Как проектировать школу

Содержание
  1. Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу
  2. Больше цвета и меньше серости в современном строительсве школ
  3. Сверхоткрытость современных проектов школ рождает тревожность?
  4. Главный критерий в строительстве — красота?
  5. Можно ли проводить в школе по 12 часов в день
  6. Не до жиру, быть бы живу
  7. Новые тренды в школьном строительстве:
  8. Как построить школу, в которой хочется учиться
  9. Яркие краски фасадов
  10. Архитектура вне времени
  11. Гибкое пространство
  12. По правилам, но не по шаблонам
  13. Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы
  14. Безопасный дизайн
  15. Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?
  16. Критерии безопасной среды:
  17. Кейсы. Работа со школами
  18. Современные школы: 10 впечатляющих проектов со всего мира
  19. 1. Школа Walden Dos
  20. Архитектура
  21. 2. Школа Liyuan
  22. 3. Школа The Roc
  23. 4. Школа The Ecole Jean-Moulin
  24. 5. Школа Hessenwald
  25. 6. Школа Nord-Osterdal
  26. 7. Школа Mouriz
  27. 8. Jean Moulin
  28. 9. Школа Kibera
  29. 10. Школа Panta Rhei
  30. Интерьер
  31. Какой должна быть современная школа?
  32. Открытость
  33. Просторность
  34. мобильность
  35. креативность
  36. Во всём нужен баланс
  37. Искать новое в привычном

Школьное строительство: что архитектору мило, то муниципалам не под силу

Как проектировать школу

Какой должна быть современная школа? Как ее проектировать и строить? Какие тренды появились в школьном строительстве в последнее время? Ответы на эти вопросы можно было найти на выставке Build School, которая прошла в Экспоцентре.

Заглянув в современную школу, построенную в соответствии с современными архитектурными и образовательными веяниями, вы удивитесь.

Эта школа на обычную школу совсем не похожа: с обширными общественными пространствами, территориями для проведения досуга, учебными классами, совмещенными с лаунж-зонами.

Причем все помещения в такой школе трансформируются, по мере надобности превращаясь то в спортзал, то в танцпол, то в досуговый центр, то в школьную столовую.

Больше цвета и меньше серости в современном строительсве школ

Выставка Build School, которая проходила недавно в Экспоцентре, еще раз подтвердила: современная школа меняется — кардинально и стремительно.

Если ХХ век штамповал школы-казармы, школы-заводы и даже школы-тюрьмы (спецшколы для неблагополучных детей), то с 60-х годов прошлого века начинается движение в сторону «очеловечивания». В 70-х уже строятся школы-университеты. А в начале XXI века к нам пришли школы-офисы, где ребенок превратился в маленького менеджера.

В течение последнего десятилетия школа активно пытается стать общественно-культурным пространством, где все меньше места для обучения и все больше — для коммуникации, получения культурного опыта.

[attention type=yellow]

Среди самых ярких тенденций — открытые общественные пространства (школа, наконец, выходит из темных школьных коридоров и тесных классов).

[/attention]

Мобильность — все вещи вокруг (и даже перегородки) трансформируются, постоянно «превращаются», прикидываются то одним, то другим.

Креативность — модно стало вместо стульев использовать пуфы, вместо неброских цветов — яркие и бросающиеся в глаза. Не редкость, когда школьные рекреации насыщены арт-объектами, изобилуют броскими дизайнерскими решениями.

Сами школьные здания, кажется, сошли с картин художников-авангардистов: сочные по цвету фасады, порой превращающиеся в целые картины.

Увлекшись новыми трендами, архитекторы кинулись без меры насыщать ими проекты новых школ и детских садиков. Правомерно ли это? Деловая программа выставки Build School стала площадкой для увлекательного разговора на эту тему.

Сверхоткрытость современных проектов школ рождает тревожность?

— Безусловно, новых тенденций потребовало время, — говорит психолог, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марина Битянова. — Слишком уж мы устали от бесцветности советской школы. Но не нужно забывать, что во всем должны быть вкус и мера.

— Глядя на некоторые проекты, — размышляет Марина Битянова, — ловишь себя на мысли, что школьные интерьеры слишком уж открыты, буквально до профессионального шока.

Между тем сверхоткрытость рождает немало проблем, связанных прежде всего с повышением тревожности ребенка. Некоторым детям трудно быть постоянно на виду, под наблюдением. Словом, открытые пространства неудобны для тех, кто любит приватность.

Это очень красиво, но не очень комфортно для тех учеников, у которых есть трудности с коммуникативными навыками.

«Трансформируемостью» мы хотим преодолеть привязку к интерьеру. Но это, как оказалось, тоже палка о двух концах. Мобильная среда наталкивает ребенка на постоянное думание по поводу того, а как эту среду использовать, приспособить под себя, вместо того чтобы всю свою энергию направить на обучение.

[attention type=red]

Если говорить о креативности, то чрезвычайно креативные пространства предъявляют особые требования к адаптивности ребенка.

[/attention]

Таким образом, по мнению психолога, в современной школьной архитектуре назрела необходимость осознанного анализа того, как совместить новые проектные веяния и детскую психологию, которую никто не отменял. Сейчас, как никогда, важно найти желанный баланс между открытостью и психологической защищенностью.

Главный критерий в строительстве — красота?

«Генератор» идей в школьной архитектуре, руководитель архитектурного бюро «Проект-Реализация» Ольга Бумагина считает, что школа или детский садик должны быть в первую очередь красивыми.

Кстати, проекты бюро «Проект-Реализация» можно узнать сразу. Здесь активно работают с цветом. Причем «внедряют» на фасады качественное современное искусство — Казимира Малевича, Вадима Сидура. Во-первых, авангардная живопись легко туда «ложится». А во-вторых, дети воспитываются на хороших культурных образцах.

Школа должна вписываться в окружение, к этому в бюро относятся с особой тщательностью. Поэтому перед началом проектирования делают исследование расположенной рядом застройки: ее колористики (чтобы потом использовать эти цвета в проекте), форм (проект, вполне возможно, будет перекликаться с уже существующими зданиями), ландшафта (он может подсказать архитектурное решение).

По мысли Ольги Бумагиной, школа должна вернуть себе прежнюю функцию — быть социальным и культурным центром микрорайона, квартала. Причем именно школа зачастую спасает квартал и в визуальном смысле, став ярким, красивым пятном на фоне серой застройки.

Как говорит архитектор, ее мечта — сделать бюджетные школы лучше, чем частные. Похоже, ей это удается.

Можно ли проводить в школе по 12 часов в день

Концерн «Крост», совместно с норвежским бюро, построил в районе Хорошево-Мневники уникальную школу — «Хорошколу» (Хорошевскую школу). Школа экспериментальная: здесь под одной крышей объединены дети школьного и дошкольного возраста.

Архитекторы в содружестве с педагогами проектировали не просто здание, а новую образовательную систему. Школа станет «домом» для учащихся на 12 часов в день. Она будет работать и в вечернее время, и в выходные. Для публичных пространств, которые здесь спроектированы, придуманы различные сценарии использования вне уроков.

При строительстве школы применены уникальные технологии. Например, лестничные пролеты сделаны из бетона «Фиброль», более прочного, чем сталь. А наружная поверхность панелей с имитацией камня травертин выполнена с помощью немецкой формообразующей опалубки. Фактуру натурального дерева создавали с помощью брашинга — настоящих деревянных панелей, которые служили опалубкой для лицевого слоя.

Школьное здание, кроме всего прочего, получилось суперэкологичным. И это тоже важно для современной школы.

Не до жиру, быть бы живу

А вот в регионах управлениям образования, похоже, не до инноваций — суметь бы найти деньги на обычное строительство и ремонт старых школ.

Министр образования Ульяновской области Наталья Семенова с сожалением поведала о том, что ни одна из общеобразовательных школ области не вошла в программу капитального ремонта.

Строить школу в провинции тоже крайне сложно. Допустим, в Ульяновске строительство среднестатистической школы обходится в 1 млрд рублей, при этом бюджет дает только половину, остальное должна найти область.

[attention type=green]

Министерство образования Республики Коми презентовало проект сельских быстровозводимых малокомплектных школ. Этот проект очень злободневен для республики с невысокой плотностью населения. Коллеги из Коми выдвинули даже идею своеобразного социально-культурно-образовательного кластера, где под одной крышей были бы объединены клуб, музей, фельдшерский пункт, спортзал и школа.

[/attention]

Единственным регионом, который похвастался инновационными наработками, был Екатеринбург. Здесь построено школьное здание, где классы оборудованы термостатами для управления температурой, датчиками CO2, рекуператорами, энергоэффективными стеклопакетами.

— У нас есть понимание того, что школа в первую очередь должна соответствовать экологическим стандартам, — подчеркнул заместитель начальника департамента образования администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков.

Хорошо, что в провинции стало появляться хотя бы понимание того, что школа должна меняться. А от понимания  до конкретных шагов по ее преобразованию совсем недалеко.

Елена МАЦЕЙКО

Новые тренды в школьном строительстве:

  • Библиотека совмещена с медиазоной, зоной читательских мест и зоной учительской.
  • Использование рекреации как досуговой зоны.
  • Столовая: изолируется зона приготовления пищи, а обеденный зал становится общественным пространством.
  • Актовый зал становится залом-трансформером. Кресла складываются, освобождая пространство для танцпола.
  • Из учебных классов уходят шкафы: нет необходимости хранить большое количество учебных пособий — к нам приходит электронная школа.
  • Кабинеты по специальным предметам (химия, физика, биология): учебная зона и зона лаборатории теперь в одном пространстве. Лабораторные столы снабжены полным набором реактивов, предметов для физических опытов, опытным биологическим материалом.
  • Школьная доска: только с магнитно-маркерной поверхностью.
  • В общественных зонах вместо стульев — пуфы и мягкая мебель.
  • Дизайн стен — яркий, выразительный, познавательный.

Источник: https://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/40275-shkolnoe-stroitelstvo-chto-arhitektoru-milo-to-municipalam-ne-pod-silu.html

Как построить школу, в которой хочется учиться

Как проектировать школу

Александр Томашенко и Иван Колманок из бюро ai-architects рассказали «Мелу», как спроектировать школу по всем правилам, но не по шаблону и простимулировать у детей желание учиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Среда, в которой мы живем, учимся и работаем, — один из главных факторов, который определяет наш уровень счастья и способность к обучению.

Исследования говорят о том, что архитектура и дизайн школы влияют на обучаемость детей до 25% (в плохую или хорошую сторону).

Почему же российские школы в большинстве своем выглядят довольно безрадостно? С таким вопросом и задачей спроектировать школу, в которой хочется учиться, в архитектурное бюро ai-architects обратился предприниматель из Тольятти.

Бизнесмен попросил команду под руководством архитекторов Александра Томашенко и Ивана Колманок спроектировать общеобразовательную школу на 352 ученика «по западному» образцу.

Начнем с того, что город Тольятти довольно-таки унылый с архитектурной точки зрения.

Поэтому и задача сделать в нем школу, уровень дизайна которой соответствует европейским стандартам, совсем нетривиальная.

Архитекторы приняли вызов и для начала провели исследование — изучили архитектуру лучших европейских школ. Большинство из них объединяют следующие принципы, которые были применены в школе в Тольятти.

Яркие краски фасадов

Архитекторы хотят создать в школе современное и жизнеутверждающее пространство, наполненное цветом и светом. Доказано, что яркая цветовая гамма благотворно влияет на когнитивные способности.

В проекте школы в Тольятти ai-architects предложили сплошное остекление. Но стекла эти расцвечены яркими красками. Необычный стеклянный фасад обеспечивает наилучшую инсоляцию — ученью нужен свет. Разные цвета в этом проекте не ограничены фасадом: модульные вставки в оформлении общественного пространства и детской площадки, примыкающей к школе, создают единый ансамбль.

И отсюда еще одно важное правило: работая над внешним обликом и интерьером учебного заведения, не забывайте о прилегающей территории. Школьный двор, спортивная площадка — важные части учебного процесса и весьма значимы для жизни детей.

Архитектура вне времени

Здание, созданное сегодня, должно остаться актуальным и через 20, и через 30 лет. Поэтому технологии и материалы в таких проектах нужно использовать самые качественные и основательные. Здание школы должно быть не «модным», а, в первую очередь, долговечным.

Например, в проекте школы в Тольятти использовали высококачественный металлический профиль и стеклопакеты для устройства необычного «ячеистого» остекления. В интерьерах школы современные долговечные полимерные наливные полы сочетаются с яркими поверхностями стен, где комбинируется «голый» бетон и стены под покраску. Все решения долговечны и удобны в эксплуатации.

Гибкое пространство

Легкие трансформируемые перегородки и мультифункциональные помещения уже давно используются в офисном дизайне. Что мешает применять их и в школе? Ноу-хау проекта в Тольятти — зал-трансформер, который может использоваться и как актовый и как спортивный. Архитекторы также разработали ряд дополнительных блоков-классов для иностранных языков.

По правилам, но не по шаблонам

Как бы мы ни относились к строительным нормам для общеобразовательных школ, многие из которых перешли в современные регламенты из советских времен, с ними приходится считаться.

В школе в Тольятти будут расположены 4 языковых класса (это входит в нормативную базу для российских школ).

Также прилегающая к школе территория спроектирована из расчета 50 метров на каждого ученика, что также соответствует требованиям к учебным заведениям.

[attention type=yellow]

Однако, даже работая по устаревшим «советским» правилам, вполне возможно создать современную школу, в которой хочется учиться.

[/attention]

Площадь школы — 6714 м².

Площадь благоустроенного участника рядом со школой — 1,7 га.

Количество учеников: 352 человека.

Место: город Тольятии, Автозаводский район, улица Юбилейная, дом 73.

Авторы проекта: Иван Колманок, Александр Томашенко, Василий Сошников, Антонина Новицкая, Алена Бусыгина, Анна Федосеенко, Ирина Беляева, Рустам Исанчурин (архитектурное бюро ai-architects).

Лучшие блоги недели на «Меле» #14

«Хорошо подумайте, прежде чем уходить после девятого класса»

4 трогательных истории из практики коррекционного педагога

Источник: https://mel.fm/blog/natalya-marchuk/61394-kak-postroit-shkolu-v-kotoroy-khochetsya-uchitsya

Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы

Как проектировать школу

Образовательная среда видится как «третий учитель» в поддержку педагогам и родителям. Но как правильно организовать пространство образовательной среды в существующих школах, чтобы улучшить процесс и результаты обучения детей? Рассказывает Елена Иванова — кандидат психологических наук, доцент, заведущая лабораторией Института системных проектов МГПУ.

Какой должна быть школа? Попробуем поговорить о том, что значит комфорт в образовательной среде. Как его понимают учителя, ученики и руководство.

Высокие заборы, решетки, охрана — это ли безопасность для всех участников образовательного процесса?

  • Физические параметры школьных пространств (свет, температура, качество воздуха, адаптивность, сложность, цвет) объясняют 16% различий в успеваемости учеников. Детям хочется находиться там, где красиво и уютно. Школа с красивым интерьером — это вопрос не только эстетический, но и педагогический — ребята будут с удовольствием посещать занятия, с пользой для себя и без вреда друг для друга проводить время на переменах, и с меньшей вероятностью станут прогуливать уроки.
  • Цвет в пространстве школы оказывает влияние на мыслительные процессы и концентрацию внимания.
  • Школа воздействует на здоровье и самочувствие учеников и педагогов.
  • Прослеживается взаимосвязь между комфортным пребыванием в среде и ощущением безопасности.
  • Шум влияет на возникновение стрессов, фрустраций, расфокусировки внимания (особенно — у педагогов).
  • Физическая среда воздействует на самооценку, мотивацию к учебе и поведение учеников.

Наверняка многие помнят ощущение дискомфорта, связанное с пребыванием в школе. Может быть, кому-то было неуютно, неловко, неприятно. Чаще всего точками дискомфорта становятся школьные туалеты, гардеробы и столовые.

Проблемами могут стать недостаточное освещение, затрудненная вентиляция воздуха или некомфортный температурный режим (жарко или, наоборот, холодно). Мы проводили исследование в трех московских школах:

  • с «обогащенной средой»;
  • со «стандартной средой»;
  • с «обедненной средой».

Основной параметр исследования — качество пространственной среды и меблировка. Во всех трех типах школ, которые мы рассматривали, комфортность у педагогов всегда выше, чем у детей. Конечно, учительская среда всегда более персонифицирована: собственное рабочее место в кабинете, в учительской, отдельный туалет только для педагогов. Чаще всего педагоги обращают внимание не на внешнюю среду, а на взаимоотношения в коллективе и общую психологическую обстановку — это и есть показатель комфортности для учителей.

Безопасный дизайн

«Пространство влияет на поведение. Правильная предметная среда снижает число правонарушений, препятствует травле и создает благоприятный эмоциональный фон».

Crime Prevention Through Environmental Design — методика безопасного дизайна, основанная в 1971 году криминалистом Ray C Jeffery. В основу положено социальное исследование «Теория разбитых окон»: если в подъезде разбито одно окно и его не заменили, то через некоторое время в подъезде будут разбиты все окна. Это значит, что небрежная среда становится источником вандализма. В здании школы решетки и ограждения вовсе не создают ощущения безопасности — они вызывают еще больший страх, недоверие и дискомфорт.

Какие решения в дизайне помогают обезопасить школьную среду?

Разделение на цветовые блоки помогает снизить скорость бега. Красный цвет стен помогает ускорить продвижение людей в нужном направлении и избежать праздного шатания по коридору. Но при этом красный снижает усвоение информации. В классе его использовать не стоит. Напольная навигация помогает ориентировке в пространстве.

Критерии безопасной среды:

  • Естественный обзор
  • Достаточное освещение
  • Антивандальность
  • Логичная структура, отсутствие тупиковых «темных» зон
  • Чувство привязанности к помещению, его персонификация
  • Чувство уважения к себе и защищенности
  • Территориальность

Кейсы. Работа со школами

«Вандальность снижается в тот момент, когда в пространстве повышается персонификация. Если в школе есть место, где ребенок может увидеть результат своей деятельности, он ощущает себя свободнее».

В одной из школ дети оценивали пространство, наклеивая стикеры и фотографируя доказательства.

Что было до?

Неопрятно выкрашенные, разбитые стеклянные плитки на стенах, шведские стенки в рекреации, окна без теплоизоляции.

Что произошло потом?

Шведские стенки исчезли — появились стенды для проектов школьников, места, где дети вывешивают свои работы. Снизилась вандальность. У каждой школы есть артефакты. Например, в школах, где мы проводили наш эксперимент, мы обнаружили элемент визуальной навигации в виде швейной машинки рядом с кабинетом технологии, схемы Северного и Южного полушарий небесной сферы на стене в одной из рекреаций, старые рисунки выпускников школы прошлых лет, памятники и музей-коллекцию диафильмов.

«Начните налаживать связь с учениками. Проведите эмоциональную оценку школы. Спросите детей, какие места в школе или предметы кажутся им потенциально опасными? Пусть каждый расскажет, что в интерьере школы хотелось бы изменить, а что убрать или добавить. Это можно сделать и без дополнительного бюджета. Важно просто прислушаться к мнению учеников и улучшать пространство сообща».

В школе нового района Москвы самым опасным местом ученики признали гардероб. Действительно, огороженное со всех сторон помещение, завешенное вещами, открывало большой простор для буллинга и краж. Результатом проведенной за 5 месяцев работы стал новый дизайн гардеробной. Пространство стало свободнее, ограды исчезли, а учителя взяли это место на контроль, чтобы предотвратить неприятные ситуации. Итог — визуально более привлекательное место, отсутствие «слепых» зон, прекращение краж и буллинга.

«Где взять деньги на преобразование школьной среды? Вместо того чтобы из года в год перекрашивать стены из бежевого в бежевый, лучше запланировать следующий ремонт как образовательную задачу. Можно не только провести исследование, но и включить в этот процесс детей».

Дети могут сами участвовать в разработке проекта и показать, чего им не хватает в пространстве школы — это повышает субъектность, снижает вандализм, воспитывает бережное отношение к школе. Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях

Источник: https://director.rosuchebnik.ru/article/proektirovanie-komfortnoy-i-bezopasnoy-obrazovatelnoy-sredy-sovremennoy-shkoly/

Современные школы: 10 впечатляющих проектов со всего мира

Как проектировать школу

Мы задумались: как выглядит современная архитектура общеобразовательных школ? Какую планировку и интерьер предлагают современные архитекторы? В этой статье вы прочитаете о самых интересных государственных школах, которые были построены за последние 4 года.

1. Школа Walden Dos

Школа находится на северо-западе Мехико. Она построена на месте старой школы, которую окружали бизнес центры, магистраль и река. Такое расположение сложно назвать безопасным, к тому же в окна школы почти не проникал естественный свет из-за тени высоток. В итоге школу и зону вокруг неё перестроили с нуля.

Архитектура

Внутри и снаружи школы архитектор Мигель Монтор (Miguel Montor) спроектировал сады. Стеклянные двери и окна от пола до потолка отделяют сады от классов. Благодаря этому детям не нужно далеко идти, чтобы поиграть на природе, а преподаватели могут проводить занятия на свежем воздухе.

Для строительства школы Мигель выбрал экологические материалы: бетон и дерево. А для цветовой палитры — только те цвета, которые можно увидеть в лесу.

2. Школа Liyuan

Средняя школа Liyuan расположена в центре китайского город Уси. Здание разделено на 2 части, которые находятся по разные стороны реки. Соединяет их мост-коридор, в котором расположена столовая с панорамными окнами.

3. Школа The Roc

Здание находится во французском городе Туркуэн. Постройка соединяет две соседние школы. В ней расположены дополнительные классы, столовая и зал, где родители ждут детей.

4. Школа The Ecole Jean-Moulin

Школа находится в городке на севере Франции. Постройку окружают каналы, холмы и малоэтажные дома 60-х годов. Чтобы здание «влилось» в природный ландшафт, его построили в виде большой зелёной волны.

5. Школа Hessenwald

Здание расположено между несколькими немецкими деревнями. В нем находится младшая, средняя и старшая школы. Помимо этого, в здании есть общественный центр. Там взрослые и дети играют на музыкальных инструментах, смотрят кино и ухаживают за школьным садом.

6. Школа Nord-Osterdal

Старшая школа Nord-Osterdal расположена в маленьком городке на востоке Норвегии. Здание построено на холме, с которого видно и город, и национальный парк.

7. Школа Mouriz

Здание находится в городе Парадеш на севере Португалии. На первом этаже постройки расположен детский сад, а на втором — начальная школа.

8. Jean Moulin

Школа расположена на берегу реки Маас во Франции. Участок находится на холме в окружении леса. Под крышей школы отведено место для маленького отеля, где могут жить ученики и преподаватели. Помимо этого, на участке находятся площадки для баскетбола, волейбола, гандбола и лёгкой атлетики.

9. Школа Kibera

Школа находится в крупнейшей трущобе Кении — городе Кибера. Школа появилась благодаря испанскому фотографу Ивану Баан (Iwan Baan). Во время фото-проекта о трущобах Иван наткнулся на единственную школу в Кибере. В ней не было туалетов, электричества и даже нормальной крыши. Здание окружали свалки и открытая канализация, а сама школа больше походила на груду мусора.

В том же году в музее искусств Копенгагена Иван увидел красочный павильон. Он принадлежал архитектурному агентству SelgasCano. Фотограф связался с архитекторами и попросил пожертвовать постройку детям Киберы. Команда SelgasCano не только согласилась, но и переделала павильон так, чтобы он стал более удобен в качестве школы.

10. Школа Panta Rhei

Школа находится на юге Амстердама в Нидерландах. С внешней стороны здание не представляет никакого интереса, но внутри находится то, что называется «Panta Rei». Буквально это выражение переводится как «поток».

Интерьер

В школе почти нет стандартных классов. Студенты учатся в открытых многофункциональных пространствах. Парты спроектированы специально для школы: они имеют разные асимметричные формы. Сдвигая столы, можно собрать круг, квадрат или звезду.

Главные акценты в интерьере школы — текстовые «узоры».  Дизайнеры попросили учеников выбрать любимые отрывки поэм и стихотворений. Лучшие тексты были напечатаны на полах, стенах и партах.

Онис Люкей, Су Шанглианг, Люк Боегли, Джерон Муш, D’HOUNDT+BAJART architectes.

Ещё больше статей об архитектуре школ читайте в наших статьях:

— Школа-кластер от компании Ackermann+Raff

— Футуристическое здание школы от Atelier REC architecture

— Современная школа от архитектурного агентства Ecker Architekten

Источник: https://losko.ru/modern-schools/

Какой должна быть современная школа?

Как проектировать школу

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает. 

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий. 

Они созданы как места массового хранения безликих людей, которых после специальной унифицирующей обработки выпускают наружу, в так называемый «реальный мир».

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

Гимназия при МГУ

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

Школа-офис в Аризоне

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку. 

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

Архитектурная концепция «Умной школы», Иркутск  

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор – это просто проход от одного места обучения к другому.

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время.

[attention type=red]

Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь.

[/attention]

Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

Хорошкола, Москва 

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

Один из атриумов «Хорошколы», Москва

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра. 

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

Атриум в инженерном корпусе школы № 548, Москва

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

[attention type=green]

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

[/attention]

Пример менее удачной организации библиотечного пространства в школе № 1392 в Ватутинках, Москва

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным. 

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, — это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница — граница разумности. Образование — это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Пример мене удачного креативного оформления общественного пространства в начальной школе Св. Марии, Мельбурн

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

  • открытости и психологической защищенности; 

  • публичности и возможности уединения;

  • приватности и возможностей самодемонстрации;

  • свободы движения и моторной саморегуляции (ограничений);

  • функциональности (нормы применения) и креативности в использовании пространства.

Отсутствие этого баланса — типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны». 

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы. 

Пример менее удачной организации пространства в школе № 1392 в Ватутинках

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

[attention type=yellow]

Этот спортивный блок в московской «Хорошколе» внушителен, но очень нагружен и практически лишён свободного пространства

[/attention]

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое — это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного — мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому. 

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

Вот так оформлять класс даже для начальной школы — перебор

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства — с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

Лестница в одной из школ штата Вайоминг

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам — ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть  образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала. 

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

Пример отличного актового зала в московской «Новой школе»

Марина Битянова

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» — соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

18 октября 2021, 17:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/kakoy-dolzhna-byt-sovremennaya-shkola

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: