор хотел заинтересовать изучением математической статистики даже гуманитариев: «Из этой книги вы узнаете, что такое дисперсия и стандартное отклонение, как найти t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна-Уитни, для чего используются регрессионный и факторный анализы, а также многое и многое другое.

И все это — на простых и понятных примерах из жизни милых и пушистых котиков, которые дарят нам множество приятных эмоций».

«Статистика и котики» стала популярной еще до ее выхода и собрала более 300 000 рублей на подготовку и печать первого тиража благодаря предзаказам читателей.

В 2021 году по запросам читателей автор выпустил и полностью распродал второй тираж издания.

Тогда же книга вошла в лонг-лист престижной премии «Просветитель», а Владимир Савельев получил предложение от издательства «АСТ», где впоследствии вышел третий тираж книги.

Вот как, по словам автора, появилась идея такого учебника: «Идея книги появилась у меня весной 2021 года, к тому времени я уже пятый год вел курс “Математические методы в психологии” в Уральском федеральном университете. Студенты-психологи не особо любят математику. Они поступают на психологический факультет в надежде на то, что математики у них больше не будет никогда.

И на втором курсе они встречают меня с курсом математической статистики. Каждый год я что-то менял в программе. А тут так получилось, что у меня в одном семестре занятия были по группам, первые два месяца занималась одна часть курса, а вторые — другая. И когда первая часть курса отзанималась и написала контрольные, я эти контрольные проверил и понял, что нужно что-то срочно менять.

Я понял, что нужен какой-то яркий забавный пример, чтобы увлечь студентов предметом, сделать его простым и понятным. Так и появились котики. И я в порядке эксперимента начал предварять каждое практическое занятие небольшой теоретической частью на котиках. Одновременно все эти материалы я записывал и дал студентам к ним доступ.

[attention type=green]

После пришла мысль: “А почему только мои студенты должны получать такие плюшки?” И я решил поделиться своей методикой с другими преподавателями и студентами и сделал тематическую группу на “ВКонтакте”. Позвал туда знакомых из других вузов и начал публиковать свои материалы. Это имело успех, и тогда я решил оформить все все эти примеры в формате книги.

[/attention]

Поэтому, с одной стороны, эта книга — обобщение моего преподавательского опыта, а с другой — попытка представить предмет в новом и необычном свете».

Другой вузовский бестселлер сервиса Rideró — учебник «Системное мышление» Анатолия Левенчука, научного руководителя Школы системного менеджмента.

Он базируется не столько на традиционной академической литературе по общей теории систем, сколько на современных международных стандартах и публичных документах системной инженерии и инженерии предприятий, и дополняет авторский онлайн-курс с задачами.

Автор установил на электронную версию символическую цену в 40 рублей, в том числе и благодаря этому за 2021 год книгу купили более 2 000 читателей.

Методические пособия

Рената Кирилина — автор множества методик обучения и книг, написанных на их основе. Прошла путь от учителя до директора государственной школы и знает все подводные камни системы образования. Создатель и директор собственной «Школы умных детей».

Первая книга, которую Рената Кирилина с соавторами издали с помощью сервиса, — «Как легко научить ребенка читать»: «Это часть дипломной работы, которую я писала, защищая квалификацию «Учитель-логопед».

В то время я работала в петербургской «Школе здоровья и индивидуального развития», где разработала методику повышения скорости чтения у детей с дислексией. У этой методики оказались высокие показатели». А самый большой резонанс получила книга «33 техники эффективного обучения от А до Я».

[attention type=yellow]

В ней собраны техники эффективного обучения, которые автор ежедневно применяет в своей работе с детьми. Рената Кирилина обучает родителей приемам и методам, которые не практикуют в государственной системе образования: «Мы используем самые передовые знания о работе мозга и технологиях обучения.

[/attention]

Простым языком доносим эффективные инструменты до родителей и помогаем им не бояться школьной программы и школьных лет детей». Сейчас с помощью издательского сервиса Rideró Рената Кирилина с соавторами издали более 25 методических пособий и рабочих тетрадей для занятий с дошкольниками и младшими школьниками.

Научные монографии

С помощью Rideró опубликовано более сотни монографий на самые разные темы научных исследований — от детской неврологии до политических наук. Их авторы — кандидаты и доктора наук.

На части из них стоят рекомендации ученых советов вузов в качестве научного издания, но даже в этом случае редакционно-издательские отделы вузов не всегда имеют возможность финансировать выпуск монографии, хотя издание монографии — это закономерный заключительный этап практически любого крупного научного исследования.

Rideró позволяет любому автору опубликовать свой труд в формате книги вне зависимости от темы, потенциальной аудитории, не требует затрат, а, наоборот, позволяет автору самостоятельно назначить цену на свою книгу и давать ссылку на страницу интернет-магазина, где можно ее найти.

А если автор заинтересован в том, чтобы дать свободный доступ к своей работе, то книга в электронном виде может быть доступна всем желающим бесплатно. Так, например, в магазине Rideró бесплатно доступна электронная монография «Художественно-документальная очерковая проза Ф. М.

Решетникова» Александра Кубасова, доктора филологических наук, профессора Уральского государственного педагогического университета, автора научных публикаций о творчестве А. П. Чехова, С. Д. Кржижановского, Л. С. Петрушевской, В. Г. Распутина и других русских писателей. Монография рекомендована Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания, опубликована автором самостоятельно.

Сборники лекций и статей

Еще один формат учебной литературы, который активно публикуют авторы с помощью Rideró, — это сборники лекций и статей.

Например, благодаря курсу «Цифровое книгоиздание» Высшей школы экономики за последние три года в этом формате появилось почти полсотни уникальных научно-популярных книг, которые сейчас представлены на Rideró под брендом импринта курса, он называется «Книги быстрого приготовления от магистров ВШЭ».

Любой другой вуз может воспользоваться возможностями сервиса, чтобы создать собственный импринт и издавать книги своих преподавателей и студентов без вложений в тиражи, дистрибуцию и складских затрат.

[attention type=red]

Возможности платформы позволяют вузам сократить расходы на предпечатную подготовку учебных пособий и заниматься непосредственно редакционной работой: научной экспертизой и отбором текстов для публикаций. Подготовка книги из готового текста занимает несколько минут, на книжных полках в собственном магазине Rideró издание с ISBN появится сразу после публикации, на других торговых онлайн-площадках — в течение недели.

[/attention]

Один из первых сборников статей, который появился благодаря магистрантам курса «Цифровое книгоиздание» ВШЭ и стал бестселлером, а впоследствии переиздан тиражом в издательском холдинге «АСТ», — издание политолога и доцента Института общественных наук РАНХиГС Екатерины Шульман «Практическая политология: пособие по контакту с реальностью».

За первый же год издание купили более 1000 человек, и это было неожиданно для автора: «Учитывая, что многие из статей сборника были в открытом доступе, учитывая отсутствие какой бы то ни было рекламы, учитывая, что это научная публицистика со своей специфической терминологией и сложностью изложения, я благодарна каждому, кто купил книгу.

То, что книга по политологии пользуется таким спросом, у меня вызывает приятное изумление».

Позднее благодаря магистрантам курса «Цифровое книгоиздание» появилась, например, «История всего: лекции о мифе» российского филолога, доктора филологических наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ Гасана Гусейнова, в основе которой лежат лекции автора, прочитанные для просветительского проекта «ПостНаука».

Или двухтомный сборник статей «Литература в зеркале медиа», подготовленный научным коллективом сектора Медийных искусств Государственного института искусствознания, исследовательская деятельность которого связана с изучением взаимосвязи медиа с социокультурным контекстом прошлого и настоящего. Или серия учебных изданий, посвященных исследованию новых медиа.

И еще ряд интересных учебных издательских проектов.

Формат сборника лекций позволяет сохранить в текстовом виде записи выдающихся лекторов, так, с помощью Rideró по решению наследников были опубликованы лекции выдающегося профессора искусствоведения и историка искусства Паолы Волковой, прочитанные ею на Высших курсах режиссеров и сценаристов в 2011-2012 годах: «Те, кому посчастливилось побывать на лекциях этой удивительной женщины, не забудут их никогда. Паола Дмитриевна — ученица великих людей, среди которых были Лев Гумилев и Мераб Мамардашвили. Она не только преподавала во ВГИКе и на Высших курсах режиссеров и сценаристов, но и являлась крупнейшим мировым специалистом по творчеству Тарковского. Паола Волкова не только читала лекции, но и писала сценарии, статьи, книги, проводила выставки, рецензировала, вела телевизионные программы по искусству».

Научно-популярные издания

Кроме академической литературы, значительную часть опубликованных в сервисе книг составляют издания нон-фикшн. Авторы, обладающие не только большим теоретическим, но и практическим опытом, публикуют книги, предназначенные для широкого круга читателей.

Например, издание «Финансы для тинейджеров» Натальи Поповой сейчас входит в 25 самых продаваемых книг в жанре «Детская психология» в книжном магазине «Москва» на Тверской, где с 2021 года тоже продаются книги авторов Rideró.

Другой бестселлер сервиса и интернет-магазина Ozon — учебник «Тестирование Дот Ком, или Пособие по жестокому обращению с багами в интернет-стартапах» Романа Савина. Сейчас это первая книга на русском языке, которую обязательно рекомендуют прочитать начинающему тестировщику.

[attention type=green]

Это учебное пособие от практика, которое читатели хвалят за доступность информации и легкий стиль изложения.

[/attention]

Как и во всем мире, книги в жанре нон-фикшн — это один из самых быстроразвивающихся литературных сегментов. А поскольку авторы избавлены от необходимости проходить различные сертификации и рецензирование, самые актуальные разработки попадают на книжные полки фактически сразу после внедрения в жизнь.

Источник: https://ridero.ru/blog/?p=3396

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: