Разъяснения минэкономразвития по применению ст. 39.36 земельного кодекса рф.

Содержание
  1. 53 основания дают право на земельный участок без торгов в 2021 году
  2. кто имеетправо на земельный участок без торгов?
  3. за 2 минуты найти основание приобретения права на земельный участок без торгов.
  4. Для удобства 53 основания, дающие право земельный участок без аукциона, разделены на 5 групп
  5. 1-ая группа: Продажа земельных участков без торгов.
  6. 2-ая группа: Бесплатное предоставление земельных участков.
  7. 3-я группа: Предоставление земли в аренду без торгов.
  8. 4-ая группа: Право на получение земельного участка в безвозмездное пользование. 
  9. 5-ая группа: Получение земли в постоянное (бессрочное) пользование.
  10. Твердость вашего намерения получить права на земельный участок будет постоянно проверяться на прочность
  11. Как получить земельный участок в 2021 году
  12. Приобретение земли без торгов: чем ограничивается размер участка?
  13. История нормативного регулирования вопроса
  14. Судебная практика об «объеме» права на землю
  15. Применение судебных решений на практике
  16. Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ
  17. Основные принципы
  18. Совершенствование порядка предоставления земельных участков
  19. Территориальное планирование
  20. Планируемый результат
  21. Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

53 основания дают право на земельный участок без торгов в 2021 году

Разъяснения минэкономразвития по применению ст. 39.36 земельного кодекса рф.
(материал обновлен 12 декабря 2021 года)

Право на земельный участок можно получить  от государства без торгов.

Для реализации права на участок достаточно использовать одно из 53-х оснований.

В рубрике: Земля без торгов найдете серию статей по получению земельного участка.

Земельный кодекс содержит больше 53 оснований, по которым можно получить право на земельный участок.

Я проанализировал все основания и некоторые объединил, поэтому всего получилось 53 способа получения участка.

В этой статье рассмотрим вопрос:

кто имеет право на земельный участок без торгов?

Попутно подскажу пошаговые алгоритмы действий, чтобы реализовать право на получение земли без торгов.

Иными словами, оценим основания и перспективы получения земли без проведения земельного аукциона.

На подготовку и написание этого аналитического материала у меня ушло больше 3 месяцев.

[attention type=yellow]

Потому что в труднопроходимых дебрях Земельного кодекса РФ очень легко заблудиться.

[/attention]

Для ясного понимания, кто имеет право на земельный участок, я подготовил интерактивную интеллект карту.

Интеллект карта дает возможность

за 2 минуты найти основание приобретения права на земельный участок без торгов.

Данная карта  находится в платном доступе. Вы ее найдете внизу этой статьи.

Там же короткое видео как пользоваться картой.

Итак, приступим.

Для удобства 53 основания, дающие право земельный участок без аукциона, разделены на 5 групп

Каждая группа содержит основания получения земельного участка на конкретном виде права.

Например, на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного пользования.

Чтобы не перегружать вас информацией, я разделил весь материал на 5 статей.

В каждой отдельной статье содержится описание конкретной группы оснований.

Каждое основание дает право на земельный участок без конкуренции на торгах.

1-ая группа: Продажа земельных участков без торгов.

В этой группе перечислены все основания, которые дают право купить земельный участок без участия в торгах.

Иными словами, земельный участок приобретается в собственность в обход торгов и аукциона.

Полное описание оснований см. в статье: Продажа земельного участка без торгов.

2-ая группа: Бесплатное предоставление земельных участков.

Это, наверное, самая желанная группа оснований, потому что право собственности на земельный участок можно получить бесплатно.

Мораль известной пословицы про сыр и мышеловку известна всем.

Отчасти эта мораль применима и к бесплатному получению земли.

Потому что хорошие земли очень редко попадают в категорию земель для бесплатной раздачи.

Если хорошие участки и предлагают бесплатно, то количество желающих, как правило,  превышает предложение.

Тем не менее,  в отдельной статье я изложил случаи, когда землю дают бесплатно.

Потому что нужно использовать все возможности для реализации права на земельный участок.

3-я группа: Предоставление земли в аренду без торгов.

Данная группа получилась объемной, поэтому пришлось статью об аренде земли разделить на 2 части.

В 1-ой части статьи изложены востребованные обычными гражданами способы получения арендных прав на земельные участки.

[attention type=red]

2-ая статья содержит основания для аренды земли, которые меньше востребованы у простых граждан.

[/attention]

Всего в 2-х статьях я описал 16 способов, которые позволяют взять землю в аренду без торгов.

4-ая группа: Право на получение земельного участка в безвозмездное пользование. 

Изучая основания безвозмездного пользования, я обнаружил, следующее.

Безвозмездное пользование в некоторых случаях является первым шагом к получению земли в собственность бесплатно.

В статье  14 способов получить в безвозмездное пользование участок раскрыл тему, потому что она интересна.

5-ая группа: Получение земли в постоянное (бессрочное) пользование.

Данную группу я включил в серию статьей «Земля без торгов» только для полноты информации.

Обычные граждане не могут получить земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования.

Тем не менее, ознакомиться с данным способом получения прав на землю можете ознакомиться в статье.

И в завершении хочу обратить ваше внимание на следующее.

Твердость вашего намерения получить права на земельный участок будет постоянно проверяться на прочность

Чиновники будут стремиться содрать с вас то, что им не положено.

Конкуренты будут пытаться обойти вас с целью заполучить права на земельный участок, который вы присмотрели.

Это неизбежное неудобство, с которым вы наверняка столкнетесь.

Однако это не означает, что вы должны «прогибаться» под чиновников или уступать конкурентам.

Ставить чиновников на место и переигрывать конкурентов удаётся тем, кто имеет понятный пошаговый алгоритм действий.

Пошаговая инструкция: 

Как получить земельный участок в 2021 году

Получить сейчас

Используйте инструкцию, потому что она поможет без взяток и заискивания перед чиновниками получить участок.

Земля принадлежит вам по праву рождения.

PS

Интерактивная карта проста в использовании.

Но если возникнут сложности или захотите узнать больше, смотрите видео по использованию карты.

Не забудьте получить доступ к Интерактивной интеллект-карте, пока время на таймере не истекло.

Желаю вам прекрасного дня и достойной жизни.

Источник: https://paruslex.ru/pravo-na-zemelniy-uchastok/

Приобретение земли без торгов: чем ограничивается размер участка?

Разъяснения минэкономразвития по применению ст. 39.36 земельного кодекса рф.

Земельное законодательство предоставляет собственникам объектов недвижимости право приобрести земельный участок под ними без проведения публичных торгов.

Но на сегодняшний день закон никак не ограничивает размер таких участков, что является поводом для злоупотреблений со стороны собственников недвижимости, предпринимающих попытки приобрести землю в размере, превышающем разумные пределы.

Представим ситуацию, что площадь здания составляет 200 кв.м., тогда как размер земельного участка 10 000 кв.м.

Любой ли по площади землю возможно приобрести? Или должны существовать какие-либо ограничения?

Формально закон не препятствует к приобретению всего участка, однако соображения здравого смысла указывают на необходимость введения разумных ограничений.

История нормативного регулирования вопроса

Земельным законодательством вопросы предоставления земли частным лицам напрямую не разрешены. В прежней редакции Земельного кодекса РФ (до введения в действие главы V.1, регулирующей порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности) отмечалась необходимость учета:

  • фактического землепользования;
  • красных линий;
  • местоположения смежных участков и естественных границ земельного участка.

В актуальной редакции данных указаний не содержится, что затрудняет поиск законодательного обоснования принимаемых решений. Внесение изменений в земельное законодательство не добавило ясности в существующий механизм оборота земли, а только усугубило проблему.

Судебная практика об «объеме» права на землю

В 2010 году предметом рассмотрения Верховного Суда РФ стал спор по иску администрации об оспаривании права собственности частного лица на землю под объектом недвижимости (определение от 20.04.2010 № 18-В10-3). Одним из доводов истца было указание на то, что площадь участка значительно превышает размер, необходимый для использования объекта недвижимости.

Судом указано на отсутствие в законе установленных предельных размеров земельного участка, предоставляемого для эксплуатации находящегося на нем здания. Поэтому невозможно на этом основании оспорить совершенную сделку.

Данные выводы были положены в основу иных судебных решений об отказе в требованиях о признании ничтожными договоров купли-продажи таких земельных участков.

Таким образом, признавалось правомерным предоставление земельного участка большей площади, чем разумно необходимо для использования объекта недвижимости. Эту позицию разделяло и Министерство экономического развития.

В ряде своих писем ведомство указывало, что если границы земельного участка значительно превосходят площадь застройки расположенных на них зданий, то исходя из грамматического толкования положений Земельного кодекса РФ (подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ) у правообладателя такого земельного участка имеется право его выкупа целиком.

При этом какой-либо обязанности разделить земельный участок на застроенную и пустующую его части действующим законодательством не установлено.

В последующем суды стали иначе оценивать спорные отношения, ссылаясь на недоказанность того, что для использования и эксплуатации здания необходим земельный участок запрашиваемого размера.

В делах об оспаривании собственниками недвижимости отказов в предоставлении земельных участков судами отмечалось, что бремя доказывания необходимого размера территории возлагается на заявителей. Выполнить его можно посредством проведения экспертизы.

Также судами указывалось, что одно только намерение заявителя построить на земельном участке иные объекты не дает ему исключительного права на приватизацию всего спорного участка.

Верховный Суд РФ в споре с участием администрации города Дубны и общества «Столичные инвестиции. Дубна» подвел черту в указанных противоречиях, поддержав вывод о необходимости разумных оснований для предоставления земельного участка в определенном размере (дело №А40-100700/2015).

[attention type=green]

В указанном споре суд согласился с позицией антимонопольного органа в том, что иное может нарушать законодательство о защите конкуренции.

[/attention]

Судом предписано обращать внимание госорганов на потребность заявителя в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и других требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.

Тем самым суд подчеркнул, что право на приватизацию площадей под объектами недвижимого имущества не может пониматься произвольным образом, позволяющим заявителям без торгов приобретать неограниченное количество земли.

Рекомендации Верховного Суда РФ адресованы органам, компетентным принимать решения о предоставлении земельного участка, и призывают их содержательно оценивать фактическое соотношение площадей недвижимого имущества и земель с учетом требований, установленных законодательством.

Применение судебных решений на практике

Выполнение рекомендаций ВС РФ может столкнуться с практическими трудностями.

В первую очередь это связано с тем, что Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, и в нем отсутствует такое основание для отказа, как превышение его площади над разумно необходимым размером.

Кроме того, в перечне документов на приобретение земли без проведения торгов (Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1) нет указания на документы, которые содержали бы обоснование необходимости предоставления земельного участка в запрашиваемом размере.

Таким образом, на этапе административных согласований отсутствует процедурно обеспеченная возможность оценить необходимые размеры предоставляемого земельного участка.

Следовательно, до внесения соответствующих изменений в законодательство и ведомственные акты указанные вопросы можно разрешить только при судебном оспаривании состоявшегося решения государственного органа.

Если обжалования не происходит, факт предоставления земли в заданном размере будет формально законным, при том что его порочность будет сохраняться в «латентном» состоянии.

В свете разъяснений Верховного Суда РФ сама процедура приватизации нуждается в соответствующей корректировке, чтобы каждый раз не возникало потребности обращаться в суд за решением вопроса о размере предоставляемых участков.

Это позволит уже на этапе административных согласований своевременно решать вопросы об «объеме» права на приватизацию.

[attention type=yellow]

Этот вариант является более экономичным и позволит довести дело до суда только те случаи, по которым действительно возникает спор.

[/attention]

Источник: https://ppt.ru/news/140932

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ

Разъяснения минэкономразвития по применению ст. 39.36 земельного кодекса рф.

Принятие Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон) стало самой крупной реформой в области земельных отношений за последние 13 лет.

Закон принят в целях совершенствования порядка предоставления земельных участков и устранения проблемных вопросов, возникающих в области земельных отношений. Комплексные изменения были подготовлены с учетом многолетней практики применения положений действующего законодательства.

Основные принципы

Предоставление земельных участков осуществляется на торгах независимо от вида разрешенного использования, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

Совершенствование порядка предоставления земельных участков

Законом усовершенствован порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, делая его максимально прозрачным и понятным, обеспечив равный доступ к земельным ресурсам для всех заинтересованных лиц.

Территориальное планирование

Закон увязывает предоставление земельных участков с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, в целях создания условий для развития муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Планируемый результат

Все названные меры позволят снизить издержки при оформлении прав на земельные участки, увеличат доход от использования земельных участков, путем вовлечения их в гражданский оборот.

Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

N п/п

Вопрос

Ответ

Относительно использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

1.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены основания использования земель без предоставления и без установления сервитутов.

Однако исходя из положений указанных норм, неясно, является ли такое использование платным, и в каком порядке определяется размер платы, в случае ее взимания.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Правомерность существования исключений из принципа платности землепользования подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 436-О.

Исключением являются в том числе случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании разрешений уполномоченных органов в случаях, предусмотренных статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется бесплатно.

2.

Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В развитие данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.12.

2014 N 1300 “Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов”.

Вместе с тем указанный Перечень видов некапитальных объектов является неполным, поскольку в силу отдельных положений московского законодательства на территории города Москвы могут размещаться иные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, которые не входят в утвержденный Правительством Российский Федерации Перечень.

[attention type=red]

Кроме того, не представляется возможным определить круг заявителей, которые вправе обратиться в уполномоченный орган за выдачей разрешения на размещение указанных в Перечне объектов. Также заявителю необходимо представить документы для выдачи разрешения, а также основания для отказа в выдаче соответствующего разрешения на размещение объекта.

[/attention]

Статьей 39.33 Федерального закона от 23.06.

2014 N 171-ФЗ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута возможно, в том числе в случае осуществления строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В целях исключения неоднозначного толкования указанного положения представляется целесообразным получить позицию Минэкономразвития России о возможности отнесения осуществления строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) (реконструкции) линейных объектов именно к строительству (реконструкции) линейных объектов.

Также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 к объектам, включенным в Перечень, отнесены, в том числе линейные объекты инженерной инфраструктуры, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

При этом включение в вышеуказанный Перечень объектов инженерной инфраструктуры не исключает для дальнейшей государственной регистрации прав на такой объект (в случае если такой объект будет отнесен к объектам недвижимости) в установленном порядке необходимость оформления земельно-имущественных отношений.

Учитывая отсутствие закрепленного в действующем законодательстве однозначного соотношения понятий “объект капитального строительства” и “объект недвижимого имущества”, нерешенным остается вопрос о возможности применения положений Федерального закона N 122-ФЗ в части регистрации прав собственности на созданный линейный объект инженерной инфраструктуры, включенный в Перечень, в случае если такой объект будет отнесен к объектам недвижимости, в том числе с точки зрения дальнейшей эксплуатации таких объектов.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка.

Разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1244 “Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности”.

Вместе с тем положения указанного постановления Правительства Российской Федерации не распространяются на случаи размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 “Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов” (далее – Перечень объектов).

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения объектов, виды которых определены указанным постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В отношении строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства отмечаем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.

33 Земельного кодекса Российской Федерации строительство таких сооружений может осуществляться на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, только в случае, если строительство таких объектов необходимо для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

В прочих случаях строительство таких временных вспомогательных сооружений может осуществляться только на земельном участке, принадлежащем застройщику на каком-либо праве.

В соответствии с Перечнем осуществляется использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута для размещения объектов, в отношении ряда объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство.

[attention type=green]

В случае если соответствующие объекты относятся к объектам недвижимого имущества, права на такие объекты подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Федеральный закон N 122-ФЗ).

[/attention]

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 25.

3 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, является правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Таким образом, положения главы V.

6 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с нормами указанной главы Земельного кодекса Российской Федерации, не предусматривают принятие распорядительных актов; разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку такое решение не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит государственной регистрации.

Исходя из вышеизложенного, регистрация права собственности на линейно-кабельные сооружения, обладающие признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства N 1300 не представляется возможным.

Дополнительно сообщаем, что перечень видов объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, предлагается установить проектом федерального закона N 642612-6 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости”.

3.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420273343

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: