Сокращение штата в местном самоуправлении

Содержание
  1. Порядок сокращения муниципальных служащих
  2. Как регулируется увольнение муниципальных служащих
  3. Причины увольнения муниципальных служащих
  4. Сроки для увольнения
  5. Как оформляется увольнение муниципального служащего
  6. Выплаты и компенсации муниципальным служащим
  7. Гарантии для муниципальных служащих при увольнении
  8. Увольнение осужденного к лишению свободы
  9. Особенности для полиции
  10. Порядок сокращение штата муниципальных служащих
  11. Увольнение по сокращению штатов: пошаговая инструкция — 2021
  12. Типичные ошибки
  13. Кого нельзя сократить
  14. Как и зачем доказывать факт сокращения
  15. Зачем нужна комиссия по сокращению
  16. Сезонные работники и срочники
  17. Увольнение работника при смене собственника
  18. Гарантии и компенсации
  19. Плюсы и минусы
  20. Массовое увольнение
  21. Прочие нюансы
  22. Особенности сокращения штата и численности работников в бюджетном учреждении
  23. Законодательная база
  24. Основания
  25. Порядок сокращения
  26. Как Минфин рекомендует оптимизировать расходы муниципалитетов в рамках региональных программ
  27. Оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление
  28. Оптимизация расходов на содержание учреждений
  29. Совершенствование системы закупок
  30. Оптимизация мер социальной поддержки населения
  31. Совершенствование межбюджетных отношений
  32. Выводы и рекомендации

Порядок сокращения муниципальных служащих

Сокращение штата в местном самоуправлении

Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.

Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.

Как регулируется увольнение муниципальных служащих

Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.

Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.

Причины увольнения муниципальных служащих

С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:

Статья ТК РФ Основание Пояснение
ст. 78 ТК РФСоглашение сторонТрудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя
ст. 79 ТК РФИстечение срока договораПо общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника
ст. 80 ТК РФПо инициативе работникаРешение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление
ст. 71 и 81 ТК РФПо инициативе работодателяУвольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура
ст. 83 ТК РФПо обстоятельствам, не зависящим от воли сторонК таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация

Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти.

Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную.

Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.

[attention type=yellow]

Специальными основаниями для освобождения от должности муниципального служащего являются:

[/attention] Основание Пояснение
Достижения предельного возраста нахождения на муниципальной службеПункт 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст службы в 65 лет. Статья 19 того же закона позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, достигшим этого возраста. Продлить срок пребывания на работе можно, но единовременно только на один год. Количество продлений не регламентировано, поэтому продлевать срок работы допустимо сколь угодно долго по согласованию с работодателем
Утрата гражданства РФ или государства, граждане которых находятся на муниципальной службе в РФПо общему правилу, местными служащими являются только граждане РФ, но с рядом иностранных государств, в том числе Белоруссией и Арменией, у России есть международные соглашения, позволяющие их гражданам участвовать в российском местном управлении
Несоблюдение ограниченийФедеральным законом № 25-ФЗ установлен перечень ограничений, которых обязан придерживаться местный служащий, например, он не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, занимать государственные должности или оплачиваемые должности в профсоюзе или избирательном органе
ДисквалификацияЭто вид административных наказаний за совершение, например, административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ. Наложение такой меры исключает возможность работы гражданина на должности

Уволенного из-за утраты доверия включают в специальный реестр! Снова поступить на муниципальную службу такой работник не сможет.

Сроки для увольнения

Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:

  1. Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
  2. Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
  3. По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
  4. В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
  5. В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.

Как оформляется увольнение муниципального служащего

Процедура снятия с должности состоит из этапов:

  1. Выявление и документальное оформление оснований.
  2. Издание приказа.
  3. Оформление записи в трудовой книжке гражданина и выдача всех документов.
  4. Полный расчет.

Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.

Шаг 1. Муниципальный служащий подает заявление.

Оно не имеет строго определенной формы, сотрудник составляет его в том виде, в котором считает нужным. Важно, чтобы в документе было четко выражено намерение уволиться и дата, с которой трудовые отношения будут прекращены.

Скачать

Шаг 2. Передача дел.

На следующий день после дня подачи заявления начинает течь двухнедельный срок отработки. Работодатель ищет увольняющемуся сотруднику замену, а тот заканчивает и передает дела.

Шаг 3. Работодатель оформляет приказ об увольнении муниципального служащего по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.

Скачать

Шаг 4. В последний день работы в трудовой книжке делают отметку об увольнении. Ее и остальные документы сотрудника выдают ему на руки.

Шаг 5. Полный расчет. Все причитающиеся деньги нужно выдать в последний рабочий день.

Выплаты и компенсации муниципальным служащим

При увольнении гражданину выплачиваются:

  • заработная плата за отработанную часть месяца с учетом всех регулярных надбавок и регулярных премий;
  • компенсация неотгулянного ежегодного отпуска;
  • выходное пособие при увольнении муниципального служащего, если он сокращен в связи с уменьшением штата или расформированием органа власти.

Гарантии для муниципальных служащих при увольнении

Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти.

Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти.

Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.

Увольнение осужденного к лишению свободы

В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.

Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.

[attention type=red]

Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.

[/attention]

В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Особенности для полиции

Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/instruktsiya-uvolnenie-so-sluzhby-munitsipalnogo-sluzhashchego

Порядок сокращение штата муниципальных служащих

Сокращение госслужащих может производиться за счет уменьшения числа точек и методом проведения различных мероприятий, направленных на реорганизацию учреждения, или замены структуры путем изменения устава или штатного расписания.

После утверждения подобного решения, руководящие органы и те, кто нанимал сотрудников, должны придерживаться определенных актов и положений.

Нанимателю следует в двухмесячный срок после решения о сокращении госслужащих обязательно уладить некоторые моменты: оценить права сотрудников, которые оказываются сокращенными, на первоочередное замещение вакантных служебных мест.

Законодательство предусматривает первоочередное право на занятие вакансии служащим, которые обладают большим опытом, отработали долгое время по специальности, имеют необходимое образование и отмечены по результатам служебной деятельности.

Работодатель должен уведомить письменно сотрудников об их увольнении в связи с сокращением штата.

Сокращение госслужащих может происходить без законного срока предупреждения лишь по взаимной договоренности, выраженной в письменном виде.

Это является нарушением гражданских прав сотрудника, которому необходимо точно знать сроки увольнения, чтобы можно было трудоустроиться в этот срок без прерывания стажа, не находясь в непрерывном ожидании. Когда сотрудник в процессе ожидания увольнения отдыхает в отпуске или попадает на больничный, то в данном случае днем увольнения будет день после окончания больничного листа или отпуска.

Источник: https://lksmrf.ru/poryadok-sokrascheniya-munitsipalnyh-sluzhaschih/

Увольнение по сокращению штатов: пошаговая инструкция — 2021

Сокращение штата в местном самоуправлении

Татьяна Ширнина, старший юрист Департамента трудового права Института профессионального кадровика, объясняет, какие ошибки чаще всего совершают работодатели при сокращении штата, что нужно учитывать при увольнении разных категорий работников и какие гарантии и компенсации полагаются увольняемым.

Типичные ошибки

Если говорить о типичных ошибках при сокращении, то к ним можно отнести:

  • отсутствие (невручение) уведомления о сокращении;
  • увольнение работника ранее двухмесячного срока уведомления;
  • неуведомление органов занятости и профсоюза (при его наличии) в установленные сроки;
  • непредложение вакансий при их наличии.

Когда речь идет о сокращении численности работников, достаточно распространенной ошибкой является непроведение или неправильное проведение оценки преимущественного права (ст. 179 ТК РФ). Так, например, часто у работодателей вообще отсутствуют критерии оценки производительности труда и квалификации либо данные критерии судами признаются субъективными.

Кого нельзя сократить

Ст. 261 ТК РФ устанавливает категории лиц, которые не подлежат сокращению. К ним относятся:

  • беременная женщина;
  • женщина, имеющая ребенка в возрасте до 3-х лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет;
  • другое лицо, воспитывающее указанных выше детей без матери;
  • родитель (иной законный представитель ребенка), являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3-х лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Более подробно о категориях лиц, которых нельзя сокращать, читайте в статье «6 ситуаций, когда сокращение сотрудника может обернуться судом».

Как и зачем доказывать факт сокращения

Обязанность по доказыванию факта сокращения лежит на работодателе. Запуск процедуры сокращения начинается с принятия решения уполномоченным лицом компании о проведении сокращения.

Такое решение должно быть оформлено письменно. Это может быть, например, приказ генерального директора или протокол совета директоров. На основании этого решения издается приказ об изменении штатного расписания и непосредственно изменяется штатное расписание. Именно эти документы будут являться доказательством проведения сокращения.

Кроме того, поскольку трудовые споры чаще всего возникают уже после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, то судом исследуется и факт того, не был ли после увольнения принят на ту же должность новый работник. В данном случае сокращение может быть признано незаконным («мнимым»). Из этого можно сделать вывод, что факт наличия сокращения можно доказать и отсутствием должности в штатном расписании, действующем на момент рассмотрения спора.

Зачем нужна комиссия по сокращению

Законодательно у работодателя нет обязанности создавать комиссию по сокращению, однако с точки зрения практики ее необходимость не вызывает сомнений.

В первую очередь она нужна для определения категорий работников, которые не подлежат сокращению. Кроме того, работа указанной комиссии целесообразна при оценке преимущественного права.

[attention type=green]

Комиссия по сокращению штата рассматривает представленные сведения на каждого кандидата на увольнение.

[/attention]

Принятое решение по работникам, не подлежащим сокращению и имеющим преимущественное право оставления на работе, оформляется письменно — протоколом, решением и т.д.

Комиссия создается с помощью приказа уполномоченного лица. В состав комиссии, как правило, включаются кадровые специалисты, один-два работника, состоящих в профсоюзе (если таковой имеется в компании), и юристы.

Сезонные работники и срочники

Законодательством предусмотрены особенности в процедуре сокращения сезонных работников и работников, заключивших срочный трудовой договор до 2-х месяцев.

Обратите внимание, что для остальных работников, с которыми заключен срочный трудовой договор по иным основаниям, порядок сокращения аналогичен тому, который предусмотрен для работников, с которыми заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Особенности сокращения сезонных работников и работников, с которыми заключен срочный трудовой договор до 2-х месяцев, касаются сроков вручения уведомления и выплаты пособия.

Так, работник, занятый на сезонных работах, должен быть предупрежден о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации не менее чем за 7 календарных дней.

Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

Узнать больше

У работников, заключивший трудовой договор на срок до 2-х месяцев, срок еще меньше — они должны быть уведомлены о предстоящем сокращении не менее чем за 3 календарных дня.

[attention type=yellow]

Что касается выплаты выходных пособий указанным категориям работников при увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, то для сезонных работников сумма пособия равна размеру двухнедельного среднего заработка.

[/attention]

А работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении по общему правилу не выплачивается, если иное не установлено федеральными законами, коллективным договором или трудовым договором.

Увольнение работника при смене собственника

Прежде всего стоит отметить, что смена собственника не влечет автоматического расторжения трудового договора с уже работающими работниками.

Категории работников, с которыми трудовой договор может быть расторгнут, и сроки, в течение которых может быть произведено увольнение, ограничены. К работникам, с которыми трудовые отношения могут быть прекращены по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (смена собственника имущества организации), относятся руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер.

Срок, в течение которого новый собственник вправе расторгнуть трудовой договор с указанными выше лицами в связи со сменой собственника имущества организации, должен быть не позднее 3-х месяцев со дня возникновения у него права собственности.

Смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с другими работниками организации.

Если же новый собственник решит провести сокращение, то запуск данной процедуры допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

Гарантии и компенсации

При расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не больше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохранится за работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

[attention type=red]

Стоит отметить, что ст. 178 ТК РФ устанавливает минимальные гарантии. Так, трудовым договором или коллективным договором может устанавливаться повышенный размер выходных пособий, за исключением прямо предусмотренных законом случаев.

[/attention]

Нельзя не сказать и о «северных» работниках. За ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 3-х месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанными работниками в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Порядок расчета среднего заработка установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Плюсы и минусы

Конечно, сокращение для работника малоприятная вещь, тем более в период кризиса на рынке труда. Но все-таки у сокращения, в отличие от увольнения по собственному желанию, есть плюс — это выходное пособие, выплачиваемое в размере среднемесячного заработка и сохраняемое за работником как минимум за два месяца.  

Для работодателя плюсы очевидны — его инициатива, то есть работник отказаться не может, в дальнейшем оптимизация расходов и сокращение фонда на оплату труда. Однако такая процедура только в дальнейшем уменьшит фонд, так как сама по себе процедура сокращения дорогостоящая.

Массовое увольнение

Для того чтобы работодателю понять, массовое ли у него увольнение, следует обратиться к отраслевым и (или) территориальным соглашениям. Об этом говорит ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Так, например, в Москве, согласно Московскому трехстороннему соглашению на 2021-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, критериями массового увольнения считаются показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

  1. увольнение в течение 30 календарных дней более 25 % работников от общей численности работающих;
  2. увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы;
  3. сокращение численности или штата работников организации в количестве:
  • 0 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Прочие нюансы

В основном все трудовые споры связаны с обжалованием процедуры сокращения, поэтому лучше перед запуском процедуры создать комиссию, прописать порядок сокращения шаг за шагом и оценить риски и расходы заранее.

Обратите внимание на сокращение отдельных категорий работников — несовершеннолетних и членов профсоюза. В отношении этих работников при проведении сокращения также имеются особенности.

Кроме того, дополнительно рекомендуем убедиться, что на дату увольнения работник не будет находиться в отпуске.

Проконтролировать вопрос нахождения работника на больничном в дату увольнения невозможно, поэтому не стоит в уведомлении о сокращении указывать конкретную дату увольнения.

Лучше, чтобы формулировка была общей, например, «…по истечении двух месяцев с даты вручения настоящего уведомления трудовой договор с вами будет прекращен по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ».

Часто работники и вовсе отказываются подписывать и брать уведомление о сокращении, в данном случае лучше данный факт заактировать в присутствии хотя бы двух свидетелей из числа работников.

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Источник: https://kontur.ru/articles/4404

Особенности сокращения штата и численности работников в бюджетном учреждении

Сокращение штата в местном самоуправлении

Сокращение штата является вынужденной мерой. Данная процедура проводится после соответствующего распоряжения, поступившего от руководителя организации.

При увольнении сотрудников руководитель должен учитывать все особенности сокращения штата и численности работников в бюджетном учреждении.

В противоположном случае сокращение может быть признано недействительным с последующим привлечением к ответственности руководителя организации.

Законодательная база

При проведении процедуры сокращения штата, руководитель бюджетной организации должен строго следовать нормам, предусмотренным на законодательном уровне. В данной ситуации директор  должен руководствоваться следующими статьями ТК РФ:

81 – указывает на причины, по которым может быть расторгнут договор трудоустройства. Сокращение штата выделено в п.2 ч.1 данной статьи и рассматривается, как прекращение сотрудничества по инициативе руководителя учреждения. Кроме этого, третья часть статьи предусматривает перечень действий, и порядок, в котором они должны быть выполнены руководителем организации;

[attention type=green]

82 – указывает на необходимость оповещения и учета мнения профсоюзной организации при сокращении сотрудников, которые состоят в ее рядах;

[/attention]

178, 179, 180 – раскрывают весь перечень гарантий и денежных компенсаций, на которые могут рассчитывать сотрудники при увольнении по сокращению.

Даже при незначительном нарушении действующего законодательства со стороны руководителя организации, сокращенный сотрудник может признать увольнение неправомерным и потребовать восстановление в должности с выплатой соответствующей компенсации.

Основания

Если в ходе изменения штатного расписания было уменьшено количество человек, занятых на одной должности, то осуществляется процедура сокращения численности работников. Например, в организации на должности вахтера трудилось сразу 3 человека.

В ходе внесения изменений их осталось всего 2. Если же при внесении поправок в штатное расписание были ликвидированы некоторые должности, то имеет место быть сокращение штата.

Например, при сокращении должности вахтера, на которой занято 3 работника, увольняются сразу все сотрудники, находящиеся на данной вакансии.

На законодательном уровне не предусмотрен полный перечень ситуаций, когда руководитель может начать процедуру сокращения. Законом установлено, что увольнение сотрудников должно быть полностью обоснованным.

Среди общих оснований для сокращения стоит выделить:

  • наличие должностей, которые дублируют или взаимозаменяют друг-друга;
  • необходимость изменения численности сотрудников или штата для улучшения экономического состояния фирмы;
  • реорганизация или объединение с другой организации. В такой ситуации необходимость в некоторых сотрудниках может резко отпасть;
  • внедрение новых технологий, которые убрали необходимость в некоторых должностях.

Кроме этого, руководитель должен учитывать, что сокращение будет правомерным, если:

  • сотрудник не может быть переведен на другую должность, так как в организации отсутствует вакансия, полностью соответствующая его физическому состоянию, имеющимся навыкам и уровню квалификации;
  • работник самостоятельно отказался от перевода на другую должность;
  • гражданин внес наименьший вклад в развитие организации и имеет наименьший уровень квалификации.

В данной ситуации работодатель должен позаботиться о наличии письменного подтверждения вышеперечисленных оснований.

Порядок сокращения

Процедура сокращения должна проводиться в соответствии с нормами, предусмотренными трудовым законодательством. Для полной правомерности увольнения руководитель организации должен:

  • издать приказ об изменении штатного расписания;

Образец приказа о сокращении численности

  • созвать специальную комиссию, которая определит работников, которые не могут быть уволены или имеют преимущественное право;
  • уведомляется профсоюзный орган за 2 месяца при обычном и 3 месяца при массовом увольнении;
  • заблаговременно оповестить сотрудников о предстоящем сокращении. Для этого в свободной форме составляется специальное уведомление, которое должно быть передано всем сокращаемым сотрудникам за 2 месяца до даты аннулирования договоров трудоустройства. При получении документа работник должен поставить на нем свою подпись. В случае отказа руководитель составляет соответствующий акт;

Образец уведомления о сокращении должности

  • предложить всем работникам должности, которые бы соответствовали уровню их квалификации;
  • за месяц до увольнения уведомляется ЦЗ;
  • издается приказ об увольнении;

Образец приказа об увольнении в связи с сокращением

  • производится подготовка всех документов.

В последний рабочий день с сотрудниками осуществляется полный расчет. Им выдаются заполненные трудовые книжки, денежные средства, а также иные документы, запрашиваемые в индивидуальном порядке.

Независимо от вида учреждения, существует единый порядок процедуры сокращения, которого необходимо придерживаться. Руководитель должен полностью соблюдать установленные на законодательном уровне нормы.

Процедура сокращения должна быть полностью обоснованной и необходимой для улучшения общего, в том числе экономического, состояния фирмы.

[attention type=yellow]

В случае неправомерного увольнения, например, игнорировании преимущественного права работника, руководитель организации будет привлечен к ответственности с последующим наложением штрафа. Кроме этого, работник может потребовать выплатить денежную компенсацию.

[/attention]

Источник: https://u-volnenie.ru/posts/sokrashhenie/osobennosti-sokrashheniya-shtata-i-chislennosti-rabotnikov-v-byudzhetnom-uchrezhdenii

Как Минфин рекомендует оптимизировать расходы муниципалитетов в рамках региональных программ

Сокращение штата в местном самоуправлении

26 февраля 2021 года Минфин опубликовал на сайте minfin.ru методические рекомендации по оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ в рамках региональных программ. Часть мер направлена на оптимизацию расходов муниципалитетов. Финансисты рекомендуют оптимизировать:

  • расходы на государственное и муниципальное управление;
  • расходы на содержание бюджетной сети;
  • численность работников бюджетной сферы;
  • меры социальной поддержки населения;
  • расходы на финансирование хозяйствующих субъектов из бюджета;
  • инвестиционные расходы;
  • дебиторскую задолженность.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Если программа региона предполагает конкретные результаты в сфере муниципальных финансов, Минфин рекомендует отразить в ней механизмы и меры, которые обеспечат достижение этих результатов на местном уровне.

Кроме того, Минфин считает, что регионам нужно совершенствовать систему закупок для государственных и муниципальных нужд и межбюджетные отношения, а также сокращать просроченную кредиторскую задолженность и расходы на обслуживание долга.

Рассмотрим рекомендуемые Минфином мероприятия, которые могут затронуть интересы органов местного самоуправления.

Оптимизация расходов на государственное и муниципальное управление

Для оптимизации расходов на государственное и муниципальное управление Минфин рекомендует субъектам РФ выявлять и устранять избыточные и дублирующие функции органов государственной власти и органов местного самоуправления с сокращением штата. Органы власти финансисты предлагают укрупнять. Один из способов — слияние органов со схожими функциями. Другой — присоединение небольших по численности структур к органам, выполняющим функции по реализации политики в смежных сферах.

Для оптимизации расходов на муниципальное управление финансисты предлагают включать в региональные программы оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ такие мероприятия, как:

  • содействие укрупнению муниципальных образований на поселенческом уровне с целью оптимизации численности представительных и исполнительных органов власти;
  • содействие передаче полномочий поселений для исполнения органам местного самоуправления муниципальных районов;
  • оптимизация расходов на текущее содержание органов власти, в том числе сокращение численности муниципальных служащих.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Минфин рассчитывает на то, что централизация бюджетного и бухгалтерского учета на основе принципов «Электронного бюджета» поможет оптимизировать расходы.

Часть функций исполнительных органов местного самоуправления Минфин предлагает возложить на отдельный орган или учреждение. Например, функции по бухгалтерскому и бюджетному учету на местном уровне можно передать из администраций поселений в органы местного самоуправления муниципальных районов или казенные муниципальные учреждения.

Минфин рекомендует органам местного самоуправления развивать процедуры предоставления муниципальных услуг в электронной форме, повышать эффективность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Оптимизация расходов на содержание учреждений

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Минфин рекомендует повышать эффективность использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Минфин предложил регионам девять способов снизить расходы на содержание сети бюджетных учреждений. Органы местного самоуправления также могут воспользоваться этими рекомендациями.

1. Укрупняйте или присоединяйте к более крупным мелкие учреждения и организации, загруженные менее чем на 50 процентов.

2. Размещайте разнопрофильные учреждения под одной крышей. Например, можно объединить в один комплекс школу, развивающие секции, тренажерные залы и библиотеку.

3. Создавайте на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей центры коллективного пользования. Это даст гражданам возможность реализовывать свой творческий потенциал, пользоваться современным оборудованием, получать доступ к библиотечному фонду и современным обучающим технологиям.

4. Повышайте эффективность использования имущества муниципальными учреждениями. Предусмотрите продажу или консервацию имущества, которое учреждения не используют. Проанализируйте возможности выделения земельных участков для их последующей сдачи в аренду.

5. Уменьшайте численность обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений (сторожей, поваров, уборщиков помещений, водителей, завхозов, электриков и т. д.).

6. Передавайте несвойственные бюджетным учреждениям функции на аутсорсинг. Это касается организации теплоснабжения, питания школьников, уборки помещений, транспортного обеспечения обучающихся. Выводите медицинских работников детских садов и школ в систему здравоохранения.

7. Реализуйте мероприятия по энергосбережению.

[attention type=red]

8. Расширяйте формы предоставления муниципальных услуг (передвижные медицинские комплексы, передвижные библиотеки и т. д.).

[/attention]

9. Разработайте и утвердите программы реорганизации бюджетной сети по отраслям.

Совершенствование системы закупок

Для совершенствования системы закупок Минфин предлагает централизовать функции по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд. С этой целью органам государственной власти субъектов РФ нужно:

ВНИМАНИЕ:

Соблюдение требований по централизации закупочной деятельности, совместным закупкам, предварительной экспертизе ценообразования будет одним из условий предоставления субсидий местным бюджетам.

  • сформировать единое уполномоченное учреждение, организующее проведение закупок для органов исполнительной власти всех уровней, подведомственных им казенных и бюджетных учреждений;
  • организовать совместные закупки для нужд органов власти всех уровней и подведомственных им учреждений;
  • организовать предварительный контроль ценообразования при осуществлении закупок на базе единого уполномоченного учреждения;
  • использовать единую электронную площадку для осуществления закупок малого объема.

По мнению Минфина, необходимо централизовать все функции в процессе закупочной деятельности: бухгалтерский учет, материально-техническое обеспечение, транспортное обслуживание, обслуживание и ремонт помещений, охрану зданий, юридическое сопровождение, кадровую работу.

Оптимизация мер социальной поддержки населения

Минфин предлагает не только сократить число их получателей при оплате ЖКХ, но и ввести дополнительные критерии при назначении этих мер. Например, требование об отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в течение двух и более месяцев подряд.

Также финансисты рекомендуют ввести критерий нуждаемости в правила назначения мер социальной защиты населения по видам таких мер. Например, бесплатного проезда, компенсации родительской платы за воспитание и обучение ребенка в детском саду.

По мнению Минфина, дополнительные критерии предоставления мер социальной поддержки создадут ситуацию, при которой численность их получателей будет расти медленнее.

Органы государственной власти субъектов РФ могут исключить из регионального законодательства нормы об обеспечении отдельными социальными выплатами категорий лиц, у которых есть возможность получать такие выплаты за счет средств федерального бюджета. Например, предусмотреть отказ от предоставления регионального материнского капитала или ввести критерии нуждаемости в правила его назначения.

Совершенствование межбюджетных отношений

Для решения задачи совершенствования межбюджетных отношений Минфин предлагает регионам пересмотреть методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Минфин предлагает регионам пересмотреть методику распределения дотаций

С этой целью регионам нужно уточнить состав репрезентативных групп налогов, учитываемых при расчете налогового потенциала муниципальных образований для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это создаст стимулы для более полной мобилизации налогового потенциала муниципальных образований.

В приложении к методическим рекомендациям Минфин установил индикаторы, характеризующие состояние расходной части регионального бюджета. К ним он отнес в том числе следующие показатели:

  • долю муниципальных закупок, осуществляемых централизованно;
  • количество укрупненных сельских поселений;
  • количество муниципальных районов, в которых полномочия органов власти административного центра переданы для исполнения органам власти муниципального района.

Выводы и рекомендации

ВНИМАНИЕ:

Важно, чтобы рекомендации учитывали различную плотность населения в разных регионах России, а также реальные критерии доступности местного самоуправления для людей.

Минфин предложил регионам взять курс на укрупнение малых поселений. Эта процедура была легализована Федеральным законом от 03.04.2021 № 62-ФЗ. Тенденция укрупнения ведет к сокращению поселений, объединению всех поселений в границах муниципального района и образованию на его месте так называемого городского округа.

Решая задачи оптимизации расходов региональных бюджетов, инициаторы территориальных преобразований не должны игнорировать последствия укрупнения поселений — проблемы территориальной доступности местного самоуправления для людей. Диалог с населением, получение обратной связи должны быть приоритетами в работе местной власти.

Регионам нужны рекомендации по укрупнению органов местной власти поселенческого уровня.

У другой рекомендации Минфина — о централизации государственных и муниципальных закупок — есть как плюсы, так и минусы. Перечислим плюсы централизованных закупок:

  • экономия бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
  • высокий уровень квалификации сотрудников уполномоченного органа и наличие у них узкоспециализированных знаний;
  • упрощение процедуры контроля при организации и осуществлении торгов.

Минусы:

  • существенный рост объема работы, которую нужно выполнить по условиям контракта;
  • увеличение срока исполнения закупок.

Осторожно:

Уменьшение количества участников закупки снижает процент экономии бюджетных средств.

При централизации закупок снижается конкуренция между участниками закупок, поскольку возрастает объем товаров, работ и услуг, повышаются финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя торгов. Это происходит потому, что уполномоченный орган объединяет нужды многих заказчиков в одну закупку. В результате снижается качество товаров, работ и услуг.

Крупные закупки не интересуют представителей малого бизнеса, в итоге победителями по таким закупкам становятся крупные игроки этого рынка.

Еще один риск — возникновение коррупционных факторов. На практике из-за централизации неизбежно увеличиваются сроки закупок, что вместе с низким качеством планирования часто может приводить к их срыву.

Рекомендация Минфина о сокращении численности муниципальных служащих тоже спорная. Штатная численность муниципальных служащих в органе местного самоуправления должна соответствовать объективной потребности выполнения функций органов местного самоуправления.

[attention type=green]

Только сокращение объема их полномочий может быть основанием для уменьшения штатной численности муниципальных служащих.

[/attention]

Поскольку последние изменения законодательства привели к увеличению объема полномочий органов местного самоуправления в различных сферах, выполнить рекомендацию Минфина о сокращении численности будет сложно.

При реорганизации администрации муниципального образования в целях оптимизации структуры и штатной численности учитывайте, что сокращение численности муниципальных служащих не должно сопровождаться снижением эффективности и результативности работы органа местного самоуправления.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20210707-m/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: