- Совместная работа близких родственников в 2021 г. Есть ли ограничения по закону?
- Где ограничена совместная работа близких родственников?
- Разъяснения Минтруда о том, когда не распространяется запрет на совместную работу родственников
- Запретят ли работу родственников в прямом подчинении? Изменения в Закон о коррупции
- Есть ли запрет на «родственные связи» в частных компаниях?
- О порядке сообщения государственными гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от 19 сентября 2021 года №81-од/19
- Положение о порядке сообщения государственными гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
- Приложение. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
Совместная работа близких родственников в 2021 г. Есть ли ограничения по закону?
Принято считать, что близким родственникам и своякам работать в одном учреждении запрещено. Действительно, есть ряд мест, где подобное сотрудничество под запретом, но, как и у любого закона, в данном случае есть ряд исключений. Рассмотрим организации, в которых родственные связи являются нарушением и наоборот, при каких обстоятельствах можно работать с родными.
Где ограничена совместная работа близких родственников?
В свое время государственному аппарату пришлось ввести жесткие ограничения на рабочие отношения между людьми, имеющими родственные связи.
Коснулось это не только родных по крови, но и так называемых «свояков» — родных супруга, мужей/жен брата или сестры.
Сделано это было для того, чтобы сократить количество коррупционных правонарушений, а также исключить различные привилегии и мошенничество.
[attention type=yellow]В частности, запрет стоит на такие рабочие отношения между родственниками, где подразумевается финансово-хозяйственная деятельность и при которой один близкий находится в подчинении другого.
[/attention]Близкие родственники не могут работать вместе:
Кроме того, Федеральный закон «О противодействии коррупции» запрещает близким родственникам работать в следующих учреждениях:
- в государственных корпорациях;
- в Пенсионном Фонде России;
- в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования;
- в публично-правовых компаниях;
- в Фонде социального страхования РФ;
- в иных организациях, созданных государством на основании федеральных законов.
Согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции» допускается ограничение на деятельность лиц, которые занимают должности федеральной государственной службы (отдельные категории работников). В частности, это относится к директорам, начальникам, управляющим и главному бухгалтеру.
Разъяснения Минтруда о том, когда не распространяется запрет на совместную работу родственников
16 мая 2021 года в Министерстве труда России дали комментарии о тех случаях, когда запрет на совместную рабочую деятельность родственников не распространяется. Согласно им, финансово-хозяйственные полномочия между подобными работниками должны протекать вне условий непосредственного подчинения или контроля.
Под непосредственным подчинением подразумевается ситуация, когда начальник руководствуется внутренним регламентом и, согласно положению о структурном подразделении, является прямым начальником в отношении работника.
То есть имеет право давать обязательные для исполнения указания и приказы, контролировать их выполнение, влиять на повышение в должности, назначать меры поощрения и взыскания за нарушение трудовой дисциплины, оформлять назначение на новую должность или перевод в другой отдел.
Запрет не актуален и в том случае, если один из работников осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг или выполнением работ, которые относятся к основным видам организации. Например, это касается сфер науки, культуры, здоровья, спорта, образования. То есть один из работников является спортсменом, танцором, актером, врачом, ученым или учителем.
Запретят ли работу родственников в прямом подчинении? Изменения в Закон о коррупции
На практике соискателю часто отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на действующее законодательство и аналогии. Якобы совместная работа родственников в одном учреждении строго запрещена. Данная отсылка не всегда верна, однако необходимо заметить, что такой закон в скором времени действительно может появиться.
В начале 2015 года в Государственную думу РФ внесли проект федерального закона с планами на изменения в законе «О противодействии коррупции». Изначально предлагалось добавить статью с запретом на работу родственников в одной муниципальной или государственной организации, или в их обособленном подразделении.
Данное предложение до сих пор находится в стадии рассмотрения и с уверенностью утверждать, что его примут или отклонят нельзя. Депутаты склонны к тому, что даже при внесении такой поправки будут действовать определенные исключения.
Например, подобное правило не коснется совместной работы близких родственников в заведениях социального направления (образование, медицина, культура), если работники проживают в сельской местности. Скорее всего, данное исключение связано с нехваткой специалистов в отдаленных поселениях.
Для такой местности характерны целые династии учителей, врачей и работников культуры.
Есть ли запрет на «родственные связи» в частных компаниях?
Многих волнует вопрос о том, правомерно ли отказывать работнику в трудоустройстве при его обращении в частную компанию, в которой числится его родственник или свояк. Здесь нужно внимательно изучить российское законодательство, чтобы при необходимости защитить свои права.
В Трудовом кодексе РФ нет ограничений на работу родственников в коммерческой компании. Данное ограничение относится только к государственным и муниципальным учреждениям.
Обращаясь к 64-ой статье Трудового Кодекса РФ, можно увидеть, что работодатель при найме соискателя на работу должен руководствоваться только его деловыми качествами и не принимать во внимание расу, национальность, религию, пол, социальное, материальное или семейное положение, место жительства или возраст. Отказ в трудоустройстве по вышеперечисленным причинам приравнивается к ущемлению прав на рабочую деятельность.
[attention type=red]В самом ТК РФ нет расшифровки понятия «деловые качества», однако подобное разъяснение можно обнаружить в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Деловые качества трудящегося подразумевают под собой:
[/attention]- обладание профессиональными качествами, навыками и квалификацией для занимаемой должности;
- личные качества, которые могут повлиять на выполнение обязанностей: состояние здоровья, уровень образования, опыт работы по специальности или конкретно в данной сфере.
Многие компании пытаются обойти стороной этот закон, вводя локальные акты с подобными ограничениями. Важно понимать, что подобная документация не имеет законной силы, так как идет вразрез с Трудовым Кодексом.
Любые запреты в данной области должны приниматься на федеральном уровне.
При отказе в трудоустройстве из-за родственных связей с кем-либо из работников, даже при занимаемой им руководящей должности, соискатель вправе обратиться в суд.
Подводя итоги, стоит подчеркнуть, что близкие родственники на работе не могут обладать какими-либо преимуществами и в равной степени не могут подвергнуться дискриминации. Данный вопрос четко регулируется российским законодательством на федеральном уровне.
Ограничение на рабочие отношения между родными и свояками касаются только государственных и муниципальных учреждений, при условии непосредственного подчинения в финансово-хозяйственной деятельности. К частным (коммерческим) компаниям подобный запрет неприменим.
Источник: https://calculator-peni-po-stavke.online/yuridicheskie-voprosy/rabota-blizkih-rodstvennikov.html
О порядке сообщения государственными гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от 19 сентября 2021 года №81-од/19
Включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 09 октября 2021 года № в реестре 13368-620-081-ОД/19
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г.
№ 650 “О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации” приказываю:
1.
Утвердить прилагаемое Положение о порядке сообщения государственными гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
2. Признать утратившим силу приказ управления информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области от 21 декабря 2021 г.
№ 67 ОД “Об утверждении положения о порядке сообщения государственными гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов”.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник управления О.А.Баринова
Положение о порядке сообщения государственными гражданскими служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
УТВЕРЖДЕНОприказом управления информационнойполитики и взаимодействия сосредствами массовой информацииНижегородской областиот 19.09.2109 № 81-ОД/19
(далее – Положение)
1.
Настоящим Положением определяется порядок сообщения государственными гражданскими служащими Нижегородской области, представителем нанимателя для которых является начальник управления информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области (далее – гражданские служащие), о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
2. Гражданские служащие обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление), в двух экземплярах согласно приложению к настоящему Положению.
Первый экземпляр уведомления гражданский служащий передает руководителю структурного подразделения, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, незамедлительно при возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Второй экземпляр уведомления, заверенный руководителем структурного подразделения, остается у гражданского служащего в качестве подтверждения факта представления уведомления.
[attention type=green]3. Руководитель структурного подразделения обязан незамедлительно передать полученное уведомление начальнику управления информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области (далее – начальник управления).
[/attention]4. В случае если гражданский служащий не имеет возможности передать уведомление лично, оно направляется в управление информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
5. Уведомления, направленные начальнику управления, рассматриваются им лично либо по его решению передаются для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).
6. Уведомление с соответствующей резолюцией начальника управления направляется в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений департамента государственной гражданской и муниципальной службы управления делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области (далее – отдел) для исполнения.
7. Отдел обеспечивает регистрацию уведомлений путем внесения записей в соответствующий журнал регистрации в день их поступления. На уведомлении ставится отметка о его поступлении, в которой указываются дата поступления и входящий номер.
8.
Уведомления, по которым начальником управления принято решение в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения о передаче в комиссию, рассматриваются отделом, который подготавливает мотивированное заключение департамента государственной гражданской и муниципальной службы управления делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области (далее – департамент) на каждое из них.
При подготовке мотивированных заключений по результатам рассмотрения уведомлений должностные лица отдела имеют право получать в установленном порядке от гражданских служащих, направивших уведомления, пояснения по изложенным в них обстоятельствам, а управляющий делами Правительства Нижегородской области или директор департамента может направлять в установленном порядке запросы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.
9. Уведомления, заключения и другие материалы, полученные в ходе рассмотрения уведомлений, представляются председателю комиссии в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомлений в отдел.
При направлении запросов, указанных в абзаце втором пункта 8 настоящего Положения, уведомления, заключения и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления уведомлений в отдел.
В случае непоступления ответов на запросы в течение 45 дней со дня поступления уведомлений в отдел указанный срок продлевается, но не более чем на 30 дней.
[attention type=yellow]10. Комиссия рассматривает уведомления и принимает по ним решения в порядке, установленном Положением о порядке работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
[/attention]11.
Начальником управления по результатам рассмотрения им уведомлений принимается одно из следующих решений:
а) признать, что при исполнении должностных обязанностей гражданским служащим, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;
б) признать, что при исполнении должностных обязанностей гражданским служащим, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;
в) признать, что гражданским служащим, направившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.
12. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом “б” пункта 11 настоящего Положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации начальник управления принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует гражданскому служащему, направившему уведомление, принять такие меры.
13. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом “в” пункта 11 настоящего Положения, начальник управления принимает меры по привлечению гражданского служащего к ответственности в соответствии с порядком, определенным статьей 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.
Приложение. Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
Приложениек Положению о порядке сообщениягосударственными гражданскимислужащими о возникновении личнойзаинтересованности при исполнениидолжностных обязанностей, котораяприводит или может привести к конфликту интересов
Начальнику управленияинформационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области ________________________________________ (ФИО) от ______________________________________ (ФИО, замещаемая должность) ________________________________________ Сообщаю о возникновении у меня личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (нужное подчеркнуть). Обстоятельства, являющиеся основанием возникновения личной заинтересованности: ____________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Должностные обязанности, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность: ______________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: ____________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________
| ||
“___” ______ 20___ г | _________________________(подпись лица, направляющего уведомление) | _______________(расшифровка подписи) |
Документ получен из эталонного банка данных правовой информации Губернатора
и Правительства Нижегородской области
Источник: http://docs.cntd.ru/document/465593039