Добрый день! Директор школы заставляет учителя английского языка с 48 летним стажем сдавать ЕГЭ.

«Не будет финансирования, зарплат и знаний»: что будет после отмены обязательного ЕГЭ по иностранному

Добрый день! Директор школы заставляет учителя английского языка с 48 летним стажем сдавать ЕГЭ.

В этом году от идеи сделать ЕГЭ по иностранному языку обязательным всё-таки отказались. Большинство учителей, детей и родителей вздохнули с облегчением. Но наш блогер, бывший учитель Екатерина Карпова, считает, что этот экзамен был не только головной болью, но и двигателем прогресса.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Как я стала учителем английского

Я помню, как всё начиналось. Семь лет назад я ходила в художественную студию с женщиной, которая оказалась директором школы.

Мы разговорились, я рассказала, что по первому образованию я учитель математики, но так как изучала английский с детства, то занимаюсь ещё и иностранным с детьми.

Так мой номер попал к директору одной из сельских школ, куда я и пошла работать учителем английского.

[attention type=yellow]

Было забавно, когда кто-то из администрации подошёл ко мне с вопросом: «А покажите в документе, где у вас написано, что вы знаете английский?!» На моё счастье в дипломе учителя математики красовалась надпись «Иностранный язык — 4».

[/attention]

Кстати, не указано, какой. А я на тот момент изучала испанский в Институте Сервантеса.

Да и знали бы они, что иностранный язык, за который стоит четвёрка, я сдавала в институте на одном единственном уроке.

Когда на первом курсе я пришла на урок в колледже изучать алфавит, учитель меня развернул и отправил в столовую чай пить. Сказала: «Придёшь на экзамен». Я так и сделала.

Пришла на экзамен, получила четвёрку и ушла дальше изучать матанализ. Так вот эта запись в дипломе мне и пригодилась.

Было интересно попробовать себя в новом качестве. Одно дело, когда сидишь с ребёнком один на один, другое — когда организуешь работу в группе. Было увлекательно проводить уроки так, чтобы интересно было и мне, и ученикам.

Спасибо моим первым одиннадцатиклассникам, которые шли на эксперименты, весело отрабатывали игры, приёмы, писали таблицы, рисовали проекты.

Как обязательный экзамен изменил отношение к предмету

Но нововведения в образовании шли семимильными шагами, и как раз в тот год всем точно объявили, что в 2021-м все сдают экзамен по английскому, готовьтесь. Все испугались и стали готовиться. Испугалась я, так как я новичок в этом деле.

Испугался директор: подошёл ко мне и сказал, что надо бы диплом получить именно «Учитель английского» (а я и не против). Испугалось и управление образования: стало разрабатывать курсы повышения квалификации для учителей.

Испугался даже мэр города с депутатами и каким-то чудесным образом сразу же выделил льготные места на новых курсах по переподготовке. В этой волне я попала в список тех, кто бесплатно будет проходить годичные курсы переподготовки в МГОУ.

[attention type=red]

И началось: ездить обязательно, всё лето интенсив, а с сентября раз в неделю присутствие на лекциях с выполнением домашнего задания. Мы, кажется, были первой группой, которую выпускал МГОУ. Замечательные педагоги дали нам много чего интересного.

[/attention]

И впервые тогда речь зашла о проектной деятельности и групповой работе с детьми, как об основах преподавания языка. Мы познакомились с терминами «коммуникативной компетенции», методиками Пассова Е. И., программами Кузовлева В. П.

и интернет- площадкой дистанционного обучения Moodle. Защищали дипломы, разрабатывали игры, сдавали госы и фгосы. Я была в восторге от труда и заинтересованности наших педагогов: как тех, кто учил, так и тех, кого учили.

И вот они мы — дипломированные специалисты — вернулись на свои рабочие места сеять разумное, доброе, вечное.

И пошли шевеления. Через возмущения родителей: «Да кто придумал эту групповую работу?!»

Через радость детей: «Я впервые по английскому 5 получил благодаря проекту!» Через непонимания директоров: «Это кто придумал мячик на уроках использовать?» Через ВПР от администрации: «Надо срочно сдать срез знаний ещё вчера». Позже, уже в другой школе, в класс даже интернет провели, директриса компьютер новый выписала, а я уже вела активные переговоры о появлении в классе английского интерактивной доски или проектора.

А в прошлом году меня отправили на очередные бесплатные курсы, где педагоги со всей московской области участвовали в очных уроках с носителями языка. Я также побывала на лекциях-уроках в известной языковой школе К. и познакомилась с её методикой. К слову сказать, обучение для учителей в этой школе стоило тогда 10-15 тысяч, а я посещала всё это бесплатно.

Как отмена обязательного экзамена отразится на учителях и уроках

И вот 2021 год, всё это отменяется. При всей бредовости идеи — проводить экзамены по английскому в обязательном порядке, — та кипучая деятельность, какая развернулась в сфере образования по этому предмету, оставила массу положительных моментов и предоставила хорошие возможности всем: и учителям, и детям, и родителям.

Вряд ли что-то хорошее стоит ожидать в дальнейшем. Не будет настолько престижна, как раньше, профессия учителя английского языка. Не будет школа уделять внимание проблемам оснащённости кабинетов английского. Не будет курсов повышения квалификации на английском языке. А будет как раньше: «И один учитель английского языка со всей школой справится». Деление на группы станет бессмысленностью.

Не будет финансирования. Не будет часов. Не будет зарплат. Не будет знаний. А если дети захотят изучать и сдавать английский, пойдут к репетиторам.

Ну хоть в этом плюс для учителя: можно на репетиторстве бизнес строить

[attention type=green]

В идеале, мне кажется, стоило грозить вводить обязательный экзамен по английскому в ближайшие года и каждый раз сто процентов обещать, что экзамен будет, и каждый раз отодвигать его ещё на год. Либо подготовить настолько простую базу, чтобы даже троечник удивился, как всё просто.

[/attention]

Можно было бы, например, только темы ежегодно менять, а нормативы оставить. Рассказал 10 предложений про Ландэн-из-зэ-кэпитал-оф-ГрейтБритэн, в один год и всё — свободен. На следующий год можно задать тему Май-кантри-из-Раша.

Интрига была бы в том, что тему бы узнали только на экзамене, или чтобы в каждом регионе тема была своя. А для отличников оставить профиль такой, как сейчас. И это всё при условии, что языки и дальше будут изучаться в школах.

Есть альтернатива — международные и платные экзамены TOEFL, например, или IELTS. Что мешает теперь вывести предмет английский язык за школьную программу, приравнять результаты международных экзаменов к вступительным в вузы? Не хотели бесплатный экзамен по английскому? Получайте платный.

Я за кипучую интеллектуальную деятельность, я за развитие, я за качественное обучение детей. С экзаменом или без, но лишь бы эта кипучая деятельность не остывала. Хочется верить, что все эти нововведения пойдут на пользу обществу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock / Ron Dale

Источник: https://mel.fm/blog/katerina-karpova/63524-nebudet-finansirovaniya-zarplat-iznany-chto-budet-posle-otmeny-obyazatelnogo-yege-po-inostrannomu

«Пока язык учат те, кому он действительно нужен». Что думают учителя об отказе от ЕГЭ по английскому

Добрый день! Директор школы заставляет учителя английского языка с 48 летним стажем сдавать ЕГЭ.

Елизавета Паремузова, преподаватель английского языка, тренер-методист, специалист по оценке эффективности образовательных процессов, разработчик учебно-методических материалов:

— Во-первых, этот проект еще не принят. В образовании, как и в любой другой сфере, может произойти все, что угодно, с разворотом на 180 градусов по самым разным причинам в самый последний момент.

Во-вторых, в случае принятия, это будет позитивное решение. 

Я знаю, что перспектива введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку действительно вызвала как недовольство родителей, так и большую тревогу учителей. И тот факт, что людей услышали, радует.

Система преподавания иностранных языков в России не готова к такому шагу. Она пока не может обеспечить всех учеников нашей страны необходимыми знаниями, навыками и умениями. Необходимо очень серьезно инвестировать и в профессиональное развитие учителей, и много чего еще менять в целом. Поэтому я, наверное, склонна видеть в этом предложении проявление разумности.

Потому что если бы в 2022 году все-таки ввели этот экзамен, то это была бы нереалистичная цель.

У нас такая большая страна и настолько разные образовательные контексты, что вводить единый экзамен по иностранному языку на получение аттестата о среднем образовании неразумно.

[attention type=yellow]

Я категорически не согласна с мнением о том, что из-за отсутствия обязательного ЕГЭ по иностранному языку у детей не будет стимула его учить. Потому что необходимость сдать экзамен, для того чтобы выпуститься из школы, не является достаточной внешней мотивацией для освоения иностранного языка. Мотивацией будет изучение иностранного языка для того, чтобы поступить куда-то.

[/attention]

Также важно понимать, что, если мы не будем сдавать это в 2022 году, это не означает, что мы не решим это делать в 2024 году, например.

Есть еще не принятый законопроект, в котором говорится, что 2022 году мы не будем сдавать английский язык всей страной. И очень хорошо. Этот учебный год был порушен, непонятно, что будет в следующем году, как он пройдет. 

Это решение, на мой взгляд, не про ценность предмета. Мне кажется, что ценность предмета в государственной политике определяется не наличием или отсутствием обязательного ЕГЭ по нему.

Преподавание английского в школах в плачевном виде

Учитель английского языка одной из гимназий Санкт-Петербурга (попросила не называть имя):

— На мой взгляд то, что экзамен по иностранному языку решили не включать в список обязательных ЕГЭ, — оправданная мера. Это было поспешное решение. 

Ситуация с преподаванием этого предмета не только в регионах, но и во многих школах крупных городов плачевная. Нет учителей, нет деления на группы (класс делится только при 25 чел), у детей нет мотивации, они не видят необходимости в этом предмете. 

Но все же качество преподавания, пожалуй, на первом месте. Поэтому мои коллеги в Санкт-Петербурге, которые раньше работали в регионах, сразу сказали, что это несостоятельная идея. 

На мой взгляд, введение обязательного экзамена не дало бы дополнительного стимула к изучению иностранного языка, не изменило бы ситуацию. Кому нужно было, тот продолжит учить. Ведь экзамена еще нет, а многие учат язык, причем очень серьезно. Так что «без экзамена не будет мотивации» — на мой взгляд, это неверно. Стимул не в нем.

Я не знаю, будет ли школа в дальнейшем готова к введению обязательного экзамена по иностранному языку. Но между экзамен и знаниями знака равенства нет и быть не может. Из 38 моих учеников только 20 сдавали английский в этом году, но плюнули на его изучение только двое.

В данный момент страна не готова. Чтобы проверить что-то, надо этому научить. При этом лично я не боялась бы экзамена, все мои ученики и ученики моих коллег в школе, где я работаю, его спокойно бы сдали.

Экзамен может стимулировать к изучению языка

Ирина Матвеева, учитель английского языка, Иркутск:

— На мой взгляд, обязательный экзамен по английскому языку стимулировал бы детей к изучению. Они бы более осознанно и серьезно подходили к тому, что надо готовиться, внимательно слушать, выполнять все задания, потому что придется сдавать экзамен и от этого никуда не денешься.

Это действительно стимулировало бы.

Я была бы за то, чтобы был ЕГЭ по английскому на двух уровнях: базовый — обязательный для всех и профильный — для тех, кому он нужен для поступления в вуз. Это логично.

Когда только зашла речь о введении ЕГЭ по иностранному языку как обязательного, говорилось о том, что это потребует больших вложений. Нужны какие-то дополнительные материалы, курсы для учителей, увеличение количества часов,  методическая поддержка, чтобы вывести школьников на уровень, необходимый для сдачи ЕГЭ.

Сейчас, когда непринятое решение отменяется, это означает, что государство не хочет на это тратить деньги. По крайней мере, для учителей это выглядит так.

С другой стороны, это было бы трудное решение. Потому что для учеников обычной школы очень непросто было бы сдать экзамен. Но это была бы осознанная необходимость, какой-то нажим со стороны, который заставил бы школьников прилагать больше усилий для изучения английского. 

Сейчас понятно, что этого не будет. И продолжат интересоваться языком те, кому он действительно нужен.

Источник: https://www.pravmir.ru/poka-yazyk-uchat-te-komu-on-dejstvitelno-nuzhen-chto-dumayut-uchitelya-ob-otkaze-ot-ege-po-anglijskomu/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: